Научная статья на тему 'Тенденции развития кредитных услуг, предоставляемых коммерческими банками'

Тенденции развития кредитных услуг, предоставляемых коммерческими банками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2493
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ КРЕДИТНЫЕ УСЛУГИ / ТЕНДЕНЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ / ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ / BANKING LOAN FACILITIES / TREND / CASH LOAN / MORTGAGE LOAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Е.А.

Предмет. В сегодняшних условиях одной из актуальных тем становится проблема детального изучения роли и места кредитных услуг в общей совокупности операций коммерческих банков, причин появления и развития новых услуг, а также их влияния на показатели доходности и ликвидности банков. Но среди многообразия банковских услуг существует ряд проблем по работе как с физическими, так и с юридическими лицами: падение покупательной способности рубля и т.д. В связи с этим не все физические лица спешат доверить свои средства банкам, предпочитая вкладывать их в иностранную валюту, ликвидные товары и в тезаврации. Цели. Анализ рынка кредитных услуг коммерческих банков и выявление тенденций развития данного сегмента. Методология. Методологической основой являются диалектический метод и системный подход. В работе применялись научная абстракция, группировка и сравнение, статистический и финансовый анализ. Результаты. Проведен анализ кредитных услуг по двум основным группам заемщиков: физическим и юридическим лицам. Проанализированы динамика выпуска банковских карт за последние 5 лет, объем выданных ипотечных и потребительских кредитов, а также динамика кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. На основе полученных результатов выделены основные тенденции развития кредитных услуг, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам. Выводы. Происходит замедление темпов роста объемов выданных коммерческим банками кредитов вследствие минимизации риска неплатежей по кредитам, сокращения доходов населения, повышения уровня безработицы. Кроме того, наблюдается приоритет развития за наиболее доступными видами кредитных услуг (POS-кредитов), рост льготных программ кредитования, направленных главным образом на поддержку заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении (ипотечные программы и программы автокредитования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development trends in credit services of commercial banks

Importance In today's Russia, one of the most urgent issues is a detailed study of the role and place of credit services in the operations of commercial banks, reasons for emergence and development of new services and their impact on profitability and liquidity of banks. Objectives The purpose of the paper is to analyze the market of credit services of commercial banks and identify development trends in this segment. Methods The dialectical method of research and systems approach form the methodological basis of the paper. I also employ scientific abstraction, grouping, and comparing, statistical and financial analysis. Results I analyzed credit services in two major groups of borrowers, i.e. individuals and legal entities, the issue of bank cards over the recent 5 years, the volume of issued mortgage and cash loans, and changes in loans granted to legal entities and individuals. On the basis of the obtained results, I highlight major development trends in credit services provided by commercial banks to their customers. Conclusions and Relevance There is a slowdown in the volume of loans issued by commercial banks due to default risk minimization on the one hand, and a reduction in household incomes and increase in unemployment on the other hand. Banks provide favorable credit facilities to support borrowers in difficult financial situation (for instance, mortgage and car loan programs).

Текст научной работы на тему «Тенденции развития кредитных услуг, предоставляемых коммерческими банками»

ISSN 2311-8709 (Online) Банковская деятельность

ISSN 2071-4688 (Print)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ*

Екатерина Александровна ГРИШИНА

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры банковского дела, денег и кредита,

Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов, Российская Федерация Gea555@mail.ru

История статьи:

Принята 27.05.2016 Принята в доработанном виде 10.06.2016

Одобрена 27.06.2016

УДК 336.717 JEL: Е41, G21

Ключевые слова: банковские кредитные услуги, тенденции, потребительский кредит, ипотечный кредит

Аннотация

Предмет. В сегодняшних условиях одной из актуальных тем становится проблема детального изучения роли и места кредитных услуг в общей совокупности операций коммерческих банков, причин появления и развития новых услуг, а также их влияния на показатели доходности и ликвидности банков. Но среди многообразия банковских услуг существует ряд проблем по работе как с физическими, так и с юридическими лицами: падение покупательной способности рубля и т.д. В связи с этим не все физические лица спешат доверить свои средства банкам, предпочитая вкладывать их в иностранную валюту, ликвидные товары и в тезаврации.

Цели. Анализ рынка кредитных услуг коммерческих банков и выявление тенденций развития данного сегмента.

Методология. Методологической основой являются диалектический метод и системный подход. В работе применялись научная абстракция, группировка и сравнение, статистический и финансовый анализ.

Результаты. Проведен анализ кредитных услуг по двум основным группам заемщиков: физическим и юридическим лицам. Проанализированы динамика выпуска банковских карт за последние 5 лет, объем выданных ипотечных и потребительских кредитов, а также динамика кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. На основе полученных результатов выделены основные тенденции развития кредитных услуг, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам.

Выводы. Происходит замедление темпов роста объемов выданных коммерческим банками кредитов вследствие минимизации риска неплатежей по кредитам, сокращения доходов населения, повышения уровня безработицы. Кроме того, наблюдается приоритет развития за наиболее доступными видами кредитных услуг (POS-кредитов), рост льготных программ кредитования, направленных главным образом на поддержку заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении (ипотечные программы и программы автокредитования).

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Рынок кредитных услуг многообразен и может быть проклассифицирован по различным основаниям. Вопросы развития кредитных услуг банков в области предоставления кредитов малым предприятиям рассмотрены в работах А.З. Дадашева [1], Е.А. Киреевой [2, 3]; населению - С.М. Богомолова и Л.В. Ильиной [4], Ю.Е. Копченко [5], А.А. Иевлевой1 [6], Н.В. Кешенковой [7], инвестиционных кредитов -И.Е. Швейкина [8]. Более общие вопросы проблем и перспектив развития банковских услуг представлены в работах Е.Ф. Сысоевой [9], О.П. Овчинниковой [10], А.А. Клейменова [11],

* Авторы выражают глубокую благодарность Юрию Ивановичу КОРОБОВУ за помощь и постоянный интерес к работе, а также за ценные советы и замечания и т.п.

Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России высшим учебным заведениям в части проведения НИР по теме «Совершенствование банковской деятельности в России».

1 Иевлева А.А. Портфельный подход к розничной кредитной деятельности банков // Финансы и кредит. 2010. № 10. С. 51-57.

М.В. Плотниковой [12], С.М. Богомолова и Л.В. Ильиной [13], О.Г. Семенюты [14].

На современном этапе развития российский рынок кредитных услуг можно определить как двустороннюю олигополию, которая характеризуется ограниченным количеством кредиторов и заемщиков. Такая количественная оценка подтверждается следующими данными: на 10 млн чел. приходится всего 70 банков, в то время как за рубежом эта цифра больше в 3-4 раза; доля кредитов населению в ВВП менее 10%, а в странах с развитой рыночной экономикой - более 50%: Дания - более 130%, Германия - более 60%, Франция - более 50%. Но отдельные сегменты рынка кредитных услуг населению несколько различаются по степени развития конкурентной среды. Например, рынок ипотечного кредитования можно охарактеризовать как двустороннюю монополию, в силу того что на этом сегменте присутствует не ограниченное, а небольшое количество заемщиков и кредиторов, а рынок потребительских кредитов более близок к рынку с

развитой конкурентной средой: в этом сегменте заемщики и кредиторы многочисленны в силу доступности и легкости получения таких кредитов.

Несоответствие российского рынка кредитных услуг населению требованиям к идеальному рынку объясняется не только общим количеством банков, но и их концентрацией в Центральном федеральном округе, а также низким уровнем доходов граждан, что определяет следующие направления развития:

- увеличение числа кредитных организаций на основе изменений в банковском законодательстве;

- увеличение количества заемщиков путем снижения себестоимости и цены кредитных услуг;

- повышение доступности этих услуг на базе новых технологий их предоставления.

Российский рынок в данном сегменте имеет хороший потенциал развития. Однако следует учитывать причины последнего кризиса, подтвердившие отрицательные последствия неограниченной кредитной экспансии. В связи с этим особое внимание в работе уделено экономическим границам потребительского кредитования [15].

К факторам, определяющим эти границы, можно отнести: во-первых, соответствие темпов роста товарооборота и темпов роста выдачи кредитов населению, во-вторых, влияние структуры товарооборота на развитие видов кредитования населения, в-третьих, соблюдение требований закона возвратности средств.

Виды кредитных услуг населению можно определить на основе совокупности критериев: объект кредитования, инструмент выдачи кредита, характер обеспечения (табл. 1) [16].

В общем объеме названных услуг на начало 2011 г. наибольшая доля приходилась на потребительские кредиты (45,47%), а также на кредиты на покупку автомобилей (31,56%).

Основную долю в выпуске банковских карт занимают не кредитные, а расчетные карты (рис. 1). Так, если в 2010 г. доля кредитных карт составляла 7%, то уже в 2011 г. - 8,7%. С каждым годом она росла и к 2015 г. составила 13%.

Вплоть до 2015 г. объем выпускаемых кредитных карт увеличивался. Сначала рассмотрим, как

изменялся выпуск кредитных карт к предыдущему году (табл. 2).

Если в 2010 г. их было выпущено 9 134 тыс., то уже в 2011 г. на 4 351 тыс. больше, темп прироста составил 47,6%. В 2012 г. увеличение произошло на 6 941 тыс. ед., темп прироста - 51,47%. В 2013 г. выпуск кредитных карт вырос на 7 672 тыс., или 37,56%. По сравнению с предыдущим годом темп прироста сократился на 13,91 п.п. В 2014 г. выпуск увеличился на 3 731 тыс. ед., или 13,28%. По сравнению с предыдущим годом рост замедлился на 24,28 п.п. В 2015 г. наблюдается снижение выпуска кредитных карт на 1 422 тыс., или 4,47%. Далее рассмотрим базисные темпы прироста. В 2012 г. объем выпущенных кредитных карт увеличился на 11 292 тыс., или 123,63% (2,3 раза). В 2013 г. - на 18 964 тыс., или 207,62% (3 раза), в 2014 -22 695 тыс., или 248,47% (3,5 раза), в 2015 -21 273 тыс., или 232,9% (3,3 раза).

В последние годы наблюдается тенденция к сокращению выдачи кредита с помощью кредитных карт. В 2015 г. портфель задолженности по ним уменьшился почти на 5,9% по сравнению с 2014 г., что также подтверждает снижение объема выдачи кредитных карт населению. На наш взгляд, это связано прежде всего со стремлением банков минимизировать риски неплатежей. Коммерческие банки стали тщательнее проверять заемщиков. Как правило, данный вид кредитных услуг предоставляется только проверенным клиентам, которые своевременно и в полном объеме погашали задолженность, имеют положительную кредитную историю и длительное время являются клиентами банка. Кроме того, данные клиенты должны быть так называемыми зарплатными клиентами или госслужащими с надежной кредитной историей. Что касается новых клиентов, то им получить одобрение на кредитную карту намного сложнее. Также банки увеличили процентные ставки по кредитным картам, несмотря на уменьшение ключевой ставки до 11%. Например, АО «Русский Стандарт» поднял максимальную ставку с 39% до 69%, или на 30 п.п. Минимальная ставка практически не изменилась, повысившись всего на 1 п.п. Следует заметить, что среди российских рынков данный банк установил самую высокую максимальную процентную ставку по кредитным картам. АО «Тинькофф Банк», несмотря на то что уменьшил нижний уровень процентной ставки на 5 п.п., верхний предел оставил на прежнем уровне в 45% годовых.

Далее рассмотрим рынок ипотечных услуг. По данным Банка России, в августе 2015 г. объем

выданных ипотечных жилищных кредитов составил 95,8 млрд руб. (-34% к августу 2014 г.).

Всего за восемь месяцев 2015 г. выдано 396,2 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 650,7 млрд руб., что ниже уровня января-августа 2014 г. на 39% в стоимостном и на 36% в количественном выражении. Средняя сумма рублевого кредита в январе-августе 2015 г. сохранилась на уровне первого полугодия и составила 1,64 млн руб. (по итогам 2014 г. - 1,73 млн руб.).

По мнению АО «АИЖК», существенную поддержку рынку ипотеки оказывает государственная программа субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам на покупку жилья в новостройках, в рамках которой для заемщика ставка по кредиту не должна превышать 12% годовых. По данным Минфина России, за апрель-август 2015 г. в рамках программы было выдано около 100 тыс. ипотечных кредитов на сумму более 176,3 млрд руб. С мая, когда практически все участники (37 из 39) стали выдавать кредиты в рамках программы (в апреле их выдавали лишь 19 банков), по оценкам АО «АИЖК», их доля достигала 45%. Программа наряду с постепенным снижением ключевой ставки Банка России также способствовала снижению ставок по кредитам на покупку жилья в новостройках на 1,5-2,5 п.п.

В III квартале 2015 г. порядка 30 участников рынка ипотеки, включая лидеров, снизили ставки по своим ипотечным программам. При этом неценовые требования остались практически на прежнем уровне.

В результате ставки по ипотечным продуктам в рамках программы субсидирования варьируются в пределах 9,9-11,9% годовых (9,9-10,9% годовых по стандартам АО «АИЖК» и 11,4-11,9% у активных участников рынка). По наиболее востребованным программам на вторичном рынке недвижимости ставки составляют 11,75-13,25% по стандартам АО «АИЖК» и 13-14% годовых у других ведущих участников рынка. По мнению АО «АИЖК», активное снижение ставок основными участниками ипотечного рынка, а также увеличение числа совместных ипотечных программ с субсидируемой за счет средств застройщика ставкой способствует повышению доступности ипотеки для граждан России и росту спроса населения на ипотечное кредитование как эффективный инструмент для улучшения жилищных условий [17].

По мере снижения ставок предложения сокращается и средняя ставка по выданным

кредитам. По данным Банка России, в августе она снизилась до 12,9% (-0,6 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем). Напомним, что в феврале и марте 2015 г., когда банки предлагали наиболее высокие ставки по ипотечным кредитам в году, ставка выдачи достигала 14,7%.

Следует отметить продолжающийся рост ипотечных ссуд, платежи по которым просрочены на 90 и более дней (90+). На 01.09.2015 объем таких ссуд достиг 107,7 млрд руб., что составляет 2,9% всей задолженности по ипотечным кредитам. Во многом такой рост связан с курсовой переоценкой задолженности по ипотечным кредитам в иностранной валюте, просроченные платежи по которым достигли 17,8% всей задолженности в валюте.

Несмотря на рост просроченных платежей по ипотечным кредитам, этот сегмент остается наиболее качественным активом по сравнению с другими потребительскими кредитами. По данным Банка России на 01.09.2015, доля неипотечных ссуд населению со сроком задержки платежей более 90 дней составляет 14,9%.

В августе 2015 г. объем выданных ипотечных жилищных кредитов составил 95,8 млрд руб. (-34% к августу 2014 г.). Всего за восемь месяцев 2015 г. выдано 396,2 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 650,7 млрд руб., что ниже уровня января-августа 2014 г. на 39% в стоимостном и 36% в количественном выражении. Средняя сумма рублевого кредита в январе-августе 2015 г. сохранилась на уровне первого полугодия и составила 1,64 млн руб. (по итогам 2014 г. -1,73 млн руб.).

Средневзвешенная ставка по выданным в августе ипотечным жилищным кредитам снизилась до 12,9% (-0,6 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем). Напомним, что в феврале и марте 2015 г., когда банки предлагали наиболее высокие ставки по ипотечным кредитам, ставка выдачи достигала 14,7%.

Проблема роста просроченных ипотечных кредитов не является острой для рынка в целом. Тем не менее в целях минимизации возможных негативных социальных последствий для наиболее уязвимых заемщиков Правительством Российской Федерации при активном участии АО «АИЖК» разработана и реализуется программа помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Однако следует заметить, что в Правительство РФ был внесен законопроект об изменении условий предоставления помощи заемщикам, оказавшимся

в тяжелом финансовом положении. Так, в частности, предлагается отменить требования к банку по удержанию сниженной ставки на весь срок кредита. Кроме того, продлевается период помощи заемщику, увеличивается компенсация банку - с 200 тыс. до 600 тыс. руб., а также отменяется условие, по которому помощь полагается заемщикам, просрочившим платеж на 30-120 дней. Сейчас банк может поддержать должника, только реструктурировав кредит на 6-12 месяцев по ставке до 12%.

Поправки предполагают альтернативу: уменьшить тело долга - не более чем на 600 тыс. руб. При этом платежи по кредиту снизятся. АО «АИЖК» компенсирует банку 10% от суммы кредита, но не более 600 тыс. руб. Возможность реструктуризации долга со снижением ставки сохраняется, а льготный период возрастает до полутора лет. Ставка будет рассчитываться так, чтобы платеж сократился вдвое, по истечении срока помощи банк сможет вернуть прежнюю ставку. Если заемщик не справляется и с таким платежом, он может перенести часть выплат; убытки от этого АО «АИЖК» также компенсирует - до 600 тыс. руб.

Стоит заметить, что с начала 2015 г. наблюдается снижение процентных ставок по программам ипотечного кредитования. Среднемесячный размер снижения предлагаемых ипотечных ставок при этом варьировался от 0,5 до 2,5 п.п.

АО «АИЖК» продолжает реализацию программы «Арендное жилье», предусматривающей кредитование юридических лиц в целях приобретения жилья для предоставления внаем. По состоянию на 01.10.2015 АО «АИЖК» приняты обязательства на общую сумму 2,1 млрд руб. (жилая площадь арендного жилья по заключенным соглашениям - 68,4 тыс. м2, из которых уже построено 49,9 тыс. м2). По продукту «Арендное жилье» выкуплено закладных на общую сумму 993 млн руб. При этом общая сумма кредитов, выданных банками на приобретение объектов арендного жилья в рамках продукта, - 989 млн руб.

Далее проанализируем состояние рынка автокредитования. По прогнозам ведущей исследовательской компании в области анализа конкурентной среды российского рынка финансовых услуг Frank Research Group, объем выдач автокредитов в 2016 г. вырастет на 19,9%, в 2017 г. - на 18,6%, 2018 г. -на 16,7%. Даже из этих оптимистических прогнозов видно, что докризисного роста портфеля автокредитов в

районе 20% (2011-2013 гг.) российский рынок автокредитования достигнет не скоро.

Следует подчеркнуть, что процентные ставки по автокредитам так же, как и по ипотечным кредитам, в последнее время имеют тенденцию к снижению. Этому способствовало планомерное уменьшение ключевой ставки Банком России. Если в декабре 2014 г. он в экстренном порядке повысил ключевую ставку до 17% годовых, то на текущий момент она составляет 11%.

Помимо фактора понижения ключевой ставки сильное влияние на рыночную конъюнктуру оказали ограничения по кредитным ставкам со стороны Банка России. С 01.07.2015 банки не могут превышать среднерыночное значение полной стоимости кредита (ПСК) более чем на 1/3. Так, согласно расчетам Frank Research Group, в июне 2015 г. полная стоимость кредита по новым автомобилям (пробег до 1 000 км) равнялась 22,99% годовых, по подержанным автомобилям -40,23% годовых. В июле 2015 г., после вступления в силу новых требований, данные ставки понизились до 19,99% годовых (-3%) и 29,64% годовых (-10,6%) соответственно. Между тем в сентябре 2015 г. продолжилось снижение ставок как на новые (-0,38%), так и на подержанные (-0,21%) автомобили. При этом имела продолжение тенденция увеличения доли кредитов на новые автомобили [18]. За последний месяц III квартала она выросла до 57,9%, приблизившись к значению июня 2015 г.

Далее проанализируем потребительское кредитование. Важно указать на то, что если до 2013 г. объем выданных потребительских кредитов увеличивался, то в 2014 г. наблюдается снижение (рис. 2). В 2013 г. объем выданных кредитов вырос в 2,5 раза по сравнению с 2010 г. Уже в 2014 г. их объем уменьшился на 1% по сравнению с 2013 г., в 2015 г. - на 22% по сравнению с 2013 г. и 21% по сравнению с 2014 г. Уровень просроченной задолженности вплоть до 2014 г. увеличивался -рост составил 380%. В 2015 г. наблюдалась тенденция к снижению (на 5%).

На наш взгляд, падение объемов кредитования связано, во-первых, с нежеланием банков рисковать, во-вторых, с сокращением числа покупок товаров в кредит среди населения, в-третьих, с высокими процентными ставками. Нежелание банков рисковать вызвано как макроэкономической, так и микроэкономической ситуацией. Введение экономических санкций в отношении России со стороны стран Евросоюза и США - макроэкономический фактор. Кризисные

явления в экономике России, высокие темпы инфляции, отзыв лицензий у кредитных организаций - все это заставляет банки тщательнее относиться к выдаче кредита. Численность банков с 2006 г. уменьшилась на 344 банка, или 26,5%. Следует заметить, что начиная с 2011 г. ежегодно отзываются лицензии в среднем у 2 % б а н ко в . С о к р а щ е ни е д о хо до в , увеличивающийся уровень безработицы (порядка 6%) вынуждает население отказаться от покупки товаров в кредит. Кроме того, установленные высокие процентные ставки также не располагают брать кредит.

Далее проанализируем динамику кредитов, в ы д а в а е м ы х ю р ид и ч е с к и м л и ц а м и индивидуальным предпринимателям. С каждым годом их число растет, причем рост скачкообразный. Так, в 2012 г. он составил 37,5%, в 2013 г. - 6,5, в 2014 г. - 19,7, в 2015 г. - 6,3%. При рассмотрении рынка кредитных услуг следует проанализировать деятельность организаций, способствующих минимизации рисков банков при выдаче кредита. К таким, в частности, можно отнести Национальное бюро кредитных историй. Сегодня коммерческие банки в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» отправляют сведения о заемщике, сумме кредита, наличии (отсутствии просрочек), процедуре несостоятельности (банкротства) и т.д.

Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) -организация, занимающаяся сбором, обработкой и хранением информации о заемщиках (кредитных историй), а также формированием и предоставлением кредитных отчетов финансовым организациям и самим должникам [19]. Бюро создано в 2005 г. по инициативе Ассоциации российских банков (АРБ). Оно входит в пятерку крупнейших подобных организаций России. По разным оценкам, НБК занимает более 40% рынка, ближайшим конкурентом выступает компания «Эквифакс Кредит Сервисиз».

Бюро предлагает заемщикам следующие услуги: заказать отчет по кредитной истории; оспорить кредитную историю в случае выявления неточностей и (или) ошибок; получить справку из Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ), в которой будут содержаться сведения обо всех бюро, где хранится информация о заемщике; присвоить или сменить код субъекта кредитной истории.

Продукты для кредиторов: кредитные отчеты; запросы в ЦККИ; верификация паспортных данных клиента; проверка заемщика по базе автотранспортны х средств; про вер ка автотранспортного средства по базе залоговых автомобилей и другого движимого имущества; мониторинг клиентской базы банка; продукты, связанные с разработкой и (или) использованием оценочных (скоринговых) методик вычисления индивидуальных рейтингов.

Таким образом, основными тенденциями развития рынка кредитных услуг в России на современном этапе являются следующие:

1) замедление темпов роста объемов выданных коммерческими банками кредитов вследствие минимизации риска неплатежей по кредитам, сокращения доходов населения, повышения уровня безработицы;

2) приоритет развития наиболее доступных видов кредитных услуг (так называемых POS-кредитов на покупку товаров длительного пользования, оформляемых в точках продаж этих товаров, кредитов на любые цели), для которых характерна повышенная степень риска. Доля этих кредитов в общем объеме кредитов населению составляет 45,47%;

3) рост льготных программ кредитования, направленных главным образом на поддержку заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении. В частности, это касается ипотечных программ и программ по автокредитованию;

4) снижение процентных ставок по кредитным картам вследствие снижения ключевой ставки до 11%;

5) ужесточение требований к заемщикам - как физическим, так и юридическим лицам -заключающееся в более тщательном отборе на предварительном этапе, в необходимости участия в зарплатном проекте и т.д.;

6) предпочтение при выдаче кредита отдают не новым клиентам, а длительное время обслуживающимся в банке;

7) формирование инфраструктуры рынка кредитных услуг населению, способствующее снижению рисков его участников. В настоящее время функционирует 31 бюро кредитных историй, созданы первые самостоятельные организации, специализирующиеся на сборе проблемных задолженностей.

Таблица 1

Группы кредитных услуг населению Table 1

Groups of credit services to the population

Виды кредитных услуг

Критерии классификации Ипотечное кредитование Автокредитование Потребительское кредитование Кредитование с помощью кредитных карт

Объект кредитования Приобретение недвижимости и затраты потребительского характера Приобретение транспортных средств Многообразные объекты, связанные с текущими потребностями населения Многоцелевой характер, связанный с краткосрочными текущими потребностями населения

Инструмент выдачи кредита Традиционные методы оценки риска и документарного оформления Традиционные методы оценки риска и документарного оформления Традиционные методы оценки риска и документарного оформления Пластиковая карта на основе кредитного договора

Обеспечение Приобретаемая или имеющаяся в собственности недвижимость, поручительство Залог приобретаемого транспортного средства, поручительство Без обеспечения или с обеспечением (залог, поручительство) Без обеспечения

Источник: составлено автором Source: Authoring

Таблица 2

Динамика объема выпуска кредитных карт в России в 2011-2015 гг. Table 2

Issue of credit cards in Russia in 2011-2015

Год Объем выпуска, тыс. ед. Изменение к предыдущему году, тыс. ед. Изменение к базовому году, тыс. ед. Темп прироста к предыдущему году, % Темп прироста к базовому году, %

2015 30 407 -1 422 21 273 -4,47 232,9

2014 31 829 3 731 22 695 13,28 248,47

2013 28 098 7 672 18 964 37,56 207,62

2012 20 426 6 941 11 292 51,47 123,63

2011 13 485 4 351 4 351 47,64 47,64

Примечание. Базовый - 2010 г., когда объем выпуска составил 9 134 тыс. ед. Источник: составлено на основе данных URL: http://www.cbr.ru

Note. 2010 is the basic year when 9 134 thousand credit cards were issued. Source: Authoring, based on data available at: http://www.cbr.ru

Рисунок 1

Динамика выпуска банковских карт в 2010-2015 гг. Figure 1

Issue of bank cards in 2010-2015

Источник: составлено на основе данных URL: http://www.cbr.ru Source: Authoring, based on data available at: http://www.cbr.ru

Рисунок 2

Объем выданных потребительских кредитов и задолженности по ним в 2009-2016 гг. Figure 2

The volume of issued cash loans and loan debt in 2009-2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 0

9 730 394 w 10 722 885

7 541 686 7 713 7S37ö-49 161

5 320 444 /6 943 969 149

3 980 4 124 . --- / /У

4 3 081 701 639 502

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Объем кредитов физическим лицам, млн руб. Задолженность, млн руб.

Источник: составлено на основе данных URL: http://www.cbr.ru Source: Authoring, based on data available at: http://www.cbr.ru

Список литературы

1. Дадашев А.З. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 127-139.

2. Киреева Е.А. Основные тенденции банковского кредитования малого бизнеса в условиях кризиса // Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С. 125-127.

3. Киреева Е.А. Рыночные инструменты кредитно-финансового обеспечения малого бизнеса // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сборник научных трудов / под ред.

B.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 362-365.

4. Богомолов С.М., Ильина Л.В., Копченко Ю.Е. Стратегии деятельности региональных банков на рынке розничных услуг // Глобальный научный потенциал. 2014. № 10. С. 125-127.

5. Копченко Ю.Е., Мисюрина Ю.И. Теоретические основы системы банковского потребительского кредитования // Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.

C. 145-147.

6. Иевлева А.А. Мониторинг состояния портфеля розничных кредитных продуктов коммерческого банка // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2012. № 17. С. 193-198.

7. Кешенкова Н.В. Эволюция формирования современных концепций развития розничных банковских услуг // Экономика и финансы организаций и государства. 2012. Вып. 4. Т. 2. С. 25-40.

8. Швейкин И.Е. Пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 4. С. 98-101.

9. Сысоева Е.Ф. Тенденции развития банковской системы России в условиях турбулентности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1. С. 43-51.

10. Овчинникова О.П. Банковская система России: новый вектор развития // Формирование финансового механизма и информационной среды устойчивого экономического роста: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2015. С. 7-12.

11. Клейменов А.А. Выявление перспективных направлений развития банковских услуг в субъектах РФ // Банковские услуги. 2014. № 4. С. 17-21.

12. Плотникова М.В., Ильина Л.В. Качество банковских кредитных услуг: подходы к управлению и инструментарий осуществления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2. С. 80-84.

13. Богомолов С.М., Ильина Л.В. Кредитные инновации в банковском бизнесе // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4. URL: http://urlid.ru/akty.

14. Семенюта О.Г., Амичба А.Л. Теоретические основы исследования инфраструктуры рынка банковских услуг // Финансовые исследования. 2011. № 2. С. 34-41.

15. Коробов Ю.И. Пути повышения конкурентоспособности банковской системы России // Информационная безопасность регионов. 2015. № 3. С. 72-74.

16. Коробов Ю.И. Развитие банковской системы: модернизация или трансформация? // Наука и общество. 2015. № 3. С. 39-41.

17. Травкина Е.В. Анализ сегмента кредитования российского банковского рынка услуг // Наука и общество. 2015. № 3. С. 47-50.

18. Литвинова А.В., Иевлева А.А. Портфель розничных кредитных продуктов: сущность, элементы, принципы формирования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 270-276.

19. Травкина Е.В., Коваленко С.Б. Особенности современных условий кредитования предприятий реального сектора российской экономики // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 69-71.

ISSN 2311-8709 (Online) Banking

ISSN 2071-4688 (Print)

DEVELOPMENT TRENDS IN CREDIT SERVICES OF COMMERCIAL BANKS Ekaterina A. GRISHINA

Saratov Socio-Economic Institute, Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation Gea555@mail.ru

Article history:

Received 27 May 2016 Received in revised form 10 June 2016 Accepted 27 June 2016

JEL classification: E41, G21

Keywords: banking loan facilities, trend, cash loan, mortgage loan

Abstract

Importance In today's Russia, one of the most urgent issues is a detailed study of the role and place of credit services in the operations of commercial banks, reasons for emergence and development of new services and their impact on profitability and liquidity of banks.

Objectives The purpose of the paper is to analyze the market of credit services of commercial banks and identify development trends in this segment.

Methods The dialectical method of research and systems approach form the methodological basis of the paper. I also employ scientific abstraction, grouping, and comparing, statistical and financial analysis.

Results I analyzed credit services in two major groups of borrowers, i.e. individuals and legal entities, the issue of bank cards over the recent 5 years, the volume of issued mortgage and cash loans, and changes in loans granted to legal entities and individuals. On the basis of the obtained results, I highlight major development trends in credit services provided by commercial banks to their customers.

Conclusions and Relevance There is a slowdown in the volume of loans issued by commercial banks due to default risk minimization on the one hand, and a reduction in household incomes and increase in unemployment on the other hand. Banks provide favorable credit facilities to support borrowers in difficult financial situation (for instance, mortgage and car loan programs).

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

I extend my deep appreciation to Yu.I. KOROBOV, for the help, continued interest in the work, and valuable

advice and comments.

The article was supported by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as part of State

job to higher educational institutions to perform research activities on Improving the Banking Operations in

Russia.

References

1. Dadashev A.Z. [The efficiency of support to small businesses]. Voprosy Ekonomiki, 2002, no. 7, pp. 127-139. (In Russ.)

2. Kireeva E.A. [The main trends in bank lending to small businesses under crisis]. Integratsiya nauki i praktiki: vzglyad molodykh uchenykh: tezisy dokladov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii magistrantov i aspirantov [Proc. All-Russia Sci. Conf. Integration of Science and Practice: Opinion of Young Scientists]. Saratov, Saratov Socio-Economic Institute, Branch of Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2015, pp. 125-127.

3. Kireeva E.A. Rynochnye instrumenty kreditnofinansovogo obespecheniya malogo biznesa. V kn.: Pravo i obshchestvo v usloviyakh globalizatsii: perspektivy razvitiya: sbornik nauchnykh trudov [Market-based instruments for financial support of small businesses. In: Law and society under globalization: development prospects: a collection of scientific papers]. Saratov, Saratov Socio-Economic Institute, Branch of Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2016, pp. 362-365.

4. Bogomolov S.M., Il'ina L.V., Kopchenko Yu.E. [The strategy of activities of regional banks on the retail market]. Global'nyi nauchnyipotentsial = Global Scientific Potential, 2014, no. 10, pp. 125-127. (In Russ.)

5. Kopchenko Yu.E., Misyurina Yu.I. [The theoretical basis of the system of bank consumer lending].

Integratsiya nauki i praktiki: vzglyad molodykh uchenykh: tezisy dokladov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii magistrantov i aspirantov [Proc. All-Russia Sci. Conf. Integration of Science and

Practice: Opinion of Young Scientists]. Saratov, Saratov Socio-Economic Institute, Branch of Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2015, pp. 145-147.

6. Ievleva A.A. [A commercial bank's retail loan portfolio monitoring]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Modern Trends in Economics and Management: A Fresh Approach, 2012, no. 17, pp. 193-198. (In Russ.)

7. Keshenkova N.V. [Evolution of modern concepts of retail banking services development]. Ekonomika i finansy organizatsii i gosudarstva = Economics and Finance of Organizations and the State, 2012, vol. 2, iss. 4, pp. 25-40. (In Russ.)

8. Shveikin I.E. [Development of competition in the banking investment services market]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, 2014, no. 4, pp. 98-101. (In Russ.)

9. Sysoeva E.F. [Development trends in the Russian banking system in conditions of turbulence]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2015, no. 1, pp. 43-51. (In Russ.)

10. Ovchinnikova O.P. [The banking system of Russia: new vector of development]. Formirovaniefinansovogo mekhanizma i informatsionnoi sredy ustoichivogo ekonomicheskogo rosta: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. All-Russia Sci. Conf. Creating the Financial Mechanism and Information Environment of Sustainable Economic Growth]. Sevastopol, Sevastopol State University Publ., 2015, pp. 7-12.

11. Kleimenov A.A. [Identification of promising areas of banking services development in the constituent entities of the Russian Federation]. Bankovskie uslugi = Banking Services, 2014, no. 4, pp. 17-21. (In Russ.)

12. Plotnikova M.V., Il'ina L.V. [The quality of banking credit services: management approaches and implementation tools]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, 2015, no. 2, pp. 80-84. (In Russ.)

13. Bogomolov S.M., Il'ina L.V. [Credit innovations in the banking business]. Izvestiya Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V Plekhanova, 2015, no. 4. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/akty.

14. Semenyuta O.G., Amichba A.L. [Theoretical bases of research in the banking services market infrastructure]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2011, no. 2, pp. 34-41. (In Russ.)

15. Korobov Yu.I. [Ways of increasing the competitiveness of the Russian banking system]. Informatsionnaya bezopasnost' regionov = Investment Security of Regions, 2015, no. 3, pp. 72-74. (In Russ.)

16. Korobov Yu.I. [The banking system development: modernization or transformation?]. Nauka i obshchestvo = Science and Society, 2015, no. 3, pp. 39-41. (In Russ.)

17. Travkina E.V. [An analysis of the lending segment of the Russian banking services market]. Nauka i obshchestvo = Science and Society, 2015, no. 3, pp.47-50. (In Russ.)

18. Litvinova A.V., Ievleva A.A. [A portfolio of retail credit products: nature, elements and principles of formation]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 9, pp. 270-276. (In Russ.)

19. Travkina E.V., Kovalenko S.B. [Specifics of modern conditions of lending to the real sector of the Russian economy]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law, 2016, no. 3, pp. 69-71. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.