Научная статья на тему 'Ответы на вопросы по применению федерального закона от 21. 07. 2005 № 94-ФЗ «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»'

Ответы на вопросы по применению федерального закона от 21. 07. 2005 № 94-ФЗ «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Ю. В.

1. Применяются ли ограничения, установленные п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, при размещении заказа на оказание эксплуатационных услуг и услуг по техническому обслуживанию для государственных и муниципальных нужд? 2. Каким образом относить товары, работы и услуги к одноименным товарам, если еще не утверждена номенклатура таких товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд? 3. В праве ли государственные и муниципальные заказчики требовать у участника размещения заказа нотариально заверенных копий документов, подтверждающих наличие достаточных ресурсов для выполнения заказа? 4. Нужно ли руководствоваться положениями Федерального закона № 94-ФЗ при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд на оказание услуг общедоступной электросвязи (телефон) как у единственного поставщика? 5. В каком порядке исчисляется срок, отведенный государственным и муниципальным заказчиком для передачи победителю аукциона экземпляра протокола и проекта контракта, а также для размещения протокола аукциона на соответствующем официальном сайте? 6. Каков порядок установления размера обеспечения исполнения контракта, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб. и размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта? 7. Необходимо ли заключать контракт в случае если подано две (и более) котировочных заявки, но только одна заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок? 8. Как поступить, если суд вынес решение о признании торгов государственного (муниципального) контракта недействительными? 9. Должны ли органы местного самоуправления применять положения Федерального закона № 94-ФЗ при приобретении недвижимого имущества? 10. В каком порядке размещают заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд филиалы бюджетных учреждений? 11. В каком порядке согласно Федерального закона № 94-ФЗ заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии? 12. Должны ли применяться положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в случае, если победителем торгов является бюджетное учреждение, которое осуществляет закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и (или) средств внебюджетных источников финансирования? 13. Могут ли бюджетные учреждения заключать трехсторонние договора (государственные контракты)? И правомерно ли принятие и исполнение таких бюджетных обязательств? 14. Могут ли автономные учреждения выступать в качестве государственных или муниципальных заказчиков на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фоменко Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответы на вопросы по применению федерального закона от 21. 07. 2005 № 94-ФЗ «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»»

Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Ю. В. ФОМЕНКО, кандидат экономических наук, консультант по государственным закупкам

Вопрос 1.

Применяются ли ограничения, установленные п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005№ 94-ФЗ, при размещении заказа на оказание эксплуа-тационныхуслуг и услуг по техническому обслуживанию для государственных и муниципальных нужд?

Ответ.

Да, применяются. В соответствии с п. 14ч. 2ст. 55 Закона № 94-ФЗ (далее — Закона) установлено ограничение на размещение заказов на одноименные товары, работы, услуги на сумму, превышающую установленный Центральным банком РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть ЮОтыс. руб.

Поэтому, как указано в письме Минэкономразвития России от 20.10.2008 № Д05-4503, размещение заказа на оказание эксплуатационных услуг и услуг по техническому обслуживанию на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона стоимостью, превышающей установленные ограничения, будет противоречить положениям Закона.

Вопрос 2.

Каким образом относить товары, работы и услуги к одноименным товарам, если еще не утверждена номенклатура таких товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд?

Ответ.

Номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в настоящее время дорабатывается и будет утверждена Минэкономразвития России после согласования с федеральными органами исполнительной власти, а также с субъектами Российской Федерации.

До утверждения указанной номенклатуры в целях отнесения товаров, работ, услуг к одноименным возможно придерживаться следующего определения: под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Вопрос 3.

Вправе ли государственные и муниципальные заказчики требовать у участника размещения заказа нотариально заверенных копий документов, подтверждающих наличие достаточных ресурсов для выполнения заказа?

Ответ.

Нет, не вправе. Минэкономразвития России в письме от 29.12.2008 № Д05-4120 разъяснил, что согласно ч. Зет. 25 и ч. 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ обязанность по нотариальному заверению документов установлена только в отношении выписки из единого государственного реестра юридических лиц или выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В Законе отсутствует норма об обязательности нотариального заверения копий других документов, в том числе документов, подтверждающих наличие у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны и безопасности. Поэтому заказчик не вправетребо-

вать от участника размещения заказа нотариально заверенные копии перечисленных документов.

Вопрос 4.

Нужно ли руководствоваться положениями Федерального закона № 94-ФЗ при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд на оказание услуг общедоступной электросвязи (телефон) каку единственного поставщика?

Ответ.

Да, нужно. Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи.

При этом постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи, согласно которому предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, местного телефонного соединения и внутризонового телефонного соединения относится к услугам общедоступной электросвязи.

Заказчик вправе осуществлять размещение заказа на оказание услуг местной телефонной связи у единственного поставщика в соответствии сп.1 ч. 2ст. 55 Закона.

Вопрос 5.

В каком порядке исчисляется срок, отведенный государственным и муниципальным заказчиком для передачи победителю аукциона экземпляра протокола и проекта контракта, а также для размещения протокола аукциона на соответствующем официальном сайте?

Ответ.

В соответствии с ч. 7 ст. 37 Федерального закона № 94-ФЗ заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передает победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого кдокументации об аукционе.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Поэтому день подписания протокола аукциона не входит в исчисление трехдневного срока, определенного Законом заказчику для передачи победителю аукциона одного экземпляра протокола и проекта государственного (муниципального) контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Таким образом, Законом установлен конкретный срок для размещения протокола аукциона заказчиком на соответствующем официальном сайте.

Вопрос 6.

Каков порядок установления размера обеспечения исполнения контракта, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (ценалота) превышает 50 млн руб. и размер аванса превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта?

Ответ.

Федеральным законом от27.12.1995 № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе» предусмотрена возможность заказчиком устанавливать поквартальное или поэтапное авансирование работ по выполнению государственного оборонного заказа в размере не менее сорока процентов их стоимости за счет средств федерального бюджета на финансирование оборонного заказа.

Таким образом, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб. и размер аванса превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта, заказчики обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса.

Вопрос 7.

Необходимо ли заключать контракт в случае если подано две (и более) котировочных заявки, но только одна заявка признана соответствующей тре -бованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок?

Ответ.

Да, необходимо. Минэкономразвития России в письме от 30.09.2008 № Д05-4145 разъяснил, что если подано две (и более) котировочных заявки, однако только одна котировочная заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, то заказчик обязан заключить контракт с участником, подавшим такую заявку, на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке такого участника. Продление срока подачи котировочных заявок в данном случае не требуется.

Вопрос 8.

Как поступить, если суд вынес решение о признании торгов государственного (муниципального) контракта недействительными?

Ответ.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что нарушение предусмотренных Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных Законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Таким образом, после вынесения судом решения о признании торгов и государственного (муниципального) контракта недействительными заказчик обязан провести повторные торги.

Вопрос 9.

Должны ли органы местного самоуправления применять положения Федерального закона № 94-ФЗ при приобретении недвижимого имущества?

Ответ.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Таким образом, учитывая, что приобретение органами местного самоуправления недвижимого имущества осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств и указанное имущество приобретается для исполнения функций и полномочий муниципального образования, размещение заказа относится к закупке для муниципальных нужд и его необходимо осуществлять в порядке, предусмотренном Законом.

Вопрос 10.

В каком порядке размещают заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд филиалы бюджетных учреждений?

Ответ.

Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением, и сообщает свое мнение. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников.

Статьей 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, созданным их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Положения Закона установлены только в отношении юридического лица, то есть государственным заказчиком в данном случае может выступать только бюджетное учреждение. Филиал может размещать заказы только в случае создания в нем комиссии по размещению заказов и передачи полномочий на размещение заказов и подписание государственных или муниципальных контрактов руководителю филиала или уполномоченному лицу. При этом государственный контракт заключается от имени бюджетного учреждения, а не филиала.

Филиалы бюджетного учреждения в случае передачи им полномочий вправе размещать заказы самостоятельно, в том числе и путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Однако запрет на размещение заказа на закупку одноименных товаров (работ, услуг) на сумму не более чем 500 тыс. руб. (ч. 2 и 3 ст. 42 Закона) и ЮОтыс. руб. (п. 14 ч. 2ст. 55 Закона) соответственно в течение квартала распространяется в целом на бюджетное учреждение (с учетом всех филиалов).

Данная позиция подтверждена письмом Минэкономразвития России от 30.06.2008 № Д05-2593.

Вопрос 11.

В каком порядке согласно Федерального закона № 94-ФЗ заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии?

Ответ.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от21.07.2005№ 94-ФЗ «О размещении заказов напос-тавки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном п. 14ч. 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Согласно п. 2.1 ч. 2 указанной статьи Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

При этом ст. 18 Закона установлено, что в реестры контрактов не включаются сведения о государственных или муниципальных контрактах и об иных заключенных в соответствии сп. 14ч.2 ст. 55 данного Закона гражданско-правовых договорах.

Таким образом, при размещении заказа у единственного поставщика (гарантирующего поставщика электрической энергии) должен быть заключен государственный контракти, соответственно, сведения о заключенном государственном контракте необходимо направить в реестр государственных контрактов. Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 22.08.2008 № Д05-3507.

Вопрос 12.

Должны ли применяться положения Федерального закона от 21.07.2005№ 94-ФЗ в случае, если победителем торгов является бюджетное учреждение, которое осуществляет закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и (или) средств внебюджетных источников финансирования?

Ответ.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что заказчиком осуществляется раз-

мещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Победителем признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии со ст. 4 закона № 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также — заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Учитывая изложенное, в случае если победителем торгов является бюджетное учреждением, которое осуществляетзакупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с требованиями законодательства, размещение заказа по выбору субподрядчиков и поставщиков необходимо осуществить в соответствии с требованиями закона № 94-ФЗ (письмо Минфина России от 17.04.2008 № Д05-1377).

Вопрос 13.

Могут ли бюджетные учреждения заключать трехсторонние договора (государственные контракты)? И правомерно ли принятие и исполнение таких бюджетных обязательств?

Ответ.

В соответствии с ч. Зет. 219 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на

поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее — Закон) государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона.

Положения ГК РФ допускают заключение трехсторонних договоров. Особые требования к субъектному составу государственного контракта Законом не предусмотрены.

Таким образом, по мнению Минфина России (письмо от 29.05.2008 № 02-13-10/1548), принятие и исполнение бюджетными учреждениями бюджетных обязательств в рамках трехсторонних договоров (государственных контрактов) возможно, если иное не предусмотрено специальными нормами законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Вопрос 14.

Могут ли автономные учреждения выступать в качестве государственных или муниципальных заказчиков на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд?

Ответ.

Нет, не могут. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, обра-

зования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Согласно ст. 4 Федерального законаот21.07.2005 № 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также — заказчики) могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии со ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Исходя из этого, автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Федерального закона от21.07.2005 № 94-ФЗ.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодныхусловиях.

Тел./факс: (495)621-69-49, ННрУшшш.Агыгс^.ги

(495) 621-91-90 е-таП: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.