Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов'

Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2594
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL / PRACTICAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL VALUES / MOTIVATION / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко И. В.

Одной из основных задач вузовской подготовки является формирование профессиональной направленности студентов, которая определяет качество их учебной деятельности, формирование профессионально значимых свойств личности, развитие профессиональных компетенций. Статья посвящена анализу основных педагогических условий, способствующих эффективному становлению профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS

One of the main tasks of university education is formation of professional orientation of students, which determines the quality of their training activities, formation of professionally important features of personality, development of professional competencies. The article is devoted to analysis of the main pedagogical conditions for effective establishment of professional orientation of students in education by university.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов»

integration mechanisms of information management systems of educational process in higher educational institution

V.A. Mylnikov

candidate of technical sciences, associate professor, head of the Center of Information Technologies of the Norilsk Industrial Institute.

In article it is considered problems of integration of information control systems by educational process, accounting and personnel activity of high school, taking into account modern requirements to protection ofpersonal data. The modular principle offormation of ERP-system with use of decisions of the various companies is offered. The sequence of commissioning of separate modules of ERP-system is defined.

Key words: management of an educational institution, information control systems, protection ofpersonal data, management of educational process.

педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов

И.В. Демченко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философско-исторических и социально-экономических наук Норильского индустриального института Тел.: 8-913-491-13-13, e-mail: lhjy90@yandex.ru

Одной из основных задач вузовской подготовки является формирование профессиональной направленности студентов, которая определяет качество их учебной деятельности, формирование профессионально значимых свойств личности, развитие профессиональных компетенций. Статья посвящена анализу основных педагогических условий, способствующих эффективному становлению профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессионализация, практическая деятельность, профессиональные ценности, мотивация, профессиональное самовоспитание.

Модернизация отечественного высшего профессионального образования ориентирует процесс вузовской подготовки на ком-петентностную модель выпускника, дискредитируемую в виде компетенций - знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных задач. Детерминирующим этот процесс фактором выступает профессиональная направленность личности студентов, которая в качестве обобщенного индикатора моти-вационной сферы личности характеризует устремленность студента к определенной профессиональной деятельности и побуждает к овладению ею. Она определяет весь ход профессиональной подготовки, придает субъектный смысл получаемым в вузе зна-

ниям и умениям, обусловливает развитие профессионально-личностных качеств.

Структура направленности представлена побуждающим и оценочным компонентами. Побуждающий компонент выражается в профессиональных потребностях, интересах и установках. Оценочный компонент содержит профессиональные ценности, идеалы и отношения. Системообразующим фактором направленности выступают профессиональные мотивы личности.

Однако результаты анкетирования студентов свидетельствуют, что только 18,75% студентов первого курса, 18,8% второкурсников и 19,2% студентов третьего курса отмечают в качестве основных мотивов получения профессии мотивы, связанные с содержани-

¡"Ü]

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

ем труда по избранной специальности. Соответствие профессиональных предпочтений избранной специальности наблюдается у 18,75% студентов-первокурсников, 20% студентов второго курса и 36,2% третьего курса, что также свидетельствует о низком уровне профессиональной направленности.

Большинство студентов (81%) не имеют четких представлений о сущности будущей профессиональной деятельности, ее требованиях к компетенциям специалиста, своих будущих профессиональных обязанностях. Многие студенты (70%) не задумываются над тем, как они могут повлиять на производственный процесс, какова роль их специальности в производственном цикле.

На эффективность формирования профессиональной направленности личности студентов оказывают негативное влияние существующие в практике вузовской подготовки противоречия между требованиями будущей профессиональной деятельности и теоретическим акцентированием обучения; между предоставлением студенту самостоятельности в организации учебной деятельности и отсутствием у него умений самоконтроля, самообучения; между несогласованным комплексом психологических возможностей студента и системой средств, направленной на развитие профессиональной направленности.

Наличие этих противоречий позволяет говорить о недостаточно полном использовании резервов вузовской подготовки в формировании профессионального облика личности молодых специалистов. Их разрешение возможно только при интегрированном соблюдении внешних влияний образовательной среды вуза и внутренних характеристик личности, которые в совокупности определяют условия формирования профессиональной направленности.

Первостепенное значение в системе педагогических условий формирования профессиональной направленности имеет наличие у студентов положительного отношения к избранной профессии и устойчивой потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Данная личностная характеристика предполагает желание посвятить себя избранной профессии, заинтересованность в будущей работе, развитии собственных профессиональных качеств.

Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют формированию таких компонентов

профессиональной направленности, как профессиональные идеалы, стремления, ценности. Положительное отношение к получаемой специальности предполагает и заинтересованность в своем профессиональном росте. В основе интереса лежит эмоциональное отношение к избранной профессии, которое раскрывает студенту значимость специальности в виде положительной оценки и побуждает к овладению ею. В этом контексте интерес к профессии проявляется прежде всего в стремлении развивать собственные профессионально значимые качества личности, овладевать профессиональными знаниями и умениями, контролировать и корректировать свои учебные достижения. Именно на этой основе возникает потребность в развитии компетенций, определяющих эффективное выполнение профессиональных обязанностей. Положительное отношение к избранной профессии пробуждает активность, направленную на овладение ею, и становится мотивом достижения профессионализма. Поэтому успешность формирования профессиональной направленности невозможна без целенаправленной работы по развитию профессиональных мотивов. Совершенствование профессиональной мотивации означает не привнесение в личность готовых мотивов, а создание таких условий, в которых желательные мотивы складывались бы на основе опыта практической деятельности, индивидуальности, внутренних потребностей самого студента.

Сформированная потребность в профессиональной деятельности, наличие положительного отношения к избранной профессии порождает стремление лучше учиться, успешнее овладевать основами профессиональных знаний, серьезнее относится к собственному развитию, что в целом активизирует процесс профессионального становления личности будущего специалиста.

Будущие специалисты должны иметь четкое представление о содержании будущей профессиональной деятельности, знать особенности своего профессионального труда, обязанности, которые им предстоит выполнять, трудности, с которыми они могут встретиться в своей работе. Овладение системой профессиональных знаний состоит не только в их усвоении, но и переживании этих знаний как профессионально необходимых. Это предполагает осознанное отношение к своей будущей деятельности, что оказывает существенное влияние и на формирование личности выпускника вуза. Знание сущности и функций деятельности, ее специфики

и требований, предъявляемых к компетенциям инженера, способствует осознанию собственных свойств и качеств как соответствующих данной профессии. Это связано с наличием достаточно развитой способности к рефлексии. Профессиональная рефлексия предполагает умение сделать объектом анализа собственный и посторонний профессиональный опыт, в результате чего рождается новое видение профессиональных задач. Поэтому процесс обучения в вузе должен быть направлен на актуализацию в сознании студентов получаемых профессиональных знаний, опыта деятельности как обеспечивающих результативность их будущей самостоятельной работы.

В процессе профессиональной подготовки студенты должны убедиться в том, что знания, получаемые ими в вузе, имеют высокую практическую значимость, обеспечивают их дальнейший профессиональный и карьерный рост. Поэтому задача профессиональной подготовки состоит в том, чтобы студенты не только усвоили теоретические знания, но и умели применять эти знания на практике. Для того чтобы быть успешной профессиональная подготовка должна основываться на включении студентов в активную профессионально направленную деятельность. Для развития профессиональной направленности нужна соответствующая профессиональная деятельность и подготовка к этой деятельности. Именно в активной деятельности происходит осмысление и закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях, выработка профессиональных компетенций. Следовательно, учебная деятельность студентов в вузе должна быть максимально приближена к реальной профессиональной деятельности.

Важным условием формирования профессиональной направленности выступает активизация профессионального самообразования и самовоспитания. Целенаправленная самостоятельная работа студентов по самосовершенствованию является непременным условием формирования компетенций будущего специалиста; стремление самого студента стать компетентным профессионалом выступает приоритетным условием развития профессиональной направленности. Развитие профессиональной направленности может осуществляться только в процессе самовоспитания, которое должно быть ориентировано на профессиональное изменение личности студента. Профессиональное самовоспитание представляет собой сознательную и систе-

матическую работу с тем, чтобы обеспечить освоение профессиональных знаний, навыков, умений, выработать установку на активное профессиональное самосовершенствование, развитие личностных качеств, отвечающих требованиям будущей деятельности и личному идеалу профессионала.

Профессиональные идеалы, интересы, понимание роли профессионально-личност-ных качеств в успешности деятельности превращаются в мотивы профессионального самовоспитания. «Путем приобщения себя к тем видам деятельности, в ходе которых вырабатываются желательные качества, а также путем внутреннего противодействия интересам, желаниям, потребностям, которые являются неприемлемыми в будущей работе, студент, испытывая чувство ответственности, может сам формировать в себе профессиональную ориентацию» [1, с. 239]. Самовоспитание студентов должно сочетаться с самообразованием. Самообразование как систематическая самостоятельная учебная деятельность студентов ориентировано на усвоение системы профессиональных знаний. Овладевая ею, будущий специалист в то же время формирует себя, свою профессиональную направленность. Таким образом, самообразование способствует решению задач профессионального самовоспитания. При этом важную роль играет самооценка своих профессиональных знаний. Критическое отношение к своим знаниям, понимание их недостатка побуждает пополнять знания, расширять профессиональный кругозор.

Стремление к самостоятельной работе над собой должно стать потребностью каждого студента, которая появляется только тогда, когда будущий специалист сознательно относится к выбранной профессии. Сознательное отношение проявляется в умении оценивать себя, свои знания и способности с позиции требований профессиональной деятельности. Систематичность и целесообразность самосовершенствования зависят от осознания студентами необходимости профессионального самовоспитания, владения его методикой, включенности в практическую деятельность, порождающую потребность в самовоспитании и самообразовании. Поэтому организация работы по самосовершенствованию студентов требует определенного руководства со стороны преподавателей. Особую значимость педагогическое руководство приобретает на этапе постановки задач и ознакомлении студентов с формами и методами такой работы.

м

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12 ™"—_

Ключевым фактором успешного формирования профессиональной направленности студентов выступает реализация образовательных программ вузовской подготовки в условиях, существенно интенсифицирующих этот процесс. В этом отношении доминирующее воздействие на формирование профессиональной направленности выпускников вуза оказывает профессионализация подготовки студентов.

Современное производство предъявляет все более высокие требования к уровню компетентности будущих инженеров. Процесс становления компетентности будущего специалиста подразумевает профессионализацию всех образовательных воздействий на студентов. Профессионализация подготовки обеспечивает получение студентами практического опыта, возможность самостоятельных действий, поиск индивидуального стиля деятельности.

К основным направлениям профессионализации вузовского обучения можно отнести учет специфики факультета при организации и проведении учебной работы со студентами по всем дисциплинам, широкое использование активных форм обучения, побуждение студентов к активной самостоятельной работе, моделирование и решение профессиональных ситуаций (Е.Н. Дмитриева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова, Л.М. Митина, З.А. Решетова и др.). Эти направления способствуют совершенствованию мотивационной и эмоциональной сфер личности студентов, развитию профессиональных компетенций.

Профессиональная направленность вузовской подготовки развивает интеллектуальные, духовные и профессиональные качества личности студентов, углубляет и расширяет профессиональные знания, придает им личностный смысл, дает опыт практической деятельности. Высокие результаты в подготовке студентов к будущей работе достигаются тогда, когда эта подготовка носит профессионально ориентированный характер.

Необходимым условием формирования профессиональной направленности является включение студентов в реальную практическую деятельность по будущей специальности. В этом отношении основой формирования выпускника вуза с активной профессиональной позицией является модернизация вузовского обучения на базе образовательных технологий, имитирующих реальную профессиональную деятельность, условия и средства ее реализации.

Новые образовательные стандарты предполагают глубокую ориентированность вузовского обучения на практическую подготовку студента, отработку профессиональных умений и навыков, формирование важнейших компетенций будущей деятельности. Современные технологии обучения позволяют активизировать личностные мотивы самоутверждения, лидерства, успешности, превращая учебный процесс вуза в мощный стимул профессиональной самоактуализации. Однако любая профессиональная сфера имеет более или менее обширную область неопределенности, связанную с возникновением нестандартных ситуаций. Тренинги, моделирование и другие практико-ориентированные образовательные технологии не всегда способны предусмотреть все многообразие вероятных кризисных ситуаций. Только серьезная и основательная теоретическая составляющая профессиональной подготовки может стать основой грамотной и эффективной стратегии поведения в таких условиях.

Вовлечение студентов в деятельность, максимально приближенную к профессиональной, развивает у будущих специалистов нестандартный подход к профессионально значимому материалу, чувство делового и профессионально-личностного отношения к будущей работе. Студенты учатся применять теоретические знания на практике, приобретают навыки исполнения деловых ролей, сотрудничества, принятия коллективных решений.

Реализация этого условия предполагает создание на занятиях такой обстановки, в которой студенты стояли бы перед необходимостью решения реальных профессиональных задач, активизировали бы полученные ранее теоретические знания, переносили их в новые обстоятельства.

Для реализации этого условия особое значение имеет производственная практика. В процессе прохождения практики студент включается в реальный производственный процесс, сталкивается с конкретными профессиональными задачами. Практика дает студенту возможность испробовать свои силы, оценить уровень овладения компетенциями, приобрести собственный опыт деятельности в избранной специальности, ознакомиться с опытом работы профессионалов данного профиля. Реальное выполнение профессиональных обязанностей способствует профессионализации психических свойств, развитию профессиональных способностей.

Производственная практика создает установку на профессиональное саморазвитие,

~98~j

устранение недостатков учебной деятельности студентов. Однако позитивное влияние производственная практика оказывает лишь при условии грамотного методического руководства. Руководители практики наряду с систематическими советами и контролем работы студентов должны оставлять и значительное место для их самостоятельности.

Немаловажную роль в укреплении профессиональной направленности студентов играет их участие в научной работе. Обязательным условием подготовки компетентных специалистов выступает участие студентов вузов в студенческих научных обществах, научно-исследовательских работах кафедр, работе конструкторских бюро, выполнение студентами прикладных курсовых и дипломных проектов, прямых заказов производства.

Таким образом, профессионализм преподавателей высшей школы становится ведущим фактором, детерминирующим эффективность высшего профессионального образования. Преподаватель вуза должен быть профессионально компетентен, творчески относиться к своей работе, обладать активной гражданской и профессиональной позицией, обширным научным кругозором, т. е. он должен быть профессионалом в широком смысле этого слова.

Существенное значение в реализации этого условия приобретает наставническая функция преподавателя. Наставник вдохновляет, помогает и показывает студентам трудности профессии. А.Д. Катаяма отмечает, что в общении со студентами «наставник и сам может совершенствовать свое преподавание, занимаясь менторством, сопровождая студента в его профессиональном развитии, т. е. в данном случае процесс приобретает взаимовыгодный, взаимообогащаю-щий характер» [2].

Профессиональное становление будущего специалиста невозможно вне развития профессиональной мотивации, потребностей, интересов, установок. Большую роль в этом процессе играет преподаватель высшей школы не только тем, что он им руководит, создает условия для эффективного становления специалиста, но и тем, что являет собой пример для подражания. Поэтому преподаватель должен быть профессионально и личностно компетентен. Профессиональная компетентность преподавателя подразумевает зрелость его личности, умение общаться, зрелость основных видов его деятельности (обучающей, воспитательной, организаторской, исследовательской и др.). Личностная компетентность преподавателя проявляется в знании других

людей, ориентации на их интересы, сопереживании им и саморефлексии, осознании личной ответственности за становление своих учеников. Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя вуза - это его способность превращать свою специальность в средство развития личности студента.

Интегрирующую функцию в формировании профессиональной направленности выполняет позитивный психологический климат вуза, создающий настрой на продуктивную деятельность и способствующий возникновению заинтересованного отношения студентов, без чего не может проходить становление профессиональных интересов, установок, ценностей. Существующая корреляция между интеллектуальной и эмоциональной сторонами личности требует обеспечения положительных связей и между когнитивным и эмоциональным компонентами вузовской подготовки. Именно единство рационального и эмоционального придает высшему профессиональному образованию личностный смысл и способствует развитию активной профессиональной позиции. Осознание личностного смысла получаемых в вузе знаний, их значимости в профессиональном становлении обеспечивает эмоциональную настроенность студентов на учебно-профессиональную деятельность и, следовательно, способствует формированию у них устойчивой профессиональной направленности.

Педагогические условия формирования профессиональной направленности выпускников вуза тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Эффективность процесса формирования профессиональной направленности студентов определяется действием всей совокупности условий, ориентированных на развитие личности будущего специалиста, его возможностей и компетенций. Они должны обеспечить изменение характера подготовки будущего специалиста с пассивно-репродуктивного на активно-творческий, придать профессиональную направленность всей деятельности студентов, способствовать профессиональному росту будущих специалистов.

Профессиональная направленность студента, проявляясь в его отношении к будущей деятельности, определяет и отношение к учебной работе. Студенты, руководствующиеся в выборе профессии мотивами, связанными с содержанием труда по специальности, лучше владеют теоретическим материалом, способны использовать свои знания для анализа производственных ситуаций, легче адаптируются в новой образовательной

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

среде (первокурсники) или производственной обстановке (третьекурсники). Они увереннее в своем выборе и собираются связать свою будущую деятельность с получаемой в вузе профессией. Профессионализация вузовской подготовки, эффективное руководство учебной, научной и профессиональной деятельностью студентов, создание творческого климата в вузе будет способствовать возникновению положительного отношения к профессии, закреплению профессиональной мотивации, позитивно воздействовать на

эмоциональную сферу личности студентов с позиции профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособ. - Мн.: Тесей, 2003.

2. Katayama A.D. Bi-Modal Instructional Practices in Educational Psychology: Mentoring and Traditional Instruction // Journal of Instructional Psychology. - 2001, September.

pedagogical conditions for forming of professional orientation of students

I.V. Demchenko

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Historical, Philosophical and Socio-Economic Sciences of the Norilsk Industrial Institute

One of the main tasks of university education is formation ofprofessional orientation of students, which determines the quality of their training activities, formation of professionally important features of personality, development of professional competencies. The article is devoted to analysis of the main pedagogical conditions for effective establishment ofprofessional orientation of students in education by university.

Key words: professional orientation, professional, practical activities, professional values, motivation, professional self-education.

особенности и традиции развития корпоративных тенденций высшего профессионального образования

Г.А. Лушникова

кандидат педагогических наук доцент кафедры физико-математических дисциплин Норильского индустриального института Тел.: 8-913-166-48-09

Основной причиной организации 50 лет назад самого северного в России вуза была и остается необходимость подготовки высококвалифицированных инженеров для наукоемкого, технологически развитого, градообразующего предприятия НГМК «Норильский никель». Формирование у студентов убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами и видами подготовки в значительной мере опирается на традиции. Корпоративные традиции успешного предприятия как в зеркале отражаются в методах и традициях вуза, который готовит для него основные инженерные кадры.

Ключевые слова: традиции, направленность интересов, личностный рост, активизация познавательной деятельности, корпоративные тенденции, профессиональная пригодность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.