Научная статья на тему 'Преемственность в организации самостоятельной работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры'

Преемственность в организации самостоятельной работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / УРОВНИ / ВИДЫ / ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INDEPENDENT STUDY WORK OF STUDENTS / SUCCESSION / BACCALAUREATE / MASTER DEGREE STUDIES / LEVELS OF INDEPENDENT STUDY OF STUDENTS / TYPES OF INDEPENDENT STUDY OF STUDENTS / FORMS OF INDEPENDENT STUDY / ITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капкаева Лидия Семеновна

Рассматриваются условия, обеспечивающие преемственность в организации самостоятельной работы студентов, обучающихся в системе бакалавриата и магистратуры. Дается характеристика основных видов и форм самостоятельной работы, а также информационных образовательных технологий, которые целесообразно использовать при обучении будущих бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Succession in the Organisation of Independent Study Work of Bachelor and Master Degree Students

The article explores the specifics of an independent study work in conditions of two-level educational system. The author provides characteristics of basic types and forms of an independent study work and describes ITs which would be appropriate in the preparation of prospective bachelors and master degree students.

Текст научной работы на тему «Преемственность в организации самостоятельной работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.388.6-057.875

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ*

Л. С. Капкаева (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Рассматриваются условия, обеспечивающие преемственность в организации самостоятельной работы студентов, обучающихся в системе бакалавриата и магистратуры. Дается характеристика основных видов и форм самостоятельной работы, а также информационных образовательных технологий, которые целесообразно использовать при обучении будущих бакалавров и магистров.

Ключевыге слова: самостоятельная работа студентов; преемственность; бакалавриат; магистратура; уровни, виды, формы самостоятельной работы студентов; информационные образовательные техноло-

В 2011 г. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшие учебные заведения Российской Федерации перешли на двухуровневую систему образования. Введение этой системы связано с интеграцией высшего профессионального образования России в Болонский процесс и влечет за собой замену квалификации «дипломированный специалист» степенями «бакалавр» и «магистр».

В условиях перехода вузов к многоступенчатой подготовке кадров доминирующая роль отводится организации самостоятельной работы студентов (СРС) и управлению ею, а также обеспечению преемственности между этими видами деятельности на двух ступенях обучения.

Представляется важным рассмотреть, что такое самостоятельная работа в условиях бакалавриата и магистратуры и чем она отличается от той самостоятельной работы, которая проводилась со студентами до перехода на двухуровневую систему образования.

Под самостоятельной работой мы понимаем планируемую работу студента, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа, организованная в учебной деятельности, способствует достижению такого уровня развития ее субъекта, когда он оказывается в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для ее реализации знания и способы деятельности; когда он может планировать свои действия, корректировать их, соотносить полученный результат с поставленной целью [6, с. 94]. Иными словами, речь идет о формировании самостоятельности как качества личности.

Усиление роли СРС в условиях бакалавриата и магистратуры связано с рядом проблем относительно того, как эффективно проектировать содержание самостоятельной работы, как конструировать задания; как организовывать контроль; как подготовить студентов к самостоятельной познавательной деятельности; какова при этом консультативно-методическая роль преподавателя и др. Конечно, главный целевой ориентир здесь — обеспечение должного качества подготовки выпускников. Достижение его в новых государственных образовательных стандартах предусмотрено на основе ком-петентностной модели специалиста. Данная модель рассматривается как необходимое условие организации СРС, ориен-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2012—2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России».

© Капкаева Л. С., 2012

№ 2, 2012

тированной на решение практических задач профессиональной деятельности.

Как считают многие отечественные ученые, российская система образования и раньше была компетентностной и ориентировала на сферу профессиональной деятельности, подготовку специалистов для массового стабильного производства. Сегодня складывается иная ситуация: меняются организационная структура производства, технологии; производство становится гибким, вариативным; все это порождает потребность в работниках, способных проявлять активность, самостоятельность, ответственность. Иными словами, в качестве ведущей задачи вузовского образования в данный период рассматривается такая организация образовательного процесса, которая способствует развитию субъект-ности, активизации профессионального самоопределения студентов [1, с. 3].

Содержание СРС составляют такие компоненты профессионального обучения, как самообразование, самопознание, самовоспитание, самоуправление и др. Самостоятельная работа — это прежде всего деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего специалиста, продуктом которой является формирование профессионально зрелой личности.

Целъ организации СРС в вузе — стимулировать познавательную активность обучаемых, развивать их интеллектуальные способности и потребности в саморазвитии и дальнейшей самореализации.

Самостоятельная работа становится необходимым условием подготовки конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. С этой точки зрения самостоятельной работой можно считать процесс активного, целенаправленного приобретения студентом субъективно новых знаний и профессиональных умений при опосредованном участии преподавателя.

Организация СРС строится на ряде базовыгх принципов: самостоятельности, комплексного подхода, творческой направленности, целевого планирования, личностно ориентированного подхода и др. [7, с. 59].

Самостоятельная работа студентов может осуществляться как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время.

В процессе аудиторной самостоятельной работы педагог из «основного звена» педагогического процесса превращается в куратора, консультанта, контролера, менеджера, помощника в овладении новым профессиональным знанием. Изменение роли педагога требует от него умения применять в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности интерактивные методы обучения: интерактивные лекции, активные семинары, групповые дискуссии, ситуации профессионального затруднения и др.

Перед педагогом стоит ряд методических задач по развитию у студентов:

— умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

— навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— навыков самообразования, самоконтроля, работы в команде;

— способности к академической мобильности;

— умений выявлять в профессиональной ситуации проблему, формулировать ее в виде профессиональной задачи и кооперативно решать и др.

Факт формирования перечисленных умений и навыков позволяет говорить о готовности студента к выполнению аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Под готовностью к самостоятельной работе исследователи понимают способность студентов самостоятельно работать с информационными потоками, осваивать необходимые знания, принимать профессионально значимые решения, развивать разнообразные связи и отношения по поводу выполнения профессионального задания как в знакомых, так и в незнакомых трудовых (учебных) ситуациях [7, с. 60].

Готовность студентов к выполнению самостоятельной работы является важнейшим условием развития творческого

продуктивного мышления, интеллектуальной инициативы, формирования общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. Различаются 3 уровня: репродуктивныгй, реконструктивный, творческий (поисковый) — и 4 вида (типа) самостоятельной работы студента.

Первый тип — задания по образцу, позволяющие сформировать у студентов умение выполнять заданный алгоритм действий.

Второй тип — конструкторско-вари-ативные задания (конспект занятия, игры, проекты, модели и пр.), способствующие формированию умений воспроизведения усвоенной информации по памяти и частично самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач.

Третий тип — задания эвристического характера (разрешение педагогической ситуации и т. д.), ориентированные на обучение студентов решению нетиповых поисковых задач на основе ранее накопленного опыта.

Четвертый тип — исследовательские задания, направленные на творческую деятельность по формированию способности устанавливать новые факты.

Для успешной организации СРС необходимо сочетание всех ее уровней и типов.

При освоении основной образовательной программы ФГОС ВПО бакалавра на очной форме обучения удельный вес СРС с учетом специфики направления подготовки составляет 37—40 %. На научно-исследовательскую работу магистра приходится около 75 % учебного времени [2, с. 138]. Это свидетельствует о существенной индивидуализации процесса обучения, которая достигается введением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студента. Индивидуализация учебного процесса обусловливает потребность в учете преподавателем особенностей личности каждого обучающегося.

Практика показывает, что студенты младших курсов бакалавриата испыты-

вают существенные трудности в организации самостоятельной работы. Их личный опыт в данной области сконцентрирован вокруг школьной подготовки к сдаче ЕГЭ. Они способны выучить регламентированную информацию, но не умеют отобрать нужное учебное содержание, выстроить изложение в той или иной форме, а самое главное — определить свое отношение к изучаемому материалу.

Модель педагогического взаимодействия в данных условиях строится с акцентом на ведущей роли преподавателя. Следовательно, на первом и втором курсах бакалавриата лекционно-семинарская групповая форма занятий должна заложить у студентов базовые и ключевые компетенции по самостоятельному освоению дисциплин специальности, вооружить их способами самообразования. С третьего курса бакалавриата целесообразно вводить андрагогическую модель педагогического взаимодействия, которая будет совершенствоваться на четвертом курсе.

На старших курсах появляется возможность обратиться к содержанию будущей профессиональной деятельности как «внешнему контексту» и осваивать его с применением технологий обучения взрослых (проектных, дискуссионных, игровых, технологий групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций, технологий дистанционного обучения и др.). В андрагогической модели педагогического взаимодействия функция преподавателя изменяется: он выступает в роли консультанта, тьютора.

Самостоятельную работу студентов многие ученые рассматривают как процесс создания оптимальных условий управления и самоуправления процессом личностно-профессионального развития обучающихся. При этом информационно-методическое обеспечение СРС включает управляющие учебные материалы, т. е. учебно-методический комплекс самостоятельной работы в электронном и печатном виде, и методические материалы, обеспечивающие возможности проведения студентами самодиагностики и диагностики процесса познания и его регулирования.

№ 2, 2012

Формы организации самостоятельной работы студентов определяются в соответствии с требованиями к овладению знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, развитию личностных и профессионально-педагогических качеств. Выделяют следующие формы СРС:

— аннотирование, реферирование отдельных тем и вопросов по собственному выбору студента с представлением результатов в виде электронной мультимедийной презентации. Выполнение доклада, реферата формирует у студентов умения и навыки работы с первоисточниками, справочными, печатными и электронными материалами, способствует формированию умений и навыков получения, обобщения, систематизации и конкретизации личностных знаний посредством анализа, сравнения, классификации информации. Разработка презентации способствует развитию умений и навыков поиска новых способов получения информации и ее творческого применения, наглядного представления результатов, использования информационных технологий в профессиональной сфере;

— решение практико-ориентирован-ных задач и выполнение упражнений. Эта форма СРС позволяет сконструировать профессиональную ситуацию, в которой у студентов формируются навыки применения и оперирования полученными знаниями для решения поставленной практической проблемы, самоконтроля и самоанализа деятельности;

— выполнение проектного комплексного учебно-исследовательского задания. Выбор направления такого задания осуществляется студентом в соответствии с направлением его профессиональной деятельности, что способствует формированию опыта поисковой творческой работы, становлению собственной системы индивидуального профессионального стиля деятельности;

— выполнение тестовых и контрольных заданий. Оно позволяет осуществлять диагностику и самодиагностику эффективности самостоятельных работ, при этом у студентов формируются навыки самоконтроля, самооценки, осмыс-

ления и коррекции своих действий [4, с. 59].

Таким образом, информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов основывается на реализации целей личностно-профессионального развития обучаемых. Поэтому деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов предполагает создание оптимальных условий управления и самоуправления процессом личностно-профессионального развития при взаимодействии студентов с информацией внешнего мира, которая необходима им для самостоятельного получения знания, его последующей ретрансляции, применения и получения нового знания. Именно такая деятельность обеспечит преемственность в организации самостоятельной работы студентов на двух ступенях обучения (бакалавриата и магистратуры).

Современное общество характеризуется комплексным внедрением информационно-коммуникационных технологий в сферу образования. Данные технологии выступают как новые источники и как новые способы получения информации, а также как педагогический инструментарий, позволяющий достичь определенных результатов в обучении. А это значит, что можно говорить о сформировавшихся информационные образова-телъныгх технологиях.

Как известно, бакалавр к завершению своего обучения в вузе должен быть полностью готов к профессиональной дея-тельности,следовательно,образователь-ные технологии, которые используются для его подготовки, должны прежде всего способствовать формированию профессиональных знаний, умений и навыков, обозначенных в стандарте, и обеспечивать профессиональную мобильность и компетентность выпускника. К таким образовательным технологиям относятся:

1) технологии опережающего образования. Они предоставляют каждому студенту возможность самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата, ориентируются не столько на приобретение бу-

дущим специалистом определенных профессиональных знаний и умений, сколько на формирование у него готовности к освоению новых знаний. Подобного рода технологии обеспечат выпускнику вуза профессиональную мобильность и конкурентоспособность в будущем;

2) интернет-ориентированныге об-разователъныге технологии. Одной из их разновидностей является дистанционное образование. Оно позволяет студентам в новых социальных и экономических условиях стать широко образованными людьми, способными гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка, заниматься профессиональным саморазвитием в удобное для себя время, определять круг необходимых знаний.

Кейс-технология основана на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов, их рассылке для самостоятельного изучения при организации регулярных консультаций у преподавателей (тьюторов) традиционным или дистанционным способом. Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения студентов учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Кейс-технология развивает такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем; умение четко формулировать и высказывать свою позицию; умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме;

3) деятелъностно-ориентирован-ны е технологии обучения. Они играют особую роль в становлении профессиональной личности студента, так как позволяют вовлечь его в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования. Эти технологии используют интерактивные формы и методы (методы проектов, кон-

текстное обучение, организационно-деятельностные игры, технологические карты, имитационно-игровое моделирование и др.) и предусматривают активное применение информационных и коммуникационных технологий [5, с. 32].

Рассматривая проблему организации самостоятельной работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры, некоторые авторы предлагают создать специальную информационно-образовательную среду, ориентированную на результативную самостоятельную работу [3, с. 15].

Итак, самостоятельная работа студентов — это многоаспектное понятие. При разработке всех ее аспектов в учебном процессе необходимо учитывать:

— психологические условия успешности СРС. Качество обучения будет тем более высоким, чем у большего числа студентов в процессе обучения сформируется стойкий интерес к будущей профессии и методам овладения ее особенностями. Последнее, в свою очередь, сильно зависит от отношений преподавателей и студентов, уровня сложности заданий для самостоятельной работы, от включения студентов в деятельность того типа, которая должна быть сформирована;

— профессиональную ориентацию дисциплин. Она не должна трактоваться прямолинейно. Необходимо помнить об основных компонентах содержания образования: знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности;

— ограниченный бюджет времени студента. Планируя СРС, нужно исходить из установленного требования государственных стандартов всех уровней образования о 54-часовой недельной нагрузке студента, включая аудиторную и самостоятельную работу;

— индивидуализацию СРС. При этом подразумевается более интенсивная работа с хорошо подготовленными студентами; деление задания на обязательную и творческую части, регулярные консультации со всеми обучаемыми; полное информирование студентов о

ІІІІ1ІІІІИІІШ № 2,

предстоящей самостоятельной работе с указанием сроков выполнения каждого раздела или задания и способах контроля и оценки, а также ожидаемом результате, потребности во вспомогательных средствах. Индивидуализация СРС является важнейшим условием, которое способно обеспечить преемственность ее организации в условиях бакалавриата и магистратуры.

Магистр по сравнению с бакалавром имеет более высокий уровень компетентности, сознания и деловой активности, что позволяет преподавателю выбрать наиболее эффективные формы работы, которые прежде всего сводятся к индивидуализации обучения.

Приоритетными принципами подготовки студентов в магистратуре являются организация учебного процесса на принципах индивидуализации обучения; интеграция в образовательном процессе научных исследований и практической деятельности; создание комплексных научных центров для проведения различных исследований с учетом развития непрерывного образования и привлечение в эти центры студентов; участие студентов в реализации научно-исследовательских грантов и проектов, в международных и российских научных конференциях и др.

Основой подготовки студентов, обучающихся в магистратуре, является самостоятельная работа, которая, наряду с традиционными технологиями, поддерживается технологиями дистанционного образования и заключается в следующем:

— в самостоятельной работе студентов с теоретическим материалом;

— подготовке к семинарским или практическим занятиям;

— работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями;

— текущем и промежуточном самоконтроле знаний посредством компьютерного тестирования;

— итоговом контроле в форме выполнения студенческой исследовательской работы (магистерской диссертации).

Главным видом деятельности, к которому готовят студентов в магистрату-

ре, становится научно-исследовательская. В работе с будущими магистрами должны применяться соответствующие их уровню образовательные технологии, которые будут решать задачи формирования научного стиля мышления; развития исследовательских умений и творческой активности студентов; привлечения их к решению актуальных задач современной науки; сохранения и развития единого информационного образовательного пространства.

Таким образом, основными условиями, обеспечивающими преемственность в организации самостоятельной работы студентов, обучающихся в системе бакалавриата и магистратуры, являются формирование у них готовности к выполнению аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы; сочетание разных уровней и типов СРС; использование интерактивных методов обучения и различных информационно-образовательных технологий; индивидуализация СРС; учет психологических условий ее успешности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладких, В. Г. Самостоятельная работа как ценностный компонент формирования профессиональной компетентности бакалавра [Электронный ресурс] / В. Г. Гладких // Аксиология и инноватика образования. — Режим доступа: http://orenport.ru/ ахю^уМо8с/20/20.рё£

2. Иванищева, Н. А. О реализации многоуровневого профессионального образования в педвузе / Н. А. Иванищева // Высш. образование в России. — 2011. — № 11. — С. 137—140.

3. Куликова, Т. А. Архитектура информационно-образовательной среды, ориентированной на самостоятельную работу студентов / Т. А. Куликова // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. журн. — 2010. — № 1. — С. 14—18.

4. Мампория, С. В. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов вузов / С. В. Мампория // Высш. образование сегодня. — 2010. — № 11. — С. 57—59.

5. Панкратова, О. П. Информационные образовательные технологии в системе многоуровневой подготовки студентов / О. П. Панкратова // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. журн.— 2011. — № 3. — С. 31—36.

6. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 544 с.

7. Чуб, Е. В. Моделирование самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении / Е. В. Чуб // Инновации в образовании. — 2011. — № 5. — С. 58—65.

Поступила 03.04.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.