Научная статья на тему 'Особенности нормативно-правового регулирования государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних'

Особенности нормативно-правового регулирования государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6177
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВА И СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОТДЕЛЫ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / STATE SYSTEM OF PREVENTIVE JUVENILE DELINQUENCY / LAW / RIGHTS AND FREEDOMS OF MINORITIES / DEPARTMENT OF PREVENTIVE JUVENILE DELINQUENCY AGENCIES OF THE INTERNAL AFFAIRS / PREVENTIVE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

В статье проанализировано действующее российское законодательство, включающее Конституцию Российской Федерации, кодексы и федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы президента, постановления правительства, региональные нормативно-правовые акты, приказы министерств по вопросам регулирования и организации деятельности государственной системы по профилактике безнадзорности, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarity legislative regulating state system of preventive juvenile delinquency

In the article detailed law currently in force including Constitution of Russian Federation, codes and federal constitution laws, federal laws, president decrees, resolutions of government, districts laws that regulate state system of preventive juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативно-правового регулирования государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

Конституционное и административное право

УДК 351.74 А.А. Беженцев*

Особенности нормативно-правового регулирования государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

В статье проанализировано действующее российское законодательство, включающее Конституцию Российской Федерации, кодексы и федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы президента, постановления правительства, региональные нормативно-правовые акты, приказы министерств по вопросам регулирования и организации деятельности государственной системы по профилактике безнадзорности, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: государственная система профилактики правонарушений

несовершеннолетних, нормативно-правовой акт, права и свободы несовершеннолетних, отделы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, правонарушения несовершеннолетних, профилактические мероприятия.

A.A. Bezhentsev*. Peculiarity legislative regulating state system of preventive juvenile delinquency.

In the article detailed law currently in force including Constitution of Russian Federation, codes and federal constitution laws, federal laws, president decrees, resolutions of government, districts laws that regulate state system of preventive juvenile delinquency.

Keywords: state system ofpreventive juvenile delinquency, law, rights and freedoms ofminorities, department ofpreventive juvenile delinquency agencies ofthe internal affairs, juvenile delinquency, preventive work.

В данной статье мы проведем анализ нормативных актов, устанавливающих правовые начала государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в нашей стране.

Конституция Российской Федерации1 не содержит упоминания о системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, впрочем, как и об органах системы профилактики. Следовательно, говорить об их конституционно-правовом статусе или, точнее, о конституционных элементах статуса не приходится. Неким «отдаленным» конституционным основанием организации и деятельности подразделений милиции можно считать п. «е» ст. 114 Конституции Российской Федерации, возлагающий на Правительство Российской Федерации осуществление мер по

* Беженцев, Александр Анатольевич. Старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД РФ, кандидат юридических наук, капитан милиции.Место работы - Санкт-Петербургский университет МВД РФ. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 730-25-81. E-mail: adovd@mail.ru.

* Bezhentsev, Alexander Anatolievich, senior lecturer chair of administrative activity Saint-Petersburg university of Ministry of the Internal Affairs of Russian Federation, candidate of juridical science, captain of militia. Phone (812) 730-25-81, E-mail: adovd@mail.ru.

обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Однако отметим, что Конституция Российской Федерации содержит целый ряд статей как непосредственно, так и опосредованно регламентирующих правовой статус несовершеннолетних. Так, ч. 1 ст. 38 регламентирует обязанность государства защищать материнство, детство и семью. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам Организации Объединенных Наций по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан2.

Ч. 2 ст. 38 Конституции четко прописывает, что забота о детях, их воспитание есть равное право и обязанность родителей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции).

Прямое отношение к лицам, не достигшим совершеннолетия, имеет ст. 43 Конституции, которая в ч. 1 провозглашает право на образование. В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Особое место в защите конституционных прав несовершеннолетних всегда занимали правовые средства, прежде всего закон. Конституционные принципы защиты материнства, детства, семьи и каждого ребенка находят конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов федерации.

Обращаясь к правовому статусу подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, подчеркнем, что их место в системе правоохранительных органов не определяет и конституционное законодательство, состоящее из федеральных конституционных законов и федеральных законов, на которые прямо ссылается Конституция Российской Федерации. Основной отраслевой Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»3 также не использует термин «подразделения по делам несовершеннолетних». Помимо этого, следует отметить отсутствие среди основных задач милиции предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Как справедливо отмечает в своем исследовании И.П. Черникова4, целесообразно дополнить ст. 9 Закона «О милиции», где перечислены основные задачи милиции общественной безопасности, пунктом «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».

Обращаясь к целостной системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, куда входят и органы внутренних дел, и подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, мы сталкиваемся с целым комплексом международного и федерального законодательства, регламентирующего организационные и тактические элементы деятельности звеньев рассматриваемой цепи.

О защите прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия, говорят такие международные нормативно-правовые документы, в которых участвует Российская Федерация, как:

- Европейская конвенция об осуществлении прав детей, принятая в Страсбурге 25 января

1996 г.5, которая предусматривает меры, призванные укреплять права детей, в частности, в ходе судебных разбирательств по семейным делам. Цель Конвенции состоит в том, чтобы обеспечивать в интересах детей их права, предоставлять им процессуальные права и облегчать реализацию этих прав, следя за тем, чтобы несовершеннолетние были информированы обо всех важнейших моментах судебного процесса лично, либо через других лиц, либо через другие органы, и им было предоставлено право участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы;

- Конвенция о правах ребенка, подписанная в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г.6, провозглашающая такие основополагающие неотъемлемые права несовершеннолетних, как право на жизнь; на здоровое развитие; на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; на свободу формулировать и выражать свои взгляды по всем вопросам; на свободу совести и религии, мирных собраний; на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников и др.;

- Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятые в Эр-Рияде 14 декабря 1990 г.7, истолковывающие особенности отправления правосудия в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет;

- Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1959 г., которая регламентирует права

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

несовершеннолетних на специальную защиту и благоприятные условия для физического, умственного, нравственного и духовного развития; на имя и гражданство с рождения; на социальное обеспечение; на любовь и понимание со стороны окружающих; на получение бесплатного обязательного образования; на защиту от жестокости и эксплуатации и иные.

Проблемы лиц, не достигших восемнадцати лет, защищают кодифицированные нормативные акты Российской Федерации, в частности:

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.8, регулирующий не только общие административно-правовые отношения, связанные с несовершеннолетними, но непосредственно содержащий перечень статей, диспозиции которых затрагивают права, свободы несовершеннолетних, либо совершения ими правонарушений (см., напр., ст. 5.35. «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»; ст. 5.36. «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью, либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»; ст. 6.10. «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ»; ст. 20.22 «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах»).

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.9, содержащий помимо норм, регламентирующих общие положения уголовно-правового статуса лиц, не достигших совершеннолетия, специальный V Раздел, освещающий особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, гл. 20, перечисляющую преступления против семьи и несовершеннолетних, и ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». Кроме этого, целый ряд диспозиций статей Особенной части УК РФ вводит признак несовершеннолетия потерпевшего как квалифицирующий (см., к примеру, «совершение преступлений в отношении лиц, заведомо не достигших восемнадцати лет» по ст. 117 «Истязание»; ст. 121 «Заражение венерической болезнью»; ст. 122 «Заражение ВИЧ-инфекцией»; ст. 126 «Похищение человека»; ст. 127.1 «Торговля людьми»; ст. 127.2 «Использование рабского труда»; ст. 131 «Изнасилование»; ст. 132 «Насильственные действия сексуального характера»; ст. 206 «Захват заложника»; ст. 230 «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ»; ст. 240 «Вовлечение в занятие проституцией»).

Помимо этого, нормы об охране детства, семьи, прав и законных интересов несовершеннолетних содержатся в Трудовом, Семейном, Гражданском кодексах и иных кодифицированных федеральных правовых актах, в т.ч. касающихся процессуальных отраслей права.

Обращаясь к федеральным законам, отметим, что, в частности, федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»10 устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, перечисляет полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов на осуществление гарантий прав ребенка в стране, регламентирует обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости, конкретизирует защиту прав и законных интересов несовершеннолетних при формировании социальной инфраструктуры для детей и защиту лиц, не достигших совершеннолетия, от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»11 определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации, детально раскрывая сферы информационного обеспечения и подготовки кадров молодежных и детских объединений, государственной поддержки проектов и финансирования мероприятий по поддержке рассматриваемых объединений, отражает элементы защиты прав указанных объединений и ответственности в рассматриваемой сфере должностных лиц федеральных органов исполнительной власти.

Изучение федеральных законов от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»12 и от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»13 дает нам возможность ознакомиться с понятием права на образование - одного из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России, - и получением обучающимися образования, т.е. достижения и подтверждения ими определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом. Кроме того, нормативные акты регламентируют государственную политику и государственные гарантии прав граждан в области среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования, конкретизируют структуру системы среднего и профессионального образования, перечисляют государственные образовательные стандарты, ступени образования, сроки и формы его получения.

Также нормативной базой, регулирующей основы организации работы государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, будут являться:

- Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»14 и от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»15. Комплексные меры социальной и экономической защиты детей предусмотрены федеральной целевой программой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе “Дети России” на 2007-2010 годы»16.

Помимо этого, в целях повышения правовой защищенности несовершеннолетних в последние годы внесены существенные изменения в трудовое и гражданское законодательство.

Основным правовым актом, закрепляющим правовое положение субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. и органов внутренних дел, является упомянутый выше Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»17, который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и не только называет субъектов профилактики, но и прописывает отдельные процедуры их деятельности.

Данный нормативный акт федерального значения уточняет законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, называет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечисляет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обращается к основаниям проведения индивидуальной профилактической работы, регламентирует сроки проведения индивидуальной профилактической работы, конкретизирует права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, разъясняет применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детализирует основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исследует порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, рассматривает вопросы помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Немаловажную роль в правовом обеспечении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня играют региональные и местные органы власти и управления. Во многих субъектах Российской Федерации с учетом местных условий разработаны и действуют свои комплексные программы и законы, направленные на улучшение положения семьи и детей, региональные программы поддержки молодежи, программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, ключевая роль в которых зачастую принадлежит подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Трудности поиска путей и средств разрешения нормативно-правовых вопросов и практического обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подтверждаются разнообразием принимаемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов как по форме (законы представительных органов государственной власти, постановления единоличных и коллегиальных органов исполнительной власти), так и по содержанию (правовые акты директивного характера по профилактике правонарушений, положения о региональных и муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и о персональном составе этих формирований).

Анализ региональных нормативно-правовых актов показывает, что наиболее содержательными из них являются:

- Закон Удмуртской Республики от 24 апреля 2001 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Удмуртской Республике»;

- Закон Красноярского края от 31 октября 2002 г. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Закон Красноярского края от 2 ноября 2000 г. «О защите прав ребенка»;

- Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае»;

- Закон Мурманской области от 28 апреля 1997 г. «О защите прав ребенка в Мурманской области».

Выборочный сравнительно-правовой анализ таких актов показал что, региональные законы содержательны, многие вопросы в них регламентированы с учетом отсутствия аналогичных норм в федеральных правовых актах. Многие правовые предписания в названных законах повторяются, что свидетельствует о возможности унификации многих правовых норм и единообразного их формулирования в соответствующем федеральном законе.

В Санкт-Петербурге до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 16 мая 2007 г. «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»18 действовал Закон Санкт-Петербурга от 28 апреля 2005 г. № 170-20 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Санкт-Петербурге», но в настоящий момент он утратил силу. Действующий нормативный документ по профилактике правонарушений является актом общего характера и, безусловно, не может охватить все аспекты, связанные с профилактическими мероприятиями в отношении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге, в связи с чем, по-нашему мнению, необходимо разработать применительно к изменившимся условиям жизни в городе федерального значения новый правовой акт, регламентирующий общественные отношения в рассматриваемой сфере.

Вторую значительную по объему группу документов составляют акты, устанавливающие правовой статус и регламентирующие порядок создания, организацию работы, функции региональных и муниципальных КДН.

Особую роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних должен играть Указ Президиума ВС РСФСР от 3 марта 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»19, определяющий, что главными задачами комиссий являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД и специальных учебно-воспитательных и лечебновоспитательных учреждениях.

Несмотря на более чем сорокалетнюю историю своего существования и документальный факт утраты законной силы в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», данное Положение, хотя и признается многими учеными-юристами устаревшим, продолжает регламентировать общественные отношения в изучаемой сфере деятельности.

Последние изменения и дополнения в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних были закреплены в Законе Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 4549-1 «О внесении изменений в Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года»20, но и они не смогли в полном объеме видоизменить множество устаревших правовых предписаний рассматриваемого правового документа.

К примеру, в соответствии со ст. 2 комиссии по делам несовершеннолетних должны создаваться при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов, при Советах Министров автономных республик и при Совете Министров РСФСР, хотя указанные органы к настоящему моменту уже не существуют. Общеизвестно, что данный правовой акт применяется лишь в части, не противоречащей действующему законодательству, но определение этой части зачастую является крайне сложным и дискуссионным моментом. Помимо этого, обращает на себя внимание то обстоятельство, что вопросы о КДН регионального и муниципального уровней решаются по-разному не только по форме, но и по содержанию.

Это обусловлено отсутствием адекватного настоящему времени и ситуации федерального акта, детализирующего элементы формирования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. Таким образом, вследствие многих противоречивых моментов и правового вакуума, образовавшегося в рассматриваемой сфере, требуется принятие нового Федерального закона Российской Федерации «О комиссиях по делам несовершеннолетних».

Пока же в определенной мере можно сделать вывод об искусственно создаваемой правовой неопределенности в совершенствовании и унификации правовых предписаний и выработке единообразного понимания и правильного применения закона в правоприменительной практике. Между тем, законодательство о КДН в целом по Российской Федерации формируется сложным как в административно-юрисдикционном плане, так и в плане выполнения многообразных мер по профилактике административных и иных правонарушений.

Сейчас Положения о КДН утверждены исполнительными органами государственной власти в некоторых субъектах Российской Федерации.

Положение об областной КДН Новгородской области утверждено Постановлением Администрации области от 23 мая 2005 г. Она же Постановлением от 23 мая 2005 г. утвердила Положение о городской, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, хотя ранее Положения о муниципальных комиссиях утверждались представительными органами местного самоуправления, например, в Новгороде (31 января 2002 г.), в Демянском районе (апреля 2004 г.), в Чудовском районе (28 июня 2004 г.).

Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга утверждено Постановлением Правительства города от 6 апреля 2004 г., а Положения о комиссиях районов Санкт-Петербурга утверждены единоличными распоряжениями глав районных администраций Санкт-Петербурга, например, Василеостровского района (16 марта 2004 г.), Невского района (28 февраля 2004 г.), Фрунзенского района (17 июня 2004 г.). Последние решения должны приниматься в форме постановлений, т.к. в соответствии с Федеральным законом

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подобные акты должны быть нормативными правовыми актами, тогда как распоряжения являются индивидуальными правовыми актами.

В связи с отсутствием единого федерального акта наблюдается различный, часто с серьезным запозданием подход к правовому обеспечению создания и организации работы КДН. Как отмечено выше, положения о КДН утверждаются либо законами региональных органов государственной власти, либо постановлениями коллегиальных органов исполнительной власти (правительств, администраций, советов администраций), либо единоличными постановлениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положения о КДН при администрациях (правительствах) субъектов Российской Федерации утверждаются и сами КДН создаются, как правило, правовыми актами руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне эти вопросы решаются органами местного самоуправления - как представительными, так и исполнительными.

Персональный состав КДН всех уровней предопределяет социальную эффективность функционирования таких формирований. В ряде региональных нормативных правовых актов о КДН даются рекомендации и утверждается персональный состав КДН. Например, в п. 5 Положения о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики (утверждено Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 октября 2003 г.) в рекомендательном порядке в составе КДН названы должности только руководителей КДН. Этим же постановлением отдельно утвержден полный состав комиссии: заместитель председателя Правительства (председатель КДН); заместитель министра внутренних дел (начальник МОБ); первый заместитель председателя КДН; начальник управления по делам семьи, демографии и охране прав детей администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики (заместитель председателя КДН); начальник отдела названного управления (ответственный секретарь КДН); члены КДН: помощник одного из заместителей Председателя Правительства; первый заместитель министра печати и информации; заместитель руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения (по согласованию); первый заместитель председателя государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи; первый заместитель министра социальной защиты населения Удмуртской Республики; заместитель начальника Управления исполнения наказания Министерства юстиции России по Удмуртской Республике (по согласованию); заместитель министра культуры Удмуртской Республики; председатель Совета Ижевской городской общественной организации «Ассоциация Соросовских учителей» (по согласованию); начальник подразделения по делам несовершеннолетних МВД Удмуртской Республики; исполняющий обязанности министра народного образования Удмуртской Республики; заместитель министра здравоохранения Удмуртской Республики; заместитель председателя госкомитета Удмуртской Республики по физической культуре и спорту.

Иные региональные нормативные правовые акты в сфере защиты детей, детства и социальной профилактики свидетельствуют об отсутствии определенного политико-социального руководства, методологических и методических начал. Об этом свидетельствует различный уровень нормативноправовой и финансовой обеспеченности намечаемых и реализуемых в регионах мер. Характер и содержание правовых актов в этой сфере имеют много общего, но наряду с этим в них прослеживаются и существенные различия.

К подзаконным нормативным актам ведомственного характера, регламентирующим порядок организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся:

- Приказ МВД России от 6 апреля 2007 г. № 338 «О внесении изменений в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную Приказом МВД России от 26 мая 2000 года» (Утверждает типовую должностную инструкцию школьного инспектора милиции);

- Приказ МВД России от 30 августа 2006 г. № 690 «О дальнейшем совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел»;

- Приказ МВД России от 11 июня 2005 г. № 470 «Об объявлении решения коллегии МВД России «О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1 июня 2005 года № 2 км/1»;

- Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»;

- Приказ МВД России от 9 октября 2004 г. № 639 «О совершенствовании деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»;

- Приказ МВД России от 2 апреля 2004 г. № 215 «О мерах по совершенствованию деятельности Центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел»;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

- Приказ МВД России от 18 декабря 2003 г. № 1005 «Об объявлении Дня подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»;

- Приказ МВД России от 13 мая 2003 г. № 323 (дсп) «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов»;

- Приказ МВД России от 12 января 2002 г. № 23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»;

- Указания Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 21, 25 августа

1997 г. № 53/21 № 1/12597 «О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних».

В целом, анализируя современное законодательство, мы можем отметить устойчивые тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции, приведения ее в соответствие с международно-правовыми актами, но комплекс нерешенных проблем подвигает нас к дальнейшему совершенствованию нормативной базы как системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в целом, так и правовых документов, регламентирующих организацию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Список литературы

1. Забрянский, Г. И. Снижение уровня судимости несовершеннолетних: новые подходы. -М., 1999.

2. Повышение квалификации заместителей начальников горрайлинорганов внутренних дел -начальников милиции общественной безопасности : блочно-модульное учебное пособие / Ю.Н. Демидов, Л.В. Иванова, В.И. Акулов, М.В. Костенников и др. / под общ. ред. Ю.Н. Демидова. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.

3. Черникова, И. П. Административно-правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

4. Ювенальное право / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: Юстицинформ, 2005.

Literature

1. Zabrianscy, G. I. Decreasing level criminal record by minorities : new approach. - Moscow, 1999.

2. Raising level deputy chief department of the internal affairs - chiefs militia of society safety. Educational textbook / J.N. Demidov, L.V. Ivanova, V.I. Akulov, M.V. Kostennikov and others. Chief-redactor J.N. Demidov. - Moscow, 2006.

3. Chernikova, I. P Administrative law status department of preventive juvenile delinquency agencies of the internal affairs militia of society safety. Dissertation candidate ofjuridical science. - Moscow, 2006.

4. Juvenile law / Ed. A.V. Zariaev, V.D. Malkov. - Moscow, 2005.

1 Российская газета. № 237. 1993. 25 дек.

2 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. Изд-во: БЕК. М., 1996.

3 Ведомости СНД и ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 16. Ст. 503.

4 Черникова И.П. Административно-правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 8.

5 См.: Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 г. № 850. Ст. 2192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992.

7 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 112 от 14 декабря. 1990 г.

8 Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1. Ч. 1.

9 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 17 июня.

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 27. Ст. 2503.

12 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.

13 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4135.

14 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 588.

15 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19.

16 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 14. Ст. 1688.

17 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177; Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6070.

18 Санкт-Петербургские ведомости. Вып. № 109. 2007. 19 июня.

19 Ведомости ВС РСФСР 1967. № 29. Ст. 536.

20 Российская газета. № 53. 1993. 19 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.