Научная статья на тему 'Оценка факторов конкурентоспособности угольных компаний в современных условиях'

Оценка факторов конкурентоспособности угольных компаний в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ФАКТОРЫ / FACTORS / ФИНАНСОВЫЙ / FINANCIAL / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ / INTEGRATED / ЦЕНОВАЯ / УГОЛЬ / COAL / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЭКСПОРТ / EXPORT / PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурчаков Владимир Анатольевич, Кондюкова Анастасия Евгеньевна

Рассмотрена методика оценки конкурентоспособности угольной продукции в условиях внутрии межотраслевой конкуренции, с учетом специфики отрасли рассматривается интегральный индекс конкурентоспособности угледобывающей компании. Представлен анализ ценовой конкурентоспособности угля в сфере теплои электроэнергетики. Проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность угледобывающих компаний. Отражены критерии и показатели конкурентоспособности угля и угледобывающего предприятия. Для оценки конкурентоспособности угледобывающих предприятий предложено определять интегральный показатель. Предложенный подход позволяет определить, какой из выделенных критериев конкурентоспособность продукции, рентабельность основной и прочей производственнохозяйственной деятельности оказывает более существенное влияние на изменение конкурентоспособности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурчаков Владимир Анатольевич, Кондюкова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF FACTORS OF COMPETITIVENESS OF COAL COMPANIES IN MODERN CONDITIONS

The article describes a technique of an estimation of competitiveness of coal production in the conditions of the intraand inter-industry competition, industry-specific considered integral index of competitiveness of the coal company. The analysis of price competitiveness of coal in heat and power. Analyzed the main factors affecting the competitiveness of the coal companies. It reflected the criteria and indicators of competitiveness of coal and coal-mining enterprise. To assess the competitiveness of the coal mining companies asked to determine the integral indicator. The proposed approach allows you to determine which of the selected criteria the competitiveness of production, profitability and other basic production and economic activity has a significant impact on the change in the company's competitiveness.

Текст научной работы на тему «Оценка факторов конкурентоспособности угольных компаний в современных условиях»

В.А. Бурчаков, А.Е. Кондюкова

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УГОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрена методика оценки конкурентоспособности угольной продукции в условиях внутри- и межотраслевой конкуренции, с учетом специфики отрасли рассматривается интегральный индекс конкурентоспособности угледобывающей компании. Представлен анализ ценовой конкурентоспособности угля в сфере тепло- и электроэнергетики. Проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность угледобывающих компаний. Отражены критерии и показатели конкурентоспособности угля и угледобывающего предприятия. Для оценки конкурентоспособности угледобывающих предприятий предложено определять интегральный показатель. Предложенный подход позволяет определить, какой из выделенных критериев - конкурентоспособность продукции, рентабельность основной и прочей производственно-хозяйственной деятельности - оказывает более существенное влияние на изменение конкурентоспособности компании. Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, финансовый, интегральный, ценовая, уголь, эффективность, экспорт.

Государственное регулирование условий конкурентной среды, в которой функционируют угледобывающие компании, должно в первую очередь учитывать структуру топливно-энергетического баланса страны и существующий диспаритет цен на основные виды топливно-энергетических ресурсов, а также влияние транспортного фактора на конкурентоспособность угля.

К настоящему времени экономической наукой не разработано универсальной методики оценки конкурентоспособности объектов различных уровней и отраслей. Конкурентоспособность угледобывающей компании определяется, прежде всего, способностью производить и выгодно реализовывать конкурентоспособную продукцию, отвечать вызовам конкурентной среды, создавать и использовать конкурентные преимущества. Важнейшими факторами конкурентоспособности угледобывающих компаний являются условия конкурентной среды и

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 3. С. 35-44. © 2017. В.А. Бурчаков, А.Е. Кондюкова.

государственная политика в области регулирования социально-экономических условий функционирования угледобывающих предприятий (рисунок).

Конкурентная среда угледобывающих компаний характеризуется целым рядом особенностей: на внутренний рынок топливно-энергетических ресурсов существенное влияние оказы-

Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность угольных компаний

Неуправляемые факторы

Состояние конкурентной среды:

- условия внутреннего рынка топливно-энергетических ресурсов (ТЭР):

■ соотношение цен на альтернативные виды ТЭР;

■ уровень тарифов на электрическую и тепловую энергию.

- конъюнктура международного рынка угля;

- система регулирования и поддержки деятельности угольных предприятий на государственном уровне:

■ применение в регулировании деятельности предприятий экономических методов стимулирующего характера (налоговых льгот, инвестиционных кредитов);

■ целевые федеральные программы по приоритетным вопросам развития отрасли.

Горно-геологические и технические условия ведения добычных работ:

■ глубина залегания пластов;

■ их мощность, форма, наличие прослоек вмещающих пород;

■ обводненность горных выработок;

■ риск возникновения пожаров, внезапных выбросов пыли и метана.

Управляемые факторы

Качество управления организацией:

- организационная форма и структура компании;

- состав и уровень квалификации сотрудников;

- политика в отношении основных средств предприятий;

- учет и контроль величины затрат на добычу и реализацию угля и др. Совершенствование производимой продукции и стимулирование ее сбыта:

- качество поставляемой продукции;

- оптимизация каналов сбыта продукции;

- устойчивость отношений с контрагентами;

- рентабельность угольной продукции и предприятия.

Финансовая политика Инновационная направленность деятельности:

- заинтересованность предприятий в применении современных технологий добычи, транспортировки, сжигания и переработки угля;

- снижение негативного влияния на состояние окружающей природной среды;

- совершенствование способов и методов обеспечения безопасных условий труда.

Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность угледобывающих компаний

вает межотраслевая конкуренция с природным газом, а также рыночный спрос потребителей угля.

Угольной отрасли сегодня приходится работать в сложных условиях. В отрасли сегодня сохраняется ряд проблем, ключевыми из которых являются ориентированность топливного баланса России на газ и удаленность основных регионов угледобычи от экспортных рынков.

На сегодняшний день РФ, являющаяся одним из ведущих мировых угольных производителей, занимает по объему добычи угля 6-е место в мире. Сегодня почти все объемы добычи выполняются частными предприятиями, всего по стране их более 200. Разработку угля ведут в 7 федеральных округах, 16 угольных бассейнах и в 85 муниципальных образованиях России; 58 из них — углепромышленные территории на базе градообразующих угольных предприятий. В отрасли работает почти 200 тыс. человек. РФ лидер в экспортных поставках данного вида топлива. Мы экспортируем уголь в страны ЕС, Китай, Японию, Турцию и некоторые другие государства. Положительным фактом является то, что угольные бассейны в нашей стране весьма доступны, а добыча ничем не затруднена. В российском энергобалансе на долю угля приходится более 25% и эта цифра постоянно увеличивается. В соответствии со стратегическими планами к 2020 г. она должна составить 31—38%. 57% рынка формируется за счет основных участников, таких как «Евраз групп», «Сибуглемет» и «Южный Кузбасс». Они являются основными поставщиками наиболее ценного для промышленности угля.

За прошлый год цены на энергетический уголь на мировых рынках снизились с 83 до 50—55 долл. Коксующийся уголь подешевел, упав с 133 до 90—100 долл. за тонну. Это самые низкие показатели за последние годы. Отечественная угледобыча имеет опыт преодоления отраслевого кризиса существенно большей тяжести, чем нынешний. К 1994 г., когда началась реструктуризация угольной отрасли в России, отрасль на 80% зависела от бюджетных дотаций, которые достигали 1,4% ВВП. А количество убыточных шахт и разрезов превышало 200, то есть более 45% их общего числа в стране.

Однако начиная с 1999 г., когда кризис в отрасли был преодолен, наблюдается уверенный рост добычи. Например, по итогам 2014 г. объем добычи на 70% превысил уровень 1998-го — минимального в постсоветской истории. При этом было достигнуто качественное улучшение добычи. Если в 1994 г. обогащалось 106 млн т добытого угля, то в 2014-м уже 169 млн т.

Сейчас отечественная угольная отрасль обогащает чуть менее половины всего добытого угля. За счет интенсификации обогащения удалось расширить рынки сбыта для отечественного угля, а также значительно сократить транспортные издержки на перевозке угля по железной дороге — очень актуальная проблема в условиях удаленного от большинства потребителей, «континентального» расположения российской угледобычи.

С 2000 г. стали расти инвестиционные вложения в основной капитал шахт. Всего к 2014 г., таким образом, было вложено свыше 22 млрд долл. Как результат, это позволило не только нарастить добычу, но и обновить ее. В целом за последние пятнадцать лет было обновлено свыше 350 млн т добывающих мощностей, то есть практически все имеющиеся.

Добыча успешно преодолела кризис 1990-х и нынешний кризис встретила в весьма неплохом состоянии. Однако этого нельзя сказать о внутреннем потреблении угля. Поставки на внутренний рынок в 2014 г. составили 174 млн т — на 9 млн меньше показателя предыдущего года. По сравнению с уровнем 1994-го потребление угля в России упало почти в 3 раза. Разумеется, энергопотребление в стране не сократилось столь же радикально. Просто происходило изменение структуры энергобаланса, уголь во внутреннем потреблении вытеснялся газом, который оказался более конкурентоспособным по цене и по экологическим параметрам.

Для успешного противостояния газу уголь должен быть, по меньшей мере, в два с половиной раза дешевле газа в пересчете на условное топливо. На самом же деле до 2005 г. газ для внутренних потребителей был даже дешевле, в 2005 г. цены сравнялись, сейчас газ стал дороже в 1,7 раза. Этого все равно недостаточно для угля. Фундаментальных драйверов роста цен на уголь сейчас нет. Перепроизводство на мировом рынке угля не позволяет производителям повышать цены, и со стороны потребления поддержки ценам тоже нет: во всем мире объемы производства стали снижаются, а технологии совершенствуются, что позволяет снижать расход угля. Дно, как правило, это тот ценовой уровень, при котором начинают выбывать значимые объемы производства, что приводит к выравниванию баланса спроса и предложения. Но сейчас добывающим компаниям удалось снизить затраты на добычу угля и по большей части они остаются рентабельными. Если спрос на уголь будет снижаться, цены могут еще упасть.

Как результат сильного сжатия внутреннего рынка драйвером роста добычи для российских угольщиков стал экспорт. Но

сейчас ситуация меняется. Ситуация реально тяжелая: глубокое и долгое падение. Сегодня на международном рынке за счет вводившихся в период высоких цен добывающих и портовых мощностей есть «лишние» 100—150 млн т угля.

Ценовая конкурентоспособность угля в сфере тепло- и электроэнергетики определяется государственной политикой как в отношении цен на конкурирующие виды топливно-энергетических ресурсов, так и в сфере установления тарифов на электрическую энергию. В России уровень тарифов гораздо ниже среднемирового и не обеспечивает возврат инвестиционных вложений при реализации проектов строительства современных генерирующих мощностей, работающих на угле.

Таким образом, при регулировании деятельности угледобывающих компаний следует учитывать особенности конкурентной среды. Экономические и административные рычаги воздействия на факторы, препятствующие росту конкурентоспособности угледобывающих предприятий, находятся «в руках» государства. Необходимо разработать долгосрочную программу развития угольной отрасли.

При оценке конкурентоспособности угля и угледобывающего предприятия необходимо разграничивать критерии и показатели конкурентоспособности угля как продукции и деятельности компании в целом. Предлагается индекс конкурентоспособности угля рассчитывать на основе показателей качества и эколого-экономической эффективности его потребления, а конкурентоспособность компании — через интегральный индекс, определяемый с учетом показателей эффективности всей производственно-хозяйственной деятельности компании и конкурентной способности производимой продукции.

Для потребителей угля на внутреннем рынке существенное значение имеют следующие факторы: величина полезного эффекта, получаемого при использовании угля; сумма удельных затрат на приобретение угля, величина других затрат, связанных с потреблением твердого топлива; величина тарифов на электрическую энергию. Критерием конкурентоспособности твердого топлива служит получение максимального полезного эффекта потребителем на единицу совокупных затрат, связанных с использованием угля.

Индекс конкурентоспособности угля равен отношению показателей эффективности использования потребителями анализируемой продукции и продукции-конкурента, выбранного в качестве эталона для сравнения, например, углей другого

производителя или природного газа. При оценке конкурентоспособности углей различных компаний показатели эффективности потребления угольной продукции предлагается корректировать с помощью коэффициентов, учитывающих различия в основных качественных характеристиках углей (зольность, влажность, содержание серы).

Для оценки конкурентоспособности угледобывающих предприятий следует определять интегральный показатель на основе единичных индексов конкурентной способности каждого из видов продукции с учетом структуры поставок. Для установления ряда переменных необходимо учесть уникальные характеристики предприятия, которые являются эффективными показателями оценки конкурентоспособности угледобывающего предприятия. Для решения этой задачи необходимо выявить аналитическую, а также практическую значимость разрабатываемого интегрального показателя, непосредственно связанного с использованием финансовых показателей деятельности компании. В частности, ряд финансовых и экономических отношений должен быть проанализирован в контексте корпоративной конкурентоспособности с использованием нескольких дискриминант статистической методологии.

В рамках данного исследования рассматривались не только количественные характеристики потенциальных предприятий с низким уровнем основных финансовых и инвестиционных показателей, но и полезность внедрения ряда других показателей (показатель оценки ущерба угледобывающих предприятий окружающей среде).

В результате расчетов, произведенных с использованием статистических методов, интегральная функция выглядит следующим образом:

/с = 0,3962 х п1 + 2,64 х п2 + 0,075 х п3 + 1,19 х п4 + 1 х п5

где /с — интегральный показатель оценки конкурентоспособности; п1 — рентабельность продукции угледобывающих предприятий; п2 — ценность добывающего угля; п3 — инвестиционный потенциал угледобывающих предприятий; п4 — ущерб, наносимый окружающей среде угледобывающими предприятиями; п5 — коэффициент инновационной активности.

На основе разработанных критериев оценки уровня конкурентоспособности угледобывающих предприятий, имеется возможность разрабатывать основные направления ее повышения в условиях кризиса, а также создать механизм оценки уровня

конкурентоспособности предприятия, определить ее изменение на ближайшее время.

Степень конкурентоспособности может классифицироваться как:

а) «весьма значительная» при условии, что значение интегральной функции будет более или равно 13,52;

б) «значительная» при условии, что значение интегральной функции будет от 11,55—13,51;

в) «достаточная» при условии, что значение интегральной функции будет от 8,33—11,54;

г) «средняя» при условии, что значение интегральной функции будет от 4,04—8,32;

д) «низкая» при условии, что значение интегральной функции будет от 1,9—4,03;

е) «весьма низкая» при условии, что значение интегральной функции будет менее 1,8.

Критериями оценки конкурентоспособности угледобывающего предприятия являются эффективность деятельности компании в целом и конкурентоспособность производимой продукции. Такой подход позволяет определить, какой из выделенных критериев — конкурентоспособность продукции, рентабельность основной и прочей производственно-хозяйственной деятельности — оказывает более существенное влияние на изменение конкурентоспособности компании.

Проведенные расчеты дают возможность разработать более обоснованные стратегии развития угледобывающих предприятий с целью повышения их конкурентоспособности. Для этого должен быть разработан комплекс действий, которые каждое предприятие должно принять к действию с целью, поддержания или повышения уровня конкурентоспособности и снижения убытков.

Для шахт, отнесенных к «Весьма низкой» степени конкурентоспособности и в соответствии с разработанной системой определения сроков снижения конкурентоспособности предприятий: рекомендуется стратегия консервации убыточных шахт.

Для шахт, отнесенных к «Низкой» степени конкурентоспособности и в соответствии с разработанной системой определения сроков снижения конкурентоспособности предприятий: рекомендуется стратегия выживания, чтобы сохранить существующие мощности.

Для шахт, отнесенных к «Средней» степени конкурентоспособности и в соответствии с разработанной системой опреде-

ления сроков снижения конкурентоспособности предприятий: рекомендуется стратегия частичного сокращения для быстрого обеспечения рентабельности.

Для шахт, отнесенных к «Достаточной» степени конкурентоспособности и в соответствии с разработанной системой определения сроков снижения конкурентоспособности предприятий: рекомендуется стратегия горизонтальной интеграции или сокращения издержек.

Для шахт, отнесенных к «Значительной» степени конкурентоспособности и в соответствии с разработанной системой определения сроков снижения конкурентоспособности предприятий: рекомендуется стратегия ценового лидерства.

Для шахт, отнесенных к «Весьма значительной» степени конкурентоспособности и в соответствии с разработанной системой определения сроков снижения конкурентоспособности предприятий: целесообразно внедрение инновационных стратегий.

Рассмотренная методика и классификация угледобывающих предприятий позволяет оценивать степень конкурентоспособности шахт.

Определяющим фактором конкурентоспособности угледобывающих компаний, на наш взгляд, является эффективная государственная политика в области регулирования социально-экономических условий функционирования отрасли. Она должна быть нацелена на: 1) регулирование структуры потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов на внутреннем рынке с позиций рациональности и экономической безопасности страны; 2) осуществление протекционистской политики в отношении компаний-экспортеров; 3) разработку и применение в отношении угледобывающих компаний системы налоговых и кредитных мер, стимулирующих их инвестиционную активность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ревазов М. А., Бурчаков В. А. Актуальные проблемы развития угольной промышленности России // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2011. — № 5. — С. 302—305.

2. Краснянский Г. Л. Уголь в экономике России. — М.: Экономика, 2011. - 383 с.

3. Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 1099-р г. Москва.

4. Лебедева О. Ю. Пути повышения конкурентоспособности угольных компаний России // Записки Горного института. — 2004. — Т. 159. Ч. 1. - С. 185-188.

5. Пономаренко Т. В. Стратегическое управление конкурентоспособностью интегрированных горных компаний. Автореф. дисс.на со-иск. уч. ст. докт. экон. наук. — СПб., 2013.

6. Соловьева Е. А., Лебедева О.Ю. Социально-экономические и экологические проблемы развития угольной промышленности России // Записки Горного института. — 2003. — Т. 155. Ч. 1. — С. 256—259.

7. Филатова О. Ю. Разработка и обоснование организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности угледобывающих предприятий. Автореф. дисс.на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. — СПб., 2008.

8. Сергеев И. Б., Пономаренко Т. В. Развитие стратегических конкурентных преимуществ горных компаний: институционально-теоретический аспект // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4. — С. 104—108.

9. Zhang L. Y., Zhao G. H. Research on Competitiveness of Coal Enterprises in Shanxi Province — Analysis Based on Michael Porter's «Diamond Model»», Advanced Materials Research, Vols. 524—527, pp. 2911—2919, May. 2012

10. James Wilson. Coal industry hopes there is still a market for the black stuff. The Financial Times, 20 april, 2015.

11. Investment in Coal Supply and Use. International Energy Agency, 2005.

12. The cost of carbon pricing: competitiveness implications for the mining and metals industry. Published by the International Council on Mining and Metals (ICMM), London, UK, 2013.

13. Graham A. Broadbent. Competitiveness of Coal: The Evolution of Price. IEA Coal Research, 1999. ЕИЗ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Бурчаков Владимир Анатольевич1 — кандидат экономических наук, профессор,

Кондюкова Анастасия Евгеньевна1 — магистрант, 1 НИТУ «МИСиС», e-mail: ud@msmu.ru.

The article describes a technique of an estimation of competitiveness of coal production in the conditions of the intra- and inter-industry competition, industry-specific considered integral index of competitiveness of the coal company. The analysis of price competitiveness of

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 3, pp. 35-44.

UDC 622: 339.137: 338.012

V.A. Burchakov, A.E. Kondyukova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EVALUATION OF FACTORS OF COMPETITIVENESS

OF COAL COMPANIES IN MODERN CONDITIONS

coal in heat and power. Analyzed the main factors affecting the competitiveness of the coal companies. It reflected the criteria and indicators of competitiveness of coal and coal-mining enterprise. To assess the competitiveness of the coal mining companies asked to determine the integral indicator. The proposed approach allows you to determine which of the selected criteria - the competitiveness of production, profitability and other basic production and economic activity - has a significant impact on the change in the company's competitiveness.

Key words: competitiveness, factors, financial, integrated, pricing, coal, efficiency, export.

AUTHORS

Burchakov V.A}, Candidate of Economical Sciences, Professor, Kondyukova A.E.1, Master's Degree Student, 1 National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia, e-mail: ud@msmu.ru.

REFERENCES

1. Revazov M. A., Burchakov V. A. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2011, no 5, pp. 302-305.

2. Krasnyanskiy G. L. Ugol' v ekonomike Rossii (Coal in Russia's economy), Moscow, Ekonomika, 2011, 383 p.

3. Programma razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii na period do 2030goda. Raspo-ryazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 21 iyunya 2014 g, no 1099-r g. Moskva (Development program of coal mining industry in Russia for a period to 2030. Russian Federation Government Decree no. 1099-r as of June 21, 2014, no 1099-p, Moscow).

4. Lebedeva O. Yu. Zapiski Gornogo instituta. 2004, vol. 159, part 1, pp. 185-188.

5. Ponomarenko T. V. Strategicheskoe upravlenie konkurentosposobnost'yu integrirovan-nykh gornykh kompaniy (Strategic control of competition ability of integrated mining companies), Doctor's thesis, Saint-Petersburg, 2013.

6. Solov'eva E. A., Lebedeva O. Yu. Zapiski Gornogo instituta. 2003, vol. 155, part 1, pp. 256-259.

7. Filatova O. Yu. Razrabotka i obosnovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekha-nizma povysheniya konkurentosposobnosti ugledobyvayushchikh predpriyatiy (Development and validation of organizational-and-economic mechanism to enhance competitive ability of coal mines), Candidate's thesis, Saint-Petersburg, 2008.

8. Sergeev I. B., Ponomarenko T. V. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2011, no 4, pp. 104-108.

9. Zhang L. Y., Zhao G. H. Research on Competitiveness of Coal Enterprises in Shanxi Province Analysis Based on Michael Porter's «Diamond Model», Advanced Materials Research, Vols. 524-527, pp. 2911-2919, May. 2012.

10. James Wilson. Coal industry hopes there is still a market for the black stuff. The Financial Times, 20 april, 2015.

11. Investment in Coal Supply and Use. International Energy Agency, 2005.

12. The cost of carbon pricing: competitiveness implications for the mining and metals industry. Published by the International Council on Mining and Metals (ICMM), London, UK, 2013.

13. Graham A. Broadbent. Competitiveness of Coal: The Evolution of Price. IEA Coal Research, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.