Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ в ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»'

Социально-педагогическое сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ в ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1021
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ / РАЗНОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полторацкая Н.Л., Репина Г.А., Веселовский К.О.

В статье представлен ряд фактов, отражающих этапы становления локальной инновационно-инклюзивной системы ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», и методические материалы по направлению социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы адресованы руководителям и специалистам структур инклюзивного профессионального образования для педагогических размышлений и обмена опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полторацкая Н.Л., Репина Г.А., Веселовский К.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ в ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

Мастер-класс

Полторацкая Н.Л., Репина Г. А., Веселовский К.О.

Социально-педагогическое сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ в ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»

Аннотация. В статье представлен ряд фактов, отражающих этапы становления локальной инновационно-инклюзивной системы ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», и методические материалы по направлению социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы адресованы руководителям и специалистам структур инклюзивного профессионального образования для педагогических размышлений и обмена опытом.

Ключевые слова:

условия сопровождения лиц с ОВЗ, разнонозологическая группа, социально-педагогическое проектирование.

В стратегически важных для развития отечественного

опыта образовательной инклюзии Федеральном законе от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов», майских Указах Президента Российской Федерации (от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки») ставится задача обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» с 2012 года накапливает опыт профессионального образования лиц с ОВЗ в формате отдельной группы по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Слабослышащие, слабовидящие, имеющие церебральные или сочетанные нарушения обучающиеся стремятся получить квалификацию «художник-мастер, преподаватель».

Динамичная социальная инфраструктура для лиц с ОВЗ в Смоленском педагогическом колледже в настоящее время включает две активно развивающиеся взаимосвязанные подсистемы:

• совокупность постоянно совершенствующихся материально-технических условий в пространстве зданий колледжа и общежития, обеспечивающих доступность и информативность среды профессионального образования;

• созданный при поддержке Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи центр социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ «Оберег». Центр фасилитирует развитие общественных институтов волонтерства, социального и сетевого партнерства, меценатства, аутсорсинга, социокультурных практик, функционально обеспечивающих становление нормального виктимологического типа

поведения и стимулирующих успешную социализацию лиц с ОВЗ посредством реализации социально-бытовой, культурно-досуговой, рекреационной, просветительской и образовательной функций [1].

Стратегия развития центра «Оберег», курирующего несколько разнонозологических групп обучающихся с ОВЗ, выстроена в формате международных принципов образовательной инклюзии в ключе локальных инноваций. Сверхзадача ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» в области образовательной инклюзии — развитие и эффективное функционирование структурных компонентов центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья «Оберег», в совокупности обеспечивающих доступность, информативность и комфортность инклюзивного образовательного пространства.

Заметим, что к настоящему времени в колледже в группах для лиц с ОВЗ обучаются 38 человек. Из них: инвалиды первой группы — 3 человека, инвалиды второй группы — 5 человек, инвалиды третьей группы — 13 человек, ребенок-инвалид — 4 человека, лица с сочетанными ОВЗ, не имеющие группы инвалидности, —13 человек.

По нозологиям: с доминирующими церебральными нарушениями — 13 человек, с доминирующими нарушениями

■ 1 группа инвалидности

□ 2 группа инвалидности

□ 3 группа инвалидности

□ дети-инвалиды

□ лица с ОВЗ без группы инвалидности

Рис. 1. Количество обучающихся по группам инвалидности

■ с доминирующими

церебральными нарушениями

□ с доминирующими нарушениями зрения

□ с доминирующими нарушениями слуха

□ с полисочетанными нарушениями различного генеза

Рис. 2. Количество обучающихся по нозологиям

зрения — 6 человек, с доминирующими нарушениями слуха — 7 человек, с полисочетанными нарушениями различного генеза — 12 человек, включая трех человек с эпилепсией в анамнезе.

Сопровождение лиц с ОВЗ осуществляется:

• тотально штатными специалистами — заместителем директора по инновационно-инклюзивной работе, педагогом-психологом, методистом, аутсорсера-ми — координатором по инклюзии и воспитателем. Эти специалисты в совокупности осуществляют кондуктивное и адресное психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ, инициируют формы их поддержки в ходе образовательного процесса с использованием адаптированного дидактического и ва-леологического инструментария, оказывают помощь в ходе проведения плановых форм инновационно-инклюзивной работы — социально-педагогического проектирования и социокультурных практик, расширяют институты волонтерства, партнерства и меценатства;

• дискретно адресно — аутсорсером педагогом адаптивной физической культуры, который проводит плановые занятия по АФК на базе колледжа и бассейна ФГОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»; волонтерами-профессионалами, среди которых кандидаты педагогических и психологических наук, свободный доцент из г. Берлина (проведение тренингов, мастер-классов, скайп-консультаций с обучающимися, повышение квалификации педагогов колледжа, работающих в группах лиц с ОВЗ).

Указанный кадровый состав центра «Оберег» формировался постепенно с момента его открытия, большинство штатных специалистов и аутсорсеров прошли через волонтерскую форму участия в инновационно-инклюзивной работе, показав на практике способность и готовность взаимодействовать с лицами с ОВЗ [4].

Актуальные условия организации образовательного процесса в отдельных группах для лиц с ОВЗ на базе Смоленского педагогического колледжа (далее — Колледж) задаются «Положением об организации получения профес-

^^^^^ ■ штатные специалисты

/ (тотальное сопровождение)

у □ аутсорсеры

' 4 ^Н^^^А (тотальное сопровождение)

□ аутсорсеры (дискретно-адресное сопровождение) \ 2 / □ волонтеры профессионалы

1 (дискретно-адресное

сопровождение)

Рис. 3. Количество специалистов, осуществляющих сопровождение лиц с ОВЗ на базе центра «Оберег»

сионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» и «Положением о центре социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ «Оберег». Остановимся далее на характеристике этих условий подробнее.

Образовательный процесс в Колледже включает теоретическое обучение, учебную и производственную практику, воспитательную работу, мероприятия по социально-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание образования и организация образовательного процесса в отдельных группах для лиц с ОВЗ регламентируется учебными планами, программами, графиком учебного процесса, расписанием занятий, разработанными Колледжем самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, созданных на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

В отдельных группах Колледжа для лиц с ОВЗ администрацией ставятся коррекционно-развивающие задачи по обеспечению их абилитации, коммуникации, мотивации, эгалитаризации (социально-педагогическая программа АКМЕ). Эти задачи решаются в процессе учебных и вне-учебных занятий, в форме специальных групповых и индивидуально-ориентированных занятий в парах и малых группах, консультаций, направленных на перцепцию, адаптацию, рефлексию и интеграцию обучающихся в социум (социально-педагогическая программа ПАРИ) [2].

Для лиц с ОВЗ проводятся регулярные профилактические мероприятия, направленные на сохранение их здоровья (валеопаузы, беседы, акции и др.).

Наполняемость групп для лиц с ОВЗ в Колледже определяется в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Предельная наполняемость групп — до 15 человек.

Учебная нагрузка данной категории обучающихся в Колледже не превышает 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не превышает продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в год.

Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставом Колледжа. Обучающиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Обучение ведется на русском языке с использованием, в отдельных случаях, жестовой азбуки.

Дисциплина в группах Колледжа для лиц с ОВЗ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не допускаются методы физического и психологического насилия.

Колледж самостоятелен в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечивающих получение лицами с ОВЗ профессионального образования по специальности соответствующего уровня и квалификации.

Для всех форм получения профессионального образования в рамках основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный стандарт, в соответствии с которым осуществляется аттестация лиц с ОВЗ, завершивших среднее профессиональное образование.

Лицам с ОВЗ, прошедшим курс обучения и итоговую аттестацию, выдается диплом государственного образца об

уровне профессионального образования и квалификации. Лица с ОВЗ, прошедшие аттестацию на соответствующий уровень квалификации с оценкой «отлично» и имеющие по производственному обучению, отдельным дисциплинам и не менее чем по 75 процентам других дисциплин учебного плана оценку «отлично», а по остальным дисциплинам оценку «хорошо», получают диплом об окончании Колледжа установленного образца с отличием.

Лица с ОВЗ, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно с получением среднего общего образования.

Создание необходимых условий труда и отдыха обучающимся лицам с ОВЗ возлагается на должностных лиц Колледжа в соответствии с законодательством РФ и Уставом.

Далее выделим условия, обеспечивающие лицам с ОВЗ равные возможности для профессионального образования в условиях Колледжа [4].

Обучение лиц с ОВЗ по выбранной специальности осуществляется Колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья слабослышащих, слабовидящих, имеющих церебральные и сочетанные нарушения обучающихся:

• учебные и иные необходимые обучающимся специально оборудованные помещения (3 административных кабинета, 3 учебных класса, зал адаптивной физической культуры, кабинет педагога-психолога и методиста, позволяющий проводить фронтальные и индивидуальные занятия, санитарно-гигиенические помещения, буфет) сосредоточены на 1-м этаже Колледжа, где постоянно находятся дежурный администратор и дежурные студенты (в общежитии комнаты для лиц с ОВЗ также оборудованы на 1-м этаже);

• об изменениях в расписании обучающиеся своевременно информируются куратором-воспитателем или представителем администрации;

• для адресной реабилитации лиц с ОВЗ различных нозологий имеются ноутбуки, физкультурные тренажеры, медицинские кушетки, конструкторы, головоломки, пособия-тренажеры и др.

Для обучающихся лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

• обеспечиваются и совершенствуются материально-технические условия беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовую, туалетные, другие помещения, условия их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и др.);

• применяются адаптированные для развития воображения и мелкой моторики рук тренажеры на печатной основе с мягкими трафаретами;

• используются специальные ручки для отработки навыков быстрой штриховки и комфортного рисования ластиком;

• применяются масса для моделирования, шнуровки, мягкие проволочки, объемный материал для нанизывания в заданном порядке, способствующие снятию напряжения кистей и пальцев рук, связному развитию памяти и речи;

• используются плоскостные головоломки-конструкторы «Монгольская игра», «Танграм», «Пифагор»,

«Сложи узор», способствующие гармонизации психических процессов и др.;

• применяются пальчиковые куклы, инерционный тренажер, тривиальные геометрические конструкторы для снижения трудностей в самопрезентации из-за замедленной скорости выполнения отдельных движений.

Для адаптации к восприятию обучающимися лицами с ОВЗ с нарушенным слухом справочного, учебного, просветительского материала, предусмотренного образовательной программой Колледжа по выбранной специальности, обеспечиваются следующие условия:

• звуковая справочная информация о расписании учебных занятий дублируется визуальной информацией на сайте Колледжа, на доске объявлений;

• для лучшей ориентации в аудитории применяются сигналы, оповещающие о начале и конце занятия (слово «звонок» пишется на доске или произносится на жестовом языке);

• внимание слабослышащего обучающегося педагог привлекает жестом (на плечо кладется рука, осуществляется нерезкое похлопывание);

• разговаривая с обучающимся, педагог смотрит на него, говорит ясно короткими предложениями, обеспечивая возможность чтения по губам;

• педагог не повышает резко голос, повторяет сказанное по просьбе обучающегося, использует жесты;

• перед тем как давать объяснение новых профессиональных терминов, педагог проводит словарную работу, разбирая смысловое значение каждого слова с обязательной личностно-ориентированной обратной связью с обучающимися;

• ведется запись сложной для восприятия информации, включающей в себя номер, правило, инструкцию, формулу, сложный термин, адрес и т.п.

Компенсация затруднений речевого и интеллектуального развития слабослышащих лиц с ОВЗ проводится за счет:

• фиксации педагогов на собственной артикуляции;

• использования схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций с гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения;

• регулярного применения упражнений на графическое выделение существенных признаков предметов и явлений;

• обеспечения возможности для обучающегося получить адресную консультацию по электронной почте по мере необходимости;

• использования сложных классических логических головоломок и конструкторов (типа «Квадрат Леонардо», «Симметрия», «Цветная карта», «Уникуб», «Кубики для всех», «Неокуб» и др.), совершенствующих аналитико-синтетическую функцию мышления.

Для адаптации к восприятию лицами с ОВЗ с нарушениями зрения справочного, учебного, просветительского материала, предусмотренного образовательной программой Колледжа по выбранной специальности, обеспечиваются следующие условия:

• ведется адаптация официального сайта в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению, обеспечивается наличие крупношрифтовой справочной информации о расписании учебных занятий;

• в начале учебного года обучающиеся несколько раз проводятся по зданию Колледжа для запоминания месторасположения кабинетов и помещений, кото-

рыми они будут пользоваться (при спуске или подъеме по ступенькам слабовидящего ведут боком к ним без рывков, резких движений; если он сбился с маршрута или впереди есть препятствие, помогают выбраться на нужный путь, либо громко предупреждают об опасности);

• новое помещение коротко описывается педагогом, указываются «опасные» для здоровья предметы (предлагая обучающемуся сесть, педагог направляет его руку на спинку стула);

• педагог, его собеседники, присутствующие представляются обучающимся, каждый раз называется тот, к кому педагог обращается;

• действия, жесты, перемещения педагога коротко и ясно комментируются;

• печатная информация представляется крупным шрифтом (от 18 пунктов), тотально озвучивается (т. е. чтение не заменяется пересказом), так же как и записи на доске;

• обеспечивается необходимый уровень освещенности помещений;

• предоставляется возможность использовать компьютеры во время занятий и право записи объяснения на диктофон (по желанию обучающегося).

Компенсация затруднений сенсомоторного и интеллектуального развития слабовидящих лиц с ОВЗ проводится за счет:

• исключения повышенного уровня шума на уроке и внеурочном мероприятии;

• акцентирования внимания на значимости, полезности учебной информации для профессиональной деятельности;

• многократного повторения ключевых положений учебной информации;

• подачи материала на принципах мультимедиа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечения индивидуального перцептивного обследования рельефных предметов, используемых в дидактических целях;

• максимального снижения зрительных нагрузок при работе на компьютере (подбор индивидуальных настроек экрана монитора, дозирование и чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности, использование программных средств для увеличения изображения на экране; работы с помощью клавиатуры, использование «горячих» клавиш и др.);

• регулярного применения упражнений на совершенствование темпа переключения внимания, его объема и устойчивости с использованием материалов типа «Сложи квадрат», конструктор «Брикс», конструктор «Семицветик» и др.;

• совершенствования образной памяти с помощью дидактических материалов типа «Математический планшет», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Пен-тамино» и др.

Общие для всех нозологических групп лиц с ОВЗ условия, обеспечивающие доступность восприятия учебного материала на уроках:

• накопление банка тематических кратких опорных крупношрифтовых конспектов (в печатном и электронном виде) с тестами к ним;

• накопление банка тематических мини-презентаций с гиперссылками (в печатном и электронном виде);

• использование опорных конспектов и презентаций как дидактической основы мультирепрезентацион-ного обучения и условия психологической защищен-

ности обучающихся в ходе текущего и промежуточного контроля [3].

Информативность и комфортность восприятия учебного материала на уроке обеспечивается за счет его алгоритмизации по параметрам:

• психотерапевтическая настройка;

• аудиальные стимулы к восприятию (объяснение, вопросы, просьбы повторить сказанное; четкие доступные указания, разъяснения, пояснения; контекстный аудиофон и др.);

• визуальные стимулы к восприятию (учебники, пособия, опорные конспекты, схемы, слайды РР-презентации, иные наглядные материалы);

• кинестетические стимулы к восприятию (конспектирование, дополнение, маркирование опорного конспекта, тесты с выбором варианта ответа, жестовый выбор карточки опроса, запись домашнего задания, вещественное моделирование, поисковые задания, выполняемые индивидуально с использованием ноутбуков и др.);

• активные методы обучения (проблемные вопросы, дискуссии, деловые и ролевые игры, практические работы; использование метапредметных связей, связи с практикой и др.);

• валеологические паузы;

• формирование адекватной реакции на требования, воспитательные ориентировки педагога, на отвлекающие ситуации, на обращения педагога и одногрупп-ников за помощью.

Пропедевтика переутомления и потери устойчивости внимания проводится за счет поурочных валеологических пауз, включающих доступные всем обучающимся общие физические упражнения, отдельные упражнения для глаз, элементы речи с использованием жестовой азбуки.

Индивидуально-ориентированная реабилитация лиц с ОВЗ реализуются в рамках:

• планового наблюдения специалистами-медиками, у которых обучающийся стоит на учете по месту жительства, оказания доврачебной и профилактической помощи медицинским работником колледжа при необходимости, выполнения профилактических медицинских рекомендаций согласно индивидуальной программе (карте) реабилитации инвалида, предоставленной при поступлении в Колледж;

• адресных кондуктивных воздействий куратора-воспитателя на обучающихся на уроках, в ходе практики, в ходе подготовки домашних заданий в общежитии, в ходе проведения мероприятий по плану куратора;

• взаимодействия куратора-воспитателя и родителей (законных представителей) обучающихся согласно обращениям и плану работы куратора;

• дифференцированного подхода к дозированию нагрузки в ходе занятий по адаптивной физической культуре в специально отведенном и оборудованном помещении с использованием различных тренажеров (предусматривается возможность организации ряда таких занятий на базе бассейна, предоставляемого одним из социальных партнеров Колледжа);

• ведения индивидуальных портфолио обучающихся по следующим актуальным разделам:

— диагностический блок (накопление и психолого-педагогическая интерпретация результатов диагностических обследований каждого обучающегося; блок накапливается и заполняется психологами-волонтерами);

— блок индикаторов успешной социализации (учет видов социально-педагогического сопровождения обучающегося, освоенных им социальных ролей, проявленных социальных инициатив; блок заполняется заместителем директора и заведующим отделением, курирующими лиц с ОВЗ);

— блок профессиональной самопрезентации (учет и сохранение в электронном формате творческих продуктов обучающихся, отражающих динамику профессионального роста; блок накапливается куратором-воспитателем);

• социально-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ силами заместителя директора, курирующего инновационно-инклюзивную работу, заведующего отделением, психологов-волонтеров с использованием классического дидактического инструментария для начальной, основной общей, средней школы, адаптированного в соответствии с нозологическими особенностями обучающихся.

Социально-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ включает:

• изучение их виктимологического типа поведения;

• определение вида и особенностей генограмм неформального общения;

• выявление актуальных референтных предпочтений в общении;

• определение акцентов темпераментальных профилей, уточняющих социальную направленность личности;

• формирование рекомендаций преподавателям, родителям по осуществлению продуктивного просо-циального взаимодействия с обучающимися с ОВЗ;

• проведение групповых занятий по социально-педагогическому проектированию в бинарном формате с педагогами отдельных предметов, направленных на нормализацию виктимологического типа поведения, оценочных критериев межличностных отношений обучающихся за счет коллективной репродуктивной деятельности и творческой ролевой дифференциации (1 час в неделю);

• проведение коррекционно-развивающих занятий в динамичных парах, направленных на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности и самопрезентации, профилактику нарушений общения и поведения (в плановом порядке) [3].

Приведем далее перечень методик, пригодных в адаптированных вариантах для организации диагностики лиц с ОВЗ на базе центра «Оберег» [4].

1. Диагностика психических состояний, свойств личности, межличностных отношений ® Проективная методика «Четыре персонажа»

(В. Лосева, А. Луньков). ® Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования (модификация Б.А. Сос-новского, А.А. Реана). ® Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ха-нин).

® Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

® Шкала депрессии (Т.И. Балашова). ® Характерологический опросник (К. Леонгард). ® Личностный дифференциал (коллектив института им. В.М. Бехтерева). ® Ценностные ориентации (М. Рокич).

® Ориентационная анкета для определения личностной направленности (Б. Басс).

® Проективная методика «Мишень» (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов).

® Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

® Тест «Транзактный анализ общения» (версия Н.В. Бордовской, А.А. Реана).

® Тест «Восприятие индивидом группы» (версия Н.В. Бордовской, А.А. Реана).

2. Пакет методик диагностики интеллекта (версии

Б.Ф. Ломова, А.Ф. Кудряшова):

® изучение памяти: методика «Оперативная память», методика «Память на числа», методика «Память на образы»;

® изучение внимания: методика Мюнстерберга, методика «Расстановка чисел»;

® изучение логического мышления: методика «Количественные отношения», методика «Естественные закономерности числового ряда», методика «Сложные аналогии», методика выделения существенных признаков, тест возрастающей трудности (методика Равена).

3. Профориентация

® Методики определения свойств нервной системы и соотношения репрезентаций (версии В.А. Лыковой).

® Дифференционно-диагностический опросник (дДо Е.А. Климова).

® Экспресс-методика определения актуальных особенностей общения (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов).

® Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (версия Т.В. Ма-талиной).

® Методика определения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А.А. Реана).

® Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас).

® Методика диагностики способности к антипиции (А.А. Реан).

Дадим далее характеристику участников образовательного процесса по интересующему нас направлению.

К участникам образовательного процесса относятся: администрация, преподаватели, куратор-воспитатель и другие члены трудового коллектива Колледжа, осуществляющие подготовку лиц с ОВЗ по выбранной специальности, выполняющие воспитательные функции и участвующие в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса, медицинский работник Колледжа, обучающиеся и их родители (законные представители).

На должности педагогического персонала могут быть приняты, как правило, лица, имеющие высшее педагогическое образование, владеющие методикой коррекционно-развивающего обучения лиц с ОВЗ, умеющие фиксировать, анализировать динамику развития обучающегося, определять соответствие знаний, умений и навыков образовательному стандарту, что подтверждается аттестатами, дипломами об образовании либо документами о повышении квалификации.

К педагогической деятельности в группах лиц с ОВЗ не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления. Перечни со-

ответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.

Педагогические работники групп лиц с ОВЗ Колледжа имеют право:

• на педагогическую инициативу, свободу выбора в использовании методик обучения и воспитания, моральное и материальное стимулирование труда, необходимые условия для реализации своего творческого потенциала;

• участвовать в управлении и решении вопросов развития Колледжа в инклюзивном формате, а также в работе общественных и трудовых объединений, организаций;

• пользоваться информационными фондами, услугами учебных, научно-методических, социально-бытовых и других подразделений Колледжа;

• обжаловать приказы и распоряжения администрации Колледжа.

Педагогические работники в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на нормированный шестичасовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста.

Медицинский работник совместно с администрацией Колледжа отвечает за охрану здоровья обучающихся в группах лиц с ОВЗ и укрепление их психофизического состояния.

Обучающиеся имеют право на получение профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе по индивидуальным учебным планам; на получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг; на участие в управлении Колледжем, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Принуждение обучающихся с ОВЗ к вступлению в общественные, общественно-политические и религиозные организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности в этих организациях не допускается.

Обучающиеся в Колледже лица с ОВЗ обеспечиваются стипендией, местами в общежитии и иными видами льгот в соответствии с его компетенцией и действующими нормативами. Материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, из числа лиц с ОВЗ осуществляется на основе полного государственного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Привлечение лиц с ОВЗ, обучающихся в Колледже, без их согласия и согласия родителей или лиц, их заменяющих, к труду, не предусмотренному профессиональной образовательной программой, запрещается.

Обучающиеся в Колледже лица с ОВЗ имеют право перевода в другую образовательную организацию Российской Федерации, реализующую профессиональную образовательную программу соответствующего уровня, при согласии последнего.

Обязанности обучающихся лиц с ОВЗ, порядок их перевода на следующий курс и отчисления из Колледжа определяются локальным нормативным актом.

За нарушения Устава Колледжа, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитии к обучающимся лицам с ОВЗ применяются меры дисциплинарного взыскания в порядке, установленном локальным нормативным актом.

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся лицам с ОВЗ в период их каникул и отсутствия на занятиях по уважительным причинам.

Следует отметить, что при необходимости для работы с лицами с ОВЗ, повышения квалификации педагогов Колледжа, работающих в этих группах, привлекаются специ-алисты-аутсорсеры.

Таким образом, в результате созданных и постоянно совершенствующихся администрацией ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» материально-технических и организационно-педагогических условий доступности образовательной среды разработана и реализуется система инновационно-инклюзивной работы, отличительными чертами которой являются:

• многоуровневая инклюзия (лица с ОВЗ на ряде общеобразовательных предметов обучаются совместно со студентами других специальностей, на предметах профессионального цикла — в формате разнонозо-логической группы);

• институционализация сопровождения лиц с ОВЗ в формате специального центра «Оберег»;

• согласованность нормативно-правовой поддержки (принятие к исполнению локальных актов по сопровождению лиц с ОВЗ), программного стратегического и точечного текущего планирования (реализация программ АКМЕ и ПАРИ — программы представлены в Приложении к данной статье);

• адресное психолого-педагогическое и валеологи-ческое сопровождение в контексте проекта «Порт-фолио воспитанника центра «Оберег», взаимодействия с ФГБОУ ВПО СГАФКСТ, в ходе волонтерских тренингов, мастер-классов, занятий по адаптивной физической культуре, поурочных валеопауз и других мероприятий;

• верифицируемое на критериальной основе социально-педагогическое проектирование, включающее обучающихся в многочисленные экспресс-проекты и ряд долгосрочных проектов;

• контекстное привлечение волонтеров-профессионалов и меценатов;

• тотальное кондуктивное сопровождение;

• использование ресурсов социального и сетевого парт нерства;

• наличие динамики в профессиональном обучении и социализации лиц с ОВЗ, констатируемое с помощью выбранного диагностического инструментария;

• распространение и закрепление опыта работы с лицами с ОВЗ посредством выступлений на семинарах и конференциях, публикаций в тематических и периодических научно-педагогических изданиях [4].

Отдельно следует выделить весомые медийные показатели работы Колледжа по заявленной теме:

— директор ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» Н.Л. Полторацкая стала победителем Всероссийского конкурса «Лидер СПО — 2013» в номинации «Директор — лидер в создании условий для профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

— преподаватель живописи и цветоведения Е.А. Пугачева в декабре 2013 года заняла первое место в ежегодном региональном конкурсе профессионального мастерства «Преподаватель года», давая урок в группе для лиц с ОВЗ;

— в I Международной научно-практической конференции «Особые дети — особая педагогика: проблемы

развития, воспитания и социализации в контексте вызовов современного образования», проведенной Колледжем и его социальными партнерами 23 апреля 2014 года, приняло участие свыше 260 человек; с мастер-классами, выступлениями, публикацией материалов, получивших поддержку и одобрение научных кураторов инновационной работы Колледжа профессора А.С. Сиденко и доцента Е.А. Сиденко, приняли участие свыше 20 педагогов Колледжа;

— система инновационно-инклюзивной работы была успешно представлена и получила высокую оценку профессоров П.И. Третьякова и Е.И. Фадеевой в качестве отдельного педагогического маршрута на ХХ Международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона» 14-16 октября 2014 года.

Материалы, представленные в данной статье, собраны по результатам кропотливой, ответственной, сложной, но очень интересной и нужной работы дружного коллектива единомышленников ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», волонтеров и аутсорсеров центра «Оберег» с обучающимися с ОВЗ, стремящимися перейти в категорию лиц с неограниченными возможностями к саморазвитию. Размышляя над пунктами «Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденных Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ 26 декабря 2013 г. № 06-2412, мы понимаем, что наши поиски в русле социально-педагогического проектирования нужно продолжать.

Ближайшие перспективы развития системы инновационно-инклюзивной работы Колледжа в формате центра «Оберег» связаны:

• с совершенствованием формы портфолио обучающегося — документ должен стать одновременно навигатором для построения сопроводительной работы и индикатором социализации обучающихся в ходе получения профессионального образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• с повышением адресности сопровождающей работы для лиц с ОВЗ посредством создания психолого-педагогического консилиума, утверждающего индивидуальные образовательные траектории обучающихся с учетом их нозологических потребностей, индивидуальных особенностей и запросов;

• с расширением института сетевого и социального партнерства, значимым по критериям профессиональной самореализации и потенциального трудоустройства лиц с ОВЗ;

• с введением вариативного модуля «Социально-педагогическое проектирование» и моделированием условий для социокультурных практик лиц с ОВЗ, направленных на увеличение степени адресности накапливаемого адаптированного инструментария и построение подсистем работы с потенциальными абитуриентами и потенциальными работодателями;

• с совершенствованием рамки оценки занятия и разделов портфолио для лиц с ОВЗ, обеспечением принятия их преподавателями как ориентира для разработки инструментария предметного сопровождения профессионального обучения в условиях разнонозо-логической группы.

Мы надеемся на дальнейшее продуктивное сотрудничество и благодарим за поддержку наших инициатив социальных и сетевых партнеров Колледжа: МБОУ СОШ № 2 г. Смоленска, МБОУ СОШ №12 г. Смоленска, ОГБОУ СПО «Смоленский политехнический колледж», ОГБОУ СПО «Смоленский про-мышленно-экономический колледж», МБУК «Дом культуры микрорайона Гнездово г. Смоленска», АНО «Информационный центр атомной отрасли» в г. Смоленске; партнеров центра «Оберег» по отдельным проектам: отдел социального служения Смоленской Епархии, ГУК «Смоленская областная специальная библиотека для слепых», ФГБОУ ВПО СГАФКСТ, ФГБОУ ВПО СмолГУ, ГАУ ДПОС СОИРО, ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II вида», СОГБУ «Реабилитационный центр для детей, подростков и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможностями «Вишенки», благотворительный фонд «Детский КиноМай», СООО «Всероссийское общество инвалидов» и другие организации; представителей информационных ресурсов «Аккредитация в образовании», «Инновационные проекты и программы в образовании», GorodNews, «Смоленск 2.0», «О чем говорит Смоленск», «События», «РЕН-ТВ Смоленск», ГТРК «Смоленск», «Город», «Комсомольская правда», «АИФ-Смоленск», «Смоленская народная газета» и другие СМК.

Долгосрочные перспективы развития центра «Оберег» мы связываем с созданием подсистем дистанционного консультирования лиц с ОВЗ, повышения квалификации внешних педагогических работников по проблематике инклюзии по направлению социально-педагогического проектирования, с расширением спектра метапредметных компетенций лиц с ОВЗ и созданием условий для их социокультурных практик.

Приложение

Перспективный план работы центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья «Оберег» [4].

Центром социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ «Оберег» приняты к реализации авторские (копирайт «Смоленский педагогический колледж») долгосрочные взаимосвязанные социально-педагогические программы-навигаторы АКМЕ и ПАРИ, этапная детализация которых детерминирует гибкое текущее годовое планирование деятельности.

Представленные выше программы в совокупности позволяют:

• реализовать методическую, исследовательскую, организационную, информационно-консалтинговую и маркетинговую функции, заявленные в функционале центра «Оберег»;

• сделать Колледж адресной площадкой для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказывающей оперативное содействие разрешению возникающих у них затруднений;

• аккумулировать продуктивные практико-ориенти-рованные достижения в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках выбранной ими специальности;

• разработать и внедрить инновационный дидактический и социально-педагогический инструментарий, повышающий качество профессионального образования и его доступность для лиц с ОВЗ;

• обеспечить благоприятную микросреду пребывания лиц с ОВЗ, реализацию рекреативной и досуговой функции профессионального образования.

Паспорт социально-педагогических программ центра

Программа АКМЕ (Абилитация, Коммуникация, Мотивация, Эгалитаризация) — навигатор для сотрудников ресурсного центра по сопровождению успешной социализации лиц с ОВЗ

ЦЕЛЬ: формирование и реализация позиции активных субъектов взаимодействия с лицами с ОВЗ у сотрудников колледжа, волонтеров, родителей, социальных и сетевых партнеров, аутсорсеров, меценатов.

ЛЕГЕНДА: принятие субъектами взаимодействия с лицами с ОВЗ парадигмы тотальной инклюзии как вершины профессионального саморазвития детерминирует успешность отбора, компиляции, апробации, совершенствования и трансферирования сопровождающего педагогического инструментария.

Этапы и задачи программ (этапно-задачная навигация деятельности) Этап 1. Абилитация — пропедевтика трудностей в адаптации к образовательной среде колледжа. Задачи

• Обеспечение доступности и безопасности колледжа как образовательной безбарьерной среды для лиц с ОВЗ.

• Устранение социальной разобщенности лиц с ОВЗ и иных обучающихся колледжа.

• Инициирование мероприятий профориентационной подготовки для потенциальных абитуриентов с ОВЗ.

• Адаптирование контента и организация комплексной диагностики актуального уровня социализации.

• Организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по результатам диагностики.

• Организация социокультурной деятельности с лицами с ОВЗ на уровне мероприятий, регламентирующих комфортную жизнедеятельность (на базе общежития) и снижающих ситуативную тревожность (плановый досуг).

• Организация адаптивной физкультуры с лицами с ОВЗ на уровне регулярных упражнений на уроках и посредством общеразвивающих валеопауз.

• Моделирование актуальной формы портфолио для лиц с ОВЗ.

• Адаптация имеющихся образовательных программ к потребностям лиц с ОВЗ на уровне создания и апробации тематических крупношрифтовых опорных конспектов с тестами ОРО и тематическими презентациями к ним.

• Моделирование траекторий успешной социализации лиц с ОВЗ на адаптационном уровне (по действующим разделам портфолио).

• Инициирование благотворительной акции, посильной к проведению лицами с ОВЗ.

• Рубежная диагностика актуального уровня социализации лиц с ОВЗ и ее интерпретация.

• Организация и проведение обучающих семинаров для педагогов и консультаций для родителей «Приемы «помогающего обучения» для лиц с ОВЗ» (с привлечением социальных партеров).

• Организация сетевого взаимодействия с однопрофильными организациями области.

• Подготовка секции конференции в форме круглого стола «Разработка инструментария по адаптации образовательных программ для лиц с ОВЗ в условиях СПК».

• Подготовка оригинал-макета тезисов и статей по проблеме секции конференции.

• Планирование участия в соискании гранта конкурса «Православная инициатива» или иных конкурсов.

• Мобильное информирование педагогической общественности о деятельности центра «Оберег».

Этап 2. Коммуникация — обеспечение информативности и комфортности колледжа как безбарьерной образовательной среды для лиц с ОВЗ.

Задачи

• Создание информационных потоков (сетевое сотрудничество, контекстные публикации на сайте колледжа и в СМК, формирование базы данных потенциальных волонтеров, разработка навигатора по инклюзии в профобразовании с учетом опыта региональных социальных партнеров), способствующих профессиональному образованию лиц с ОВЗ.

• Обеспечение равного доступа к образовательным услугам колледжа за счет поурочного использования реабилитационного инструментария и совершенствования дидактического материала, адаптирующего содержание образовательных программ.

• Совершенствование программ учебно-производственного обучения для лиц с ОВЗ на базе доступных им образовательных технологий.

• Организация социокультурной и оздоровительной деятельности с обучающимися с ОВЗ на уровне мероприятий, стимулирующих творческую активность и снижающих личностную тревожность (с участием волонтеро-профессионалов).

• Детализация системы АФК для обучающихся с ОВЗ на базе специального зала колледжа, бассейна.

• Сетевое информационное взаимодействие с российскими социальными партнерами по вопросам образовательной инклюзии.

• Сопровождение индивидуальных траекторий социализации лиц с ОВЗ на уровне колледжа по действующим разделам портфолио.

• Формирование навигатора по инклюзии в профобразовании с учетом опыта международных партнеров.

• Создание оригинал-макета научно-методического пособия «Направления и инструментарий социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ в условиях Смоленского педагогического колледжа».

• Подготовка благотворительной акции с привлечением лиц с ОВЗ.

• Организация и проведение обучающих семинаров для педагогов и родителей «Составляющие социализации лиц с ОВЗ» (с привлечением социальных партеров).

• Организация и проведение круглого стола по результатам деятельности центра «Оберег».

• Информирование общественности о деятельности центра «Оберег».

Паспорт социально-педагогических программ центра

Программа ПАРИ (Перцепция, Адаптация, Рефлексия, Интеграция) — навигатор для лиц с ОВЗ по обеспечению успешной социализации

ЦЕЛЬ: стимулирование лиц с ОВЗ к успешной социализации.

ЛЕГЕНДА: заключение пари и его институционализация в форме портфолио достижений о том, что обучающийся меняет статус лица с ограниченными возможностями здоровья на статус лица с неограниченными возможностями саморазвития, детерминирует его успешную социализацию.

Этапы и задачи программ (этапно-задачная навигация деятельности)

Этап 1. Перцепция — восприятие образовательной среды колледжа как безопасной для приспособления. Задачи

• Ориентировка в архитектурно-планировочном пространстве колледжа.

• Ориентировка в спектре образовательных услуг колледжа.

• Ориентировка в формате учебных занятий и внеурочных мероприятий колледжа.

• Комфортное приспособление к позиции обучающегося по выбранной специальности.

• Усвоение базовых приемов самомассажа (например, на основе рекомендаций профессора А.А. Бирюкова по изданию «Массаж в борьбе с недугами»).

• Участие в тренинге «Помогающее» слушание в педагогическом общении» (например, по материалам учебно-методического пособия В.А. Лыковой).

• Посещение групповых консультаций «Свойства нервной системы и успешность обучения», (разработанных, например, на основе рекомендаций В.А. Лыковой по пособию «Неуспевающее учение или неуспешное обучение?..»).

• Участие в общеколледжных праздничных и досуговых мероприятиях.

• Участие в подготовке и проведении благотворительной акции.

• Активное посещение занятий по адаптивной физической культуре на базе колледжа и бассейна.

• Участие в подготовке и обсуждении тематических выставок творческих работ своих одногруппников.

• Участие в наполнении индивидуальных портфолио по разделу творческой самореализации.

• Участие в планировании конкурсного коллективного проекта.

Этап 2. Адаптация — комфортное просоциально ориентированное приспособление к компетентностному формату образовательной среды среднего профессионального образования в условиях Смоленского педагогического колледжа.

Задачи

• Получение информационно-консультационных услуг по вопросам образования и личностного развития.

• Активное участие в воспитательных мероприятиях колледжа.

• Систематическое посещение занятий по адаптивной физической культуре, включая занятия в бассейне.

• Участие в акциях по формированию валеологической компетентности обучающихся колледжа в рамках международного дня инвалидов.

• Посещение серии консультаций «ТРИЗ-инструментарий успешной социализации» (например, по материалам работ М.И. Меерович, Н.Н. Хоменко, А.Г. Альтшуллера).

• Посещение серии консультаций «Методы образовательной эвристики» (по материалам монографии А.В. Хуторского).

• Участие в конкурсе макетов оберегов «Колледж мой — берег мой» (на базе колледжа с привлечением социальных партнеров).

Паспорт социально-педагогических программ центра

Этапы и задачи программ (этапно-задачная навигация деятельности)

Этап 3. Мотивация — интеграция возможностей колледжа и его социальных партнеров, стимулирующих профессиональное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие лиц с ОВЗ.

Задачи

• Уточнение траекторий успешной социализации лиц с ОВЗ на интеграционном уровне (по разделам портфолио).

• Поддержание равного доступа к образовательным услугам колледжа за счет расширения спектра дидактического материала, адаптирующего содержание образовательных программ, элементов дистанционного обучения, привлечения аутсорсеров.

• Детализация системы АФК для обучающихся с ОВЗ на базе специального зала колледжа, бассейна.

• Апробация электронной ведомости учета (на адаптационном модуле «Социально-педагогическое проектирование»).

• Использование элементов дистанционного консультирования родителей лиц с ОВЗ.

• Совершенствование программ учебно-производственного обучения для лиц с ОВЗ за счет возможностей сетевого взаимодействия.

• Организация повышения квалификации сотрудников Центра.

• Организация в формате мини-учебной фирмы и подготовка лиц с ОВЗ к самостоятельному проведению серии профессионально-ориентированных благотворительных мастер-классов «Руки друзей — круг любви — оберег».

• Создание базы данных потенциальных работодателей для лиц с ОВЗ, обучающихся в колледже.

• Подготовка оригинал-макета коллективного методического пособия «Инклюзивное образование в условиях Смоленского педагогического колледжа: стратегическое планирование и классификатор разработок».

• Информирование общественности о деятельности центра «Оберег» в СМК.

Этап 4. Эгалитаризация — создание условий по обеспечению интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в общество на основе овладения ими спектром профессиональных компетенций и планирования профессиональной самореализации.

Задачи

• Систематизация требований потенциальных работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников с ОВЗ.

• Уточнение траекторий успешной социализации лиц с ОВЗ на внешнем интеграционном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Консультационно-диагностическая и тренинговая работа по созданию ориентировочной основы действий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

• Подготовка и проведение вебинара с международным участием по проблемам инклюзивного образования.

• Обоснование возможности открытия на базе колледжа направлений дополнительной профессиональной подготовки лиц с ОВЗ, отвечающих их ожиданиям и востребованных на рынке труда.

• Партнерская деятельность по подготовке лицами с ОВЗ социально-ориентированных профессиональных проектов.

• Организация и проведение научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория, методология, практика», включающей выступления обучающихся с ОВЗ.

• Издание сборника тезисов конференции с международным участием.

• Поддержание социального партнерства на разных уровнях.

• Продвижение авторских продуктов центра «Оберег» на региональный рынок образовательных услуг — разработка образовательных модулей для повышения квалификации педагогов, их аннотирование на дистанционных платформах социальных партнеров.

Паспорт социально-педагогических программ центра Этапы и задачи программ (этапно-задачная навигация деятельности) Этап 3. Рефлексия личностного роста лиц с ОВЗ в условиях обучения в колледже.

Задачи

• Участие в моделировании траекторий успешной социализации.

• Участие в сетевых опросах по проблематике выбранной специальности.

• Освоение элементов дистанционного обучения.

• Участие в тренинге «Принятие ответственности за свою жизнь» (например, по материалам работы Р. Байярда и Д. Байярд «Ваш беспокойный подросток»).

• Участие в мероприятиях колледжа, способствующих формированию позитивного образа лиц с ОВЗ.

• Развитие речи, памяти, общей эрудиции, волонтерской направленности личности в ходе занятий по социально-педагогическому проектированию (например, по материалам книги А.Я. Трофимова «Новости из прошлого»

с использованием коррекционного потенциала модульного оригами и тривиальных электронных конструкторов).

• Партнерское участие в мастер-классах волонтеров и аутсорсеров (в рамках конкурсного проекта).

• Участие в тренингах личностного роста: 1 — «Психология жизненного успеха» (например, по материалам пособия практического психолога А.Г. Грецова); 2 — «Как добиться коллективного творчества» (например, по материалам пособия Е.В. Титовой «Если знать, как действовать»).

Этап 4. Интеграция лиц с ОВЗ в инклюзивно ориентированное пространство региона.

Задачи

• Идентификация своей траектории социализации личности за период обучения в колледже как успешной.

• Инициирование и проведение просоциального флеш-моба с участием социальных партеров.

• Участие в волонтерских акциях колледжа, в деятельности его клубов и обществ.

• Посещение занятий по социально-педагогическому проектированию:

— «Продуктивные модели организационного поведения» (например, по материалам учебно-методического пособия Е.А. Морозовой);

— поиск работы и инновационное предпринимательство (например, по материалам учебного пособия под ред. В.Л. Попова).

• Освоение этики деловых отношений и пропедевтика ошибок в самопрезентации в процессе индивидуальных консультаций (например, по материалам пособий М.А. Блюма, А.Ф. Кудряшова, Р. Бэрона и Д. Ричардсон, Д. Майерса).

• Представление портфолио достижений потенциальным работодателям.

Поставленные на первом этапе работы Центра диагностические и адаптационные образовательные задачи сохраняют свою актуальность на всех этапах работы при условии их детализации в соответствии с возможностями и потребностями Колледжа, педагогов и воспитанников.

Представленное перспективное планирование является гибким и ориентационным документом, детализация которого происходит в соответствии с особенностями обучающихся и возможностями специалистов, привлеченных к работе центра «Оберег».

Литература

1. Полторацкая Н.Л. Приоритеты управленческой политики в организации инклюзивного образовательного пространства на базе ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж». Актуальные проблемы профессионального об-

разования в условиях реализации ФГОС: материалы региональной научно-практической конференции. Воронеж: ВГППК, 2014. С. 208-211.

2. ПолторацкаяН.Л., РепинаГ.А. Оберег для учебы и здоровья: опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностями // Аккредитация в образовании. 2013. № 67. С. 70-72.

3. Репина Г.А. Социально-педагогическое проектирование как средство социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Особые дети — особая педагогика: Проблемы развития, воспитания и социализации в контексте вызовов современного образования» [23 апреля 2014 г., Смоленск]. Под ред. В.А. Пегова, Г.А. Репиной. СГАФКСТ, 2014. С. 159-164.

4. Система инновационно-инклюзивной работы ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»: информационно-методический сборник / Смол. пед. колледж; Ю.А. Глебов, Е.В. Кудрицкая, Н.Л. Полторацкая [и др.]; отв. ред. Г.А. Репина. Смоленск: СПК, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.