Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для "новой школы" (в рамках стандарта впо по направлению "Психолого-педагогическое образование - 050400")'

Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для "новой школы" (в рамках стандарта впо по направлению "Психолого-педагогическое образование - 050400") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ВПО ) / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / НОВАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцов В.В.

В докладе рассматриваются вопросы психолого-педагогической подготовки учительских кадров на основании документов Национальной образовательной инициативы Наша новая школа и Государственным стандартом общего (начального) образования. Даются конкретные предложения в отношении психолого-педагогических компетенций будущих педагогов по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование с квалификацией (степенью) бакалавр и магистр. Кроме того, внесен ряд предложений в решение Президиума РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для "новой школы" (в рамках стандарта впо по направлению "Психолого-педагогическое образование - 050400")»

ДОКЛАДЫ

УДК 159.9:37.015.3

психолого-педагогическая подготовка учительских

кадров для «новой школы» (в рамках стандарта впо по направлению «психолого-педагогическое образование - 050400»)

В.В. РУБЦОВ*

Учреждение РАО «Психологический институт», Московский городской психолого-педагогический университет

В докладе рассматриваются вопросы психолого-педагогической подготовки учительских кадров на основании документов - Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Государственным стандартом общего (начального) образования. Даются конкретные предложения в отношении психолого-педагогических компетенций будущих педагогов по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) бакалавр и магистр. Кроме того, внесен ряд предложений в решение Президиума РАО.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование (ВПО), педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, модернизация, государственные стандарты, новая школа.

Модернизация системы педагогического образования включает психолого-педагогическое образование как одно из трех взаимодополняющих направлений подготовки педагогических кадров. Данное направление подготовки (так же, как и два других) имеет свои цели и задачи. Сегодня уже совершенно очевидно то, что те формы психолого-педагогической подготовки, которые традиционно складывались в педагогическом образовании, не обеспечивают будущих педагогов востребованным набором психолого-педагогических компетенций, а умение работать с проблемами детей обнаруживает лишь незначительная часть сегодняшних учителей (именно об этом свидетельствуют данные многочисленных мониторингов).

Обсуждению целей, задач и требований к построению системы «Психолого-педагогического образования» как важ-

© Рубцов В.В., 2010

* Для корреспонденции:

Рубцов Виталий Владимирович, академик РАО, директор Учреждения РАО «Психологический институт», ректор МГППУ 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4.

нейшего ресурса модернизации педагогического образования и будет посвящено мое сообщение.

С самого начала необходимо сказать, что цели и задачи психолого-педагогического образования определяются двумя основополагающими документами - Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Государственным стандартом общего (начального) образования. Так, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет школу как институт, соответствующий целям опережающего развития: «Новая школа» - это школа для всех». Сейчас мы уже хорошо понимаем смысл сказанного.

Новая школа - это:

- школа, обеспечивающая поддержку развития различных контингентов детей, и школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности учащихся;

- школа интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовании и обществе и школа развития одаренности;

- школа, формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду, и школа успешной социализации личности;

- школа здорового и безопасного образа жизни и школа предупреждения и профилактики социальных рисков.

Понятно также, что это далеко не полный набор определений. Однако уже и этот возможный образ новой школы указывает на особенности профессионального портрета нового учителя, нового педагога, для которого адресная работа с разными детьми в обучении становится особой задачей, особой сферой деятельности и профессиональной ответственности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет это как особое положение: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников (выделено авт. - В.Р.), хорошо знающие свой предмет».

С учетом этого стратегическая цель и основная направленность психолого-педагогического образования заключаются в том, чтобы, во-первых, строить психолого-педагогическую подготовку учителя как систему деятельности, основу которой составляет комплекс наук о человеке и закономерностях его развития, строить ее как систему практик, ориентированную на особенности обучения и развития каждого ученика. Во-вторых, учитель должен знать и учитывать в своей работе закономерности психологического и умственного развития детей, понимать возрастные особенности развития, владеть технологиями развивающего обучения.

Именно это обстоятельство нашло отражение в Государственном стандарте общего (начального) образования. Не могу не сказать, что впервые государственный документ такого уровня разрабатывался на основе положений деятельностного подхода к развитию человека и культурно-исторической теории развития. Эти положения разработаны нашими замечательными учеными и учителями Л.С. Выгот-

ским и А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и др. Присутствующим хорошо известно, что их работы общепризна-ны, они имеют мировое значение и именно в настоящее время становятся основой для самых передовых образовательных систем мира (например, Германия и Финляндия).

Для стандарта ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» научно-методологической основой также являются подходы отечественной педагогической и возрастной психологии, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства. Психолого-педагогическое образование, основанное на этих принципах, выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и учащихся, самих учащихся.

Так, в этом стандарте впервые на основе деятельностно-возрастного подхода предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психология образования» (то есть в нем целенаправленно дано обоснование новой системы подготовки психолога, способного работать с особенностями развития детей в обучении, формированием и оценкой надпредметных и личностных компетенций учащихся). Вместе с тем, кроме этого профиля, в данное направление включен целый ряд по существу сопряженных профилей (всего их 9). Многие из этих профилей определены и рассматриваются в системе ВПо впервые.

Главное отличие от других направлений подготовки в данном направлении состоит в том, что «универсальным» содержанием, обеспечивающим подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога

инклюзивного образования» и др., является общая деятельностная платформа, обеспечивающая формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых. То есть деятельность и возраст - это и есть основные категории, которые будут определять базовое содержание психолого-педагогической подготовки в рамках всех профилей направления «Психолого-педагогическое образование».

С учетом того, что сейчас в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям данного направления, разработчики учитывали международные и национальные нормы:

- Базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах.

- Утвержденные квалификационные требования к ПД.

- Принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога): бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1-3 года или 1,5-4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура).

- Независимую систему итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества).

Такая психолого-педагогическая подготовка обеспечивает будущего педагога системой компетенций, за счет которых конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся условием развития учащихся, а формирование у них требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося.

небезынтересно с этой точки зрения посмотреть на основные задачи профессиональной деятельности бакалавров в обла-

сти психолого-педагогического сопровождения образования:

- проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

- проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам;

- проведение коррекционно-развиваю-щих занятий по рекомендованным методикам;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

- работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

- взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды;

- использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.

В итоге выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями.

В психолого-педагогической деятельности (ПКПП):

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3);

- способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

Задачи профессиональной деятельности магистров в области психолого-педагогического сопровождения образования:

- разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов;

- разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

- осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики;

- разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;

- мониторинг сформированности компетенций учащихся;

- разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;

- контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;

- реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устране-

нию отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;

- обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса.

С учетом этого выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями.

I. Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):

- знать феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1);

- уметь выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);

- использовать научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3);

- владеть современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);

- уметь организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых

(оПк-5);

- уметь организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (оПк-6);

- владеть научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);

- владеть современными технологиями проектирования и организации научного

исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);

- способен организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);

- способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10);

- способен реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11);

- способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12);

- способен планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13);

- способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);

- готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);

- знает особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16).

II. В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):

- способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков

(пКпп-1);

- способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (пКпп-2);

- способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

- способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (пКпп-4);

- готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (пКпп-5);

- способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (пКпп-6);

- способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

- способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса

(пКпп-8);

- способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

В целом разработанный нами ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» демонстрирует тот факт, что современный учитель действительно сможет получить качественно иную по содержанию и форме психологическую подготовку. Она направлена на овладение будущим бакалавром (магистром) такими знаниями и способами профессиональной деятельности (компетенциями), на основе которых воспитатель ДОУ, учитель начальной школы, психолог, социальный педагог и др. сумеют организовать процессы обучения и воспитания по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Образцы ПрООП, в рамках ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» обсуждались и получили одобрение в ходе Всероссийского совещания, организованного при поддержке Минобразования России 23-24 ноября 2009 г. на базе МГППУ Участники совещания приняли методологию и принципы разработки ПрООП и структуру рабочих учебных планов для основных профилей данного направления. В ходе совещания сформированы межрегиональные группы по разработке модельных образцов ПрООП.

В настоящее время в этой работе участвует уже около 20 педагогических вузов, и мы приглашаем все вузы к сотрудничеству в этом направлении.

Разрабатываемые нами ООП демонстрируют то обстоятельство, что ориентация педагога на формирование деятель-ностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. речь идет о качественном изменении содержания и структуры подготовки и психолога и педагога. Поэтому все разговоры о том, что кто-то меняет, будет или уже изменил систему психолого-педагогической подготовки учительских кадров остаются беспочвенными до тех пор, пока эта подготовка не строится системно, в нашем случае на научных установках системно-деятельностного подхода, на положении современной возрастной и педагогической психологии. По существу речь уже идет не столько о стандарте ВПО, сколько о модернизации самой системы профессиональной деятельности учителя.

Так, уже в вузе необходимо вводить принципиально новые продуктивные (дея-тельностные) формы подготовки, широко использовать практические занятия студентов с проблемами детей, вводить в качестве необходимого компонента диагностику и коррекцию детских проблем, обучать будущих специалистов общению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса и т.д. И только в этом случае мы сможем говорить о реальной модернизации психолого-педагогического образования, ожидать от этого направления подготовки ощутимых социальных эффектов, прежде всего, в отношении качества образовательных систем.

Для понимания важности системной психолого-педагогической подготовки педагога целесообразно отнестись к имеющемуся международному опыту передовых школьных систем. Так, согласно результатам Мс. Ке^у, в своем стремлении повы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сить качество преподавания, передовые школьные системы твердо придерживались трех принципов:

- привлекать в преподаватели подходящих людей (качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей);

- превращать этих людей в эффективных педагогов (единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания);

- создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию (единственный способ достичь высочайшего уровня результативности системы -поднять уровень каждого ученика).

Нетрудно убедиться в том, что передовые школьные системы в качестве главного звена в развитии педагогических систем определяют адресную работу с каждым учеником. Такие формы работы с разными категориями детей сможет организовать только такой педагог, который на должном уровне и в полной мере овладел системой психолого-педагогического образования.

В заключение несколько слов о реальном состоянии дел с модернизацией педагогического образования. Понятно, что сами по себе ГОСы и ФГОСы ВПО - это только возможность (хотя и реальная) модернизации педагогического образования. Для реального движения в направлении новой школы, подготовки и переподготовки нового учителя необходимо сделать следующий принципиальный шаг. Он точно указан в Национальной образовательной инициативе. Там определено следующее: «Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Базовые педагогические вузы должны быть преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей». Именно таким центрам, на наш взгляд, необходимо передать как право профессиональной экспертизы Пр. ООП (то есть создать сетевые УМО по направлениям), так и оценку качества их

внедрения в систему ВПО, которую нужно создавать в формах общественной государственной экспертизы. Сейчас этот процесс развивается стихийно и грозит стать неуправляемым. Нужно, по крайней мере, определиться с системой УМО, которую необходимо создавать на базе вузов-разработчиков, но делать это с самого начала по сетевому принципу.

Какой опыт по созданию центров педагогического образования есть сейчас? С одной стороны, опыт москвы по инклюзивному образованию (региональные центры), с другой - сходная схема подготовки кадров по образованию одаренных.

Создание крупных базовых центров подготовки учителей, работающих по принципу сетевых ресурсных центров, позволит «сдвинуть» с мертвой точки архиважный вопрос о переподготовке и подготовке педагогов, которые смогут на должном уровне внедрять стандарт начального образования.

Вызывает удивление, что до настоящего времени нет системной подготовки, а главное - переподготовки учителей, которые будут вводить в школу новый стандарт начального образования. По крайней мере, не понятно, кто и как в настоящее время системно готовит этих учителей и кто будет отвечать за качество их подготовки. Поэтому мне, например, неясно, как сможет сам учитель понять, что такое надпредметные и личностные компетенции по существу и как их правильно формировать и оценивать у детей в процессе обучения.

Еще одним важным звеном модернизации педагогического образования становится целенаправленное привлечение в школу учителей, не имеющих базового образования. Этот вопрос поставлен уже на государственном уровне, и его также необходимо решать. эффективным здесь представляется путь педагогической и психолого-педагогической магистратуры или обязательной интернатуры в тех же базовых региональных центрах подготовки.

Пришло также время всерьез разобраться в уровне профессиональной подготовки педагогов, то есть определить на уровне государства, какой учитель придет в наши школы, каков будет уровень профессионального образования этих людей.

это необходимо сделать незамедлительно. Иначе уже завтра в начальную школу придут только бакалавры, а 4-летние психологи займут места специалистов, которые уже точно не смогут правильно оценить, как развиваются у детей над-предметные и личностные компетенции, как работать с разными категориями этих детей.

В данном контексте особое значение имеет вывод о том, что системная и качественная психолого-педагогическая подготовка учительских кадров является важным ресурсом модернизации системы педагогического образования и необходимым условием введения нового стандарта общего (начального) образования в систему образования России.

В этой связи крайне важно на данном этапе принять конкретные меры. мы вносим Президиуму РАО следующие предложения в решение нашего совещания:

1. Обратить внимание вузов-разработчиков ФГОС ВПО третьего поколения на необходимость в кратчайшие сроки обеспечить разработку основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры по трем направлениям подготовки; «Педагогическое образование» (050100); «Психолого-педагогическое образование» (050400), «Специальное (дефектологическое) образование» (050700).

Предусмотреть возможность включения психолого-педагогической магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «Педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «математика» => магистр по направле-

нию «Психолого-педагогическое образование») и др.

2. Рекомендовать профильным институтам РАО, МГППУ совместно с ФИРО, кафедрами педагогики и психологии педагогических вузов и университетов обеспечить участие в модернизации существующей системы повышения квалификации педагогов, которая должна обеспечить возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но и по маршруту любого из трех возможных направлений подготовки с указанием периодичности такой формы повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации.

3. Совместно с Рособрнадзором:

3.1. Начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой, помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией, можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей - способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность (диагностика развития надпредметных и личностных компетенций учащихся).

3.2. продолжить работу по созданию общественно-государственной системы оценки качества профессиональной деятельности педагога.

Материалы доклада на выездном расширенном заседании Президиума РАО (Нижний Новгород, 19-20 апреля 2010 г.)

psycho-pedagogical teacher training for the «new school» (in the standard hve in «psycho-pedagogical education» - 050400)

V.V. RUBTSOV

Psychological Institute RAE, Moscow City Psychological-Pedagogical University

The report examines the psychological and pedagogical teacher training on the basis of documents - the National Education Initiative «Our new school» and the state standard of general (primary) education. We give specific suggestions on psychological and pedagogical skills of future teachers toward the preparation of the psycho-pedagogical education with qualifications (degree) Bachelor and Master. In addition, a number of suggestions in the decision of the Presidium of RAE.

Keywords: higher vocational education (HVE), teacher education, psycho-pedagogical education, modernization, state standards, a new school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.