Научная статья на тему 'Особенности структуры адаптивности молодых сотрудников ОВД'

Особенности структуры адаптивности молодых сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / СОТРУДНИКИ ОВД / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADAPTIVITY / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойленко Эдуард Юрьевич

В статье структура адаптивных возможностей сотрудников ОВД представлена с точки зрения взаимосвязей между прогнозом адаптивности и ее компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойленко Эдуард Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ADAPTIVITY STRUCTURE OF YOUNG PERSONNEL OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article elaborates a structure of adaptive abilities of employees of Internal Affairs Bodies in the context of correlation between adaptivity prognosis and its components.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры адаптивности молодых сотрудников ОВД»

УДК 159.922

Самойленко Эдуард Юрьевич

Samoylenko Edward Yuryevich

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России dom-hors@mail.ru

Postgraduate student of the Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia dom-hors@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ АДАПТИВНОСТИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОВД

PECULIARITIES OF ADAPTIVITY STRUCTURE OF YOUNG PERSONNEL OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация:

The summary:

В статье структура адаптивных возможностей сотрудников ОВД представлена с точки зрения взаимосвязей между прогнозом адаптивности и ее компонентами.

The article elaborates a structure of adaptive abilities of employees of Internal Affairs Bodies in the context of correlation between adaptivity prognosis and its components.

Ключевые слова:

адаптивность, сотрудники ОВД, личностные качества, профессиональная деятельность.

Keywords:

adaptivity, employees of Internal Affairs Bodies, personal qualities, professional activity.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов предъявляет повышенные требования к личностным качествам, обусловливающим адаптационные способности.

По данным Департамента кадрового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации, почти каждый девятый сотрудник ведомства уволился, не проработав и трех лет. В качестве одной из главных причин перемены места работы сотрудники указывают эмоциональное выгорание, связанное с постоянным высоким нервнопсихическим напряжением. Данная ситуация является следствием неподготовленности молодых специалистов к требованиям, предъявляемым службой в органах внутренних дел, характеризующейся повышенной стрессогенностью. Неспособность начинающих специалистов противостоять длительному воздействию стрессогенных факторов, может объясняться несформированностью у них нервно-психической устойчивости.

Известно, что сопоставление адаптационных возможностей организма с предъявляемыми к нему требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои зоны риска. При поступлении на работу на сотрудника влияет целый комплекс факторов: коллектив, личность руководителя, изменение режима, появление новых обязанностей, резкое увеличение эмоциональной и информационной нагрузки. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптационных реакций. Иногда так называют любые реакции организма, однако для отнесения их к истинно адаптационным необходимы три условия [1]:

1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент.

2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех психофизиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении реакции на данное воздействие.

3. Возникающая в организме перестройка биологически и психологически целесообразна.

Исходя из этого, и следует рассматривать изменения, наступающие у сотрудников при поступлении на работу, и оценивать степень и темпы адаптации. Процесс адаптации к профессиональной деятельности, как и к любому новому фактору, чаще всего проходит следующие стадии (фазы) [2]:

1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие вовлекаются многие системы организма;

2) сужение и экономизация реакций;

3) переход на новый способ адекватного функционирования, т. е. собственно адаптация.

Одной из причин затрудненной адаптации является несоответствие функциональных возможностей требованиям деятельности, т. е. отсутствие профессиональной зрелости. При этом недостаточная функциональная готовность к работе чаще всего определяется частичной, парциальной незрелостью отдельных качеств личности, непосредственно связанных с профессией. В особом внимании нуждаются те сотрудники, которые компенсируют свою неготовность к деятельности умственным напряжением и поэтому не попадают в разряд дезадаптированных, но у них ухудшается психоневрологический статус.

Процесс психофизиологической адаптации к профессиональной деятельности можно условно разделить на несколько этапов (фаз), каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом работы, личность отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта физиологическая «буря» длится достаточно долго (2-3 недели). Данный этап характеризуется низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, высоким напряжением сердечнососудистой и симпато-адреналовой систем на фоне слабой координации различных систем организма между собой. Несоответствие требований и реальных возможностей ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы и резкому падению производственной активности.

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. Если на первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится (организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»), то на втором этапе эта «цена» снижается, буря начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял сотрудник, будь то умственная или физическая нагрузка либо психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, каждая из систем организма должна отреагировать своим напряжением. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно пять-шесть недель (а не 2-3 дня, как думают многие), постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение всех жизненных систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с работой. Однако по некоторым показателям эта фаза может затягиваться до 9 недель, т. е. может длиться более двух месяцев. А в целом весь первый год

работы в органах внутренних дел можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Основными показателями собственно психологической адаптации являются формирование адекватного поведения, установление контактов со старшими и младшими по званию и овладение навыками профессиональной деятельности. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием психического здоровья, и понятие «производственного стресса» заняло прочное место в документах всемирной организации здравоохранения.

Таким образом, механизм профессиональной адаптации подчиняется стадиям (фазам) общего адаптационного синдрома. В зависимости от состояния физического и психического здоровья адаптация сотрудника к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному, что позволяет по аналогии с исследованием Э.М. Александровской (1988) [3] школьной дезадаптации разделить сотрудников на три условные группы.

Формы (уровни) адаптации. При легкой форме адаптации состояние напряженности функциональных систем организма компенсируется до двух месяцев. Лица этой группы относительно быстро вливаются в коллектив, у них часто хорошее настроение, они спокойны и доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все должностные требования. Иногда у них отмечаются сложности в межличностных контактах.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться до полугодия. У данной группы период несоответствия поведения требованиям деятельности затягивается.

У части же лиц адаптация протекает тяжело, что проявляется в негативных формах поведения, резком проявлении отрицательных эмоций. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья постепенно нарастают в течение года.

Такой аспект данной проблемы, как особенности структуры адаптивных способностей в связи с прогнозом риска дезадаптации у молодых сотрудников системы МВД не был освещен в достаточной степени, что и послужило основанием для настоящего исследования, предметом которого стала структура адаптивных способностей сотрудников ОВД.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что взаимосвязь между прогнозом адаптивности и ее структурой носит неоднозначный характер, что может быть обусловлено компенсаторными механизмами личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теория стресса Г. Селье, и социально-психологические критерии адаптации Э.М. Александровской и С.М. Громбаха.

Для проведения исследования была сформирована выборка, состоящая из сотрудников преимущественно патрульно-постовой службы со сроком службы до 5 лет. Общий объем выборки составил 34 человека. Возраст респондентов 23-28 лет.

В исследовании применены: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Маклакова и С. Чермянина, включающий шкалы «адаптивные способности», «нервнопсихическая устойчивость и поведенческая ренуляция», «коммуникативные потенциалы» и «морально-нравственная нормативность»; методика САН (самочувствие - активность -настроение); методика «Прогноз» разработки Санкт-Петербургской военно-медицинской академии для определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации.

Получены следующие результаты. Согласно экспериментальным данным, интегральная адаптивность у исследуемых сотрудников правоохранительных органов составляет 66 % от максимального значения диагностической шкалы преимущественно за счет высокой моральной нормативности (72 %) при сниженной нервно-психической устойчивости (57 %).

Высокий и низкий уровень интегральной адаптивности имеют по 35,3 % сотрудников, которые существенно отличаются в основном в процентном отношении в показате-

лях нервно-психической устойчивости (соответственно 90 % и 21 %), адаптивном (75 % и 57 %) и коммуникативном (79 % и 66 %) потенциале при р < 0,05. 29,4 % сотрудников обладает признаками скрытых акцентуаций, которые проявляются только в непривычных условиях или смене деятельности. Такие лица обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, у них осложнены процессы социализации и начальная адаптация, что требует психологической поддержки.

Особого внимания заслуживает тот факт, что почти у трети исследуемых сотрудников заниженная и неудовлетворительная адаптация. Это означает наличие признаков явных акцентуаций характера и пограничных состояний, тяжелое протекание адаптации. У таких лиц возможны нервно-психические срывы, конфликты, делинквентные поступки, невозможность работать в стрессогенных условиях и нарушения функционального состояния.

В проявлении нервно-психической устойчивости и интегральной адаптивности статистически значимую роль играет настроение. Если учесть, что настроение - это эмоциональное состояние переживания значимости ситуации, то получается, что чем с большей силой переживается значимость ситуации, тем хуже нервно-психическая устойчивость и общая адаптивность и наоборот.

Все показатели САН превышают 65 % от максимума диагностических шкал. Хороший прогноз адаптивности зафиксирован у 12% сотрудников, а риск дезадаптации - у 35 %. При этом у сотрудников с хорошим прогнозом существенно лучше показатель коммуникативного потенциала (t = 2,14, р < 0,05), но хуже - показатель самочувствия (t = 3,45, р < 0,05).

Однако у сотрудников с риском дезадаптации показатели структуры адаптивности оказались близки к показателям сотрудников с хорошим прогнозом, что указывает на компенсаторные механизмы личности и подтверждает гипотезу исследования.

Полученные данные согласуются с концепцией Ф.З. Меерсона (1988) [4] о стресс-лимитирующих системах, обусловливающих сопротивляемость организма стрессу посредством двух взаимосвязанных звеньев, обращенных во внешнюю и внутреннюю среду. Первое звено - собственно психическое, это эмоциональное поведение и мышление, которые расточительно и беспорядочно обеспечивают поиск новых моделей поведения. Второе звено - физиологическое - стандартный комплекс активации функциональных систем организма для энергетического и структурного обеспечения поискового поведения, т. е. собственно адаптации.

Результаты нашего исследования показали, что именно первое звено, имеющее первостепенное биологическое значение (показатель которого в данном случае - нервнопсихическая устойчивость), оказалось «слабым» у молодых сотрудников ОВД с низким интегральным уровнем адаптивности 21 % по сравнению с 90 % у сотрудников с высоким уровнем адаптивности.

Ссылки:

1. Громбах С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестн. АМН СССР. 1981. № 1. С. 29-34.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

3. Александровская Э.М. Социально-психологи-ческие критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. М., 1988. С. 32-42.

4. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1988. 256 с.

References (transliterated):

1. Grombakh S.M. O kriteriyakh otsenki sostoyaniya zdorov'ya detey i podrostkov // Vestn. AMN SSSR. 1981. № 1. P. 29-34.

2. Sel'e G. Stress bez distressa. M., 1982.

3. Aleksandrovskaya E.M. Sotsial'no-psikhologi-cheskie kriterii adaptatsii k shkole // Shkola i psikhicheskoe zdorov'e uchashchikhsya / ed. by S.M. Grombakh. M., 1988. P. 32-42.

4. Meerson F.Z., Pshennikova M.G. Adaptatsiya k stressovym situatsiyam i fizicheskim nagruzkam. M., 1988. 256 p.

ПЕДАГОГИКА

PEDAGOGICS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.