Научная статья на тему 'Организация участия студентов в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве наблюдателей во время учебной практики'

Организация участия студентов в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве наблюдателей во время учебной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3291
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭТАПЫ НАБЛЮДЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EDUCATIONAL PRACTICE / PUBLIC OBSERVERS / GOAL SETTING / DEVELOPMENT OF COMPETENCIES / STAGES OF OBSERVATION / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова В.И., Гольева Е.Ю., Кондратьева О.А., Крыжановская Н.В.

В статье показаны технологии достижения цели формирования первичных профессиональных умений и навыков психолого-педагогического сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций. Поставлены задачи: закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин; изучить содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру ГИА и ЕГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова В.И., Гольева Е.Ю., Кондратьева О.А., Крыжановская Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of students´ participation in the state exams as observers during training practice

The article demonstrates the technologies of developing primary professional skills of psychological and pedagogical support of the final state certification of general education organizations graduates. The tasks are to improve theoretical knowledge received at studying psychological and pedagogical disciplines; to study the content of Federal legal acts, instructive and methodological materials regulating the procedure of state exams

Текст научной работы на тему «Организация участия студентов в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве наблюдателей во время учебной практики»

В. И. Долгова, Е. Ю. Гольева, О. А. Кондратьева, Н. В. Крыжановская

(Челябинск)

Организация участия студентов в процедуре гиа и ЕГЭ

в качестве наблюдателей во время учебной практики

В статье показаны технологии достижения цели формирования первичных профессиональных умений и навыков психолого-педагогического сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций. Поставлены задачи: закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин; изучить содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру ГИА и ЕГЭ.

Одним из таких мощных ресурсов модернизации образования и усиления практико-ориентированной подготовки выпускников вуза является общественное наблюдение за контролем качества общего образования России на примере ИГЭ и ЕГЭ. Оно позволяет перераспределить ресурсы образовательной программы в пользу увеличения практики, пересмотреть концепции производственной практики в соответствии с принципом распределенности и парциальной включенности в структуру учебного модуля; обеспечивает взаимосвязи теории и практики, позволяет студентам осмыслить содержание аудиторных занятий, собрать эмпирический материал, который становится основанием для рефлексии своего психолого-педагогического опыта, является залогом успешного «присвоения» трудовых функций и овладения профессиональными действиями педагога-психолога [3, 5]). Регламентация тех или иных ресурсов образовательной программы закреплена в учебных планах, методических разработках, а также планах и графиках учебного процесса, программах учебных дисциплин и практик [6]. В процессе учебных практик целесообразно применять личностно-развивающие и деятельностно-развивающие задачи, нацеленные на формирование профессиональных способностей личности и учебно-профессиональной мотивации, которые обеспечат им успешное профессиональное становление [4]. В связи с этим актуализируется методология ситуационно-средово-го подхода как приоритетное направление

современной психолого-педагогической науки и практики, обусловливающее развитие мотивационного опыта личности студента и предупреждающее личностные деструкции и психические нагрузки [1, 7], развивается степень психологической безопасности студента, которая призвана способствовать повышению эффективности учебной практики в овладении бакалаврами психолого-педагогического образования свойствами субъекта психологической безопасности и способности к созданию психологически безопасных условий взаимодействия с окружающими людьми [2].

Анализ научно-методической литературы [1-7] и собственного опыта организации волонтерской деятельности студентов, участвующих в работе общественных наблюдателей на ИГЭ и ЕГЭ с 2012 г. во время учебной практики, представлен нами далее на примере формализации социального заказа в технологиях реализации содержания учебной практики бакалавров психолого-педагогического направления в общеобразовательных организациях при проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ) (направление подготовки: 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование). Место практики в структуре образовательной программы определяется тем, что практика относится к циклу Б.4 «Учебная и производственная практика» образовательной программы.

1.4. Цель и задачи практики.

Цель: формирование первичных профессиональных умений и навыков психолого-пе-

дагогического сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций.

Задачи:

1. Закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин.

2. Изучить содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру ГИА и ЕГЭ, деятельность педагога-психолога при проведении ГИА и ЕГЭ.

3. Сформировать умения применять на практике методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся при проведении ГИА и ЕГЭ.

4. Принять участие в общественном наблюдении за проведением ГИА и ЕГЭ в общеобразовательных организациях.

5. Закрепить навыки оформления отчетной документации.

Процедура декомпозиции целей практики:

Блок I. Готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4] (знать, уметь, владеть].

Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом - 1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (А/01.7).

З.1: содержание теорий обучения, воспитания и развития.

З.2: возрастные особенности обучающихся, участников ГИА и ЕГЭ.

У.1: применять знания теорий обучения, воспитания и развития для обеспечения психологически комфортной образовательной среды в период ГИА и ЕГЭ.

У.2. выполнять оценку психологического состояния учащихся в период ГИА и ЕГЭ.

В.1: навыками корректно излагать свою точку зрения и аргуметированно её доказывать на основе теорий обучения, воспитания и развития, требований образовательных программ в проведении ГИА и ЕГЭ.

В.2: навыками психологической поддержки учащихся в период ГИА и ЕГЭ в соответствии с их возрастными особенностями.

Блок II. Готовность применять в профессиональной деятельности основные между-

народные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11] (знать, уметь, владеть].

Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом - 1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (А/01.7].

3.3: содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру проведения ГИА и ЕГЭ.

У.3: применять знания федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру проведения ГИА и ЕГЭ в деятельности общественного наблюдателя.

В.3: навыками общественного наблюдения за ходом проведения ГИА и ЕГЭ для обеспечения объективности результатов, предоставления оперативной и достоверной информации о ходе проведения экзаменов и соблюдении прав его участников.

Блок III. Способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6) (знать, уметь, владеть].

Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» (А/06.7].

3.4: способы эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами при проведении ГИА и ЕГЭ.

3.5: особенности развития обучающихся в учебной деятельности при проведении ГИА и ЕГЭ.

У.4: применять знание способов эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами.

У.5: применять знание особенностей развития обучающихся в учебной деятельности при проведении ГИА и ЕГЭ.

В.4: навыком эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами при проведении ГИА и ЕГЭ.

В.5: навыком развития обучающихся в

учебной деятельности при проведении ГИА и ЕГЭ.

Достижение целей проходило в три этапа, по каждому этапу нами разработаны и утверждены на заседании кафедры теоретической и прикладной психологии следующие виды работ и перечень заданий (108 час.).

Этап практики 1 (вводный; трудоемкость (26 час.), в том числе на базе практики -10 час.; самостоятельная работа - 16 час.; код компетенции ОПК-4, ОПК-11).

. Установочное совещание на базе практики (знакомство с руководителями практики, педагогическим коллективом, инструктаж по технике безопасности и охране труда обучаю-щегося-практиканта). Составление индивидуального графика прохождения практики, планирование работы на период практики.

. Изучение методически-правового обеспечения деятельности педагога-психолога (нормативные документы, регламентирующие деятельность психологической службы; документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога по основным направлениям его работы; диагностический инструментарий педагога-психолога) в период ГИА и ЕГЭ.

. Регистрация заявления об участии в общественном наблюдении за проведением ГИА и ЕГЭ.

. Изучение содержания федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов: Правила и процедура проведения ГИА И ЕГЭ, Методические материалы по осуществлению общественного наблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена, Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников.

. Прохождение процедуры аккредитации общественного наблюдателя за проведением ГИА и ЕГЭ.

Этап практики 2 (основной; трудоемкость (56 час.), в том числе на базе практики - 44 час.; самостоятельная работа - 12 час; код компетенции ОПК-4, ОПК-11, ПКПП-6).

. Проведение диагностики с целью изуче-

ния индивидуально-психологических особенностей эмоционально-волевой сферы обучающегося, составление психолого-педагогической характеристики, выявление группы риска.

. Посещение одного занятия педагога-психолога в рамках плана работы Пункта психологической помощи при проведении ГИА и ЕГЭ с последующим обсуждением (наблюдение за процедурой психодиагностики, психокоррекции, просвещения и другими видами деятельности педагога-психолога) и составление таблицы наблюдения за поведением и деятельностью обучающихся, за работой педагогов (воспитателей) и педагогов-психологов с ними. Проведение психологического анализа посещенного занятия (урока) педагогов (воспитателей) с последующим обсуждением.

. Участие в работе Пункта психологической помощи при проведении ГИА и ЕГЭ.

. Участие в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве общественного наблюдателя.

Этап практики 3 (итоговый; трудоемкость (18 час.), в том числе на базе практики - 8 час.; код компетенции ОПК-4, ОПК-11, ПКПП-6).

. Оформление отчетной документации по практике.

. Участие в итоговой конференции по практике.

Участие студентов в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве общественного наблюдателя включено и во все 10 форм отчетной документации:

1. Дневник практики включает содержание практики и перечень отчетной документации; сведения об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает данное учреждение); индивидуальный график работы обучающегося-практиканта на период практики. Дневник практик сдается в течение 10 дней после окончания практики.

2. Кейс федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих проведение ГИА и ЕГЭ в общеобразовательных организациях из базы документов педагога-психолога и сайта http://www.egebook.ru

3. Психолого-педагогическая характеристика на одного обследуемого обучающегося с рекомендациями.

4. Три экспресс-диагностики для изучения индивидуально-психологических особенностей эмоционально-волевой сферы обследуемого обучающегося.

5. Протокол группового коррекционно-развивающего мероприятия, проведенного согласно плану работы Пункта психологической помощи в период ГИА и ЕГЭ.

6. Протокол проведения ГИА и ЕГЭ в ППЭ (бланк наблюдения].

7. Отчет по практике.

8. Отзыв о практике.

9. Характеристика практиканта с базы практики (бланк карты оценки].

10. Психолого-педагогические рекомендации выпускникам в период подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ.

Само наблюдение регламентировано следующим Бланком наблюдателя за процедурой проведения ГИА и ЕГЭ: Ф.И.О. наблюдателя; Номер удостоверения, дата выдачи; Дата проведения ГИА и ЕГЭ; ОО, на базе которого организован ППЭ; Предмет; Руководитель ОО (ФИО); Количество выпускников, принимающих участие в ГИА и ЕГЭ (ожидалось/явились].

Наблюдение проводится по 6 группам следующих показателей:

1. В ППЭ решены организационные вопросы:

- организован один вход, контролируемый помощником руководителя ППЭ;

- организован штаб ППЭ, который укомплектован телефоном, компьютером, принтером, сейфом и металлической дверью;

- обеспечена надежная изоляция аудиторий, в которых проходит ГИА и ЕГЭ, от помещений, не используемых для ГИА и ЕГЭ (закрыты, опечатаны и т.д.].

2. В ППЭ обеспечено присутствие ответственных лиц - это:

- руководитель ППЭ,

- руководитель учреждения, на базе которого организован ППЭ,

- организаторы в аудиториях,

- дежурные на этажах,

- медицинский работник,

- педагог-психолог,

- представитель(и] органов охраны правопорядка.

3. Перед началом экзамена:

- осуществлена регистрация всех организаторов, дежурных;

- проведен инструктаж для организато-

ров в аудиториях;

- на дверях аудитории размещен список выпускников, каждое рабочее место обозначено номером;

- на доске подготовлена необходимая информация для заполнения бланков регистрации (код ППЭ и ОУ, код предмета, его название, дата проведения экзамена);

- в классах убраны (закрыты) стенды, плакаты со справочно-познавательной информацией по данному предмету.

4. В аудитории во время экзамена:

- выпускникам продемонстрирована целостность упаковки спецпакета;

- спецпакеты вскрыты в присутствии выпускников;

- при необходимости выпускники выходят из аудитории по одному в сопровождении одного из организаторов или дежурного по этажу;

- организаторы проверили соответствие записей в бланке регистрации паспортным данным и правильность заполнения области регистрации всех бланков;

- за тридцать минут до окончания экзамена сделано объявление о том, что до конца экзамена осталось тридцать минут;

- по окончании времени экзамена выпускникам объявлено о завершении экзамена.

5. Проведен инструктаж выпускников:

- по способам поведения при возникновении плохого самочувствия,

- по рациональному использованию времени,

- по способам поведения при появлении помех эргономического характера,

- по процедуре проведения экзамена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Нарушения.

Для оценивания сформированности компетенции нами используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий, для оценки результатов практики (отчетная документация). В оценочные средства по практике можно включить пять заданий I, II, III, IV, V уровней (либо одно комплексное задание, интегрирующее несколько уровней). В соответствии с выбором инструментария (содержания

и количества контрольных заданий] изменится и интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Всего волонтёрами-наблюдателями в период учебной практики с 2012 по 2015 годы работало 142 студента. Распределение студентов-волонтеров по годам: 2012 : N=25; 2013 : N=25; 2014 : N=40; 2015 : N=52.

Результаты прохождения студентами-волонтерами учебной практики по годам согласно принятым нами критериям показали положительную динамику, связанную с организацией учебной практики.

Выполнили все задания практики на «отлично» в 2012 (14 чел.]; 2013 (15 чел.]; 2014 (32 чел.]; 2015 (36 чел.]. Эти студенты: продемонстрировали коэффициент сформирован-ности компетенций от 0,7 до 1; выполнили в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; владеют теоретическими знаниями на высоком уровне; умеют правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики работы организации]; проявляют в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру.

Выполнили все задания практики на «хорошо» в 2012 (10 чел.]; 2013 (10]; 2014 (8 чел.]; 2015 (16 чел.]. Эти студенты:

- продемонстрировали коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69;

- выполнили в срок весь объем работы, требуемый программой практики;

- умеют определять профессиональные задачи и способы их решения;

- проявляют инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускают незначительные ошибки;

- владеют теоретическими знаниями, но допускают неточности.

За все годы с 2012 по 2015 только один студент получил «удовлетворительно», он продемонстрировал коэффициент сформиро-ванности компетенций от 0,5 до 0,59; выполнил весь объем работы, требуемый програм-

мой практики; не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике; допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; не проявляет инициативы при решении профессиональных задач.

Мы назовем здесь критерии неудовлетворительного выполнения заданий учебной практики (таких случаев в нашей практике не было]:

- продемонстрировал коэффициент сфор-мированности компетенций ниже 0,5; не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности; продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; проявил низкую активность; не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий];

- отсутствовал на базе практики без уважительной причины; нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; не сдал в установленные сроки отчетную документацию.

Это говорит о том, что целевая организация участия студентов в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей во время учебной практики повышает её результаты, развивает познавательно-профессиональную активность, формирует удовлетворение студентов от своего участия в решении масштабных образовательных задач; закрепляет потребность в совершенствовании профессиональных знаний, умений, владений. Это позволяет студентам достигать высокого уровня развития своей познавательно-профессиональной активности не только на всех этапах учебной практики, но и во всём образовательном процессе.

Литература

1. Айдарова Г. П., Полякова А. Л. Ситуационно-средовой подход к формированию учебно-профессиональной мотивации студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2015. - № 10. - С. 26-32.

2. Варданян Ю. В., Дергунова А. В. Подготовка к учебной практике как средство развития психологической безопасности и профессиональной стратегии студента // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2014. - № 1. - С. 30-35.

3. Васягина Н. Н., Казаева Е. А. Школьно-вузовское партнерство как ресурс практико-ориентированной подготовки педагога-психолога // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 2. -С. 29-34.

4. Егорушкина Т. Д. Проблемы оценки продуктивности развития общих и специальных способностей личности при задачном выполнении самостоятельной учебной работы в вузе // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 3 (31). - С. 12-19.

5. Иноземцев И. Н. Роль общественного наблюдения в контроле качества общего образования России (на примере ЕГЭ-2014) // Тенденции науки и образования в современном мире. - 2015. -№ 3. - С. 17-19.

6. Силайчев П. А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горяч-кина. - 2015. - № 4 (68). - С. 12-17.

7. Яковлев Б. П. Влияние психической нагрузки на здоровье и способности одарённых детей // Научный медицинский вестник Югры. - 2012. - № 1-2 (1-2). - С. 326-336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.