Научная статья на тему 'Осуществление функций судебной власти в РФ: проблемы и способы их решения'

Осуществление функций судебной власти в РФ: проблемы и способы их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
972
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. ПРАВА И СВОБОДЫ. СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мандриева Л.В.

Чтобы исследовать механизм и проблематику реализации функций судебной власти в РФ, следует обратиться к наиболее важной функции судебной власти защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, выделить структурные элементы правового статуса личности, познать особенности их реализации и взаимодействия. Вообще проблематику реализации функций судебной власти в РФ предлагается рассмотреть именно на примере данной основополагающей функции. Вопросы реализации правового статуса, его структурных элементов обычно рассматриваются в контексте механизма правового регулирования общественных отношений, в частности, такого его аспекта, как реализация правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление функций судебной власти в РФ: проблемы и способы их решения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Вместе с тем, существующее содержание Кодекса показывает то, что в его содержании отдается предпочтение охране установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления.

Само содержание КоАО КР показывает его моральное несоответствие. Он конечно позволяет разрешать вопросы при совершении противоправных действии, однако, объективно назревает необходимость принятия нового кодекса, соответствующим современным тенденциям и преобразованиям в сфере юридической ответственности. Институт административной ответственности будет продолжать оставаться весьма значимым и будет разрешать вопросы наказания за совершение противоправных деянии, которые не могут оставаться безнаказанными, тем более что число сфер таких правоотношении постоянно нарастает, например сферы информационной безопасности и пр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что административная ответственность за правонарушения представляет собой довольно многоаспектное и сложное явление и может рассматриваться как совокупность урегулированных нормами административного права отношений, которые направлены на исполнение субъектами обязанностей, возложенных на них обязанностей. Список использованной литературы:

1. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235.

2. Москаленко Д.В. К вопросу об административной ответственности правонарушения в финансовой сфере // http://nauchforum.ru/node/2532

3. Сыдыкова Л.Ч. Мы четко разграничили преступления и проступки //http://www.vb.kg/doc/289407_leyla_sydykova:_my_chetko_razgranichili_prestypleniia_i_prostypki.html.

© Маматазизова Н. К., 2016

УДК 347.97/.99

Л.В. Мандриева

Магистрант

Факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И

СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Чтобы исследовать механизм и проблематику реализации функций судебной власти в РФ, следует обратиться к наиболее важной функции судебной власти - защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, выделить структурные элементы правового статуса личности, познать особенности их реализации и взаимодействия. Вообще проблематику реализации функций судебной власти в РФ предлагается рассмотреть именно на примере данной основополагающей функции.

Вопросы реализации правового статуса, его структурных элементов обычно рассматриваются в контексте механизма правового регулирования общественных отношений, в частности, такого его аспекта, как реализация правовых норм.

Ключевые слова

Судебная власть. Функции судебной власти. Права и свободы. Статус личности.

Проблема реализации норм права исследована в юридической литературе с позиций различия форм

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

такой реализации: это исполнение, соблюдение и использование норм права гражданами по своей воле. В отличие от использования прав и свобод исполнение представляет собой такую форму их реализации, которая имеет дело с выполнением гражданами и другими субъектами права возложенных на них обязанностей, которые могут по своему содержанию и не совпадать с волей обязанных лиц. Соблюдение правовых норм есть соблюдение установленных ими запретов. Проблеме использования прав и свобод граждан, являющейся частью общей проблемы реализации права, до последнего времени не уделялось достаточного внимания. Прежде всего, следует выяснить соотношение этих понятий, их общие и особенные признаки.

Очевидно, что реализация норм права не тождественна использованию закрепленных ими прав и свобод граждан. Между этими понятиями имеются определенные различия. Использование прав и свобод -это не только закрепление за гражданином точно очерченного и вполне конкретного права или свободы, но и сама материализация этого права или свободы, действительное получение этим гражданином того блага, которое составляет их содержание.

Практическое значение реализации прав и свобод состоит в том, что именно в процессе их использования права и свободы граждан обретают реальность, обеспечивают гражданам, которые этими правами и свободами обладают, возможность удовлетворения собственных и иных потребностей и интересов.

Использование субъективных прав связано не со всеми правовыми нормами, а лишь с одним их видом, а именно: нормами управомочивающими. Такое положение объясняется тем, что только управомочивающие нормы предоставляют носителю прав и свобод возможность свободного выбора в отношении их осуществления. Лицо, обладающее определенными правами и свободами, само решает, когда, в какой именно из предусмотренных правом форм реализовать и надо ли его реализовывать вообще. Что же касается обязывающих и запрещающих правовых норм, то их объектом служат не права граждан, а их обязанности. Граждане должны точно и полностью выполнять предписания императивных норм как в части совершения предписанных действий (обязывающие нормы), так и в части воздержания от запрещенных действий (запрещающие нормы), хотя это не означает, что желания и воля всех граждан во всех случаях совпадают с содержанием предписаний императивных норм.

Использование прав и свобод служит одной из основных форм реализации правовых норм наряду с исполнением обязанностей и соблюдением запретов. Такого мнения придерживаются сейчас многие исследователи проблемы реализации правовых норм. С точки зрения авторов, умалчивающих либо прямо отрицающих самостоятельное существование использования прав и свобод как формы реализации правовых норм, на долю личности как субъекта права выпадает только необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. П.Е. Недбайло хорошо подметил этот существенный недостаток подобных суждений о формах реализации требований правовых норм, но сам, по нашему мнению, предложил не совсем правильное решение, полностью включив использование прав и свобод в содержание применения как особой формы реализации правовых норм. Поэтому Недбайло делает и другой не совсем верный, на наш взгляд, вывод о том, что нормы права применяют как органы государства, так и граждане.

Реализация прав, свобод и обязанностей личности - самостоятельная проблема, которая не может быть сведена к характеристике ее как составного элемента, средства правового регулирования либо как формы реализации правовых норм. Дело в том, что реализация конкретного права, свободы или обязанности личности связана с осуществлением требований не только той правовой нормы, которая их предусматривает, но и многих других правовых норм, в которых конкретизируются пределы содержания этого права или свободы, порядок их осуществления и другие условия. Иными словами, реализация права, свободы или обязанности личности означает на деле осуществление требований целой системы правовых норм, разных по своей природе. К примеру, реализация большинства конституционных прав граждан связана с осуществлением не только тех конституционных норм, которые их предусматривают, но и тех отраслевых норм, которые их конкретизируют, детализируют, дополняют.

Порядок реализации права, свободы или обязанности индивидуален, как индивидуально их содержание.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

В отношении многих прав и свобод сама личность определяет порядок их реализации, организует их осуществление. Закон не предусматривает какой-либо специальной процедуры по осуществлению этих прав и свобод. Именно так реализуются многие политические и личные права и свободы - свобода выражения мнений, свобода совести, вероисповедания, свободы мысли и слова.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждый сам решает, будет ли он исповедовать индивидуально или совместно какую-либо религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы (какие именно, в какой форме, последовательности, где именно - дома или в церкви, молитвенном доме и т.д.) или распространять религиозные или иные убеждения (в какой форме, каким образом и т.д.). Таким образом, в указанных случаях закон предоставляет возможность носителю соответствующей свободы самому определять порядок его реализации, принимать какие-либо организационные меры для его осуществления.

Описанный порядок реализации прав и свобод, допускаемый законом, можно назвать инициативным.

Порядок реализации элементов правового статуса личности, закрепленный нормами права, включает, во-первых, установление юридических фактов, во-вторых, фиксацию основных форм и способов организации осуществления прав, свобод и обязанностей личности.

Личность как носитель права, свободы, законного интереса, обязанностей должна обладать правосубъектностью, наличие которой определяется ее возрастными и волевыми факторами. По отношению к конкретному государству физическое лицо выступает в качестве отечественного гражданина либо иностранного гражданина или лица без гражданства. Указанные юридические условия как бы примыкают к юридическим фактам (юридическому составу). В зависимости от правосубъектности и отношения личности к гражданству конкретного государства зависит не только объем их правового статуса, но и порядок реализации его структурных элементов.

Более распространенным порядком реализации прав и свобод граждан является процедурно-правовой порядок, при котором закон с той или иной степенью определенности предусматривает юридические факты и способ реализации личностью своих прав и свобод. Здесь закон устанавливает известную алгоритмичность порядка реализации, его процедуру: последовательность действий самого носителя прав и свобод и обязанных субъектов права, а также содержание этих действий, выполнение которых и направлено на наиболее полное и точное использование права или свободы.

Виды процедурно-правового порядка реализации прав, свобод и обязанностей личности. Процедурно-правовой порядок реализации, в свою очередь, можно подразделить на два вида. Данная классификация зависит от наличия или отсутствия правоприменительной деятельности компетентных органов публичной власти или должностных лиц. Там, где нет такой правоприменительной деятельности, речь идет о простом процедурно-правовом порядке реализации прав и свобод личности. Примером такого вида процедурно-правового порядка служит реализация прав и свобод в области гражданских (имущественных) отношений, когда их осуществление происходит в форме заключения договоров (сделок), не требующих правоприменительных актов (например, регистрации договоров).

Конституционные права и свободы должны иметь адекватный их природе и содержанию процедурно-правовой порядок их реализации. В частности, свобода не приемлет разрешительного процедурно-правового порядка их использования. Практика реализации, к примеру, политических прав и свобод выработала несколько процедурно-правовых порядков их осуществления:

уведомительный (заявительный). Желающий использовать конкретное право (либо правомочие) ставит об этом в известность компетентный орган. Так, организаторы митинга или демонстрации обязаны лишь уведомить в установленные сроки орган публичной власти о проведении митинга или демонстрации. Если орган публичной власти сочтет возможным осуществление права конкретным лицом, то он не принимает никакого решения, и по истечении определенного срока лицо может осуществить свое право. Если же компетентный орган сочтет по каким-либо причинам нежелательным реализацию права данным лицом в сложившейся конкретной ситуации, то он принимает решение, запрещающее пользование правом, т.е. выносит запрещающий правоприменительный акт; регистрационный.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Многие авторы считают, что в случае применения правовых норм лица наделяются конкретными (субъективными) правами, а соответствующие акты применения служат основанием возникновения (установления) этих прав.

С.С. Алексеев, подчеркивая значение применения норм права как средства индивидуального правового регулирования общественных отношений, связывает наделение субъектов общественного отношения правами и обязанностями с актом применения.1

Правильнее, на наш взгляд, исходить из того, что акты применения означают, по существу, официальное признание лица носителем конкретного права, форму (способ) последовательного перевода права в стадию непосредственного его осуществления. Наряду с функциями организационного обеспечения и государственного контроля за правильностью реализации прав и свобод личности акты применения выполняют функцию индивидуального регулирования общественных отношений. Применительно к правам личности это означает индивидуализацию юридических фактов, с которыми связано дальнейшее осуществление прав, конкретизацию правомочий права, порядка его реализации.

На любой стадии осуществления прав и свобод личности возможно их нарушение, на этих же стадиях необходима и их защита. Правонарушением на стадии общего состояния может быть неисполнение обязанным лицом действий либо незаконные действия, препятствующие переходу права из стадии общего состояния в стадию обладания. Правонарушением, посягающим на права и свободы в стадии их общего состояния, служит также издание неправомерного нормативного акта, дискриминирующего правовые возможности личности, усложняющего порядок реализации права или свободы и т.п. В данном случае защита осуществляется посредством устранения допущенных правонарушений, в том числе путем отмены не правового акта, т.е. путем применения восстановительной юридической ответственности.

Права или свободы могут быть нарушены и на стадиях обладания и непосредственного пользования правом, например при обращении с заявлением к компетентному органу для установления юридических фактов, вынесении акта применения правовой нормы. Это нарушение может выразиться в бездействии обязанного лица, отказе в признании права, нарушении сроков рассмотрения дела и т.д. Указанные правонарушения должны быть устранены в целях обеспечения нормальной реализации прав личности.

Таким образом, судебная система становится судебной властью тогда, когда она наделяется определенными возможностями воздействия на другие ветви власти, «включается» в систему сдержек и противовесов, препятствующих узурпации всей государственной власти какой-либо из ее ветвей.

Неотъемлемой характеристикой судебной власти является ее полнота. Конституция РФ гарантирует каждому лицу судебную защиту его прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ), а решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2 ст. 46 Конституции РФ). Эти конституционные положения очерчивают роль и место судебной власти в государственном устройстве Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфа-М, 1996. - 512 с.

2.Байтин М.И. Государство и политическая власть.- Саратов: Наука, 1972 - 105 с.

3. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд., доп. - М.: ПРИОР, 2005. - 210 с.

4. Вегеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.

5. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2005. - 527 с.

6. Власов В.И. История судебной власти в России. Книга вторая (1917 - 2003 годы). - М.: Юридическая литература, 2003. - 310 с.

МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

7. Власов В.И. История судебной власти в России. Книга первая (1097 - 1917). - М.: Юридическая литература, 2003. - 318 с.

© Мандриева Л.В., 2016

УДК 4414

А.А. Миклина

Стажер МИП «Владивостокские инновации»

ПРОФИССИОНАЛЬНАЯ И УГОЛОВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА)

Актуальность. Исследования состоит в том, что сегодня в российском обществе проблема преступности обращает на себя большое внимание, как ученых, так и общество в целом. Это объясняется тем, что одним из следствий системного кризиса общества, вызванного разрушительными социально-экономическими и политическими изменениями последних десятилетий, стала практически неконтролируемое усиление преступности. Масштабы и темпы роста преступности превратили её в одну из самых серьёзных угроз не только безопасности отдельной личности, но и стабильности и устойчивости российского государства.

Эскалация преступности представляет сегодня реальную угрозу превращения нашей страны в криминальное государство.

Сегодня особое беспокойство вызывает доминирование в структуре преступности тяжких и особо тяжких преступлений, значительное усиление корыстной направленности преступности, усиление её профессионализма и организованности, а так же наркотизация и алкоголизация населения, определяющие преступное поведение.

Это все говорит о необходимости эффективной борьбы с преступностью, заключающейся в комплексном воздействии на причины, вызывающие это негативное социальное явление.

Цель исследования: изучение профессиональной и уголовной преступности на Федеральном и муниципальном уровнях.

Это предполагает решение следующих задач:

-изучить сущность, понятия профессиональной преступности;

-изучить сущность понятие уголовной преступности;

-рассмотреть рейтинг наиболее известных и влиятельных современных группировок;

-рассмотреть статистику преступности на Федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

-провести интервьюирование;

-сделать выводы на основе интервьюирования.

Объект исследования: профессиональная и уголовная преступность.

Предмет исследования: профессиональная и уголовная преступность на примере города Владивосток.

Методы исследования: презентация, организация исследовательской деятельности с получением новых знаний, метод диагностики (интервьюирование).

Преступность как явление и как процесс отражает состояние российского общества. Развитие преступности тесно связано с комплексом экономических, социально-культурных и других причин и условий. За криминальную ситуацию в стране в ответе все общество.

Уголовная преступность предстает как совокупность актов, оцениваемых действующим уголовным законодательством в качестве преступлений. В этом случае, исследуется состояние охраны общественного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.