Научная статья на тему 'Основные направления деятельности фпкппро Мордовского госуниверситета'

Основные направления деятельности фпкппро Мордовского госуниверситета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности фпкппро Мордовского госуниверситета»

ность для всех участников данного мероприятия.

5 февраля 1999 г. на базе медицинского факультета было проведено пленарное заседание февральских педагогических чтений, на котором заведующий кафедрой госпитальной терапии доцент А. А. Александровский рассказал об опыте организации телевизионных мостов с ведущими медицинскими центрами Москвы. Данный метод телевизионной связи в республике пока только внедряется. Он позволяет проводить кон-

слушать лекции известных специалистов и, наконец, осуществлять так называемое дистанционное обучение специалистов.

Заведующий кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения доцент Н. Д. Козин поделился опытом применения компьютерной техники в учебном и научном процессах, составлении и хранении банка данных, касающихся успеваемости, посещаемости студентов, и других материалов. В работе данной конференции также участвовали преподаватели медучилищ. Таким образом, преемственность обучения и интеграция между медучилищами и медицинским факультетом университета с каждым годом приобретают более конкретный характер.

Н. М. ИВАНОВ, руководитель научно-методической секции медицинского образования РУО, профессор

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПКППРО МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА

Факультету повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования исполнилось двенадцать лет. За это время здесь было подготовлено в качестве резерва организаторов системы образования свыше 200 чел., прошли повышение квалификации 4 800 чел., профессиональную переподготовку — 1 050 чел.

Организационная структура

ФПКППРО включает три отделения: организаторов образования, психологии и социальной работы. Успешно функционирует кафедра управления системой образования, где ведется серьезная научно-исследовательская работа по проблеме „Прогнозирование и моделирование новых систем образования^ Результатом научных исследований явились разработка и внедрение в практику альтернативных образовательных учреждений. Это школа-лицей № 4 физико-математического профиля: школа-комплекс № 31 — медицинского; Ардатовская средняя школа — экономико-правоведческого; республиканская многопрофильная университетская академическая гимназия, где образование осуществляется по профилям: экономико-правовому, медико-биологическому, физико-техническому, на-

ционально-культурологическому, агротехническому, психолого-педагогическо-му. Проект последней модели получил международный грант II категории Фонда Дж. Сороса.

На кафедре развернута аспирантура как для преподавателей, так и для работников системы образования. За последние пять лет здесь подготовлено и защищено 7 кандидатских

диссертации.

Для чтения лекций приглашаются авторитетные ученые из Москвы, педагоги-новаторы, а также работники Минобразования, МВД, Минздрава, ГУО, РОО и других организаций.

Система обучения на факультете является одновременно и многовариантной и многовариативной. Обучение осуществляется:

а) на базе высшего образования — 1 год (подготовка практических психологов и соцработников);

б) на базе среднего специального образования по укороченной системе обучения — 3,5 года (подготовка психологов и соцработников).

Кроме того, здесь действуют:

— двухмесячные курсы повышения квалификации организаторов образова-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

і I

(дошкольных,

тельных учреждении

школ, ПУ. ССУЗов);

— четырехмесячные курсы по подготовке резерва (менеджеров образования);

— двухмесячные курсы повышения квалификации преподавателей по перспективным направлениям (валеологии, экологии, экономике, правоведению, риторике, религиоведению, МХК);

— двухнедельные — по заявке отраслевого министерства, ГУО, РОО.

В последнее время в практику преподавания на факультете вводятся новые педагогические технологии и инновационные системы обучения. Среди них такие, как семестровая, интегрированная, дистат но-модульная, вахтовая, блочно-модульная системы, УДЕ (укрупненные дидактические единицы), „тур-технология“ „маршрутно-профсссио-нальный консилиум“, ссминары-„тре-

нинги“, семинары-„погружения“ обучение в малых группах, объединение слушателей по вертикали (по спецдисцип-линам); „индивидуальная траектория“ (план) и др.

В перспективе нам предстоит работа с дошкольными образовательными учреждениями, ПУ и ССУЗами. Это налагает на преподавателя кафедры управления системой образования особую ответственность за разработку учебных программ и психодиагностических методик, организацию экспериментальных площадок и филиалов кафедры на базе лучших детских садов, ПУ и средних специальных учебных заведений.

Преподаватели факультета всегда в поиске. Они полны оптимизма, что по-

зволяет им вносить определенный вклад в решение проблем системы образования.

М. К. РУНКОВА, декан ФПКППРО МГУ

им. П. II. Огарева, профессор

В ПОМОЩЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЯМ

Уровень и темпы развития научно-технического п рогрссса, конкурентоспособность промышленной продукции во многом определяются степенью новизны и оригинальности заложенных в технические системы решений. Известно, что образовательный процесс независимо от уровня образования предполагает развитие у учащихся навыков творческого мышления и использование накопленной суммы знаний. Однако методология творческой деятельности в области техники в большинстве учебных заведений не преподается. Одной из основных причин этого является отсутствие соответствующих учебников и пособий.

Нами на протяжении более десяти лет собирался и обрабатывался материал по методам технического творчества с целью подготовки пособия, доступного для понимания как школьников, так и учащихся ПУ. техникумов, колледжей, студентов вузов. Для отработки методологии пособие, названное нами „Основы технического и изобретательского творчества“, „обкатано“ в течение нескольких лет в Саранском городском естественно-

техническом лицее и на физическом факультете Мордовского госуниверситета.

Материал пособия изложен так, что читатель постепенно осваивает методы технического творчества, начиная от самых элементарных и заканчивая наиболее сложным — „Алгоритмом решения изобретательских задач“ В частности, излагается суть приемов активизации творческого мышления: мозговой штурм, морфологические матрицы, метод фокальных объектов, ассоциаций. Затем приводится обширный перечень эвристических приемов. Для практического их использования достаточно знаний на уровне 7 — 8-го классов. Большая часть приемов иллюстрируется примерами. Далее кратко раскрывается суть ряда законов развития технических систем, знание которых необходимо при создании новой техники.

Поскольку высшим уровнем технического решения является патентоспособное решение, в пособии приводятся характерные признаки понятия „изобретение“

и сведения о международной системе классификации изобретений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.