Научная статья на тему 'Профилактика психологической дезадаптации сотрудников ОВД'

Профилактика психологической дезадаптации сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3627
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION / LAW ENFORCEMENT OFFICERS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корехова Мария Владимировна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Новикова Ирина Альбертовна

Выявлены особенности психологической адаптации у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной деятельности. Разработаны рекомендации по профилактике явлений дезадаптации сотрудников в соответствии с условиями служебной деятельности; предложен перечень мероприятий по совершенствованию программ психологического сопровождения личного состава правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корехова Мария Владимировна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Новикова Ирина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Psychological Disadaptation of Officers

The researchers reveal peculiarities of psychological adjustment of law enforcement officers performing their professional duties and give recommendations for prevention of maladjustment of law enforcement officers according to the service conditions. The article provides a list of events designed for developing programmes of psychological support for law enforcement personnel.

Текст научной работы на тему «Профилактика психологической дезадаптации сотрудников ОВД»

Пспхопого-педагогическая коррекция состояний

УДК 159.96

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД

М. В. Корехова, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова

Выявлены особенности психологической адаптации у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной деятельности. Разработаны рекомендации по профилактике явлений дезадаптации сотрудников в соответствии с условиями служебной деятельности; предложен перечень мероприятий по совершенствованию программ психологического сопровождения личного состава правоохранительных органов.

Ключевые слова: психологическая дезадаптация, сотрудники правоохранительных органов, профилактика.

Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи. Эта деятельность требует соблюдения строгой иерархии, особого организационного построения и межличностного общения, дисциплины, приближающейся к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственности и высокой степени риска потери здоровья, а иногда и жизни.

Выполняющие служебные и профессиональные обязанности в условиях, осложненных воздействием эмоциональных и стрессовых факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями, сотрудники полиции могут быть отнесены к группе риска возникновения стрессовых состояний и, как следствие, развития психологической дезадаптации 1.

Проблема дезадаптации личности изучается с различных позиций в медицине, педагогике и в разнообразных отраслях психологии: медицинской, педагогической, юридической, социальной, превентивной. Психологическая дезадаптация сотрудников органов внутренних дел (ОВД) негативно сказывается как на самой личности, так и на качестве выполняемой им деятельности 2, поэтому возрастает роль психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов и, в частности, профилактики проявлений дезадаптивного поведения.

Целью исследования стало выявление особенностей психологической адаптации у сотрудников правоохранительных органов для разработки программы профилактики дезадаптационных нарушений.

Материал и методы исследования. Объектами исследования явились 153 сотрудника ОВД по Архангельской области; средний возраст составил 33,66±7,26лет (М±у).

С помощью многоуровневнего личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»3 определялись адаптационные возможности сотрудников на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Для оценки толерантности (стрессоустойчивости) к организационному стрессу нами была использована шкала организационного стресса Мак-Лина 4. С применением опросника «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко5 изучали картину эмоционального выгорания с выделением ведущих симптомов «эмоционального выгорания» и определения фазы развития стресса — «напряжения», «резистенции», «истощения». Ситуативную и личностную тревожность определяли тестом Ч. Спилбергера в модификации Ю. А. Ханина 6. Для диагностики личностных особенностей использовался метод проективного теста «Несуществующее животное» М. 3. Дукаре-

7 ~

вича ' с оценкой таких показателей, как агрессивность, тревожность, низкая самооценка, трудности в адаптации, импульсивность, интраверсия, подчеркнутый сексуальный интерес, демонстративность, депрессия.

Для обработки результатов применялся пакет прикладных статистических программ 8Р88 (версия 15) и стандартные расчетные методы8. Для достоверности разницы средних при анализе количественных данных с нормальным распределением использовался метод Стьюден-та; с ненормальным распределением—и-критерий Манна-Уитни. Для анализа различий по частоте встречаемости использовался ц-критерий Фишера. Применялись корреляционный (критерий Пирсона) и факторный анализы.

Результаты и их обсуждение. Все сотрудники в соответствии со стрессогенными условиями служебной деятельности нами были разделены на три группы:

I группа—31 чел. (20,3%), находившийся ранее в командировках в Северо-Кавказском регионе (СКР); II группа — 22 чел. (14,4%), которые не были в командировках, но в ходе выполнения профессиональных обязанностей сталкивались со стрессовыми ситуациями и страхом за свою жизнь; III группа — 100 чел. (65,4%), не ездивших в командировки в СКР и не сталкивавшихся с указанными стрессовыми ситуациями.

£ 49 м

48

47

46

45

44

43

I группа

II группа

III группа

Рис. 1. Показатели организационного стресса у сотрудников ОВД разных групп в зависимости от условий служебной деятельности (баллы)

Примечание. Различия достоверны при ** р < 0,01 в сравнении с группой I.

По результатам обследования по методике МЛО «Адаптивность» установлено, что снижение адаптационных способностей наблюдалось у 3,3% сотрудников

I группы, 9,0%—II, 5,0%—III группы, с наличием сложностей в процессе адаптации, нервно-психических срывов, низким уровнем нервно-психической устойчивости и конфликтностью. Для 3,3% сотрудников I группы отмечен низкий уровень коммуникативных способностей, с наличием сложностей в умении достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими и высоким уровнем конфликтности. Низкий уровень поведенческой регуляции, характеризующийся снижением уровня нервно-психической устойчивости и социального одобрения, свойствен для 4,6% сотрудников II группы. Среди сотрудников III группы у 2,0% их отмечен низкий уровень коммуникативных способностей и у 5,0% — низкий уровень моральной нормативности, что проявлялось неумением достигать взаимопонимания с окружающими и сложностями в восприятии морально-нравственных норм проведения.

В целом дезадаптационные нарушения отмечались наиболее часто у сотрудников I (16,7%), реже — III (6,9%) и II групп (4,6%). По шкале астенических реакций и состояний был выявлен низкий показатель у 16,7% сотрудников I группы, 4,6% — II, 4,0% — III группы — с ухудшением сна, снижением аппетита, отсутствием мотивации к профессиональной деятельности, низкой толерантностью к неблагоприятным факторам труда, высоким уровнем тревожности, ипохондрической фиксацией. Низкие показатели по шкале психических реакций и состояний, проявляющиеся высоким уровнем нервнопсихического напряжения, агрессивностью, ухудшением межличностных контактов, нарушением моральнонравственной ориентации, были обнаружены у 6,7% в I, 9,0% — II и у 2,0% сотрудников — III группы.

Сотрудники I группы, в отличие от II и III, имели более высокие значения по шкале психопатии базовых шкал СМИЛ первого уровня (р<0,05), отличаясь признаками социальной дезадаптации, агрессивности, кон-

фликтности, частой сменой настроения, интересов и привязанностей.

Факторный анализ у сотрудников I группы показал, что на первом месте был фактор «невротичность» (29,15%), включающий шкалы ипохондрии, психопатии, психастении, шизоидности, что говорило о наличии невротических проявлений и ригидности обследуемых. Второй по значимости фактор — «оптимистичность» (18,16%) — свидетельствовал о склонности к повышенному настроению, чрезмерной активности, бурной деятельности. Третий фактор — «демонстративность» (14,12%) — говорил об истерии, эмоциональной лабильности, обращенности интересов в мир внутренних переживаний.

Во II группе было выделено три значимых фактора. Первый — «оптимистичность» (40,34%) — свидетельствовал о приподнятом настроении, частной перемене настроения, нерешительности, беспечности. Второй фактор — «невротичность» (19,52%) — включал шкалы ипохондрии и паранойяльности. Третий фактор — «эгоцентричность» (12,09%) — говорил о вытеснении сложных психологических проблем, демонстративности, большой обращенности интересов в мир внутренних переживаний.

В III группе на первом месте был фактор «невротичность» (32,41 %), включающий шкалы ипохондрии, психопатии, психастении, паранойяльности. Второй фактор — «депрессия» (13,44%) — говорил о преобладающем сниженном фоне настроения, отчужденности в межличностных отношениях, сниженной активности, пессимистичности. Третий фактор — «эгоцентричность» (11,91%) — включал шкалы истерии и социальной интроверсии и свидетельствовал о вытеснении сложных психологических проблем, социальной и эмоциональной незрелости личности, значимой обращенности интересов в мир внутренних переживаний.

У большинства сотрудников по методике Мак-Лина отмечались умеренные показатели организационного стресса (рис. 1). Наиболее часто высокий показатель орга-

Психосоматические и псижвегетативные нарушения Личностная отстраненность Эмоциональная отстраненность Эмоциональный дефицит Редукция профессиональных обязанностей Расширение сферы экономии эмоций Эмоционально-нравственная дезориентация Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование

Тревога и депрессия Загнанность в клетку Неудовлетворенность собой Переживание психэтравматирующих обстоятельств

0123456789 10 11 12

Баллы

ИI группа ■ II группа ■ Ш группа

Рис. 2. Симптомы эмоционального «выгорания» у сотрудников ОВД (в баллах)

Примечание. Здесь и на рис. 3 различия достоверны при * р<0,05, ** р<0,01, *** р<0,001; а — в сравнении с I, б — в сравнении со II группами.

низационного стресса встречался во II группе (45,5%), несколько реже — в III (32,7%) и только у 16,7% сотрудников I группы — с наличием низкой толерантности к организационному стрессу, связанной с неумением общаться, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, быстро восстанавливать свои силы.

По методике «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко у большинства обследуемых всех групп не было обнаружено полностью сформированных фаз профессионального «выгорания», тем не менее, фаза резистен-ции, проявляющаяся неадекватным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией, редукцией профессиональных обязанностей, была сформирована у 16,7% сотрудников I, у 18,2% — II, у 7,9% их—III групп (рис.2).

Фаза истощения находилась на стадии формирования у 6,7% сотрудников I, у 4,6%—II, у 3,0%—III групп; для них были свойственны симптомы эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических и со-матовегетативных нарушений.

По методике Спилбергера-Ханина высокий показатель личностной тревожности наблюдался чаще во

II (72,7%), несколько реже — в I (56,7%) и III (52,5%) груп-

пах, при этом тревожность, как личностная черта, чаще отмечалась у сотрудников, которые были в ситуациях стресса, сопровождающихся страхом за свою жизнь. Высокий показатель ситуативной тревожности, характеризующийся напряжением, беспокойством, нервозностью, отмечался у 5,9% в III и 4,6% во II группах, и не был отмечен в I группе сотрудников.

По проективной методике «Несуществующее животное» достоверно более высокий показатель демонстративности был выявлен во II группе сотрудников (р<0,01) (рис.3). У сотрудников I группы по сравнению со II группой показатели были выше по шкале депрессии (р<0,05). Представители I группы, в отличие от II и III, имели меньший уровень агрессивности (р<0,05).

У сотрудников I группы повышенный уровень личностной тревожности был связан с высоким показателем организационного стресса (1=0,546, р=0,003), низкой поведенческой регуляцией (1=0,443, р=0,018), депрессивным состоянием (1=0,498, р=0,007) и нерешительностью (1=0,512, р=0,005).

Во II группе была обнаружена зависимость между ситуативной тревожностью и поведенческой регуляцией (г=-0,532, р=0,019). У сотрудников с высоким уровнем личностной тревожности были выше показатели орга-

Депрессия Демонстративность Подчеркнутый сексуальный интерес

Интроверсия Импульсивность Трудности в адаптации Низкая самооценка Тревожность Агрессивность

1 1 Т

—1

*—1

и а*

10

20

15

М I группа ■ II группа ■ III группа

Рис. 3. Показатели по шкалам проективного теста «Несуществующее животное» у сотрудников ОВД

25

Б аллы

низационного стресса (1=0,509, р=0,026) и склонность к социальной пассивности, подчиняемости (1=0,521, р=0,022).

В III группе выявлены связи между личностной тревожностью и поведенческой регуляцией (г=0,480, р=0,035), коммуникативным потенциалом (г=0,422, р=0,000), психотическими реакциями (г=0,299, р=0,003), ипохондрией (г=0,239, р=0,019): чем выше был уровень личностной тревожности, тем ниже поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, выраженное нервно-психическое напряжение, выше склонность к социальной пассивности, подчиняемости.

Таким образом, сотрудники всех групп с высоким уровнем личностной тревожности проявляли склонность к социальной пассивности, подчиняемости и нерешительности, а также обладали сниженной нервно-психической устойчивостью.

Профилактика психологической дезадаптации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития ее предпосылок и проявлений.

В соответствии с полученными результатами исследования профилактика явлений психологической дезадаптации будет различаться в зависимости от условий служебной деятельности. Считается, что профилактика более эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие психологическую дезадаптацию на ранних этапах проявления проблем.

При профилактике явлений психологической дезадаптации у представителей I группы необходимо обращать внимание на развитие коммуникативных способностей и умений распознавать свои эмоции, расслаб-

ляться, а также усвоение навыков самопознания. Профилактические мероприятия должны включать:

— обучение способам эмоционально-волевой саморегуляции в обычных, а также экстремальных ситуациях;

— релаксационные занятия;

— обучение эффективным способам совладания со стрессом;

— коммуникативный тренинг;

— развитие профессионально-психологических качеств, необходимых для успешных действий в напряженной и опасной обстановке.

В ходе профилактических мероприятий для сотрудников, относящихся ко II группе, следует обратить внимание на повышение нервно-психической устойчивости и уверенности в своих силах и действиях. Рекомендуются такие мероприятия, как:

— ранняя психодиагностика психологической дезадаптации (методики изучения личностных особенностей, психических состояний и особенностей реагирования на стресс);

— информирование сотрудников: об основных стресс-факторах штатных и экстремальных условий служебной деятельности;

— обучение: эффективным способам совладания со стрессом и адаптивного поведения в экстремальных условиях служебной деятельности; приемам произвольной саморегуляции психического состояния; алгоритмам конструктивного психологического взаимодействия и воздействия на окружающих; развитию профессионально-психологических качеств, необходимых для успешных действий в напряженной и опасной обстанов-

ке; формированию психологической устойчивости, способности успешно действовать в условиях эмоционального напряжения, умений владеть собой и не допускать срывов в поведении; развитию профессиональнопсихологических умений и навыков: психологического анализа обстановки, психологической наблюдательности, умения вести переговоры и оказывать психологическое воздействие на правонарушителей;

— тренинг уверенности в себе;

— тренинг принятия решений.

Профилактические мероприятия для представителей

III гр. должны быть направлены на развитие адекватной самооценки и профессиональных качеств сотрудников ОВД, осознание своего места и роли в коллективе и в системе правоохранительных органов. Рекомендуемые профилактические мероприятия включают:

— информирование сотрудников о негативных последствиях использования неэффективных способов совладания со стрессом;

— обучающие занятия, направленные на: формирование и развитие патриотических и моральных основ честной и ответственной службы; развитие специальной мотивация личного состава на самоотверженные действия при решении ответственных задач, понимание государственной необходимости их решения; совершенствование профессионально значимых качеств, навыков и умений в соответствии со спецификой деятельности различных подразделений; формирование положительных установок на профессиональное и личностное самосовершенствование и нормативной стратегии поведения сотрудников (профессиональный рост, дисциплинированное поведение, товарищество, наставничество, мужество, честность).

Заключение. Среди сотрудников правоохранительных органов, бывших в командировках в СКР, каждый шестой имеет признаки социальной и психологической дезадаптации, ухудшение сна, снижение аппетита, отсутствие мотивации к профессиональной деятельности, низкую толерантность к неблагоприятным факторам труда, высокий риск профессионального «выгорания», признаки агрессивности, конфликтности, частую перемену настроения, интересов, привязанностей, низкий уровень коммуникативных способностей, проявления организационного стресса.

Среди обследуемых, которые были в ситуациях стресса, сопровождающихся страхом за свою жизнь, 2/3 обладают высоким уровнем личностной тревожности, каждый второй — высоким уровнем организационного стресса, каждый десятый — снижением адаптационных способностей, высоким уровнем нервно-психического напряжения, агрессивностью, ухудшением межличностных контактов.

Только у 5,0% сотрудников, которые не были в командировках и не переживали витального стресса, отмечаются неумение достигать взаимопонимания с окружающими, сложности в восприятии морально-нравственных норм проведения, высокий показатель ситуативной тревожности.

При профилактике психологической дезадаптации у сотрудников I группы необходимо делать акцент на развитие коммуникативных способностей и умений распознавать свои эмоции и расслабляться, а также получение навыков самопознания. В ходе профилактических мероприятий во II группе следует обратить внимание на повышение нервно-психической устойчивости и уверенности сотрудников в своих силах и действиях. Профилактические мероприятия для представителей III группы должны быть направлены на развитие адекватной самооценки и профессиональных качеств, осознание своего места и роли в коллективе и в системе ОВД.

Результаты исследования необходимо учитывать при разработке и совершенствовании программ психологического сопровождения личного состава правоохранительных органов.

1 Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях : метод. пособие / под ред. В. М. Бурыкина. М., 2004. 240 с. ; ТарабринаН. В. Практикум по психологии пост-травматического стресса. СПб., 2001. 272 с.

2 Змановская Е.В., Новикова И. А., Сложеникин А. П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности // Вестник психотерапии. 2009. № 29(34). С. 66-80 ; КотенёвИ. О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и пост-стрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1. С. 76 ; Ксенофонтов А. М., Беликов И. И., Новикова И. А. Психологическая адаптация сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности // Психо педагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1(40). С. 54-57.

3 Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях.

4 Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2009. 336 с.

5 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. 105 с.

6 Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Цит. по: Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2001. 416 с.

8 Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2006. 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.