Научная статья на тему 'О подготовке редакторов в системе среднего профессионального образования: информационно-технологический аспект'

О подготовке редакторов в системе среднего профессионального образования: информационно-технологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / PREPARATION OF QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиманов Александр Евгеньевич, Забородько Анна Владимировна

Функции редактора чрезвычайно многообразны. В связи с этим остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров самого широкого профиля. В своей статье автор рассматривает информационно-технологический аспект при подготовке специалистов в системе СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the editor are extremely diverse. In this connection sharply there is a question of preparation of qualified personnel of the widest profile. In the article the author considers information-technological aspect by preparation of experts in system of average vocational training.

Текст научной работы на тему «О подготовке редакторов в системе среднего профессионального образования: информационно-технологический аспект»

О ПОДГОТОВКЕ РЕДАКТОРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ШИМАНОВ А.Е., ЗАБОРОДЬКО А.В.

Функции редактора чрезвычайно многообразны. В связи с этим остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров самого широкого профиля. В своей статье автор рассматривает информационно-технологический аспект при подготовке специалистов в системе СПО.

Functions of the editor are extremely diverse. In this connection sharply there is a question of preparation of qualified personnel of the widest profile. In the article the author considers information-technological aspect by preparation of experts in system of average vocational training.

Редактор - ключевая фигура в современном издательском процессе; его функции чрезвычайно многообразны1. В связи с этим остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров, способных выполнять широкий спектр работ, связанных с подготовкой и выпуском различных изданий. Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»2 состав издательской продукции в настоящее время на редкость разнообразен. Взять хотя бы классификацию изданий по целевому назначению. Здесь выделяются следующие виды изданий: официальные, научные, научно-популярные, литературно-художественные, производственно-практические, нормативные производственно-практические, учебные, массовополитические, духовно-просветительские, справочные, информационные, рекламные, издания для досуга.

Как можно видеть, ГОСТ 7.60-2003 выделяет 13 видов изданий по целевому назначению, а есть еще классификации изданий по периодичности, по составу основного текста, по знаковой природе информации, по читательскому адресу, по характеру информации, по оригинальности содержания, по характеру аналитико-синтетической переработки информации, по способу организации произведений, по повторности выпуска, по материальной конструкции. Все издания имеют свои особенности, что в свою очередь требует высокой квалификации редакторов, знания ими всех нюансов современного издательского процесса, умения ориентироваться в любых редакционных ситуациях.

Все это свидетельствует о необходимости подготовки редакторов самого широкого профиля. В настоящее время в системе высшего профессионального образования, в частности в Московском государственном университете печати имени Ивана Федорова, подготовка спе-циалистов-редакторов прекращена (подготовка бакалавров издательского дела не в полной мере отвечает задачам отрасли). Следовательно, главной кузницей редакторских кадров становятся учебные заведения в системе среднего профессионального образования, в частности Полиграфический колледж № 56 города Москвы.

Как известно, с 1 сентября 2011 года подготовка специалистов-редакторов ведется по новому образовательному стандарту - ФГОС-3. В статье, опубликованной в № 3 данного журнала за 2011 год, речь шла о профессиональном модуле ПМ. 03 «Редакторская подготовка изданий», в частности о роли редактора в разработке концепции издания. Все аспекты изучения данной проблемы заложены в междисциплинарный курс (МДК) 03.01 «Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию». Вместе с тем работа современного редактора, будь то

1 Шиманов, А.Е. Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию как междисциплинарный учебный курс в рамках профессионального модуля «Редакторская подготовка изданий» [Текст] / А.Е. Шиманов // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица» . - 2011. - № 3. - С. 57-61.

2 ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст] / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин // Стандарты по издательскому делу. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 181-208.

в издательстве, выпускающем книги, в журнальной или газетной редакции, по сути, представляет собой наполнение релевантной информацией электронных баз данных, поскольку многие печатные издания, в особенности периодические, имеют машиночитаемые аналоги. Таким образом, правомерно говорить о работе редактора по подготовке электронных изданий.

В связи с этим при разработке учебных программ (примерных и рабочих) МДК для специальности 035002 «Издательское дело» (квалификация углубленной подготовки - «Редактор») преподавателями учтены современные тенденции в издательском процессе, в частности использование на всех его этапах информационных технологий. Так, в МДК 01.01 «Технология комплексной работы с текстом» включена тема, посвященная работе редактора в сети Интернет - «Использование интернет-технологий при работе с текстами». Предусмотрено изучение следующих вопросов: интернет-сервисы: электронная почта, списки рассылки, ICQ; понятия сервер, сайт, домашняя страничка; содержание интернет-сайта: визуальное представление и дизайн сайта, информационное наполнение (контент), их роль в восприятии предлагаемой информации пользователем; система доменов, веб-хостинг, счетчики посещений, рейтинговые системы; баннерная реклама, другие виды рекламы, самореклама; посещение и анализ содержания и художественного оформления русскоязычных сайтов издательской тематики; сайты библиотек (коммерческий и некоммерческие), издательств, традиционных книжных магазинов и виртуальных книжных магазинов, персональные сайты авторов и художников книги.

Еще больше внимания уделено изучению использования в работе редактора современных информационных технологий разработчиками МДК 01.02 «Создание оригинал-макета». Здесь учебной программой предусмотрены две темы, касающиеся данной проблемы, - «Макетирование и верстка в программе Quark XPress 7.0» и «Макетирование и верстка в программе Adobe InDesign CS3».

Первая тема состоит из следующих тематических блоков: «Назначение и возможности программы QuarkXPress 7.0»; «Работа с объектами»; «Работа с мастер-шаблонами»; «Работа с текстом»; «Работа с графикой»; «Работа со стилями»; «Работа с цветом»; «Работа с таблицами»; «Создание книги»; «Подготовка публикации к печати».

Вторая тема включает 11 тематических блоков: «Рабочая область программы InDesign CS3»; «Работа с объектами»; «Работа с мастер-шаблонами»; «Работа с текстом»; «Работа с графикой»; «Работа со стилями»; «Работа с цветом»; «Работа с таблицами»; «Создание оглавления»; «Создание эффектов»; «Подготовка публикации к печати».

Таким образом, студенты в результате изучения МДК 01.01 «Технология комплексной работы с текстом», входящего в профессиональный модуль (ПМ) 01 «Корректура», и МДК 01.02 «Создание оригинал-макета», входящего в ПМ. 02 «Художественно-техническое редактирование изданий», должны овладеть необходимыми навыками использования компьютерных технологий при верстке и оформлении всех видов изданий.

Помимо МДК проблеме использования в работе редактора новых информационных технологий посвящены общепрофессиональные дисциплины (ОПД), а именно: ОП. 02 «Информационные технологии в издательском деле», ОП. 03 «Технология производства печатных и электронных средств информации», ОП. 08 «Программные средства обработки информации». В результате освоения этих дисциплин студенты должны знать: основы информационной культуры; принципы и структуру функционирования компьютерной техники и информационных технологий; особенности использования интернет-технологий в издательском деле; основные технологические процессы производства печатных и электронных средств информации; роль информации и систем управления информацией в издательском деле; технологию формирования информационного пространства в издательском деле; назначение и классификацию программных средств цифровой обработки информации; принципы и методы их использования в издательском деле.

Все это в полной мере отвечает ключевым задачам отрасли. Современные издательства в ближайшее время пополнят специалисты-редакторы, умеющие использовать компьютерную технику в решении конкретных практических задач; использовать инструментальную среду, функционирующую в компьютерных издательских системах, при обработке текстовой информации; выбирать оптимальные технологические процессы производства печатных и электронных средств информации, расходные материалы; обосновывать характеристики проектируемой издательской продукции; разрабатывать предложения по организации информационного пространства с использованием современных технологий; выбирать сетевые технологии и средства автоматизированного документооборота организации; использовать методы работы с прикладными программными средствами, навыки программного обеспечения в процесс подготовки печатных и электронных изданий.

Как отмечалось выше, современный редактор непосредственно занимается подготовкой (генерацией) электронных изданий. По ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» электронное издание - это «...электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения»3. Электронные издания различаются по наличию печатного эквивалента, по природе основной информации, по целевому назначению, по технологии распространения, по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания, по периодичности, по структуре.

Процесс подготовки электронных изданий вызвал к жизни изменение всего издательского процесса, потребовал участия в нем специалистов, способных не только организовать и обеспечить его, но и создавать электронные издания, а также обучать работе с ними. Имеется в виду технологический процесс подготовки таких изданий. Новая форма издания предполагает организацию документов таким образом, чтобы их можно было наиболее полно и эффективно использовать, предоставляя пользователю возможность не просто прочитать или распечатать текст, но и выбирать его фрагменты, иллюстрации, осуществлять различные сортировки текста и разные виды поиска его фрагментов с помощью ссылок, сносок, ключевых слов, которые специальным образом организованы (гипертекстовые ссылки), а также прослушивать и просматривать информацию, имеющую непосредственное или косвенное отношение к данному тексту. Совершенно очевидно, что такая форма предоставления информации имеет весьма широкий спектр возможностей, более полно раскрывает содержание документа, может успешно использоваться в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности.

Учитывая важность данной проблемы, разработчики ПМ для специальности 035002 «Издательское дело» (квалификация углубленной подготовки - «Редактор») сочли недостаточным изучение форм и методов работы редактора в рамках рассмотренных МДК и ОПД. Этим было обусловлено решение в рамках ПМ. 02 «Художественно-техническое редактирование изданий» МДК «Создание оригинал-макета» дополнить МДК «Электронные издания», основной целью которого является выработка у студентов навыков генерации электронных изданий.

МДК «Электронные издания» состоит из следующих тем: Тема 1. «Общая характеристика электронных изданий»; Тема 2. «Структура и элементы гипертекстовых документов»; Тема 3. «Мультимедийный документ и форматы представления его элементов»; Тема 4. «Средства подготовки электронных изданий»; Тема 5. «Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя»; Тема 6. «Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах»; Тема 7. «Организация хранения электронных изданий»; Тема 8. «Распространение электронных изданий»; Тема 9. «Электронные учебники».

Как можно видеть, все основные аспекты подготовки электронных изданий освещены. Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции; их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно повышается [5]. По мне-

3 ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс] // www.remstroybaza.ru

нию специалистов, для ответа на вопрос о ценности электронных изданий и перспективах расширения их производства необходимо провести исследования по следующим вопросам [5]: 1) увеличивается ли ценность книги в электронном варианте, а если да, то в каких случаях и с чем это связано; 2) какие факторы влияют на качественные характеристики электронного издания с точки зрения читателя; 3) достаточен ли уровень развития технических и программных средств для создания электронной книги; 4) насколько широко распространены индивидуальные и групповые средства для чтения электронных изданий; 5) насколько сформировался рынок распространения электронных книг; 6) какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг.

Таким образом, подготовка высококвалифицированных специалистов-редакторов в системе среднего профессионального образования с учетом значимости этой профессии имеет очень важное значение для дальнейшего развития отрасли. При этом одним из приоритетных направлений всего учебного процесса является обучение студентов навыкам эффективного использования современных информационных технологий.

Библиографический список:

1. Шиманов, А.Е. Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию как междисциплинарный учебный курс в рамках профессионального модуля «Редакторская подготовка изданий» [Текст] / А.Е. Шиманов // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица» . - 2011. - №3. - С. 57-61.

2. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст] / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин // Стандарты по издательскому делу. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 181208.

3. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс] // www.remstroybaza.ru

4. Алешин, Л.И. Электронные издания - современные формы документов и учебная дисциплина [Электронный ресурс] / Л.И. Алешин // www.libconfs.narod.ru

5. Вуль, В.А. Электронные издания: учебник [Электронный ресурс] / В.А. Вуль // www.hi-edu.ru.

Ключевые слова: подготовка квалифицированных кадров.

Keywords: preparation of qualified personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.