Научная статья на тему 'Особенности и традиции развития корпоративных тенденций высшего профессионального образования'

Особенности и традиции развития корпоративных тенденций высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / TRADITION / ORIENTATION OF INTERESTS / PERSONAL GROWTH / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / CORPORATE TRENDS / PROFESSIONAL SUITABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушникова Г. А.

Основной причиной организации 50 лет назад самого северного в России вуза была и остается необходимость подготовки высококвалифицированных инженеров для наукоемкого, технологически развитого, градообразующего предприятия НГМК «Норильский никель». Формирование у студентов убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами и видами подготовки в значительной мере опирается на традиции. Корпоративные традиции успешного предприятия как в зеркале отражаются в методах и традициях вуза, который готовит для него основные инженерные кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лушникова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND TRADITIONS OF CORPORATE TRENDS DEVELOPMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The main reason for organization of the most northern university in Russia 50 years ago was necessity to prepare highly qualified engineers for science-intensive, technologically advanced, city-forming enterprise «Norilsk Nickel». To develop students' beliefs in their professional suitability, as well as a clear understanding of necessity of mastering all courses and types of training relies heavily on tradition. Corporate traditions of successful enterprise is mirrored in the methods and traditions of the University, which prepares the basic engineering personnel for the enterprise.

Текст научной работы на тему «Особенности и традиции развития корпоративных тенденций высшего профессионального образования»



Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

среде (первокурсники) или производственной обстановке (третьекурсники). Они увереннее в своем выборе и собираются связать свою будущую деятельность с получаемой в вузе профессией. Профессионализация вузовской подготовки, эффективное руководство учебной, научной и профессиональной деятельностью студентов, создание творческого климата в вузе будет способствовать возникновению положительного отношения к профессии, закреплению профессиональной мотивации, позитивно воздействовать на

эмоциональную сферу личности студентов с позиции профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособ. - Мн.: Тесей, 2003.

2. Katayama A.D. Bi-Modal Instructional Practices in Educational Psychology: Mentoring and Traditional Instruction // Journal of Instructional Psychology. - 2001, September.

pedagogical conditions for forming of professional orientation of students

I.V. Demchenko

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Historical, Philosophical and Socio-Economic Sciences of the Norilsk Industrial Institute

One of the main tasks of university education is formation ofprofessional orientation of students, which determines the quality of their training activities, formation of professionally important features of personality, development of professional competencies. The article is devoted to analysis of the main pedagogical conditions for effective establishment ofprofessional orientation of students in education by university.

Key words: professional orientation, professional, practical activities, professional values, motivation, professional self-education.

особенности и традиции развития корпоративных тенденций высшего профессионального образования

Г.А. Лушникова

кандидат педагогических наук доцент кафедры физико-математических дисциплин Норильского индустриального института Тел.: 8-913-166-48-09

Основной причиной организации 50 лет назад самого северного в России вуза была и остается необходимость подготовки высококвалифицированных инженеров для наукоемкого, технологически развитого, градообразующего предприятия НГМК «Норильский никель». Формирование у студентов убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами и видами подготовки в значительной мере опирается на традиции. Корпоративные традиции успешного предприятия как в зеркале отражаются в методах и традициях вуза, который готовит для него основные инженерные кадры.

Ключевые слова: традиции, направленность интересов, личностный рост, активизация познавательной деятельности, корпоративные тенденции, профессиональная пригодность.

Образование обусловлено вполне конкретными местными, национальными особенностями, традициями и возможностями. Корпоративные традиции технического вуза, способного подготовить квалифицированных инженеров для наукоемкого, технологически передового, градообразующего предприятия НГМК «Норильский никель», определяются его основным предназначением. Однако определенная направленность вуза отнюдь не влечет за собой узость интересов.

Воспитание интереса и любви к избранной профессии в высшей школе достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в своей профессиональной области, о закономерностях ее развития. Формирование у студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами и видами подготовки в значительной мере опирается на традиции и возможности каждого вуза.

Важным стимулом познавательной активности и самостоятельности студентов является направленность интересов, их развитие и обоснование. Этому как нельзя лучше способствует применение полученных в вузовских аудиториях знаний на практике, что по традиции осуществляется в нашем институте все годы его существования. Осваивая современное производство, студенты убеждаются в необходимости академических знаний, в возможности на их основе сделать карьеру, осуществить свой личностный рост и состояться в жизни. Необходимо и возможно привитие и развитие образовательной культуры в условиях регионального вуза, тем более что в специалистах, воспитанных и обученных в этом вузе, нуждается основное градообразующее предприятие. Основной причиной и толчком к активизации познавательной деятельности служит интерес. Любая работа, пусть даже самая сложная, если выполняется с интересом, будет успешной, принесет радость и достойные плоды.

Высшая техническая школа требует определенного уровня математической культуры и подготовки. В необходимости и важности изучения математики, убеждены все участники педагогического процесса: и преподаватели специальных технических предметов, и студенты. Однако последние несколько лет отмечается неравномерная школьная подготовка абитуриентов технического вуза по элементарной математике.

Познавательная активность не есть врожденная черта личности, она формируется в

процессе деятельности и тесным образом связана с наличием устойчивых познавательных интересов. Помогать абитуриентам в освоении предметов технической школы необходимо в доступной и интересной форме.

Исследуя проблему адаптации абитуриентов к программе и стандартам вузовского образования в течение многих лет, учитывая местные особенности обучения, автор статьи предлагает первокурсникам новый игровой подход к повторению элементарной математики. Если нет основы, то нет смысла изучать высшую математику и курс технического вуза. Создать легкий, игровой настрой для восприятия сложного учебного материала, использовать частушки, простые примеры и от простых переходить к сложным, на печальную картину элементарного образования смотреть с юмором и верить в возможность все исправить.

Очень важно, чтобы мотивы учения сочетались с активным интересом к тому, что изучается, имели в основе познавательную потребность и чувство ответственности за приобретение знаний, умений, навыков специалиста. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы - восприятие, память, мышление, направляя их по определенному руслу. Интерес активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, работает легче и продуктивнее. Непосредственный интерес - когда студент интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; опосредованный - когда он направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например, на преимущества, которые может дать образовательный ценз, возможности престижного трудоустройства, карьерного роста. Связь математического курса со специальными дисциплинами способствует мотивации практической выгоды делового плана: «Образование дает возможность получать хорошую зарплату и найти свое место в жизни». Абстрактное мышление необходимо в математическом курсе, однако для организации эффективной самостоятельной работы студентов технического вуза важна и возможность применения изученного материала в профессиональной сфере, что вызывает интерес студентов, дает возможность активизировать познавательную деятельность по предмету и позволяет реализовать скрытый потенциал личности.

Особенности учебного процесса в высшей технической школе, непосредственно

По1

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12 ™"—_

связанной с развитием современного производства, предполагают соблюдение следующих принципов обучения:

- ориентированности на развитие личности будущего специалиста;

- соответствии содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки, техники, производства, технологий;

- оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса;

- соответствия подготовленных специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.

Особую роль в стимулировании, организации и направлении учебной деятельности играют традиции и семейные ценности. Воспитание в семье - самое действенное и эффективное. Если родители заняты и успешны на передовом во всех смыслах предприятии, то они своим жизненным примером, возможностями и авторитетом помогают детям понять основные ценности образования. Советы и опыт семьи - важнейшая опора воспитания и обучения в нашем вузе. Интерес и мотивы для учебного процесса являются основой, на которой возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт студентов.

Корпоративные традиции, успешная коллективная деятельность не только не мешают, но и способствуют развитию личности, возможности проявить свои особенно ценные качества. Индивидуальность воспитывается в процессе согласования интересов и принятия совместных профессионально грамотных решений. Использование групповых форм обучения соответствует возрастным особенностям молодых людей студенческого возраста, направленности их интересов, постепенному развитию специалистов-организаторов, способных решать профессиональные проблемы.

Автор предлагает читателям образовательную технологию - технику (метод) корпоративного развития. Примером может служить игровой коллоквиум. Группы ГИ-10 (горные инженеры) и МД-10 (маркшейдеры) сдают коллоквиум по теме «Дифференциальные уравнения первого порядка и ЛОДУ» в форме театрального капустника под девизом: «Главное не участие, а победа!». Принимает коллоквиум жюри - преподаватели кафедры высшей математики, зрители - студенты первого курса.

От способности обучающихся преодолевать трудности зависит их психологическое отношение к обучению. Понятно, что возникновение непреодолимых трудностей разочаровывает, переутомляет, вызывает резкие отрицательные эмоции. Техника игрового занятия помогает начинающему студенту способ успешно преодолеть возникшие трудности адаптации в высшей школе. Моделируя методику, автор создает определенную атмосферу процесса обучения, дух взаимопонимания, взаимоуважения педагога и студентов, исключает микроклимат взаимного раздражения и назревающего конфликта. При этом учитываются возрастные, умственные, познавательные возможности конкретного контингента обучающихся. Причем, учитываются терпеливо и благожелательно, с «оптимистической гипотезой», в духе корпоративных традиций

Традиционные международные связи НИИ, обусловленные необходимостью общения с зарубежными партнерами НГМК, обменом передовыми технологиями не только в производстве, но и в обучении, способствуют развитию личности студента, повышению его самооценки. Грамотные инженеры, способные управлять и организовывать работу металлургического гиганта, в силу специфики современного производства включаются в научные исследования, продолжают учебу, овладевают новыми необходимыми для развития личности и общества знаниями.

Обучить человека против его воли невозможно, этого не стоит и пробовать. Традиции самого северного вуза позволяют организовать групповое взаимодействие студентов в самостоятельной работе, чтобы обеспечить познавательный интерес и соответствие подготовленных специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечить их конкурентоспособность.

Корпоративные традиции успешного предприятия как в зеркале отражаются в методах и традициях вуза, который готовит для него основные инженерные кадры. Тра-диционна органичная связь выпускников и студентов, начиная со второго курса, постигающих основы технологии не только в аудиториях, но и на практике, в реальных условиях производства. Полученные теоретические знания применяются и дополняются конкретными инженерными решениями. Партнеры по учебной деятельности быстрее, чем в индивидуальной самостоятельной работе, осваивают учебную информацию, поскольку от правильного решения учебных задач зави-

Т02[

сит общий результат. Поэтому уменьшается число ошибочных представлений, мнимых ценностей, и на первый план выходит мотивация активного восприятия необходимых в будущей профессии знаний.

Самообразование - это путь к успешности современного выпускника вуза. От степени развития способностей самостоятельно понимать, усваивать и использовать продукты современной культуры, технических, технологических, индустриальных достижений зависит социальное, экономическое и психофизическое состояние человека в современном обществе.

Условия самостоятельной работы над изучаемым материалом выводят группу на коллективное освоение новых знаний, умений и навыков. В группе возможно удовлетворение интереса к научной информации не только при помощи источников, но и путем размышлений вслух, иногда при активной поддержке окружающих.

Важнейшим свойством интереса в учебном процессе является то, что на его основе происходит мобилизация внимания, стремлений, чувственного и мысленного восприятия и активизация деятельности. В групповом взаимодействии возрастает познавательная активность в связи с тем, что интересное для себя студенты справедливо считают интересным для окружающих и проявляют инициативу в сообщении товарищам добытой информации. При высокой активности человек получает реальное представление о науке, поскольку усваивает информацию осмысленнее, глубже.

Развитие образования в современной России как процесс изменения его целей и задач, содержания, организационных форм и методов предполагает определение характеристик социального фона, на основе которого и осуществляется это развитие. Анализ и описание социального фона имеет ряд оснований: негативные явления в мире студенчества; позитивные явления в среде обучающихся; нормативная правовая база, регламентирующая процессы, протекающие в образовательных системах различного уровня; тенденции, свойственные современному фону образования и определяющие основные направления его развития на путях позитивных и негативных изменений.

Основные тенденции изменения современного социального фона образования могут быть отражены совокупностью следующих положений: в социальной структуре общества происходит смена приоритетов его развития; классовая дифференциация

дополняется дифференциацией профессиональной; обостряются противоречия между профессионализмом и некомпетентностью, что актуализирует компетентностный подход в образовании.

Особенности реформирования школьного образования отражаются на степени готовности студентов первого курса к обучению в высшей технической школе, ведутся споры о пользе и вреде тестирования. Прагматический подход автора статьи к этому вопросу, можно выразить в следующем:

1) тесты охватывают содержание всей школьной программы;

2) тесты снимают шаблонность с методов решения и особенно со способов записи ответов. В качестве примеров можно привести использование теоремы Виета, жонглирование корнями тригонометрических уравнений, возможности использования решений неравенств;

3) тесты воспитывают внимание, так как необходимо дать точный ответ на поставленный вопрос;

4) в пользу тестов говорит то, что абитуриенту не надо отвлекаться на оформление ответа;

5) для создания конкурса в вузах чаще всего билет вступительного экзамена включал олимпиадную или очень длинную в решении геометрическую задачу, т. е. проде-лывался некоторый фокус, который не давал ничего, кроме «срезания» отличных оценок. Тесты позволяют этого избежать.

Готовясь к тестированию, абитуриенты действительно повторяют многие разделы элементарной математики - основные методы и правила решения, имеют возможность самостоятельно готовиться (есть ответы). Полученные при подготовке к тестированию навыки пригодятся в дальнейшей учебе.

Компетентность и профессионализм не просто слова, это насущная необходимость современного производства. Профессиональная дифференциация и интегративный подход в техническом образовании невозможны без сохранения традиций, преемственности, развития, независимо от социального фона. Особенности корпоративных традиций НИИ заложены в основу его создания, способствуют успешности его выпускников и необходимы для сохранения и укрепления престижа вуза на территории НПР.

Основы профессионализма в виде компетентности будущего специалиста, его приоритетной востребованности на рынке труда закладываются в вузе. Оценка качества высшего профессионального образования - в подго-

га

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

товке квалифицированного конкурентоспособного специалиста, владеющего профессией, готового к продуктивной деятельности, профессиональной мобильности, профессиональному росту.

Мы исследуем, обобщаем, ищем новые методы и технологии, чтобы создать определенные условия и использовать систему средств, реализация которых обеспечит повышение уровня интереса, эффективное овладение знаниями и способами познавательной деятельности за оптимальное время.

Традиции - ценнейшее приобретение образования. Бережное отношение к традициям всегда отличало самые успешные проекты и начинания. Высшая техническая школа - кузница кадров. Будущие инженеры - руководители современного наукоемкого производства. По определению они - лидеры, в идеале это лидерство основано на глубоких знаниях, умении видеть проблемы и оперативно решать их. Таким образом и происходит формирование корпоративной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980.

2. Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. - М.: МНЦМО, 2000.

3. Никитин А.А. Новые подходы во взаимодействии средней и высшей школы в математическом образовании М.: МЦНМО, 2000.

4. Преподавание математики за рубежом: Сб. ст. - М.: МЦНМО, 2000.

5. Пучков Н.П., Денисова А.Л., Щербакова А.В. Математика в экономике. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000.

6. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда: Пособ. для начинающего преподавателя технического вуза. - М.: Высшая школа 1990.

7. Langrall C. W., Thornton C.A., Jones G.A., Malone J.A. Enhanced Pedagogical Knowledge and Reflective Analysis in Elementary Teacher Education // The Journal of Teacher Education. - 1996.

8. Ruthven K. Pedagogical knowledge and training of mathematics teachers // Mathematics Education Review. - 1993.

9. Schoenfeld A.H. On mathematics as sense-making: An informal attack on the unfortunate divorce of formal and informal mathematics // Informal Reasoning and Education. -1991. - Р. 311-343.

features and traditions of corporate trends development of higher professional education

G.A. Lushnikova

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Physical and Mathematical Sciences of the Norilsk Industrial Institute

The main reason for organization of the most northern university in Russia 50 years ago was necessity to prepare highly qualified engineers for science-intensive, technologically advanced, city-forming enterprise «Norilsk Nickel». To develop students' beliefs in their professional suitability, as well as a clear understanding of necessity of mastering all courses and types of training relies heavily on tradition. Corporate traditions of successful enterprise is mirrored in the methods and traditions of the University, which prepares the basic engineering personnel for the enterprise.

Key words: tradition, orientation of interests, personal growth, activation of cognitive activity, corporate trends, professional suitability.

104 J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.