направлением следует, вероятно, признать диагностическое, которое может применяться уже с младенчества.
Список литературы:
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.: Речь, 2007.
2. Дементьева И.Ф. Факторы риска современного детства / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2011. - № 10. - С. 108-114.
3. Запьянцева А.А. Социальная защита семьи и детства в условиях города Магнитогорска / А.А. Запьянцева // Женщина в современном об -ществе: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 12-13 октября 2011 г. - Магнитогорск, 2011. - С. 31-39.
4. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 153 с.
5. Костяк Т.В. психологическая адаптация ребёнка: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «академия», 2008. - 176 с.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВООБРАЖЕНИЯ И УРОВНЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА
1 2 © Лебеденко О.А. , Киселева Н.И.
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В данной статье рассмотрена проблема развития воображения и произвольности старших дошкольников разного пола. Представлены результаты эмпирического исследования выявления взаимосвязи между уровнем воображения и уровнем произвольности и их отличительных особенностей у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. Автором обоснована необходимость организации психолого-педагогического сопровождения развития воображения как важной предпосылки готовности ребенка к школьному обучению.
Ключевые слова дошкольный возраст, воображение, произвольность, психолого-педагогическое сопровождение.
1 Старший преподаватель кафедры Организационной и возрастной психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ, кандидат философских наук.
2 Студент 5 курса заочной формы обучения Психолого-педагогического отделения Академии психологии и педагогики ЮФУ.
Проблема развития воображения привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов, поскольку является центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода и признается основой творческого потенциала личности человека. Воображение у ребенка проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие ученые рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.
Согласно исследованиям В.А. Крутецкого под воображением следует понимать познавательный психический процесс создания новых образов. В отличие от других познавательных психических процессов воображение дает возможность представлять отсутствующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Тем самым, воображение играет особо важную роль в творческой деятельности человека [3].
Проблеме развития творческого воображения были посвящены работы О.М. Дьяченко, в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Психологом выделены два основных способа решения таких задач. В первом способе ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь достраивает в своем воображении, например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.) При втором способе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно по-другому. Она включается детьми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением, (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название включения [2].
Возрастной анализ воображения показал, что способ включения появляется только у детей старшего дошкольного возраста и его использование значительно повышает коэффициент оригинальности. Как подчеркивал Л. С. Выготский, постоянное возникновение образов воображения помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Отсутствие же целенаправленных действий воображения приводит к возникновению разрозненных образов и трудностям при объединении их в целостную картину [1].
В качестве важной характеристики воображения в старшем дошкольном возрасте Т.А. Репина выделяет формирование произвольного активного воображения. Таким образом, произвольность в дошкольном возрасте большинством исследователей рассматривается как возрастающее умение детей управлять собой, уменьшение роли взрослого в системе произвольной регуляции [5].
Анализируя глубинные изменения современного детства, Д.И. Фельд-штейн отмечает дефицит произвольности в умственной и в двигательной сфере дошкольников, с одной стороны, и сниженный уровень детской любознательности и воображения, с другой стороны [6].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди целевых ориентиров к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования выделяются такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как: обладание развитым воображением, реализующимся в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству; способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодоление сиюминутных побуждений и доведение начатого дела до конца [4].
Все выше сказанное подчеркивает актуальность проблемы и определяет потребность в ее дальнейшем исследовании. Данная работа выполнялась в рамках внедрения инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение развития воображения дошкольников на этапе подготовки к школьному обучению».
Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи воображения и уровня произвольности старших дошкольников и выявление особенностей этих процессов по половому признаку. В исследовании принимали участие старшие дошкольники МБДОУ детского сада «Ручеек» ст. Кагаль-ницкой, Кагальницкого р-на Ростовской области. Общая выборка респондентов составила 60 человек.
Первый этап исследования состоял в определении уровня воображения старших дошкольников. С этой целью были использованы методики «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской и «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, позволяющие определить уровень развития воображения, креативности, способности создавать оригинальные образы.
В результате был сделан вывод о преобладании у большинства детей среднего уровня воображения, т.е. их рисунки не являются новыми, но несут в себе элементы творческой фантазии и могут оказывать на зрителей определенное эмоциональное впечатление.
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что и в группе мальчиков, и в группе девочек преобладает средний уровень воображения (50 % и 43 % соответственно). В тоже время, в группе мальчиков 37 % школьников обладают низким уровнем воображения и только 13 % - высоким. В группе девочек низкий уровень воображения выявлен 20 % опрошенных и 37 % детей демонстрируют высокий уровень воображения.
Таким образом, можно предположить, что, несмотря на преобладание среднего уровня воображения в обеих группах, мальчикам, в большей сте-
пени свойственен низкий уровень воображения, в то время, как девочкам -высокий. Мальчикам сложнее было самим придумать сюжет и нарисовать его. У девочек, напротив, работы достаточно оригинальные, красочные, эмоциональные.
Для проверки высказанных предположений, был проведен статистический анализ с применением критерия х2 (хи-квадрат). Статистически значимые различия между мальчиками и девочками выявлены только по высокому уровню воображения (х2 = 2,14, р = 0,10). Следовательно, можно сказать, что высокий уровень воображения статистически чаще свойственен девочкам, в сравнении с мальчиками.
В частоте встречаемости низкого уровня воображения выявлена тенденция к различию (х2 = 1,44, р = 0,04), что не дает нам права утверждать, что мальчикам низкий уровень воображения свойственен в большей степени, нежели девочкам.
Второй этап работы включал в себя исследование особенностей произвольности старших дошкольников. Изучение произвольности осуществлялось с помощью методик «Домик» и «Вежливость» Н.И. Гуткиной.
Методика «Домик» позволяет определить особенности развития произвольности, выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать. Проведенный качественный и количественный анализ работ респондентов выявил наличие у 12 % дошкольников высокого уровня произвольности, т.е. они выполнили работу без ошибок и точно. Остальные дошкольники равномерно распределились в группы со средним и низким уровнем произвольности, по 44 % соответственно.
С помощью методики «Вежливость» в форме игры определяли уровень произвольной сферы на основе умения подчиняться правилу: команды ведущего исполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». В результате диагностики самой многочисленной оказалась группа детей со средним уровнем произвольности (52 %), допустивших 1-2 ошибки в игре. Дошкольники с низким уровнем произвольности составили 30 % от общего числа исследуемых, это дети, допустившие 3 и более ошибок в процессе игры. Детей, выполнивших упражнение без ошибок, оказалось всего 18 % от общего числа респондентов.
Интересным в процессе исследования показался анализ распределения уровней произвольности в зависимости от половой принадлежности детей. Среди мальчиков большая часть обладает низким уровнем произвольности (63,3 %), средний уровень выявлен у 23,4 % опрошенных и высокий - у 13,3 % мальчиков дошкольного возраста. В группе девочек все уровни произвольности представлены в одинаковой степени - по 33,3 % опрошенных. Таким образом, можно предположить, что мальчикам, в большей степени
свойственен низкий уровень произвольности, в то время как девочкам -высокий.
Для проверки высказанных предположений, был проведен статистический анализ с применением критерия х2 (хи-квадрат). Достоверно значимые различия выявлены по высокому уровню произвольности (х2 = 2,36, р = 0,009), что подтверждает преобладание низкого уровня произвольности у мальчиков, в сравнении с девочками.
По высокому уровню произвольности, выявлена только тенденция к различиям (х2 = 1,87, р = 0,50), что свидетельствует об отсутствии различий в представленности мальчиков и девочек с высоким уровнем произвольности.
Обобщив результаты исследования уровня произвольности дошкольников, мы пришли к выводам:
- Большинство детей имеют средний уровень произвольности внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».
- У девочек уровень развития произвольности выше, чем у мальчиков.
Подробный анализ уровней воображения и произвольности позволяет
выявить взаимосвязь этих процессов, поскольку на этапе завершения дошкольного возраста и формирования психологической готовности детей к обучению в школе они выступают в качестве основных предпосылок учебной деятельности.
В соответствии с целью нашего исследования, был проведен корреляционный анализ Спирмена, направленный на выявление взаимосвязи между уровнем воображения и уровнем произвольности. В результате между уровнем произвольности и уровнем воображения выявлена прямая тесная взаимосвязь (г = 0,738, р = 0,000), свидетельствующая о том, что чем выше степень сформированности произвольности у дошкольника, тем выше уровень развития воображения будет ему свойственен.
Таким образом, полученные в ходе эмпирического исследования результаты явились основанием для разработки и реализации проекта по психолого-педагогическому сопровождению развития воображения дошкольников на этапе подготовки к школьному обучению. Включение в образовательный процесс системы упражнений, игр и занятий со старшими дошкольниками по развитию воображения, а также организация работы педагога-психолога по повышению грамотности и психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов данного учреждения (консультации, родительские собрания, мастер-классы) должны составить основное содержание процесса психолого-педагогического сопровождения развития воображения как важной предпосылки готовности ребенка к школьному обучению.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1997. - 93 с.
2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
3. Крутецкий В.А. Психология. - М: Просвещение, 1985. - 336 с.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
5. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995.
6. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011. -№ 4 (29). - С. 3-12.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ И НЕКОТОРЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
© Протопопова М.В.1
Центр семьи и детства «ИМКА», г. Барнаул
В статье представлен теоретический анализ исследований по проблеме отношений в семьях, воспитывающих ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Выделены стили семейных взаимоотношений, имеющие место в таких семьях. Выявлены связи между стилями отношений в семье и психоэмоциональным состоянием ребенка.
Ключевые слова младшие школьники, дефицит внимания, гиперактивность, связь, стили семейных взаимоотношений.
Актуальность проблемы исследования родительского отношения к детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (далее СДВГ)
1 Руководитель психологической службы, медицинский психолог.