Научная статья на тему 'Особенности редакторской подготовки изоизданий в области экотуризма'

Особенности редакторской подготовки изоизданий в области экотуризма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
326
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОИЗДАНИЕ / ЭКОТУРИЗМ / РЕДАКТОР / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартынова Анастасия Дмитриевна

В статье рассмотрены этапы редакторской подготовки изоизданий в сфере экотуризма. Дано определение экоизданию, обозначены функции редактора. Выявлены особенности печатной продукции данного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности редакторской подготовки изоизданий в области экотуризма»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИЗОИЗДАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОТУРИЗМА Мартынова А.Д.

Мартынова Анастасия Дмитриевна - бакалавр, Департамент коммуникаций и медиа, Школа гуманитарных наук Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье рассмотрены этапы редакторской подготовки изоизданий в сфере экотуризма. Дано определение экоизданию, обозначены функции редактора. Выявлены особенности печатной продукции данного вида. Ключевые слова: изоиздание, экотуризм, редактор, современные технологии.

Проживая в больших и шумных мегаполисах, люди все чаще испытывают потребность в отдыхе на природе. В индустриализованных городах, где наличие природы ограничивается несколькими деревьями, данная проблема стоит особенно остро. С каждым годом все больше людей предпочитает классическому пляжному отдыху уединение в экологически чистых уголках мира. Изоиздания, посвященные экотуризму, могут в полной мере раскрыть потенциал альтернативного отдыха на природе и показать его преимущества.

Популяризация здорового образа жизни и бережного отношения к природе является одним ключевых факторов сохранения в первозданном виде таких значимых природных артефактов, как заповедники, горные тропы, дикие бухты и др. Литература о дикой природе, особенно о живописных местах Приморского края, Дальневосточной тайги, озера Байкал, является очень популярной как среди местных жителей региона, так и среди туристов из других концов России и мира.

Данная статья посвящена рассмотрению одного из важных аспектов, напрямую влияющих на востребованность литературы данного вида, — редакторской подготовки изоизданий, связи между качеством издания и спросом на него.

Изоиздание, согласно ГОСТу 7.60—20 03 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» - это изопродукция, печатная графика, графическое издание: издание, большую часть объема которого занимает изображение. Под изображением понимается воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и графических работ [1].

Важно понимать значимость данного рода изданий, популяризирующих экотуризм. В экотуризме традиционные критерии — мотивация путешествующих и объемы туристических потоков — безусловно, важны, но сами по себе не играют определяющей роли. Основной вопрос, который должны задать себе редакторы альбомов про путешествия: какое воздействие на природную и культурную среду оказывают эти издания, к каким последствиям они приводят [3]?

Редакционно-издательские функции редактора связаны с подготовкой издания и реализуются в творческой деятельности аналитического и методического характера. Это разработка концепции издания, литературно-аналитическая работа над произведением и аппаратом, творческие контакты с авторами, сотрудниками издательства и типографии. Элементы творческой работы определяются спецификой редакционно-издательского процесса в конкретных условиях и реальной производственной ситуацией. Реальная производственная ситуация зависит прежде всего от исходного качества авторского оригинала и степени готовности произведения к публикации в момент поступления в издательство.

Организационно-управленческая функция связана с обеспечением творческих и производственных процессов при работе над произведением и изданием, а также всех видов контактов, существующих в книгоиздании. В числе организационно -управленческих задач - обеспечение внешнего рецензирования, помощи автору, планирование и распределение работ в издательской группе, контроль и проверка выполнения работ, корректировка производственных ситуаций, руководство издательским процессом, консультация, внедрение и использование новых технических средств и др. [2].

Придерживаться старых норм и образцов, как делают многие издательства - не гарант того, что издание станет хорошо продаваться, особенно в мире современных технологий и множества креативных решений по изготовлению фото-книг. Причина, по которой до сих пор выпускают литературу такого формата, — деятельность редакторов, которые, работая по шаблону, не способны привнести свежий взгляд в свою работу. В целях увеличения продаж, издательства регулярно обучают редакторов новым технологиям либо берут на работу новых редакторов с креативным взглядом и опытом в дизайне. Так или иначе, в подобную работу необходимо активно привносить элемент творчества, что не всегда получается в режиме нормированной ежедневной работы.

Поскольку теоретическая база по созданию изоизданий в области экотуризма не разработана, а специальной литературы в этом направлении практически нет, мы обратились к традиционным нормам изготовления изоиздания, чтобы понять, как выполняются подобного рода издания в мире, выявить достоинства и недостатки их исполнения. Далее, синтезировав полученные выводы, мы составили свою структуру и создали собственную методику редакторской подготовки изоизданий на данную тематику. В укрупненном виде методика выглядит следующим образом:

1. Определение темы издания.

2. Редакторская подготовка изобразительного материала: подбор и оформление иллюстративного материала.

3. Редакторская подготовка изданий по ГОСТу и стандартам.

4. Редакторская подготовка письменного материала и соответствия текста и авторства изображению.

5. Редакторская подготовка информационного материала, соответствие формата, размера и качества для печати.

6. Редакторская подготовка обложки и соответствие ее оформления содержанию изоиздания.

Представленный план действий облегчит работу как издателю, так и автору при подготовке издания для выхода в свет. Также необходимо выделить особенности редакторской подготовки изоизданий по экологическому туризму:

- необходимость в достоверности представленных карт и маршрутов, с целью обезопасить и развить внутренний туризм;

- упор на интересную и необычную подачу альбома;

- грамотность и ясность представленных материалов;

- профессиональные навыки фотосъемки у авторов;

- использование новых технических средств с целью достижения желаемого эффекта.

Исходя из обозначенных особенностей, важно понимать, что только качественное, современное, максимально информативное и наглядное изоиздание будет востребовано на рынке и способствовать популяризации активного отдыха и привлечению значительных потоков экотуристов на уникальные природные маршруты региона.

Список литературы

1. ГОСТ 7.60—20 03 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

2. Сикорский Н.М. Редактирование отдельных видов литературы: Учебник. М: Книга, 1987. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hi-edu.ru/e-Ъоок8/хЪоок736/01/раИ-003.Йт/ (дата обращения: 31.01.2017).

3. Экологическая сеть «Экодело». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecodelo.org/info/ (дата обращения: 01.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.