Научная статья на тему 'Педагоги учатся'

Педагоги учатся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагоги учатся»

ОТЗЫВЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

ПЕДАГОГИ УЧАТСЯ

Стало традицией во время зимних студенческих каникул проводить педагогические чтения, на которых обсуждаются проблемы совершенствования медицинского образования. Вот и в 1999 г. 19 и 20 января на базе Темниковского медицинского училища была проведена республиканская научно-практическая конференция, на которую собрались преподаватели Саранского базового, Краснослободского, Ардатовского и Темниковского медучилищ. На конференцию были приглашены ученые медицинского факультета и кафедры педагогики Мордовского государственного университета, а также главные врачи районных больниц, являющихся базовыми лечебными учреждениями, в которых обучаются студенты-медики.

На конференции обсуждались актуальные вопросы повышения качества подготовки медицинских кадров среднего и высшего звена. В частности, директор Республиканского училища повышения квалификации средних медицинских работников В. М. Бирлюкова в докладе „О реформировании сестринского дела в свете концепции развития здравоохранения и медицинской науки в России“ отметила, что все средние медицинские работники должны регулярно проходить курсы повышения квалификации. С этой целью и было организовано специальное училище, где обучаются в основном медицинские сестры и фельдшера нашей республики. На то, какие требования предъявляются к старшим и главным медсестрам, обратила внимание слушателей главная медсестра Мордовской республиканской клинической больницы Н. В. Михеева, которая вместе с В. М. Бирлюковой была участницей Всероссийского съезда средних медицинских работников, проведенного Минздравом России в текущем году.

Главный врач Саранской станции скорой медицинской помощи Д. Б. Якушев

рассказал о мероприятиях по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях. Он отметил, что на станции скорой помощи работают в основном выпускники Саранского базового медицинского училища, которые имеют хорошую теоретическую и практическую подготовку. В течение нескольких лет Д. Б. Якушев является председателем Государственной экзаменационной комиссии Саранского базового медицинского училища, и ему, как никому другому, видны все недочеты в подготовке средних медработников. Однако педагогический коллектив медучилища всегда чутко прислушивается к замечаниям, и старается их устранить. Было приятно слышать из уст главных врачей Темниковской и Арда-товской центральных районных больниц

о том, что в их лечебных учреждениях работают выпускники медучилищ, владеющие в полном объеме необходимыми знаниями и практическими навыками, и что все они относятся к своей работе ответственно, с полной отдачей своих сил и возможностей.

Профессор Н. М. Иванов выступил с докладом „Межпредметные связи в преподавании общемедицинских дисциплин с клиническими дисциплинами“ Он, в частности, отметил, что при подготовке как средних медицйнских работников, так и врачей должна соблюдаться преемственность в преподавании смежных дисциплин (связь по вертикали) и клинических предметов (связь по горизонтали). На примере своей дисциплины (нормальная анатомия) автор продемонстрировал, как важно уже на теоретических кафедрах и курсах показывать значение тех или иных деталей для будущей практической деятельности врача, медсестры и фельдшера. Постоянное подчеркивание значения, казалось бы, сугубо теоретических знаний для практической медицины способствует усилению мотивации

обучения и развитию клинического мышления будущего медицинского работника.

Конечной целью обучения является привитие обучаемому не только знаний, но и умений. Выпускник медучилища или вуза должен уметь применять свои знания у постели больного: ставить диагноз, назначать лечение — и владеть практическими навыками (выполнение различных лечебных и диагностических процедур). К чести преподавательских коллективов медучилищ следует отмстить, что среди студентов медицинского факультета университета выпускники медучилищ выгодно отличаются от вче-рашних школьников более сознательным отношением к учебе и владением практическими навыками. Поэтому не случайно их доля среди студентов медфака составляет около 30 % всего студенческого состава.

В плане интеграции медицинского образования между медицинским факультетом университета и медучилищами осуществляется повседневная связь: обмен педагогическим опытом на учебно-методических конференциях, участие учащихся медучилищ в Огаревских чтениях университета, в проведении „Дня Гиппократа“ (посвящение первокурсника медицинского факультета в студенты), в смотрах художественной самодеятельности. Преподаватели медучилищ проходят обучение на отделении повышения квалификации при медицинском факультете. Наконец, учащиеся медучилищ приходят на занятия или экскурсии на кафедры медицинского факультета.

Профессор Н. И. Мешков в своем докладе отразил современные психологопедагогические аспекты проблемно-раз-виваюшего обучения. Докладчик конста-

т/

тировал тот факт, что уровень подготовки выпускников общеобразовательных школ с каждым годом снижается. В этих условиях на педагогов средних специальных и высших учебных заведений ло-жится большая ответственность в деле подготовки квалифицированных специалистов. Наряду с традиционными методами педагогики они должны постоянно внедрять новые педагогические приемы (проблемності^ компьютеризация, ситуационные задачи, деловые игры и т. д.).

Доцент М. Д. Романов (кафедра госпитальной хирургии медфака) остановил-

ся на вопросах привития практических навыков учащимся и студентам. В частности, для хирургической медицинской сестры этот вопрос особенно актуален. В процессе обучения надо не только показывать учащимся тс или иные процедуры, но и создавать условия для самостоятельного выполнения ими медицинских манипуляций. Разумеется, все это должно осуществляться под постоянным контролем и наблюдением преподавателя. Опыт показывает, что в тех отделениях лечебных учреждений, где для учащихся создаются определенные условия, они получают более прочные навыки. И наоборот, некоторые заведующие отделениями смотрят на учащихся как на обузу, мешающую проведению лечебного процесса. Понятно, что больницы, где обучаются студенты, работают в стесненных условиях. Но подготовка медицин-

л*

ских кадров — это дело не только учебных заведений, в равной степени-за него ответственны и руководители лечебных учреждений. Каждый руководитель лечебного учреждения или отделения должен понимать, что мы готовим кадры, от качества которых завтра будет зависеть качество медицинской помощи больным, а следовательно, их подготовленность отразится на показателях работы лечебного учреждения.

Во второй день (20 января) педагогические чтения проходили в виде секционных заседаний. Всего работало четыре секции, на которых также обсуждались вопросы повышения качества подготовки специалистов. Преподаватели обменивались опытом работы, знакомили друг друга с методическими разработками, проводили деловые игры. Все участники конференции имели возможность познакомиться с оформлением предметных кабинетов Темниковского училища наглядными пособиями. Отрадно было видеть современный компьютерный класс, который широко используется в учебном процессе, спортивный зал, лыжную базу, актовый зал. Училище располагает хорошей столовой и студенческим общежитием. Что касается учебных пло-щадей, то оно находится в лучших условиях по сравнению с другими медучилищами.

При подведении итогов научно-прак-тической конференции был отмечен ее высокий методический уровень и полез-

ность для всех участников данного мероприятия.

5 февраля 1999 г. на базе медицинского факультета было проведено пленарное заседание февральских педагогических чтений, на котором заведующий кафедрой госпитальной терапии доцент А. А. Александровский рассказал об опыте организации телевизионных мостов с ведущими медицинскими центрами Москвы. Данный метод телевизионной связи в республике пока только внедряется. Он позволяет проводить кон-

слушать лекции известных специалистов и, наконец, осуществлять так называемое дистанционное обучение специалистов.

Заведующий кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения доцент Н. Д. Козин поделился опытом применения компьютерной техники в учебном и научном процессах, составлении и хранении банка данных, касающихся успеваемости, посещаемости студентов, и других материалов. В работе данной конференции также участвовали преподаватели медучилищ. Таким образом, преемственность обучения и интеграция между медучилищами и медицинским факультетом университета с каждым годом приобретают более конкретный характер.

Н. М. ИВАНОВ, руководитель научно-методической секции медицинского образования РУО, профессор

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПКППРО МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА

Факультетх повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования исполнилось двенадцать лет. За это время здесь было подготовлено в качестве резерва организаторов системы образования свыше 200 чел., прошли повышение квалификации 4 800 чел., профессиональную переподготовку — 1 050 чел.

Организационная структура

ФПКППРО включает три отделения: организаторов образования, психологии и социальной работы. Успешно функционирует кафедра управления системой образования, где ведется серьезная научно-исследовательская работа по проблеме „Прогнозирование и моделирование новых систем образования^ Результатом научных исследований явились разработка и внедрение в практику альтернативных образовательных учреждений. Это школа-лицей № 4 физико-математического профиля: школа-комплекс № 31 — медицинского; Ардатовская средняя школа — экономико-правоведческого; республиканская многопрофильная университетская академическая гимназия, где образование осуществляется по профилям: экономико-правовому, медико-биологическому, физико-техническому, на-

ционально-культурологическому, агротехническому, психолого-педагогическо-му. Проект последней модели получил международный грант II категории Фонда Дж. Сороса.

На кафедре развернута аспирантура как для преподавателей, так и для работников системы образования. За последние пять лет здесь подготовлено и защищено 7 кандидатских

диссертации.

Для чтения лекций приглашаются авторитетные ученые из Москвы, педагоги-новаторы, а также работники Минобразования, МВД, Минздрава, ГУО, РОО и других организаций.

Система обучения на факультете является одновременно и многовариантной и многовариативной. Обучение осуществляется:

а) на базе высшего образования —

1 год (подготовка практических психологов и соцработников);

б) на базе среднего специального образования по укороченной системе обучения — 3,5 года (подготовка психологов и соцработников).

Кроме того, здесь действуют:

— двухмесячные курсы повышения квалификации организаторов образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.