Научная статья на тему 'Проблема жанрового определения учебных изданий'

Проблема жанрового определения учебных изданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ / ЖАНР ИЗДАНИЯ / ВИД ИЗДАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНИК / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / ПРАКТИКУМ / МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ АППАРАТ КНИГИ / USER''S GUIDE / AN EDUCATIONAL EDITION / AN EDITION GENRE / A TYPE OF THE EDITION / THE STATE STANDARD / THE STATE EDUCATIONAL STANDARD / A TEXTBOOK / A MANUAL / AN EDUCATIONAL AND METHODICAL GRANT / A WORKBOOK / A PRACTICAL WORK / METHODICAL MATERIALS / A DIDACTIC APPARATUS OF THE BOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторова Степанида Анатольевна

Статья посвящена сложностям определения авторами и издателями жанрово-видовой принадлежности современных учебных изданий. Даная проблема возникла в связи с неточностью формулировок в специализированном для издательств документе «ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения» и отсутствием определений в каких бы то ни было документах системы образования РФ. Автор представляет анализ современных терминов учебного книгоиздания и предлагает наиболее полные и точные, на его взгляд, определения жанров учебных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Genre Definition of Educational Editions

The article is devoted to difficulties of authors and publishers to define genre and specificity of modem educational editions. The given problem appeared due to discrepancy of formulations in the specialized document for publishing houses «GOST of 7.60-2003 Editions. Main Types. Terms and Definitions» and due to the absence of definitions in any documents of the education system of the Russian Federation. The author represents the analysis of modern terms of educational book publishing and offers full and exact, in his opinion, definitions of genres of educational editions.

Текст научной работы на тему «Проблема жанрового определения учебных изданий»

УДК 655(084.74)

С. А. Викторова

Проблема жанрового определения учебных изданий

Статья посвящена сложностям определения авторами и издателями жанрово-видовой принадлежности современных учебных изданий. Даная проблема возникла в связи с неточностью формулировок в специализированном для издательств документе «ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения» и отсутствием определений в каких бы то ни было документах системы образования РФ. Автор представляет анализ современных терминов учебного книгоиздания и предлагает наиболее полные и точные, на его взгляд, определения жанров учебных изданий.

Ключевые слова: учебное издание, жанр издания, вид издания, государственный стандарт, государственный образовательный стандарт, учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, практикум, методические материалы, методические разработки, дидактический аппарат книги.

S. A. Viktorova

Problem of Genre Definition of Educational Editions

The article is devoted to difficulties of authors and publishers to define genre and specificity of modern educational editions. The given problem appeared due to discrepancy of formulations in the specialized document for publishing houses «GOST of 7.60-2003 Editions. Main Types. Terms and Definitions» and due to the absence of definitions in any documents of the education system of the Russian Federation. The author represents the analysis of modern terms of educational book publishing and offers full and exact, in his opinion, definitions of genres of educational editions.

Keywords: an educational edition, an edition genre, a type of the edition, the state standard, the state educational standard, a textbook, a manual, an educational and methodical grant, a workbook, a practical work, methodical materials, user's guide, a didactic apparatus of the book.

На протяжении последних десяти лет в редакторской практике учебных издательств периодически возникает проблема жанрового определения того или иного учебного издания. Как правило, причиной возникновения проблемы является сложная, не определенная ни одним издательским нормативным документом композиция издаваемой учебной книги. Безусловно, подспорьем в решении этой проблемы оказываются немногочисленные специализированные словари и методические рекомендации, однако они не являются изданиями официальными и часто в спорных ситуациях «автор - редактор» обращение к ним не удовлетворяет автора, которому нужно документированное доказательство.

Казалось бы, любая подобная проблема должна быть решена, так как один вид официального документа у издателей есть - государственный отраслевой стандарт, это «ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения». К сожалению, не все жанровое многообразие со-

временного учебного книгоиздания данный ГОСТ охватил и осветил, а словарные терминологические статьи прописаны в нем не столь подробно и точно.

Например, ГОСТ дает определения следующих видов учебного издания:

Учебник: учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие: учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-методическое пособие: учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания.

© Викторова С. А., 2012

Учебное наглядное пособие: учебное изоиз-дание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.

Рабочая тетрадь: учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Практикум: учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Есть и определение учебного издания: учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

На первый беглый взгляд кажется, что эти определения должны удовлетворить и любопытного, дотошного автора, и редактора, однако к определениям официального документа есть ряд вопросов:

1. Почему в документе не дано определений таких жанров, как «сборник задач и упражнений», «конспект лекций», «курс лекций», «книга для чтения», «учебный план», «методические указания», «методические рекомендации»?

2. Каким образом авторам документа удалось игнорировать такую основополагающую составляющую учебного издания, как дидактический аппарат издания: практические задания, упражнения, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, темы контрольных работ и темы рефератов, библиографический список и проч.?

3. Почему в определениях нет ни слова об объеме учебного издания? И этот вопрос немаловажен, так как по требованиям ВАК РФ, например, учебное пособие не должно быть менее пяти печатных листов.

Вопросы риторические... Попытаемся внести свой посильный вклад в решение проблемы жанрового определения учебных изданий - предложим наиболее полные жанровые определения, оформившиеся у автора статьи и его учеников -студентов за период редакторской практики и в процессе научных изысканий.

В результате источниковедческого исследования и практической деятельности мы опреде-

ляем «вузовское издание» как самостоятельно оформленное издание, содержащее удобную для понимания, изучения и преподавания систематизированную информацию по разделу науки, искусства, учебной дисциплине, определенной ГОС ВПО для конкретной специальности, прошедшее редакционно-издательскую обработку и предназначенное для студентов вузов, преподавателей, всех интересующихся данной отраслью знаний.

В формулировке данного определения мы руководствовались государственным отраслевым стандартом и логикой описания термина. Можно сказать, что мы взяли самое важное из обоих определений и включили в одно. Во-первых, самым первым словом в определении является «издание», которое в свою очередь представляет собой документ, но здесь было бы неуместно говорить об этом, прежде всего из-за глобальности определений. Поэтому мы взяли начало формулировки из смежного определения «учебное издание». Заметим, что перед поясняющим словом стоят слова, характеризующие издание: «самостоятельно оформленное». Мы их взяли из определения издания по ГОСТу, что является ценной информацией, так как любая книга должна быть оформлена индивидуально.

Во-вторых, в вузовском издании должна содержаться систематизированная информация, удобная для понимания, изучения и преподавания по разделу науки, искусства, учебной дисциплине, определенной ГОС ВПО для конкретной специальности. В частности эта строчка представляет собой важнейшую информацию, которую должно донести до создателя вузовской литературы наше определение.

В-третьих, издание должно пройти редакци-онно-издательскую обработку, то есть подвергается комплексу взаимосвязанных организационно-управленческих, творческих, производственных, информационных и маркетинговых работ, направленных на подготовку и распространение.

Наконец, в-четвертых, мы отметили читательский адрес или читательское назначение издания - один из основных признаков при выделе -нии видов и подвидов издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содер-

жание и форму издаваемых произведений и самого издания.

Учебник: учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), точно соответствующее современному ГОС, учебной программе и официально утвержденное УМО в качестве данного вида издания.

Учебное пособие: учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, соответствующее основополагающим положениям современного ГОС, точно соответствующее учебной программе, предлагающее авторский взгляд на проблемы изучаемой дисциплины, может быть официально утверждено УМО или официальным ведущим уполномоченным учреждением в качестве данного вида издания, объемом не менее пяти печатных листов.

Учебно-методическое пособие: учебное издание, содержащее теоретическую, практическую и методическую части: систематическое изложение некоторых аспектов учебной дисциплины, практические задания, упражнения, вопросы для самопроверки, темы контрольных работ и рефератов, библиографический список, способствующие усвоению пройденного и самостоятельной работе учащегося, и материалы по методике преподавания, изучения этой учебной дисциплины (ее раздела, части), объемом не менее трех печатных листов.

Методические материалы: учебное издание, содержащее документы, задача которых - помочь учащимся освоить учебную дисциплину: вопросы для самопроверки, темы контрольных работ, темы рефератов, библиографический список, вопросы к зачету или экзамену.

Методическая разработка: учебное издание, содержащее сведения об инновационной методике изучения или преподавания учебной дисциплины или ее определенных тем, обязательно включающее библиографический список.

Учебная книга, как отмечает В. Г. Бейлин-сон, - «это книга рабочая, служащая решению поддающихся точному определению учебных и воспитательных задач, достижению цели данной отрасли образования» [3, с. 12]. Действительно, издания, относящиеся к учебным, должны соответствовать определенным признакам, таким как

точность, последовательность и убедительность, уровень научности или целевое соответствие, системность. Учебник должен быть ориентирован на развитие у студентов аналитического мышления, навыков логической аргументации своих ответов, самостоятельность в изложении мыслей. Все эти критерии должны обязательно присутствовать в учебных книгах. Предположим, что какой-то признак не учтен составителем учебника, в таком случае можно затруднить, повредить и даже нарушить учебный процесс.

Совершенно очевидно, что современным вузовским издателям, а также издателям учебной литературы необходимо жестко выполнять требования к учебному изданию: соответствие требованиям государственного образовательного стандарта; доступность, простота изложения, системность; грамотно составленный аппарат издания; соответствие основным направлениям и итогам развития научной и методической мысли, ее современному состоянию; преемственность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана.

Композиция учебного издания должна быть направлена на достижение цели, ради которой осуществляется обучение. Кроме того, композиция издания должна отражать ожидаемый путь читательской мысли.

Содержание учебника или учебного пособия должно соответствовать научной концепции дисциплины и согласовываться с соответствующей областью научного знания.

Важную роль в учебном издании играет «аппарат издания», то есть «совокупность дополнительных элементов издания, призванных пояснять основной текст, способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчать читателю пользование изданием, а также помогать в его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах» [5].

Повышение качества подготовки учебной литературы сегодня - одна из первоочередных задач, от решения которой зависит дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки специалистов. Учебные издания являются ос-

новным средством формирования культуры специалиста, и они сохранят свои позиции в будущем.

Учебная литература по сложности подготовки текста, формирования структуры справочного аппарата, подбора фактического и иллюстративного материала не имеет себе равной, поэтому государственным учреждениям, уполномоченным издавать официальные документы для осуществления издательской деятельности, стоит серьезно относиться к ее жанровому многообразию и учитывать потребности издателей в четкой, содержательной, отличающейся информативной полнотой документальной нормативной базе.

Библиографический список

1. Антонова, С. Г. К вопросу об обосновании предметной области учебных изданий [Текст] / С. Г. Антонова // Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика: Межвед. сб. научных трудов. Вып. 1. - М., 1997.

2. Антонова, С. Г. Современная учебная книга: создание учебной литературы нового поколения [Текст] : учебное пособие / С. Г. Антонова, Л. Г. Тюрина. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2001.

3. Буга, П. Г. Проблемы вузовского учебника [Текст] / П. Г. Буга // Обучение в высш. и средн. спец. школе. обзорн. информ. - 1983. - Вып. 2.

4. Буга, П. Г. Учебная книга: проблемы качества [Текст] / П. Г. Буга // Высшее образование в России. -1992. - № 2.

5. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения».

6. Гречихин, А. А. Современные проблемы типологии книги [Текст] / А. А. Гречихин. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1989.

7. Словарь-справочник автора [Текст]. - М., 1979.

8. Справочник терминов и названий. Грамматические и технические правила [Текст] : пособие для редактора и корректоров. - М., 1978.

9. Справочные материалы для создателей учебных книг [Текст]. - М.: Просвещение, 1991 - 304 с.

10. Стандарты по издательскому делу [Текст] / сост. А. Л. Джиго, С. Ю. Калинин. - М.: Экономиста, 2004. -622 с.

11. Тюрина, Л. Г. Востребованная учебная книга [Текст] / Л. Г. Тюрина // Высшее образование в России. -2000. - № 2. - С. 32-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.