Научная статья на тему 'Опыт и перспективы подготовки инновационных кадров для экономики региона'

Опыт и перспективы подготовки инновационных кадров для экономики региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ / ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВУЗА / НАУЧНАЯ СИСТЕМА МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF IN THE INNOVATIVE ECONOMY / THE RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / RESTRUCTURING OF SCIENCE AND PRODUCTION / SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATIONS IN THE COUNTRY / FORMATION OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / DEVELOPMENT OF OBJECTIVES OF THE UNIVERSITY / SCIENTIFIC SYSTEM OF MARKETING OF EDUCATIONAL ACTIVITY / THE MARKET OF INTELLECTUAL LABOR / RETRAINING AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забусов В. В., Маркеев М. А., Жигулина М. А.

Реформы в российской системе высшего профессионального образования, общественноэкономические преобразования в стране, структурная перестройка науки и производства, формирование рынка образовательных услуг определили новые задачи развития вуза. И первоочередной задачей, по мнению авторов статьи, является создание научной системы маркетинга образовательной деятельности, включающего в себя текущую и перспективную оценку рынка интеллектуального труда для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием, а также потребности личности в получении высшего образования и дополнительных образовательных услуг, определения направлений переподготовки и повышения квалификации. Это позволит совершенствовать структуру и, самое главное, содержание образовательных программ и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров с учетом требований опережающего развития инновационной экономики и научнообразовательного потенциала вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забусов В. В., Маркеев М. А., Жигулина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF INNOVATIVE HUMAN RESOuRCES TRAINING FOR THE ECONOMY OF THE REGION

Reforms of the Russian system of higher professional education, socio-economic transformations in the country, restructuring of science and production, formation of the market of educational services identified new objectives for the development of the University. And the priority task, according to the authors, is formation of a scientific system of marketing of educational activity, which includes the current and prospective assessment of the intellectual labor market for short-term and long-term forecasting of needs in experts with higher professional education, as well as the needs of a person in receipt of higher education and additional educational services, definition of directions of retraining and improvement of professional skills. This will improve the structure and, most importantly, the content of curricula and programs of training scientific and scientific-pedagogical staff with requirements of accelerated development of innovation economy, scientific and educational potential of the University.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы подготовки инновационных кадров для экономики региона»



опыт и перспективы подготовки инновационных кадров для экономики региона

В.В. Забусов

кандидат технических наук, профессор, ректор Норильского индустриального института, академик-секретарь ЗРО Международной академии наук педагогического образования Тел.: (3919) 42-16-32

М.А. Маркеев

кандидат технических наук, доцент Норильского индустриального института Тел.: (3919) 47-39-03

М.А. Жигулина

кандидат технических наук, доцент Норильского индустриального института Тел.: (3919) 47-39-17; е-mail: EUP@norvuz.ru

Реформы в российской системе высшего профессионального образования, общественно-экономические преобразования в стране, структурная перестройка науки и производства, формирование рынка образовательных услуг определили новые задачи развития вуза. И первоочередной задачей, по мнению авторов статьи, является создание научной системы маркетинга образовательной деятельности, включающего в себя текущую и перспективную оценку рынка интеллектуального труда для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием, а также потребности личности в получении высшего образования и дополнительных образовательных услуг, определения направлений переподготовки и повышения квалификации. Это позволит совершенствовать структуру и, самое главное, содержание образовательных программ и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров с учетом требований опережающего развития инновационной экономики и научно-образовательного потенциала вуза.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, инновационная экономика, российская система высшего профессионального образования, структурная перестройка науки и производства, общественно-экономические преобразования в стране, формирование рынка образовательных услуг, задачи развития вуза, научная система маркетинга образовательной деятельности, рынок интеллектуального труда, переподготовка и повышение квалификации, научно-образовательный потенциал вуза.

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии... необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям инновационной экономики.

В.В. Путин. 2008 г.

Концепция долгосрочного социально- онный путь развития, который должен обеспе-экономического развития Российской Федера- чить национальную конкурентоспособность ции до 2020 г., принятая Правительством РФ и безопасность, повышение благосостояния в 2008 г, документально закрепила решение о населения страны. Инновационный тип эко-переходе российской экономики на инноваци- номического развития, согласно целевым

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

ориентирам Концепции, предполагает качественные и структурные преобразования традиционных сфер экономики, использование творческого потенциала человека как ведущего фактора экономического роста, формирование экономики знаний и высоких технологий как ведущего сектора национальной экономики. Очевидно, что необходимым условием успеха реализации Концепции становится обеспечение инновационной экономики кадровыми ресурсами, отвечающими новым требованиям, специалистами, ориентированными на потребности новой технологической базы экономики, формируемой очередной инновационной волной. Таким образом, одним из целевых ориентиров становится развитие образования.

В Норильском индустриальном институте (НИИ) на момент принятия Концепции коллектив исследователей по заданию руководства вуза провел тщательный анализ и оценку исходной ситуации развития и совершенствования системы профессионального образования в Норильском промышленном районе с учетом всех региональных особенностей. Исследования образовательной среды региона, его социально-демографических процессов и производства выявили главные ограничения развития:

- значительное несовпадение потребностей норильского рынка труда и объемов подготовки по отдельным специальностям и профессиям;

- кадровая нестабильность, устойчивый миграционный отток молодежи и населения в трудоспособном возрасте вследствие неблагоприятной экологической обстановки и низкого качества жизни в регионе;

- ограниченная численностью и слабая подготовка абитуриентов, что с учетом роста числа образовательных учреждений ВПО усиливает конкуренцию в этой сфере;

- частичная замкнутость и отдаленность территории от промышленных и образовательных центров;

- диспропорции уровней технического и технологического развития предприятий промрайона.

В подобной ситуации для дальнейшего осуществления образовательной деятельности возникла необходимость в разработке стратегии развития и укреплении конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, сложившемся на данной территории. Главной задачей на данном этапе оставалось обеспечение подготовки кадров высшей квалификации, отвечающих требованиям со-

временного рынка труда, способных успешно работать как в национальных, так и в международных компаниях. При этом основной стратегической целью выдвигалось формирование новых конкурентных преимуществ за счет инновационных аспектов деятельности вуза по следующим направлениям:

- разработка и реализация интегрированных инновационных программ подготовки и переподготовки кадров для образовательной, научной и производственной деятельности (преподавателей, аспирантов, молодых ученых, студентов, специалистов);

- использование интеллектуального, научно-технического и производственного потенциала для формирования инновационной образовательной инфраструктуры, координирующим и генерирующим ядром которой становится Норильский индустриальный институт как эффективно действующий на протяжении многих лет центр образования, науки и культуры в регионе;

- качественные изменения организации, обеспечения и осуществления образовательного процесса как за счет совершенствования производственной и организационной структуры вуза, финансового обеспечения, создания и поддержания комфортной среды обучения и труда, так и, в первую очередь, за счет обновления содержания высшего технического образования.

На момент выбора стратегии Норильский индустриальный институт уже обладал достаточными кадровыми, организационными, материально-техническими и финансовыми ресурсами. Традиционными для нашего вуза были и остаются интеграция с производством и сотрудничество с учреждениями среднего образования. Обусловлено это территориальной спецификой, особенностями размещения отраслевого производства и его ориентацией на внешний рынок. Острая потребность производственной сферы региона в квалифицированных специалистах обеспечивает заинтересованность хозяйствующих и управляющих структур в развитии образовательной среды с участием Норильского индустриального института. Это создавало и создает все возможности для осуществления стратегии развития в выбранном направлении. Таким образом, Программа стартовала с высоким потенциалом для успешной реализации и достижения поставленных целей.

Институт имеет устойчивый региональный, отраслевой и государственный заказ на подготовку специалистов. Для удовлетворе-

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12 ™"—_

ния потребности в специалистах Норильским индустриальным институтом осуществляется подготовка по 18 специальностям высшего профессионального образования, по 10 специальностям среднего профессионального образования, 7 специальностям послевузовского образования, а также по программам дополнительного профессионального образования. Для удовлетворения спроса на образовательные услуги выпускников школ реализуется учебный процесс, основанный на принципах межвузовской подготовки с вузами Российской Федерации, а также осуществляется совместная образовательная программа подготовки студентов «Двойной диплом» между ГОУ ВПО «НИИ» и Central Ostrobothina University of Applied Scienses Kokkola Finland (Финляндия).

Развитие программ дополнительного образования и повышения квалификации специалистов координирует Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки НИИ. Разработка программ ориентирована на требования и запросы заказчиков, в лице которых выступают предприятия и организации Норильского промышленного района, а также физические лица. Основным заказчиком выступает Заполярный филиал ОАО «Горно-металлургическая компания "Норильский никель"».

С целью повышения качества и развития непрерывного образования создан и эффективно функционирует «Координационный Совет по взаимодействию ЗФ ОАО «ГМК "Норильский никель"», Администрации МО г. Норильск и ГОУ ВПО «НИИ» в области совершенствования системы подготовки выпускников вуза». Ежегодно Координационным Советом разрабатывается комплекс мероприятий по основным направлениям совместной деятельности подготовки дипломированных специалистов с учетом технических, технологических и социально-экономических условий. Среди основных направлений следующие:

- формирование структуры подготовки специалистов и развитие вариативности образовательных программ;

- взаимодействие в рамках корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров;

- профориентационная работа с учащимися и выпускниками школ и профессиональных училищ МО г. Норильска и организация работы профильных классов в школах региона на основе интегрированного обучения «школа-вуз»;

- поддержка и развитие творческого потенциала школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых;

- обеспечение качества подготовки специалистов на основе интеграции процессов обучения, производственной практики и научно-исследовательской деятельности;

- привлечение главных и ведущих специалистов, руководителей ЗФ ОАО «ГМГ "Норильский никель"» к учебному процессу и руководству курсовым, дипломным проектированием, к научному руководству исследованиями соискателей и аспирантов;

- развитие материально-технической базы Норильского индустриального института.

Подготовка специалистов для инновационной экономики предполагает обязательное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и достижений науки и техники, использование современных средств обучения и лабораторной базы, что не только позволяет давать обучающимся новые знания, но и стимулирует познавательную активность, формирует системное мышление, развивает аналитические и исследовательские способности, т. е. формирует необходимые компетенции для инновационной деятельности.

Институт за последние годы значительно обновил свою учебно-лабораторную базу, оснастив ее современным оборудованием для подготовки специалистов в области автоматизации производственных процессов, информационных технологий, обогащения полезных ископаемых, машиностроения.

В состав учебно-лабораторной базы входят лекционные аудитории, компьютерные классы, лаборатории, специализированные аудитории для проведения практических и семинарских занятий, например, такие как:

- лаборатория виртуального моделирования (рабочие станции, объединенные в распределенную сеть под управлением выделенного сервера);

- лаборатория проектирования информационных систем - класс терминальных станций Sun Ray 1g с доступом к специализированному программному обеспечению;

- лаборатория терминальных ресурсов -класс терминальных станций Sun Ray 107;

- интернет-лаборатория с выделенным интернет-каналом;

- компьютеризированные лекционные видеоклассы;

- парк серверного оборудования;

- рабочие станции для преподавателей (подключены к распределенной сети).

Кроме того, институт имеет особо ценное оборудование учебно-научного назначе-

«j

ния, в частности, современные программно-технические комплексы управления производством. Специалисты Группы Компаний «Норильский никель» ежегодно проходят повышение квалификации в лабораториях кафедры электропривода и автоматизации технологических процессов и производств, в состав которых входят лабораторные стенды, операторские станции, панели управления с контроллером Allen-Bradley ML 1500, специализированное учебное оборудование ведущих производителей: SIEMENS, Rockwell Automation, Schneider Electric, Milltronix, Trollex, Allen-Bradley, микропроцессорные системы XXI в. «Цифровой завод». На базе «Учебно-методической лаборатории по интеллектуальным контрольно-измерительным приборам и метрологии» разработаны уникальные проекты автоматических систем, например «Автоматическая система раннего обнаружения подземных пожаров на горных предприятиях», «Автоматическая система управления главным водоотливом на горных предприятиях», «Автоматическая система управления главной вентиляционной установкой на горных предприятиях». Проекты не имеют аналогов, внедряются впервые и требуют подготовки соответствующих специалистов, для которых в НИИ будут организованы курсы повышения квалификации.

Для дальнейшего развития инновационной направленности образовательного процесса в 2010 г. на базе ГОУ ВПО «НИИ» и ЗАО «Промтех» (г Москва) был создан Учебно-сервисный центр, основными задачами которого на сегодняшний день являются:

- разработка, создание и коммерциализация инновационных продуктов;

- создание условий для развития инновационной деятельности в институте;

- подготовка специалистов для инновационной деятельности, способных создавать новые знания, новые продукты и технологии, управлять процессами разработки и внедрения, уметь анализировать и прогнозировать изменения конъюнктуры рынка.

В Учебно-сервисном центре студенты инженерных и экономических специальностей активно вовлечены в научные разработки, изучают новые технологии, решают реальные научно-прикладные задачи в курсовом и дипломном проектировании. Аспирантам и молодым ученым предоставляется возможность и оказывается организационно-методическая поддержка коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.

Учебно-методическая поддержка внедрения инновационных образовательных тех-

нологий в нашем институте осуществляется Методическим советом, который ежегодно организует серии учебно-практических семинаров для преподавателей по новым технологиям, формам, организации и моделированию учебного процесса. При этом стимулы для развития педагогического мастерства заложены не только в новой системе оплаты труда, основанной на рейтинговой оценке, но и в созданной в институте конкурентной среды в рамках ежегодного конкурса «Лучший преподаватель года» и регулярного анкетирования студентов.

Подводя итоги деятельности вуза на рубеже полувекового юбилея, отмечаемого в декабре 2011 г. можно констатировать, что институт добился высоких результатов и достиг поставленных на данный период времени целей. Главным показателем достижения цели по формированию новых конкурентных преимуществ и укреплению конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг является изменение структуры финансирования вуза. Отмечается значительное повышение доли целевых средств, поступающих в рамках благотворительной помощи и спонсорства, увеличение финансирования научных исследований по хоздоговорам, что свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности вуза и о значимости его роли как научно-образовательного и социально-культурного центра региона.

Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Реформы в российской системе высшего профессионального образования, общественно-экономические преобразования в стране, структурная перестройка науки и производства, формирование рынка образовательных услуг определили новые задачи развития вуза. И первоочередной задачей является создание научной системы маркетинга образовательной деятельности, включающего в себя текущую и перспективную оценку рынка интеллектуального труда для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием, а также потребности личности в получении высшего образования и дополнительных образовательных услуг, определения направлений переподготовки и повышения квалификации. Это позволит совершенствовать структуру и, самое главное, содержание образовательных программ и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров с учетом требований опережающего развития инновационной экономики и научно-образовательного потенциала вуза.

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

experience and prospects of innovative human resources training for the economy of the region

V.V. Zubasov

candidate of technical sciences, professor, rector of the Norilsk Industrial Institute, academician-secretary of the International Teacher's Training Academy of Science

M.A. Markeyev

candidate of technical sciences, associate professor of the Norilsk Industrial Institute

M.A. Zhigulina

candidate of technical sciences, associate professor of the Norilsk Industrial Institute

Reforms of the Russian system of higher professional education, socio-economic transformations in the country, restructuring of science and production, formation of the market of educational services identified new objectives for the development of the University. And the priority task, according to the authors, is formation of a scientific system of marketing of educational activity, which includes the current and prospective assessment of the intellectual labor market for short-term and long-term forecasting of needs in experts with higher professional education, as well as the needs of a person in receipt of higher education and additional educational services, definition of directions of retraining and improvement of professional skills. This will improve the structure and, most importantly, the content of curricula and programs of training scientific and scientific-pedagogical staff with requirements of accelerated development of innovation economy, scientific and educational potential of the University.

Key words: scientific-pedagogical staff in the innovative economy, the Russian system of higher professional education, restructuring of science and production, socio-economic transformations in the country, formation of the market of educational services, development of objectives of the University, scientific system of marketing of educational activity, the market of intellectual labor, retraining and improvement ofprofessional skills, scientific-educational potential of the University.

тенденции развития коммуникативно-речевых компетенций в современном мире

Л.П. Котенко

заведующая редакционно-издательским отделом Норильского индустриального института Тел. 8-913-530-06-21, e-mail: klp1973@mail.ru

В статье рассматриваются состояние современного русского языка, тенденции его развития, теоретические основы понятия языка и культуры речи. Особое внимание уделено важности и особенностям развития коммуникативно-речевых компетенций будущих специалистов в современном обществе.

Ключевые слова: коммуникативно-речевые компетенции, русский язык и культура речи, тенденции развития речи в современном мире, речевая культура, литературный язык, состояние современного языка.

развитие, поэтому развитие коммуникативно-речевых компетенций студентов вуза в настоящее время является очень важной и актуальной задачей.

Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека. Без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.