Научная статья на тему 'Особенности развития стандартов кредитования физических лиц в российских коммерческих банках'

Особенности развития стандартов кредитования физических лиц в российских коммерческих банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1119
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ / КРЕДИТОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ЭТАПЫ / РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злобина Е.И.

Необходимость исследования генезиса и эволюции процесса стандартизации кредитования физических лиц определяется возрастающим значением роли и места розничного кредитования в структуре активных операций российских коммерческих банков. В рамках данной статьи представлены основные результаты проведенного анализа: на основе использования критериев «качественная характеристика кредитного рынка» и «доминирующая банковская стратегия» предложена периодизация развития процесса стандартизации кредитования физических лиц в российских коммерческих банках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития стандартов кредитования физических лиц в российских коммерческих банках»

особенности развития стандартов

кредитования физических лиц в российских коммерческих банках

Е.И. ЗЛОБИНА, аспирант

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Необходимость исследования генезиса и эволюции процесса стандартизации кредитования физических лиц определяется возрастающим значением роли и места розничного кредитования в структуре активных операций российских коммерческих банков. В рамках данной статьи представлены основные результаты проведенного анализа: на основе использования критериев «качественная характеристика кредитного рынка» и «доминирующая банковская стратегия» предложена периодизация развития процесса стандартизации кредитования физических лиц в российских коммерческих банках.

Ключевые слова: стандарты, кредитование, процесс, этапы, развитие, физические лица.

Специфика развития процесса стандартизации кредитования физических лиц в российских коммерческих банках определяется особенностями развития потребительского кредитования. В начале 1990-х гг. в России кредитование населения как направление банковского бизнеса было представлено довольно скромно как в абсолютном, так и в относительном выражении. Вплоть до 1997 г. в официальной статистике такие кредиты даже не разделялись с кредитами, предоставленными предприятиям, и являли собой один обобщенный показатель. В связи с этим вопросам, связанным с необходимостью разработки стандартов кредитования любых категорий заемщиков, не уделялось должного внимания. И хотя до 1998 г. банковская система России переживала экстенсивный этап развития, характеризовавшийся стремительным увеличением количества банков (на начало 1994 г. — 2019 ед., на начало 1995 г. — 2517 ед.), это не было продиктовано реальной потребностью экономики и населения в них. Такое количество банков не позволяло эффективно реализовать основную функцию банковской системы — кредитную. Более того, сложный трансформационный период развития банковской системы, обремененный кризисным

состоянием экономики, падением производства, разрушением прежних хозяйственных связей и высокой инфляцией, практически парализовал ее. Выделенные характеристики развития отечественного кредитного рынка, а также вопрос платы за кредит (в 1995 г. основные ставки по кредитам составляли 320,3 %, в 1996 г. - 146,8 % годовых [1]) определили низкую востребованность потребительского кредита.

Сложный характер трансформационного периода существенно сдерживал формирование и развитие культуры кредитования в России. Коммерческие банки только начинали свою деятельность на финансовом рынке и у них отсутствовала целостная концепция кредитной политики. Первые российские банкиры самостоятельно осваивали тонкости профессии по западным учебникам. Никаких нормативно-технических документов, регламенти -рующих те или иные кредитные функции в рамках проведения соответствующих операций, которыми могли бы руководствоваться работники банка при рассмотрении заявок и предоставлении кредитов, не существовало.

В экономической литературе теоретически обосновано, что большинство кредитных организаций в странах с переходной экономикой (к которым относится и Россия) на первых этапах своей деятельности использовали универсальный подход к своим клиентам [2]. Это выражалось в предложении стандартного набора банковских продуктов и услуг, ассортимент которых зависел исключительно от способностей роста данного банка и от квалификации его менеджеров, и в использовании универсальных подходов к формализации стандартов банковских операций. В общем виде оценка кредитоспособности заемщика -физического лица традиционно основывалась на соотношении испрашиваемой ссуды и его личного

дохода, общей оценке финансового положения заемщика и стоимости его имущества, состава семьи, личностных характеристиках, изучении кредитной истории [3]. Для этого в арсенале банка имелось три основных метода оценки (скоринговая оценка, изучение кредитной истории и оценка на основе финансовых показателей платежеспособности заемщика), однако в реальности чаще всего востребованным был последний метод.

Таким образом, на первоначальном этапе развития отечественной банковской системы кредитные отделы банков сталкивались с непростой задачей. С одной стороны, при предоставлении кредитов населению им необходимо было оценивать кредитные риски и управлять ими, но с другой — никаких методологий оценки не существовало. Порядок выдачи кредитов был существенно упрощен. Доверительные отношения между банком и заемщиком в начале 1990-х гг. стали преобладающими. Кредитная документация, предоставляемая в банк, анализировалась слабо и поверхностно, распространенными были так называемые дружеские кредиты.

Если говорить о процессе развития стандартов кредитования физических лиц на этом этапе развития банковской системы России, необходимо отметить, что коммерческие банки в силу низкой активности на розничном кредитном рынке применяли минимальные процедуры стандартизации при предоставлении кредитов частным заемщикам.

К этому времени в международной практике уже был накоплен весомый опыт управления кредитным риском и формализации процедур кредитования, которые были основаны на использовании стандартов, предлагаемых государственными регуляторами, широком использовании количественных методов оценки кредитного риска и высоком уровне автоматизации процессов по управлению им. Адаптация этого опыта и уникальная российская практика, прерываемая несколькими кризисными моментами, лишь к началу 2000-х гг. позволили сформировать общие подходы к разработке и внедрению минимально необходимых критериев и параметров требований к заемщикам — физическим лицам, к параметрам кредитов. Именно в этот период многие крупные банки сформировали отделы по оценке финансового состояния заемщиков и анализу рисков, применяя подходы, характерные для консервативной кредитной политики.

Развитие российской экономики в начале 2000-х гг. характеризуется формированием ус-

тойчиво повышательных трендов. Стабилизация макроэкономической ситуации повлияла на расширение кредитного рынка и увеличение числа его участников. Укрепление ресурсной базы и доступ к внешним источникам фондирования обеспечили способность банков удовлетворять растущий спрос на кредиты со стороны населения. Это нашло выражение в уточнении стратегий большинства коммерческих банков и переходе их на новые принципы ведения банковского бизнеса. В стремлении увеличить рыночную стоимость, максимизировать прибыль и реализовать другие намеченные цели российские банки стали использовать так называемые стратегии дифференциации и фокусирования, соответственно, отказываясь от универсальных стратегий и отклоняясь от принципа диверсификации активных операций.

Реализация стратегии дифференциации подразумевает предложение клиентам уникального продукта/услуги значительно лучшего, чем у конкурентов, качества (в наиболее явном виде данный тип стратегии реализует банк «Русский стандарт», предоставляя потребительские кредиты). Реализация стратегии фокусирования предполагает концентрацию усилий на отдельном сегменте или нише рынка (к примеру, МДМ-Банк и Русфинанс Банк в сфере автокредитования). При этом особенностью оценки реализации указанных типов банковских стратегий явилось выделение краткосрочных финансовых показателей (рентабельность и прибыль) в качестве критериев эффективности банковской деятельности. Действительно, именно те банки, которые сфокусировались на определенном сегменте кредитного рынка, до недавнего времени демонстрировали наиболее динамичные темпы прироста прибыли и устойчиво высокие показатели рентабельности банковских операций. Даже более высокая доля просроченной задолженности и наличие безнадежных долгов в конечном итоге не изменяли существенным образом картину, что объясняется высоким уровнем процентных ставок и платежей, особенно по потребительским кредитам.

С изменением макроэкономической среды функционирования банков и уточнением их стратегий происходили определенные трансформационные сдвиги в стандартизации кредитования физических лиц. Начала проявляться тенденция к либерализации стандартов такого кредитования.

Формат банка и его специализация на определенных видах услуг стали новыми факторами развития процесса стандартизации кредитования

физических лиц. Появились первые банки, которые специализировались именно на потребительском кредитовании как направлении банковского бизнеса. Наиболее ярким примером является банк «Русский стандарт», предложивший уникальные кредитные программы для физических лиц. Именно на его примере можно констатировать внедрение либеральной процедуры стандартизации кредита заемщику — физическому лицу, даже несмотря на то, что предложенный механизм подразумевал высокий уровень кредитного риска для банка. Банк предложил уникальную и привлекательную для заемщиков кредитную схему. Время, отводившееся на рассмотрение заявки на кредит и непосредственно принятие решения о его выдаче (преимущественно, положительного), редко превышало 30 мин. Не требовалось дополнительных поручителей для заемщика и сбора большого количества документов. Стандартная форма кредитного договора, стандартный порядок рассмотрения заявки, стандартный набор документов и стандартная процедура оценки кредитоспособности заемщика сделали потребительский кредит буквально массовым продуктом.

Успешный опыт банка «Русский стандарт» дал старт бурному развитию потребительского кредитования. Предложенная этим банком кредитная схема была взята за основу при разработке кредитных программ другими банками (Хоум Кредит, ОВК, Альфа-банк, МДМ-Банк и др.) с той же конечной характеристикой — высоким уровнем кредитного риска.

Вплоть до августа 2008 г., когда негативное воздействие мирового финансового кризиса проявилось и на экономике России, важнейшей тенденцией банковского бизнеса являлся рост объема розничных продаж, обусловленный растущим потребительским спросом населения, на фоне обострения конкурентной борьбы между банками. В общем итоге уровень процентных ставок постепенно снижался, размер первоначального взноса сокращался (либо банк допускал его полное отсутствие), процедуры оценки кредитоспособности заемщиков становились все более либеральными. Можно констатировать, что стандарты кредитования физических лиц развивались в последние несколько лет во многом по «американскому» сценарию. Это в значительной мере способствовало появлению «кредитного бума». Сама по себе такая ситуация не является критической для банковской системы, тем более в условиях экономической стабильности и определенности. Однако мировой финансовый кризис внес существенные

коррективы и высветил ее деструктивный характер. Увеличение числа «плохих» заемщиков и, вследствие этого, повышение уровня кредитного риска привлекли внимание банков к проблеме стандартов кредитования и особенно — стандартов оценки кредитоспособности заемщиков. Стало очевидно, что наличие универсальных, но вместе с тем более обстоятельных процедур оценки кредитоспособности заемщиков становится важным фактором снижения кредитного риска.

В настоящее время банки при оценке кредитоспособности заемщика — физического лица обращают внимание на его способность получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, стабильность этого дохода, наличие ликвидного обеспечения по кредиту, соответствие социальным требованиям. Для банков важны не только сведения о параметрах испрашиваемого кредита, но и сведения о личности заемщика и его семье, платежеспособность, социальный статус и т. п. Таким образом, параметры оценки у большинства банков однородны и направлены на минимизацию риска невозврата кредита.

В условиях финансового кризиса многие коммерческие банки внесли корректировку в процедуру оценки кредитоспособности заемщиков — физических лиц. В первую очередь, это нашло выражение в скоринговых программах по беззалоговым кредитам на неотложные нужды и кредитным картам (в части предоставления дополнительных документов; введения дополнительных переменных, ориентированных на текущую ситуацию). Также изменились оценки отдельных параметров кредитоспособности. С одной стороны, значение некоторых параметров снизилось и их влияние на результирующий ско-ринговый балл заметно уменьшилось. Например, банки теперь меньше внимания обращают на сферу деятельности организации, в которой работает заемщик, и занимаемую им должность. Это связано с тем, что в настоящее время практически в любой сфере и при любой должности присутствует риск увольнения. С другой стороны, важность некоторых других параметров в определении общего скоринго-вого балла повышается. Скажем, для банков теперь очень важен стаж работы заемщика в компании (ведь вероятность увольнения вновь прибывших работников намного выше, чем опытных сотрудников), а также готовность заемщика предоставить основные и дополнительные документы (справка 2-НДФЛ или 3-НДФЛ, заграничный паспорт, свидетельство о постановке на учет личного автотранспорта). Расширение пакета документов, предоставляемых

заемщиком, направлено на необходимость проверки подлинности информации, указанной им в анкете. Более того, это не только повышает шанс заемщика на получение кредита в целом, но и помогает получить кредит на лучших условиях.

Разумная забота коммерческого банка об обеспечении высокого качества кредитного портфеля проявляется и в рекомендации кредитным инспекторам обращать более пристальное внимание на визуальную оценку потенциального заемщика. Результаты, полученные в соответствии с правилами обработки такого рода информации, включаются в заключение кредитного отдела банка о возможности предоставления кредита заемщику -физическому лицу.

При оценке кредитоспособности заемщика -физического лица банки организуют теперь выездные проверки по основному месту работы заемщика, более не ограничиваясь телефонным разговором с работодателем. Кроме того, банки в настоящее время проявляют более пристальный интерес к базам данных Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы и т. п. Вероятно, с точки зрения необходимости снижения риска банков при кредитовании физических лиц, в ближайшее время следует ожидать также активизации взаимодействия банков с системой Бюро кредитных историй. Это вполне логично, поскольку на первый план в оценке кредитоспособности заемщика — физического лица сегодня выходит именно положительная кредитная история: аккуратность и прилежность в выплате прежних кредитов, отсутс-

твие кредитов в других банках, отсутствие открытых кредитных карт. Однако по-прежнему актуальной проблемой остается проблема дефицита кредитных бюро с обширными базами данных.

Перечисленное выше подтверждает наметившуюся в условиях финансового кризиса тенденцию корректировки кредитной политики банков в сторону возврата к консервативным принципам. Причем это происходит по всем направлениям розничного кредитования. На фоне ужесточения стандартов оценки кредитоспособности заемщиков банки, в целом, пересматривают подходы к управлению кредитным портфелем.

Прежде всего, это касается процентной политики: помимо общего повышения ставок по кредитам, многие банки вводят дополнительные надбавки к базовой процентной ставке для некоторых категорий клиентов. Повышены требования к первоначальному взносу по автокредитам и по ипотечным кредитам (табл. 1), а максимальные суммы кредитов снижены. Отдельные банки в настоящее время отказались от выдачи кредитов на приобретение жилья в новостройках или вовсе приостановили ипотечные программы.

На практике банки в настоящее время реализуют индивидуальный подход практически к каждой ипотечной программе. Осторожность в отборе заемщиков и всесторонний мониторинг их кредитоспособности предполагают сегодня предоставление каждому заемщику индивидуальных условий кредитования, а также индивидуальной ставки по ипотечному кредиту. Банки поворачиваются в сто-

Таблица 1

Заявленные условия базовых программ ипотечного кредитования (на конец 2008 г.)

Банк Первоначальный взнос, % от стоимости квартиры Срок кредита, лет Ставка по кредиту, % в год Комиссия за выдачу кредита

Руб. Долл. США

Абсолют Банк От 20 До 25 15-16 12-13 1 % (до 45 тыс. руб.)

Банк Москвы 30-70 До 25 14,4-15 11-12 1 % (15-60 тыс. руб.)

БСЖВ От 30 1-25 13,25-14,75 11,25-12,5 1 % (9-30 тыс. руб.)

ВТБ-24 От 20 До 50 13,6-15,1 11,1-13,85 20 тыс. руб.

Газпромбанк От 30 До 25 15,5-16,5 12,5-13,5 10 тыс. руб.

ДельтаКредит (БСВЖ) От 20 До 25 13,95-15,95 10-12 1,5 % (от 500 долл.)

Московское ипотечное агентство От 20 До 30 14-16,7 11,5-12,7 1 % (10-70 тыс. руб.)

Райффайзенбанк От 30 1-25 16,5-17,5 12,5-13,5 1 % (7,5-90 тыс. руб.)

Сбербанк РФ От 20 5-30 14,5-15,5 12,25-13,75 4 %

ЮниКредит Банк От 30 До 30 20,5-23 13,25-14,5 1 % (9-60 тыс. руб.)

Источник: данные официальных сайтов банков.

рону так называемых «прайм-заемщиков», т. е. тех, кто соответствует трем основным требованиям:

1. работа по найму на протяжении достаточно длительного периода времени;

2. документально подтвержденный доход;

3. значительный размер первоначального взноса за приобретаемый с помощью ипотечного кредита объект недвижимости.

В действительности, круг потенциальных заемщиков по ипотечному кредиту для банков в настоящее время чрезвычайно узок. Это подтверждается данными Росстата о том, что:

— только 3-4 % российских семей, с доходами на каждого члена семьи свыше 25 тыс. руб. в месяц, могут приобрести квартиры по социальным нормам жилья и выше при ипотечном кредите сроком на 20 лет;

— 5-6 % российских семей, с доходами на каждого члена семьи от 15 до 25 тыс. руб., могут приобрести в собственность дополнительно около 40 кв. м при кредите сроком на 20 лет;

— 6-7 % российских семей, члены которых обладают доходами от 10 до 15 тыс. руб. на человека в месяц, могут приобрести дополнительную жилую площадь порядка 20 кв. м при использовании ипотечного кредита сроком на 20 лет [4].

В сфере автокредитования в последние месяцы также наблюдаются весьма значительные изменения. Многие банки пересмотрели условия предоставления кредитов и ужесточили требования к заемщикам. С начала 2008 г. процентные ставки по автокредитам увеличились на 4-5 %, в то время как по жилищным кредитам выросли на 2-3 %. В настоящее время средняя ставка по автокредиту достигает 14 % в рублях и 12 % — в иностранной валюте, преимущественно, в долларах США [5].

Большинство банков сейчас, хотя и принимают заявки на автокредиты, временно кредиты не выдают. Около трети банков, ранее активно работавших в этом сегменте, отказались от программ автокредитования. Оставшиеся участники изменили требования к первоначальному взносу за покупаемый автомобиль, подняв его размер до 25-30 % [6].

В секторе потребительского кредитования под воздействием финансового кризиса также произошли изменения. Наиболее очевидным проявлением кризиса явилось сокращение максимальной суммы предоставляемого кредита. Наблюдается также значительное повышение процентных ставок: с 17-18 % в рублях на начало 2008 г. до 20-25 % (в зависимости от программ отдельных банков) к настоящему времени [6].

Уже очевидно, что реализующийся кризисный сценарий развития банковской системы будет сопровождаться дальнейшим сворачиванием кредитных портфелей банков. Это наиболее явно продемонстрировала ситуация в IV квартале 2008 г., являющимся традиционно пиковым в отношении потребительской активности населения.

Таким образом, рассмотренные аспекты кредитной политики коммерческих банков в последние месяцы в совокупности позволяют констатировать, что в условиях разрастания мирового финансового кризиса в России формируется новая модель кредитного процесса для розничных клиентов банков, ориентированная на более глубокий мониторинг заемщиков и носящая более консервативный характер. Обеспечение высокого качества кредитного портфеля требует от банков более взвешенного подхода к процедуре кредитования, эффективного управления кредитным риском и вынуждает их придерживаться более строгих стандартов кредитования, нежели в предыдущие несколько лет.

В целом, анализ развития процесса стандартизации кредитования физических лиц в российских коммерческих банках на основе использования критериев «качественная характеристика кредитного рынка» и «доминирующая банковская стратегия» позволил систематизировать и определить этапы развития процесса стандартизации кредитования физических лиц, выявить трансформационные сдвиги. Исходя из выбранного критерия, логика развития процесса стандартизации кредитования физических лиц видится следующим образом (табл. 2).

Каждая кредитная организация разрабатывает, модифицирует, внедряет и реализует собственные стандарты кредитования в зависимости от специфики деятельности, размера, принадлежности капитала и структуры собственности. При этом содержательное наполнение отдельных групп стандартов кредитования физических лиц, их конструкция и схема реализации до кризиса 2008-2009 гг. существенным образом различались. Период «бума» кредитования с 2006 г. по август 2008 г. характеризовался существенным снижением требований, предъявляемых банками к заемщикам — физическим лицам, и общей либерализацией стандартов кредитования. Финансовый кризис внес существенные коррективы. Коммерческие банки стали реализовывать более консервативную кредитную политику, направленную на снижение уровня кредитного риска, на фоне сжатия доступных для трансформации в кредиты ресурсных источников. При этом констатируем су-

Таблица 2

Периодизация развития процесса стандартизации кредитования физических лиц

Период Качественная характеристика кредитного рынка Доминирующая банковская стратегия и критерий ее эффективности Сущностные особенности этапа процесса стандартизации

Становление кредитного рынка РФ (1991 г. — 2000 г.) — Разработка банками программ кредитования физических лиц; — Узость кредитного рынка (в отношении объемов и участников); — Относительно малая доля рынка кредитования физических лиц в структуре активов банковской системы РФ Стратегия: универсальная. Критерий эффективности: максимизация рыночной стоимости Разработка и внедрение минимальных стандартов кредитования физических лиц. Отсутствие универсальных подходов к стандартизации процесса кредитования физических лиц. Использование банками строгих стандартов кредитования физических лиц

Развитие кредитного рыка РФ (2001 г. — 2006 г.) — Устойчивое увеличение темпов прироста кредитования физических лиц; — Увеличение количества участников рынка Стратегия: дифференциации или фокусирования. Критерий эффективности: краткосрочные финансовые показатели (рентабельность и прибыль) Внедрение зарубежного опыта стандартизации кредитования физических лиц. Применение отдельными банками либеральных подходов к процессу стандартизации кредитования физических лиц

Пик кредитования физических лиц (2006 г. — август 2008 г.) — Существенное расширение кредитного рынка на фоне устойчивых показателей экономического развития, роста реальных доходов населения и роста цен на недвижимость; — Повышение качества обслуживания клиентов; — Значительное расширение спектра программ кредитования физических лиц и повышение их доступности; — Устойчивые темпы прироста портфеля розничных кредитов и повышение его доли в структуре активов банковской системы РФ Существенная либерализация стандартов кредитования физических лиц, особенно в части снижения требований к кредитоспособности заемщика. Индивидуальный подход к каждому клиенту. Разработка уникальных стандартов отдельными банками

Предкризисный период (август 2008 г.) Кризис ликвидности, начало трудностей в банковской системе Стратегия: консервативная. Критерий эффективности: сохранение устойчивости банка Корректировка стандартов кредитования физических лиц в сторону ужесточения

Кризис (сентябрь 2008 г. — наст. вр.) — Сжатие кредитного рынка при недостатке кредитных ресурсов; — Сворачивание программ кредитования физических лиц Ужесточение стандартов кредитования физических лиц: — повышение требований к кредитоспособности заемщиков; — ужесточение процедур кредитного мониторинга

Источник: составлено автором.

щественное ужесточение стандартов кредитования физических лиц.

Список литературы

1. Лаврушин О. И., Афанасьева О. Н, Корниенко С. Л. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2008. с. 22.

2. Никонова И. А., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. 3-е изд. М.: «Альпина Бизес Букс», 2007. — С. 38; Толчин К. В. Особенности реали-

зации банковских стратегий в различной рыночной среде // Деньги и кредит. 2008. №1. — С. 46. Банковское дело: учебник / О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова, Н. И. Валенцева (и др.): под ред. засл. деятеля науки РФ, д. э. н., проф. О. И. Лаврушина. 5-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2007. С. 395. Ипотека сходит на нет // Российская газета. Экономика. 2008. 6 ноября. № 229 (4786). С. 8. Погорелова Ю. Конец кредитной истории // Коммерсантъ Деньги. 2008. № 42 (699). С. 64. Погорелова Ю. Конец кредитной истории // Коммерсантъ Деньги. 2008. № 42 (699). С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.