Научная статья на тему 'Пути управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы в Приднестровье в условиях перехода к инновационной экономике'

Пути управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы в Приднестровье в условиях перехода к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК СЛУЖБ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАНЯТОСТИ / КОНТРОЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терзи Н. В.

В статье предлагаются пути управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы, направленные на совершенствование законодательной и нормотворческой деятельности в области взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования, системы социального партнерства, на проведение мониторинга конкурентоспособности специалиста. Особое внимание уделяется направлениям модернизации системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of management of processes of formation of competitive labour force in Pridnestrovye in the conditions of transition to the innovation economy

Тhe paper proposes ways of managing the processes of formation of competitive labour force, aimed at improving the legislative and normative activities in the field of interaction between the labour market and the system of professional education, social partnership system for monitoring the competitiveness of a specialist. Special attention is paid to the modernization of the system of vocational education.

Текст научной работы на тему «Пути управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы в Приднестровье в условиях перехода к инновационной экономике»

19. ЭКОНОМИКА ТРУДА

19.1. ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Терзи Н. В., к.э.н., доцент.

Место работы: Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Приднестровье

naterz@yandex.com

Аннотация: В статье предлагаются пути управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы, направленные на совершенствование законодательной и нормотворческой деятельности в области взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования, системы социального партнерства, на проведение мониторинга конкурентоспособности специалиста. Особое внимание уделяется направлениям модернизации системы профессионального образования.

Ключевые слова: рынок труда, рынок служб

образования, занятости, контроля

конкурентоспособности рабочей силы.

WAYS OF MANAGEMENT OF PROCESSES OF FORMATION OF COMPETITIVE LABOUR FORCE IN PRIDNESTROVYE IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO THE INNOVATION ECONOMY

Terzi Nataly, Cand.Econ.Sci., docent

Place of employment: Shevchenko State Universaty of Pridnestrovye

naterz@yandex. com

Annotation: Тhe paper proposes ways of managing the processes of formation of competitive labour force, aimed at improving the legislative and normative activities in the field of interaction between the labour market and the system of professional education, social partnership system for monitoring the competitiveness of a specialist. Special attention is paid to the modernization of the system of vocational education.

Keywords: labour market, the market of educational services, employment, monitoring of competitiveness of labour force.

Успешность процесса формирования

конкурентоспособной рабочей силы в условиях перехода к инновационной экономике зависит от решения таких важных проблем как состояние занятости, справедливое распределение доходов, уровень заработной платы, длительная безработица, состояние системы профессионального образования, взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и др. Эти вопросы относятся к числу главных вопросов, требующих особого внимания со стороны государства.

Отсчет времени начала внедрения рыночных отношений в сферу труда в Приднестровье начался с принятия Закона «О занятости населения в Приднестровской Молдавской республике», который впервые ввел в практическую деятельность государственных органов управления трудом такие понятия, как безработица, рынок труда, неполная занятость. Поэтому и вопросы управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы в Приднестровье мы будем начинать рассматривать с анализа данного закона. Главным недостатком действующего закона в том, что объектом его регулирования выступает не занятость, как таковая, а безработица, причем только ее регистрируемая часть, а основным субъектами-пользователями закона

являются органы службы занятости. Другие же субъекты - работодатели, профсоюзы, администрации всех уровней - в нем только обозначены. Закон о

занятости в республике преследовал цели

обеспечения социальной защиты граждан, не имеющих работы и реализации их права на труд. Поставленные нами проблемы взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования выявили односторонность подобного подхода. В действующем законодательстве регламентируется обеспечение занятости, но создание условий для нее отступает на второй план. Это проявляется в

отсутствии норм, регулирующих спрос на труд. На самом деле в этой области продекларирована только обязанность работодателей предоставлять вакансии в службы занятости. Поэтому сегодня в республике работодатели самостоятельно формируют требования к рабочей силе, нередко завышенные или даже дискриминационные, зачастую скрывают вакансии.

Для наведения порядка в функционировании этих важнейших условий формирования

конкурентоспособной рабочей силы в регионе необходимо законодательно определить основы регулирования спроса на труд, включая определение критериев подбора персонала и ответственность работодателя за их использование. Причем важно обозначить как права и обязанности работодателей, так и обязательства государства.

В вопросах, касающихся предотвращения молодежной безработицы, в действующем законе должен более четко быть проработан подход к обеспечению занятости этой категории населения. В связи с этим предлагается ввести в законодательство о занятости, ранее существовавшие нормы об обязательном квотировании рабочих мест для трудоустройства молодых людей без опыта работы и четко обозначить механизм их действия.

В республике возникла необходимость нового законодательства о занятости, опирающегося на новую концепцию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Суть ее в следующем:

- объектом законодательного регулирования должна быть занятость в целом, а не сектор регистрируемой безработицы;

- ориентация на повышение эффективности занятости, равное внимание к спросу на труд и к его предложению.

В состав законодательства о занятости целесообразно ввести следующие разделы:

1. Общие положения: юридическое определение

занятости и ее регулирования, незанятости, безработицы, их форм; понятие эффективной занятости; объекты и субъекты регулирования.

2. Спрос на труд и законодательные основы его регулирования:

- определение рабочего места, система учета, сохранения, ликвидации, создания, замещения, использования рабочих мест, субъекты ее реализации;

- ответственность, права и гарантии государства и работодателей в части воспроизводства рабочих мест;

- служба занятости в системе воспроизводства рабочих мест, финансирование этой системы, ее информационное обеспечение, аттестация рабочих мест;

- обеспечение соответствия квалификационных характеристик персонала и рабочих мест;

- контроль за исполнением функций в системе регулирования спроса на труд с позиции повышения эффективности занятости населения.

3. Предложение на рынке труда и законодательные основы регулирования занятости:

- формы и субъекты предложения труда, регистрируемое и нерегистрируемое предложение;

- государственная политика, формы обеспечения и гарантии занятости субъектов предложения труда в соответствии со спросом;

- права и ответственность работодателей и других субъектов рынка труда за прием и увольнение граждан;

- критерии дискриминации труда и ответственность сторон;

- высвобождение рабочей силы и его законодательное регулирование;

- информационное обеспечение движения рабочей силы по категориям и формам занятости.

В действующем трудовом кодексе Приднестровской Молдавской республики практически не закреплены основополагающие принципы правового

регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства. Вопросы трудоустройства непосредственно связаны с проблемой формирования конкурентоспособного специалиста, так как данные негативные процессы с большой долей вероятности может закончиться безработицей. Поэтому важным является совершенствование этих вопросов, так как в трудовом кодексе правовое регулирование трудоустройства представлено в виде перечисления гарантий при приеме на работу, запрещения необоснованных отказов, гарантий реализации права на труд, которые в большей степени касаются высвобождаемых работников. Таким образом, как и нормы Закона о занятости, нормы действующего ТК ПМР нуждаются в уточнении.

Анализ нормативно-правовых актов подзаконного уровня приводит к выводу о несовершенстве законодательной базы в сфере занятости и трудоустройства и предопределяет приоритетный способ ее совершенствования, а именно: систематизация нормативной базы и четкое определение основных понятий и категорий. Возникает необходимость четкого толкования следующих понятий: право граждан на

трудоустройство, способы содействия (обеспечения) занятости, правовой статус субъектов

правоотношений. В результате считается необходимым обогатить трудовой кодекс специальным разделом, посвященным вопросам трудоустройства и занятости населения в целом, и молодежи, в частности.

Одним из важнейших инструментов управленческих отношений в области формирования конкурентоспособной рабочей силы в Приднестровье является социальное партнерство как тип социальнотрудовых отношений. Социальное партнерство как тип социально-трудовых отношений, не должен ограничиваться лишь договорным регулированием трудовых отношений. Он должен охватывать социально-трудовую сферу в целом. Это означает, что региональный заказ на подготовку кадров должен быть социальным, то есть заказчиком является не одно государство, а все общество в целом на основе создания социального партнерства.

Основными партнерами могут выступать:

- органы исполнительной власти;

- органы управления образованием;

-органы управления по труду и занятости;

- образовательные учреждения;

- работодатели;

- профсоюзы;

- другие социальные партнеры (общественные организации, службы по трудоустройству при учебных заведениях и т.д.).

Для успешного формирований конкурентоспособной рабочей силы необходима модернизация системы профессионального образования, включающая в себя создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующих потребностям развития экономики. В этом смысле необходимо в Приднестровье продолжать обеспечение равенства доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения: адресное

предоставление стипендий, развитие системы образовательных кредитов, образование местными органами власти и высшими учебными заведениями фондов рабочих мест с неполным рабочим днем для студентов вузов. Проблема обеспечения равных возможностей в получении высшего образования сейчас требует большего внимания со стороны государственных органов, чем в прошлом. Ведь в современных условиях рынка труда равные возможности в образовании все труднее поддаются определению, согласованию, обеспечению и контролю.

В целях эффективной модернизации высшего образования в Приднестровье необходимо обеспечить три базовых условия:

- повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в высшую школу эффективные кадры;

- финансирование информатизации высшего образования, которое обеспечит модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;

- формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств и на этой основе - высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг.

Основным направлением модернизации высшего профессионального образования в современных условиях является необходимость постоянного изучения ближайших и перспективных потребностей рынка труда. Необходимо составлять прогноз подготовки специалистов, который должен быть построен в отраслевом разрезе, по направлениям подготовки, учитывая демографическую ситуацию.

Сбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг в Приднестровье зависит от того, в какой мере высшие учебные заведения реагируют на изменения рынка труда, в какой мере конечные результаты их деятельности удовлетворяют запросам экономики и общества. Необходимо разрабатывать систему анализа положения молодого специалиста на рынке труда для получения объективной информации о том, куда попадает значительная часть выпускников вузов Приднестровья. Ведь с каждым годом растет доля выпускников со «свободным распределением», расширяется занятость выпускников вузов в негосударственном секторе, в том числе неформальном.

Важным вопросом формирования

конкурентоспособной рабочей силы в условиях перехода к инновационной экономике в Приднестровье является необходимость

усовершенствования системы опережающей переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Исходя из всего этого, необходимо проводить в республике мониторинг конкурентоспособности рабочей силы. Целью мониторинга должно стать непрерывное наблюдение за уровнем конкурентоспособности, соответствия их качества и квалификации текущим и перспективным потребностям рынка труда, развития их инновационного и предпринимательского потенциала, формирования хозяйствующего субъекта. Объектом мониторинга должны стать - высшие учебные заведения, выпускники вузов, как поступившие, так и не поступившие на работу, предприятия, принимающие этих выпускников на работу или потенциально имеющие такую возможность. Мониторинг должен иметь статус государственного. Его организаторами должны стать органы исполнительной власти, осуществляющие

управленческие функции в сфере труда и образования, союзы работодателей,

профессиональные союзы, общественные

организации. Мониторинг призван обеспечить постоянную информированность всех

заинтересованных в нем органов и организаций о состоянии и уровне профессиональной адаптации выпускников вузов, объемах подготовки специалистов по наиболее востребованным рынком труда профессиям, уровне их конкурентоспособности на рынке труда, степени их адаптированности на предприятиях, условиях их работы и т.д.

Развитие мировой экономики выдвигает требование непрерывности обучения, проведения исследований, коммерциализации результатов научных

исследований в продукты и услуги.

Поэтому роль системы высшего образования должна заключаться в превращении инновационной

деятельности в доминанту экономического успеха, что включает в себя:

- совершенствование содержания и системы образования;

- быстрая реакция на перемены;

- приоритет творчества и инициативности;

- умения генерировать и воспринимать новые концепции, идеи, методы, направленные на преобразование существующих структур и отношений, т.е. новаторства;

- разработки совершенно новых или существенно усовершенствованных продуктов, процессов и услуг, реализованных на рынке:

- готовности удовлетворить возрастающие запросы работодателей;

- ориентации на внедрение и распространение новшеств;

- приобретения современного аналитического и технологического оборудования.

Следующим актуальным вопросом управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы в регионе в условиях перехода к инновационной экономике является построение инфраструктуры взаимодействия работодателей с высшей школой. Для студентов и выпускников

профессиональных образовательных учреждений

существование доступных мест получения

информации о перспективах занятости, о карьерных перспективах в тех или иных отраслях или обучение навыкам трудоустройства способно существенно облегчить процесс адаптации1. Для работодателей наличие институтов, обеспечивающих их информацией о выпускниках и предоставляющих им возможность нанять молодых специалистов требуемой квалификации - это способ облегчить постоянный приток молодых работников в организацию. Важность возникновения таких связей велика и для работодателей, и для студентов.

Важным вопросом совершенствования процесса повышения конкурентоспособности рабочей силы в условиях перехода к инновационной экономике является введение налоговых льгот на созданные предприятием дополнительные рабочие места для выпускников вузов2; на трудоустройство молодых людей3.

Недоработка в этих вопросах подтверждает ряд высказываний о том, что для уже сформированной конкурентоспособной рабочей силы необходимо быстрее и качественнее осуществлять переход к инновационной экономике. Если процесс формирования конкурентоспособной рабочей силы будет происходить односторонне, то будет продолжаться отток рабочей силы из региона в поисках более цивилизованных экономик, развивающихся по инновационным моделям.

1 Бабич Л.М. Егоров Е.В.«Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 2004. С. 64.

2 «В США существуют льготы по налогообложению новых рабочих мест в размере не более 50% от налога на годовой фонд оплаты труда рабочего на сумму не выше 4200 долларов». Экономика труда ( социально-трудовые отношения)./Под.ред.

Н.А.Волгина, Ю.Г.Одегова.М.: Экзамен. 2003. С. 220.

3 В Швеции предусмотрены субсидии предпринимателям в размере 50% издержек на заработную плату трудоустроенной молодежи в возрасте до 24 лет в течение четырех месяцев». Там же.С. 219.

Список литературы:

1.Бабич Л.М. Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 2004. С. 64.

2.Закон Приднестровской Молдавской Республики «О занятости населения» от 8 января 2001 года, № 372-3, с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 апреля 2002 года № 119-ЗИ-Ш (САЗ 02-16), от 10 июля 2002 года № 152- ЗИД-Ш (САЗ 02-28), от 18 декабря 2003 года № 373-ЗИД-Ш (САЗ 03-51).

3. Экономика труда (социально-трудовые

отношения)./Под.ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: Экзамен. 2003. С.219- 220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Терзи Н. В. Особенности социально-экономической политики в Приднестровской Молдавской республике // Бизнес в законе №1, 2013, с. 237-240

Reference list:

1. Babich L.M. Egorov E.V. Economy and financing of the welfare sphere. Kazan, 2004.Page 64.

2. The law of the Dnestr Moldavian Republic "About population employment" of January 8, 2001, No. 372-Z, with changes and the additions made by Laws of the Dnestr Moldavian Republic from April 17, 2002 No. 119-ZI-III (SAZ 02-16), of July 10, 2002 No. 152-ZID-III (SAZ 02-28), of December 18, 2003 No. 373-ZID-III (SAZ 03-51).

3. Work economy (the social and labor relations). / Under. edition of N.A. Volgin, Yu.G. Odegova. M: Examination. 2003 . Page 219 - 220.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Терзи Н. В. «Пути управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы в Приднестровье в условиях перехода к инновационной экономике»

В статье предлагаются пути управления процессами формирования конкурентоспособной рабочей силы, направленные на совершенствование законодательной и нормотворческой деятельности в области взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования, формирования системы социального партнерства, на проведение мониторинга конкурентоспособности

специалиста. Автором определяются концептуальные направления процесса формирования конкурентоспособной рабочей силы в Приднестровье.

Научный консультант д.э.н., профессор

Д. Г. Щипанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.