Научная статья на тему 'Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на современном этапе (на примере Республике Башкортостан)'

Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на современном этапе (на примере Республике Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
982
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ / ФЗ"ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вицке Регина Эдуардовна

В статье приводится краткий анализ проблемы, связанной с реализацией прав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Также предлагается направление ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF COMMISSIONS ON MINORS AFFAIRS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS AT THE PRESENT STAGE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

In article the short analysis of the problem connected with realization of the rights of the Commission on affairs of minors and protection of their rights is resulted. The direction of its decision also is offered

Текст научной работы на тему «Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на современном этапе (на примере Республике Башкортостан)»

Вицке Р, Э.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

19.2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН)

Вицке Регина Эдуардовна, должность: доцент кафедры конституционного и административного права.

Место работы: БАГСУ при Президенте Республики Башкортостан

rwitzke@yandex. ru

Аннотация: В статье приводится краткий анализ проблемы, связанной с реализацией прав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Также предлагается направление ее решения.

Ключевые слова: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, реализация полномочий, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несовершеннолетние, Производство по делу об административном правонарушение

the legal status of commissions on minors affairs and protection of their rights at the present stage (on the example of the republic of Bashkortostan)

Vitcke Regina E., candidate of legal sciences. Position: Professor of constitutional and administrative law

Work place: Bashkir Academy of public service and administration under the President of the Republic Bashkortostan

rwitzke@yandex. ru

Annotation: In article the short analysis of the problem connected with realization of the rights of the Commission on affairs of minors and protection of their rights is resulted. The direction of its decision also is offered

Keywords: The commission on affairs of minors and protection of their rights, realization of powers, the federal law «About bases of system of preventive maintenance of neglect and offenses of minors», minors, manufacture on the case of administrative an offense

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав системе профилактики правонарушений несовершеннолетних выполняют важную роль, а также наделены государством, правом применения властнопринудительных мер.

Ранее нами была предпринята попытка в обозначение ряда проблем реализации комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав своих полномочий, путем анализа действующих положений, регламентирующих их деятельность, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан) [Пробелы в российском законодательстве - 2011. - № 5].

В период с 2011 г. по 2014 г. в нормативно-правовые акты, регламентирующие положения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав внесены изменения и дополнения.

Вместе с тем, ясности они не привнесли.

Обеспечение прав несовершеннолетних и профилактика противоправных деяний осуществляется органами, образующими систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) органы управления социальной защитой населения;

3) органы, осуществляющие управление в сфере образования;

4) органы опеки и попечительства;

5) органы по делам молодежи;

6) органы управления здравоохранением;

7) органы службы занятости;

8) органы внутренних дел;

9) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

10) учреждения уголовно-исполнительной системы.

КДН и ЗЗП являются основными органами системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по способу управления - коллегиальными органами, осуществляющие свою деятельность, постоянно и учреждаются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Главным координирующим органом, созданным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, является Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Правовое положение ее деятельности определяется соответствующим Постановлением Правительства РФ от 6 мая 200б г. № 272, которым утверждены Положение о Правительственной комиссии и ее персональный состав.

По сути, Правительственная комиссия является координатором деятельности лишь органов государственной власти (федерального и регионального уровней). Такой подход является обоснованным, ибо государственная и муниципальная власти во многих вопросах независимы. Так, согласно ч. 2 от. 132 Конституции РФ местные органы самоуправления лишь могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Так как непосредственная передача государственно-властных полномочий местным органам самоуправления по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня обеспечивается только региональными законами, очевиден разрыв между федеральными органами власти и местными органами самоуправления в рассматриваемом вопросе.

Систему комиссий Республики Башкортостан составляют:

1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Башкортостан;

2) районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, районов в составе городских

251

Бизнес в законе

6’2014

округов Республики Башкортостан (далее - районные (городские) комиссии).

КДН и ЗЗП при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является структурным подразделением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществляет свою деятельность под руководством заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по гуманитарным вопросам. Комиссия создается и прекращает свою деятельность постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Анализ положений нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что Комиссия является, прежде всего, органом обеспечивающим координацию, направленной на:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

2) выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность комиссий носит не только организационный, но и правовой характер, который выражается в праве принятия постановлений, обязательных для исполнения. Являясь государственными органами, КДН по своему составу сближаются с органами общественной самодеятельности. Почти все лица, входящие в состав комиссий, - представители государственных органов и общественных организаций - осуществляют свои обязанности безвозмездно. Одни выполняют их в силу своего должностного положения, являясь представителями государственных органов или учреждений, другие работают на общественных началах, представляя общественные организации и широкие слои граждан.

Соотношение поставленных задач, их реализация в практической деятельности с нормативным позиционированием Комиссии только как координатора, по меньшей мере, является, на мой взгляд, не объективным.

Анализ элементов правового статуса комиссии, позволяет констатировать, что ни законодательные акты, в том числе Республики Башкортостан, ни Постановления Правительства РФ и республики не представляют права и ни определяют запреты и ответственность за их нарушения, положение указанных актов содержат лишь функции реализуемые Комиссиями для выполнения поставленных задач и общий принцип для органов государственной власти.

Действующие правовые акты не определяют цели деятельности КДН, вместе с тем ставит перед ними следующие задачи:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

К общим функциям Республиканской и муниципальной комиссий (в соответствии с законом РБ):

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебновоспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебновоспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти Республики Башкортостан и (или) органы местного самоуправления отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Республики Башкортостан и (или) на территории соответствующего муниципального образования.

Постановление Правительства Республики Башкортостан муниципальным комиссиям предоставляет более 15 полномочий

Освещая вопросы организации деятельности Комиссии отмечу, что в соответствии с законом Республики Башкортостан № 522-з заседания районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, однако Постановления Правительства РФ № 995 и РБ № 253 не содержит столь конкретного «расписания», в них указано, что заседания проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости.

252

Вицке Р, Э.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Несмотря на большой объем предоставленных полномочий, реализация большинства из них, является затруднительным и без оперативного участия правоохранительных органов, органов прокуратуры их реализация весьма проблематична.

На основе специальных правовых механизмов КДН и ЗЗП наделяются государственно-властными полномочиями и являются органами исполнительной власти, т.е. управленческой структурой, обладающей государственно-властными полномочиями по реализации исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией. Именно на органы исполнительной власти ст. 114 Конституции РФ возлагает осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правое регулирование КДН характеризуется правовой неопределенностью соответствующих правоустановлений в КоАП РФ, где КДН названы в числе органов, уполномоченных возбуждать рассматривать дела об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 22.1). Наряду с этим в п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ субъектам Российской Федерации делегировано право самостоятельно решать вопрос о создании/несоздании административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых административная ответственность установлена законами субъектов Российской Федерации. Эти обстоятельства убеждают, что КДН должны создаваться и функционировать исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, касательно юрисдикционной деятельности, не представляется возможным, отметить с положительной стороны и деятельность по привлечению к административной ответственности комиссией. Действующий КоАП России, указывает на необходимость рассмотрения дела об административном правонарушении, в течении 15 дней со дня принятия его к производству, однако с периодичностью проведение заседаний КДН и ЗЗП это вряд ли возможно.

Оценивая в целом правовую сторону деятельности КДН государственных органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, стоит признать необходимость принятия специального закона, устанавливающего систему и полномочия КДН и механизм передачи и распределения между ними соответствующих государственно-властных полномочий.

Подводя итог, представляет возможным отметить, что исходя из нормативного правового регулирования деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, государственный подход к деятельности комиссии является формальным, не содержащих действенного механизма правового регулирования. Причиной этого, по нашему убеждению, является отсутствие законодательного закрепления административно-правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне.

Решение, как и ранее, видится в следующем:

1) действующую редакцию Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнить соответствующими положениями, включающими понятие КДН и четко определяющими правовой статус комиссий в зависимости от уровня (являет-

ся органом исполнительной или муниципальной власти, конкретный перечень прав и обязанностей)

2) принять федеральный закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних», содержащим наряду с указанными положениями нормы, определяющие процессуальные аспекты деятельности КДН, не нашедшими отражение в КоАП РФ, с учетом специфики их правового статуса.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 24.11.2014)

3. Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23.06.2011 № 413-з (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 16.06.2011) (ред. от

11.07.2014)

4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от

14.10.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999).

5. Закон РБ от 23.03.98 N 151-3 (ред. от 29.04.2014) «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 24.02.1998)

6. Закон Республики Башкортостан от 29.12.2007 № 522-3 (ред. от 27.12.2013 г.) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 25.12.2007)

7. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»

8. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 № 272 (ред. от 15.10.2014) «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»

9. Постановление Правительства РБ от 10.06.2014 № 253 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»

10. Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 1 февраля 2006 г. № 195 «Об образовании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Правовое положение Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на современном этапе (на примере Республике Башкортостан) представленную доцентом кафедры административного и конституционного права ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» Региной Эдуардовной Вицке

Статья и Р.Э. Вицке посвящена проблемам реализации комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав своих полномочий на современном этапе с учетом изменений и дополнений внесенных в правовую базу, регламентирующих их деятельность в период 2011 г. - 2014 г.

В настоящее правовое регулирование Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав закреплено более чем в десяти правовых актах, одним из основных является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

253

Бизнес в законе

6’2014

Анализ действующих законодательных актов, свидетельствует о том, что правовой статус КДН четко не определен.

Целью написания статьи является обоснование предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование реализации комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав своих полномочий.

Автор обосновывает свою позицию касательно отсутствия единого государственного подхода к деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. По мнению авторов нормативно-правовое обеспечение КДН носит формальный характер, не содержит действенных механизмов правового регулирования.

В результате анализа нормативно-правовых актов и автор предлагают варианты решения обозначаемой проблемы.

В ходе исследования авторы учли практику реализации полномочий комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Республики Башкортостан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретическая и практическая значимость проводимого исследования определяется, прежде всего, тем, что сформулированные выводы и предложения по рассматриваемому вопросу могут быть полезны, и использованы для дальнейшего научного исследования проблем реализации полномочий комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Исследование вопросов деятельности КДН привело авторов к критике его нормативно-правового обеспечения.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания социальных явлений и окружающей действительности.

При решении конкретных вопросов избранной темы применены общенаучные и частные методы исследования.

Статья отвечает требованиям научной новизны.

В целом статья Вицке Регины Эдуардовны заслуживает положительной оценки, однако, следует учитывать, что некоторые положения и позиции автора носят дискуссионный характер. Подавляющее большинство положений и рекомендаций, безусловно, заслуживают внимания, а в целом - подтверждают достаточно высокий теоретический уровень исследования. Представляемая для опубликования статья соответствует требованиям, предъявляемым к написанию для публикаций в научных журналах и изданиях.

Заведующей кафедрой

Конституционного и административного права;

Башкирской академии государственной службы

и управления при Президенте Республики Башкортостан

кандидат юридических наук, доцент

С. Б. Сафина

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.