Научная статья на тему 'Особенности учета и налогообложения'

Особенности учета и налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов И. Ю.

В статье рассмотрены вопросы: санкционирование бюджетных расходов и основные правила организации поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. В частности, новый порядок отражения в бюджетном учете учреждений операций по санкционированию бюджетных расходов, бухгалтерский контроль за планированием исполнения полученных бюджетных обязательств, порядок и особенности проведения конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учета и налогообложения»

Всё для бухгалтера

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ*

И. Ю. ГЛРНОВ, руководитель направления аудита ООО Аудиторская компания «Интера»

2. Санкционирование бюджетных расходов

2.1. Новый порядок отражения в бюджетном учете учреждений операций по санкционированию бюджетных расходов

В связи с тем, что с 1 января 2008 г. в законодательство, регулирующее бюджетный процесс (прежде всего в Бюджетный Кодекс РФ), были внесены значительные изменения, возникла необходимость изменения самой структуры некоторых счетов бюджетного учета (а именно, в счета, предназначенные для организации бюджетного учета санкционирования бюджетных расходов).

В частности, в связи с тем, что теперь планирование исполнения федерального бюджета осуществляется не на один финансовый год, а на три, необходимо разделить в бюджетном учете учреждения операции по использованию выделенных ему лимитов бюджетных обязательств в каждом из трех лет, на которые они выделены.

Поэтому в соответствии с письмом Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282 были внесены изменения как в структуру счетов бюджетного учета санкционирования расходов, определенных Инструкцией № 25н, так и в типовые корреспонденции соответствующих счетов.

Суть указанных изменений заключается в расширении аналитического кода указанных счетов бюджетного учета. В частности, Минфин РФ детализировал данные коды, установив код финансового года, который отражается в первом разряде кода аналитического учета счетов учета

* Продолжение. Начало см. в журнале БИНО № 5 — 2008.

санкционирования бюджетных расходов (т. е. в 22 разряде номера соответствующего счета):

• 1— текущий финансовый год (2008);

• 2 — очередной финансовый год, следующий за текущим (2009);

• 3 — второй финансовый год планового периода (2010).

При этом в отличие от федерального бюджета если публично-правовое образование принимает бюджет только на один год (2008) (например, бюджет города Москвы согласно Закону г. Москвы от 05.12.2007 № 47), то санкционирование расходов по данному бюджету следует отражать с обязательным указанием в 22 разряде номеров соответствующих счетов бюджетного учета кода текущего финансового года (2008) — 1.

Процесс санкционирования расходов бюджетов регламентируется гл. 24 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) и состоит в следующем:

• в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 220 БК РФ);

• в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету (ст. 221 БКРФ);

• в результате анализа показателей представленных смет доходов и расходов подведомственных

учреждений и в пределах полученных от вышестоящего распорядителя лимитов соответствующий распорядитель бюджетных средств утверждает и доводит до учреждений лимиты бюджетных обязательств (ст. 223 БК РФ);

• учреждения в течение года подтверждают свои бюджетные обязательства путем оформления и передачи в органы федерального казначейства (банковские организации, в которых им открыты счета) платежных документов (ст. 225 БК РФ), а распорядители бюджетных средств соответственно подтверждают принятые учреждениями бюджетные обязательства, исполняя платежные документы учреждений (ст. 226 БК РФ).

Таким образом, операции по санкционированию расходов бюджетов отражаются в бюджетном учете как при получении лимитов бюджетных обязательств, так и вторыми проводками при каждом отражении в учете осуществляемых за счет бюджетных средств платежей.

В соответствии с вышеизложенными требованиями Инструкции № 25н и с учетом внесенных в План счетов бюджетного учета изменений операции по санкционированию расходов бюджетов в 2008 г. отражаются в учете бюджетного учреждения в следующем порядке:

• при получении от соответствующего распорядителя бюджетных средств через органы федерального казначейства уведомления о выделенных Учреждению лимитах бюджетных обязательств в бюджетном учете последнего производится запись Дт 1 50115 ххх /Кт1 50113 ххх;

• если получившее лимиты бюджетных обязательств Учреждение само является распорядителем бюджетных средств более низкого уровня для подведомственных ему организаций, то указанной выше проводкой им отражаются лимиты, полученные для его собственного содержания, а лимиты, подлежащие распределению между подведомственными ему бюджетными учреждениями, первоначально отражаются в его бюджетном учете как «лимиты бюджетных обязательств к распределению» — Дт 1 50115 ххх / Кт 150112 ххх, а уже после фактического распределения и доведения таких лимитов до соответствующих учреждений — Дт 1 501 12 ххх /Кт1 50114 ххх;

• принятые Учреждением бюджетные обязательства (т. е. по которым оформлены и переданы к оплате платежные документы) отражаются в его бюджетном учете типовой проводкой № 112 — Дт1 50113 ххх /Кт1 50211 ххх;

• в конце года производится уточнение потреб-

ности учреждения в лимитах бюджетных обязательств путем корректировки соответствующих проводок на суммы их увеличения (со знаком «+») или уменьшения (со знаком «—»). Операции по поступлению бюджетных средств на лицевой счет Учреждения в обслуживающем его органе федерального казначейства в бюджетном учете Учреждения не отражаются.

В 2009 г. 22 разряды используемых в вышеописанных бухгалтерских проводках счетов бюджетного учета (подчеркнуты) применяется код 2, ав 2010г. — 3.

2.2. Бухгалтерский контроль за планированием исполнения полученных бюджетных обязательств

В стройной системе отражения в бюджетном учете учреждения операций по санкционированию бюджетных расходов, по мнению автора, остается неурегулированным только вопрос о моменте закрытия оборотов по счетам санкционирования расходов проводкой Дт 1 502 xl ххх /Кт1 501 х5 ххх.

К сожалению, четкого и однозначного ответа на данный вопрос в действующих нормативных документах по бюджетному учету нет.

Согласно комментариям сотрудников Минфина РФ, реализованным в типовых версиях основных бухгалтерских компьютерных программ, учреждение должно отражать в своем бюджетном учете указанную бухгалтерскую проводку по мере заключения и представления на контроль в обслуживающие его органы Федерального казначейства хозяйственных договоров и контрактов с приложением к ним графиков планируемых платежей. Однако в связи с тем, что на момент заключения контрактов (договоров) учреждение просто не в состоянии спланировать, когда и сколько предстоит по ним платить, данное требование выполняется на практике крайне редко. В лучшем случае указанная бухгалтерская проводка отражается в бюджетном учете заключительными оборотами по итогам года.

Вместе с тем следует обратить внимание, что своевременное отражение в бюджетном учете учреждения данной операции может иметь огромное значение для организации бухгалтерского контроля за полнотой использования выделяемых учреждению бюджетных средств. Ведь при отражении данных операций в бюджетном учете учреждения по мере заключения им хозяйственных договоров (контрактов) формируется информация о выделенных учреждению лимитах бюджетных обязательств, не запланированных к принятию (не оформленныхдоговорами).

В связи с этим, по мнению автора, целесообразно все-таки отражать в бюджетном учете учреж-

дения указанную выше бухгалтерскую проводку в следующие сроки:

• в момент заключения и передачи в обслуживающий учреждение орган Федерального казначейства хозяйственных договоров и контрактов, имеющих определенную стоимость — на согласованную сторонами стоимость договоров (контрактов);

• в момент утверждения лимитов коммунальных и прочих аналогичных расходов — на сумму утвержденных лимитов;

• в момент утверждения планового фонда оплаты труда работников учреждения за счет бюджетных средств — на сумму утвержденного фонда;

• завершающими оборотами в конце года на сумму фактических затрат по договорам, по которым (по каким-либо) причинам не была в момент их заключения определена стоимость контракта (например, по договорам на ремонт автомобилей и другой техники, когда договором определяются только единичные расценки на осуществление отдельных услуг, стоимость нормо-часа специалистов и т. п.)

3. Основные правила организации поставоктоваров (работ, услуг) для государственных нужд

В соответствии с требованиями ст. 72 Бюджетного Кодекса РФ и Федеральным законом от 21.07.2006 № 94-ФЗ (далее по тексту — Закон № 94-ФЗ) организация поставок должна осуществляться на основе размещения государственных (муниципальных) заказов.

Проанализируем основные требования к организации размещения заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, определенные Законом № 94-ФЗ.

Несомненно, что при размещении данных заказов соответствующие бюджетные учреждения согласно ст. 4 Закона № 94-ФЗ выступают как «государственные (муниципальные) заказчики», на которых и возлагается обязанность организации размещения государственных (муниципальных) заказов.

Вместе с тем, ст. 6 Закона № 94-ФЗ предусмотрено право государственного (муниципального) заказчика делегировать свои функции по организации размещения государственных (муниципальных) заказов на специализированную организацию, которая действует от его имени, выбирается путем

1 В части таких договоров требования специалистов Минфина РФ о необходимости предварительного планирования предстоящих затрат, по-моему, вполне уместны, хотя и трудно выполнимы.

проведения торгов и несет солидарную ответственность с государственным (муниципальным) заказчиком за результаты своей деятельности.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

• путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

• без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), натоварных биржах);

• у единственного исполнителя в случаях, если другие организации (лица) не изъявили желание участвовать в соответствующем конкурсе (запросе котировок) или не были признаны их участниками в результате невыполнения ими его условий.

Законом № 94-ФЗ с учетом внесенных в него Федеральным законом от 20.04.2007 № 53-Ф3

изменений и дополнений установлены стоимостные ограничения на размещение государственных (муниципальных) заказов в той или иной форме, в частности:

• при стоимости закупок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала до установленного законодательством РФ предельного размера расчетов наличными деньгами (т. е. согласно указанию Центрального Банка РФ от 20.06.2007 № 1843-У — до 100,0тыс. руб.) они могут осуществляться без проведения каких-либо торгов;

• при стоимости закупок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала до 500,0 тыс. руб. они могут осуществляться либо путем проведения торгов, либо путем запроса котировок (п. Зет. 42 Закона № 94-ФЗ);

• при стоимости закупок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала свыше 500,0тыс. руб. они могут осуществляться либо путем проведения торгов, либо путем аукционов.

В соответствии с п. 6.1. ст. 10 Закона № 94-ФЗ «под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. В частности, согласно письму Минэкономразвития России от 23.06.2006 № Д07-1220 «принимая во внимание, что определение «одноименные товары» может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает

возможным придерживаться общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», постановлении Госкомстата России от 25.03.2002 г. № 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению».

В целях организации размещения государственных (муниципальных) заказов в бюджетных учреждениях в соответствии со ст. 7 Закона № 94-ФЗ создаются конкурсные (или в указанном выше случае — котировочные) комиссии.

Статьей 7 Закона № 94-ФЗ определены также основные обязанности конкурсной и котировочной комиссии, в частности:

• конкурсной комиссией (п. бет. 7 Закона № 94-ФЗ) осуществляется:

о вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов; о отбор участников конкурса; о рассмотрение, оценка и сопоставление

заявок на участие в конкурсе; о определение победителя конкурса; о ведение протоколов:

■ вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов,

■ рассмотрения заявок на участие в конкурсе,

■ оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

• котировочной комиссией (п. 8 ст. 7 Закона № 94-ФЗ) осуществляется:

о рассмотрение, оценка и сопоставление

котировочных заявок; о определение победителя в проведении

запроса котировок; о ведение протокола рассмотрения и оценки

котировочных заявок. При создании и организации деятельности конкурсных и котировочных комиссий должны быть соблюдены следующие требования:

• решение о создании комиссии и назначении ее председателя должно быть принято до опубликования извещений о проведении конкурса (запроса котировок);

• число членов комиссии должно быть не менее 5 человек;

• членами комиссии не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо лица, на которых участники конкурса (запроса котировок) способны оказывать влияние, в частности лица, являющиеся:

о их акционерами (участниками) организаций-соискателей размещения заказа; о членами их органов управления; о кредиторами участников размещения заказа; о состоящие в штате организаций-участников размещения заказа;

• замена члена комиссии (в том числе и при выявлении его заинтересованности в результатах конкурса или запроса котировок) допускается только по решению органа, создавшего комиссию;

• государственный заказчик вправе создать как отдельные комиссии для организации конкурсов и запросов котировок, так и единую конкурсно-котировочную комиссию;

• комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на ее заседании присутствуют не менее 50 % общего числа ее членов. Нарушение перечисленных выше требований

к организации работы конкурсных и котировочных комиссий, а также иных требований Закона № 94-ФЗ является основанием для признания судом (арбитражным судом) недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица, контролирующего органа или органа исполнительной власти (п. 5ст. 10 Закона № 94-ФЗ).

Следует отметить, что конкурсные и котировочные комиссии лишь организуют мероприятия по размещению государственных (муниципальных) заказов. Участие их членов в разработке условий выполнения государственных (муниципальных) контрактов не является функцией данных комиссий и нежелательно ввиду возникновения рисков признания заинтересованности членов комиссий в результатах конкурсов (котировок).

3.1.Порядок и особенности проведения конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд

Размещение заказов путем проведения конкурса, учитывая требования открытости и доступности этих заказов для всех заинтересованных организаций и лиц, а также достаточно продолжительный

срок реализации таких заказов, является основным методом заключения государственных (муниципальных) контрактов на использование государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства.

Порядок размещения заказов путем проведения конкурса детально регламентирован гл. 2 Закона № 94-ФЗ.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 20 Закона № 94-ФЗ конкурс может быть как открытым, так и закрытым. Однако учитывая, что закрытый конкурс проводится только в отношении поставок товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, контракты на оказание поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства могут размещаться только на открытых конкурсах.

Обязанность разработки условий конкурса полностью лежит на государственном (муниципальном) заказчике. В случае, если государственный (муниципальный) заказчик не имеет возможности четко определить и сформулировать условия выполнения государственных (муниципальных) контрактов, он может привлечь для решения данных вопросов сторонние организации в виде публикации в официальном печатном издании или на официальном сайте сообщения о своей заинтересованности в проведении соответствующего конкурса с указанием срока представления предложений по формированию соответствующих условий исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Однако, решение о выборе предложенных сторонними организациями условий и включение их в размещаемые контракты государственный (муниципальный) заказчик должен принять самостоятельно, не предоставляя никаких преимуществ организациям-разработчикам этих условий (п. 5 ст. 20 Закона № 94-ФЗ). И уж тем более не допускаются никакие предварительные переговоры государственного (муниципального) заказчика или уполномоченной им специализированной организации с участниками размещения заказа (п. 6 ст. 20 Закона № 94-ФЗ).

Определенные требования предъявляются ст. 11 Закона № 94-ФЗ и к участникам размещения государственных (муниципальных) заказов путем проведения конкурсных торгов. В части размещения заказов на осуществление финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпри-

нимательства данные требования можно сформулировать следующим образом:

• обязательные требования к участникам размещения заказа (п. 1ст. 11 Закона № 94-ФЗ):

о соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым Законом № 94-ФЗ;

о непроведение ликвидации участника размещения заказа — юридического лица или непроведение в отношении участника размещения заказа — юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства; о неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надень рассмотрения заявки на участие в конкурсе; о отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период2;

• обязательные требования к участникам размещения заказа (п. 2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ):

о обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности; о отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков3 сведений об участниках размещения заказа. Государственные (муниципальные) заказчики не вправе предъявлять к участникам конкурсов на размещение государственного (муниципального) заказа иные требования сверх перечисленных выше

2 Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе не принято.

3 Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков регламентирован ст. 19 Закона № 209-ФЗ.

(п. 4 ст. 11 Закона № 94-ФЗ), а также возлагать на этих участников дополнительно (сверх конкурсной документации) подтверждать их соответствие этим требованиям (п. бст.11 Закона № 94-ФЗ).

Кроме установленных ст. 11 Закона № 94-ФЗ ограничений для участников размещения заказа, п. 1 ст. 12 Закона № 94-ФЗ установлены условия их допуска к торгам исходя из полноты и правильности выполнения ими установленных Законом № 94-ФЗ организационных процедур. В частности, участники могут быть не допущены к участию в конкурсе только в следующих случаях:

• непредоставления следующих определенных пп. Зет. 25 Закона № 94-ФЗ документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или об услугах, соответственно на оказание которых размещается заказ;

• сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:

о фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; о выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц); о документ (доверенность), подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, в случае необходимости; о предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта4;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 В части размещения государственных (муниципальных)

заказов на выделение субсидий на развитие субъектов малого

и среднего предпринимательства такими документами могут

быть экономические расчеты, подтверждающие возможность достижения участником показателей, определенных соответствующей программой развития субъектов малого и сред-

• документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

о документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в извещении о проведении открытого конкурса содержится указание на требование обеспечения такой заявки; о копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям Закона № 94-ФЗ к отнесению участвующих в конкурсе организаций и лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства;

• невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в извещении о проведении открытого конкурса;

• несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (ценулота). Отказ в допуске к участию в конкурсе по

иным причинам не допускается (п. 2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

Содержание конкурсной документации регламентировано п. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ и включает в себя следующие документы:

• требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению;

• требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качест-венныххарактеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик;

• требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости);

него предпринимательства, а также указанных в конкурсной документации, при использовании бюджетных субсидий, на выделение которых и претендует участник конкурса.

• место, условия и сроки (периоды) поставки • товара, выполнения работ, оказания услуг,

• начальную (максимальную) цену контракта (ценулота);

• форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, • услуг;

• источник финансирования заказа;

• порядок формирования цены контракта (цены • лота), в том числе с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату • таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

• сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками);

• порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской • Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного государственного или муниципального контракта;

• сведения о возможности заказчика изменить

предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг в соответствии с пп. бет. 9 Закона № 94-ФЗ;

• порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе5;

• требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 Закона № 94-ФЗ;

• порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки6;

• формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации7;

5 При этом датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса. Дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с пп. 2 ст. 26 Закона № 94-ФЗ определяется установленным днем вскрытия конвертов с конкурсными заявками

6 При этом срок отзыва заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с пп. 9 ст. 25 Закона № 94-ФЗ до момента вскрытия конвертов с конкурсными заявками.

7 В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона № 94-ФЗ любой участник конкурса может направить заказчику письменный запрос о разъяснении условий конкурса. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе8; критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с п. 4 — 6 ст. 28 Закона № 94-ФЗ»;

порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе; размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта10;

8 Даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона № 94-ФЗ устанавливаются публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются в один день.

9 Например, согласно п. 4ст. 28 Закона № 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

• функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;

• расходы на эксплуатацию товара;

• расходы на техническое обслуживание товара;

• сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

• срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

• объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

10 Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от

• срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней. К конкурсной документации должен быть

приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам — проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.

В соответствии с Федеральным законом от 02.02.2006 № 19-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях введены ст. 7.29 — 7.31,

предусматривающие санкции за нарушения порядка и условий размещения заказов на поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, в частности:

• Статья 7.29. Несоблюдение ограничений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок цен на одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги и при закупке одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг, осуществляемой без заключения государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб.

• Статья 7.30. Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в части:

о сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети «Интернет» извещения о проведении открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт; о протоколов, составляемых в ходе размещения заказа;

десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

о извещения о проведении запроса котировок; о конкурсной документации, а также порядка предоставления конкурсной документации;

о порядка разъяснения такой документации;

о порядка приема заявок на участие в конкурсе или в запросе котировок — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб.

о порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе;

о порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд — влечет наложение административного штрафа в размере 2,5 тыс. руб.

• Статья 7.31. Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа, а также направление недостоверных сведений или внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков в части:

о предоставления, опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте в сети «Интернет» недостоверной информации о размещении заказа;

о направления недостоверных сведений в соответствующий орган, уполномоченный на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; о внесения недостоверных сведений в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размеще-

ния заказов, или реестр недобросовестных поставщиков — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб. • Статья 7.32. Нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в части: о заключения государственного или муниципального контракта по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен, либо условий исполнения государственного или муниципального контракта, предложенных организацией-участником торгов (запроса котировок), если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб. о изменения условий государственного или муниципального контракта, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного или муниципального контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб. Учитывая вышеизложенное, государственному органу поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающими государственные (муниципальные) контракты на выделение бюджетных субсидий на развитие указанных субъектов, следует организовать эффективный контроль за соблюдением требований действующего законодательства в процессе проведения конкурсных торгов.

При этом для систематизация контроля выполнения участниками конкурсных торгов требований Закона № 94-ФЗ целесообразно применять различные аналитические таблицы. Пример такой таблицы, используемой в процессе контроля за соблюдением требований к организации конкурсов, приведен ниже.

Данные о работе конкурсной комиссии вэсТАяноя иэюхиКэдоп э вхявй -ХНОЯ ЭИНЭЬОПГЯВ£ иэийвх -нэиАяоК ионэсТАяноя щаннэкэШйпо 'яосЬ а н К

] Максимальная стоимость заказа | (тагояохойп вьвК -ЭСТЭП) ВЭЙАЯНОЯ ШГЭХ -иШдоп эинэГпэаопо В1ГОЯОХ -ойп кштеоипКоц кнК оэ иэнК £ эинэьэх а п. 10 ст. 28

Оформление результатов оценки и сопоставления заявок Публикация протокола тагояохойп нхвК э иэнК д — ихвьэп а — ;анэК ^ — эхивэ вн — п. Ист. 28

Оформление протокола ээсТАяноя а ошхэвьА я эяэАпоК о вшзяохойп кнК оэ иэнК ОТ0® п. 1 ст. 28

Принятие решения о допуске к участию в конкурсе направление уведомлений о допуске ээйАяноя а ошхэвьА я эяэАпоК о вшзяохойп винвэиЦеЪц иэнК ве охэГпетЛКэю 'кнК { оК п. 1 ст. 27

Оформление протокола аояинхэвьА штеяакве э аохйэаноя кинайяэа кнК оэ иэнК ОТ0®

аояинхэвьА иивяакве э аохйэаноя кинасТяэа шзяохойп анэК эж хох а аохйэа -ноя эинайяэа — кин -эйтааеи иийвяшгдЛп кнК оэ иэнК 0£ оК — п. 1ст. 21 и п. 1 ст. 26

Протокол о внесении изменений в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию продление срока принятия заявок иэнК 03 ээнэи эн анад оняогоК яоакве иьвКоп кинвьнояо кнК охоаон оК иинэнэиеи иийвяшгдЛп кнК оэ п. 4.1. ст. 21

| Содержание государственного (муниципального) заказа | публикация об изменениях вшзяохойп нхвК э иэнК д — ихвьэп а — ¡анэК { — эхивэ вн —

оформление решения ээйХяноя а эихэвьА вн яоакве иьвИэп кинвьнояо нхвК оК иэнК д о]^

Формирование и публикация условий конкурса публикация извещения X X

оформление протокола X X

ииэ -эииоя ионэсТАяноя иинвКеоэ о евяийп X X

Код заказа вхнэиАяоК охоиэмш -сТофо эинваонэиивн временные нормативы Статьи Закона № 209-ФЗ

ииээииоя ионэсКяноя нходвс! иЩгееинвхсТо хнннэиэсТа эинэшгошад

от

Фактические номера и даты документов указана ниже по каждому участнику

отметка о соблюдении сроков X X X

Состав конкурсной комиссии X X X X X X X X X X X

№№ п\п Фамилия и инициалы организация должность

1. X X X X X X X

2. X X X X X X X

3.. X X X X X X X

4. X X X X X X X

5. X X X X X X X

6. X X X X X X X

7. X X X X X X X

Итого назначено и присутствовало на заседаниях конкурсной комиссии X X X X X X X

Количество членов конкурсной комиссии согласно п. 3 ст. 7 Закона № 209-ФЗ должно быть не менее 5 человек, из которых на заседаниях должны присутствовать не менее 50 % общего числа ее членов Доля участия членов комиссии в заседаниях (%):

Данные об участниках конкурса

№№ участников Наименование организации Дата получения заявки Невыполненные участниками конкурса требования конкурсной документации Решение о допуске к конкурсу Дата уведомления о допуске Решение о победе в конкурсе Дата передачи протокола победителю конкурса Прочие отметки

ю I

о о со

00

о ф:

Й ь а

ОУ

■й п Ш

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

ф

Т5 ш

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.