РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГО К ИЗДАНИЮ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РЕДАКТОРСКАЯ
ПОДГОТОВКА ИЗДАНИЙ»
ШИМАНОВ А.Е.
Разработка концепции издания является важной творческой операцией, выполняемой редактором. В статье представлена технология формирования междисциплинарного учебного курса в рамках профессионального модуля «Редакторская подготовка изданий».
Working out of the concept of the edition is the important creative operation which is carried out by the editor. In article the technology of formation of an interdisciplinary training course within the limits of the professional module «Editorial preparation of editions» is presented.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 035002 «Издательское дело» предполагает базовую и углубленную подготовку специалистов в рамках данной специальности. Наименование квалификации базовой подготовки - «Специалист издательского дела», наименование квалификации углубленной подготовки - «Редактор». Для подготовки редакторов ФГОС СПО предусмотрено 4 профессиональных модуля (ПМ): ПМ.01 «Корректура», ПМ.02 «Художественнотехническое редактирование изданий», ПМ.03 «Редакторская подготовка изданий» и ПМ.04 «Управление и организация деятельности производственного подразделения».
В результате изучения ПМ.03 «Редакторская подготовка изданий» студент должен:
1) иметь практический опыт разработки концепции и модели будущего издания; определения типологии издания; применения методов стилистической оценки текста; редакторской подготовки изданий для детей; использования сетевых издательских технологий при редакторской подготовке текста;
2) уметь формулировать модель будущего издания; составлять типологическую характеристику издания; осуществлять стилистическую обработку текста; проектировать издания для детей в зависимости от возрастной категории; сочетать электронные технологии и традиционное книгоиздание;
3) знать тенденции развития современного книгоиздания и СМИ; предмет, целевое назначение и читательский адрес будущего издания; стилистическую систему современного русского языка; принципы построения изданий для детей; современные издательские стратегии.
Студенту необходимо овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.-разрабатывать концепцию и модель будущего издания;
ПК 2.-определять типологию издания;
ПК З.-применять методы стилистической оценки текста;
ПК 4.-осуществлять редакторскую подготовку изданий для детей;
ПК 5.-использовать сетевые издательские технологии при редакторской подготовке изданий.
Для изучения ПМ.03 «Редакторская подготовка изданий» ФГОС СПО предусмотрен, в частности, междисциплинарный курс (МДК) 03.01. «Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию». При разработке примерной программы данного курса авторами (преподавателями Полиграфического колледжа № 56) были учтены все достижения в области теории и практики редактирования последних лет.
Современный редактор, прежде всего, должен уметь разрабатывать концепцию будущего издания. В связи с эти примерной программой МДК 03.01. предусмотрены и теоретические, и практические занятия, посвященные этой важнейшей проблеме. Концепцией определяется вся
последующая творческая и другая работа редактора над произведением и изданием в целом, включающая разработку плана-проекта и написание пробных фрагментов будущего произведения.
1. анализ, оценка авторского оригинала и его совершенствование, разработку концепции иллюстрирования произведения и оформления книги, моделирование издания и его подготовку, систематизацию элементов издания и формирование издательского оригинала, контрольно-аналитическую работу на этапах его тиражирования и выпуска в свет.
Творческий характер деятельности редактора при решении перечисленных задач обусловлен тем, что предмет его труда - каждое подготавливаемое издание, имея в основе конкретный авторский оригинал произведения, обладает своими индивидуальными свойствами. Специфика аналитической и методической работы редактора как самостоятельного направления в книгоиздании заключается в том, что редактор не подменяет автора, а направляет его творческий потенциал на реализацию замысла в форме, обеспечивающей наиболее эффективное восприятие содержания книги читателем.
Разработка концепции издания является важной творческой операцией, выполняемой редактором. С точки зрения психологии творчества понятие концепции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе и в результате редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик.
Как отмечалось выше, студент, изучив ПМ.03, должен уметь составлять типологическую характеристику издания. С этой целью примерной программой МДК предусмотрено несколько тем, посвященных типологии изданий. При этом упор сделан как на теоретические разработки ведущих книговедов, так и на нормативные документы - стандарты. Прежде всего, в рамках МДК рассматривается ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения».
Ключевым моментом типологии как книговедческого метода является деление всего массива изданий по целевому назначению. Именно этому аспекту в МДК уделено основное внимание: подробно рассматриваются научные, научно-популярные, учебные, справочные, информационные и рекламные издания, а также литературно-художественные и детские.
При рассмотрении научных изданий, целевое назначение которых - служить средством научной коммуникации, основной упор сделан на формы и методы работы редактора над монографией: анализируются предмет, целевое назначение и читательский адрес научной монографии, особенности ее содержательно-структурного анализа, работы над терминологией, аббревиатурами и различными элементами аппарата; учтен опыт преподавания дисциплины «Редакторская подготовка изданий» в Московском государственном университете печати (МГУП).
Большое внимание уделяется специфике работы редактора над другим научным жанром - статьей. Работая над авторским оригиналом научной статьи, редактор часто вносит изменения в последовательность изложения материала, в соотношение отдельных фрагментов. При этом важно учитывать особенности правки текста при различных видах изложения материала. Так, описательный тип изложения материала допускает перестановку частей текста без ущерба для содержания. Повествовательные тексты можно перестраивать только при условии сохранения хронологии в изложении. В объяснительных текстах, где смысловые единицы логически неравноценны, любая перестановка может привести к искажению смысла.
При изучении научно-популярных изданий ключевым моментом является усвоение студентами материала, посвященного принципам популяризации научных знаний: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность. Только при условии комплексного использования этих принципов научно-популярная книга достигнет своей главной цели - сде-
лает достижения науки достоянием массового читателя.
Крупную нишу понятийной литературы занимают информационные издания - библиографические, реферативные и обзорные. Это вторичные издания, которые создаются в результате аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ), содержащейся в первичных изданиях. Одной из тем примерной программы МДК в рамках ПМ.03 является «Редакторская подготовка информационных изданий». Многочисленные книговедческие исследования, а также проводящиеся в области научно-информационной деятельности свидетельствуют о том, что основными видами АСПИ являются аннотирование и реферирование. Этим было обусловлено введение для студентов, обучающихся в МГУП по специальности 030901.65 «Издательское дело и редактирование», дисциплины «Аннотирование и реферирование в издательском деле». В ПМ.03 «Редакторская подготовка изданий» (МДК 03.01. «Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию») вопросам аннотирования и реферирования уделяется особое внимание. Действительно, трудно себе представить, например, современный реферативный журнал, будь то отечественный Реферативный журнал ВИНИТИ или зарубежные Chemical Abstracts (США), Library & Information Science Abstracts (Великобритания), PASCAL (Франция) и др., в котором бы не публиковались эти вторичные документы. Большая значимость аннотаций и рефератов обусловлена тем, что они являются основными видами вторичных документов, помещаемых в информационных изданиях. Более того, без аннотаций и рефератов невозможен выпуск первичных изданий, поскольку выходные сведения любого издания всегда содержат либо аннотацию, либо реферат. При рассмотрении данной темы нельзя игнорировать еще один нормативный документ - ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования».
Значительное место в примерной программе МДК 03.01. «Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию» уделяется детским изданиям и особенностям их редактирования. Не секрет, что для того, чтобы ребенок охотно обращался к книге, ее содержание должно увлечь его, заинтересовать. Предмет изданий для детей подразумевает воспитательное и обучающее воздействие книги на читателя. Не будем забывать слова известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Человек приходит из своего детства».
Изучение детских изданий начинается с темы, посвященной ключевым положениям, а именно категориальному аппарату: рассматриваются такие понятия, как «детская литература», «литература для детей» и «круг детского чтения». Эти понятия отнюдь не равнозначные. Исходным является понятие «детская литература», которое подразумевает создание писателями определенного массива детских изданий с расчетом на конкретную возрастную категорию читателей. Более широкое понятие «литература для детей» обозначает и детскую литературу, и взрослую, представляющую интерес для детей и понятную им. Наконец, «круг детского чтения» включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста.
Значительное место в примерной программе отведено видо-типологической характеристике изданий детской литературы. Наиболее характерным изданием литературы для детей является сборник. В сборник включаются произведения на одну тему (тематический) либо одного автора (авторский), либо одного жанра (сборник стихов, сборник рассказов, сборник пьес), либо одного периода или посвященные одному региону. Моноиздание (издание одного произведения) для детей может включать работу любого жанра: пословицу, загадку, стихотворение, сказку, рассказ, пьесу, повесть, роман. Кроме того, издаются серийные издания для детей, например серия «Ученые - школьникам», собрания сочинений, периодические издания и т.д.
Редактор оценивает содержание и форму произведения для детей по следующим критериям: глубина содержания, отвечающего представлениям и интересам детей; четкое компози-
ционное построение материала; разнообразие и частая смена настроений; яркость конфликта, высокий нравственный накал повествования; необычность героев или необычность обстоятельств; поэтизация верности, дружбы, бесстрашия, справедливости, введение чудесного, поэтического смысла в обыденное течение жизни, эмоциональность, идея сочувствия слабым, угнетенным, незадачливым, использование элементов игры, занимательность сюжета, введение ярких оригинальных образов.
Для изучения всех этих аспектов МДК примерной программой предусмотрены как лекционные, так и практические занятия.
Конечно, современный издательский процесс на всех этапах (подготовительном, редакционном, производственном и заключительном) предполагает активное использование информационных технологий. Примерной программой МДК 03.01 «Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию» предусмотрена тема «Сетевые издательские технологии при редакторской подготовке изданий», которая включает широкий спектр вопросов, связанных с подготовкой электронной информации, в частности, электронные документы и издания, формуляры, видео-, аудио- и е-таП-информация, сетевое издательское дело, связь издателей и пользователей по сети Интернет, функции сетевого издательства и т.д.
Успешное усвоение всех положений темы позволит будущим специалистам-редакторам эффективно работать в современных издательствах.
Помимо аудиторных занятий примерной программой ПМ.03 «Редакторская подготовка изданий» предусмотрены: самостоятельная работа, написание курсовой работы, учебная и производственная практики. При разработке тематики курсовых работ учтены все последние достижения отрасли, новейшие теоретические разработки в области теории и практики редактирования. Во время учебной практики студенты будут заниматься, во-первых, редактированием текстов, а во-вторых, анализом изданий на предмет возможности их оптимизации. Производственная практика будет проводиться в издательствах и издающих организациях, где студенты будут непосредственно выполнять функции редактора.
В результате изучения МДК 03.01 «Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию» студенты должны получить комплекс необходимых знаний, умений, выработать навыки практической работы, что позволит им после окончания обучения и получения квалификации 52 «Редактор» быть востребованными на рынке труда и стать полноправными участниками современного издательского процесса.
Библиографический список:
1. Жарков И.А. Технология редакционно-издательского дела [Текст]: конспект лекций // www.hi-edu.ru
2. Антонова С.Г. [и др.] Редакторская подготовка изданий [Текст] : учебник для вузов / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]. - М.: МГУП, 2002. - С. 9-10.
3. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст] // Стандарты по издательскому делу. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 191-208.
4. Редактирование отдельных видов литературы [Текст] / под ред. Н.М. Сикорского. - М.: Книга, 1987. - С. 92.
5. Арский Ю.М. и [др.] Инфосфера [Текст] : информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И. Черный. - М.: ВИНИТИ, 1996. - С. 256-262.
6. ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования [Текст] // Стандарты по издательскому делу. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 150-155.
7. Антонова С.Г. [и др.] Редакторская подготовка изданий [Текст] : учебник для вузов / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]. - М.: МГУП, 2002. - С. 242.
8. Антонова С.Г. [и др.] Редакторская подготовка изданий [Текст] : учебник для вузов / С.Г. Антонова,
В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]. - М.: МГУП, 2002. - С. 280.
9. Антонова С.Г. [и др.] Редакторская подготовка изданий [Текст] : учебник для вузов / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]. - М.: МГУП, 2002. - С. 307.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, междисциплинарный курс.
Keywords: professional the competence, an interdisciplinary course.