ность для всех участников данного мероприятия.
5 февраля 1999 г. на базе медицинского факультета было проведено пленарное заседание февральских педагогических чтений, на котором заведующий кафедрой госпитальной терапии доцент А. А. Александровский рассказал об опыте организации телевизионных мостов с ведущими медицинскими центрами Москвы. Данный метод телевизионной связи в республике пока только внедряется. Он позволяет проводить кон-
слушать лекции известных специалистов и, наконец, осуществлять так называемое дистанционное обучение специалистов.
Заведующий кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения доцент Н. Д. Козин поделился опытом применения компьютерной техники в учебном и научном процессах, составлении и хранении банка данных, касающихся успеваемости, посещаемости студентов, и других материалов. В работе данной конференции также участвовали преподаватели медучилищ. Таким образом, преемственность обучения и интеграция между медучилищами и медицинским факультетом университета с каждым годом приобретают более конкретный характер.
Н. М. ИВАНОВ, руководитель научно-методической секции медицинского образования РУО, профессор
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПКППРО МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА
Факультету повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования исполнилось двенадцать лет. За это время здесь было подготовлено в качестве резерва организаторов системы образования свыше 200 чел., прошли повышение квалификации 4 800 чел., профессиональную переподготовку — 1 050 чел.
Организационная структура
ФПКППРО включает три отделения: организаторов образования, психологии и социальной работы. Успешно функционирует кафедра управления системой образования, где ведется серьезная научно-исследовательская работа по проблеме „Прогнозирование и моделирование новых систем образования^ Результатом научных исследований явились разработка и внедрение в практику альтернативных образовательных учреждений. Это школа-лицей № 4 физико-математического профиля: школа-комплекс № 31 — медицинского; Ардатовская средняя школа — экономико-правоведческого; республиканская многопрофильная университетская академическая гимназия, где образование осуществляется по профилям: экономико-правовому, медико-биологическому, физико-техническому, на-
ционально-культурологическому, агротехническому, психолого-педагогическо-му. Проект последней модели получил международный грант II категории Фонда Дж. Сороса.
На кафедре развернута аспирантура как для преподавателей, так и для работников системы образования. За последние пять лет здесь подготовлено и защищено 7 кандидатских
диссертации.
Для чтения лекций приглашаются авторитетные ученые из Москвы, педагоги-новаторы, а также работники Минобразования, МВД, Минздрава, ГУО, РОО и других организаций.
Система обучения на факультете является одновременно и многовариантной и многовариативной. Обучение осуществляется:
а) на базе высшего образования — 1 год (подготовка практических психологов и соцработников);
б) на базе среднего специального образования по укороченной системе обучения — 3,5 года (подготовка психологов и соцработников).
Кроме того, здесь действуют:
— двухмесячные курсы повышения квалификации организаторов образова-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
і I
(дошкольных,
тельных учреждении
школ, ПУ. ССУЗов);
— четырехмесячные курсы по подготовке резерва (менеджеров образования);
— двухмесячные курсы повышения квалификации преподавателей по перспективным направлениям (валеологии, экологии, экономике, правоведению, риторике, религиоведению, МХК);
— двухнедельные — по заявке отраслевого министерства, ГУО, РОО.
В последнее время в практику преподавания на факультете вводятся новые педагогические технологии и инновационные системы обучения. Среди них такие, как семестровая, интегрированная, дистат но-модульная, вахтовая, блочно-модульная системы, УДЕ (укрупненные дидактические единицы), „тур-технология“ „маршрутно-профсссио-нальный консилиум“, ссминары-„тре-
нинги“, семинары-„погружения“ обучение в малых группах, объединение слушателей по вертикали (по спецдисцип-линам); „индивидуальная траектория“ (план) и др.
В перспективе нам предстоит работа с дошкольными образовательными учреждениями, ПУ и ССУЗами. Это налагает на преподавателя кафедры управления системой образования особую ответственность за разработку учебных программ и психодиагностических методик, организацию экспериментальных площадок и филиалов кафедры на базе лучших детских садов, ПУ и средних специальных учебных заведений.
Преподаватели факультета всегда в поиске. Они полны оптимизма, что по-
зволяет им вносить определенный вклад в решение проблем системы образования.
М. К. РУНКОВА, декан ФПКППРО МГУ
им. П. II. Огарева, профессор
В ПОМОЩЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЯМ
Уровень и темпы развития научно-технического п рогрссса, конкурентоспособность промышленной продукции во многом определяются степенью новизны и оригинальности заложенных в технические системы решений. Известно, что образовательный процесс независимо от уровня образования предполагает развитие у учащихся навыков творческого мышления и использование накопленной суммы знаний. Однако методология творческой деятельности в области техники в большинстве учебных заведений не преподается. Одной из основных причин этого является отсутствие соответствующих учебников и пособий.
Нами на протяжении более десяти лет собирался и обрабатывался материал по методам технического творчества с целью подготовки пособия, доступного для понимания как школьников, так и учащихся ПУ. техникумов, колледжей, студентов вузов. Для отработки методологии пособие, названное нами „Основы технического и изобретательского творчества“, „обкатано“ в течение нескольких лет в Саранском городском естественно-
техническом лицее и на физическом факультете Мордовского госуниверситета.
Материал пособия изложен так, что читатель постепенно осваивает методы технического творчества, начиная от самых элементарных и заканчивая наиболее сложным — „Алгоритмом решения изобретательских задач“ В частности, излагается суть приемов активизации творческого мышления: мозговой штурм, морфологические матрицы, метод фокальных объектов, ассоциаций. Затем приводится обширный перечень эвристических приемов. Для практического их использования достаточно знаний на уровне 7 — 8-го классов. Большая часть приемов иллюстрируется примерами. Далее кратко раскрывается суть ряда законов развития технических систем, знание которых необходимо при создании новой техники.
Поскольку высшим уровнем технического решения является патентоспособное решение, в пособии приводятся характерные признаки понятия „изобретение“
и сведения о международной системе классификации изобретений.