Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»'

Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2847
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / ФГОС ВПО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцов В. В.

Дана характеристика системы психолого-педагогической подготовки учителя, направленной на решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы». Целостно представлен Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование», а также требования к результатам освоения основных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубцов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ДЛЯ «НОВОЙ ШКОЛЫ»

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TRAINING OF THE TEACHER FOR THE «NEW SCHOOL»

Рубцов В.В.

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета, действительный член РАО Rubczov V.V.

Rector of Moscow City University of Psychology and Education, academician of Russian Academy of Education

Аннотация. Дана характеристика системы психолого-педагогической подготовки учителя, направленной на решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы». Целостно представлен Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование», а также требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Annotation. This article gives the characteristic of system of psychological-pedagogical training of the teacher focused on solving problems of psychological training of pedagogical staff for the «New school». It completely presents the Federal state educational standard of the higher professional education in sphere of "Psychological-pedagogical education", Requests to results of development of the basic educational programs.

Ключевые слова. Психолого-педагогическая подготовка современного учителя, ФГОС ВПО, психоло-го-педагогическое образование

Keywords. Psychological-pedagogical training of the modern teacher, Federal state educational standard of the higher professional education, psychological-pedagogical education

Современная система подготовки педагогических кадров нуждается в содержательной модернизации, необходимость которой обусловливается следующими факторами:

• глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране;

• диверсификация системы школьного образования;

• изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников);

• возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников;

• информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей;

• социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне её.

По результатам мониторинга, осуществленного специалистами психологической службы образования РФ, выявляются новые требования к современному учителю:

• Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.

• Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности.

• Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.

• Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.

• Умение применять здоровьесберегающие технологии.

• Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к качеству подготовки педагогических кадров, оформляется реальная востребованность в адресной психолого-педагогической подготовке учителя для новой школы.

По мнению учителей, низкий уровень психолого-педагогической подготовки современного педагога выражается в следующем:

• не умеет организовать урок в деятельностной парадигме;

• не умеет организовать работу в группах;

• не знает типологии детских проблем (детства в целом);

• не умеет работать с различными категориями детей;

• не владеет общей психологической культурой общения;

• не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.;

• не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей);

• не владеет здоровьесберегающими технологиями.

В то же время, по мнению родителей, на качество образовательной среды в школе в значительной степени влияют другие факторы:

• школьные перегрузки (85%),

• конфликтные ситуации (65%),

• безопасность ребенка пока он в школе (61%),

• нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%),

• качество образования (48%),

• отсутствие для родителей возможности влиять на процессы школьной жизни (35%).

В соответствии с «Правилами разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. №142, подготовка педагогических кадров для школы будет осуществляться по направлениям:

• «Педагогическое образование» (050100)

• «Психолого-педагогическое образование» (050400)

• «Специальное (дефектологическое) образование» (050700).

Решение задач психолого-педагогической подготовки учителя, психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы» должен обеспечить ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» участие, в разработке которого принимали следующие базовые университеты: Санкт-Петербургский педагогический университет им. А.И. Герцена, Московский городской психолого-педагогический университет и Московский педагогический государственный университет.

Согласование представленных проектов стандартов образования обеспечила на уровне Президиума Российская академия образования.

Разработанный стандарт ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» - это результат плодотворного сотрудничества психологов, психофизиологов, педагогов, управленцев, родителей, врачей, созданный с участием:

• Российской академии образования

• Совета ректоров вузов Москвы Департамента образования города Москвы, учрежденных Правительством Москвы

• Института психологии РАН

• Психологического института РАО

• Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

• Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия Г осударственной Службы при Президенте РФ»

• Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ

• Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет».

Существующий стандарт общего (начального) образования разработанный учеными РАО на установках деятельностного подхода является первый Государственным стандартом, основу которого составляет комплекс наук о процессах и механизмах развития ребенка.

Необходимо указать на сопряженность - взаимное соответствие - между стандартом общего (начального) образования и стандартом ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образо-

вание», в основе которой лежит общность научных подходов и единая методологическая платформа, заложенные в основе того и другого стандарта.

Методологической основой стандарта ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» являются подходы педагогической и возрастной психологии, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства.

Психолого-педагогическое образование, основанное на этих принципах, выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и детей, самих детей.

Это обеспечивает возможность самому учителю овладевать теми компетенциями, которые в условиях обучения должен освоить ученик.

Проект стандарта по психолого-педагогическому направлению реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем, с одной стороны, предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психология образования», с другой стороны, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», помимо указанного профиля, в это направление включен целый ряд по существу сопряженных профилей - «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика начального образования» и др. (всего 9 профилей).

Так, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», в проекте предусмотрены следующие согласованные профили бакалавриата:

1. Психология образования

2. Психология и педагогика дошкольного образования

3. Психология и педагогика начального образования

4. Психология и педагогика профессионального образования

5. Психология и педагогика дополнительного образования

6. Психология и социальная педагогика

7. Психология и педагогика инклюзивного образования

8. Психология и педагогика образования одаренных детей

9. Специальная психология и педагогика.

При разработке ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» была реализована следующая схема.

Этим обусловлена научная новизна разработанного нами стандарта по направлению «Психоло-го-педагогическое образование». Она состоит в том, что главным «универсальным» содержанием, объединяющим в единое направление подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования» и др. является общая деятельностная платформа, обеспечивающая формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых.

С учетом того, что в настоящее время в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям данного направления, разработчики учитывали как международные и национальные нормы:

• базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах,

• утвержденные квалификационные требования к ПД,

• принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога) - бакалавр (4 года) + ма-

гистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: І-3 года или І,5-4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура),

• независимую систему итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества),

так и основные категории (деятельность и возраст), определяющие базовое содержание психолого-педагогической подготовки в рамках направления «Психолого-педагогическое образование».

Такая психолого-педагогическая подготовка обеспечивает будущего педагога системой компетенций, которая обеспечит ему возможность эффективной организации процесса обучения. Конкретные виды деятельности участников образовательного процесса становятся условием развития учащихся, а формирование у них требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося.

Для подготовки выпускника с квалификацией (степенью) бакалавра решаются следующие задачи:

1. в области психолого-педагогического сопровождения образования:

• проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов,

• проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам,

• проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

2. в области психолого-педагогической подготовки:

• повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

• работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

• взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды;

• использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психологопедагогической работы.

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией бакалавра должен обладать следующими компетенциями в психолого-педагогической деятельности (ПКПП):

• способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-І);

• готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

• способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3);

• способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4);

• способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

• способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

Для подготовки выпускника с квалификацией магистра решаются следующие задачи:

І. в области психолого-педагогического сопровождения образования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов;

• разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

• осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики;

• разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков.

2. в области психолого-педагогической подготовки:

• мониторинг сформированности компетенций учащихся;

• разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

• взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;

• контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;

• реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;

• обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса.

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией магистра в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями, приведенными в таблице на с. 2З. Среди этих профессиональных компетенций различают:

І. компетенции, общие для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):

• знать феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-І);

• уметь выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);

• использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-З);

• владеть современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);

• уметь организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5);

• уметь организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6);

• владеть научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);

• владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);

• уметь организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);

• уметь проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-ІО);

• уметь реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-ІІ);

• уметь анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-І2);

• уметь планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-ІЗ);

• применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);

• применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);

• знать особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16).

2. компетенции в психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):

• применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1);

• уметь проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (пКПП-2);

• уметь проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

• уметь конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

• использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);

• уметь разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

• уметь проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

• осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8);

• консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

Перечень общих профессиональных компетенций и учебная база для их формирования

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций

Профессиональный цикл 160

Базовая (общепрофессиональная) часть 40-50 Безопасность жизнедеятельности ОПК-12 ОПК-15

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - закономерности педагогического процесса; образовательную и воспитательную функции обучения; принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах ди-зонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы. уметь - организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе. владеть - методами экспериментально-проектной работы в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психологопедагогической диагностики. Модуль 1 Введение в психологопедагогическую деятельность ОПК-1 ОПК-8 ОПК-9 ОПК-13

Модуль 2 Психология и педагогика дошкольного возраста ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11

Модуль 3 Психология и педагогика младшего школьного возраста ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11

Модуль 4 Психология и педагогика подросткового возраста Модуль 5 Методология и методы психологопедагогической деятельности ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-10 ОПК-12 ОПК-13 ОПК-14 ОПК-15

Таким образом, по разработанному нами стандарту ФГОС ВПО по направлению «Психологопедагогическое образование» современный выпускник действительно сможет получить качественную по содержанию и форме психологическую подготовку. Она направлена на овладение будущим бакалавром (магистром) такими знаниями и способами профессиональной деятельности (компетенциями), на основе которых воспитатель ДОУ, учитель начальной школы, психолог, социальный педагог и др. сумеют организовать процессы обучения и воспитания по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Специально отметим, что ориентация педагога на формирование деятельностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не может быть достигнуто за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. Стандарт предусматривает качественные изменения в содержании и структуре подготовки учителя.

В вузе необходимо вводить принципиально новые продуктивные (деятельностные) формы подготовки, широко использовать практические занятия студентов с проблемами детей, вводить в качестве необходимого компонента диагностику и коррекцию детских проблем, обучать будущих специалистов общению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса и т. д.

Всероссийское совещание «Проектирование основных образовательных программ ВПО по направлениям подготовки “Психолого-педагогическое образование” на основе ФГОС нового поколения» (23-24 ноября 2009 г., Москва) обозначило следующие социальные эффекты, характеризующие социокультурную модернизацию образования:

• Повышение качества научного и учебно-методического обеспечения учебновоспитательного процесса за счет единой методологической (культурно-деятельностной) основы ФГОС - стандарта общего (начального) образования и стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование».

• Повышение социокультурной эффективности системы образования за счет использования современных развивающих (при необходимости адресных) технологий обучения и воспитания, основанных на организации и развитии различных форм и видов деятельности (с учетом особенностей развития и возраста учащихся).

Наряду с этим социальные эффекты, характеризующие социокультурную модернизацию образования, обусловленные системным введением ФГОС ВПО по направлению «Психологопедагогическое образование» педагогической подготовки учителя, выражаются в укреплении позиции школы как социального института защиты детства за счет:

• создания системы условий, обеспечивающих внедрение индивидуально-ориентированных образовательных программ, учитывающих возможности, склонности и интересы ребенка;

• психолого-медико-социально-правового сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие этого, снижение рисков образовательной среды и повышение уровня ее безопасности;

• адресной помощи ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, социализации в условиях школы и вне ее.

Исходя из ответственности РАО за решение проблем психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для «Новой школы», мною на общем собрания РАО было предложено:

1. считать, что системная психолого-педагогическая подготовка учителя (прежде всего психолога, воспитателя ДОУ и учителя начальной школы) - необходимое условие предстоящего эксперимента по введению нового стандарта общего (начального) образования в систему образования России;

2. поручить научно-исследовательским институтам РАО совместно с вузами-разработчиками ФГОС ВПО 3-го поколения участвовать:

• в научно-методическом обеспечении перехода подготовки педагогических кадров в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ВПО (3-го поколения) в нашем случае, по направлению «Психолого-педагогическое образование».

• в создании основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры - в нашем случае, по направлению «Психолого-педагогическое образование». Предусмотреть возможность включения магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «Педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «Психологопедагогическое образование») и т.д.

• в модернизации существующей системы повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но, в нашем случае, и по психолого-педагогическому маршруту с указанием периодичности такой формы повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации.

3. учитывая требования к реализации Госстандарта общего (начального) образования, обратиться в РОСОБРНАДЗОР с предложением начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой, помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией, можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей - способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность (диагностика развития над-предметных и личностных компетенций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.