Научная статья на тему 'Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр'

Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2204
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучмезова М.А., Ногерова М.Т.

Проведена диагностика уровня развития воображения дошкольников. Разработан комплекс игр и игровых упражнений, посредством которых в результате формирующего эксперимента повышен уровень развития воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кучмезова М.А., Ногерова М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

© Кучмезова М.А.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Проведена диагностика уровня развития воображения дошкольников. Разработан комплекс игр и игровых упражнений, посредством которых в результате формирующего эксперимента повышен уровень развития воображения.

Ключевые слова воображение, уровень развития воображения, сю-жетно-ролевая игра, формирующий эксперимент.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является психологической основой творческой деятельности, оно возникает уже в дошкольный период [1]. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Воображение ориентирует человека в процессе его деятельности. Основная задача воображения - специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребёнка о действительности, достраивание целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ, какого-либо события или явления [1, 4].

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основой сюжетно-роле-вой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке [2, 5].

Поэтому перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

* Студент 3 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Дошкольное образование. Сокращенная программа»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. Целью данного исследования является подбор комплекса сю-жетно-ролевых игр для эффективного развития воображения детей дошкольного возраста. Объектом исследования выступает процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста, предметом - сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения детей дошкольного возраста. Задачами данного исследования являются: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; выявление уровня развития воображения детей дошкольного возраста; разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие воображения детей с помощью сюжетно-ролевой игры; провести повторное психодиагностическое исследование и сравнительный анализ экспериментальных данных.

На основе сформулированных целей и задач исследования нами была определена гипотеза исследования, основывавшаяся на идее о том, что работа по развитию воображения дошкольников будет эффективнее при использовании комплекса сюжетно-ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- анкетирование детей дошкольного возраста;

- наблюдение за детьми;

- формирующий эксперимент [3].

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Творчеством называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Исходя из выше сказанного, для достижения поставленной цели и задач исследования было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трёх этапов:

1. Изучение и анализ литературные источники; разработка плана исследований. На этом же этапе мы проводили входное диагностическое исследование, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Проведение эксперимента осуществлялось совместно с воспитателями исследуемых групп.

2. Основной психолого-педагогический эксперимент на базе ДОУ КБГУ № 9 г. Нальчика. В экспериментальном исследовании были задейство-

ваны дети дошкольного возраста двух групп: экспериментальная группа: старшая группа «А» в количестве 20 человек (средний возраст - 5 лет); контрольная группа: старшая группа «В» в количестве 20 человек (средний возраст - 5 лет). Общая выборочная совокупность 40 человек. Выбор детей не случаен, именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения.

3. Повторная диагностика. Проводились обработка и анализ результатов исследования, на их основе делались выводы и разрабатывались практические рекомендации для воспитателей, работающих в детских садах.

На основе результатов по всем проведенным и описанным выше методикам, мы вывели общий уровень развития воображения детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные и обработанные результаты отражены на рис. 1.

экспериментальная контрольная

■ высокий ■ средний ■ низкий Рис. 1. Гистограмма процентного соотношения уровней развития воображения дошкольников (входная диагностика)

Из рисунка 1 видно, что в экспериментальной группе высокий уровень был выявлен у 4 детей, или 20 % опрошенных, им удалось набрать наивысшие результаты по всем трем методикам. Средний уровень показали большинство детей - 13, то есть 65 %; низкий уровень был выявлен у 3 детей, что составило 15 %, им тяжелее всех дались данные задания.

В контрольной группе на высоком уровне оказалось всего лишь 3 ребёнка, то есть 15 %. Средний уровень также показали большинство опрошенных, что составило 14 детей, или 70 %, а низкий уровень выявлен у 3 детей, что составило 15 % опрошенных.

Таким образом, в экспериментальной и контрольной группах, уровень развития воображения детей не высок. Исходя из этого нами были проведены формирующие мероприятия, в основе которых лежала цель развития уровня воображения детей дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр.

Результаты повторной диагностики уровня развития воображения детей из экспериментальной и контрольной групп отражены на рис. 2.

экспериментальная контрольная экспериментальная контрольная

входная входная повторная повторная

• высокий • средний • низкий

Рис. 2. Гистограмма процентного соотношения уровней развития воображения дошкольников (повторная диагностика)

Рис. 2 показывает, что по итогам повторной диагностики в экспериментальной группе высокий уровень был выявлен у 9 детей, или 45 % опрошенных, им удалось набрать наивысшие результаты по всем трем методикам. Средний уровень показали большинство детей - 10, то есть 50 %; низкий уровень был выявлен всего лишь у 1 ребенка, что составило 5 %, ему тяжелее всех дались данные задания.

В контрольной группе на высоком уровне оказалось всего лишь 4 ребёнка, то есть 20 %, что вдвое меньше чем в экспериментальной группе. Средний уровень также показали большинство опрошенных, что составило 13 детей, или 65 %, а низкий уровень выявлен у 3 детей, что составило 15 % опрошенных.

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что в экспериментальной и контрольной группе, уровень воображения детей отличается. Исходя из этого, мы можем констатировать под-твержденность выдвинутой нами гипотезы о том, что работа по развитию воображения дошкольников будет эффективнее при использовании комплекса сюжетно-ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Гречко С.А. Развитие воображения младших школьников. - М.: «Первое сентября», 2003. - 186 с.

2. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. -176 с.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3. Психология образования. - М., 2010. - 688 с.

4. Ермакова О. Сюжетно-ролевые занятия // Дошкольное воспитание. -2012. - № 5. - С. 37-40

5. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-пресс», 2011. - 288 с.

ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

© Мурсалова М.А.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В работе выявлены типы темперамента младших школьников с помощью объективной и субъективной методик и сформулированы рекомендации по их учету в учебно-воспитательной работе.

Ключевые слова: свойства нервной системы, тип В.Н.Д., темперамент, сила нервной системы.

Одним из важнейших индивидуальных свойств ребенка является его темперамент. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то труднее раскрыть его уникальность. Вот почему, тема изучения и учета особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, в настоящее время актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий [1, 2]. Все люди отличаются особенностями своего поведения:

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Преподавание в начальных классах»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.