Научная статья на тему 'Концептуальные и принципиальные положения использования командно-штабных учений (КШУ), штабных тренировок (шт) и деловых игр при обучении слушателей Академии управления МВД России'

Концептуальные и принципиальные положения использования командно-штабных учений (КШУ), штабных тренировок (шт) и деловых игр при обучении слушателей Академии управления МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ / ШТАБНЫЕ ТРЕНИРОВКИ / СЛУШАТЕЛИ / ОПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ / COMMAND AND STAFF DOCTRINES / STAFF TRAININGS / LISTENERS / EXPEDITIOUS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майдыков А.Ф.

В статье рассматриваются актуальные проблемы концептуального и принципиального свойства по дальнейшему совершенствованию использования командно-штабных учений (КШУ), штабных тренировок (ШТ) и деловых игр в обучении слушателей Академии управления МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and basic provisions of use of the command and staff doctrines (CSD), the staff trainings (ST) and business games when training listeners of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In article actual problems of conceptual and basic property on further improvement of use of command and staff doctrines, staff trainings and business games in training of listeners of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered

Текст научной работы на тему «Концептуальные и принципиальные положения использования командно-штабных учений (КШУ), штабных тренировок (шт) и деловых игр при обучении слушателей Академии управления МВД России»

M

о

X

<

u

a

О

X

X

л

<

ы

H

s

X

s <

О

оэ S

< S

« £

s с

Ы S

О H

^ y

и о

Ы X

s s

s <

fe и

p Í-

Ь к

и ,

ç I °x oS

о С

X 5

X и

и ш

С О

78

А. Ф. МАИДЫКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук,

профессор, заслуженный деятель науки РФ (Академия управления МВД России)

A. F. MAYDYKOV,

professor of chair managements of bodies of the internal affairs in special conditions, doctor of law sciences,

professor, honored worker of science of the Russian Federation (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 351/354

Концептуальные и принципиальные положения использования командно-штабных учений (КШУ), штабных тренировок (ШТ) и деловых игр при обучении слушателей Академии управления МВД России

Conceptual and basic provisions of use of the command and staff doctrines (CSD), the staff trainings (ST) and business games when training listeners of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

В статье рассматриваются актуальные проб- In article actual problems of conceptual and

лемы концептуального и принципиального basic property on further improvement of use of

свойства по дальнейшему совершенствова- command and staff doctrines, staff trainings and

нию использования командно-штабных учений business games in training of listeners of Academy

(КШУ), штабных тренировок (ШТ) и деловых игр of management of the Ministry of Internal Affairs of

в обучении слушателей Академии управления Russia are considered. МВД России.

Командно-штабные учения, штабные трени- Command and staff doctrines, staff trainings, lis-

ровки, слушатели, оперативные игры. teners, expeditious games.

В Академии управления МВД России десяти- лось нами в различных научных работах и ис-

летиями накапливался опыт по разработке следованиях, отметим, что этот вид занятий во

и проведению командно-штабных учений, ком- всех высших учебных заведениях страны не яв-

плексных оперативных игр, штабных трениро- ляется второстепенным и относится к важней-

вок (далее — КШУ, КОИ, ШТ) и деловых игр шим практическим формам обучения [8]. в целях обучения слушателей всех должностных В процессе обучения в вузе слушатели (сту-

категорий и уровней управления системы МВД денты и курсанты) должны получить не толь-

России. Фактически с самого создания Акаде- ко знания, а также умения и навыки. Но если

мии управления этот вид учебных занятий стал знания передаются обучаемым в форме лекций

неотъемлемой частью учебного процесса. и самостоятельного изучения определенного

Не раскрывая содержания и особенностей теоритического материала, то умения и на-

этого вида учебных занятий, специфики каждой выки формируются у них на практических за-

из названных форм учебной подготовки слуша- нятиях, главными из которых являются КШУ,

телей, так как это неоднократно рассматрива- ШТ, КОИ и деловые игры [6, 7]. Академия

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

управления МВД России в этом отношении не является исключением. Перечень умений и навыков, необходимых слушателям Академии по дисциплинам «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» («Организация правоохранительной деятельности»), определен в рабочих программах дисциплин кафедр. Однако проведенный нами сравнительный анализ обозначенных в названных документах умений и навыков и их учебно-методического обеспечения показал существенное несоответствие.

К сожалению, на многих кафедрах Академии отсутствует практическая отработка заявленных навыков. Существуют и другие проблемы.

Многие из заявленных в учебных программах умений и навыков не отрабатываются на практических занятиях, они даже не были запланированы. Например, в одной из рабочих программ отмечено, что магистрант в результате освоения прикладной специальной дисциплины должен уметь осуществлять профессиональную деятельность по специальности «Государственное и муниципальное управление» на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры. Ни одного практического занятия по формированию названного умения в учебной программе нет. Также по данной теме отсутствуют теоретические формы подготовки.

На всех кафедрах отсутствует система оценочных итоговых показателей полноты и качества формирования у обучаемых умений и навыков, заявленных при поступлении в Академию.

Отдельные из заявленных умений и навыков не соответствуют профилю и предмету кафедр, претендующих на их формирование. Так, например, сомнительным представляется требовать от выпускника Академии управления следующих навыков (обозначенных в рабочей программе кафедры государственно-правовых дисциплин по специальности «Государственное и муниципальное управление»): «опыта аналитической и организационной деятельности в органах власти и местного самоуправления» (курсив наш — А.М.), тем более что по этой (организационной) проблематике в рабочей программе имеется всего одна тема (одна лекция — 1 час и круглый стол — 2 часа).

Названия и содержание КШУ, ШТ и деловых игр, используемых на кафедрах, по замыслу, количеству учебных вопросов, расчету времени, отведенному на их отработку, в настоящее время не позволяют формировать умения и навыки, заявленные в рабочих программах учебных дисциплин кафедр.

Произошедшие изменения в структуре и содержании деятельности органов внутренних

дел, нашедшие отражение в федеральных законах «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ, «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3, «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3, Директиве МВД России о задачах на 2014 год и в материалах коллегии МВД России по итогам работы в 2013 году и задачах на 2014 год, требуют коренного улучшения системы подготовки руководящих кадров органов внутренних дел всех степеней и рангов [1, 2, 3, 4, 5]. Мы можем утверждать о необходимости подготовки руководителей органов внутренних дел нового поколения, способных адекватно в организационном плане реагировать на произошедшие в обществе и государстве изменения, эффективно действовать в самых сложных условиях оперативной обстановки как природного, техногенного, биологического, так и социального, в том числе политического, характера (свойства).

Научить этому без использования практических методов подготовки, и прежде всего КШУ, ШТ и деловых игр, невозможно. Безусловно, названные виды и методы (способы) обучения должны существенно преобразиться (измениться).

Представляется, что в Академии управления МВД России для этого имеются все возможности. Техническое перевооружение кафедр, включающее создание электронных полигонов, позволяет значительно повысить коэффициент полезного действия указанных видов занятий, необходимо лишь внести в эту работу ряд существенных изменений и прежде всего теоретически обосновать и определить основные направления их использования и развития как концептуального, так и принципиального свойства.

К концептуальным положениям разработки и проведения в Академии управления таких учебных занятий, на наш взгляд, можно отнести следующие.

Понимание и правовое закрепление в решениях Ученого и методических советов, а также в Уставе Академии положения о том, что использование КШУ, ШТ и деловых игр в обучении слушателей всех видов и уровней подготовки и управления является основной формой обучения. В рабочих программах дисциплин кафедр и других учебно-методических документах это должно быть закреплено практически.

Разработка, переработка и проведение командно-штабных учений, штабных тренировок и деловых игр постоянно должны находиться под пристальным вниманием ру-

79

вэ

о

X

<

и

а

0

X

1

л

<

и н к

I

<

а

X О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О *£

к с

ы о

ЬЙ

и и

У

к

и-

о

I—

ы о

03

о

3

ы с:

О и

О <

О

5 И и и С О

80

ководства Академии. Межкафедральные, межфакультетские и итоговые (выпускные) КШУ, ШТ и деловые игры должны возглавляться начальником Академии или его первым заместителем.

КШУ, ШТ, КОИ и деловые игры, как и другие виды практических учебных занятий, должны использоваться в учебном процессе не сами по себе, а для формирования строго определенных умений и навыков, обозначенных в рабочих учебных программах дисциплин кафедр.

При разработке и проведении КШУ, ШТ, КОИ и деловых игр следует учитывать не только должностные категории обучаемых, но и уровни управления системы МВД России: федеральный, межрегиональный, региональный, городской, районный (муниципальный).

Материалы КШУ, ШТ и деловых игр должны постоянно обновляться и учитывать происходящие в стране и ее регионах изменения в оперативной обстановке, требования действующих правовых актов и руководящих установок МВД России.

Принципиальные положения излагались нами ранее в различных научных и учебно-методических работах. Отметим наиболее важные.

Обязательность выделения специального учебного времени на подготовку обучаемых (слушателей, курсантов) к проведению учения, тренировки, деловой игры, а также для изучения необходимого учебно-методического материала и вхождение в игровую роль, должность.

Определение степени готовности слушателей к учению, штабной тренировке, деловой игре (через специальные тесты, опросные листы, заслушивания и т. д.).

Определение у обучаемых перечня умений и навыков, которые необходимо сформировать, закрепить или усовершенствовать.

Определение степени и системы проверки уровня и наличия у обучаемых сформированных в процессе обучения в Академии управления умений и навыков, требуемых государственным стандартом специальности выпускника.

Использование в процессе разработки и проведения КШУ, ШТ и деловых игр специальных моделей, компьютерных и аппаратных систем, а также новых информационных технологий, позволяющих расширить спектр решаемых в ходе проведения указанных выше практических занятий оперативно-служебных задач.

Нельзя не отметить и такое важное для организации обучения слушателей положение, как информационное обеспечение подготовки КШУ, ШТ и деловых игр. По нашему мнению, разовые посещения практических органов внутренних дел членов рабочих групп

и авторских коллективов с целью сбора материала для разработки названных практических занятий не являются результативными. Необходимо создать действенную, слаженную и эффективную систему своевременного получения нужной для этих целей информации. Для этого, на наш взгляд, следует решить две задачи: во-первых, разработать и определить перечень основных видов информации, нужной для разработки КШУ, ШТ и деловых игр (это должны сделать кафедры, сотрудники Научного центра и Центра командно-штабных учений), во-вторых, определить и обязать практические органы внутренних дел к определенным срокам (например, один раз в полгода) направлять в Академию управления аналитические и иные информационные материалы по результатам деятельности органов внутренних дел и задачам на следующий отрезок времени (эту проблему необходимо решать с помощью и по согласованию с руководством МВД России).

Существует еще одна важная проблема, от решения которой во многом зависит успешное использование в учебном процессе Академии управления МВД России КШУ, ШТ и деловых игр, — это профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава кафедр, участвующего в разработке и проведении таких занятий, обучение методике этой работы. Без овладения этой методикой сложно ожидать высоких результатов обучения слушателей.

Для обучения педагогов должен быть разработан краткосрочный курс, раскрывающий технологические тонкости подготовки замысла учения, плана его проведения, содержания вводных заданий и графика их отработки.

Важное значение имеет овладение методикой организации действий самих обучаемых, решающих учебные вопросы в определенных игровых должностях в рамках ограниченного времени и материально-технических ресурсов. Нельзя забывать и об индивидуальной оценке каждого обучаемого. Решить эту задачу можно лишь создав систему строгого учета и контроля действий каждого участника названного практического занятия.

Представляется, на наш взгляд, что учет высказанных предложений и замечаний позволит не только существенно поднять уровень подготовки и использования в учебном процессе Академии КШУ, ШТ, КОИ и деловых игр, но и значительно повысить результативность всей системы обучения слушателей Академии, качественно улучшить весь объем их знаний, умений и навыков. Это, в свою очередь, должно положительно сказаться на результатах их практической деятельности в органах внутренних дел.

ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (утратил силу) // СПС Гарант.

3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СПС Гарант.

4. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // СПС Гарант.

5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2008. 30 дек.

6. О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях: приказ МВД России от 6 июня 2012 г. № 562.

7. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248) // СПС КонсультантПлюс.

8. Методика подготовки, организации и проведения активных форм и учебных занятий на базе виртуальных полигонов: уч.-метод. пособ. М., 2014.

Тел.: 8 (499) 745-81-60

вэ

О

X

<

и

а

О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

О * £

S с

И О bS

и и

У S

I—

о

I—

И

о

03

о

3

И

с

о

U

о <

о

S и и ш с о

S н и о X

л

<

и н к

И ^

И S X

и

У

и с

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.