Научная статья на тему 'Особенности подготовки (обучения) слушателей Академии управления МВД России к действиям в особых условиях'

Особенности подготовки (обучения) слушателей Академии управления МВД России к действиям в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ / FEATURES OF TRAINING / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / SPECIAL CONDITIONS / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / OPERATIONAL SITUATION / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / TRAINING OF STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Княжев В.Б., Майдыков А.Ф.

В статье рассмотрены принципиальные положения, раскрывающие специфику обучения (подготовки) слушателей Академии управления МВД России к действиям (управленческой деятельности) в особых условиях оперативной обстановки. В строгой логической последовательности изложено содержание преподаваемых учебных дисциплин, их учебно-методическое обеспечение, перечень имеющихся проблем, а также возможные направления и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Княжев В.Б., Майдыков А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of preparation (training) of listeners of Departments of MIA Academy of Russia for actions in special conditions

In article the basic provisions opening specifics of training (preparation) of listeners of Departments of MIA Academy of Russia for actions (administrative activity) in special conditions of an operational situation are considered. In strict logical sequence the maintenance of the taught subject matters, their educational and methodical providing, the list of the available problems, and also the possible directions and ways of their decision is stated.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки (обучения) слушателей Академии управления МВД России к действиям в особых условиях»

В.Б. КНЯЖЕВ,

начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, кандидат военных наук, военный исследователь

А.Ф. МАЙДЫКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

(Академия управления МВД России)

V.B. KNYAZHEV,

The chief of chair of management of law-enforcement bodies in special conditions, doctor of law science, candidate of military sciences, military researcher

A.F. MAYDYKOV,

Professor of chair of management of law-enforcement bodies in special conditions, the doctor of law science, professor, the honored worker of science of the Russian Federation (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 378.09

особенности подготовки (обучения) слушателей Академии управления Мвд россии к действиям в особых условиях

Features of preparation (training) of listeners of Departments of MIA Academy of Russia for actions in special conditions

В статье рассмотрены принципиальные положения, раскрывающие специфику обучения (подготовки) слушателей Академии управления МВД России к действиям (управленческой деятельности) в особых условиях оперативной обстановки. В строгой логической последовательности изложено содержание преподаваемых учебных дисциплин, их учебно-методическое обеспечение, перечень имеющихся проблем, а также возможные направления и пути их решения.

Особенности обучения, особые условия, оперативная обстановка, обучение сотрудников органов внутренних дел.

In article the basic provisions opening specifics of training (preparation) of listeners of Departments of MIA Academy of Russia for actions (administrative activity) in special conditions of an operational situation are considered. In strict logical sequence the maintenance of the taught subject matters, their educational and methodical providing, the list of the available problems, and also the possible directions and ways of their decision is stated.

Features of training, special conditions, operational situation, training of staff of law-enforcement bodies.

Актуальность указанной в названии статьи проблемы вызвана не только значимостью подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел, что само по себе является очень важным и не требует дополнительных доказательств. Здесь речь идет об особенностях этой подготовки, вызванной спецификой среды функционирования — особыми условиями природного, биологического, техногенного и соци-

ального характера [1, 2, 3, 4]. Стало очевидным, что многие из недостатков и упущений, допускаемых сотрудниками органов внутренних дел в указанных условиях (обстановке), вызваны не только их собственными просчетами и низкой квалификацией, но и происходят из-за неподготовленности самих руководителей, их непосредственных начальников и командиров, обязанных эффективно действовать, т. е. про-

03

о X

£ а

0

X

1

л

<

и

H

s

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S H

и о X

л

<

и

H

и , с Ы ' s S X

< 5 8 с

S и и ш с о

73

СО

0

1

£

а

0

X

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

а С

S

н и

0

1

J3 <

ы н

¡Зщ

и , с И

' S

Р I

< Ed

Sc:

Ö и s ы и ш с о

ы о са О а

3

74

Схема № 1

фессионально и грамотно руководить действиями своих подчиненных в особых условиях [5, 6].

Во многом это произошло из-за того, что система подготовки личного состава органов внутренних дел на всех ее уровнях (причем как в практических органах, так и в учебных заведениях) по действиям в особых условиях во многом оказалась ущербной [7, 8, 9]. Проведенный нами анализ этой системы показал, что если по действиям в обычных условиях курсанты и слушатели обучаются по полной учебной программе, получая необходимые им знания, умения и навыки, то по работе (действиям) в особых условиях, т. е. при резком осложнении оперативной обстановки, — по усеченной, причем при значительном сокращении учебного времени, и на изучение технологии работы в таких ситуациях времени явно недостаточно (схема № 1).

Однако следует отметить, что в Академии управления МВД России за последние годы этому вопросу стали уделять больше внимания, более того, создана и успешно функционирует специальная кафедра Управления органами внутренних дел в особых условиях. Систематически осуществляются плановые (и неплановые) научные разработки. Подготовлены и постоянно обновляются рабочие учебные программы по пяти преподаваемым учебным дисциплинам. Важным достижением в этой области является специальное учебно-методическое обеспечение особой категории обучаемых — Федерального кадрового резерва и резерва номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации, куда входит создание учебно-методического комплекса как определенной системы, позволяющей профессорско-преподавательскому составу кафедры оперативно, содержательно

и методически обоснованно готовиться и проводить все виды учебных занятий.

В основе этого комплекса лежит широкое и целенаправленное использование электронно-вычислительной техники и специально оборудованных помещений — электронных кабинетов, особенно при подготовке и проведении командно-штабных учений (КШУ). В этом отношении электронно-вычислительная техника используется в качестве основного средства разработки, накопления, хранения, систематизации и использования информационных материалов. На предоставленной для ознакомления схеме показаны основные составляющие учебно-методического комплекса (схема № 2).

Есть еще одно достоинство названного комплекса. Оно состоит в том, что сформированные в специальных папках в электронном виде и на бумажных носителях учебно-методические материалы по всем видам учебных занятий, в том числе в форме штабных тренировок, командно-штабных учений и комплексных итоговых межфакультетных учений, позволяют каждому преподавателю (особенно в случае внезапной замены) своевременно и качественно подготовиться и провести их по любой из обозначенных в учебном расписании тем.

Неслучайно опыт кафедры по организации работы названного учебно-методического комплекса и методика использования электронно-вычислительной техники для организации учебного процесса со слушателями Академии были рассмотрены на одном из заседаний Ученого совета Академии управления.

Вместе с тем не все проблемы успешной подготовки (обучения) слушателей Академии пока решены, как и не все особенности их подготовки учтены.

Схема № 2

Принципиальная (технологическая) схема сбора информации с целью прогнозирования наступления особых условий, разработки и осуществления превентивных мер

Об отклонениях в оперативной обстановке

Выявление индикаторов угроз наступления особых условий

Виды информации

О возрастающей напряженности

О возрастающей напряженности

Группировка сведений о наступлении возможных особых условий

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

О политической нестабильности в обществе или регионе, увеличении несанкционированных массовых выступлений граждан и др.

РЕЛИГИОЗНЫЕ

О появлении в печати публикаций, касающихся преимущества одной конфессии над другой, столкновениях представителей различных религиозных убеждений и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщение, проверка, анализ, оценка информации

ЭТНИЧЕСКИЕ

Об увеличении числа этнических «стычек», публикаций, провоцирующих разжигание межнациональной розни, увеличении числа выступлений представителей различных этнических групп, проповедующих превосходство отдельных национальностей и др.

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ

Собираются из источников оперативных служб и подразделений правоохранительных органов по указанным направлениям.

Оценка информации и разработка мер реагирования

Определение теоретической конструкции предполагаемого вида особых условий и мест их протекания

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

О перебоях в снабжении населения продуктами питания, коррупции и вседозволенности чиновников и др.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ

Об увеличении числа преступлений массового характера, неуважении к органам власти, сопротивлении (неповиновении) представителям власти и др.

Разработка конкретных превентивных мер по недопущению особых условий и минимизации их последствий

Одной из таких особенностей является необходимость учета не только должностного уровня обучаемых, но и опыта их работы, срока службы в той или иной должности. Особенно это важно при рассмотрении учебных вопросов на практических занятиях в виде штабных тренировок и командно-штабных учений. Именно на этих видах учебных занятий могут быть сформулированы необходимые руководителям органов внутренних дел всех уровней управления умения и навыки работы в особых условиях, такие как:

— анализ и оценка оперативной обстановки;

— разработка прогноза возможного развития возникшей ситуации;

— определение главных и ключевых направлений деятельности (выбор главного звена);

— разработка замысла действий на случай проведения специальной операции или участия в ней;

— подготовка, принятие и реализация управленческих решений по нормализации оперативной обстановки;

— отдача распоряжений подчиненным и контроль за их исполнением;

— написание приказа на проведение специальной операции или организацию деятельности подчиненных в особых условиях;

— работы с картой и схемами;

— разработка таблицы взаимодействия с другими субъектами (органами и подразделениями), участвующими в работе в указанных условиях, и др.

Еще одной из важных, на наш взгляд, особенностей подготовки слушателей Академии управления МВД России к действиям в особых условиях является необходимость максимального приближения обучения к практической деятельности органов внутренних дел. Достичь этого можно, как нам представляется, за счет следующих составляющих.

Во-первых, посредством использования при проведении учебных занятий реальных материалов об организации деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, в указанных обстоятельствах. Это могут быть материалы как на бумажных, так и на электронных носителях. Особый эффект и результативность имеют кино- и видеоинформация с мест событий, документально раскрывающие сущность и содержание деятельности органов внутренних дел. Сами учебные занятия должны проходить со слайдовым сопровождением.

Во-вторых, учебные занятия с названной категорией слушателей желательно и целесообразно проводить с участием руководителей практических органов внутренних дел, работающих в указанной сфере (по теме учебных занятий) и располагающих практическим опытом организации деятельности органов внутренних дел в особых условиях. Вопрос о приглашении (и участии) таких лиц на учебные занятия должен решаться с руководством МВД России заблаговременно.

В-третьих, необходимо практиковать проведение учебных занятий с выездом в практи-

са О

X

£

а

О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

о са

ьй <

Ä а S С

S

н и о X

л

<

ы н

и , с И

' S

Р х

< ы

8 с

ö и S ы и ш с о

75

1 этап

2 этап

3 этап

вэ

о

X

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о

м

<

а С

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р I

< £ Sc:

S и и ш с О

и О 03

о

а

?

76

ческие органы внутренних дел либо на учебные полигоны. Они дают возможность обучаемым своими глазами увидеть, как на местах решаются практические вопросы организации деятельности органов внутренних дел в особых условиях, встретиться и поговорить с непосредственными участниками тех или иных событий, вызвавших большой общественный резонанс. В качестве примера и иллюстрации сказанного можно сослаться на один из выездов со слушателями Академии управления группы Федерального кадрового резерва в конце 2014 г. в Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России. Это новое в системе и структуре МВД России подразделение, ознакомление с которым, как и встреча с его руководством и командирами отдельных подразделений СОБР и авиации, а также аэромобильных комплексов, вызвали неподдельный интерес у обучаемых и принесли им несомненную пользу.

В-четвертых, каждое из учебных занятий с указанной категорией слушателей Академии управления должно проходить с ознакомлением их с положительным отечественным и зарубежным опытом организации деятельности органов внутренних дел (полиции) в особых условиях того или иного вида либо с обобщенными данными, раскрывающими закономерности, принципы и методы работы органов внутренних дел (полиции) в указанных обстоятельствах. Причем каждое из таких занятий должно сопровождаться ознакомлением обучающихся не только с положительным опытом организации работы органов внутренних дел в указанных обстоятельствах, но и с имеющимися в этом отношении недостатками и проблемами, а также с возможными путями их решения.

К особенностям подготовки (обучения) слушателей Академии управления МВД России к действиям в особых условиях следует отнести также проведение так называемых показательных занятий по тем или иным темам расписания учебных занятий или видам подготовки (обучения). Цель таких занятий не только рассмотрение поставленных для обсуждения вопросов образцово-показательно, но и ознакомление обучаемых и приглашенных на них преподавателей собственной и других кафедр (в том числе начальников кафедр) с методикой этого проведения. Таким образом, обучаемые не только формируют умения и навыки, но и знакомятся как управленцы (организаторы) с механизмом, методикой передачи и знаний обучаемым. Это им жизненно необходимо для будущей управленческой деятельности в практических органах внутренних дел.

Проведение таких учебных занятий требует специальной подготовки и обсуждения на пред-

метно-методических секциях кафедр. К их проведению должны привлекаться наиболее опытные преподаватели.

Вот как, например, проходило в Академии управления показательное занятие со слушателями Федерального кадрового резерва в форме командно-штабного учения (далее — КШУ) по теме «Управление силами и средствами территориальных органов МВД России при выполнении задач в особых условиях», на котором присутствовал начальник Академии и руководители практически всех кафедр.

На данном учебном занятии руководители кафедр Академии не только теоретически ознакомились с методикой проведения КШУ, но и наглядно увидели работу самих слушателей, их действия при решении конкретных сложных управленческих вопросов при постоянном осложнении обстановки (общей и частной).

Впервые была показана работа одной из структур низового подразделения органов внутренних дел — Дежурной части — как органа оперативного управления силами и средствами в особых условиях при сложной оперативной обстановке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом учении слушатели овладели алгоритмом действий руководителей оперативного штаба (далее — ОШ) как главного органа управления силами и средствами группировки, создаваемой в указанной обстановке, в том числе по обеспечению взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, а также со средствами массовой информации.

Отработка учебных вопросов осуществлялась на специально оборудованных и технически оснащенных учебных полигонах. Управленческие решения готовились и принимались участниками КШУ в соответствии с игровыми должностями, исходя из реальной штатной укомплектованности группировки сил и средств в сложившейся ситуации, и оформлялись на электронных носителях. Затем по локальной электронной сети передавались в штаб руководства учения для анализа и оценки. Основой учений явилось единая информационная модель, подготовленная на реальных материалах одного из территориальных органов МВД России.

На этих учениях преподаватели кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, помимо традиционной пятибалльной оценки действий каждого участника КШУ, использовали еще и самооценку слушателей, что не только повышало уровень объективности окончательной оценки, но и являлось показателем ответственности за выполненную работу, свидетельством личного отношения к уровню своего профессионального мастерства. Начальник Академии проанализировал действия преподавателей и слушателей, отме-

тил новаторство педагогов кафедры в методике проведения такого вида практических занятий. Говоря о недостатках, он обратил внимание на необходимость дальнейшего приближения обучения к практике, более глубокого проникновения в практику действий сотрудников органов внутренних дел по главным направлениям их деятельности.

Анализ представленных в штаб руководства учений отчетных документов показал, что его участники в основном справились с поставленной задачей. Однако были отмечены и не-

Список литературы

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС Гарант.

2. Атаманчук Г.В. О состоянии, тенденциях и проблемах российского общества (аналитические размышления). Кисловодск, 2012.

3. Демидов Ю.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с правонарушениями в экстремальных условиях. М., 1993.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

достатки, на которые указывалось на частных и общем разборах, названы лучшие игровые коллективы и слушатели. Оценку получил каждый обучаемый.

В заключение еще раз отметим, что проводимые учебные занятия со слушателями Академии управления по вопросам организации управления силами и средствами в особых условиях требуют тщательной подготовки и постоянной работы преподавателей над повышением своего профессионального мастерства в указанной сфере деятельности органов внутренних дел.

5. Найт Ф. Понятие риска и неопределенность // THESIS. 1994. Вып. 5.

6. Порфирьев Б.Н. Государственное управление в кризисных ситуациях: мировой опыт и Россия. Вып. 5. М., 2006.

7. Порфирьев Б.Н., Либман А.М. Политические и институциональные факторы управления кризисами: российский опыт. М., 2007.

8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009.

9. Юридическая конфликтология. М.,1995.

Тел.: 8 (499) 150-28-38

оэ О X

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

03 ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

¡S3

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и из с о

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.