Научная статья на тему 'Сетевые взаимодействия в экспериментальной работе школы-интерната'

Сетевые взаимодействия в экспериментальной работе школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВО / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / НЕЗРЯЧИЕ ДЕТИ / КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА / NETWORKING / NETWORK COMMUNICATION / SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES / INTEGRATION OF DISABLED PERSONS IN SOCIETY / A CHILD WITH A DISABILITY / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN / BLIND CHILDREN / BLINDNESS COMPENSATION / CORRECTIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухин Алексей Викторович

В статье приведены основные результаты педагогического исследования в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Отработка модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями других регионов РФ», проводимой в школе-интернате им. К. К. Грота

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Networking in experimental activities of a boarding schooll

The article presents the main results of pedagogical research within the framework of "Testing of the model of networking of educational institutions for children with disabilities with special (correctional) educational institutions in other regions of Russia" experimental work held at the K. Grot boarding school

Текст научной работы на тему «Сетевые взаимодействия в экспериментальной работе школы-интерната»

А. В. Мухин

(Санкт-Петербург)

СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ работе школы-интерната

В статье приведены основные результаты педагогического исследования в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Отработка модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями других регионов РФ», проводимой в школе-интернате им. К. К. Грота

В связи с изменениями во всех сферах современного общества - экономике, политике, науке и искусстве, изменяется и взгляд на человека с ограниченными возможностями. Одной из наиболее актуальных проблем, решаемых в деятельности специальных школ, является адаптация слабовидящего и незрячего ребенка в общество посредством межличностного взаимодействия инвалидов и физически здоровых людей. Изучение психологии детей с ограниченными физическими возможностями, преодоление их трудностей, связанных с вхождением в социум, является целью работы школы-интерната №1 имени К. К. Грота на пути интеграции инвалидов и физически здоровых людей.

Наиболее значимым для психологии слепых и слабовидящих явилось положение о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления путем создания и использования путей культурного развития ребенка [1, 2].

Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушения или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может расцениваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов [4, 5].

Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фун-

даментальном свойстве отражательной деятельности человека - активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. Это объясняется тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве.

В процессе организации сетевого пространства взаимодействия учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате №1 имени К. К. Грота со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями других регионов РФ были выявлены следующие противоречия:

- между необходимостью предоставления в соответствии с требованиями современного общества качественного образования ребенку-инвалиду по зрению и устаревшими подходами к организации образовательного пространства;

- между потребностью в организации сетевой коммуникации в педагогической деятельности современной школы и отсутствием реальной практики подобной организации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

- между потребностью в проектном повышении квалификации педагогов специальных (коррекционных) школ и отсутствием сетевых возможностей и традиций в такого рода деятельности.

Системообразующим компонентом разрешения данных противоречий, с нашей точки зрения, является организация сетевого взаимодей-

ствия в образовательном пространстве специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Рассмотрим сетевые взаимодействия как новый формат организации социума. Возможности изучения данного феномена обеспечиваются достижениями постнеклассической науки и динамикой развития информационного общества. Сегодня можно сказать, что принципы и философия сети пронизывают всю систему сверху донизу, порождают диалог и взаимопонимание между всеми членами сети, давая свободу в реализации целей и задач. Они могут быть разными, например:

- относительная независимость и разнообразие программ членов сети;

- открытость, искренность;

- равное участие партнёров в процессе принятия принципиально важных решений;

- каждый член сети может выразить своё мнение до принятия решений;

- равное участие в разработке конкретных идей;

- взаимоуважение, взаимопонимание,

стремление к сотрудничеству.

Анализ литературы показывает, что мировое сообщество в целом и Россия в частности переживают «бесшумные», но весьма радикальные изменения общественного устройства. Суть этих изменений состоит в пусть неравномерном, из-за особенностей жизненных укладов разных народов, но вместе с тем совершенно неуклонном установлении прямых и равноправных связей всех со всеми. Интернет-технологии, сделавшие возможность создания таких связей общедоступной и свободной от пространственно-временных ограничений, становятся вещественной основой нового, «сетевого» общественного уклада.

Следует отметить, что, с одной стороны, общество породило новый феномен - феномен сетевой коммуникации, как следующий этап развития системной организации, а, с другой стороны, информационное общество дает возможность новых методов самоисследования.

Наиболее подробно категории «организация сети» или «сетевая организация» рассмотрена в философии менеджмента. Распространение сетевых организаций и усиление их влияния -магистральная тенденция наших дней. Основной кирпичик последних - формальный институт, у сетевой организации - деятельная личность. Прежние институты базируются на формальной иерархии, штатном расписании, устойчивых ролевых функциях, стереотипизации процедур. Сетевая же организация основывает-

ся на концептуальном единстве, нефиксированном лидерстве, автономии частей, аутсорсинге, максимальном, персональном, разделении рисков, ярко выраженной креативности. В основе -полифония, подчас какофония индивидуальных проектов и групповых коалиций. Их суть и ценность в синергии миссии и личности.

Совершенно очевидно, что сетевая организация взаимодействия резко повышает скорость решения практически любых вопросов. Причем расходы на получение требуемых результатов не растут, а значительно сокращаются. Таким образом, Сеть дает своим участникам решающие преимущества перед теми, кто ведет дела, опираясь на систему опосредованных отношений.

Сеть - это общество суверенных личностей, а не общество граждан. Более того, в Сети для любого действия всегда найдется доселе неизвестная форма его осуществления. Поэтому человеческая деятельность становится неподвластной государству, ведь невозможно же контролировать неведомое. Эти обстоятельства определяют задающую направленность трансформации государства в состояние, отвечающее требованиям сетевого общества [3].

Цель работы современной специальной школы - дать ребенку-инвалиду по зрению качественное образование в соответствии с образовательной программой, подготовить выпускника к успешной интеграции в общество зрячих [1, 2, 6].

В ходе исследования школы - интерната №1 им. К. К. Грота были получены результаты самоанализа педагогов, участвующих в сетевом проектировании. В качестве основного метода был выбран экспертный опрос, который проводился методом личного полуструктурированного интервью, сходного по содержанию с разработанной в этих целях анкетой. Данные интервью обобщались и были представлены в виде описания, а также иллюстрировались конкретными и типичными высказываниями экспертов [4].

По результатам формирующего эксперимента учителям была предложена анкета. Вопросы и форма предполагаемых ответов были аналогичны входной анкете.

Анкета наряду с вопросами включала также ряд проблемных тем для детального обсуждения [5, 10]. Все обсуждаемые темы и вопросы условно делись на ряд смысловых блоков.

Первый блок вопросов был ориентирован на выявление основных факторов и условий, от которых зависит эффективность сетевого взаимодействия, а также на выявление значимости сетевой коммуникации для педагогов.

К необходимым условиям, обеспечивающим сетевое взаимодействие, участники проектной работы отнесли - создание партнерской сети (привлечение потенциальных участников, определение их субъектных позиций и полномочий), равенство участников в сетевой коммуникации, открытость и психологическая готовность участников к сетевому взаимодействию, принятие всеми правил сетевой коммуникации, свобода доступа к информации сети.

К основным факторам и условиям, определяющим успешность сетевого взаимодействия, педагоги школы отнесли: возможность активного взаимодействия и свободного обмена мнениями, опытом (95%), возможность свободного сотрудничества на разных уровнях иерархии (82%), возможность личного вклада в решение проблемы (79%), возможность неформального предъявления и оценки результатов деятельности (69%) [7].

Второй блок вопросов был направлен на определение уровня сформированности умений сетевой коммуникации у педагогов, умение ими создавать сети и поддерживать внутрисетевое общение [10].

В процессе сетевого взаимодействия происходило изменение профессиональных ролей педагогов

Третий блок вопросов и тем для обсуждения касался непосредственно сетевого проектирования и овладение педагогами технологий сетевых проектов. В данном блоке были также вопросы, направленные на выявление степени удовлетворенности педагогов работой в сетевых проектах [4].

Важным критерием оценки изменений с точки зрения сетевого повышения квалификации явилась оценка педагогами педагогического сообщества сетевой сетевой коммуникации.

В ходе исследования нами получены следующие выводы. Социально-психологическая адаптация людей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии. Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная школа или интернат), незрячие и слабовидящие дети не должны быть лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь. Цели и задачи специальных школ не должны сужаться до интенсификации интеллектуального развития и формирования тех знаний и представлений, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в другие учебные заведения. Выпускники средних специальных учебных учреждений закрытого типа не должны испытывать большое количество психологических трудностей и проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей. Понятие интеграции в тифлопсихологии в процессе сетевого взаимодействия предполагает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми.

Сетевое взаимодействие решает проблему ликвидации закрытости и отгороженности специальных учебных заведений от внешнего мира, что расширяет социальный опыт детей-ин-валидов, способствует формированию коммуникативных навыков. Следствием этого являются помощь при ориентировке в пространстве, адекватном отсутствию дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных школ-интернатов, а также осведомленность общества о реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушениями зрения.

Литература

1. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 156 с.

2. Всемирный доклад по образованию 1998 года: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. - Барселона: Юнеско, 1998 .- 176 с.

3. Грачева Т. В. Сеть против иерархии (фрагменты из книги «Мифы патриотов») // Сайт журнала «Москва» [Электронный ресурс]. - 1^: http://www.moskvam.ru/2006/05/gracheva.htm (дата обращения 18.10.2009).

4. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

5. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих : учеб. пособие для педагогов спец. (коррекц.) образоват. учреждений III и IV видов]. - М. : Сов. спорт, 2002. - 133 с.

6. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы / А. П. Тряпицына, О. В. Акулова, Т. Б. Алексеева и др. ; под общ. ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Береста, 2002. - 95 с.

7. Образовательная политика России на современном этапе : справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. - 2002. - №2. - С.2-50.

8. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года : Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. №393.

9. Петров Ю. И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. - М., 1988. - 187 с.

10. Петровский В. Ф. Возможно ли общество знаний в России? (по материалам выступления на форуме «Интеллектуальная Россия» в Дубне 18 февраля 2005 года) // Новая политика : Интернет-журнал [Электронный ресурс]. 1^: http://www.novopol.ru/material1873.html (дата обращения 01.10.2009).

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.