Научная статья на тему 'Рейтинговая система оценки на уроках физической культуры'

Рейтинговая система оценки на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1076
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕЙТИНГ ОБУЧЕННОСТИ / ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головин Олег Васильевич

Проблема объективной оценки результатов освоения школьниками образовательной области «Физическая культура» обусловлена, в первую очередь, противоречием между требованиями к качеству выполнения практических нормативов учебных программ по физической культуре и реальным состоянием физического здоровья современных школьников. Примечательно то, что все эти учебные программы ориенти-рованы на учащихся, преимущественно, основной (т.е. первой медицинской) группы здоровья. Однако, согласно данным из различных источников к учащимся с этой медицинской группой здоровья сегодня можно отнести не более 10% выпускников школ.что не может не отразиться ни на качестве оценки, ни на её объективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая система оценки на уроках физической культуры»

217 с.

4. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. -С. 64-68.

5. Жафяров А. Ж. Компетентностью модели развития детей, одаренных в области математики // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 3. - С. 192-201.

6. Жафяров А. Ж. Философские противоречия в интерпретациях понятий «компетенция» и «компетентность» // Философия образования. -2012. - № 1 (40). - С. 163-169.

7. Жафяров А. Ж. Модели формирования и повышения компетентности в процессе изучения темы «Линейная функция и ее приложения» // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№1 - С. 153-160.

УДК 371.7

Головин Олег Васильевич

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры факультета физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, golovin.o@ngs,ru, Новосибирск

рейтинговая система оценки на уроках физической культуры

Аннотация. Проблема объективной оценки результатов освоения школьниками образовательной области «Физическая культура» обусловлена, в первую очередь, противоречием между требованиями к качеству выполнения практических нормативов учебных программ по физической культуре и реальным состоянием физического здоровья современных школьников. Примечательно то, что все эти учебные программы ориенти-рованы на учащихся, преимущественно, основной (т.е. первой медицинской) группы здоровья. Однако, согласно данным из различных источников к учащимся с этой медицинской группой здоровья сегодня можно отнести не более 10% выпускников школ.что не может не отразиться ни на качестве оценки, ни на её объективности.

Ключевые слова: урок физической культуры; рейтинг обученности;предметные компетенции; системный подход к оценке.

Golovin Oleg Vasilyevich

Candidate of biology, associate professor of the department of theoretical bases ofphysical culture at the Novosibirsk state pedagogical university, golovin.o@ngs,ru, Novosibirsk

rating system of the assessment at lessons of physical culture

Abstract. The problem of an objective assessment of results of development by school students of the educational area "Physical culture" is caused, first of all, by a contradiction between requirements to quality of implementation of practical standards of training programs on physical culture and a real condition of physical health of modern school students. All these training programs are focused on pupils, mainly, the main (i.e. the first medical) groups of health is remarkable. However, according to data from various sources with this medical group of health today it is possible to carry no more than 10% of school graduates and it can't but be reflected neither in quality of an assessment, nor in its objectivity.

Keywords: lesson of physical culture; rating; subject competences; system approach to an assessment.

Современный школьник, стремящийся освоить то или иное двигательное действие (упражнение) на уроке физической культуры, не может это сделатьв силу разных причин, к которым, чаще всего, относится откровенно слабое фи-зическое здоровье, индивидуальные конституциональные особенности развития организма или просто элементарный страх.Данная ситуация порождает у этого ребёнка, наряду с физическим, ещё и определённый психологический диском-форт. Цена, которую большинство современных школьников платят заосво-ение программного материала по физической культуре - это показатели их физического и психического здоровья, динамика которых,оставляет желать лучшего [1].

Анализ материалов программно-методического обеспечения процесса физкультурного образования школьников показывает, что существующая система оценивания результатов их деятельности в процессе освоения предметных компетенций образовательной области «Физическая культура» остаётся достаточно субъективной [5; 6]. Отсутствие, как самого механизма, так и критериев объективной оценки результатов учебной деятельности, существенно снижают мотивацию школьников, как к самому уроку, так и двигательной активности, в целом [2]. Появившиеся в настоящее время противоречияв системе оценки качества освоения учащимися предметных компетенций образовательной области «Физическая культура» вызваны, по нашему мнению, кризисным состоянием всей системы школьного физического воспитания, неотъемлемым структурным компонентом которой она является. Эти противоречия обозначили явные несоответствия между необходимостью: комплексного (теоретико-методического и практического) подхода к формированию личной физической культуры школьника и, по существу, доминированием в оценке одностороннего, исключительно практического её компонента; обеспечения индивидуального и дифференцированного подходовучителяк оценке качества освоенных школьником предметных компетенций и отсутствием объективных критериев такой оценки;обеспечения объективности оценки качества освоенных ребёнком предметных компетенций на уроке физической культу-

ры и ее субъективностью, в зависимости от воли и желания учителя;повышения моти-вацииучащихся к сознательным, активным и систематическим занятиям физической культурой и сохраняющимся несовершенством механизма объективного оценивания.

Выявленные противоречия позволили нам исследовать проблему объективности оценки результатов деятельности учащихся в процессе освоения образовательной области «Физическая культура», разработать, протестировать ив течение 8 лет успешно адаптироватьсистему комплексной рейтинговой оценки (СКРО).

СКРО представляет собой комплекс контрольно-измерительных и оценочных материалов в рамках требований ФГОС с более чёткими критериями оценки уровня освоения, как теоретико-методических знаний, так и степени развития двигательных способностей учащихся, начиная со 2-го по 11-й класс, включительно. Сущность СКРО определяется рядом базовых положений. Комплексный подход предполагает, что оценка качества освоенных школьниками предметных компетенций образовательной области «Физическая культура» носит интегрированный характер, отражая их содержание (знает; умеет, владеет), детерминированный двумя основными компонентами: «Практическим» и «Теоретико-методическим». Удельный вес первого компонента в оценке составляет 2/3 от целого. Вторым интегрированным компонентом оценки является «Теоретико-методический». Он, включая только одну, но обязательную группу показателей в виде тестового контроля, составляет 1/3 от целого и занимает по времени лишь один урок,предполагая оценку качества освоения школьниками основ теоретических знаний образовательной области «Физическая культура». Рейтинг обученности, как категория педагогической квалиметрии, предоставляет возможность каждомушкольнику набирать «рейтинговые (количественные) баллы» по всем трём группам показателей, что может служить основанием для более объективной оценки качества освоения им учебного материала по физической культуре в сравнении с другими учащимися класса [3; 4]. Право выбора создаёт благоприятные психолого-педагогические предпосылки, позволяющие каждомушкольнику учиться, самостоятель-

нопринимать решение при определении приоритетности тех или иных показателей(во всех трёх группах), подлежащих оценке, рейтинговые баллы в которых являются более высокими относительно других показателей. Открытость предполагает, что в процессе процедуры оцениваниямеждуу-чителем и учеником выстраивается определённая система «партнёрских отношений». Доступность предполагает отсутствие необходимости использовать сколько-нибудь сложное физкультурно-спортивное оборудование, а также технически сложные физические упражненияв домашних условиях при выполнении школьниками самостоятельно домашнего задания. Индивидуальный и дифференцированный подходы в оценке предполагают, с одной стороны, учёт индивидуальных способностей конкретного школьника, а также морфофункциональных возмож-ностейего организма при выполненииим контрольных заданий по всем трёмгруппам показателей, а с другой - дают ему возможность компенсироватьболее низкие рейтинговые баллы, полученныев одной из групп показателей более высокимив другой.

Весь учебный процесс по физической культуре нами был преобразован (по сессионному принципу) в четыре последовательно взаимосвязанных между собой образовательных модуля, которые полностью совпадают с границами каждой учебной четверти. Каждый образовательный модуль структурно включал три фазы: «Погружение»; «Самостоятельные занятия школьников» и «Контрольная неделя». Встроенная в логику организации учебного процесса, «Контрольная неделя» (КН) завершает каждый образовательный модуль. Это говорит о том, что учащиеся с разным состоянием физического здоровья могут относительно свободно (по мере способностей и возможностей организма) осваивать учебный материал, как на уроках, так и во внеучебное время, зная о том, что в конце каждого образовательного модуля (учебной четверти) их ожидают контрольные испытания. Данное положение, на наш взгляд, существенно снимает их психологическое напряжение в процессе освоения учебного материала.

Исследования показывают, что из общего числа двигательных способностей для детей школьного возраста, с учётом сенси-

тивной активности функций их организма на каждой из ступеней образованиянаиболее предпочтительным, является развитие скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, ловкости, а также общей и силовой видов выносливости [5; 6]. Подбор и чередование этих двигательных способностей по образовательным модулям учебного года может меняться (это право учителя), в зависимости от возрастной группы школьников, гендерных особенностей, биологических закономерностей развития детского организма, состояния материально-технического обеспечения образовательного процесса, а также общего уровня физической подготовленности школьников.

Вначале каждого образовательного модуля учитель физической культуры информирует школьников разных возрастных групп о контроле конкретных двигательных способностей поокончании модуля. Для этого в рамках уроков физической культуры на протяжении четверти он предлагает учащимся к освоению различные физические упражнения, способствующие развитию этих двигательных способностей. На момент контрольных испытанийу каждого школьника, вне зависимости от состояния его физического здоровья, есть право и возможность выбрать и продемонстрировать учителю для оценки тофизическое упражнение из числа освоенных, как на уроках физической культуры, так и в домашних условиях, которое у него получается лучше, чем другие.

Из трёх выполненных школьником контрольных физических упражнений для оценки, соответственно, трёх конкретных двигательных способности в каждой из двух групп показателей практического компонента,в зачёт идёт подва лучших (по количеству рейтинговых баллов)результата в каждой из групп. При этом, максимально возможная рейтинговая сумма баллов, которую школьник может набрать за выполнение одного упражнения, равна 10. Эта величина-складывается по пяти основным показателям, определяющим качество выполнения упражнения: «Прилежание»; «Мотивация»; «Соответствие требованиям учебной программы»; «Основы техники выполнения» и «Результативность», где максимальная стоимость каждого из них равна двум баллам. При этом все эти показатели имеют

единую критериальную шкалу от 0 до 2,0 с пошаговым интервалом 0,5 балла и соответствующими требованиями по каждому из интервалов (Таблица 1). Таким образом, максимально возможная рейтинговая сумма баллов, которую может набрать школьник за выполнение двух зачётных физических упражненийпо одной группе показателей практического блока будет равна 20. Столько же баллов он может набрать и за выполне-ниедвух зачётных физических упражнений домашнего задания. В результате, общая, максимально возможная, сумма баллов, которую школьник может набрать по двум группам показателей будет равна 40.

Задания тестового контроля теоретико-методического компонента, подготовка к которым осуществляется школьниками самостоятельно в домашних условиях при помощи различных литературных источников (учебников и пособий по физической культуре, интернета и др.) имею свои отличия. Эти отличия касаются содержания (со-

гласно образовательным модулям), количества и степени сложности, в зависимости от ступени образования школьников и класса. Содержание этих заданий подобрано в соответствии с требованиями обязательного минимума освоения учащимися теоретических сведений предметных компетенций образовательной области «Физическая культура».

Количество тестовых заданий на каждой ступени обучения имеет фиксированную величину. На начальной ступени - их 10. При этом, как по содержанию, так и по степени сложности, все они имеют отличия в каждом образовательном модуле учебного года и в каждой параллели классов. На второй ступени количество тестовых заданий увеличивается вдвое и составляет 20. На уровне третьей ступени количество тестовых заданий составляет уже 30.

Оценка качества освоения школьниками основ теоретических знаний осуществляется по процентному соотношению количества правильных ответов от общего коли-

Таблица 1 - Показатели рейтинговой оценки качества освоения школьниками физического упражнения

Показатели Рейтинговая шкала (в баллах)

0 0,5 1,0 1,5 2,0

Прилежание Отказывается Выполняет Выполняет Выполняет Выполняет

выполнять упражнение упражнение, упражнение, упражнение,

упражнение небрежно проявляя определённое старание проявляя старание проявляя ответственное отношение

Мотивация Желание вы- Выполняет Выполняет Выполняет Выполняет

полнятьуп- упражнение упражнение упражнение, упражнение

ражнение только при на- без внешне- сознавая необхо- , проявляя

отсутствует личии внешнего стимула (похвала учителя) го стимула в основном с настроением димость в этом сознательное отношение

Соответствие Не соот- Отдельные при- В основном Соответствует Несколько

требованиям ветствует знаки соответ- соответствует требованиям превышает

учебной про- требованиям ствия требова- требованиям учебной про- требования

граммы учебной про- ниям учебной учебной про- граммы учебной про-

граммы программы граммы граммы

Основы тех- Отсутствие Грубые ошибки Замечания к Отдельные Упражнение

ники выполне- признаков в технике технике выпол- недочёты в выполняется

ния упражне- техники выполнения нения упраж- технике вы технически

ния выполнения упражнения упражнения нения полнения упражнения правильно

Результатив- Не выполня- Несколько ниже Выполняет Выполняет нор- Выполняет

ность ет норматив- оценки «удов- нормативные мативные требо- нормативные

ных требова- летворительно» требования на вания на оценку требования на

ний оценку «удовлетворительно» «хорошо» оценку «отлично»

_МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ_

Таблица 2 - Схема диверсификации рейтинговой (бальной) оценки качества обученности школьников по физической культуре в отметочную систему

Ступени образования Процентноесоотношение к единице (%) Сумма баллов Отметка

Начальная школа менее 53 53-69 70-85 более 85 менее 106 106=138 139-170 более 170 «неудовлетворительно» «удовлетворительно» «хорошо» «отлично»

Основная школа

Средняя (полная) школа

чества тестовых заданий. Все правильные ответы тестового задания в каждом модуле берутся за единицу (т. е. 100%). Стоимость каждой единицы равна 10 баллам, что соответствует максимально возможному количеству баллов. Если ребёнок набирает менее 40% правильных ответов на любой ступени образования, в зависимости от возрастной группы, он получает только 2 балла из 10 возможных. Коридор от 40 до 54% правильных ответов обеспечивает ему 4 балла; от 55 до 69% - 6 баллов; от 70 до 85% -8 баллов и более 85% правильных ответов -10 баллов, соответственно.

Результатом КН каждого из 4-х образовательных модулей является рейтинговая оценка качества обученности школьников, выраженная в сумме баллов, которую он набирает по трём видам испытаний: двум практическим и одному теоретическому. Таким образом, максимально возможная рейтинговая сумма баллов для одного школьника на промежуточной аттестации в каждом из 4-х модуле будет равна 50 баллам (20 + 20 + 10). Соответственно, за весь учебный год (4 образовательных модуля) эта сумма для него максимально может составить 200 баллов (т.е. 100%).

Итоговая аттестация школьников по физической культуре представляет собой рейтинговую сумму баллов конкретного ребёнка, набранную им по результатам КН в каждом из 4-м образовательных модулей, которая без особого труда методом процентного соотношения переводится в отметку и выставляется в журнал (Таблица 2).

Таким образом, СКРО, являясь мощным социально-психологическим механизмом самоорганизации, инициативности и активности школьниковпозволяет: во-первых, сделать их активными участниками формирования собственной оценки качества освоения предметных компетенций образовательной области «Физическая культура», существенно повышая её объективность; во-вторых, повысить их самооценку иуверенность в своих силах(практических умениях, подкреплённых теоретическимизнаниями) и во-вторых,ответственность за качество выполнения домашнего задания по физической культуре.

Библиографический список

1. Головин О. В. Базовые принципы построения системы комплексной рейтинговой оценки личной физической культуры ребенка.- Томск -2011 - С. 115- 116.

2. Головин О. В., Кончиц Н. С., Турыгин С. П. Состояние физического здоровья школьников и технология его комплексной оценкиздоровья // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, изд-во НГПУ, 2013,- №3. - С. 18-23

3. Горбунова Л. Н. Внедрение рейтинговой системы контроля знаний // Среднее проф. образование. -2000. - №11. - С. 6-9

4. Григорьева Г. В. Диагностика знаний с использованием динамического рейтинга: учебное пособие. - Челябинск: из-во ЮУрГУ, 2001. - 123 с.

5. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. -М., Просвещение, 2004. - 126 с.

6. Матвеев А. П., Петрова Т. В. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. - М., Дрофа, 2001. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.