Научная статья на тему 'Интегрирующая роль университета в современном региональном социуме'

Интегрирующая роль университета в современном региональном социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаркин Н. П.

16-17 апреля в Саранске на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева состоялось выездное заседание Поволжского отделения Российской академии образования. На заседании с докладом «Университет центр интеграции образования, науки и культуры в регионе» выступил ректор университета профессор Н.П. Макаркин. В данной статье приводятся основное содержание доклада и схемы, иллюстрирующие его ключевые моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрирующая роль университета в современном региональном социуме»

№ 2,2007 1МЯМШ

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ

Н. П. Макаркин, ректор МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

16—17 апреля в Саранске на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева состоялось выездное заседание Поволжского отделения Российской академии образования. На заседании с докладом «Университет — центр интеграции образования, науки и культуры в регионе» выступил ректор университета профессор Н. П. Макаркин. В данной статье приводятся основное содержание доклада и схемы, иллюстрирующие его ключевые моменты.

В течение всей истории цивилизации отчетливо проявляется устойчивая тенденция усиления роли образования и науки в развитии общества. И это закономерно, ибо человеческий разум непрерывно расширяет фронт и глубину познания объективного мира, ускоряя процесс обновления информации. Именно поэтому в современных условиях неуклонно возрастает роль высших учебных заведений, и прежде всего университетов как центров интеграции образования, науки и культуры, в решении задач технологического и социально-экономического развития. Опыт таких стран, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция, а теперь Китай и Индия, свидетельствует о том, что создание конкурентоспособной национальной экономики зависит не от масштабов природных, трудовых и золотовалютных ресурсов страны, а от того, как активно вовлекается в производство интеллектуальный потенциал, насколько последовательно и эффективно осуществляется инновационная политика.

В инновационном развитии ключевая роль всегда отводилась и отводится университетам, которые выступают как научно-образовательные кластеры, решающие две основные для высокотехнологического развития задачи: они обеспечивают, во-первых, кадровое обслуживание инновационной системы страны в целом, в том числе регионов и отдельных хозяйствующих субъектов, во-вторых, научное сопровождение инновационного процесса, выступая в качестве ге-

нератора и распространителя новых знаний в различных сферах деятельности.

Складывающиеся условия развития современной России формируют свои причины, по которым важное значение придается качественной реализации образовательной, научной и социокультурной функций высших учебных заведений. В стране в последние 10—15 лет усилению роли вузовского сектора науки, а следовательно, и университетов способствовало обвальное ослабление отраслевого сектора. В 90-е годы прошлого века в связи с резким снижением потребности промышленности в научно-технических разработках более чем в 2 раза сократилось количество конструкторских бюро и в 4 раза — проектных организаций. Произошел отток кадров и из академического сектора науки, что, безусловно, негативно отразилось на его потенциале. Необходимо иметь в виду, что во многих субъектах Российской Федерации академический сектор науки не представлен, поэтому ведущую научноинновационную роль здесь играют вузы.

В связи с усиливающейся межрегиональной и международной конкуренцией товаропроизводителей и вхождением России во Всемирную торговую организацию возрастают требования к вузовской науке в решении задач инновационного развития со стороны региональных и местных властей и бизнес-сообщества.

Россия — многонациональная страна, в составе которой имеются национальные республики, автономные окру-

© Н. П. Макаркин, 2007 3

га и область. Государственная и региональная политика ориентирована на сохранение и развитие национальной культуры, языка, литературы, традиций народов, проживающих на этих территориях. В ее реализации огромная ответственность лежит на вузах, и прежде всего на университетах национально-территориальных образований. Таким образом, вузовская система превращается в локомотив технологического, социально-экономического и культурного развития регионов. Выступая в таком качестве, университеты становятся интеграторами сфер образования, науки, производства и культуры, что особенно отчетливо проявляется в Республике Мордовия, где находится один из крупнейших многопрофильных классических университетов Приволжского федерального округа и России — Мордовский государственный университет.

В системе высшего образования Республики Мордовия университет занимает ведущее место. В нем обучаются примерно три четверти всех студентов дневного отделения вузов республики и работают более 80 % всех кандидатов и докторов наук, проживающих в Мордовии. При университете функционируют многие межрегиональные и региональные структуры научно-инновационного, образовательного и социокультурного назначения. Этим предопределяется роль университета как основного центра интеграции образования, науки и культуры республики.

В рейтинге классических университетов России Мордовский университет входит в состав 20 лучших. В проводившихся в 2004 и 2005 гг. конкурсах «Золотая медаль „Европейское качество“» он был в числе лауреатов в номинации «100 лучших вузов». В 2005 г. наш вуз стал дипломантом проводимого Минобрнауки РФ конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». В аналогичном конкурсе 2006 г. он стал лауреатом.

С целью более детального анализа интегрирующей роли университетского

комплекса далее он рассматривается в виде совокупности относительно обособленных блоков (систем) по основным направлениям деятельности, или основным функциям, и блоков (систем), обеспечивающих их реализацию, т. е. инфраструктурных. Особое место отводится впервые созданному на базе Мордовского университета Региональному учебному округу. Исходя из поставленной цели все аспекты деятельности вуза рассматриваются с точки зрения раскрытия его роли как интегратора в сфере образования, науки и культуры.

Образовательный блок

Образовательный блок университетского комплекса обеспечивает несколько уровней подготовки кадров и включает в себя системы довузовского, вузовского, послевузовского и дополнительного образования. Общий контингент обучающихся в университете составляет более 35 тыс. чел., обучение ведется по 344 образовательным программам.

В системе довузовского образования, структура которого представлена на рис. 1, обучаются около 3 тыс. чел., в том числе по 6 образовательным программам среднего профессионального образования — более 700 чел. В состав университета как образовательные структуры, сохраняющие право юридического лица, входят Республиканская многопрофильная академическая гимназия и Саранский городской естественнотехнический лицей, которые учебно-методически тесно интегрированы с университетом и находятся на его территории. Система довузовской подготовки рассматривается как важный фактор интеграции университета с общеобразовательной и средней профессиональной школой. Филиалы и представительства факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования работают во всех крупных районах Мордовии, оказывая учебно-методическую и научную помощь образовательным учреждениям и осуществляя отбор

5

№ 2, 2007

наиболее талантливой молодежи для поступления в высшие учебные заведения.

Определяющей лицо вуза и наиболее масштабной в университете является система высшего профессионального образования, в которой по 115 образовательным программам обучаются более 27 тыс. чел. По уровням образовательные программы распределяются следующим образом: бакалавриат — 33, спе-циалитет — 70 и магистратура — 12. Подготовку кадров ведут 11 факультетов (без факультетов системы дополнительного и довузовского образования),

5 учебных институтов (без Института повышения квалификации и переподготовки кадров — ИПКПК), 3 филиала и 7 представительств. Учебный процесс осуществляют 156 кафедр.

Представленная на рис. 2 укрупненная структура системы высшего образования нетипична для российских университетов, поскольку включает в свой состав факультеты и институты по тем направлениям подготовки, которые в России не принято включать в структуру классических университетов и которые в других субъектах РФ реализуются самостоятельными высшими учебными заведениями. Например, в составе университета — аграрный и машиностроительный институты, институты национальной культуры, механики и энергетики, медицинский факультет, факультет электронной техники, архитектурно-строительный факультет.

Подобная многопрофильная структура, во-первых, позволяет практически полностью удовлетворять потребности республики в кадрах с высшим образованием, так как другие вузы и их филиалы дублируют специальности, по которым готовит специалистов университет. Во-вторых, она позволяет университету поддерживать и развивать научно-образовательные и деловые отношения со всеми предприятиями и организациями производственной и непроизводственной сфер республики. Участие в работе ученых и попечительских советов институ-

тов и факультетов представителей республиканских и местных органов власти, работодателей способствует укреплению взаимовыгодного сотрудничества и превращению университета в интегрирующий центр обсуждения и решения проблем подготовки для республики кадров с высшим образованием.

В системе послевузовского профессионального образования обучаются более 1,5 тыс. чел. по 154 образовательным программам, которые по уровням подготовки распределяются следующим образом: интернатура — 14; ординатура— 25; аспирантура — 97; докторантура — 18.

Ежегодный прием в клиническую интернатуру составляет 150—160 чел., в клиническую ординатуру — 70—80. Интернатура и ординатура играют большую роль в интеграции медицинской науки и практики, превращая медицинский факультет вместе с действующей при нем системой повышения квалификации в республиканский центр медицинского образования. В 2006 г. около 70 % обучающихся в клинической интернатуре и ординатуре по специальностям «Терапия» и «Педиатрия» готовились для работы в амбулаторно-поликлиническом звене. Помимо этого здесь ведется подготовка иностранных граждан из Камеруна, Сирии, Египта, Пакистана, Йемена, Шри-Ланки, Непала, Судана.

В аспирантуре и докторантуре университета обучаются около 700 чел., кроме того, 540 чел. являются соискателями, прикрепленными для работы над диссертациями и для сдачи кандидатских экзаменов. В настоящее время эффективность аспирантуры составляет 43 %. Достаточно высокой эффективности работы аспирантуры и докторантуры способствует наличие в университете 14 советов по защите диссертаций, из которых 10 — докторские.

В последние годы в связи с возрастающей потребностью в повышении квалификации и переподготовке кадров и в свете происходящего снижения чис-

А

№ 2, 2007

ленности выпускников 11-х классов общеобразовательной школы в университете огромное внимание обращается на развитие системы дополнительного образования. Обучение здесь ведется по 69 образовательным программам. С 2001 по 2006 г. выпуск слушателей по программам дополнительного образования увеличился в 3,3 раза — с 2 383 до 7 819 чел., значительно превысив выпуск студентов, получающих первое высшее образование.

Университетская система дополнительного профессионального образования интегрирует и выполняет практически всю проводимую в республике работу в данном направлении (рис. 3). Этому способствует тот факт, что при университете действуют Мордовский республиканский центр повышения квалификации и переподготовки кадров и разветвленная сеть факультетов, центров, школ и курсов по повышению квалификации и переподготовке кадров.

Научно-инновационный блок

В региональной инновационной системе научно-инновационному блоку университета принадлежит ключевая интегрирующая роль в связи с тем, что, во-первых, в нем сосредоточен основной научный потенциал республики и, во-вторых, многочисленные его подразделения в совокупности выступают в качестве активного интегратора академического, вузовского и отраслевого секторов науки, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер. Именно по этим причинам на базе университета в свое время был создан Мордовский республиканский центр науки и образования.

Фундаментальные и прикладные исследования в университете проводятся в рамках 28 отраслей наук, которые соответствуют приоритетным направлениям развития науки и техники РФ, региона, перечню критических технологий РФ, основным направлениям политики РФ в

области развития инновационной системы на период до 2010 г. и профилю подготовки специалистов в университете. Это позволяет шире использовать научный потенциал вуза на федеральном и региональном уровнях. Например, в 2006 г. ученые университета приняли участие в выполнении 15 федеральных целевых, отраслевых, региональных и других программ (в 2005 г. — в 18, в 2004 г. — в 17). Среди них — Федеральная программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002—

2006 годы», аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006— 2008 годы)», отраслевая научно-техническая программа Рособразования РФ «Безопасность образовательного учреждения», «Целевая программа развития образования на 2006—2010 годы». Среди межведомственных программ можно выделить научную программу «Разработка и внедрение в медицинскую практику РАН новых методов и средств диагностики и лечения онкологических заболеваний», выполняющуюся по заказу Правительства Москвы, Российской академии наук и Минобрнауки РФ. По поручению Федерального агентства по образованию выполнен проект «Развитие комплексной системы управления качеством научно-исследовательской работы в университетском комплексе (школа — лицей — колледж — вуз), ее организационное, методическое и нормативное сопровождение». Региональные научно-технические программы («Программа реформирования региональных финансов Республики Мордовия на 2006—

2007 годы», «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РМ» и др.) выполнялись по заказам Правительства, министерств и ведомств Республики Мордовия.

23 научные школы университета прошли экспертизу в региональном центре научно-технической экспертизы при Санкт-Петербургском государствен-

6

№ 2, 2007

ном электротехническом университете «ЛЭТИ» и включены в базу данных научных коллективов, претендующих на статус ведущих.

Обострение межстрановой конкуренции в технологическом развитии экономик требует от университетов усиления внимания к решению таких важных для роста инновационного потенциала задач, как:

— выбор перспективных с точки зрения реального влияния на экономику направлений научных исследований;

— обеспечение единства научной работы и учебного процесса;

— формирование у будущих специалистов компетенций, необходимых для работы в инновационной сфере;

— развитие сети инновационных предприятий, материализующих результаты научных исследований.

За 2004—2006 гг. подготовлены для внедрения более 200 разработок (опытные образцы приборов, технологии, оборудование) для различных отраслей хозяйственного комплекса Мордовии и России.

В целях создания вуза инновационного типа в последние годы активно развивается инновационная инфраструктура университета. Например, были открыты бизнес-центр при НИИ экономики, бизнес-инкубатор, региональные информационно-аналитические центры, Межрегиональный центр трансфера технологий. В 2006 г. ученые университета приняли участие в программе «Старт», реализуемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, при поддержке которого на основе разработок университета созданы 4 малых предприятия. Стратегическое партнерство вуза и предприятий региона различных отраслей промышленности выразилось в создании 19 научнотехнических центров.

Все функционирующие в университете уникальные научно-образовательные объекты имеют важное значение для республики, поскольку у большинства из них нет аналогов в Мордовии. Такими являются региональные центры коллек-

тивного пользования уникальной научной аппаратурой, испытательные полигоны, биологическая станция «Сура», ботанический сад, включенный в перечень ботанических садов мира, 11 научных музеев, которые ведут важную научную и просветительную работу.

Заметную интегрирующую роль в Мордовии играют телекоммуникационные сети и учебно-научные центры университета.

В составе университета 7 научно-исследовательских институтов, которые в сотрудничестве с научными и образовательными учреждениями других регионов, органами власти и структурами бизнес-сообщества ведут исследования в соответствии со своим профилем. На рис. 4 представлены их основные связи с органами исполнительной власти РМ, с отраслевыми и академическими НИИ.

Университет не только поддерживает творческие связи с научными учреждениями государственных академий, но и имеет в своем составе их структурные подразделения, например, такие как:

— представительство Отделения общественных наук РАН;

— Мордовский академический научно-творческий центр «Специальные материалы и технологии» Российской академии архитектуры и строительных наук;

— Региональный научный центр Поволжского отделения Российской академии образования;

— научно-исследовательская лаборатория «Технология и средства восстановления и упрочнения деталей источниками концентрированной энергии и металлополимерными композитами» ГНУ ГОСНИТИ Российской академии сельскохозяйственных наук.

При университете созданы и активно работают отделения 9 общественных академий:

— Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности;

— Общественной академии социальных наук;

№ 2, 2007

Министерство промышленности,

транспорта и связи РМ ^

Министерство природных ресурсов РМ

ФГУ «Территориальный фонд информатики по природным ресурсам и охране окружающей среды»

НИИ «Человек и свет»

НИИ

экологии

Ассоциация «Российский свет»

ОАО «Лисма—ВНИИИС им. А. Н. Лодыгина»

ФГУ Всероссийский НИИ охраны и экономики труда Росздрава (г. Москва)

Институт географии РАН

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ

Правительство РМ

Министерство экономики РМ

Министерство финансов РМ

НИИ

«Агро-

комплекс»

НИИ

регионологии

НИИ

экономики

Министерство НИИ

архитектуры строительства ж

и строительства РМ

Всероссийский НИИ племенного дела ^ Министерства сельского хозяйства РФ

ГНУ ГОСНИТИ РАСХН

Институт социологии РАН Институт экономики РАН

Всероссийский федеральный технологический институт «ВНИИ Железобетон»

(г. Москва)

Российская академия архитектуры и строительных наук

НИИ

математики

Средневолжское математическое общество

Институт математического моделирования РАН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский федеральный ядерный центр (г. Саров)

Рис. 4. Научно-исследовательские институты университета и их основные связи с министерствами и ведомствами РМ и научными учреждениями

— Академии ветеринарных наук;

— Российской академии социальных и педагогических наук;

— Академии наук высшей школы России;

— Академии естествознания;

— Академии электротехнических наук;

— Академии проблем качества;

— Российской академии юридических наук.

Важнейшими задачами научно-инновационного блока являются активизация исследовательско-внедренческой деятельности, обеспечение единства научной и учебной работы, широкого участия обучающихся в этом процессе. Различными формами научно-исследовательской работы в университете занимаются около 80 % студентов. Она ведется на контрактной основе в рамках грантов, выполнения хоздоговорных работ.

Вуз оказывает содействие студентам в выборе научного направления на основе имеющейся информации о потребностях экономики региона и развития инновационной деятельности. По заказу Федерального агентства по образованию в рамках выполнения темы «Разработка организационных и методических принципов создания и работы молодежных творческих коллективов как основы научно-исследовательской, проектно-конструкторской и изобретательской работы студентов» подготовлена нормативная документация по созданию и деятельности творческих молодежных коллективов в университете. За последний год организованы студенческое конструкторское бюро «Магистр», студенческий проектно-производственно-технологический центр, студенческое технологическое бюро программирования «Мак-сапт», студенческое бюро электронных изданий «Контент», студенческое конструкторское бюро «Прибор-МГУ».

Институты и факультеты придают важное значение участию студентов в научной работе. Не случаен тот факт, что в 2004 г. по итогам Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную

работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ университет среди 314 участвовавших в конкурсе вузов поделил 5—6-е места с Самарским государственным техническим университетом. В настоящее время в нашем вузе работают 234 объединения различной направленности (кружки, семинары, клубы, школы, проектные и конструкторские бюро). Во Всероссийском открытом конкурсе студенческих научных работ в 2006 г. приняли участие 284 студента университета, из них 27 чел. награждены дипломами и 5 — медалями. Широкое привлечение студентов к научной работе позволило им в 2006 г. опубликовать 1 020 статей, 1 494 чел. выступили с докладами и сообщениями на различных научных конференциях. 137 студентов приняли участие в зональных и всероссийских олимпиадах, 9 из них заняли 1-е место, 5 — 2-е и 8 — 3-е; 2 студента удостоены диплома Президента РФ и премии в размере 60 тыс. руб., 3 чел. получили президентскую премию в рамках программы поддержки талантливой молодежи. По итогам зональной олимпиады вузов Волго-Вятского региона университет занял 3-е место среди 23 вузов-участников. В 2006 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 1093 университет был определен базовым по проведению III тура Всероссийской олимпиады по 5 специальностям. В нем приняли участие 417 студентов из 154 вузов страны.

Социокультурный блок

В противостоянии духовно-нравственному кризису необычайно возрастает значение социокультурной функции учебных заведений, и особенно таких крупных, как Мордовский университет, где обучаются более трех десятков тысяч молодых людей. Соответствующие управленческие структуры университета реализуют ее по нескольким направлениям, которые можно объединить в четыре группы.

№ 2,2007

1. Гуманитарное воспитание:

— развитие социальной активности;

— патриотическое воспитание и формирование гражданского самосознания;

— добровольчество и волонтерская деятельность;

— интеллектуальное развитие;

— профилактика асоциального поведения;

— реализация творческого потенциала молодежи;

— духовно-нравственное развитие;

— художественное творчество.

2. Выбор профессии будущими студентами, трудоустройство обучающихся и выпускников и пропаганда вузовских ценностей:

— профориентационная работа со школьниками республики;

— содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников;

— пропаганда ценностей образования, науки и культуры, связи с общественностью.

3. Развитие физической культуры и спорта.

4. Сохранение и развитие национальной культуры, языка и традиций.

Управление социокультурной деятельностью осуществляют созданные в университете административные и общественные органы, состав которых представлен на рис. 5.

Широкий спектр направлений гуманитарной деятельности предопределяет обширное взаимодействие, контакты и совместную работу с международными, федеральными и республиканскими ведомствами и организациями, учреждениями образования и культуры, общественными объединениями. Результаты проводимой работы находят отражение не только в вузовской сфере, но и далеко за ее пределами, превращая университет в интегрирующий и координирующий центр гуманитарного воспитания. Показательно то, что руководители университетских студенческих общественных организаций одновременно возглавляют соответствующие республиканские организации.

Обширны межрегиональные и международные связи, например, с такими организациями:

— Российский центр развития добровольчества;

— благотворительный фонд «Созидание» (Москва);

— Центр поддержки некоммерческих организаций (Санкт-Петербург);

— международная организация «Youth Service America» (США);

— международная организация «Disney Hand» (США);

— International Association Volunteer Effort (США);

— движение поддержки добровольческих инициатив «Сфера» (Н. Новгород);

— РОО «Нижегородская служба добровольцев» (Н. Новгород);

— фонд «Мир семьи» (Москва);

— Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (Москва);

— клуб дебатов (Новосибирск);

— клуб «Дебаты» МГЮА (Москва);

— Тюменский областной студенческий интеллектуальный клуб;

— клуб «Логос» (Самара);

— клуб «Знак ответа» (Саратов);

— молодежное объединение «Лига пешей ходьбы» (Саров).

Опыт Мордовского университета в сфере гуманитарного воспитания известен в России и получил достаточно высокую оценку. В 2004 г. во Всероссийском конкурсе моделей организации студенческого самоуправления, проводившемся Министерством образования и науки РФ, вуз завоевал диплом III степени. В 200З г. в аналогичном конкурсе он был удостоен диплома II степени. В 2006 г. на III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях» университет стал лауреатом.

На чемпионатах России по интеллектуальным играм среди студентов университет всегда занимал призовые места: в 2004 г. — 2-е, в 200З — 1-е, в 2006 г. — 3-е.

Рис. 5. Структура управления и направлений работы

№ 2,2007

в гуманитарной сфере

В условиях рыночной экономики все более важное место в социокультурной работе занимают вопросы формирования контингента студентов. Решение этих проблем обеспечивается круглогодичной работой приемных комиссий институтов и факультетов, управления по связям с общественностью, структур системы довузовского образования. Отбор талантливой молодежи ведется в ходе республиканских предметных олимпиад, организуемых Региональным учебным округом конкурсов, при формировании контингента действующих при университете гуманитарной гимназии и естественно-технического лицея и т. п.

В течение многих лет в университете работает Центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников, который поддерживает тесные контакты с аналогичными подразделениями других субъектов РФ, с министерствами и ведомствами РМ, ведет активную переписку и конкретную работу с предприятиями и организациями. Для студенческой молодежи университетский центр, по существу, стал республиканским. За последние четыре года наблюдается позитивная динамика трудоустройства выпускников, и в частности по специальности.

В вузовской среде важное место всегда отводится физическому воспитанию и спорту. В университете это направление гуманитарной деятельности ведут спортивный клуб и кафедра физической культуры и спорта. Как и в других государственных вузах, практически все студенты очной формы обучения вовлечены в эту работу.

Спортсмены университета выступают на республиканских, всероссийских и международных соревнованиях. Достижения в спорте поднимают престиж вуза, а лидирующее положение в этой области превращает его в крупный региональный спортивный центр. Среди студентов университета есть победители и призеры международных соревнований, чемпионы мира, Европы и России.

Исключительно важной составной частью социокультурной функции университетов национальных республик Российской Федерации является сохранение и развитие культуры, языка и традиций коренного населения. Реализуя эту составляющую, наш вуз превратился в подлинно национальный университет мордовского народа. Изначально, с момента создания в 1931 г., перед вузом стояла задача подготовки кадров для производства, образования и культуры, и прежде всего национальных кадров, которых остро не хватало в местах компактного проживания мордвы. С этой задачей университет успешно справился. В Мордовии удельный вес специалистов с высшим образованием в составе занятого населения один из самых высоких в России.

Представляется целесообразным несколько расширить трактовку понятия «национальный университет». Традиционно так называют крупные университеты, исключительно значимые для страны с точки зрения как качества научнообразовательной деятельности, так и истории. Чаще всего таким статусом наделяется лишь небольшая часть вузов. Причем слово «национальный» не связано с какой-либо отдельной нацией, оно в данном контексте по своему смысловому содержанию совпадает с такими словами, как «страна», «государство».

Очевидно, имеет право на существование понятие «национальный университет» и в более узком смысле, когда нужно подчеркнуть его огромную значимость для интеллектуального, духовного, культурного и экономического подъема определенной нации, национальности. Для людей мордовской национальности таким стал Мордовский университет. Это вовсе не означает, что он готовит специалистов преимущественно мордовской национальности, которые имеют какие-либо льготы при поступлении в вуз и во время учебы. Ничего подобного нет. В Мордовском университете обучаются представители более

№ 2, 2007

50 национальностей, в том числе из зарубежных стран.

Университет по своему предназначению и роли в многонациональном обществе не может быть ориентирован на решение проблем одной нации. Национальным для любого народа университет может являться в том случае, если оказывает огромное позитивное влияние на его судьбу. Таким для России, для русского народа в XVIII и XIX вв. был Московский университет. Мордовский университет является национальным для мордвы потому, что сыграл огромную роль в подъеме национального самосознания, в сохранении культуры и языка народа, в укреплении связей с мордовской диаспорой, в установлении и развитии контактов с финно-угорским миром.

Конкретная работа в данном направлении ведется учебными институтами и факультетами университета, и прежде всего Институтом национальной культуры, филологическим факультетом, Историко-социологическим институтом, а также управлением международных связей, действующим на базе университета Межрегиональным научным центром финно-угроведения. Укрепляя и развивая указанные связи, университет выступает в качестве интегрирующего фактора для мордовского народа, а в последние годы — для всего финно-угорского мира.

Институт национальной культуры активно развивает межрегиональные и международные контакты, поддерживая научные и культурные связи с Казанским университетом культуры, Московским университетом культуры и искусства, Самарской академией культуры, Музыкальной академией им. Я. Сибелиуса, Институтом мировой музыки Финляндии, Эстонской музыкальной академией, Молодежной ассоциацией финно-угорских народов, обществами «Финно-Угрия» и «Калевала». Установлены научные контакты с Международной ассоциацией эстетиков (Швейцария), с Краковским университетом (Польша) и Дублинским колледжем культуры (Ирландия).

Блок кадрового обеспечения учебно-научной и социокультурной деятельности

Как основной научно-образовательный и культурный центр Мордовии университет располагает самым крупным и квалифицированным научно-педагогическим коллективом в республике. В составе штатного профессорско-преподавательского персонала 70 % имеют ученые степени и звания. Вместе с совместителями научно-педагогическую работу ведут 26 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук и других государственных академий, 268 профессоров и докторов наук и 1 157 доцентов и кандидатов наук. Среди них 15 заслуженных деятелей науки РФ, 49 заслуженных деятелей науки РМ, 79 заслуженных работников высшей школы РМ, 20 заслуженных работников культуры РМ, 17 обладателей нагрудного знака «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», 60 лауреатов Государственной премии РМ и т. д.

В последние годы в формировании научно-педагогического персонала стало больше внимания уделяться привлечению к работе в университете представителей академической и отраслевой науки, власти и бизнеса. Проведение подобной политики преследует две основные задачи: во-первых, обеспечивается более тесная интеграция образования, науки и производства, во-вторых, участие в учебно-научном процессе руководителей министерств и ведомств, известных в России ученых и успешных бизнесменов оказывает позитивное влияние на качество подготовки специалистов.

Университет располагает самой развитой в Мордовии системой подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуре подготовка ведется по 97 специальностям в рамках 18 отраслей наук, в докторантуре — по 18 специальностям в рамках 10 отраслей наук. Ежегодно преподаватели вуза защищают до 20 до-

кторских и более 100 кандидатских диссертаций.

В университете функционируют 10 докторских советов по 24 специальностям (культурология, искусствоведение, медицинские, сельскохозяйственные, экономические, исторические, социологические, технические, филологические науки) и 4 кандидатских совета по 6 специальностям (технические, ветеринарные, биологические, физико-математические науки). Диссертационные советы позволяют не только обеспечить высококвалифицированный профессиональный состав преподавателей в университете, но и подготовить кадры для других вузов и филиалов вузов Мордовии и иных регионов.

Блок информационного обслуживания

Информационный блок университетского комплекса имеет разветвленную, развитую внутривузовскую структуру и является важным фактором формирования единого информационного образовательного пространства Мордовии. Подобной интегрирующей роли университета в Мордовии способствовал тот факт, что еще в 1991 г. Госкомитетом РСФСР по делам науки и высшей школы Мордовский университет был включен в число ведущих университетов России, на базе которых должны быть созданы региональные центры новых информационных технологий (ЦНИТ).

Информационный блок университетского комплекса, выполняющий обслуживающие функции, включает в свой состав:

— Мордовский республиканский ЦНИТ;

— центр «Интернет»;

— центр дистанционного образования;

— научную библиотеку;

— издательство;

— редакции газет и журналов, издаваемых в университете;

— управление по связям с общественностью.

Три первых структурных подразделения составляют основу телекоммуникационных сетей университета.

Мордовский республиканский ЦНИТ (МрЦНИТ) исполняет роль телекоммуникационного сетевого узла и ресурсного центра информационных технологий Мордовского государственного университета и всей системы образования Республики Мордовия. Методически МрЦНИТ подчиняется ФГНУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий» (Госинформобр). Университет — клиент двух образовательных федеральных сетей, провайдерами которых являются RUNNet — ФГНУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий» и Российский научно-исследовательский институт общественных сетей. В качестве глобальных канальных провайдеров для доступа в указанные сети выступают ОАО «РосТелеком» и ОАО «ТрансТелеком». Канальными провайдерами по региону являются ОАО «ВолгаТелеком» и ТОО «Дартел». Кроме того, между университетом и ОАО «ВолгаТелеком» существует партнерский договор о бесплатном обмене трафиком в рамках городского Интернета.

По вопросам мониторинга образовательных ресурсов и внедрения информационных технологий в сферу образования РМ МрЦНИТ тесно взаимодействует с Мордовским республиканским институтом образования, совместно с которым выполняет работы по федеральным проектам, и с образовательными учреждениями РМ в рамках Регионального учебного комплекса.

Организационно-методически ЦНИТу подчиняются инновационные подразделения — Авторизованный учебный центр «1C», Мордовская региональная академия Cisco, Академия информационных технологий Microsoft, которые ведут кон-

№ 2,2007

сультационную, внедренческую деятельность, осуществляют подготовку специалистов по программам и методике, предложенным фирмами-организатора-ми, оказывают услуги по повышению квалификации в соответствующих областях специалистов IT РМ. ЦНИТ курирует вопросы привлечения студентов для работы и исследований в области информационных технологий через студенческое технологическое бюро программирования «Максапт». Все это способствует их профессиональному росту. Например, Авторизованным учебным центром «1 С» совместно с фирмой «Г арант» была проведена республиканская студенческая олимпиада по программированию в среде «1C». Победитель этой олимпиады занял 2-е место на Всероссийской олимпиаде. Группа аспирантов кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления стала победителем конкурса студентов, аспирантов и молодых специалистов по РФ на конференции «Технологии Microsoft в теории и практике программирования» (Нижний Новгород, ННГУ, март 2006 г.). Еще две группы аспирантов и студентов этой же кафедры и Рузаевского филиала получили соответственно дипломы II и III степени.

В соответствии с приказом Рособразования от 10.08.06 № 802 «Об утверждении по результатам отбора перечня пилотных вузов — получателей аппаратнопрограммных комплексов в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы „Модернизация информационной инфраструктуры учреждений высшего профессионального образования в целях отработки различных моделей финансирования14» Мордовский университет включен в перечень образовательных учреждений высшего профессионального образования — получателей аппаратно-программных комплексов в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг. «Информационно-

коммуникационная поддержка образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального и начального профессионального образования».

Большую работу по продвижению российских информационных технологий начал проводить первый университетский Авторизованный учебный центр «1С». В 2006 г. здесь прошли обучение 22 студента университета и 32 сотрудника сторонних организаций; экзамен «1С: Профессионал» по различным программам фирмы «1С» сдавали 44 студента, 63 сторонних пользователя, из них получили сертификаты 97 чел. За 2006 г. центр выполнил хоздоговоров на сумму свыше 1 млн руб., обеспечив внедрение системы «1С: Предприятие» в учреждениях и организациях РМ. Так же активно начинает работать при университете Мордовская региональная академия С18СО.

Усилению и расширению влияния университета в информационном образовательном пространстве Мордовии и в целом России способствует деятельность открытого в университете центра дистанционного образования. В 2007 г. подготовка специалистов с применением дистанционных образовательных технологий ведется по пяти специальностям по двум формам обучения (очная и экстернат).

Центр дистанционного образования становится все более заметным явлением в образовательной среде, расширяя учебно-методические связи и влияние университета на распространение новых образовательных технологий. Например, центр активно взаимодействует по методическим программным и технологическим вопросам, а также по вопросам обмена электронными ресурсами с Ульяновским, Пензенским университетами, Московским институтом экономики, менеджмента и права. Кроме жителей Мордовии для поступления в университет на дистанционную форму обучения поданы заявления из таких городов, как Москва,

Казань, Пенза, Красноярск, Бийск, Са-ров, Дзержинск и т. д. Для проведения процедуры аттестации иногородних студентов устанавливаются партнерские отношения с вузами соответствующих регионов.

Университет, как и многие другие высшие учебные заведения, пошел по пути использования в учебном процессе электронных учебников, подготовленных преподавателями вуза. Для их производства при центре дистанционного образования создан издательский отдел.

Крупнейшим книжным собранием и информационным центром Мордовии является университетская Научная библиотека им. М. М. Бахтина, объем фондов которой составляет более 2,3 млн единиц хранения. Это собрание научной и учебной литературы, отраслевых энциклопедий, словарей, справочников, библиографических и информационно-библиографических изданий, периодики на традиционных и нетрадиционных носителях по всем отраслям знания на русском и иностранных языках, языках народов Мордовии и России. Библиотека с 2000 г. имеет статус республиканского методического центра библиотек высших и средних профессиональных учебных заведений. Созданное на ее базе методическое объединение включает 16 библиотек Мордовии. Основными его задачами являются оказание методической помощи, выявление и внедрение новых библиотечно-информационных технологий, повышение профессионального уровня библиотечных работников Мордовии. Как методический центр библиотека организует межвузовские и межведомственные семинары, совещания, выступает организатором научно-практических конференций («Библиотеки учебных заведений: координация и взаимодействие» и др.) и научно-практических семинаров, на которые приглашаются ведущие специалисты библиотечного дела.

Роль библиотеки университета как регионального информационного центра усиливается тем, что она интегрируется с российскими и международными биб-

лиотечно-информационными структурами. Она является членом Национального электронного информационного консорциума, участником корпоративного проекта «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (более 500 тыс. аннотированных библиографических записей). В рамках проекта осуществляется обмен базами данных с библиотеками России, Беларуси, Украины и Казахстана, предоставляется доступ к научной периодике, организуется получение полнотекстовой информации посредством электронной доставки документов. Подписан договор о сотрудничестве в области развития библиотечно-информационных ресурсов и сервисов с Ассоциацией российских библиотечных консорциумов.

Для выполнения запросов пользователей по межбиблиотечному абонементу библиотекой заключено семь договоров с ведущими библиотеками России — Российской государственной библиотекой, Центральной научной медицинской библиотекой, Центральной научной сельскохозяйственной библиотекой, Библиотекой по естественным наукам РАН, Российской национальной библиотекой, Библиотекой РАН, Государственной публичной исторической библиотекой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы значительно расширяются и развиваются международные связи библиотеки по следующим направлениям: международный книгообмен; приобретение иностранных изданий; участие в международных конференциях, совещаниях и других мероприятиях; использование международных баз данных.

Предоставлен доступ к учебным цифровым коллекциям, электронному архиву университетских публикаций, интернет-ресурсам (в том числе коммерческим), к базам данных ведущих российских и зарубежных издательств: EBSCO Publishing, Nature Publishing Group, Science Online, Sage Publications, American Institute of Physics, ресурсам Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ, Национального информационного консорциума

№ 2,2007

НЭИКОН, Научной электронной библиотеки РФФИ, проекту «Электронная библиотека диссертаций» Российской государственной библиотеки.

К блоку информационного обслуживания относится издательство университета, созданное в 1990 г. По количеству названий и объему выпускаемой продукции это самое крупное издательство Мордовии. Оно выпускает учебники, учебные пособия, методическую документацию для обеспечения учебного процесса, а также монографии, словари, справочники и сборники научных трудов. Издательство обслуживает учебные и научные учреждения республики, выполняет заказы министерств и ведомств Мордовии.

В информационном обслуживании научной, учебной, воспитательной и рекламной работы важную роль играют университетские периодические издания. Вуз издает 10 журналов, из них 2 федеральных — научно-публицистический «Регионология» и научно-методический «Интеграция образования», межрегиональный научный журнал «Труды Средневолжского математического общества», научно-публицистический журнал «Вестник Мордовского университета» и

6 молодежных журналов. Вот уже 49 лет выходит университетская газета, кроме того, издаются 12 институтских и факультетских газет.

Университет — центр

международного образования

Республики Мордовия

Университет является единственным в Мордовии вузом, где обучаются иностранные студенты и который активно реализует собственную программу «Университет в международном научнообразовательном пространстве». Вхождение в международное образовательное пространство предусматривает развитие обширных и долгосрочных научно-образовательных контактов с зарубежными вузами и научными центрами и не ограничивается обучением в вузе

иностранных граждан. В университете утвердились следующие направления работы по укреплению позиций в международной образовательной среде:

— обучение иностранных граждан на условиях полного возмещения затрат;

— международное сотрудничество в рамках договоров и соглашений о творческом научно-техническом сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями;

— информационно-аналитическая и маркетинговая деятельность;

— направление сотрудников, аспирантов и студентов за рубеж по различным видам командирования;

— прием иностранных граждан и делегаций с различными целями.

В настоящее время в университете обучаются граждане 19 стран. Подписано 26 договоров о сотрудничестве в области образования и совместных научных исследований с зарубежными научно-исследовательскими институтами, академиями и университетами. Вуз имеет прочные научные и академические связи с учебными заведениями 18 стран. Наиболее активными партнерами являются вузы Германии (Институт патологии им. Р. Вирхова; Университет им. Гумбольдта, г. Берлин; Университет молекулярной биологии, г. Иен; Шарите — Медицинский институт Свободного университета, г. Берлин; Институт прикладной математики Боннского университета; Институт математики Университета им. Гумбольдта; Институт финно-угристики и уралистики Гамбургского университета; факультет финноугорской филологии Геттингенского университета; Университет объединенной высшей школы г. Касселя); США (Университет Джорджтауна, г. Вашингтон, округ Колумбия; Колумбийский университет, г. Нью-Иорк; Университет штата Мэриленд; Университет штата Северная Каролина; Университет г. Блумсберга, штат Пенсильвания); Великобритании (Колледж королевы Виктории Лондонского университета; Эдинбургский университет, Шотландия; Лондонский кол-

ледж изучения менеджмента; Университет графства Кент, Кентербери); Франции (Университет Ренн-1; Университет Страсбурга; Университет Пьера Мендеса; Университет Роберта Шумана; Институт Лауэ и Ланжевена); Финляндии (Музыкальная академия им. Я. Сибелиуса; Университет г. Турку).

В 2006 г. университетом подписано соглашение о намерениях с Лондонским колледжем изучения менеджмента. Обе стороны взяли на себя обязательства развивать взаимовыгодное сотрудничество в области образования в рамках трех договоров: 1) договора об открытии представительства Мордовского университета на базе колледжа; 2) договора о разработке совместной программы подготовки бакалавров менеджмента; 3) договора об организации семинаров, курсов повышения квалификации или переподготовки для студентов, преподавателей, специалистов в области менеджмента, информационных систем, здравоохранения.

На интеграцию университета с международным образовательным сообществом направлено участие преподавателей и сотрудников в таких образовательных и научно-исследовательских проектах, как «Irex», «Fulbright», «Ford Foundation», DAAD, LOGO, APOLLO, «Tempus», «Intas», FP6 — Шестая рамочная программа Евросоюза, «Central European University», CCUSA, в выполнении грантов посольств Франции и Канады, а также проектов, финансируемых Британским советом и Обществом М. А. Кастрена (Финляндия).

Укреплению международного имиджа университета способствуют регулярное размещение информации о вузе в каталогах международных выставок, в электронных базах данных об университетах мира и России, активный обмен визитами преподавателей и студентов. За 2006 г. с различными целями за рубеж были направлены 160 чел. (45 преподавателей, 5 аспирантов, 110 студентов). Рост интереса к Мордовскому государственному университету со стороны за-

рубежных преподавателей, ученых, специалистов проявляется в том, что с каждым годом все больше иностранных граждан приезжают в наш вуз с целью участия в международных научных и академических мероприятиях.

В последние годы обозначилось новое направление в международной деятельности университета — интеграция в международное научно-образовательное сообщество в рамках реализации положений Болонской декларации. В рамках этого направления в марте—апреле 2006 г. при финансовой поддержке университета и Правительства РМ был проведен семинар-тренинг на тему «Российские университеты в контексте Болонского процесса». В семинаре приняли участие более 90 чел. из вузов России.

В целях усиления роли университета как регионального центра международного образования начата разработка индивидуальных академических и исследовательских программ, краткосрочных курсов, летних школ, которые могут быть предложены для зарубежной аудитории с целью специализации в определенных научных и учебно-методических областях, особенно по таким приоритетным направлениям, как медицина, финноугроведение, национальная культура, инновационный бизнес. Поставлены задачи четко определить и осуществлять активную политику на различных уровнях в сфере международной деятельности, пропагандировать достижения и возможности университета в области обучения иностранных студентов, совместной научно-исследовательской деятельности в рамках международных проектов, расширять экспорт научного и учебно-методического потенциала университета.

Региональный учебный округ как центр интеграции системы образования Республики Мордовия

Учебные округа российских университетов, как известно, появились более 200 лет назад — в 1803 г. В новейшей

№ 2,2007

истории России уже в новых условиях, с иными целями и в других масштабах округ был возрожден в Мордовском университете в 1993 г., т. е. через 190 лет после первого появления подобной структуры.

Создание Регионального учебного округа (РУО) при университете было продиктовано практической необходимостью интеграции учебных заведений ре-

спублики, различающихся по уровню и направлению подготовки специалистов и по ведомственной подчиненности.

РУО университета не только интегрирует учебные и научные учреждения республики, но и способствует объединению усилий в решении вопросов образования структур исполнительной и законодательной власти, органов управления образованием (рис. 6).

Р и с. 6. Региональный учебный округ университета в системе образования Республики Мордовия

РУО является научно-методическим центром, объединяющим около 150 организаций и учреждений республики. В их

числе 79 общеобразовательных школ, 22 учреждения среднего профессионального образования, все находящиеся в Мор-

довии вузы и их филиалы, 20 домов детского творчества и т. д. Конкретная организационная, учебно-методическая и исследовательская работа ведется научнометодическими секциями по предметам и направлениям и научно-исследовательской лабораторией «Интеграция образования». В настоящее время в РУО действуют 30 секций: дошкольного воспитания и начального образования; начального профессионального образования; среднего профессионального образования; аграрного образования; биологического образования; географического образования; экологического образования; истории; социологии; философии; психологического обеспечения учебного процесса; физического образования; химического образования; агроинженерного образования; информатизации образования; инженерного образования; математического образования; педагогики; медицинского образования; национального образования; русской филологии; иностранных языков и литературы; национальной культуры; культурологии; экономического образования; правового образования; повышения квалификации; совершенствования управления образованием; методики информационно-библиотечного обеспечения; Рузаевский филиал РУО — секция инженерного образования.

Секции по направлениям образования призваны обеспечить вертикальную и горизонтальную интеграцию учебных заведений, ведущих подготовку кадров по каждому из направлений. Учитывая огромную интегрирующую роль округа в образовательном сообществе Мордовии, научно-исследовательская лаборатория «Интеграция образования» реализует федеральные проекты «Региональный учебный округ при Мордовском университете — системообразующий элемент региональной системы образования», «Региональный учебный округ как средство комплексного развития региональной образовательной системы», «Региональная система мониторинга качества общего образования». Разработан и на

данном этапе успешно работает информационно-аналитический портал «Университетские комплексы». Портал уже посетили представители 4 стран (Германия, Кипр, США, Швеция) и более 20 городов России.

В настоящее время сотрудники лаборатории участвуют в реализации проекта «Развитие комплексной системы управления качеством непрерывной научно-исследовательской работы молодежи в условиях университетского комплекса». Разрабатываются предложения по совершенствованию региональной системы образования, концепции и программы развития нестандартных образовательных учреждений в соответствии с потребностями региона с целью выявления реальных, характерных как для отдельной школы, так и для региональной системы общего образования в целом особенностей образовательной среды, в рамках которой осуществляются учебные, воспитательные и другие воздействия на учащихся, в той или иной степени обеспечивающие условия для их полноценного развития.

РУО ведет разнообразную научнометодическую и исследовательскую работу. Постоянно действуют семинары для педагогов общеобразовательных школ по направлениям науки и образования. Ежегодно проводятся летние лагеря в рамках реализации программы «Одаренные дети», научно-методические секции совместно с Министерством образования РМ организуют и проводят районные олимпиады, конкурсы исследовательских работ школьников «Интеллектуальное будущее Мордовии».

Округ в республике является главным организатором и методическим центром по работе с одаренной школьной молодежью. Сформирована и постоянно обновляется компьютерная база данных «Интеллектуальное будущее Мордовии», включающая в себя учащихся школ республики, принявших результативное участие в республиканских конкурсах исследовательских и изобретательских работ.

№ 2,2007

Под эгидой Регионального учебного округа раз в два года проводятся международные и всероссийские научно-практические конференции «Интеграция региональных систем образования».

РУО совместно с органами управления образованием и учебными заведениями активно участвует в организационно-методической работе по реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Поступила 18.05.07.

О т р е д а к ц и и

‘'ПолъЗуясъ слуіаем, поздравляем главного редактора финала профессора *Н. (. Макаркина с высокой государственной наградой — орденом «За Заслуги перед Отеіеством» IV степени и фелаем ему новых успехов во ()лаго нашей Родины!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.