Научная статья на тему 'Особенности формирования проектной компетентности педагога специальной школы-интерната'

Особенности формирования проектной компетентности педагога специальной школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕТЬ / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / CORRECTIONAL SCHOOL TEACHER / PROJECT ACTIVITIES / PROJECT COMPETENCE / NETWORK / NETWORK COMMUNICATIONS / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухин Алексей Викторович

Автор статьи дает характеристику проектной компетентности педагога и выявляет общие компоненты ее развития в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular features of the development of project competence of a teacher of remedial boarding school

The author gives the characteristic of the teacher's project competence and identifies common components of its development in work with disabled children

Текст научной работы на тему «Особенности формирования проектной компетентности педагога специальной школы-интерната»

А. В. Мухин

(Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Автор статьи дает характеристику проектной компетентности педагога и выявляет общие компоненты ее развития в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

К середине XX века проектирование осознается как отдельный социокультурный феномен (. Н. Бондаревская, И. Ф. Исаев,

Н. Б. Крылова, В. А. Сластенин и др.]. Именно проектная деятельность позволяет добиться позитивных результатов в процессе создания нового качества образования. Опыт реформирования отечественного образования показал, что невозможно модернизировать образование путем решения текущих проблем на ограниченных участках педагогической деятельности, что актуализирует потребность в педагогическом проектировании.

В сфере образования востребованность этого потенциала связана с тем, что постепенное замещение научно-технократической парадигмы на ценностно-смысловое самоопределение педагогов послужило основанием для поиска нового облика образовательных учреждений, который соответствовал бы социальному заказу и потребностям субъектов образовательного процесса. Проектная компетентность является одним из базовых профессиональных качеств педагога при работе с детьми с ослабленным здоровьем, когда требуется постоянное обновление индивидуальных образовательных траекторий воспитанников в условиях ограниченных ресурсов.

Проектирование является средством совершенствования систем образования, педагогических технологий, управления педагогическими ситуациями и др. В качестве критериев владения педагогами и администрацией системы образования проектными технологиями можно выделить следующие: новизна идей, подходов, используемых технологий, ценность и актуальность полученных образовательных результатов, целесообразность их практического применения; долго-срочность педагогических результатов (устойчивость проекта], значимость и важность изменений, которые произойдут в содержании, формах, методах и средствах педагогиче-

ской и управленческой деятельности, комплексность предложенных инноваций в управлении образовательным процессом.

Новые социальные требования к системе российского образования обуславливают и новые профессиональные качества специалистов, управляющих процессом образования. Прежде всего это профессиональные компетенции, позволяющие прогнозировать, проектировать деятельность и осуществлять эффективное управление в постоянно изменяющейся социальной и экономической ситуации; мобильность в условиях возрастающей финансовой самостоятельности и творческой инициативы образовательного учреждения; экономическая и правовая компетентность руководителя.

Обобщая особенности проектной деятельности, как способности к выполнению проектных задач, владение инструментарием и готовность к проектной деятельности, можно заключить, что проектная компетентность определяется уровнем готовности руководителя или педагога к проектной деятельности, его индивидуальными способностями к проектированию и мотивированным стремлением к самообразованию и направлена на развитие культуры мышления, поведения, общения, деятельности. Компонентами развития проектной компетентности являются:

- ценностно-смысловой, который определяет мотивацию педагога или руководителя к проектной деятельности;

- социально-коммуникативный, который обеспечивает возможности социальной коммуникации;

- побудительно-целевой, определяющий цели и мотивы деятельности и отношение к ее содержанию, при этом цели и мотивы пропорционально зависят от интеллектуального и личностного уровня;

- проектно-деятельностный компонент,

который отражает деятельность и результаты проектирования.

Рассмотрим условия формирования проектной компетентности педагогов школы-интерната № 1 имени К. К. Грота [3, 4]. Данное инновационное направление развития школы определялось общим замыслом экспериментальной работы, а именно ориентацией на формирование сетевых профессиональных сообществ учителей. Основные целевые группы - это учителя-предметники, методисты, сетевые преподаватели, работники управления образованием, системы повышения квалификации. В ходе исследования было выявлено, что 78% педагогов школы понимают значение сетевого проектирования и имеют общее представление о нем, 22% - не знакомы с возможностями сетевой коммуникации в педагогическом сообществе и не имеют представления о социальных сетях [4].

Развитие проектной компетентности педагогов включало в себя:

- обмен мнениями по вопросам сетевой организации сотрудничества с представителями специальных (коррекционных] образовательных учреждений РФ;

- обсуждение вопросов и форм сетевого сотрудничества с педагогами и представителями администрации других специальных (коррекционных] образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Владимира, Калининграда, Новочеркасска, Ростова-на-Дону;

- обсуждение перспектив совместной работы по распространению научно-методических работ педагогов школы со специалиста-ми-тифлопедагогами [(лаборатория Института коррекционной педагогики РАО, редакция журналов «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (Москва], «НМЦ-инфо» (Санкт-Петербург]] в форме сетевого взаимодействия образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ];

- создание материально-технической базы для организации сетевого взаимодействия специальных (коррекционных] и массовых общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ;

- разработку и обсуждение проектов Концепции сетевого взаимодействия и Положения об инновационном образовательном ресурсе;

- отработку технологий организации дистанционного консультирования по различным вопросам организации коррекционно

направленного учебно-воспитательного процесса, в том числе и проведения итоговой аттестации педагогов других специальных (коррекционных] образовательных учреждений - партнеров школы;

- проведение видеоконференций «Подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к прохождению итоговой аттестации в формате ЕГЭ» для педагогов специальных (коррекционных] и массовых общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ;

- проведение мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений для детей с ОВЗ.

Работа школы в дистанционном режиме сетевого взаимодействия и организация дистанционной консалтинговой поддержки образовательных учреждений предполагает введение дополнительной ставки - организатора сетевого взаимодействия.

В ходе формирования проектной компетентности педагогов школы-интерната нами была разработана обобщенная модель сетевого проектирования школы-интерната (рис.].

К сетевым проектам школы-интерната имени К. К. Грота относятся: «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в период подготовки их к прохождению итоговой аттестации в формате ЕГЭ», «Развитие координационных способностей младших слепых и слабовидящих школьников как средство подготовки их к выполнению тестовых заданий», «Психологическая поддержка выпускников школ 3 и 4 вида и их родителей при подготовке к сдаче ЕГЭ», «Проведение внутришколь-ного аудита по анатомии и общей биологии в 10-12 классах для подготовки учащихся с нарушениями зрения к выполнению заданий КИМ по биологии», «Тестовые задания в учебном процессе школы для слепых и слабовидящих детей как форма подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ», «Подготовка учеников школы слепых и слабовидящих детей к сдаче ЕГЭ по истории (часть С] и возможные пути их решения», «Дидактическая игра как один из способов развития младших слабовидящих воспитанников».

Формирование проектной компетентности педагогов школы-интерната позволило: повысить качество образования обучающихся на основе распространения инновационного опыта работы отдельных образователь-

<з( N )> 'V—А

Д ^ и ^

<з(4 )о

<|( )> <( )>

Рис. Обобщенная модель сетевой коммуникации школы-интерната.

ных учреждений, что подтверждено результатами ЕГЭ; повысить социальные возможности интеграции обучающихся в окружающем мире на основе расширения пространства их социального и профессионального взаимодействия; повысить степень удовлетворенности родителей качеством работы образовательных учреждений посредством их включенности в диалог по оценке степени комфортности обучения их детей, качества образовательного процесса и направлений инновационного развития образовательных учреждений; повысить степень профессиональной компетентности педагогических коллективов образовательных учреждений для детей с ОВЗ на основе обобщения и распространения инновационного опыта их работы; сделать систему образования Санкт-Петербурга координатором развития инклюзивного образования в Российской Федерации - по распространению в другие образовательные уч-

реждения Санкт-Петербурга и регионы РФ положительного опыта обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (опыт школы-интерната для детей-инвалидов по зрению Санкт-Петербурга), по обобщению положительного опыта работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ - вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья путем выпуска научнометодических сборников, проведения съездов, семинаров и конференций на базе отдельных образовательных учреждений.

Таким образом, организация целенаправленной деятельности педагогов, способствующей решению проблем в рассматриваемой области, становится средством достижения профессионально-педагогической компетентности специалистов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Литература

1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : сб. науч. тр. / под ред. А. Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.

2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

3. Мухин А. В. Сетевые взаимодействия в экспериментальной работе школы-интерната // Человек и образование. - 2009. - № 4. -С. 186-190.

4. Мухин А. В. Инновационное управление современной школой // Подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к прохождению итоговой аттестации в формате ЕГЭ : методические рекомендации для педагогов общеобразовательных и специальных коррекционных школ. - СПб., 2008. - 30 с.

5. Прикот О. Г., Виноградов В. Н. Проектное управление развитием образовательной организации : науч.-методич. пособие для руководителей, методистов и учителей общеобразоват. и специали-зир. учебных учрежд., студентов, аспирантов, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д : Учитель, 2006. - 256 с. (Управление современной школой. Вып. 9.].

--------^---------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.