Научная статья на тему 'Оценка характеристик надежности невосстанавливаемых изделий при эксплуатации по ресурсу'

Оценка характеристик надежности невосстанавливаемых изделий при эксплуатации по ресурсу Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА / НАДЕЖНОСТЬ ИСПЫТУЕМОГО ИЗДЕЛИЯ / INDUSTRIAL TESTING / TECHNICAL EQUIPMENT / TESTED PRODUCT RELIABILITY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Кашковский В. В., Разумов В. В., Тихий И. И.

Рассматривается управление техническим состоянием невосстанавливаемых технических устройств. Предлагаются подходы к измерению показателя надежности испытуемого изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A VALUATION OF RELIABILITY PERFORMANCES UNREKOVERING OBJECTS BY EXPLOITATION ON TIME OF WORK

Monitoring of non-renewable technical equipment maintenance is discussed. Approaches to evaluating the reliability index for tested products are suggested.

Текст научной работы на тему «Оценка характеристик надежности невосстанавливаемых изделий при эксплуатации по ресурсу»

Но следует заметить, что ИКС осуществляют свою деятельность не только в условиях внутригруппового взаимодействия, но и во взаимодействии с внешней средой. Поэтому для формирования эффективной и конкурентоспособной корпоративной структуры необходимо использование такого подхода, который бы учитывал взаимовлияние стратегического замысла организаторов объединения и внешних и внутренних факторов его деятельности.

В этой связи автору кажется целесообразным за основу создания механизма реализации процесса формирования ИКС взять маркетинговый подход, в рамках которого при принятии решения об объединении и выборе субъекта объединения преимущество

отдается именно анализу факторов внешней среды, изменению рынков до и после интеграции, оценке преимуществ и отрицательных последствий слияний и поглощений в зависимости от предпосылок и предполагаемых целей объединения.

За основу объединения реально существующих предприятий в ИКС может быть взят разработанный нами с использованием маркетингового подхода механизм создания ИКС. На рисунке описываются основные этапы процесса интеграции.

На наш взгляд, последовательная реализация предложенных нами этапов процесса интеграции позволит сформировать эффективную и конкурентоспособную интегрированную корпоративную структуру.

В.В. КАШКОВСКИЙ

доцент Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (института)

В.В. РАЗУМОВ

начальник кафедры эксплуатации авиационного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (института)

И.И. ТИХИЙ

доцент Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (института)

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК НАДЕЖНОСТИ ^ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПО РЕСУРСУ

Считается, что одним из важнейших параметров, необходимых для управления техническим состоянием невосстанавливаемых технических устройств, является интенсивность их отказов1, которую по результатам испытаний без замены отказавших устройств определяют для отрезка времени испытаний А/, как

Л / л , ч 1 Ап,

(А/,) = — —,

^т1 А/1

где Ыт1 — среднее число исправных изделий на интервале времени А/,; Ап, — число изделий, отказавших на отрезке времени А/,.

По ряду причин оценка данного параметра в процессе эксплуатации устройств

затруднена или невозможна, поэтому для управления их техническим состоянием приходится применять другие показатели. Рассмотрим один из подходов к решению этой задачи.

Пусть по результатам испытаний получена статистическая плотность распределения наработки до отказа невосстанавливаемого технического устройства2 (рис. 1):

{*(/) = — Ап-, , = ,

N0 А/,

где (*(/) — статистическая плотность распределения наработки до отказа; N — общее число изделий, участвовавших в испытаниях; к — число интервалов построения гистограммы.

© В.В. Кашковский, В.В. Разумов, И.И. Тихий, 2007

В.В. КАШКОВСКИЙ, В.В. РАЗУМОВ, и.и. тихий

О То Трес

Рис. 1. Статистическая плотность распределения наработки до отказа невосстанавливаемого технического устройства, тысячных ед.

Допустим, что по результатам испытания для данного изделия промышленностью назначен ресурс Трес = 200 ч (см. рис. 1). Помимо плотности (*(/) и назначенного ресурса Трес результаты испытаний позволяют найти среднюю наработку данного изделия до отказа Т0:

= J f V )tdt.

0

В рассматриваемом примере Т0 = 163,7 ч (см. рис. 1).

Величина Т0, полученная при испытаниях, декларируется промышленностью как показатель надежности данного изделия, однако в практике эксплуатации изделия до выработки ресурса этот показатель не может подтвердиться статистически, поскольку все исправные изделия при наработке Трес снимаются с эксплуатации независимо от их технического состояния. Поэтому плотность распределения наработки до отказа при эксплуатации до выработки ресурса /э(/) отличается от плотности (*(/) и для отказавших изделий принимает следующий вид (рис. 2):

fэ (t) =

f(t )

при о < t < Tpec;

q(TPEC )

0

TPEC

где q(TpEc) = J f (t)dt — вероятность от-

при t > TpEC,

каза изделия на интервале наработки от 0

до TPEC-

Ф)

20

18

16

14

12

10

8

6

4

2

Рис. 2. Статистическая плотность распределения наработки до отказа при эксплуатации изделия до выработки ресурса, тысячных ед. (Трес = 200 ч)

На основании выражения (1) можно найти ожидаемую среднюю наработку до отказа при эксплуатации изделия до выработки ресурса Тоэ:

1

TPEC

J f V)tdt.

о

03 q(TPEC)

В рассматриваемом примере TQ3 = = 130,4 ч (см. рис. 1).

Очевидно, что найденная при испытаниях величина Тоэ является более важным показателем надежности, чем To, так как в процессе эксплуатации ее оценку можно найти на основании статистических данных о наработке отказавших изделий по карточкам учета неисправностей (см. рис. 2):

1 Ап

Toc =— I Ь ,

Ап£

где T0c — статистическая средняя наработка до отказа при эксплуатации изделия до выработки ресурса; Ап — объем выборки отказавших изделий; t, — наработка /-го

отказавшего изделия____по карточкам учета

неисправностей, i = 1, Ап.

В настоящее время оценка Тоэ и T0c не предусмотрена нормативными документа-(1) ми3. В то же время величину Тоэ, согласно

ГОСТ 27.002-89, можно рассматривать как нормируемый показатель надежности, а сбор статистических данных для получения оценки T0c — как эксплуатационные испытания устройств на надежность. Алгоритм

вычисления оценки Toc, согласно назван-

T

PEC

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

ному ГОСТ, является экспериментальным методом определения надежности.

Таким образом, управление техническим состоянием невосстанавливаемых технических устройств сводится к заданию промышленностью нормируемого показателя надежности Тоэ, проведению эксплуатационных испытаний устройств на надежность и вычислению оценки Toc экспериментальным методом определения надежности. При подтверждении параметрической гипотезы H ■ T = T параметры надежнос-' '0 ■ 'оз 'oc ти изделия соответствуют заявленным, и

дальнейшая эксплуатация данного изделия может быть продолжена. Подтверждение параметрической гипотезы H1 ■ T03 > Toc говорит о снижении надежности изделия по причине конструктивных, производственных или эксплуатационных отказов и требует оперативного вмешательства для выявления и устранения причины снижения надежности. Подтверждение параметрической гипотезы H2 ■ T03 < Toc говорит о неоптимальном

назначении ресурса Трес и позволяет уточнить его оценку.

Исследование плотности распределения статистической оценки Тос показало, что при увеличении объема выборки Ап плотность распределения очень быстро сходится к нормальному закону. Так, уже при объеме выборки, равной 25, точность совпадения гистограммы Т (Тос ) с нормальным

ОС

распределением превышает точность, потребную для инженерных расчетов.

Примечания

1 ГОСТ 27.002—89. Надежность в технике: основные понятия, термины и определения. М., 1989.

2 Там же; Надежность и эффективность в технике: справ.: в 10 т. / редсовет: В.С. Авдуевский (пред.) и др. М., 1987. Т. 2: Математические методы в теории надежности и эффективности / под ред. Б.В. Гнеденко; Надежность технических систем: справ. / Ю.К. Беляев, В.А. Богатырев, В.В. Болотин и др.; под ред. И.А. Ушакова. М., 1985.

3 ГОСТ 27.002—89. Надежность в технике: основные понятия, термины и определения.

А.Б. МАКСИМОВ

соискатель

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНОВ

Научные основы развития региональной инфраструктуры пока только разрабатываются. Не все отраслевые (функциональные) типы инфраструктуры изучены в настоящее время в достаточной мере. Перечень только части исследований по проблемам социально-экономического комплекса регионов свидетельствует о возрастающем интересе ученых, политиков, практических работников к вопросам регионального развития и оптимизации управления социально-экономическими процессами на этом уровне. Такой интерес не случаен, поскольку основная тяжесть рыночных преобразований ложится именно на регионы — субъекты Российской Федерации. На региональном уровне идут процессы стабилизации социально-экономического состояния и поиска путей выхода из кризиса, адаптации к мероприятиям, проводимым федеральным правительством в рамках экономической реформы.

Экономика России включает в себя множество отраслей. Каждая из них специализирована на производстве определенного вида товарно-материальных ценностей или на оказании каких-либо услуг другим отраслям. Однако услуги оказываются не только непосредственно в сфере материального производства, но и населению. Таким образом происходят становление и последовательное развитие отраслей экономики, которые в своей совокупности представляют инфраструктуру. В современных условиях уровень развития инфраструктурных отраслей, особенно тех, которые обеспечивают устойчивость и динамизм экономического роста, становится важным фактором определения конкурентоспособности региона как внутри страны, так и на мировой арене.

Успешное функционирование рыночного механизма в значительной степени зависит от развития транспортной инфраструктуры

© А.Б. Максимов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.