Научная статья на тему 'Организация профессионально ориентированной самостоятельной деятельности: к проблеме оптимизации результатов подготовки бакалавров по направлению «Нефтегазовое дело»'

Организация профессионально ориентированной самостоятельной деятельности: к проблеме оптимизации результатов подготовки бакалавров по направлению «Нефтегазовое дело» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL-ORIENTED EDUCATION TECHNOLOGY / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / CONTEXTUAL APPROACH / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / БАКАЛАВРЫ НЕФТЕГАЗОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / BACHELORS IN OIL AND GAS ENGINEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исупова Екатерина Владимировна

Данная статья посвящена сравнительному анализу таких понятий, как «самостоятельная работа студента (СРС)» и «самостоятельная деятельность студента (СДС)», а также обоснованию внедрения в учебный процесс подготовки бакалавров нефтегазового направления профессионально ориентированной самостоятельной деятельности (ПОСД) с целью повышения качества профессионального образования. В статье исследуются условия успешной реализации ПОСД в высшей школе, а также приводятся обоснованные доводы в пользу использования в качестве концептуальной основы ПОСД технологии контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROFESSIONAL-ORIENTED INDEPENDENT ACTIVITY: THE OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL RESULTS OF THE BACHELORS IN OIL AND GAS ENGINEERING TRAINING

This article focuses on the comparative analysis of such concepts as «independent work of students (IWS)» and «independent activity of students (IAS) ». It also explains the necessity of introduction of professionally oriented independent activity (POIA) into educational process of bachelors in oil and gas engineering to improve the quality of their educational results. The article studies the conditions of successful implementation of POIA in higher school, and represents arguments for using technology of context education as a basis of POIA.

Текст научной работы на тему «Организация профессионально ориентированной самостоятельной деятельности: к проблеме оптимизации результатов подготовки бакалавров по направлению «Нефтегазовое дело»»

Шаг 5

Оценка и рефлексия

Сервисы системы Moodle: опрос, лекция, рабочая тетрадь.

Этап оценки и рефлексии выполняется с помощью элементов «Опрос», «Рабочая тетрадь» и «Задание». «Опрос» дает возможность проводить голосование среди учащихся и является одним из сервисов для проведения быстрого опроса, что стимулирует мышление или помогает найти общее мнение в процессе изучения проблемы. В этих элементах также удобно проводить анкетирование и выяснять отношение учащихся к выполненной работе над проектом. С помощью элемента «Задание» (ответ в виде текста) учащиеся осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Каких результатов я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

В результате выполненного исследования разработан пошаговый метод проектов на основе технологий, предоставляемых системой дистанционного обучения Моо/Ле, и установлено соответствие между сервисами этой программной среды и этапами метода проектов.

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М. : Изд-во МЭСИ, 1999. — 196 с.

2. Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. — М. : Изд-во Академия, 2004. — С. 9-27.

3. Готская И. Б. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» [Электронный ресурс] / РГПУ им. А. И. Герцена. — URL: http://ra-kuns.spb.ru/ 2/0/2/1/.

4. Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. — 2006. — № 2. — С. 29-36.

5. Погорелов В. И. Дистанционное обучение: проблемы и решения // II Царскосельские чтения : материалы науч.-теорет. межвуз. конф. с международ. участием (27-28 апреля 1998 г.). — СПб., 1998. — Т. II. — С. 206-209.

6. Погорелов В. И. Методы и средства дистанционного обучения в компьютерных сетях // III Царскосельские чтения : материалы науч.-теорет. межвуз. конф. с международ. участием (26-27 апреля 1999 г.). — СПб., 1999. — Т. III. — С. 112-114.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М., 2002. — С. 188-241.

8. Сокуренко Ю. А., Шуклин Д. А. Опыт проектирования дистанционных учебных курсов для системы дополнительного профессионального образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. — 2013. — Вып. 23. — С. 40-44.

9. Шуклин Д. А., Левковец Л. Б. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации международных совместных образовательных программ магистратуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 1(17). — С. 111-115.

10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников обще-образоват. учреждений. — М. : Изд-во АРКТИ, 2004. — 80 с.

УДК/UDC 378:622.32

Е. В. Исупова E. Isupova

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО»

ORGANIZATION OF PROFESSIONAL-ORIENTED INDEPENDENT ACTIVITY: THE OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL RESULTS OF THE BACHELORS IN OIL AND GAS ENGINEERING TRAINING

Данная статья посвящена сравнительному анализу таких понятий, как «самостоятельная работа студента (СРС)» и «самостоятельная деятельность студента (СДС)», а также обоснованию внедрения в учебный процесс подготовки бакалавров нефтегазового направления про-

фессионально ориентированной самостоятельной деятельности (ПОСД) с целью повышения качества профессионального образования. В статье исследуются условия успешной реализации ПОСД в высшей школе, а также приводятся обоснованные доводы в пользу использо-

вания в качестве концептуальной основы ПОСД технологии контекстного обучения.

This article focuses on the comparative analysis of such concepts as «independent work of students (IWS)» and «independent activity of students (IAS) ». It also explains the necessity of introduction of professionally oriented independent activity (POIA) into educational process of bachelors in oil and gas engineering to improve the quality of their educational results. The article studies the conditions of successful implementation of POIA in higher school, and represents arguments for using technology of context education as a basis of POIA.

Ключевые слова: технология профессионально ориентированного обучения, контекстный подход, информационная среда, профессионализм, организация профессионально ориентированной самостоятельной деятельности, самостоятельная работа студента, бакалавры нефтегазового направления подготовки.

Keywords: professional-oriented education technology, contextual approach, information environment, professionalism, professional-oriented independent activity, independent work of students, bachelors in oil and gas engineering.

Устойчивый спрос на специалистов для предприятий нефтегазовой отрасли обусловлен необходимостью достижения обозначенных стратегических целей и решения поставленных задач в области государственной энергетической политики России. Для национальной системы профессионального образования в данном контексте приоритетной задачей выступает оптимизация результатов подготовки бакалавров по направлению «Нефтегазовое дело».

Под результатами подготовки подразумеваются сформированные компетенции, необходимые для успешного осуществления трудовой деятельности и развития профессионализма. Профессионализм работника нефтегазовой отрасли — это самостоятельно развиваемая и реализуемая способность эффективно и качественно исполнять трудовые обязанности в различных условиях. Однако зарождение данной способности, ее формирование на стадии допрофессионализма [17] происходят в рамках специально организуемого и управляемого преподавателем процесса.

Подчеркнем, что при значительном сокращении часов, отведенных на аудиторные занятия и, как следствие, минимизации личностного

взаимодействия студентов и преподавателей, решающую роль в оптимизации результатов подготовки бакалавров играет выбор преподавателем способа организации самостоятельной деятельности. Именно самостоятельная деятельность студентов в социокультурном и политико-экономическом контексте XXI в. должна стать платформой для деконструкции достаточно распространенной потребительско-пассивной позиции обучающихся, мотивируя их на приобретение всего комплекса заданных образовательным стандартом компетенций. Мы полагаем, что повышению качества профессионального образования бакалавров направления подготовки «Нефтегазовое дело» способствует включение в учебно-воспитательный процесс, в том числе и в самостоятельные формы его реализации, профессионально ориентированного компонента, представляющего собой специально организованное и управляемое взаимодействие педагогов и обучающихся в рамках реализации технологии профессионально ориентированного обучения, направленной на профессионально-личностное развитие будущего специалиста, на формирование его готовности к трудовой деятельности. Принимая определения Г С. Жуковой, Н. И. Никитиной и Е. В. Комаровой, технологию профессионально ориентированного обучения мы понимаем как «совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок использования дидактического и профессионально-педагогического инструментария преподавателя» [10, с. 18].

Следует отметить, что процесс технологи-зации обучения в последние годы интенсифицируется, при этом многие исследователи, изучая проблемы создания педагогических технологий, отмечают как достоинства, так и недостатки данного новшества, существенно влияющие на процесс профессионального становления личности студента. Так, В. М. Жураковская утверждает, что наиболее существенными недостатками тех-нологизации являются: ориентация на обучение репродуктивного типа, неразработанность мотивации учащихся, сложность технологизации воспитательного процесса [11, с. 35].

Принимая во внимание точки зрения различных авторов, выделим факторы, с учетом которых возможна оптимальная организация внеаудиторных форм работы студентов в контексте будущей профессиональной деятельности:

1) создание необходимых условий для мотивации студентов к успешному овладению

компетенциями, что позволит им в будущем справляться со своими обязанностями в реальных производственных ситуациях;

2) моделирование в рамках внеаудиторной работы студентов производственных ситуаций, требующих активизации полученных знаний, умений, навыков, способностей;

3)предоставление студентам возможности выбора индивидуальной траектории самообразования и саморазвития с учетом выбранной ими формы деятельности (производственно-технологическая, организационно-управленческая, экспериментально-исследовательская, проектная).

Сопоставляя предложенные определения СРС, делаем вывод, что ряд исследователей отождествляют определения «самостоятельная работа студента» и «самостоятельная деятельность студента». Согласно М. А. Федотовой, это происходит потому, что исследователи не разграничивали работу и деятельность на ранних этапах изучения проблемы, а считали работу средством осуществления

Отправным положением настоящего исследования является дифференциация существующих на данный момент в системе высшего образования таких внеаудиторных форм учебного процесса, как самостоятельная работа студента (СРС) и самостоятельная деятельность студента (СДС). В целях детализации понятийного аппарата проектируемой педагогической технологии необходимо выявить общее и особенное в указанных понятиях. Анализ научной литературы позволяет представить основные точки зрения на содержание понятий «самостоятельная работа студента» (табл. 1) и «самостоятельная деятельность студента» (табл. 2).

некоторых действий, которые в совокупности с мотивацией и планированием составляли сущность самой деятельности [22]. Другая группа авторов полагает, что СРС выступает формой учебного процесса, видом учебной деятельности, средством обучения, а также средством развития такого качества личности, как самостоятельность [3; 8; 13; 15].

Таблица 1

Автор(ы) Определение «самостоятельная работа студента»

А. Ф. Алханов, 2005 Форма организации учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которой совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению знаний, осваиваются новые навыки познания, формируются научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности [1, с. 87]

Л. Д. Столяренко, 2014 Планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [20]

В. А. Сластенин, 1964 Форма обучения, при которой учащиеся усваивают необходимые знания, овладевают умениями и навыками, учатся планомерно и систематически работать, мыслить, формируют свой стиль умственной деятельности [16]

A. И. Хамитова, B. Г Иванов, 2008 Форма организации обучения, представляет собой систему разнообразных заданий, является деятельностью обучаемых по решению системы разнообразных заданий [23, с. 118]

Е. А. Ильина, 2009 Учебно-познавательная деятельность, выполняемая без прямой помощи преподавателя и направленная на выполнение заданий [14]

П. И. Пидкасистый, 1972 Средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [18]

Л. С. Пичкова, 2008 Основа, способ формирования профессиональной самостоятельности, готовности к самообразованию и непрерывному обучению в условиях быстрой обновляемости знаний [19]

И. А. Зимняя, 2007 Целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий, контролируемая и корректируемая им по процессу и результатам деятельность [12]

Г В. Артамонова, 2015 Параллельно с аудиторной и внеаудиторной работой организуемая самим студентом по предложенной ему или им самим выработанной программе деятельность, углубляющая или дополняющая аудиторную ее форму [2, с. 291]

Т. Д. Егорушкина, 2005 Особый вид и индивидуальный способ активной познавательной деятельности, выступает ведущим фактором обучения и условием качественной профессиональной подготовки будущих специалистов, опосредующим развитие их личностного потенциала познавательных и практико-прикладных способностей в самостоятельной учебно-познавательной деятельности [9]

Выделим основные признаки СРС по двум ключевым направлениям:

1) СРС как форма организации учебного процесса характеризуется отсутствием непосредственного взаимодействия с преподавателем, наличием системы заданий, оценкой результата преподавателем;

2) характерные черты СРС как деятельности — эвристический подход студентов к реше-

На основе вышеизложенного перечислим характерные признаки СДС:

1) наличие у обучающихся мотивации;

2) поэтапное осуществление действий с целью выполнения поставленных учебных задач преимущественно в рамках индивидуальной образовательной траектории студента;

3) постоянное сопоставление достигнутых образовательных результатов с конечной целью обучения;

4) самоанализ, самооценка.

В исследованиях последних лет также фигурируют и другие понятия, сопоставимые с СДС. А именно: «познавательная самостоятельность», «самообразовательная деятельность», «самообучение» (автодидактика), «самообразование».

Таким образом, понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» коррелируют друг с другом. Однако выявленные особенные черты самостоятельной деятельности более репрезентативны для оптимальной организации внеаудиторных форм учебного процесса подготовки бакалавров по направлению «Нефтегазовое дело». Следовательно, необходимо обеспечить постепенную трансформацию самостоятельной работы (в ее традиционном

нию поставленных задач, мотивация, наличие цели и индивидуальный план по ее осуществлению, самостоятельное совершение действий для решения поставленной задачи с последующей самооценкой.

Далее представим основные точки зрения на содержание понятия «самостоятельная деятельность студента» (табл. 2).

понимании) в осознанную, целенаправленную профессионально ориентированную самостоятельную деятельность студентов (ПОСД). Эту цель можно достичь путем эффективной организации ПОСД, т. е. путем использования совокупности технологий профессионально ориентированного обучения, направленных на развитие у студентов навыков самообразования, самооценки и самоанализа, приобретение профессионально значимых качеств, усвоение специализированных знаний при наличии жесткой связи между полученной информацией и ее непосредственным применением при самостоятельном решении задач в период подготовки студента к работе в нефтегазовой отрасли.

Выделим правила, которые необходимо соблюдать при организации ПОСД:

1) позиционирование обучающегося как активного субъекта познания;

2) ориентация обучающегося на самообразование, саморазвитие;

3) опора на субъективный опыт студента, учет его индивидуальных психических и психофизиологических особенностей, коммуникативных способностей;

4) обучение в контексте будущей профессиональной деятельности [5; 6].

Таблица 2

Автор(ы) Определение «самостоятельная деятельность студента»

Е. Н. Беспалая, 2004 Целенаправленная и систематическая познавательная деятельность человека, основанная на синтезе познавательных, организационных и регулятивных действий, в процессе которой он самостоятельно пополняет и совершенствует свои знания и умения, и в результате которой происходит качественное развитие его личности [4]

Е. Н. Воронова, 2005 Форма внутренней и внешней активности личности, структурированная самим студентом деятельность, которая поддается контролю и коррекции, осуществляется под руководством преподавателя с учетом психологических особенностей и личных интересов студентов, является средством профессионального развития [7]

В. С. Федотова, 2010 Результат проявления самостоятельности, выражающейся в действиях и являющейся основой успешного профессионального становления в будущем [22, с. 115]

М. А. Федорова, 2011 Система, внешне заданная преподавателем и существующая автономно по отношению к обучающемуся (студенту) в дидактическом пространстве. Преподаватель обеспечивает вхождение обучающегося в данную систему с целью порождения учебной самостоятельной деятельности в нем самом как атрибута, ему принадлежащего; внутренняя функционально-структурная целостность студента, представляющая собой определенную систему действий [21]

Компоненты, входящие в состав ПОСД, представлены на рисунке 1.

Условиями реализации ПОСД в учебном процессе бакалавров нефтегазового направления подготовки выступают:

1) разработка информационной среды (ИС) (рис. 2), включающей:

• учебно-методический пакет по каждой специальной дисциплине (учебные пособия и методические указания для самостоятель-

ной работы, в том числе для овладения навыками работы в ИС);

• банк квазипрофессиональных заданий для самостоятельного выполнения (деловые игры и другие задания, позволяющие студентам имитировать трудовую деятельность в процессе их выполнения);

• средства оценки уровня владения компетенциями.

Рис. 1. Компоненты профессионально ориентированной самостоятельной деятельности

Рис. 2. Информационная среда как средство интеграции профессионально ориентированной самостоятельной деятельности в учебный процесс

2) Постоянное взаимодействие с профильными организациями, а также непосредственное участие потенциальных работодателей будущих выпускников в разработке ИС, являющейся средством организации ПОСД.

Нефтегазовые вузы — центры подготовки инженерных кадров для предприятий нефтегазовой отрасли. Одним из стратегических направлений деятельности при этом выступает сотрудничество с работодателями выпускников системы профессионального образования. В первую очередь это касается обеспечения качественного обучения студентов при условии серьезной поддержки процесса материально-технического переоснащения вуза со стороны стратегических партнеров и государства. Организация ПОСД возможна при соблюдении следующих условий:

• оптимальная обеспеченность учреждения высшего образования современными средствами информатизации, с целью эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе и с предприятиями нефтегазовой промышленности;

• привлечение ведущих специалистов нефтегазовой отрасли к процессам организации, разработки и наполнения ИС содержанием, необходимым для овладения профессиональными компетенциями в рамках самостоятельной деятельности;

• постоянный мониторинг процесса информатизации образовательной деятельности, расширение штата информационно-вычислительного центра вуза.

Кроме того, подготовка бакалавров нефтегазового направления должна иметь системный характер. Для достижения поставленных образовательных целей необходимо проводить активную работу в области разработки и переработки рабочих учебных планов совместно с ведущими предприятиями добычи, транспорта и переработки нефти и газа.

Таким образом, активизация внеаудиторной деятельности студентов, направленной на саморазвитие и профессиональное становление, способствует повышению эффективности образовательной деятельности нефтегазового вуза и оптимизации образовательных результатов. Средством, обеспечивающим повышение мотивации студентов к овладению необходимыми профессиональными компетенциями и навыками делового общения, развитие способностей решения технических задач различного уровня сложности, является организация ПОСД бакалавров нефтегазового направления подготовки.

Вышеизложенные факторы, определяющие оптимальную структуру ПОСД, а также обоснованные условия реализации ПОСД в учебном процессе требуют комплексного подхода к оптимизации результатов обучения бакалавров при сотрудничестве не только с предприятиями нефтегазовой отрасли, но и с организациями, занимающимися вопросами информатизации образовательной деятельности вузов.

1. Алханов А. Ф. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. — 2005. — № 11. — С. 86-89.

2. Артамонова Г. В. Проблемы в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вектор науки ТГУ. — 2015. — № 3-2. — С. 289-294.

3. Балакирева Э. В. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам : метод. пособие / под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — Ч. I. — 43 с.

4. Беспалая Е. Н. Общепедагогические особенности организации самостоятельной образовательной деятельности студентов : дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2004. — 191 с.

5. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетент-ностном подходе // Высшее образование в России. —

2006. — № 11. — С. 39-46.

6. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г.. Личностный и компе-тентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М. : Логос, 2009. — 336 с.

7. Воронова Е. Н. Самостоятельная учебная деятельность как средство профессионального саморазвития студентов педагогических вузов: на материале занятий по иностранному языку : дис. . канд. пед. наук. — Саратов, 2005. — 223 с.

8. Городецкая Е. Я., Трубникова Э. И. О роли самостоятельной работы в развитии познавательной активности студентов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2008. — № 4. — С. 33-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Егорушкина Т. Д. Самостоятельная учебная работа в вузе как условие развития способностей будущего специалиста : дис. ... канд. пед. наук. — Орел, 2005. — 195 с.

10. Жукова Г. С., Никитина Н. И., Комарова Е. В. Технологии профессионально-ориентированного обучения : учеб. пособие. — М. : Изд-во РГСУ, 2012. — 165 с.

11. Жураковская В. М. Технология обучения: история и современность // Известия ВГПУ. — 2007. — № 4. — С. 29-37.

12. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М. : Логос,

2007. — 384 с.

13. Ибрагимова Е. М., Андрианова Т. М. К вопросу о сущности понятия «самостоятельная работа» // Казанский педагогический журнал. — 2013. — № 5. — С. 54-58.

14. Ильина Е. А. Организация самостоятельной работы студентов вуза с использованием автоматизированной обучающей системы : дис. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2010. — 193 с.

1 5. Колесников А. А., Пересыпкин А. П., Шерстюкова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях дистанционного обучения // Научные ведомости БелГУ. — 2008. — № 2. — С. 117-122.

16. Культура умственного труда студентов : учеб. пособие / В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко [и др.]. — М. : Прометей, 1994. — 109 с.

17. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М. : Знание, 1996. — 312 с.

18. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М. : Педагогика, 1972. — 184 с.

19. Пичкова Л. С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности : коллектив. моногр. / под общ. ред. А. В. Холопова. — М. : МГИМО-Университет, 2009. — С. 662-668.

20. Психология и педагогика высшей школы / Л. Д. Столя-ренко [и др.]. — Ростов н/Д. : Феникс, 2014. — 620 с.

21. Федорова М. А. Теория и методическое обеспечение фор-

мирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе : дис. ... д-ра. пед. наук. — Орел, 2011.—457 с.

22. Федотова В. С. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студентов в праксиологическом контексте // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2010. — №1. — С.109-119.

23. Хамитова А. И., Иванов В. Г. Формы организации обучения общей и неорганической химии в химико-технологическом вузе через призму самостоятельной работы студентов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 48. — С. 115-131.

УДК/UDC 378.14

Т. В. Булысова T. Bulysova

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ

В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHOLOGIES AND MEANS USED TO TRAIN SOON-TO-BE CRIMINAL LAW EXPERTS AT THE INSTITUTE OF LAW

В статье рассматриваются возможности ведомственного вуза по использованию информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов-криминалистов, раскрыты основные уровни дидактического процесса в вузе, охарактеризованы информационно-коммуникационные средства обучения.

The article considers the opportunities of the Institute of Law to use information and communication technologies for the training of soon-to-be criminal law experts. It also discovers the main stages of the didactic process at a higher educational institution and characterizes the information and communication training aids.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация образовательного процесса в ведомственном вузе, технологии мультимедиа, специалист-криминалист.

Keywords: information and communication technologies, informatization of the educational process at the Institute of Law, multimedia technologies, criminal law expert.

В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г актуализируется содержание высшего образования с учетом современного мирового уровня

научных и технологических знаний, на основе анализа современных тенденций в развитии науки и техники.

Модернизация ведомственных вузов и специальных ведомств тесно связана и во многом зависит от информационного обеспечения учебного процесса. Это предопределено информатизацией общества и основными задачами развития образования в стране (Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г). Задачи реформирования и развития образования в России заключаются в следующем: развитие информационных технологий в образовании; подготовка компетентных и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью в условиях профессиональной среды; методическое обеспечение применения информационно-дидактических программ, педагогических технологий, сетей и баз данных.

Решение одной из важных задач — реализация информатизации образовательного процесса в ведомственном вузе — требует повышения качества обучения и воспитания специалистов, внедрения новых педагогических технологий [1]. Используя термин «информатизация образовательного процесса», автор статьи склонен к его следующей трактовке применительно к ведом-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.