Научная статья на тему 'Программно-информационное обеспечение учебно-методического комплекса кафедры управления органами внутренних дел в особых усоловиях'

Программно-информационное обеспечение учебно-методического комплекса кафедры управления органами внутренних дел в особых усоловиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНЫ КАФЕДРЫ / РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TRAINING COMPLEX / DISCIPLINE DEPARTMENT / WORKING CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Княжев В.Б., Майдыков А.Ф., Салтыков А.А.

В статье рассматривается методология программно-информационного обеспечения учебно-методического комплекса кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Княжев В.Б., Майдыков А.Ф., Салтыков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Software and infiomation management educational complex department ATS management in special conditions

The article considers the methodology of software and information security affairs agencies in special circumstances

Текст научной работы на тему «Программно-информационное обеспечение учебно-методического комплекса кафедры управления органами внутренних дел в особых усоловиях»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

проблемы

В.Б. КНЯЖЕВ,

начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, кандидат военных наук

А.Ф. МАЙДЫКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук

А.А. САЛТЫКОВ,

старший преподаватель-методист кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России)

V.B. KNYAZHEV, head of department of management ATS in special circumstances, candidate of military sciences

A.F. MAYDYKOV, professor of management ATS in special circumstances, LL.D.

A.A. SALTYKOV,

Senior lecturer, department of management methodist ATS in special circumstances (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 351.749

Программно-информационное обеспечение учебно-методического комплекса кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

Software and information management educational complex department ATS management in special conditions

В статье рассматривается методология программно-информационного обеспечения учебно-методического комплекса кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях.

The article considers the methodology of software and information security training complex control department internal affairs agencies in special circumstances.

Учебно-методический комплекс, программно-информационное обеспечение, дисциплины кафедры, рабочие учебные программы, учебно-методическое и информационное обеспечение.

Training complex, software and information management, discipline department, working curricula, teaching methods and information security.

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

6

Порядок организации учебного процесса в Академии управления МВД России регулируется соответствующим Положением, в котором определены общие требования к организации учебного процесса, а именно:

— современный научный уровень подготовки слушателей (адъюнктов);

— оптимальное соотношение пропорций теоретического и практического обучения;

— логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение, и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса;

— органическое единство процесса обучения и воспитания;

— внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта;

— рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями педагогики и методики преподавания;

— создание необходимых условий для педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и освоения слушателями (адъюнктами) профессиональных учебных программ, их самостоятельной творческой работы [1].

Весь учебно-методический комплекс кафедры систематизируется по трем основным направлениям: категориям обучаемых, дисциплинам, учебно-методическому и информационному обеспечению. Такое разделение позволяет сгруппировать все имеющиеся материалы в зависимости от назначения.

В первую очередь деление осуществляется по категориям обучения: слушатели 2 факультета, 4 факультета, 1 факультета, 5 факультета, ВАКа, 3 факультета. После этого расписание для каждой категории обучаемых «наполняется» (обеспечивается) учебными дисциплинами. Особенностью здесь является то, что такие направления подготовки, как научно-исследовательский семинар и научно-исследовательская практика, тематические планы подготовки слушателей ВАК, а также программы подготовки адъюнктов классифицируются как отдельные самостоятельные учебные виды работ (дисциплины). Вместе с тем систематизируются как ведущие дисциплины кафедры и дисциплины, в преподавании которых сотрудники кафедры принимают участие.

Согласно указанному выше Положению, одним из основных документов, определяющих содержание и организацию учебного процесса в Академии, являются рабочие программы

УММК

г

Дисциплина 23

1

Дисциплина 28

I

I

РУП

УММ

I

I

РУП

I

Дисциплина 33

I

УММ

РУП

L

I

Дисциплина №

I

УММ

РУП

I

УММ

Круглые

Лекции

Тема 1

Тема 2

Тема №

Круглые

X

I

Лекции

Тема 1

Тема 2

Тема №

Тема 1

Тема 2

Тема №

Круглые

L

I

Лекции

Тема 1 j—

Тема 2

Тема №

Лекиця Д23 т1 ]—

Слайды л Д23 т1

Тема 1

Тема 2

Тема №

Круглые столы

Лекции

Тема 1

Тема 2

- Тема №

Тема 1

Тема 2

L Тема №

Тема 1

Тема 2

Тема №

УМиИО

Видеофрагмент 1 ] Методический материал

Рис. 1. Принципиальная схема файловой структуры учебно-методических материалов кафедры (жирным шрифтом — папки, курсивом — файлы)

Руководствуясь данными требованиями, а также необходимостью периодической систематизации и обновления учебных и методических материалов, на кафедре управления органами внутренних дел в особых условиях на базе аппаратно-программного комплекса по организации информационных учебных ресурсов была разработана методика, которую мы рассмотрим подробно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебных дисциплин. Это основные документы, устанавливающие содержание и методическое построение учебной дисциплины. В программе дается перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изложения, методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходящие из целей и задач обучения, а также

Учебно-методические материалы

Справочно-аналитические материалы

Нормативная правовая база

Научная литература

Видеоматериалы

¡Курсы лекций

Учебники

Аналитические справки

Диссертации [Военного времени

Учебные пособия

[Глоссарии

Книги

ЧО и ЧС

ГОСТы

Монографии

УММ по видам занятий

Обзоры по командировкам

Научные статьи

Научные обзоры

Учебно-

методические

пособия

Словари, энциклопедии

Научные рецензии

Учебно-

методические

рекомендации

Рис. 2. Принципиальная схема файловой структуры учебно-методического и информационного обеспечения дисциплин кафедры

определяется место дисциплины, междисциплинарные связи в основной образовательной программе подготовки слушателей. По сути, рабочая учебная программа определяет содержание дисциплины, поэтому дальнейшая систематизация учебно-методических материалов осущест-

вляется в соответствии с содержанием данного документа, а именно — по видам занятий.

Основными видами занятий в Академии являются лекции, семинарские занятия, круглые столы, практические занятия, деловые игры, штабные тренировки, учения, консультации,

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

учебно-методического и информационного обеспечения кафедры УОВД в ОУ АУ МВД России

Положение об организации учебного процесса

ПРЕДМЕТ КАФЕДРЫ - содержание управления ОВД в особых условиях

Дисциплина 23

Дисциплина 19

Дисциплина 33

Дисциплина 23 иност.

НИС, НИП

Дисциплина КР МВД

Рабочие программы дисциплин

Рабочая программа дисциплины 28

Рабочая программа дисциплины ФКР

Учебно-методические материалы по категориям об

I УММ НИС I] УММ НИП |

УММНИС УММ НИП

Рабочая программа дисциплины КР МВД

Рабочая программа А

/чаемых, темам и видам занятии

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин

Рис. 3. Структурно-логическая схема учебно-методического комплекса кафедры

самостоятельная работа. Признаком класси- мультимедийной презентации, учебно-методи-

фикации является тематика занятий, причем ческое и информационное обеспечение (допол-

каждая тема содержит три составляющие — ос- нительные учебно-методические материалы)

новной материал в текстовом виде, материалы (см. рис. 1).

7

Названия папок и файлов отвечают единым требованиям, что позволяет легко идентифицировать материалы, а также осуществлять контекстный файловый поиск. Например, материалы с текстом лекции по теме № 1 дисциплины № 23 имеют следующее название: лекция Д23 т1.doc.

(например, к Положению об организации учебного процесса в Академии, рабочим и учебным программам дисциплин, шифрам дисциплин, учебно-методическому и информационному обеспечению и т. д.). Кроме того, при переходе по ссылкам дисциплин возможно расширенное ознакомление с их содержанием (см. рис. 4).

8

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ КАФЕДРЫ

ДИСЦИПЛИНА 23

«Организация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях»

Содержание дисциплины:

широкий круг вопросов, реализуемых в особых условиях, но т во взаимодействии с другими дисциплинами. Ближе всего исследования, уровень управления, много общего у них и в внутренних дел в особых условиях

Дисциплина

Это

а рассматривает

жже и то, что в ней представлены отдельные проблемы, которые должны решаться она находится к дисциплине «Организация управления». Их объединяет объект технологии управленческой деятельности. В конечном итоге управление органами общего управления органами внутренних дел МВД России.

Рабочая программа дисциплины 23

Рабочая программа дисциплины «Организация деятельности

органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» и рабочим учебным Академии управления, которые определяют структуру и содержание дисциплины.

КШУ ШТ

Распределение учебного времени оч ной формы обучения

рассчитано на 108 часов, из них: аудиторных - 56 часов (лекций -18 часов, семинаров, круглых столов -10 часов, командно-штабных учений, штабных тренировок, игр - 26 часов). Формой текущего контроля успеваемости является контрольная работа (4 семестр). По итогам изучения учебной дисциплины обучаемые сдают экзамен (4 семестр).

Распределение учебного времени заочной формы обучения рассчитано на 108 часов, из них: аудиторных-12 часов (лекций - 2 часа, семинаров, круглых столов - 4 часа, командно-штабных учений, штабных тренировок, игр - 4 часа). Формой текущего контроля успеваемости является контрольная работа (2 курс). По итогам изучения учебной дисциплины обучаемые сдают экзамен (2 курс).

А

Рис. 4. Схема содержания дисциплины

Помимо описанных материалов, в представленном комплексе отдельным разделом содержится учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин. Оно представлено видеоматериалами, научной литературой, нормативной правовой базой, справочно-аналитиче-скими и учебно-методическими материалами. Указанная информация также структурирована по разделам (см. рис. 2).

Для удобства использования файловой структуры учебно-методических материалов создана структурно-логическая схема (на базе презентации Power Point) с блоками, имеющими соответствующие гиперссылки.

Данная схема наглядно демонстрирует все имеющиеся названия информационных материалов (см.рис. 3). Помимо этого, она позволяет получить доступ к дополнительным материалам

Список литературы

1. О некоторых вопросах Академии управления МВД России: приказ Академии управления МВД России от 24 января 2012 г. № 5.

При составлении и размещении документов учитываются требования режима секретности: материалы, содержащие сведения ограниченного распространения, обозначаются только темой и ссылкой на место хранения.

Преимуществами такой организации учебно-методических материалов на кафедре являются: удобство использования при подготовке и организации учебного процесса; легкость корректировки структуры материалов и самих материалов при необходимости; возможность оперативной подготовки к занятию заменяющего преподавателя.

Таким образом, методология программно-информационного обеспечения учебно-методического комплекса кафедры позволяет решать задачи по организации учебного процесса с учетом современных требований.

E-mail: uvd-osob@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.