А. В. Мухин
(Санкт-Петербург)
СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ работе школы-интерната
В статье приведены основные результаты педагогического исследования в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Отработка модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями других регионов РФ», проводимой в школе-интернате им. К. К. Грота
В связи с изменениями во всех сферах современного общества - экономике, политике, науке и искусстве, изменяется и взгляд на человека с ограниченными возможностями. Одной из наиболее актуальных проблем, решаемых в деятельности специальных школ, является адаптация слабовидящего и незрячего ребенка в общество посредством межличностного взаимодействия инвалидов и физически здоровых людей. Изучение психологии детей с ограниченными физическими возможностями, преодоление их трудностей, связанных с вхождением в социум, является целью работы школы-интерната №1 имени К. К. Грота на пути интеграции инвалидов и физически здоровых людей.
Наиболее значимым для психологии слепых и слабовидящих явилось положение о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления путем создания и использования путей культурного развития ребенка [1, 2].
Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушения или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может расцениваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов [4, 5].
Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фун-
даментальном свойстве отражательной деятельности человека - активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. Это объясняется тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве.
В процессе организации сетевого пространства взаимодействия учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате №1 имени К. К. Грота со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями других регионов РФ были выявлены следующие противоречия:
- между необходимостью предоставления в соответствии с требованиями современного общества качественного образования ребенку-инвалиду по зрению и устаревшими подходами к организации образовательного пространства;
- между потребностью в организации сетевой коммуникации в педагогической деятельности современной школы и отсутствием реальной практики подобной организации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
- между потребностью в проектном повышении квалификации педагогов специальных (коррекционных) школ и отсутствием сетевых возможностей и традиций в такого рода деятельности.
Системообразующим компонентом разрешения данных противоречий, с нашей точки зрения, является организация сетевого взаимодей-
ствия в образовательном пространстве специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Рассмотрим сетевые взаимодействия как новый формат организации социума. Возможности изучения данного феномена обеспечиваются достижениями постнеклассической науки и динамикой развития информационного общества. Сегодня можно сказать, что принципы и философия сети пронизывают всю систему сверху донизу, порождают диалог и взаимопонимание между всеми членами сети, давая свободу в реализации целей и задач. Они могут быть разными, например:
- относительная независимость и разнообразие программ членов сети;
- открытость, искренность;
- равное участие партнёров в процессе принятия принципиально важных решений;
- каждый член сети может выразить своё мнение до принятия решений;
- равное участие в разработке конкретных идей;
- взаимоуважение, взаимопонимание,
стремление к сотрудничеству.
Анализ литературы показывает, что мировое сообщество в целом и Россия в частности переживают «бесшумные», но весьма радикальные изменения общественного устройства. Суть этих изменений состоит в пусть неравномерном, из-за особенностей жизненных укладов разных народов, но вместе с тем совершенно неуклонном установлении прямых и равноправных связей всех со всеми. Интернет-технологии, сделавшие возможность создания таких связей общедоступной и свободной от пространственно-временных ограничений, становятся вещественной основой нового, «сетевого» общественного уклада.
Следует отметить, что, с одной стороны, общество породило новый феномен - феномен сетевой коммуникации, как следующий этап развития системной организации, а, с другой стороны, информационное общество дает возможность новых методов самоисследования.
Наиболее подробно категории «организация сети» или «сетевая организация» рассмотрена в философии менеджмента. Распространение сетевых организаций и усиление их влияния -магистральная тенденция наших дней. Основной кирпичик последних - формальный институт, у сетевой организации - деятельная личность. Прежние институты базируются на формальной иерархии, штатном расписании, устойчивых ролевых функциях, стереотипизации процедур. Сетевая же организация основывает-
ся на концептуальном единстве, нефиксированном лидерстве, автономии частей, аутсорсинге, максимальном, персональном, разделении рисков, ярко выраженной креативности. В основе -полифония, подчас какофония индивидуальных проектов и групповых коалиций. Их суть и ценность в синергии миссии и личности.
Совершенно очевидно, что сетевая организация взаимодействия резко повышает скорость решения практически любых вопросов. Причем расходы на получение требуемых результатов не растут, а значительно сокращаются. Таким образом, Сеть дает своим участникам решающие преимущества перед теми, кто ведет дела, опираясь на систему опосредованных отношений.
Сеть - это общество суверенных личностей, а не общество граждан. Более того, в Сети для любого действия всегда найдется доселе неизвестная форма его осуществления. Поэтому человеческая деятельность становится неподвластной государству, ведь невозможно же контролировать неведомое. Эти обстоятельства определяют задающую направленность трансформации государства в состояние, отвечающее требованиям сетевого общества [3].
Цель работы современной специальной школы - дать ребенку-инвалиду по зрению качественное образование в соответствии с образовательной программой, подготовить выпускника к успешной интеграции в общество зрячих [1, 2, 6].
В ходе исследования школы - интерната №1 им. К. К. Грота были получены результаты самоанализа педагогов, участвующих в сетевом проектировании. В качестве основного метода был выбран экспертный опрос, который проводился методом личного полуструктурированного интервью, сходного по содержанию с разработанной в этих целях анкетой. Данные интервью обобщались и были представлены в виде описания, а также иллюстрировались конкретными и типичными высказываниями экспертов [4].
По результатам формирующего эксперимента учителям была предложена анкета. Вопросы и форма предполагаемых ответов были аналогичны входной анкете.
Анкета наряду с вопросами включала также ряд проблемных тем для детального обсуждения [5, 10]. Все обсуждаемые темы и вопросы условно делись на ряд смысловых блоков.
Первый блок вопросов был ориентирован на выявление основных факторов и условий, от которых зависит эффективность сетевого взаимодействия, а также на выявление значимости сетевой коммуникации для педагогов.
К необходимым условиям, обеспечивающим сетевое взаимодействие, участники проектной работы отнесли - создание партнерской сети (привлечение потенциальных участников, определение их субъектных позиций и полномочий), равенство участников в сетевой коммуникации, открытость и психологическая готовность участников к сетевому взаимодействию, принятие всеми правил сетевой коммуникации, свобода доступа к информации сети.
К основным факторам и условиям, определяющим успешность сетевого взаимодействия, педагоги школы отнесли: возможность активного взаимодействия и свободного обмена мнениями, опытом (95%), возможность свободного сотрудничества на разных уровнях иерархии (82%), возможность личного вклада в решение проблемы (79%), возможность неформального предъявления и оценки результатов деятельности (69%) [7].
Второй блок вопросов был направлен на определение уровня сформированности умений сетевой коммуникации у педагогов, умение ими создавать сети и поддерживать внутрисетевое общение [10].
В процессе сетевого взаимодействия происходило изменение профессиональных ролей педагогов
Третий блок вопросов и тем для обсуждения касался непосредственно сетевого проектирования и овладение педагогами технологий сетевых проектов. В данном блоке были также вопросы, направленные на выявление степени удовлетворенности педагогов работой в сетевых проектах [4].
Важным критерием оценки изменений с точки зрения сетевого повышения квалификации явилась оценка педагогами педагогического сообщества сетевой сетевой коммуникации.
В ходе исследования нами получены следующие выводы. Социально-психологическая адаптация людей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии. Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная школа или интернат), незрячие и слабовидящие дети не должны быть лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь. Цели и задачи специальных школ не должны сужаться до интенсификации интеллектуального развития и формирования тех знаний и представлений, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в другие учебные заведения. Выпускники средних специальных учебных учреждений закрытого типа не должны испытывать большое количество психологических трудностей и проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей. Понятие интеграции в тифлопсихологии в процессе сетевого взаимодействия предполагает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми.
Сетевое взаимодействие решает проблему ликвидации закрытости и отгороженности специальных учебных заведений от внешнего мира, что расширяет социальный опыт детей-ин-валидов, способствует формированию коммуникативных навыков. Следствием этого являются помощь при ориентировке в пространстве, адекватном отсутствию дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных школ-интернатов, а также осведомленность общества о реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушениями зрения.
Литература
1. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 156 с.
2. Всемирный доклад по образованию 1998 года: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. - Барселона: Юнеско, 1998 .- 176 с.
3. Грачева Т. В. Сеть против иерархии (фрагменты из книги «Мифы патриотов») // Сайт журнала «Москва» [Электронный ресурс]. - 1^: http://www.moskvam.ru/2006/05/gracheva.htm (дата обращения 18.10.2009).
4. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
5. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих : учеб. пособие для педагогов спец. (коррекц.) образоват. учреждений III и IV видов]. - М. : Сов. спорт, 2002. - 133 с.
6. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы / А. П. Тряпицына, О. В. Акулова, Т. Б. Алексеева и др. ; под общ. ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Береста, 2002. - 95 с.
7. Образовательная политика России на современном этапе : справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. - 2002. - №2. - С.2-50.
8. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года : Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. №393.
9. Петров Ю. И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. - М., 1988. - 187 с.
10. Петровский В. Ф. Возможно ли общество знаний в России? (по материалам выступления на форуме «Интеллектуальная Россия» в Дубне 18 февраля 2005 года) // Новая политика : Интернет-журнал [Электронный ресурс]. 1^: http://www.novopol.ru/material1873.html (дата обращения 01.10.2009).
---------^-----------