Научная статья на тему 'Основные положения концпеции физкультурного занятия, построенного на основе системного подхода'

Основные положения концпеции физкультурного занятия, построенного на основе системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОТИВОРЕЧИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Головин Олег Васильевич, Рябцев Сергей Михайлович

Современная образовательная организация сегодня это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс, особенно в последнее десятилетие, существенно интенсифицирован, требуя от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей и подростков, включённых в этот процесс. Физкультурное занятие в существующем виде как неотъемлемый компонент (основная организационная форма) системы физического воспитания детей и подростков как на ступени дошкольного, так и школьного образования, вступило в противоречие с требованиями времени. Оно перестало выполнять свою основную функцию в образовательном процессе оздоровление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения концпеции физкультурного занятия, построенного на основе системного подхода»

_ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ_

УДК 796.011.2

Головин Олег Васильевич

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, golovin.o@ngs.ru, Новосибирск

Рябцев Сергей Михайлович

Доктор биологических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, ounce2014gmail.com, Новосибирск

основные положения концпеции физкультурного занятия, построенного на основе системного подхода

Аннотация. Современная образовательная организация сегодня - это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс, особенно в последнее десятилетие, существенно интенсифицирован, требуя от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей и подростков, включённых в этот процесс. Физкультурное занятие в существующем виде как неотъемлемый компонент (основная организационная форма) системы физического воспитания детей и подростков как на ступени дошкольного, так и школьного образования, вступило в противоречие с требованиями времени. Оно перестало выполнять свою основную функцию в образовательном процессе - оздоровление.

Ключевые слова: урок физической культуры; здоровье школьников, системный подход, противоречия, концептуальные положения.

Golovin Oleg Vasilevich

Candidate of Biological Sciences, Professor of Department of Theoretical bases of physical culture Novosibirsk State Pedagogical University, golovin.o@ngs.ru, Novosibirsk

Ryabtsev Sergei Mihailovich

Doctor of Biological Sciences, Professor of Department of theoretical bases of physical culture Novosibirsk State Pedagogical University, ounce2014gmail.com, Novosibirsk

the main provisions of concezio athletic training, based on a systematic approach

Abstract. Modern educational organization today is actively developing a social institution in which the educational process, especially in the last decade, significantly intensified, requiring students considerable physical and mental effort. Here, of course, the problem arises Mor-injured the health of children and adolescents included in this process. Physical education lesson in its current form, as an integral component (the main organizational form of the system of physical education of children and adolescents, both at the stage of pre-school and school education, came into conflict with the requirements of the time. It ceased to function in the educational process - improvement.

Keywords: lesson of physical culture; health students, a systematic approach, contradictions, conceptual position.

Известно, что система физического воспитания, являясь неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса образовательной организации, призвана обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Однако считавшаяся ранее одной из лучших в мире по логике построения и направленности на развитие

физических кондиций детей и подростков, эта система сегодня и её основная организационная форма - физкультурное занятие, не справляется со своей основной функцией -сохранением и укреплением их здоровья, а также приобщением подрастающего поколения к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физическими упражне-

ниями. Одной из причин такого положения является проблема здоровья современных детей и подростков.

Данные НИИ гигиены детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук свидетельствуют о том, что за послед-ние 10-15 лет в динамике наполняемости 1-ой медицинской группы здоровья детей и подростков (в среднем по России) наметилась отрицательная тенденция. К практически здоровым школьникам можно отнести не более

10-12% [4]. Особую тревогу вызывает факт того, что подавляющее число существующего на современном рынке образовательных услуг программно-методического обеспечения процесса физического воспитания детей и подростков в условиях образовательной организации как на дошкольной, так и на школьной ступенях образования ориентировано, в основном, на 1-ую медицинскую группу здоровья. Сюда следует отнести и многообразие современных здоровьесбе-регающих методик, педагогических технологий, вариативных, парциальных программ физического воспитания и т.д., чей коэффициент полезного действия будет равен тем же 10-12%.

Настораживает рост числа детей со

11-ой медицинской группой здоровья, которая за это время увеличилась в среднем с 20 до 35%. Тревожной является тенденция снижения показателей здоровья и в Ш-ей медицинской группе, где наполняемость детей начинает возрастать уже на дошкольной ступени образования и становится более выраженной в школьном периоде.

Анализ данных свидетельствует о том, что у детей и подростков в возрасте от 3 до 14 лет произошел рост числа функциональных нарушений организма более чем в 1,5 раза. В дошкольном возрасте отклонения возникают в различных системах организма ребёнка: нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах. В школьном возрасте функциональные отклонения возникают чаще всего из-за слабого физического здоровья обучающихся. К таким отклонениям, как правило, относят различные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательном аппарате (осанке), органах зрения (особенно

в периоды снижения адаптации к учебной деятельности). У каждого третьего юноши призывного возраста наблюдаются отклонения в состоянии здоровья.

Половина школьников 7-9 лет и более 60% подростков-старшеклассников имеют хронические заболевания, которые доходят в отдельных регионах России до 65-70%. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем два диагноза, 10-11 лет -три, 16-17 лет - три-четыре диагноза, а 20% выпускников имеют в анамнезе уже пять и более функциональных нарушений, а также хронических заболеваний.

Школьные программы по физической культуре по-прежнему нацелены на формирование у школьников преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. При этом исследования показывают, что путь становления двигательных умений и навыков и их вегетативных компонентов у детей и подростков, а с ними и достижение оздоравлива-ющего эффекта от воздействия физической нагрузки на функции организма требует значительно большего времени, чем это предусмотрено учебными программами [1].

Анализ содержания учебных программ по физическому воспитанию детей и подростков как на дошкольной, так и на школьной ступени образования показывает, что у подавляющего большинства авторов сохраняется традиционно формальный подход к построению целеполагания физкультурного занятия, где отсутствует ведущий компонент - его целевая установка. Вместо цели, как правило, присутствуют задачи: главные; основные, развивающие и т.д. Однако мы полагаем, что задачи, какими бы они не были - лишь комплекс основных направлений учебной деятельности педагога, выполняющих исключительно тактическую функцию по достижению поставленной цели данного учебного занятия, выполняющего функцию стратегическую. При этом какой бы интересной по содержанию не была тактическая функция, она (по определению) не может подменять собой стратегическую функцию [3].

Крайне слабо в этих учебных программах отражены биологические закономерности развития детского организма при дозировании физической нагрузки в том или ином

возрастном интервале. Иначе говоря, знаем, как обучать движениям, но не знаем, зачем именно этим, а не другим, которые, возможно, технически более просты и доступны для освоения детьми. Следовательно, проблема не столько в количестве освоенных детьми движений и формах организации учебного занятия, сколько в морально устаревшей методологии построения самого физкультурного занятия, которую необходимо (с учётом времени и достижений науки) периодически обновлять.

Методологической основой концепции построения физкультурного занятия на основе системного подхода является теория В.П. Симонова о системном под-ходе в построении образовательного процесса [5].

ТЕЗИС 1. «Всякая организованная педагогом учебная деятельность, утверждает автор (по определению), бесцельной быть не может, ибо её начало всегда предопределяет его вопрос - Зачем это надо делать?»

ТЕЗИС2. Образоватесьный процесс, по мнению автора, представхоьет сеЧой органи-зованную педагогом учебную деятельность, состоянию из отдельсые -эразрывно взаимосвязанных Мбтс—' ссВбй струюуркых компонентов, которые выстроены в определённой иерархической последовательности для выпохшения единой зздашкж оЧр;тооь-тельнок фуннции.

ТЕЗИС 3. Если все структурные компоненты, утверждает автор, из которых состоит оогонизобаона— оосбеовмм учебназ деятельнзеио, нераз—ыено между собой и выстроены в определённой иерархвм^нсзюй постедчвателтнеови длпчы-полненвя сдвзюй ^ад;абнс1с оСсаэеоьтелчеай

функции, то у этой учебной деятельности наблюдаются все признаки целостной педагогической системы.

ТЕЗИС 4. Рассматривая иерархические уровни структурных компонентов в такой педагогической системе, их вершиной и началом (по мнению автора) выступает целевая установка, представляя собой проект (своего рода стратегию) построения конечного результата предстоящей учебной деятельности.

В. П. Симонов (2009) утверждает, что эффективность всякого организован-ного педагогом образовательного процесса обусловлена его оптимальным целеполаганием, т.е. иерархической взаимосогласованностью стратегии (как начала предстоящей учебной деятельности) и тактики в виде основных направлений реализации этой деятельности в достижении поставленной цели (Рисунок 1).

Логика системного подхода к построению оброзоестелвноьо щюцесса поьволила дш псовдьтд ангошз зущеьтвтнзщсй моде-лн пб^'есчения занятия на

предмет её целостности как педагогической системы (Рисунок 2).

Уетрстьтаты энализз вуществ'ющьй модели построения физкультурного занятия как целостной педагогической системы свиде-сзеьсво^т од отсурсасии такой °слостно-ьтп,oбycнaврувая это целым рядом противоречий:

- между необходимостью построения урсба (Отзн^взс^вй садкIypы на школьной с—^пеаз[ тбp[BЮоaния Яфиз^оьуурного занятия - на дошкольной) в виде целостной пе-даеигиуеской системы апаcуосвовнм у этой зествмы еёаачалс, то. цвневоД установки;

ОПТИМАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целевая установка аюренвчсе зессесаунсзктю ф^косю с ебдаёр вснсне рсспзеочщсй еОссееасесновей псчесновезеу, орвснсч вс аерсез зечом этн иедн допеть?

Комплекс задач aюренвчст рсктuчезкую фтвсщсю с рсспзесанчсе езвеавюс всрссансвуч еОссееасесновей ПCчесновезеу, ееаснсющус вс версез кек днятучь

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рисунок 1 - Схема построения оптимального целеполагания образовательного процесса

Рисунок 2 - Схема построения традиционной модели урока физической культуры

(физкультурного занятия)

- между ориентированностью содержания учебных программ по физической культуре преимущественно на 1-ую медицинскую группу здоровья детей и под-ростков, предусматривая относительно жёсткие нормативные требования к качеству выполнения практических нормативов (физических упражнений) и фактическим преобладанием детей и подростков, относящихся по состоянию здоровья (более чем на 80%) ко 11-ой медицинской группе;

- между необходимостью обеспечения учебному занятию физкультурно-познава-тельной направленности и фактическим «натаскиванием» детей и подростков на выполнение практических нормативов учебной программы (доминирование, исключительно, образовательной группы задач);

- между необходимостью повышения объёма двигательной активности обучающихся в режиме дня во внеучебное время через систему домашних заданий по физической культуре как дополнительный стимул приобщений их к регулярным, самостоятельным занятиям физическими упражнениями и отсутствием механизма как подбора упражнений и системы контроля, так и критериев оценки, соответственно;

- между необходимостью комплексного подхода к процедуре оценивания качества освоения обучающимися образовательной области «Физическая культура» (т.е. сочетания практического и теоретико-методического компонентов к формированию личной физической культуры обучающихся) и фактическим доминированием в оценке одностороннего, практического её компонента;

- между необходимостью оптимизации показателей преемственности в оценке со-

стояния физического здоровья детей и подростков для контроля качества организации здоровьеформирующей образовательной среды на ступени дошкольного и школьного образования и отсутствием единых показателей такой преемственности, а также системы контроля и критериев оценки соответственно;

- между необходимостью дифференцированного дозирования физической нагрузки на физкультурном занятии на физиологически оптимальном уровне с учётом реальных возможностей организма конкретного ребёнка и несовершенством механизма мониторинга состояния показателей физического здоровья детей и подростков на ступенях дошкольного и школьного образования.

В связи с этим становится очевидной необходимость поиска иного вари-анта построения модели физкультурного занятия, позволяющей в условиях образовательной организации осуществлять физическое воспитание современных детей и подростков, основываясь на научно-обоснованном и физиологически оптимальном уровне реализации их двигательных потребностей и гендерных возможностей организма, сохраняя и поддерживая ресурсные возможности организма [6; 7 и др.].

В качестве научного предположения мы выдвигаем следующую гипотезу. Если рассматривать модель построения физкультурного занятия в логике системного подхода как полноценную педагогическую систему со всеми основными системообразующими её компонентами, то эта модель должна строиться на четырёх базовых позициях:

- ПЕРВАЯ: построение физкультурного занятия начинается с его оптимального це-

леполагания, которое предопределяет его дальнейшее содержание и ожидаемый результат соответственно;

- ВТОРАЯ: эффективность учебно-воспитательного процесса по физической культуре на ступени дошкольного и школьного образования определяется содержанием системы планирования физкультурных занятий, а также графической формой записи как менее затратной и более информативной;

- ТРЕТЬЯ: оценка качества освоения обучающимися образовательной области «Физическая культура» на ступени школьного образования осуществляется через

систему комплексной рейтинговой оценки как механизма более демократичной и открытой процедуры оценивания [3];

- ЧЕТВЁРТАЯ: дозирование физической нагрузки в рамках физкультурного занятия равно как и коррекция двигательного режима детей и подростков осуществляется в строгом соответствии с результатами скрининг-диагностики состояния показателей физического здоровья конкретного ребёнка [2].

В основу данной концепции были положены следующие принципы:

- комплексного подхода к построению учебного занятия как целостной педагогической системы;

- учёта биологических закономерностей развития детского организма при дозировании физической нагрузки на физкультурном занятии;

- вариативности двигательных способно-

стей детей и подростков, а также характера физической нагрузки при построении целевой установки учебного занятия;

- здоровьеформирующей направленности учебного занятия по физической культуре на ступени как дошкольного, так и школьного образования, которая позволит осуществлять процесс физического воспитания детей и подростков без ущерба состоянию их здоровья (Рисунок 3).

Апробация модели физкультурного занятия, построенного на методологических принципах системного подхода, позволила получить определённые результаты:

1) построена методически обоснованная модель физкультурного занятия в виде целостной педагогической системы, обеспечивающая возможность детям и подросткам с разным уровнем состояния физического здоровья на обеих исследуемых ступенях образования, быть успешными в процессе освоения двигательного материала образовательной области «Физическая культура»;

2 ) успешно протестирована модель системы комплексной рейтинговой оценки качества освоения учащимися школьной ступени образования компетенций образовательной области «Физическая культура» как один из системообразующих компонентов модели физкультурного занятия, позволяя учащимся реализовывать (наряду с физическим) свой интеллектуальный потенциал;

3) успешно протестирована модель мониторинга физического здоровья детей и под-

Стратегия

Что? +

средства; методы; приёмы; формы контроля и организации

Зачтем?

Развитие

Как? +

Тактика

Направленность:

- образовательная

- оздоровительная

- воспитательная

Качественные изменения двигательных способностей

Рисунок 3 - Схема построения модели физкультурного занятия на основе системного подхода

ростков в возрастном интервале от 4-х до 17 лет включительно как один из системообразующих компонентов модели физкультурного занятия, позволяющая не только наблюдать и оценивать состояние показателей физического здоровья конкретного ребёнка, но и вносить (по необходимости) коррективы в его двигательный режим;

4) физкультурно-познавательная направленность физкультурного занятия позволила обеспечить поддержание биологических функций организма детей и подростков на оптимальном уровне их работоспособности, адекватной воздействиям дозированной физической нагрузки;

5) расширились границы отбора педагогом физической культуры двигательного материала для физкультурного занятия, позволяя выйти за рамки учебной программы и свести к минимуму зависимость качества учебного занятия от состояния его материально-технического обеспечения;

6) существенно повысилась (с 43,1% до 81,5%) мотивация учащихся с разным уровнем физического здоровья к регулярным занятиям физическими упражнениями как в учебное, так и во внеучебное время.

Таким образом, построение модели физкультурного занятия на основе концептуальных положений системного подхода не только обеспечивает целостность этого занятия как педагогической системы, но и органично вписывается в современные требования ФГОС к предметной области «Физическая

культура» как на дошкольной, так и школьной ступенях образования.

Библиографический список

1. Бойков Е. П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженеров-электромехаников водного транспорта: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. -Омск, 2001. - 20 с.

2. Головин О. В., Кончиц Н. С., Турыгин С. П. Состояние физического здоровья школьников и технология его комплексной оценки здоровья // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, изд-во НГПУ, 2013. - №3. - С. 18-23

3. Головин О. В. Рейтинговая система оценки на уроках физической культуры // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, изд-во НГПУ, 2013. - №5, - С. 143- 147.

4. Кучма В. Р., Сухарева Л. М, Рапопорт И. К. и др. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей). - М.: Изд-во Просвещение, 2011. - 79 с.

5. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. - М., Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009, - 357 с.

6. Eckerstorfer K. Alternative forms of movement as an expression of a new youth culture and its effects on a school sport // Physical education and sports of children and youth. Conferense proceedings. Bratislava, Slovak Scientific Society for Physical Education and Sports 1995, рр. 25-28.

7. Naul R. Concepts of Physical Education in Europe// Hardman, K. (ed.) Physical Education: Deconstruction and Reconstruction -Issues and Directions. Schorndorf: Hofmann. - 2003. - P.35- 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.