ОТЗЫВЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ
ПЕДАГОГИ УЧАТСЯ
Стало традицией во время зимних студенческих каникул проводить педагогические чтения, на которых обсуждаются проблемы совершенствования медицинского образования. Вот и в 1999 г. 19 и 20 января на базе Темниковского медицинского училища была проведена республиканская научно-практическая конференция, на которую собрались преподаватели Саранского базового, Краснослободского, Ардатовского и Темниковского медучилищ. На конференцию были приглашены ученые медицинского факультета и кафедры педагогики Мордовского государственного университета, а также главные врачи районных больниц, являющихся базовыми лечебными учреждениями, в которых обучаются студенты-медики.
На конференции обсуждались актуальные вопросы повышения качества подготовки медицинских кадров среднего и высшего звена. В частности, директор Республиканского училища повышения квалификации средних медицинских работников В. М. Бирлюкова в докладе „О реформировании сестринского дела в свете концепции развития здравоохранения и медицинской науки в России“ отметила, что все средние медицинские работники должны регулярно проходить курсы повышения квалификации. С этой целью и было организовано специальное училище, где обучаются в основном медицинские сестры и фельдшера нашей республики. На то, какие требования предъявляются к старшим и главным медсестрам, обратила внимание слушателей главная медсестра Мордовской республиканской клинической больницы Н. В. Михеева, которая вместе с В. М. Бирлюковой была участницей Всероссийского съезда средних медицинских работников, проведенного Минздравом России в текущем году.
Главный врач Саранской станции скорой медицинской помощи Д. Б. Якушев
рассказал о мероприятиях по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях. Он отметил, что на станции скорой помощи работают в основном выпускники Саранского базового медицинского училища, которые имеют хорошую теоретическую и практическую подготовку. В течение нескольких лет Д. Б. Якушев является председателем Государственной экзаменационной комиссии Саранского базового медицинского училища, и ему, как никому другому, видны все недочеты в подготовке средних медработников. Однако педагогический коллектив медучилища всегда чутко прислушивается к замечаниям, и старается их устранить. Было приятно слышать из уст главных врачей Темниковской и Арда-товской центральных районных больниц
о том, что в их лечебных учреждениях работают выпускники медучилищ, владеющие в полном объеме необходимыми знаниями и практическими навыками, и что все они относятся к своей работе ответственно, с полной отдачей своих сил и возможностей.
Профессор Н. М. Иванов выступил с докладом „Межпредметные связи в преподавании общемедицинских дисциплин с клиническими дисциплинами“ Он, в частности, отметил, что при подготовке как средних медицйнских работников, так и врачей должна соблюдаться преемственность в преподавании смежных дисциплин (связь по вертикали) и клинических предметов (связь по горизонтали). На примере своей дисциплины (нормальная анатомия) автор продемонстрировал, как важно уже на теоретических кафедрах и курсах показывать значение тех или иных деталей для будущей практической деятельности врача, медсестры и фельдшера. Постоянное подчеркивание значения, казалось бы, сугубо теоретических знаний для практической медицины способствует усилению мотивации
обучения и развитию клинического мышления будущего медицинского работника.
Конечной целью обучения является привитие обучаемому не только знаний, но и умений. Выпускник медучилища или вуза должен уметь применять свои знания у постели больного: ставить диагноз, назначать лечение — и владеть практическими навыками (выполнение различных лечебных и диагностических процедур). К чести преподавательских коллективов медучилищ следует отмстить, что среди студентов медицинского факультета университета выпускники медучилищ выгодно отличаются от вче-рашних школьников более сознательным отношением к учебе и владением практическими навыками. Поэтому не случайно их доля среди студентов медфака составляет около 30 % всего студенческого состава.
В плане интеграции медицинского образования между медицинским факультетом университета и медучилищами осуществляется повседневная связь: обмен педагогическим опытом на учебно-методических конференциях, участие учащихся медучилищ в Огаревских чтениях университета, в проведении „Дня Гиппократа“ (посвящение первокурсника медицинского факультета в студенты), в смотрах художественной самодеятельности. Преподаватели медучилищ проходят обучение на отделении повышения квалификации при медицинском факультете. Наконец, учащиеся медучилищ приходят на занятия или экскурсии на кафедры медицинского факультета.
Профессор Н. И. Мешков в своем докладе отразил современные психологопедагогические аспекты проблемно-раз-виваюшего обучения. Докладчик конста-
т/
тировал тот факт, что уровень подготовки выпускников общеобразовательных школ с каждым годом снижается. В этих условиях на педагогов средних специальных и высших учебных заведений ло-жится большая ответственность в деле подготовки квалифицированных специалистов. Наряду с традиционными методами педагогики они должны постоянно внедрять новые педагогические приемы (проблемності^ компьютеризация, ситуационные задачи, деловые игры и т. д.).
Доцент М. Д. Романов (кафедра госпитальной хирургии медфака) остановил-
ся на вопросах привития практических навыков учащимся и студентам. В частности, для хирургической медицинской сестры этот вопрос особенно актуален. В процессе обучения надо не только показывать учащимся тс или иные процедуры, но и создавать условия для самостоятельного выполнения ими медицинских манипуляций. Разумеется, все это должно осуществляться под постоянным контролем и наблюдением преподавателя. Опыт показывает, что в тех отделениях лечебных учреждений, где для учащихся создаются определенные условия, они получают более прочные навыки. И наоборот, некоторые заведующие отделениями смотрят на учащихся как на обузу, мешающую проведению лечебного процесса. Понятно, что больницы, где обучаются студенты, работают в стесненных условиях. Но подготовка медицин-
л*
ских кадров — это дело не только учебных заведений, в равной степени-за него ответственны и руководители лечебных учреждений. Каждый руководитель лечебного учреждения или отделения должен понимать, что мы готовим кадры, от качества которых завтра будет зависеть качество медицинской помощи больным, а следовательно, их подготовленность отразится на показателях работы лечебного учреждения.
Во второй день (20 января) педагогические чтения проходили в виде секционных заседаний. Всего работало четыре секции, на которых также обсуждались вопросы повышения качества подготовки специалистов. Преподаватели обменивались опытом работы, знакомили друг друга с методическими разработками, проводили деловые игры. Все участники конференции имели возможность познакомиться с оформлением предметных кабинетов Темниковского училища наглядными пособиями. Отрадно было видеть современный компьютерный класс, который широко используется в учебном процессе, спортивный зал, лыжную базу, актовый зал. Училище располагает хорошей столовой и студенческим общежитием. Что касается учебных пло-щадей, то оно находится в лучших условиях по сравнению с другими медучилищами.
При подведении итогов научно-прак-тической конференции был отмечен ее высокий методический уровень и полез-
ность для всех участников данного мероприятия.
5 февраля 1999 г. на базе медицинского факультета было проведено пленарное заседание февральских педагогических чтений, на котором заведующий кафедрой госпитальной терапии доцент А. А. Александровский рассказал об опыте организации телевизионных мостов с ведущими медицинскими центрами Москвы. Данный метод телевизионной связи в республике пока только внедряется. Он позволяет проводить кон-
слушать лекции известных специалистов и, наконец, осуществлять так называемое дистанционное обучение специалистов.
Заведующий кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения доцент Н. Д. Козин поделился опытом применения компьютерной техники в учебном и научном процессах, составлении и хранении банка данных, касающихся успеваемости, посещаемости студентов, и других материалов. В работе данной конференции также участвовали преподаватели медучилищ. Таким образом, преемственность обучения и интеграция между медучилищами и медицинским факультетом университета с каждым годом приобретают более конкретный характер.
Н. М. ИВАНОВ, руководитель научно-методической секции медицинского образования РУО, профессор
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПКППРО МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА
Факультетх повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования исполнилось двенадцать лет. За это время здесь было подготовлено в качестве резерва организаторов системы образования свыше 200 чел., прошли повышение квалификации 4 800 чел., профессиональную переподготовку — 1 050 чел.
Организационная структура
ФПКППРО включает три отделения: организаторов образования, психологии и социальной работы. Успешно функционирует кафедра управления системой образования, где ведется серьезная научно-исследовательская работа по проблеме „Прогнозирование и моделирование новых систем образования^ Результатом научных исследований явились разработка и внедрение в практику альтернативных образовательных учреждений. Это школа-лицей № 4 физико-математического профиля: школа-комплекс № 31 — медицинского; Ардатовская средняя школа — экономико-правоведческого; республиканская многопрофильная университетская академическая гимназия, где образование осуществляется по профилям: экономико-правовому, медико-биологическому, физико-техническому, на-
ционально-культурологическому, агротехническому, психолого-педагогическо-му. Проект последней модели получил международный грант II категории Фонда Дж. Сороса.
На кафедре развернута аспирантура как для преподавателей, так и для работников системы образования. За последние пять лет здесь подготовлено и защищено 7 кандидатских
диссертации.
Для чтения лекций приглашаются авторитетные ученые из Москвы, педагоги-новаторы, а также работники Минобразования, МВД, Минздрава, ГУО, РОО и других организаций.
Система обучения на факультете является одновременно и многовариантной и многовариативной. Обучение осуществляется:
а) на базе высшего образования —
1 год (подготовка практических психологов и соцработников);
б) на базе среднего специального образования по укороченной системе обучения — 3,5 года (подготовка психологов и соцработников).
Кроме того, здесь действуют:
— двухмесячные курсы повышения квалификации организаторов образова-