Научная статья на тему 'Исследование зависимости профессиональной психологической адаптации руководителя и стиля управления в новых условиях образовательной деятельности'

Исследование зависимости профессиональной психологической адаптации руководителя и стиля управления в новых условиях образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / ADAPTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / MANAGEMENT STYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мизова Марина Хабаловна

Описано исследование профессиональной адаптации руководителей в процессе прохождения курсов повышения квалификации в ИПК и ПРО КБГУ с целью выявления зависимости адаптационных процессов от стиля управления. Дан детальный анализ особенностей адаптивности руководителей в процессе реализации новой образовательной парадигмы и доказано, насколько разные стили руководства могут определять степень адаптивности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мизова Марина Хабаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of interdependance of professional psychological adaptation of a manager and management style in the new conditions of educational activity

A research of professional adaptation of managers in the process of passing cources of professional developement in the IPK and PRO KBGU with a view of detection of interdependence of adaptational processes and managing style. A detailed analysis of pecularities of managers adaptivity in the process of realization of a new educational paradigm is given, it is proved how different management styles can determine the degree of specialists adaptivity.

Текст научной работы на тему «Исследование зависимости профессиональной психологической адаптации руководителя и стиля управления в новых условиях образовательной деятельности»

наставническую супервизию. Полностью нашло свое подтверждение предположение о выраженных затруднениях педагогов в прохождении и обучении коррекционной (2) и частично - в консультативной и экспертной супервизии (3,4).

На основании результатов диагностического исследования было разработано экспериментальное содержание модели условий гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе непрерывного психологического образования (см. табл. 3).

литература

1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Солов-цова; под ред. Н.М. Борытко. М., 2008.

2. Моложавенко А.В. Модель процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога в системе его непрерывного образования / А.В. Моложавенко // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2008. №6 (30). С. 153 - 157.

3. Наследов А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. На-следов. М.; СПб., 2005.

Supervisor potential in the determination of levels and conditions of humanization of a teacher psychological postpreparation diagnosis.

The analysis of the results of the diagnostic research of the state of supervisor potential and the capacity of teachers, teachers-psychologists and teachers of psychology in the context of determination of levels of post-preparation within its stages and phases as well as of the conditions of humanization in the system of continuous postgraduate psychological education is cited.

Key words: tutorial, compensatory, consultative, expert supervision, formation and developement of components of psychological competence; practice-oriented psychological preparation, development, mastering personal/interpersonal components and integrit general psychological culture; psychological post-preparation; average, comperative and correlational analysis of values of significance, the model of conditions of humanization of psychological post-preparation of teachers.

М.Х. мизова

(Нальчик)

исследование зависимости профессиональной психологической адаптации руководителя и стиля управления в новых условиях образовательной деятельности

Описано исследование профессиональной адаптации руководителей в процессе прохождения курсов повышения квалификации в ИПК и ПРО КБГУ с целью выявления зависимости адаптационных процессов от стиля управления. Дан детальный анализ особенностей адаптивности руководителей в процессе реализации новой образовательной парадигмы и доказано, насколько разные стили руководства могут определять степень адаптивности специалистов.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, адаптивность, образовательная деятельность, стиль управления.

В рамках Комплексного проекта модернизации образования в школах Кабардино-Балкарии внедряются новая система оплаты труда, государственно-общественное управление, новая система оценки качества образования - и все это обостряет проблему адаптации учителя и руководителя к изменениям профессиональной среды.

До сих пор в науке профессиональная адаптация рассматривалась, в основном, по отношению к специалистам, начинающим свой профессиональный путь. Между тем необходима адаптация к изменяющимся условиям профессиональной деятельности педагога и руководителя с опытом работы, что до сих пор не было предметом исследования.

Целью нашего исследования является анализ реальных и потенциальных последствий изменений в системе образования для руководителей, а также выявление зависимости профессиональной психологической адаптации руководителя от стиля управления.

Теоретической основой исследования явилось представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям нового содержания образования, изменяющего социальную среду, затрагивающего все уровни функционирова-

© Мизова М.Х., 2009

Таблица 1

количественные показатели уровня адаптивности руководителей образовательных учреждений

Наименование шкал Уровни Руководители ОУ n = 125, %

Личностный адаптивный потенциал (ЛАП) Н 20

С 60

В 20

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) Н -

с 61

В 39

Коммуникативные способности (КС) Н -

с 28

В 72

Моральная нормативность (МН) Н -

с 11

В 89

Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень

ния педагога. Проводилось углубленное изучение личностных качеств, позволяющих определить адаптационный потенциал личности руководителя и его компоненты (поведенческую регуляцию, коммуникативный потенциал, моральную нормативность) и выработать рекомендации по профессиональной адаптации к изменяющимся условиям.

Сбор эмпирического материала для изучения профессиональной психологической адаптации руководителей образовательных учреждений происходил в условиях прохождения курсов повышения квалификации в ИПК и ПРО КБГУ. Выборка состояла из руководителей оу в количестве 125 человек, из них 32 - в возрасте до 40 лет и 83 - старше 40 лет. Большинство обследованных (70%) имеют управленческий стаж работы свыше 10 лет. Использовался «Многофакторный личностный опросник (МЛО) - Адаптивность» (базовая методика), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным, позволяющий определять личностный адаптационный потенциал и его компоненты [2]. Методика включает следующие шкалы: «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ), «Личностный адаптационный потенциал» (ЛАП), «Коммуникативные способности» (кс), «Моральная нормативность» (МН) и «Шкала коррекции» (Д). Основная шкала методики - ЛАП содержит информацию о поведенческой регуляции и коммуникативном потенциале человека и позволяет дифференцировать людей по степени устойчивости к воздействию психоэмоциональных стрессоров.

В исследовании особенностей адаптивности руководителей в процессе реализации новой образовательной парадигмы были получены следующие показатели по каждому параметру (табл. 1).

Высокие показатели по параметру нервнопсихической устойчивости были у 39% руководителей ОУ, средние - у 61% зам. директоров ОУ, низкие по представленной шкале не выявлены. Данные показатели свидетельствуют о нервно-психической неустойчивости, эмоциональной лабильности, высокой ситуативной тревожности, неуверенности в своих силах, склонности к нервнопсихическим срывам, неадекватности самооценки и восприятия действительности.

По параметру «коммуникативный потенциал» высокие показатели выявлены у 72% руководителей. данный параметр определяет эффективность социально-психологической адаптации педагога. Коммуникативный потенциал в данном случае отражает способность педагога строить отношения с другими специалистами (коллегами), достигать контакта и взаимопонимания с окружающими. Он определяется наличием опыта профессиональной деятельности и потребности в общении, а также уровнем конфликтности. Средние показатели обнаружены у 28% руководителей ОУ. У данных специалистов наблюдаются некоторые нарушения адаптации из-за проблем в сфере межличностного общения и взаимоотношений с окружающими. С этими педагогами целесообразно проведение социальнопсихологического тренинга, направленного на развитие коммуникативных способностей

Таблица 2

коэффициенты корреляции между аспектами адаптации и параметрами стиля руководства (п=125)

Аспект адаптации Параметры стиля руководства

Организация Распределение ответственности Требования Поощрения Поддержка

Нервно-психическая устойчивость 0,227 0,114 0,447 - 0,247 - 0,177

Коммуникативные способности - 0,067 - 0,165 0,623 - 0,107 0,003

Моральная нормативность 0,144 0,015 0,340 - 0,093 0,207

Личностный адаптивный потенциал - 0,268 - 0,057 0,607 - 0,249 - 0,058

личности. Низких показателей по этой шкале не зафиксировано.

По параметру «моральная нормативность» высокие показатели отмечены у 89% опрошенных. Они соблюдают моральные нормы, адекватно воспринимают свою социальную роль в изменяющихся условиях, ориентируются на общепринятые нормы поведения в образовательной деятельности. данные респонденты возможные изменения в содержании профессиональной деятельности воспринимают как необходимость и адаптируются к любым новым условиям за короткий период времени. Средние значения зафиксированы у 11% руководителей ОУ. Средние значения по шкале указывают на недостаточный уровень адаптации, некоторые затруднения в оценке своего места и роли в педагогическом коллективе в условиях реализации нового содержания образования, на возможные проблемы в плане восприятия требований, предъявляемых спецификой новой профессиональной деятельности, на слабое стремление соблюдать нормы поведения в изменяющихся условиях. данному контингенту руководителей необходима помощь в выработке стиля поведения путем изменения установок и внутренних позиций в соответствии с новыми требованиями. Низкие значения по данной шкале не выявлены.

Эффективность процессов адаптации определяется личностным адаптационным потенциалом, который является итоговым для предыдущих параметров исследования - НПУ, КС и МН. Высокие показатели по параметру ЛАП имеют всего 20% руководителей. Общий адаптационный потенциал является целостной характеристикой ресурсов организма, уровня развития адаптационных способностей. Высокие показатели ЛАП свидетельствуют об устойчивости адаптационных способностей педагогов. Эти педагоги смогут бы-

стрее адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды. Необходимо отметить также, что личностный адаптационный потенциал тесно взаимосвязан с характерологическими особенностями личности. Здесь существует риск неадекватно спокойной реакции на изменения образовательной среды. Средний уровень ЛАП выражен у 60% руководителей. здесь показатели имеют широкую градацию. Низкие значения по фактору ЛАП обнаружены у 20% опрошенных.

Низкие показатели по личностному адаптационному потенциалу - по всей видимости, это адекватная реакция на заданные условия образовательной среды. При этом подключается комплекс регуляторных психических процессов, определяющих дальнейшую адаптацию к новым условиям деятельности. И только динамика может выявить, какой процент педагогов выйдет из состояния социально-психологической дезадаптации и пойдет по пути реадаптации. В этом случае должны стабилизироваться процессы нервно-психической деятельности субъекта. В дальнейшем должен наступить этап успешной реализации новых задач профессиональной деятельности.

Кроме того, в нашем исследовании применялась методика «Ваш стиль руководства», позволяющая определить доминирующие параметры стиля руководства. Стиль руководства - явление строго индивидуальное, т.к. он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью [1].

Исследование стиля руководства позволило выявить следующие данные: из общего числа респондентов по показателю «Организация» только 17% руководят с помощью четкой системы правил и стандартных

процедур, четко определяют и логически выстраивают; 83 % вовсе не придерживаются такой системы, у них большая часть руководящей работы совершается через незапланированное, неформальное, дружеское общение.

По показателю «Распределение ответственности» 88% с радостью передают полномочия другим, а 12% не признают такой установки. По показателю «Требования» 94% предъявляют высокие требования к производительности своих работников, 6% не любят всевозможные правила и порядки и стараются ликвидировать их при любой возможности. По показателю «Поощрения» 94% не считают нужным вознаграждать своих людей за хорошую работу, 6% поощряют подчиненных в прямой зависимости от степени производительности, не обращая внимания на стаж, должность и личное отношение. По показателю «Поддержка» 66% стремятся к доверительности, теплым отношениям со своими работниками, 34% считают, что не обязательно поддерживать дружеские отношения с подчиненными, психологический климат в коллективе их не интересует.

дополнительно был проведен корреляционный анализ связи между параметрами стиля руководства и уровнями адаптивности руководителей к новым условиям образовательной среды. Его результаты отражены в табл. 2.

Как видно из таблицы, ЛАП, основная шкала методики, коррелирует только с параметром «Требования». Это говорит о том, что в процессе адаптации к новым условиям ни поощрения, ни организация руководством деятельности специалистов, ни даже распределение ответственности не могут оказать существенное влияние на степень адаптации педагогов.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1) у руководителей выявлены достаточно высокие показатели по моральной нормативности и коммуникативным способностям;

2) высокие показатели дезадаптации к новым условиям выражаются в повышенном уровне нервно-психической неустойчивости и, как следствие, низком

личностно-адаптационном потенциале руководителей;

3) в стиле руководства выявились доминирующие параметры: «Требования»

(94%) и «Распределение ответственности» (88%). По параметру «Поощрения» 94% респондентов не считают нужным вознаграждать своих сотрудников за хорошую работу, т.е. при высоком уровне требований наблюдается низкий уровень желания поощрять своих сотрудников;

4) по фактору взаимосвязи стиля руководства и степени адаптивности выявились следующие данные: с параметрами «Организация» (г = 0,227), «Распределение ответственности» (г = 0,114) связи не существенные; «Поощрения» и «Поддержка» - отрицательные и только с параметром «Требования» имеется определенно положительная связь (г = 0,447).

литература

1. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурии [и др.]. М.: Вильямс, 2006.

2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

The research of interdépendance of professional psychological adaptation of a manager and management style in the new conditions of educational activity.

A research of professional adaptation of managers in the process of passing cources of professional developement in the IPK and PRO KBGU with a view of detection of interdependence of adaptational processes and managing style.

A detailed analysis of pecularities of managers adaptivity in the process of realization of a new educational paradigm is given, it is proved how different management styles can determine the degree of specialists adaptivity.

Key words: professional adaptation, adaptivity, educational activity, management style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.