Научная статья на тему 'Университетские комплексы в Мордовии'

Университетские комплексы в Мордовии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетские комплексы в Мордовии»

Н. П. Макаркин , Н. Е. Фомин , В. И. Ивлев

Университетские комплексы в Мордовии

Стремление оптимизировать образовательное пространство в регионах России заметно активизирует интеграционные процессы в системе образования. Тенденция к интеграции образовательных учреждений как по "горизонтали", так и "по вертикали" коснулась и вузов. Поэтому вполне логично решение правительства России о создании университетских комплексов, которое фактически придает интеграции образовательных учреждений статус элемента государственной политики в сфере образования.

В документах правительства Российской Федерации предусматривается деление университетских комплексов как по территориальному признаку, так и по форме их создания и функционирования. По первому признаку предусматривается создание федеральных, региональных, межрегиональных и отраслевых университетских комплексов. По второму предусмотрено три формы комплексов:

1) университетский комплекс - университет (единое юридическое лицо), состоящий из различных образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений;

2) университетский комплекс - объединение образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений и организаций различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и образовавших ассоциацию (союз) с правами юридического лица;

3) университетский комплекс - университетский образовательный округ (ассоциация, союз) без прав юридического лица, объединяющий образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности, реализующие образовательные программы различных уровней.

В настоящее время утвердились следующие основные признаки университетских комплексов:

• обеспечение единства учебной, научной и инновационной деятельности;

• существенное влияние университета на культурную, социальную и экономическую жизнь региона (служение общественности);

• реализация взаимосвязанных образовательных программ различных уровней и направлений.

Нам еще предстоит более конкретно определить критерии, разграничивающие понятия "университет" и "университетский комплекс". Но ясно одно, что университетским комплексом может называться такая образовательная структура, которая играет в образовательной системе региона доминирующую роль (не только по масштабу своей учебной и исследовательской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом).

Именно таким в Республике Мордовия является Мордовский государственный университет, который не имеет пока официального статуса комплекса, но мы относим его к региональным университетским комплексам федерального подчинения. Таким, каков он есть, университет стал не в результате объединения ранее самостоятельных вузов, а в процессе собственного развития. Поэтому перед нами не стояли те проблемы, которые появляются при объединении разных учебных заведений.

Мы имеем многопрофильный университет, который готовит специалистов по 62 специальностям. В его составе 5 учебных институтов и 14 факультетов. Структура университета не типична для России. Она включает три блока институтов и факультетов: естественный, гуманитарный и технический. В университете наряду с подготовкой специалистов по традиционным

университетским специальностям ведется обучение по многим отраслевым направлениям. Например, в состав университета входят институты: аграрный, машиностроения, механики и энергетики, факультеты: строительный, светотехнический, медицинский и т.д. Кроме того, при университете действуют Институт повышения квалификации, естественно-технический лицей и академическая гимназия. В университете в настоящее время учатся свыше 28 тыс. чел., из которых 25 тыс. получают высшее образование и около 3 тыс. учатся в системе дополнительного, послевузовского и довузовского образования.

В университете обучается более 70 % всех студентов, получающих высшее образование в республике, 90 % аспирантов и 100 % докторантов, работает свыше 70 % кандидатов наук и 85 % докторов наук от их общего количества в республике. Благодаря такому кадровому потенциалу в университете достаточно развит исследовательский сектор, который позволяет вести исследования по всем актуальным для республики проблемам.

О ведущей роли университета в образовательной и научной жизни Мордовии говорит и тот факт, что именно при университете действуют такие республиканские структуры, как:

• Центр науки, образования и культуры;

• Межотраслевой центр переподготовки и повышения квалификации кадров;

• Центр новых информационных технологий;

• Научно-технологический парк.

Одна из особенностей нашего вуза состоит в том, что мы уже в течение многих лет реализуем две формы университетских комплексов, которые предлагаются в документах правительства (речь идет о первой и третьей формах).

В университетском комплексе первой формы, по нашему мнению, должно преобладать высшее, послевузовское и дополнительное образование. В нашем случае это собственно университет, ИПК, аспирантура, докторантура.

Третья форма университетского комплекса реализуется у нас с 1993 г., когда был создан первый в России Региональный учебный округ при Мордовском университете (РУО). В настоящее время он оформлен в виде ассоциации с уставом, ученым и попечительским советами. В соответствии с уставом учебный округ является добровольным самоуправляемым объединением расположенных в Республике Мордовия образовательных учреждений различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования и действующих на базе университета.

Термин "учебный округ", как известно, для России не нов. Впервые учебные округа как территориальные образовательные объединения, возглавляемые университетами, появились в России в начале XIX в. Тогда они включали в свой состав учебные заведения нескольких губерний и у них преобладающими были административно-контрольные функции. Все учебные заведения округа: приходские и уездные училища, гимназии - были подведомственны университетам. Таким образом, дореволюционные учебные округа России представляли собой крупные государственные межрегиональные структуры управления образовательными учреждениями. Они сыграли выдающуюся роль в развитии образования России.

При современной разветвленной сети учебных заведений разных уровней и направлений в каждом регионе России, находящихся в ведении различных ведомств, нецелесообразно да и просто невозможно воспроизвести прежнюю модель университетского учебного округа. В современных условиях университетский учебный округ может эффективно функционировать лишь в рамках образовательного пространства отдельного субъекта Российской Федерации, при добровольной академической интеграции учебных заведений региона. Именно из этих положений мы исходили, создавая региональный учебный округ при нашем университете. Его создание было обусловлено не только практической необходимостью широкой интеграции региональных образовательных учреждений, но и традиционной направленностью Мордовского госуниверситета на разработку и

внедрение в систему образования передовых идей и новаций, а также опытом предшествующего сотрудничества ученых и педагогов университета с педагогическими коллективами школ, училищ, техникумов республики.

Учебный округ принимает активное участие в разработке программы развития республиканской системы образования, ведет научные исследования по изучению процесса интеграции образования в республике. Существенно, что фактически РУО - единственная структура в Мордовии, объединяющая на определенной основе все типы образовательных учреждений республики, безотносительно к их ведомственной принадлежности. Именно это ставит региональный округ на особое место в республиканской системе образования, делая его структурообразующим элементом этой системы. В настоящее время он на основе академической интеграции объединяет около 100 образовательных, научных и других учреждений и организаций, включает в свой состав все высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Создание университетских учебных округов способствует формированию в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения независимо от их уровня, направления и ведомственной подчиненности. Академическая интеграция в рамках учебного округа обеспечивает высокий уровень преемственности между общеобразовательными учреждениями, средними профессиональными и высшими учебными заведениями.

Опыт Мордовского университета, подхваченный многими университетами России, многогранная деятельность по интеграции академического потенциала в других регионах подтверждают эффективность создания учебных округов и подобных им объединений, указывают на необходимость дальнейшего развития и распространения такой деятельности. Исходя из этого решением коллегии Министерства образования РФ в декабре 2000 г. Мордовскому университету присвоен статус федеральной экспериментальной площадки - Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева.

Опыт говорит также о том, что в регионах административная поддержка интеграционных процессов должна подкрепляться финансовой. Понимая это, руководство нашей республики предусмотрело в республиканском бюджете специальную статью по финансированию Регионального учебного округа при университете. Эта финансовая поддержка позволила нам подготовить и начать реализацию научно-практической программы "Интеллектуальное будущее Мордовии", в рамках которой проводится работа по формированию единой республиканской системы работы с одаренными детьми. В настоящее время отрабатывается технология взаимодействия школ и РУО по организации научного руководства исследовательской работой учащихся. Силами РУО проводятся республиканские конкурсы исследовательских работ и технических разработок учащихся. Формируется компьютерная база данных, включающая сведения о школьниках, принявших результативное участие в республиканских конкурсах и олимпиадах. Организовано республиканское общество молодых исследователей и изобретателей.

Одной из важнейших задач университета и округа остается активная пропаганда роли образования и науки как ведущих сил прогресса современного общества, их значения для роста экономики, поднятия жизненного уровня населения, качества окружающей среды. Большую роль в решении этой задачи играет издаваемый в РУО федеральный научно-методический журнал "Интеграция образования", который помогает обмениваться опытом интеграции всем вузам России. В этом журнале публикуются и теоретические материалы, и практические разработки педагогов, предназначенные для учителей общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений. На базе Регионального учебного округа открыто Волго-Вятское региональное отделение Академии педагогических и социальных наук (АПСН). Силами округа и отделения АПСН регулярно проводятся всероссийские научно-практические конференции "Интеграция региональных систем образования".

Анализ накопленного опыта учебных округов позволяет высказать некоторые предложения, которые могут быть использованы при организации деятельности подобных структур.

Во-первых, в современных условиях РУО должен формироваться в виде добровольного академического сообщества образовательных и научных учреждений, в котором объединяются усилия субъектов округа по всем аспектам деятельности: учебно-методическому, кадровому, издательскому и т.д. Основной задачей РУО является академическая интеграция образовательных учреждений.

Во-вторых, РУО должен интегрировать образовательные и иные учреждения в рамках одного субъекта Российской Федерации. Это, бесспорно, не исключает в отдельных случаях включения в состав РУО образовательных учреждений других регионов (субъектов) России. Например, в работе секции национального образования РУО при Мордовском госуниверситете участвуют учреждения, общеобразовательные школы соседних регионов, где имеются районы компактного проживания мордовского населения.

В-третьих, РУО должны создаваться на базе классических университетов, а в крупных вузовских регионах - на базе советов ректоров вузов.

В-четвертых, для усиления региональной роли и финансово-материальной поддержки РУО целесообразно, чтобы председателем попечительского совета учебного округа являлся один из руководителей представительной или исполнительной власти субъекта РФ.

В-пятых, РУО как структурообразующий элемент региональной образовательной системы должен иметь соответствующую финансовую поддержку регионального бюджета.

Принятие законов "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О некоммерческих организациях" и Гражданского кодекса Российской Федерации поставило перед руководством РУО при Мордовском университете вопрос о внесении изменений в основной нормативный документ, регламентирующий деятельность округа, - в действующий Устав. Нами были разработаны два варианта уставных документов. По первому варианту предусматривается предоставление РУО права юридического лица, по второму это не предусматривается. В соответствии с новым законодательством РУО организационно должен быть оформлен в виде ассоциации учебных заведений.

Для первого варианта разработаны проекты примерного учредительного договора о создании ассоциации "Региональный учебный округ" и примерного устава ассоциации. Для второго -проекты примерного договора о совместной деятельности в области образования и примерное положение об ассоциации "Региональный учебный округ". Эти проекты были опубликованы в журнале "Интеграция образования" (2000. №1).

В сентябре 2000 г. в Саранске состоялось общее собрание субъектов Регионального учебного округа, которое приняло следующее решение: в целях совершенствования региональной системы образования, ее научно-методического обеспечения, академической интеграции образовательных учреждений, эффективного использования их интеллектуального потенциала и материальной базы, приведения организационно-правовой формы Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева в соответствие с действующим законодательством, создать на базе округа Ассоциацию "Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева".

Современный университет, будучи учебным заведением, фактически решает три взаимосвязанных задачи: собственно учебную - осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров как носителей определенного комплекса знаний и умений; воспитательную - занимается формированием специалиста как члена общества; научную - является центром развития науки.

Осуществляя данные функции, университет взаимодействует с множеством учреждений и организаций, образуя с ними различные комплексы. Эти связи чрезвычайно многообразны, так что есть необходимость в их анализе, систематизации и упорядочении. Большую роль при этом играет

терминология, в настоящее время еще не установившаяся. Мы предлагаем следующую схему терминов для рассмотрения вопросов комплексообразования.

В качестве первичной ячейки выбирается организация, имеющая статус юридического лица: вуз, колледж, школа, предприятие и др.

Основой классификации служат степень интеграции организаций с университетом и характер (направленность) интеграции.

Соотношение между университетом и комплексами, в которые он входит, можно представить как пересечение нескольких множеств (см. рисунок).

Схема интеграции университета с другими организациями

На предлагаемой схеме: У - университет (как юридическое лицо) - объединяющее звено всех образований (комплексов).

УК - университетский комплекс: университет + юридические лица, максимально интегрированные с университетом (функционирующие "при университете", учрежденные университетом и т.п.): НИИ, издательство, учхоз, гимназия, лицей и др.

Основа объединения в комплекс - максимальная организационная (административная) интеграция для решения единого комплекса взаимосвязанных задач в любом из указанных выше трех направлений.

Образовательные учреждения среднего общего или профессионального образования могут входить в состав УК только в том случае, если они работают по согласованным с подразделениями университета учебным планам и программам, обеспечивающим преемственность обучения при переходе от среднего к высшему образованию.

Университетский комплекс представляет собой совокупность организаций, хотя и имеющих юридическую самостоятельность, но фактически образующих целостную систему.

Вряд ли целесообразно создавать университетские комплексы путем повсеместного включения в их состав техникумов и колледжей с потерей ими статуса юридического лица. Тем самым будут принижены назначение, роль и качество работы университетов.

РУО - региональный учебный округ: университет + образовательные учреждения, другие организации и предприятия, принимающие участие в образовательном процессе или

способствующие его развитию, (вузы, техникумы, колледжи, школы, клубы интеллектуального творчества, организации детского творчества и т.п.).

Согласно новому уставу, РУО - объединение организаций различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования. Основа объединения - академическая интеграция, т.е. решение собственно образовательных задач.

УНПК - учебно-научно-производственный комплекс: университет + организации и предприятия, интегрированные с ним для решения научных и производственных задач. К УНПК нельзя применять прилагательное "университетский", так как в его состав университет входит как равноправный субъект. Таких комплексов, в которых принимает участие Мордовский университет, существует несколько. К их числу можно отнести комплексы следующих направлений: светотехническое, медицинское, аграрное, строительное и др.

Области пересечения указанных множеств не совпадают друг с другом, что отражает сложность взаимодействия между ними. Одна и та же организация может быть частью нескольких множеств-комплексов. Например, объединение "Лисма" является частью светотехнического УНПК. На базе этого предприятия апробируются и внедряются научные и технологические разработки ученых светотехнического факультета университета. В то же время "Лисма" входит и в состав РУО, будучи базой учебной практики для студентов того же светотехнического факультета.

Естественно, рассмотренная схема является лишь одним из возможных вариантов схемы интеграции университета с другими организациями (образовательными и прочими). Необходимо предлагать, обсуждать и апробировать и иные варианты.

Нам известен опыт многих регионов страны, где университеты ведут многогранную деятельность по оптимизации образовательного пространства на основе интеграции и развития академического потенциала как по горизонтали, так и по вертикали однопрофильных и разнопрофильных образовательных учреждений. Наш учебный округ, получив статус федеральной экспериментальной площадки, собирает и анализирует эту информацию, что открывает возможность придать этим процессам системный характер, более полно раскрыть возможности университетских комплексов и сделать их общим достоянием педагогической общественности.

© Н. П. Макаркин, Н. Е. Фомин, В. И. Ивлев, 2001

Макаркин Н. П. Университетские комплексы в Мордовии / Н. П. Макаркин, Н. Е. Фомин, В. И. Ивлев // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 3(18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.