Научная статья на тему 'Образовательная среда как условие формирования потребности в поддержании и развитии психологического здоровья обучающихся'

Образовательная среда как условие формирования потребности в поддержании и развитии психологического здоровья обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / CRITERIA OF PSYCHOLOGICAL HEALTH / THE CONDITIONS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верченко Ирина Александровна, Гринева Ксения Юрьевна

В статье определяется актуальность исследования проблемы психологического здоровья обучающихся. В статье рассмотрены критерии психологического здоровья обучающихся; разработана карта наблюдения за психологическим здоровьем обучающихся; представлены результаты исследования особенностей психологического здоровья студентов. Авторами статьи выделены условия формирования потребности в поддержании и развитии психологического здоровья студентов: психолого-педагогическое просвещение преподавателей и студентов, а также комплекс воспитательных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Верченко Ирина Александровна, Гринева Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS CONDITION OF FORMATION OF REQUIREMENTS TO THE MAINTENANCE AND DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS

In the article the urgency of the study of the problem of psychological health of students is determined. In the article the criteria of psychological health of students are considered; a map of observation of the psychological health of students was developed; presents the results of a study of the psychological health of students. The authors of the article singled out the conditions for the formation of the need to maintain and develop the psychological health of students: psychological and pedagogical education of teachers and students, as well as a set of educational activities.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как условие формирования потребности в поддержании и развитии психологического здоровья обучающихся»

УДК 159.9

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ В ПОДДЕРЖАНИИ И РАЗВИТИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И.А. Верченко, К.Ю. Гринева

Аннотация. В статье определяется актуальность исследования проблемы психологического здоровья обучающихся. В статье рассмотрены критерии психологического здоровья обучающихся; разработана карта наблюдения за психологическим здоровьем обучающихся; представлены результаты исследования особенностей психологического здоровья студентов. Авторами статьи выделены условия формирования потребности в поддержании и развитии психологического здоровья студентов: психолого-педагогическое просвещение преподавателей и студентов, а также комплекс воспитательных мероприятий.

Ключевые слова: психологическое здоровье, критерии психологического здоровья, условия формирования психологического здоровья, образовательная среда, психолого-педагогическое просвещение, воспитание психологического здоровья обучающихся.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS CONDITION

OF FORMATION OF REQUIREMENTS TO THE MAINTENANCE

AND DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS

I. Virchenko, K. Grineva

Abstract. In the article the urgency of the study of the problem of psychological health of students is determined. In the article the criteria of psychological health of students are considered; a map of observation of the psychological health of students was developed; presents the results of a study of the psychological health of students. The authors of the article singled out the conditions for the formation of the need to maintain and develop the psychological health of students: psychological and pedagogical education of teachers and students, as well as a set of educational activities.

Keywords: psychological health, criteria of psychological health, the conditions of formation of psychological health, educational environment, psychological and pedagogical education, education of psychological health of students.

Здоровье человека - это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации. Здоровый образ жизни предполагает такой способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, который позволяет в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал, сохраняющий и улучшающий здоровье человека [1]. По данным современных исследований уровень здоровья человека на 15 - 20% обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50 - 55% - условия образа жизни самого человека [4].

В условиях острой потребности современного общества в оздоровлении культурно-нравственной среды, как никогда становятся актуальными проблемы воспитания и образования граждан по вопросам здорового образа жизни. В становлении психологически здорового образа жизни активная роль отводится

самому субъекту. Рассматривая данный аспект проблемы, мы исходим из представлений о том, что отношение к здоровью - одна из сторон «Я-концепции». Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием заболеваний, но и с наличием полноценного физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет оптимально осуществлять

общественную и учебную деятельность.

Таким образом, первостепенная роль в сохранении и формировании здорового образа жизни принадлежит самому человеку, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и социальных отношений. В связи с этим важной задачей является поддержание и развитие психологического здоровья обучающихся как фактора успешного освоения учебной, общественной, культурно-нравственной и других сфер жизнедеятельности.

В современную отечественную психологию понятие «психологического здоровья» было введено И.В. Дубровиной. По мнению автора, психологическое здоровье предполагает: -осознание человеком особенностей и качеств

своего психического и личностного развития; -отношение к осознаваемым психическим и личностным особенностям и качествам; -гуманистическую направленность личности [3].

В отечественной науке довольно разнообразный перечень критериев

психологического здоровья предлагают Н.Д. Лакосина и Г.К. Ушаков. В первую очередь авторы относят к ним: соответствующую возрасту человека зрелость чувств; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; критический подход к обстоятельствам жизни; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и пр. [5].

Таким образом, психологическое здоровье -это оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности, включающее

мотивационную, эмоциональную,

познавательную, волевую сферы; это внутреннее состояние человека, обеспечивающее ему адекватную действительности регуляцию поведения.

В соответствии с требованиями современных законов (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Проект Федерального закона РФ «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации»; ФГОС ВО) образовательная среда предполагает создание психологических условий с опорой на внутренний личностный потенциал, в результате которого происходит комплексная оптимизация и оздоровление образа жизни и целостной личности.

Решение данного вопроса предполагает анализ условий, влияющих на формирование психологического здоровья обучающихся. В связи с тем, что ключевая роль в становлении психологического здоровья отводится самому субъекту, деятельность педагога должна быть направлена на создание среды, способствующей развитию у обучающихся потребности в его формировании.

В исследовании особенностей

психологического здоровья приняли участие 112 обучающихся - студентов 1 - 4 курсов БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет».

Исследование включало в себя диагностику критериев сформированности психологического

здоровья, а также условий, необходимых для его развития. При выборе диагностического инструментария мы опирались на психологическую модель здорового образа жизни, предложенную И.О. Бабушкиной. В основе разработанной психологической модели здорового образа жизни и процесса его формирования у будущих педагогов лежит системное взаимодействие мировоззрения, позитивного мышления и духовно-нравственных ценностей и ориентаций личности. Через это взаимодействие обеспечивается развитие и оптимизация когнитивнътх, эмоциональных, коммуникативных и других возможностей личности.

Наиболее существенным компонентом указанной модели является программа психологического сопровождения студентов, создающая необходимые условия для интегрального развития здорового образа жизни личности. Программа охватывает основные аспекты жизни личности: здоровье, достаток, взаимоотношения, творческую деятельность. Она направлена на системное оздоровление и оптимизацию этих сторон жизни студентов, выступает внешним организационно-педагогическим условием формирования здорового образа жизни будущего педагога [2].

С помощью метода наблюдения нами были определены особенности сформированности у студентов когнитивного, эмоционального, коммуникативного, мотивационного,

ценностного и духовно-нравственного критериев психологического здоровья. Результаты наблюдения за каждым испытуемым были занесены в заранее разработанные бланки (см. табл. 1.).

В ходе обобщения результатов наблюдения было выявлено, что 30,4% студентов характеризуются высоким уровнем

психологического здоровья, что указывает на полноценное личностное развитие, высокий уровень самосознания, гуманистическую направленность; 46,4% студентов - средним уровнем психологического здоровья,

предполагающим недостаточное осознание особенностей и качеств своего психического и личностного развития. При этом 23,2% испытуемых имеют низкий уровень психологического здоровья, характеризующийся нарушением гармонизации отношений с самим собой и окружающими, пессимистическими настроениями, суетливостью, тревожностью и т.д

Таблица 1. - Карта наблюдения за психологическим здоровьем обучающихся

а т а т а т

Критерии нт не д нт не д нт не д

психологического Единицы наблюдения Р р р

здоровья

О о о

К к к

© © ©

Когнитивный Знает и соответствует правилам поведения на занятии и вне его

Эмоциональный Проявляет тревожность

Преобладает хорошее настроение

Коммуникативный Активно участвует в групповой работе

Обращается за помощью к одногруппникам

Доброжелателен и дружелюбен

Избегает разговоров

В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы

Одногруппники считаются с его мнением и обращаются за помощью

Мотивационный Проявляет интерес к учебной работе

Временами проявляет отсутствие интереса

Вял, безынициативен

Активен на занятиях

Ценностный Добивается целей

Духовно-нравственный Стремится к саморазвитию

Честный, совестливый

Для выявления условий, способствующих формированию психологического здоровья обучающихся, нами были разработаны планы индивидуальной и групповой бесед со студентами. Анализ результатов позволил определить перечень необходимых условий: благоприятные взаимоотношения с

окружающими; высокий статус в коллективе сверстников; наличие хобби, увлечений; благоприятный социально-психологический климат в коллективе; удовлетворенность собой; адекватность самооценки.

Создание таких условий в образовательной среде включает в себя деятельность педагогов, направленную на формирование благоприятных взаимоотношений в студенческих группах, повышение учебной и социальной мотивации, а также индивидуальные формы взаимодействия, связанные с обучением студентов техникам и приемам самопознания, самоудовлетворенности, саморазвития. Работа по созданию условий формирования психологического здоровья студентов может быть реализована в формах психолого-педагогического просвещения

преподавателей и студентов, а также комплекса воспитательных мероприятий.

Психолого-педагогическое просвещение -важнейшая традиционная составляющая образовательной среды по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся.

1. Просвещение преподавателей направлено на информирование о необходимости формирования психологического здоровья обучающихся как фактора успешной социализации, учебной, воспитательной и других видов деятельности. Главная задача - показать, каким образом педагоги могут способствовать созданию необходимых условий, т.е. органическое вплетение ситуации передачи знаний в процесс практической деятельности. Поэтому психолого-педагогическое просвещение преподавателей проходит через: групповые консультации с целью повышения психологической компетентности педагогов в тех вопросах, которые актуальны для студенческого возраста; индивидуальные беседы; консультирование как помощь в организации эффективного педагогического общения и пр.

2. Просвещение обучающихся предполагает информирование об особенностях психологического здоровья и способах его

формирования и представляет собой деятельность по развитию потребности в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни, желанию использовать информацию в интересах собственного личностного роста; формирование потребности в самопознании, саморазвитии и

самосовершенствовании. Формами реализации просветительской деятельности в данном случае могут выступать кураторские часы, разработка буклетов, инфографика и пр.

Воспитательная работа по формированию психологического здоровья предполагает активное взаимодействие со студентами, обеспечивающее повышение уровня компетентности в области психологического здоровья, реализацию индивидуальных возможностей, личностного роста и совершенствования; реализацию комплекса индивидуально ориентированных мер по повышению уровня психологически здорового образа жизни.

Основным критерием результативности реализации воспитательной работы будет выступать критерий сформированности у

студентов правильного понимания

психологического здоровья.

Основными показателями такого критерия будут служить: активизация познавательной деятельности обучающихся; информированность по содержанию компонентов психологического здоровья; образ жизни, направленный на формирование психологического здоровья.

Таким образом, поддержание и развитие психологического здоровья обучающихся предполагает создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию когнитивного, эмоционального,

коммуникативного, мотивационного, ценностного и духовно-нравственного его компонентов. Правильная организация данных условий будет способствовать полноценному психическому развитию личности, гармонизации внутреннего мира и социальных отношений, потребности в саморазвитии и совершенствовании, что будет находить свое отражение в различных сторонах учебной, творческой и других сферах жизнедеятельности обучающихся.

Литература:

1. Ананьев В.А. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб., Речь. - 2006. - 384 с.

2. Бабушкина И.О. Психологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических специальностей: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И.О. Бабушкина. - Нижний Новгород. - 2011, 28 с.

3. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И.В. Дубровина:

монография. - М.: Моск. психол.-соц ун-т. - 2014. - 464 с.

4. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья / А.В. Козлов // Перспективы науки и образования. - 2014. - №№ 6(12). - С. 110-117.

5. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. - 2-е и перераб. и доп. - М.: Медицина. - 1984. - 272 с.

Сведения об авторах:

Верченко Ирина Александровна (г. Сургут, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», e-mail: irina_verchenko@mail.ru

Гринева Ксения Юрьевна (г. Сургут, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», e-mail: ksyu_grineva@mail.ru

Data about the authors:

I. Verchenko (Surgut, Russia), candidate of psychological sciences, senior Lecturer of the Department of Psychology Surgut state pedagogical university, e-mail: irina_verchenko@mail.ru

K. Grineva (Surgut, Russia), candidate of psychological sciences, senior Lecturer of the Department of Psychology Surgut state pedagogical university, e-mail: ksyu_grineva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.