ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
© Кучмезова М.А.*, Ногерова М.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Проведена диагностика уровня развития воображения дошкольников. Разработан комплекс игр и игровых упражнений, посредством которых в результате формирующего эксперимента повышен уровень развития воображения.
Ключевые слова воображение, уровень развития воображения, сю-жетно-ролевая игра, формирующий эксперимент.
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является психологической основой творческой деятельности, оно возникает уже в дошкольный период [1]. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Воображение ориентирует человека в процессе его деятельности. Основная задача воображения - специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребёнка о действительности, достраивание целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ, какого-либо события или явления [1, 4].
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основой сюжетно-роле-вой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке [2, 5].
Поэтому перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.
* Студент 3 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Дошкольное образование. Сокращенная программа»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. Целью данного исследования является подбор комплекса сю-жетно-ролевых игр для эффективного развития воображения детей дошкольного возраста. Объектом исследования выступает процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста, предметом - сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения детей дошкольного возраста. Задачами данного исследования являются: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; выявление уровня развития воображения детей дошкольного возраста; разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие воображения детей с помощью сюжетно-ролевой игры; провести повторное психодиагностическое исследование и сравнительный анализ экспериментальных данных.
На основе сформулированных целей и задач исследования нами была определена гипотеза исследования, основывавшаяся на идее о том, что работа по развитию воображения дошкольников будет эффективнее при использовании комплекса сюжетно-ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- анкетирование детей дошкольного возраста;
- наблюдение за детьми;
- формирующий эксперимент [3].
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Творчеством называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Исходя из выше сказанного, для достижения поставленной цели и задач исследования было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трёх этапов:
1. Изучение и анализ литературные источники; разработка плана исследований. На этом же этапе мы проводили входное диагностическое исследование, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Проведение эксперимента осуществлялось совместно с воспитателями исследуемых групп.
2. Основной психолого-педагогический эксперимент на базе ДОУ КБГУ № 9 г. Нальчика. В экспериментальном исследовании были задейство-
ваны дети дошкольного возраста двух групп: экспериментальная группа: старшая группа «А» в количестве 20 человек (средний возраст - 5 лет); контрольная группа: старшая группа «В» в количестве 20 человек (средний возраст - 5 лет). Общая выборочная совокупность 40 человек. Выбор детей не случаен, именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения.
3. Повторная диагностика. Проводились обработка и анализ результатов исследования, на их основе делались выводы и разрабатывались практические рекомендации для воспитателей, работающих в детских садах.
На основе результатов по всем проведенным и описанным выше методикам, мы вывели общий уровень развития воображения детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные и обработанные результаты отражены на рис. 1.
экспериментальная контрольная
■ высокий ■ средний ■ низкий Рис. 1. Гистограмма процентного соотношения уровней развития воображения дошкольников (входная диагностика)
Из рисунка 1 видно, что в экспериментальной группе высокий уровень был выявлен у 4 детей, или 20 % опрошенных, им удалось набрать наивысшие результаты по всем трем методикам. Средний уровень показали большинство детей - 13, то есть 65 %; низкий уровень был выявлен у 3 детей, что составило 15 %, им тяжелее всех дались данные задания.
В контрольной группе на высоком уровне оказалось всего лишь 3 ребёнка, то есть 15 %. Средний уровень также показали большинство опрошенных, что составило 14 детей, или 70 %, а низкий уровень выявлен у 3 детей, что составило 15 % опрошенных.
Таким образом, в экспериментальной и контрольной группах, уровень развития воображения детей не высок. Исходя из этого нами были проведены формирующие мероприятия, в основе которых лежала цель развития уровня воображения детей дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр.
Результаты повторной диагностики уровня развития воображения детей из экспериментальной и контрольной групп отражены на рис. 2.
экспериментальная контрольная экспериментальная контрольная
входная входная повторная повторная
• высокий • средний • низкий
Рис. 2. Гистограмма процентного соотношения уровней развития воображения дошкольников (повторная диагностика)
Рис. 2 показывает, что по итогам повторной диагностики в экспериментальной группе высокий уровень был выявлен у 9 детей, или 45 % опрошенных, им удалось набрать наивысшие результаты по всем трем методикам. Средний уровень показали большинство детей - 10, то есть 50 %; низкий уровень был выявлен всего лишь у 1 ребенка, что составило 5 %, ему тяжелее всех дались данные задания.
В контрольной группе на высоком уровне оказалось всего лишь 4 ребёнка, то есть 20 %, что вдвое меньше чем в экспериментальной группе. Средний уровень также показали большинство опрошенных, что составило 13 детей, или 65 %, а низкий уровень выявлен у 3 детей, что составило 15 % опрошенных.
Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что в экспериментальной и контрольной группе, уровень воображения детей отличается. Исходя из этого, мы можем констатировать под-твержденность выдвинутой нами гипотезы о том, что работа по развитию воображения дошкольников будет эффективнее при использовании комплекса сюжетно-ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Гречко С.А. Развитие воображения младших школьников. - М.: «Первое сентября», 2003. - 186 с.
2. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. -176 с.
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3. Психология образования. - М., 2010. - 688 с.
4. Ермакова О. Сюжетно-ролевые занятия // Дошкольное воспитание. -2012. - № 5. - С. 37-40
5. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-пресс», 2011. - 288 с.
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
© Мурсалова М.А.*, Ногерова М.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В работе выявлены типы темперамента младших школьников с помощью объективной и субъективной методик и сформулированы рекомендации по их учету в учебно-воспитательной работе.
Ключевые слова: свойства нервной системы, тип В.Н.Д., темперамент, сила нервной системы.
Одним из важнейших индивидуальных свойств ребенка является его темперамент. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то труднее раскрыть его уникальность. Вот почему, тема изучения и учета особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, в настоящее время актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий [1, 2]. Все люди отличаются особенностями своего поведения:
* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Преподавание в начальных классах»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.