Научная статья на тему 'Система управления адаптацией студентов - первокурсников'

Система управления адаптацией студентов - первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ВУЗОВСКОЙ ЖИЗНИ / ADAPTATION OF FRESHMEN TO UNIVERSITY LIFE / АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ / ASPECTS OF ADAPTATION / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ / ADAPTATION MANAGEMENT SYSTEM / ЕЁ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ / ADAPTATION PROGRAM / ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION TECHNOLOGY / ITS OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анашкин Ю.И.

Рассматриваются основные аспекты адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе. Обосновывается важность и необходимость системы управления адаптацией, её цели, задачи, структура, критерии оценки. Большое внимание уделено содержанию программы и технологиям адаптации студентов к вузовской жизни. Показаны основные результаты исследований процесса адаптации первокурсников в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION MANAGEMENT SYSTEM OF FIRST YEAR STUDENTS

Purpose: to analyze the diverse problems of freshmen's adaptation to student life and the necessity for process of adaptation, the availability of the impact tools system providing its success. Methodology of work: monitoring of the first year students survey to identify the effectiveness of the adaptation control system. Results and the field of their application: the above material and adaptation technology can be used in practical activities of the administration of the institutes and faculties, professors and curators of student's groups, the leaders of the student self-government bodies at the organization of the educational process with the freshmen. Conclusions: proposals on improvement of adaptation management system will allow to improve significantly the performance of students from the first days of training and will promote the formation and development of the necessary competencies for the future professionals.

Текст научной работы на тему «Система управления адаптацией студентов - первокурсников»

УДК 316.6:378.1

Ю.И. Анашкин

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ - ПЕРВОКУРСНИКОВ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Рассматриваются основные аспекты адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе. Обосновывается важность и необходимость системы управления адаптацией, её цели, задачи, структура, критерии оценки. Большое внимание уделено содержанию программы и технологиям адаптации студентов к вузовской жизни. Показаны основные результаты исследований процесса адаптации первокурсников в вузе.

Ключевые слова: адаптация первокурсников к вузовской жизни, аспекты адаптации, система управления адаптацией, её цели, задачи, критерии оценки, программа адаптации, технологии адаптации.

Ежегодно ряды студентов НГТУ пополняют студенты-первокурсники. И буквально с первых дней пребывания в техническом университете, они сталкиваются с новой системой обучения и требованиями, возросшей учебной нагрузкой, мало известной социальной средой, изменением привычного уклада жизни. Поэтому учёба в вузе и получение будущей специальности является весьма сложным и многоплановым процессом, который требует от первокурсников перестройки их жизнедеятельности, ломки «сложившихся стереотипов учебного поведения вчерашнего школьника» [2, С. 56].

Уже на этапе выбора вуза абитуриент связывает с ним реализацию определённых жизненных целей, своих потребностей и интересов. В соответствии с ними он выбирает будущую профессию, формирует определённые ожидания от организации учебного процесса, условий и содержания обучения в вузе. Как правило, этот выбор осознанный и связан с большими ожиданиями. Например, анализ анкетирования первокурсников приёма 2011, 2012 годов о мотивах выбора вуза показал, что практически каждый третий из них мечтал поступить именно в НГТУ Практически половина из них (более 47%) считают выбранные специальности одними из самых престижных, и более 41% из числа опрошенных студентов связывает их с будущей работой.

Вуз также предъявляет требования к уровню подготовки студента- первокурсника, его желанию и умению получать знания и положительно воспринимать имеющиеся условия, соблюдать традиции, стандарты и нормы, правила поведения.

В ходе взаимодействия студента и организации (вуза) происходит их взаимное приспособление, протекает процесс адаптации. Это означает, что происходит включение студента-первокурсника в процесс учёбы и жизнедеятельности университета в соответствии с предъявляемыми требованиями. Причём, как отмечают специалисты, основным критерием отношения человека к происходящим в его жизни изменениям является перспектива, достижения поставленных целей, «возможность/невозвожность реализации жизненно важных потребностей» [4, С.46]. Поэтому, уровень их удовлетворения у первокурсников, ожиданий от обучения зависит от того, как учебно-воспитательный процесс в вузе, условия жизнедеятельности студентов отвечают их запросам. Это является одним из основных показателей единства студентов и вуза.

Таким образом, адаптацию студентов - первокурсников к вузовской жизни мы можем определить как взаимное приспособление их и вуза друг к другу, которое сопровождается постепенным привыканием к новым учебным и организационным условиям деятельности, окружающей социальной среды и активное положительное действие в этой среде.

Чаще всего специалисты выделяют три взаимосвязанных аспекта адаптации: профессиональный, психофизиологический и социально-психологический. Отметим основное

© Анашкин Ю.И., 2013.

содержание данных аспектов применительно к адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.

Профессиональный аспект заключается в овладении умениями и навыками рациональной организации учебной деятельности (научиться учиться в вузе), развитии некоторых личностных качеств первокурсников, которые требует обучение. Например, целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, внимательность.

Следует отметить, что первокурсник уже имеет определённую базу для учёбы в вузе. И объективными факторами успешности и скорости его профессиональной адаптации могут служить имеющиеся у него уровень подготовки и опыт учебной деятельности, который он получил в школе. Этот потенциальный уровень готовности выпускника школы к вузовской жизни служит основанием для полноценного включения первокурсников в учебный процесс. А субъективными факторами являются: отношение их к учёбе, ожидания, связанные с ней, потребность в овладении профессиональными знаниями.

Психофизиологический аспект связан с привыканием к условиям и режиму обучения. Вместо привычного школьного урока, на котором обычно давался небольшой по объёму фрагмент учебного материала, в университете студент сталкивается с лекциями, семинарами, лабораторными и практическими работами. Интенсивность и напряжённость учёбы в вузе значительно выше, чем в школе, также увеличена длительность учебных занятий по времени.

Основным объективным показателем динамики этого процесса является степень утомляемости студента, изменение интенсивности его деятельности во время учёбы, а субъективными показателями - оценка самого студента своего самочувствия, условий обучения, его сложности.

Социально-психологический аспект адаптации связан с включением первокурсника в систему взаимоотношений студенческого коллектива группы, факультета, института, освоением их традиций, норм, ценностей, правил и других элементов субкультуры, приобретением социальной роли и статуса, которые ему устанавливает группа. Причём это происходит с учётом собственных потребностей, стремлений и интересов студента. Именно понятие взаимодействие наиболее точно отражает особенности процесса социально-психологической адаптации и проявляется в выборе той или иной стратегии адаптивного поведения.

Динамику этого процесса определяют личностные свойства первокурсника, его темперамент, характер, стиль деятельности, уровень воспитания, притязаний и культуры.

Необходимо отметить, что для ряда первокурсников поступление в университет также связано с изменением места жительства, условий проживания, отрывом от семьи, в которой они выросли, изменением социально-психологического климата, определёнными материальными затратами. Например, в 2012 году в НГТУ поступили 292 (23.3%) студента из городов Нижегородской области, 219 (17.4%) из сельской местности, 145 (11.6%) до поступления проживали за пределами области. Поэтому 476 (38%) студентов первого курса проживают в общежитиях университета и снимают частное жильё.

Всё изложенное убедительно показывает, что успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, «становится определяющим звеном и важным этапом подготовки специалиста» [1, С. 106], основой его профессиональной компетентности.

Этим определяется исследовательский и практический интерес к изучению её разнообразных и противоречивых проблем, необходимость управления адаптацией, наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих её быстроту и успешность.

В университете сложилась и действует достаточно эффективная система управления адаптацией первокурсников к студенческой жизни (рис. 1). Она позволяет обеспечить вхождение первокурсников в студенческий коллектив, формирование навыков и умений учебной деятельности, оптимальный режим учёбы, досуга и быта.

Учёный совет НГТУ

Совет по ВР

Совет кураторов студенческих групп

Ф Ф

Проректор по ВР

Ф ^^ Ф

Проектор по АХР Проректор по УР

м м

Директора институтов, филиалов, деканы факультетов Заместители по ВР

^ Профессорско-

преподавательский состав

Кураторы студенческих групп

Координаторы студенческих групп

Кафедры

Управление социально-бытового обслуживания

Отдел по воспитательной работе

Учебно-методическое управление

Музей истории НГТУ

Научно-техническая библиотека

Студпит

Социологическая лаборатория

Студенческие объединения НГТУ

Медицинская служба

Психологический центр ФКТ

Студенческий клуб

Студгородок

Спортивный клуб

Рис. 1. Система управления адаптацией первокурсников в вузе

Й

г

а

к

К

Й

К

а

а

г

Л

»

К

К

К

к

л

а

л

^

л

а =

2

6

Эта система является составляющей системы управления вузом и предполагает:

• формирование целей, задач, функций и состава участников;

• структурное закрепление функций управления адаптацией в системе управления

вузом;

• установление вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей

участников процесса адаптации первокурсников;

• разработку инструментария управления адаптацией;

• мониторинг и при необходимости коррекцию процесса адаптации.

Систему управления адаптацией можно определить как согласованное по целям, времени, направлениям деятельности взаимодействие субъектов и объектов управления этой системы, которое основано на активном, дифференцированном по степени и формам их участии в реализации процесса адаптации первокурсников.

Субъектами управления выступают руководители и воспитатели, профессорско-преподавательский состав, кураторы, сотрудники управлений, отделов, служб университета, студенческие объединения, которые участвуют в процессе адаптации первокурсников.

Объектами управления являются студенты первого курса НГТУ, одновременно выступающие и как субъекты, так как они имеют, как правило, собственное мнение, позицию и оказывают определённое влияние на деятельность вуза.

На наш взгляд, основной целью этой системы управления является ускорение включения и привыкания первокурсников к процессу учёбы и жизнедеятельности в вузе, достижения его оптимального режима и обеспечения взаимного приспособления студентов и вуза (сделать процесс адаптации эффективным, более коротким и безболезненным).

К основным задачам системы управления адаптацией можно отнести следующие:

1. Уменьшение стартовых издержек. Так называемая «стартовая фаза» адаптации, по мнению исследователей, оказывает влияние на успех дальнейшей учёбы. Именно в начале обучения студенты не только получают общие сведения о своём вузе, но и формируют собственное отношение к нему, приобщаются к нормам, традициям вуза, к требованиям учебной и общественной работы. Важно отметить, что эта фаза адаптации не есть пассивное приспособление первокурсника к вузу, её не следует рассматривать и как процесс, сопровождаемый лишь трудностями и конфликтами. Начало учёбы в вузе - это радостное событие в жизни первокурсника, это целый этап формирования личности в новых условиях.

2. Снижение тревожности и неуверенности. В данном случае это означает боязнь провалов в учёбе и неполную ориентацию в сложившейся ситуации. С одной стороны, это нормальный страх перед новым и неизвестным, но с другой - фактор, который может привести к стрессам и их негативным последствиям.

3. Формирование у первокурсников позитивного отношения к своему институту, факультету, группе и к обучению, развитие удовлетворенности учёбой в вузе, реализма в ожиданиях. Это является непременным условием их высоких показателей.

4. Экономия времени руководителей, преподавателей в ходе учебно-воспитательного процесса. Первокурсники, которые недостаточно адаптировались к жизнедеятельности вуза, требуют значительно больше внимания, времени на помощь в процессе учёбы, при выполнении возложенных на них обязанностей.

5. Сокращение числа отчисляемых студентов-первокурсников. Общеизвестно, что наибольший отсев студентов происходит именно на первом курсе. Если первокурсники не смогли своевременно освоиться в вузе, то они могут испытывать большие трудности в ходе учебного процесса, усвоении материала, что, в конечном итоге, может привести к их отчислению.

Для наиболее быстрого и успешного прохождения адаптации первокурсниками в НГТУ разработана соответствующая программа адаптации, включающая комплекс организационных, специальных и тематических мероприятий, которые проводятся должностными лицами, преподавателями и студенческим активом в масштабе университета,

филиала, института (факультета), студенческой группы. К основным мероприятиям этой программы относятся:

Университетский уровень

• Обучение представителей институтов, филиалов, факультетов, кураторов и координаторов студенческих групп технологиям адаптации.

• Торжественное посвящение первокурсников в студенты НГТУ

• Анкетирование первокурсников, обработка и анализ результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Посещение музея истории, галереи выпускников, выставки «Научные школы НГТУ».

• Проведение собраний первокурсников, проживающих в общежитиях (знакомство с правилами проживания, организацией студенческой жизни).

• Знакомство с научно-технической библиотекой НГТУ, правилами пользования.

• Встречи с представителями студенческих объединений, знакомство с организацией студенческого самоуправления в университете, проводимыми мероприятиями со студентами.

• Знакомство со студенческим клубом НГТУ, выявление творческих, талантливых студентов.

• Проведение диспансеризации первокурсников.

• Знакомство с работой санатория-профилактория НГТУ.

• Оказание психологической помощи первокурсникам.

• Выявление студентов-спортсменов, формирование спортивных секций.

• Проведение спартакиады первокурсников НГТУ

• Анкетирование первокурсников о ходе адаптации к студенческой жизни.

• Мониторинг процесса адаптации первокурсников университета, разработка и реализация мер по устранению причин недостатков, улучшению управления процессом адаптации.

Уровень института, факультета

• Знакомство первокурсников с администрацией института (факультета), заведующими кафедрами, представителями студенческих объединений.

• Подбор кураторов, координаторов студенческих групп, их представление студентам.

• Торжественное вручение студенческих билетов первокурсникам.

• Общее представление НГТУ, института (факультета). Вручение путеводителя первокурсника.

• Организация дополнительных занятий по математике, физике, русскому и иностранному языку.

• Активные тренинги с первокурсниками, направленные на формирование навыков командного взаимодействия (верёвочный курс).

• Анализ успеваемости первокурсников по результатам 1 и 2 контрольных недель.

• Педагогическое сопровождение и оказание помощи первокурсникам.

• Мониторинг процесса адаптации первокурсников института (факультета), разработка и реализация мер по устранению причин недостатков, улучшению управления процессом адаптации.

Уровень студенческой группы

• Проведение кураторских часов (о правах и обязанностях студентов, правилах внутреннего распорядка, знакомство с основами организации учебного процесса в вузе).

• Формирование студенческого актива группы.

• Индивидуальные беседы с первокурсниками о ходе учёбы, адаптации к студенческой жизни, возникших проблемах.

• Организация мероприятий в группе.

• Обеспечение участия студентов группы в проводимых тематических и культурно-досуговых мероприятиях в НГТУ, в институтах (факультетах).

• Мониторинг процесса адаптации первокурсников группы, разработка и реализация мер по устранению причин недостатков, улучшению управления процессом адаптации. Технологии адаптации первокурсников к студенческой жизни разрабатываются,

внедряются и координируются в рамках вуза (рис. 2).

Технологии адаптации

Введение в организацию - это процесс ознакомления первокурсников с НГТУ, его миссией и целями, историей, традициями и нормами, организационной структурой, руководством, приоритетами деятельности, проблемами. Студенты также информируются о системе льгот в вузе, организациии питания и быта, работе студенческих объединений, творческих студий и спортивных секцнй.

Введение в подразделение предполагает ознакомления первокурсников с институтом (факультетом), его целями, историей и традициями, структурой, администрацией и преподавателями, представителями студенческого актива. Разъясняется место подразделения в организационной структуре университета, организация работы внутри института (факультета), взаимоотношения с другими подразделениями. Проводится осмотр основных функциональных зон подразделения (входы, выходы, места оказания первой помощи и т.д.), инструктаж о правилах и мерах безопасности.

Введение в учебный процесс заключается в ознакомлении первокурсников с организацией обучения в вузе. Студенты информируются о расписании занятий, местах их проведения, правах и обязанностях, правилах внутреннего трудового распорядка, требованиях, которые к ним предъявляются со стороны вуза.

В 2012-2013 учебном году, с целью улучшения адаптации студентов к учебному процессу во всех институтах, факультетах НГТУ были проведены дополнительные занятия по математике, физике, химии, русскому и иностранному языку (в зависимости от профиля института, факультета). Затем был проведён опрос о целесообразности и эффективности их проведения по анкете, разработанной в учебно-методическом управлении НГТУ

Анализ полученных результатов показал, что большинству студентов-первокурсников

из числа опрошенных (58.7%) были необходимы дополнительные занятия. Особенно «проблемным» предметом в вузе 47% студентов назвали математику (как раз по этой дисциплине проводились дополнительные занятия во всех институтах и на факультетах).

Практически треть, из числа опрошенных студентов (30%), отметили, что им пригодились полученные знания в ходе учёбы, 29.2% студентов - первокурсников поняли то, что раньше вызывало у них затруднение, 21.1% после проведения занятий более уверенно, по их мнению, стали воспринимать информацию.

После проведения ориентации (информирования) первокурсников проводится оценка усвоения ими полученной информации, делаются выводы об эффективности проведённой работы и принимаются соответствующие меры.

Традиционно, с первых дней учёбы в вузе начинается изучение (оценка) студентов -первокурсников. С этой целью используются индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение документов, общение с родителями студентов.

Например, с целью изучения студентов первого курса набора 2012 года анкетирование проводилось силами кураторов студенческих групп, студенческого актива и заместителей директоров институтов, деканов факультетов по воспитательной работе по анкете, разработанной в отделе по воспитательной работе НГТУ В нём приняли участие 1359 (86.8%) студентов первого курса технического университета.

Анализ результатов показал, что 32.7% первокурсников принимали участие в предметных олимпиадах, причём 15.2% первокурсников стали их призёрами, 14.5% - участвовали в факультативных занятиях и в работе научных кружков. До поступления в вуз 43.6% студентов активно участвовали в спортивных мероприятиях, 23.6% становились призёрами различных спортивных соревнований. И сейчас 35.3% первокурсников выражают желание принимать участие в работе спортивных секций, кружков, туристических клубов.

Наиболее распространёнными навыками, которыми обладают первокурсники, являются навыки программиста (24.9%), водителя (16.2%). Были выявлены и определённые творческие навыки. Из числа опрошенных студентов-первокурсников 16% имеют актёрские навыки, 12.1% - вокальные, 10.7% имеют хореографические и 3.4% режиссерские навыки. Владеют музыкальным инструментом 14.8% первокурсников.

До поступления в НГТУ 36.2% первокурсников активно участвовали в художественной самодеятельности и по результатам анкетирования 27.7% первокурсников хотели бы принять участие в студенческой самодеятельности, в работе творческих студиях университета.

Из числа опрошенных студентов, 24.4% считают, что обладают организаторскими навыками. До поступления в вуз принимали участие в работе совета старшеклассников 16.8% и органов школьного самоуправления - 15.8%. Первокурсники также выразили желание участвовать в работе студенческих объединений НГТУ (34.4%), студенческих СМИ (9.9%), студенческих отрядов (9.5%).

Наличие данных навыков и желания первокурсников участвовать в культурной, общественной, спортивной жизни и умелая организация работы с ними студенческого клуба, органов студенческого самоуправления, кафедры физического воспитания, спортивного клуба и организаторов воспитательной работы способствует дальнейшему развитию творческой деятельности в техническом университете, обогащению общественной жизни студентов, их дальнейшему развитию, самовыражению и самореализации.

Также, полученные результаты позволили составить социально-психологические портреты студенческих групп, были использованы при вовлечении студентов первого курса в социально одобряемую деятельность, корректировке мероприятий программы адаптации.

При сопровождении деятельности первокурсников в процессе адаптации важную роль играют профессорско-преподавательский состав, кураторы студенческих групп, заместители по воспитательной работе и студенческие координаторы. Именно они непосредственно работают со студентами, изучают их личностно-деловые качества, способности, организуют и проводят различные мероприятия, индивидуально - воспитательную работу, оказывают помощь на местах.

Для оценки процесса адаптации, эффективности системы управления адаптацией первокурсников в вузе, ожиданий студентов и руководителей от её реализации проводится её мониторинг. При этом используются субъективные и объективные критерии оценки [2, С. 58], показанные на рис. 3.

Оценка эффективности системы управления адаптацией в вузе

Субъективные критерии оценки У

Удовлетворенность субъектов управления системой адаптации. Удовлетворенность первокурсников процессом обучения. Удовлетворённость коллективом и сложившимися в нём отношениями. Проявление студентами активности в учебной и общественной деятельности.

Объективные критерии оценки У

Показатели успеваемости первокурсников по предметам обучения. Отчисляемость первокурсников. Отсутствие отклонений в состоянии психофизиологических функций. Отсутствие ярко выраженных признаков утомления в ходе учебной деятельности.

Рис. 3. Субъективные и объективные критерии оценки системы управления адаптацией

первокурсников в вузе

Наиболее распространёнными методами являются анкетирование, тестирование, опросы, различные виды интервью, наблюдение, анализ успеваемости (по итогам контрольных недель, сессии) и поведения студентов, отзывы преподавателей и кураторов студенческих групп. Их комплексное применение, на наш взгляд, позволяет выявить основные проблемы, запросы, которые возникают в ходе адаптации студентов, сделать некоторые выводы и при необходимости своевременно принять необходимые меры по совершенствованию системы управления адаптацией студентов, внести соответствующие изменения, коррективы, востребованные сложившейся обстановкой, ситуацией.

С целью оценки процесса адаптации к вузу, эффективности системы управления им проводилось анонимное анкетирование студентов набора 2012 года через 2 месяца обучения. Оно осуществлялось силами студенческого актива (представителей всех студенческих объединений технического университета) по анкете, разработанной в отделе по воспитательной работе НГТУ В нём приняли участие представители всех институтов и факультетов университета.

Анализ анкет показал, что у большинства студентов первого курса НГТУ (74.5%) сложились хорошие впечатления от учёбы в техническом университете. В вузе созданы условия для их эффективной работы. Им учиться сложно, но интересно, они получают много информации. Обучение проводят квалифицированные преподаватели.

Более 60% из числа опрошенных студентов устраивает расписание занятий. 70% участников анкетирования отметили, что им нравится работа куратора студенческой группы. Практически 65% опрошенных первокурсников положительно оценили работу координаторов органов студенческого самоуправления институтов, факультетов. Большинству опрошенных студентов (93%) нравятся взаимоотношения, которые сложились в группе, у многих (90.8%) появились друзья в своей студенческой группе.

Студенты-первокурсники отметили, что они информированы о проводимых во внеучебное время мероприятиях в НГТУ Эти мероприятия востребованы и пользуются популярностью в студенческой среде.

Вместе с тем некоторые первокурсники отметили, что у них возникали проблемы по отдельным учебным дисциплинам, студенческой жизни. В каждом институте, на факультете они имеют определённую специфику, связаны с организацией обучения в конкретном подразделении и теми учебными дисциплинами, которые изучаются студентами в первом семестре. Наиболее общими из них являются:

• в расписании учебных занятий отдельные дни очень насыщены;

• проблемы во взаимоотношениях с преподавателями (указали 15.4% студентов);

• 35.2% студентов, из числа опрошенных, столкнулись с материальными проблемами;

• достаточно большое количество первокурсников (62.6%) не устраивает или цена, или качество питания в столовой и буфетах НГТУ.

В целом, по итогам анкетирования первокурсников, практически каждому четвёртому из опрошенных (24.2%) необходима помощь, для решения возникших проблем в учёбе и студенческой жизни. Более того, выявлено 17 студентов-первокурсников, которым необходимо обращение в психологический центр НГТУ, оказание психолого-педагогической помощи. Что ещё раз убедительно подчёркивает актуальность и необходимость управления процессом адаптации первокурсников.

Мы полагаем, что дальнейшее развитие и совершенствование системы управления адаптацией студентов-первокурсников к вузовской жизни позволит существенно повысить эффективность работы студентов с первых дней обучения в университете, будет способствовать их успешному обучению в вузе, формированию и развитию необходимых компетенций будущих специалистов.

Библиографический список

1. Жукова, Т.А. Социально-профессиональная адаптация студентов в системе университетского образования // Инновации в образовании. 2007. №1. С. 103-113.

2. Козлова, А.В. Адаптация студентов к информационно-коммуникационной образовательной среде вуза // Инновации в образовании. 2005. №7. С. 56-66.

3. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социс. 2008. №8. С. 102.

4. Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация молодёжи и отношение к социальным нормам / Н.Е. Шустова, В.В. Гриценко // Психологический журнал. 2007. Т. 27. №1. С. 46-57.

Дата поступления в редакцию 05.06.2013

Y. I. Anashkin

ADAPTATION MANAGEMENT SYSTEM OF FIRST YEAR STUDENTS

Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R.E. Alekseev

Purpose: to analyze the diverse problems of freshmen's adaptation to student life and the necessity for process of adaptation, the availability of the impact tools system providing its success.

Methodology of work: monitoring of the first year students survey to identify the effectiveness of the adaptation control system.

Results and the field of their application: the above material and adaptation technology can be used in practical activities of the administration of the institutes and faculties, professors and curators of student's groups, the leaders of the student self-government bodies at the organization of the educational process with the freshmen. Conclusions: proposals on improvement of adaptation management system will allow to improve significantly the performance of students from the first days of training and will promote the formation and development of the necessary competencies for the future professionals.

Key words: adaptation of freshmen to university life, aspects of adaptation, adaptation management system, its objectives, evaluation criteria, adaptation program, adaptation technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.