Научная статья на тему 'Особенности социально-экономической политики в Приднестровской Молдавской республике'

Особенности социально-экономической политики в Приднестровской Молдавской республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2975
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терзи Н. В.

В статье раскрыты особенности социально-экономической политики, проводимой в Приднестровской Молдавской республике. Определены действия государства, направленные на обеспечение занятости населения, повышения уровня жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of a social and economic policy in Dnestr Moldavian republic

in the article features of the social and economic policy spent in Dnestr Moldavian republic are opened. The actions of the state directed on maintenance of employment of the population, increase of a standard of living are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-экономической политики в Приднестровской Молдавской республике»

Терзи Н. В.

16.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Терзи Н. В. к.э.н., доцент.

Место работы: Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко.

naterz@yandex.ru

Аннотация: в статье раскрыты особенности социальноэкономической политики, проводимой в Приднестровской Молдавской республике. Определены действия государства, направленные на обеспечение занятости населения, повышения уровня жизни.

Ключевые слова: занятость, заработная плата,

социальная защита, пенсионное обеспечение, стратегия социально-экономического развития.

FEATURES OF A SOCIAL AND ECONOMIC POLICY IN DNESTR MOLDAVIAN REPUBLIC

Terzi N.V. Cand. Econ. Sci., the senior lecturer.

Place of employment: The Dnestr state University of Т.G. Shevchenko.

naterz@yandex.ru

Annotation: in the article features of the social and economic policy spent in Dnestr Moldavian republic are opened. The actions of the state directed on maintenance of employment of the population, increase of a standard of living are defined.

Keywords: employment, a wages, social protection, a provision of pensions, strategy of social and economic development.

Рынок не обладает свойством социальной защиты населения. В условиях рыночной экономики это тяжелое бремя вынуждено взять на себя государство. Особенности рынка труда и занятости населения ведут к особенностям социально-экономической политики, проводимой в республике. Усилия государства направлены на минимизацию безработицы, обеспечение занятости и возможности дать людям надежный заработок. Затем следует политика выравнивания доходов среди занятого населения и перераспределения их через государственный бюджет так, чтобы уменьшить разрыв между высшими и нижними уровнями доходов. Важнейшим направлением социально-экономической политики является социальное партнерство как способ достижения«социальной гармонии»между наемным трудом, представленным профсоюзами,

правительством и союзами предпринимателей. Формирование эффективной социально-

экономической политики связано с постоянным совершенствованием институциональной и законодательной базы, методов государственного регулирования. На деятельность большинства предприятий повлияли экономические реформы -процессы приватизации и реструктуризации. В результате уровень использования их производственных мощностей существенно сократился. Процесс реструктуризации предприятий обусловил процесс формирования спроса на труд.

Однако главными носителями спроса на труд являются только те предприятия, которые функционируют согласно новому экономическому порядку и справляются с конкуренцией. Формирование спроса на труд это важный аспект социальноэкономической политики государства, благодаря чему решается проблема занятости. Занятость же имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении через общественно-полезную деятельность, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социальноэкономического развития общества. Потребность человека в оплачиваемой работе, приоритетность тех или иных сфер деятельности, мера трудового участия, выбор профессии и места работы, трудовая мотивация, заинтересованность в

высокопроизводительном труде и возможность такого труда - все это складывается как результат социально-экономического поведения человека в обществе. Эти факторы и диктуют социальноэкономическую политику, выделяют ее особенность в регионе. На современном этапе в Приднестровье трудно говорить об обеспечении эффективной занятости. Ведь для повышения заработной платы часто приходится увольнять избыточных, неэффективных работников. Но в условиях отсутствия выбора в республике и недиферсифицированной структуры экономики проведение такой политики только усилит социальное напряжение и спровоцирует дальнейший отток населения.

Приднестровью присуща и собственная специфика в формировании спроса на труд. До 2005 года преобладала занятость в государственном секторе, что обусловлено запоздалостью рыночных реформ, масштабностью госаппарата (публичное управление, органы правопорядка) и бюджетной сферы (образование, медицина). Таким образом, в этих условиях только кардинальное оздоровление реального сектора экономики будет способствовать нормализации положения на рынках труда Приднестровья, а также последовательное приближение институциональной и законодательной базы рынка труда Приднестровья к европейским стандартам. Данные опроса, проведенные в республике свидетельствуют о том, что 44,3% опрошенных приднестровцев фактически делят свой бюджет между оплатой коммунальных платежей и питанием. На здоровье, образование и полноценный досуг остается совсем немного. Согласно данным министерства экономики ПМР, прожиточный минимум в Приднестровье за январь 2012 года составил, в среднем, на душу населения 1190 рублей (100 долларов).

В Приднестровье властные структуры взяли на себя повышенные социальные обязательства по поддержанию благосостояния населения, которые далеко не всегда были соизмеримы с их финансовыми возможностями. Это заключалось в проведении мероприятий по административному решению многих социальных проблем (сдерживание роста тарифов на услуги, частая индексация пенсий и заработной платы бюджетников и др.), которые, тем не менее, имели лишь временный социальный эффект. Также видимое благополучие поддерживалось крупными

промышленными предприятиями, сохранившими

созданную еще в советское время ведомственную сеть социальных учреждений: столовых, поликлиник (медпунктов), детских садов (яслей), пионерских лагерей, баз отдыха. Одна из акций направлена на материальную поддержку пенсионеров - начиная с 1 января 2008 г. Все пенсионеры Приднестровья получают в качестве гуманитарной помощи России надбавку к пенсии (в настоящее время в размере 150 приднестровских рублей).

В Приднестровье процесс внедрения новых принципов функционирования социальной сферы занял значительное время. Этому способствовали затянувшаяся неопределенность политико-правового статуса Приднестровья и оттягивание в этой связи решение острых социальных проблем до «лучших времен». Принимаемые Верховным Советом социальные законы в значительной степени копировали соответствующие положения российского законодательства. Однако при этом далеко не всегда учитывались совершенно разные экономикофинансовые возможности Приднестровья и Российской Федерации. Это создавало многочисленные проблемы при реализации социальной политики.

Центральное место в социальной политике Приднестровья занимают политики в области заработной платы и пенсионного обеспечения, а также тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере.

Политика в области заработной платы определяет экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателями. Государство регулирует оплату труда работников, в первую очередь, путем установления минимальных стандартов в этой области, среди которых важное место занимает минимальная заработная плата. Согласно трудовому законодательству

Приднестровья, государство обязывает всех работодателей, независимо от форм собственности, гарантировать установление работникам,

отработавшим полностью норму рабочего времени и выполнившим свои трудовые обязанности, заработную плату в размере не ниже ее минимального уровня.

Что же касается порядка установления размера минимальной заработной платы, то в Приднестровье действует Закон о минимальном размере оплаты труда, в котором установлен четкий порядок определения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно нему, МРОТ, определяемый ежеквартально, должен равняться двукратной величине прожиточного минимума, исчисляемой в среднем на душу населения. При этом был введен переходный период, в течение которого для определения МРОТ применялся поправочный (понижающий) коэффициент. Этот коэффициент до 1 января 2005 г. был законодательно установлен на уровне 0,5; с 1 января 2006 г. по 1 января 2007 г. -0,80; в 1-11 кварталах 2007 г. - 0,85. Со II полугодия 2007 г. Поправочный коэффициент не применяется и в настоящее время МРОТ равен двукратной величине прожиточного минимума одного человека. На фоне относительно низкого уровня оплаты труда в экономике Приднестровья, имеет место неоправданно высокая дифференциация размеров заработной платы по видам экономической деятельности. Степень этой дифференциации далеко не всегда связана с

экономическими результатами функционирования отраслей и производств с их значимостью для экономики или с уровнем квалификации применяемой рабочей силы.

Средняя величина заработной платы в целом по экономике составляет 288 долларов. Заработная плата работников, занятых финансовым посредничеством в ПМР превышает среднюю величину по экономике в 2,12 раза; при проведении операций с недвижимым имуществом, соответственно, на 25,5%; в строительстве - на 39,0%; в промышленности - 34,2%. В то же время оплата труда в учреждениях образования составила 59,7%от ее среднего уровня, в сельском хозяйстве республики -59,3%.

Ускорившийся процесс старения населения и ухудшение соотношения между численностью занятого населения и количеством пенсионеров стали одними из главных причин реформирования пенсионных систем. Осуществленные в конце 1990-х и начале 2000-х годов пенсионные реформы

проводились в условиях социально- экономической

нестабильности и падения уровня жизни населения. При этом в Приднестровье были реализованы различные концептуальные принципы

реформирования пенсионных систем.

В реформированной пенсионной системе

Приднестровья условия назначения и размер

получаемых пенсий не в полной мере учитывают вклад будущего пенсионера в финансирование пенсионной системы. Пенсионная система лишь формально функционирует на страховых принципах. В пенсионном законодательстве Приднестровья

сохраняются, а на практике - реализуются множественные пенсионные льготы и привилегии, не имеющие никакого отношения к страховым принципам. К минимуму сведено участие занятых лиц в финансировании, посредством индивидуальных

страховых взносов, своих будущих пенсий. Даже используемая в нынешнем пенсионном законодательстве терминология (к примеру, «трудовой стаж»,а не «страховой стаж») свидетельствует о том, что пенсионная система Приднестровья в большей степени является системой социального обеспечения, чем социального страхования.

В Приднестровье пересмотр размеров пенсий

осуществляется путем их ежеквартального увеличения с применением индивидуального

коэффициента

пенсионера. Величина этого коэффициента зависит от изменения среднемесячной заработной платы в экономике за соответствующий период. Законом о бюджете Государственного пенсионного фонда ежегодно регламентируется предельная величина индивидуального коэффициента пенсионера, а также дополнительная сумма, на которую увеличивается пенсия при превышении этого коэффициента. Различия в концептуальных принципах функционирования пенсионных систем Молдовы и Приднестровья обусловили неодинаковую динамику размера среднемесячной номинальной пенсии.

Тарифные политики в жилищно-коммунальной сфере имеют особенности, связанные с принципами установления тарифов и степени влияния властных структур на методологию их расчета. Регулирование тарифов на энергоресурсы осуществляется в соответствии с Законом «О ценах (тарифах) и

Терзи Н. В.

ценообразовании». Несмотря на поэтапное увеличение цены природного газа для населения, тарифы по газоснабжению до сих пор в несколько раз ниже контрактной цены на природный газ, поставляемый из России. Что касается тарифа на тепловую энергию, их установление осуществлялось при сильном административном влиянии властных структур.

Рассчитанная по нормативам потребления, месячная стоимость набора жилищно-коммунальных услуг составила в Приднестровье - 60 $.

В Приднестровье имеется опыт, достойный применения. В частности, это четкая ориентация минимальных стандартов в области оплаты труда на величину прожиточного минимума, что в полной мере отвечает международным требованиям.

Экономический рост в Приднестровье до 2009 года, сопровождался устойчивым снижением занятости на фоне увеличения численности экономически неактивного населения. Так, в 2008 году по сравнению с 2000 г. объем ВВП вырос в 2 раза; за это же время число работающего населения сократилось на 22%. В 2010 гг. по сравнению с 2006 г. ВВП увеличился на 15,7%. При этом производство товаров выросло на 5,7%, а производство услуг сократилось на 6%. Это привело к изменению отраслевой структуры ВВП. В общем объеме ВВП увеличилась доля товаров и сократился удельный вес услуг (на 1,8 п.п.).

За рассматриваемый период изменилась и

производительность труда. ВВП народного работника, занятого в экономике, увеличился в 2,2 раза. Среднегодовой темп прироста составил 22,4%. Экономика реагирует на экономический рост не

созданием новых рабочих мест, а снижением экономической активности трудоспособного населения и устойчиво высокой теневой занятостью. В

неформальном секторе (без юридически оформленных отношений между работником и

работодателем) работало/работает до трети всего занятого населения. При этом почти половина населения Приднестровской Молдавской республики живет за чертой «национального» уровня бедности.

В республике обсуждается рабочий проект Стратегии социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики до 2025 года. Стратегия-2025

- это план первоначальных мер по решению проблем, накопившихся в нашем обществе: демографических (миграционная и естественная убыль населения), социальных (низкий уровень пенсий и заработных плат, кризис здравоохранения, образования, жилищнокоммунального хозяйства и т.п.) и экономических (рост цен, государственный долг, бюджетный дефицит, неудовлетворительная структура экономики, высокий уровень безработицы, теневая экономика и т.д.).В ходе подготовки документа команда Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики совместно со специалистами российского Центра стратегических разработок, с участием представителей бизнеса, общественности, работников образовательной, медицинской и иных сфер, произвела полную инвентаризацию существующей на сегодняшний день ситуации в различных отраслях хозяйства, бюджетной, финансово-кредитной сферах, в системе организации государственного управления, в пенсионном обеспечении, здравоохранении, образовании, спорте и туризме, системе обеспечения

занятости, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. сферах. На основании полученной оценки проблем и перспектив развития приднестровского государства были разработаны основные направления развития всех сфер общества. Главная цель стратегии социально-экономического развития - это формирование новой модели экономического роста и новой социальной политики, которые бы обеспечивали устойчивый рост уровня и качества жизни населения Приднестровья.

Интенсивный экономический рост - единственный возможный ключ к повышению благосостояния приднестровцев - требует изменения экономической модели нашего государства. При значительном числе ограничений, стоящих перед Приднестровьем на сегодняшний день, наша страна обладает всеми необходимыми предпосылками, чтобы развиваться темпами, существенно превышающими

среднемировые, а именно - 8-10% в год. Ключевые моменты Стратегии:

- конкретные меры и предложения, вплоть до определения видов сырья и конкретных потребителей произведенной в ПМР продукции;

- увеличение на 50% к 2025 году числа рабочих мест, сокращение трудовой миграции вдвое к 2020 году;

- анализ ущербности подхода к распределению земли, конкретные меры по обеспечению равного доступа к земле, особенно для тех, кто её сам обрабатывает;

- реальные меры поддержки молодой семьи;

- развитие новых отраслей, таких как туризм, социальные услуги;

- создание условий для качественного роста инвестиций в ПМР.

Новая модель социально-экономической политики ставит в качестве первоочередных задач:

- повышение доходов населения и возвращение значительной части трудовых мигрантов на родину за счет создания высокопродуктивных рабочих мест, что приведет к воссоединению многих семей, улучшит демографическую ситуацию в республике;

- недопущение роста расходов населения на социальные и коммунальные услуги;

- снижение заболеваемости и дальнейшее укрепление здоровья населения, которое может быть достигнуто посредствам структурной реформы системы здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни;

- улучшение условий проживания в городах и селах Приднестровья за счет повышения качества работы коммунального хозяйства.

Для создания новой модели экономического роста предусматривается:

- обеспечение макроэкономической стабильности, в частности, недопущение взрывного роста цен на ключевые группы потребительских товаров;

- улучшение делового климата;

- содействие формированию новых для Приднестровья отраслей, таких как информационные технологии, аутсорсинг бизнес-услуг и др.;

- стимулирование ускоренного развития малого бизнеса в Приднестровье.

Список литературы:

1. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской республики - Статистический сборник (за 2007-2011 гг.)/ Государственная служба статистики

Министерства экономики ПМР.- Тирасполь, 2012.

Reference list:

1. A statistical year-book of Dnestr Moldavian republic - the Statistical collection (for 2007-2011) / Public service of statistics of Ministry of Economics PMR. - Tiraspol, 2012.

ОТЗЫВ

на статью Терзи Н.В. « Особенности социальноэкономической политики в Приднестровской Молдавской республике»

В статье определены основные направления социальноэкономической политики в Приднестровской Молдавской республике. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения занятости, минимизации безработицы, уровню заработной платы, вопросам пенсионного обеспечения. В статье раскрываются особенности функционирования рынка труда региона и замечено, что формирование спроса на труд является важным аспектом социально-экономической политики, раскрыта специфика этого процесса в республике.

К сожалению, внедрение новых принципов социальноэкономической политики занимает значительное время в связи с затянувшейся неопределенностью политикоправового статуса Приднестровской Молдавской республики. Но, несмотря на это с помощью Российского Центра стратегических разработок на основе оценки проблем и перспектив развития государства разработаны основные направления развития всех сфер общества.

Данная статья актуальна на современном этапе и рекомендуется к публикации в научном журнале.

Доктор экономических наук,

Профессор

Д. Г. Щипанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.