Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как основа повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов-географов в условиях ФГОС третьего поколения'

Самостоятельная работа как основа повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов-географов в условиях ФГОС третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF FORMATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / САМООБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SELF-TRAINING / METHODICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубцова М.М.

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов-географов в ходе изучения курса «Физическая география материков и океанов» как основы повышения качества их профессиональной подготовки в условиях государственного образовательного стандарта третьего поколения. Несмотря на значительную роль преподавателя в учебном процессе, основные цели образования достигаются в результате собственных усилий обучающихся. Возрастание доли самостоятельной работы студентов оказывает существенное влияние на их профессиональное становление и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубцова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS THE BASIS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING-PEDAGOGICAL OF STUDENTS-GEOGRAPHERS IN CONDITIONS FSES OF THE THIRD GENERATION

The article deals with the questions of organization of independent work of students in geography in the course of studying of the course «Physical geography of continents and oceans» as a basis for improving the quality of their training in the state educational standard of the third generation. Despite the significant role of the teacher in the learning process, the main goal of education attained as a result of their own efforts students. Increase in the proportion of students independent work has a significant impact on their professional growth and development.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как основа повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов-географов в условиях ФГОС третьего поколения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.14

М.М. Дубцова

канд. пед. наук, доцент кафедры географии, теории и методики обучения географии, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г. Чернышевского»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов-географов в ходе изучения курса «Физическая география материков и океанов» как основы повышения качества их профессиональной подготовки в условиях государственного образовательного стандарта третьего поколения. Несмотря на значительную роль преподавателя в учебном процессе, основные цели образования достигаются в результате собственных усилий обучающихся. Возрастание доли самостоятельной работы студентов оказывает существенное влияние на их профессиональное становление и развитие.

Ключевые слова: качество образования, компетенция, самостоятельная работа студентов, профессиональная подготовка, самообучение, образовательный стандарт, методическое обеспечение.

M.M. Dubtsova, Transbaikal State Humanitarian Pedagogical University, Chita

INDEPENDENT WORK AS THE BASIS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF VOCATIONAL

TRAINING-PEDAGOGICAL OF STUDENTS-GEOGRAPHERS IN CONDITIONS FSES OF THE

THIRD GENERATION

Abstract. The article deals with the questions of organization of independent work of students in geography in the course of studying of the course «Physical geography of continents and oceans» as a basis for improving the quality of their training in the state educational standard of the third generation. Despite the significant role of the teacher in the learning process, the main goal of education attained as a result of their own efforts students. Increase in the proportion of students independent work has a significant impact on their professional growth and development.

Keywords: quality of formation, the competence, independent work of students, vocational training, self-training, the educational standard, methodical maintenance.

Потребности современного общества приводят к новому пониманию качества высшего образования, пересмотру имеющихся и поиску новых механизмов совершенствования образовательного процесса. В нормативных документах о модернизации образования определена его основная цель - социально компетентная личность, соответственно, цель высшего образования - личность профессионально и социально компетентная. В результате образования у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. И.А. Зимней это качество определено как «целостная социально-профессиональная компетентность» [2]. Компетентностный подход в качестве новой парадигмы образования зало-

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

жен в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Суть подхода заключается в оценке качества образования по его результатам - совокупности компетенций как способности человека самостоятельно применять в том или ином контексте различные знания и умения, то есть в переносе акцента с намерений и задач преподавателя на реальные достижения обучающихся [4].

Результаты освоения основных образовательных программ в новых стандартах описаны на языке общекультурных (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК). Так, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») указано, что выпускник должен обладать следующими компетенциями: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности (ОК-2); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2) [7].

Одним из противоречий, существующих на сегодняшний день в образовательном процессе вуза, является противоречие между необходимостью формирования субъектной позиции студента, характеризующейся готовностью принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их реализацию, и доминированием в учебном процессе деятельности преподавателя, обрекающего обучающихся на роль пассивных объектов педагогического воздействия [3]. Следовательно, актуальность и практическая значимость проблемы поиска эффективных способов организации самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях перехода к ФГОС ВПО третьего поколения значительно возрастает. Согласно ФГОС ВПО третьего поколения доля СРС в подготовке студентов оказывается настолько весомой, что может существенно влиять на их профессиональное становление и развитие, являясь средством реализации ком-петентностного подхода [5]. Вместе с тем, именно СРС, ее планирование, организационные формы, методическое обеспечение, система контроля над ее результатами -одно из проблемных мест в системе высшего образования.

Под самостоятельной работой нами понимается любая активная познавательная деятельность студента, связанная с поиском знаний, их осмыслением, закреплением, формированием и развитием умений и навыков, систематизацией полученных знаний. В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами В.П. Шишкин подразделяет самостоятельную работу студентов на следующие виды: самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий; самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и др.; внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [8].

К основным требованиям к организации СРС можно, в частности, отнести следующие: СРС необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса; для активизации мыслительной деятельности студентов необходимо предлагать задания для СРС, выполнение которых требует посильного умственного напряжения; организация

СРС должна способствовать развитию мотивации учения; в ходе организации СРС необходимо сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности [1].

СРС, как неотъемлемая часть образовательного процесса, призвана решать следующие задачи: формирование творческого подхода к решению поставленных задач; стимулирование учебной деятельности студентов; формирование критического мышления через обучение мыслительным операциям (сравнение, сопоставление, классификация); развитие исследовательских умений; формирование профессиональных компетенций; индивидуализация процесса обучения [6].

Организация СРС - важнейшая задача учебно-воспитательного процесса, от правильности решения которой зависит качество подготовки будущего учителя. Эффективность организации самостоятельной работы зависит от соблюдения ряда педагогических условий. Прежде всего, это предварительное проектирование СРС, определение ее целей и задач, содержания, места в структуре учебного процесса. Четкое планирование СРС - залог ее успешного выполнения, реализации поставленных перед ней целей. Планирование самообразования студентов должно происходить с учетом их индивидуальных особенностей и уровня подготовленности.

В рамках организации СРС важнейшей задачей преподавателя является перераспределение объема и содержания учебной дисциплины между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельностью студентов. При обеспечении оптимального содержания объема аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы большую роль играет правильное определение трудоемкости различных ее видов.

Организация СРС требует от преподавателя методически рациональной ее организации в аудитории и вне ее, разработки и обеспечения методического сопровождения, подготовки материалов, включающих алгоритмы или образцы выполнения заданий, четкие и конкретные рекомендации для студентов. СРС требует от преподавателя тщательного подбора заданий. С одной стороны, задания должны быть понятными, реально выполнимыми, с другой, они должны содержать элементы новизны, возможно, быть нестандартными, требовать нового алгоритма выполнения. В любом случае разработанные задания должны быть ориентированы на развитие профессиональных умений студентов. Для реализации сказанного необходимо хорошее обеспечение учебной литературой, дидактическими и методическими материалами, свободный доступ ко всем видам ресурсов.

При организации СРС необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, то есть правильно организовать систему контроля. Непрерывный контроль за процессом и результатами СРС приобретает первостепенное значение для формирования их профессиональных компетенций. Если ранее на самостоятельное изучение отводились в основном дополнительные главы, разделы или темы курса, то сейчас возникла необходимость самостоятельного изучения части основного материала. Выполнение СРС из рекомендуемой переходит в разряд обязательной, поэтому необходимо усиление контроля ее выполнения, позволяющего определить как степень усвоения учебного материала по предмету, так и уровень самостоятельности при изучении тем.

Разработка оценочных (диагностических) материалов для оценивания результатов СРС, изучение, своевременный анализ деятельности студентов с целью определения ее эффективности и последующей коррекции и доведение до них результатов

оценивания также является важнейшей задачей преподавателя. Корректирующая программа СРС по дисциплине вырабатывается в ходе процесса обучения на основании данных, полученных по каналу обратной связи. Данная программа должна носить не усредненный, а индивидуально-ориентированный характер с учетом познавательных способностей студента, его адаптированности к учебной деятельности, что обеспечивает ритмичное обучение и продвижение в интеллектуальном развитии студентов с разными интеллектуальными потребностями.

В целом, процесс самостоятельной работы студентов постепенно должен превращаться в творческий и максимально приближенный к условиям их будущей практической профессиональной деятельности.

Учебный вузовский курс «Физическая география материков и океанов» является важным звеном системы физико-географических дисциплин и занимает важное место в общей системе подготовки бакалавров по направлению педагогическое образование (профиль «географическое образование»). Дисциплина призвана сформировать у будущих учителей ряд профессиональных компетенций: владение навыками анализа текстовых, картографических, статистических материалов, приемами составления физико-географических характеристик, выявления индивидуальных особенностей регионов; способность устанавливать причинно-следственные связи между природными процессами и явлениями; готовность опираться на теоретические знания при решении практических задач; оценка и интерпретация географической информации с различных точек зрения; готовность самостоятельно приобретать знания в области теории и практики изучаемой дисциплины. Рассматриваемая дисциплина предполагает значительный объем СРС как во время аудиторных занятий, так и внеаудиторно. Аудиторная СРС осуществляется при проведении практических занятий.

Планирование СРС по дисциплине происходит до начала ее изучения. Виды и сроки выполнения ее отражаются в календарно-тематическом плане и доводятся до сведения студентов в начале семестра.

Учебно-методическое обеспечение рассматриваемой дисциплины ориентировано на развитие самостоятельности в обучении, самоконтроль приобретенных знаний и включает учебно-методический комплекс дисциплины, учебники, учебные пособия, картографические источники информации, интерактивные пособия, дополнительную литературу для выполнения заданий, предназначенных для СРС по каждой теме изучаемого курса. Данные ресурсы имеются в библиотеке, читальном зале вуза и непосредственно в кабинетах кафедры географии, теории и методики обучения географии. Кроме того, учебно-методическое обеспечение включает электронные лекции, фонд оценочных средств (банки тестовых заданий входного, текущего, промежуточного, итогового контроля; задания для контроля знаний традиционными методами).

Сложившаяся ситуация в высшей школе не всегда позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных изданиях. В этом случае оправдано использование электронных образовательных ресурсов, а также разработка и издание собственного практикума по дисциплине. Для организации самостоятельной работы студентов-географов, направленной на формирование профессиональных компетенций, на кафедре в 2005 г. был разработан, а впоследствии (2011 г.) дополнен и переиздан практикум по физической географии материков и океанов, который со-

держит задания, охватывающие основные темы учебной дисциплины (50 тем). При разработке практикума было учтено содержание школьного курса географии материков и океанов (7 класс).

При составлении заданий практикума мы руководствовались следующими критериями: задания отражают содержание предлагаемой дисциплины; задания подбираются по различным аспектам тем; задания имеют разную степень сложности; задания включают вопросы, рассматриваемые на аудиторных занятиях и самостоятельно; объем заданий должен быть таким, чтобы студент успел его выполнить и защитить в ограниченное время (1-2 академических часа).

В практикум включено несколько групп заданий, связанных с использованием контурных карт, карт географических атласов, построением графических зависимостей, схем, диаграмм, отражающих ход тех или иных процессов или явлений и др. Для стимулирования познавательной самостоятельности в учебном процессе необходимо учитывать то, что задания для СРС должны носить профессионально ориентированный характер. Выполняя задания практикума, студенты анализируют те или иные явления (например, проведение сопряженного анализа карт природных зон северных материков и др.); характеризуют (составление физико-географической характеристики региона и др.); сравнивают (сравнение климатических показателей разных территорий материка и др.); осуществляют поиск информации для подготовки докладов и сообщений и др.

Обработка больших объемов информации, представленной в различных источниках, вызывает серьезные трудности у студентов. Преодоление их видится в разработке заданий разной степени сложности и предоставление студентам возможности выбора. Студент может остановиться на выполнении более простых заданий, имеющих меньшую трудоемкость, однако выполнение заданий большей трудоемкости, требующих больших временных затрат, дает возможность заработать большее количество рейтинговых баллов, способствует систематической подготовке к занятиям, более глубокому осмыслению и логическому структурированию изучаемого теоретического материала.

Самостоятельная работа студентов-географов включает следующие ее виды: изучение программного материала, не излагаемого на лекциях, для подготовки к собеседованию (с этой целью изучается обязательная и дополнительна литература по темам); проработка и конспектирование теоретического учебного материала для СРС; выполнение обязательных практических заданий практикума; выполнение заданий практикума по выбору студента; подготовка докладов и сообщений по различным темам курса; реферативная работа; подготовка презентаций; изучение опорной номенклатуры; подготовка к семинару; подготовка ко всем видам контрольных испытаний (модульным контрольным работам, тестовому тематическому и другим видам контроля).

В рамках рейтинговой системы оценивания учебных достижений СРС приобретает последовательно-контролируемый и корректирующийся характер, что определяет тенденции к формированию предпосылок для проявления творческой самостоятельности будущих учителей. Результаты выполнения заданий для СРС оцениваются на каждом занятии в соответствии с требованиями рейтинговой системой оценивания, разработанной в соответствии с внутривузовским положением о рейтинговой системе.

Формализация формы отчетности позволяет быстро оценить работу каждого студента. При необходимости организуется устная защита самостоятельно выполненных работ. Перспективным представляется привлечение студентов к разработке объективных критериев и механизмов определения балльных оценок за выполненные задания. Отвечая на вопрос о времени, затраченном на выполнение задания, оценивая степень его сложности по заданной шкале, определяя полезность с точки зрения профессиональной подготовки, студенты могут предоставить весьма полезную информацию для преподавателя. Выполняя подобного рода задания, студенты приобретают опыт рефлексивной деятельности, необходимый для будущей профессии, создаются условия для активной совместной деятельности преподавателя и студентов.

К большинству тем учебной дисциплины в практикуме разработаны вопросы для самостоятельной подготовки к собеседованию. Они могут быть использованы и для самоконтроля. Отвечая на них, студенты имеют возможность оценить свой уровень усвоения теоретического материала по темам курса. То есть контроль преподавателя за ходом выполнения заданий для СР может сочетаться с самоконтролем студента. Результаты выполнения заданий для СРС обязательно включаются в показатели текущей успеваемости, от которых зависит итоговый рейтинговый балл и итоговая оценка по предмету. В качестве основных видов контроля проводятся коллоквиумы, индивидуальные собеседования, контрольные работы, тестирование. Обеспечение систематического контроля за выполнением текущих заданий для СРС дает возможность своевременно корректировать учебный процесс по дисциплине.

Подобный подход к изучению предмета способствует развитию познавательного интереса, творческой активности студента, обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, необходимую для повышения качества подготовки специалистов.

Необходимо признать, что СРС является важной формой образовательного процесса в вузе и становится основой повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов в условиях ФГОС третьего поколения. СРС формирует профессионально важные качества современного педагога - целеустремленность, ответственность, умение отбирать из большого количества информации нужную. Современное российское вузовское обучение предполагает не столько наполнение студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности. Усиление роли СРС означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться таким образом, чтобы развивать умение учиться, формировать у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Список литературы:

1. Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис. ... канд. пед. наук. /Г.Н. Диниц. - Москва, 2002. - 176 с.

2. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11 - С. 14 - 20.

3. Индивидуализация образовательного процесса в вузе: коллективная моно-

графия / Под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. -2011. - 134 с.

4. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов. - СПГЭУ «ЛЭТИ», 2001. - 20 с.

5. Рыбак Е.В. Самостоятельнбая работа студентов в условиях перехода на многоуровневую систему образования / Е.В. Рыбак // Ученые записки РГСУ. - 2007. - № 4. - С. 80 - 90.

6. Самостоятельная работа студентов: метод. рекомендации / сост.: А.С. Зен-кин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2009. - 35 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/197487/http://base.garant.ru/197487/

8. Шишкин В.П. Планирование, организация и контроль внутриаудиторной самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru/RUS/NEWS/t1_d25. htm

List of references:

1. Dinits G.N. Samostoyatelnaya rabota kak sredstvo professionalnoi podgotovki studentov: dis. ... kand. ped. nauk / G.N. Dinits. - Moskva, - 2002. - 176 p.

2. Zimnyaya I.A. Obchaya kultura i cotsialno - professionalnaya kompetentnost cheloveka / I.A. Zimnyaya // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2005. - № 11 - С. 14 - 20.

3. Individualizatsiya obrazovatelnogo protsessa v vuze: kollektivnaya monografiya / Pod red. L.V. Baiborodovoi. - Yaroslavl: Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo. - 2011. - 134 p.

4. Prakticheskie rekomendatsii po vyboru tipovoi modeli sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya dlya vuzov i ssuzov. - SPGEU «LETI», 2001. - 20 p.

5. Rybak E.V. Samostoyatelnaya rabota studentov v usloviyah perehoda na mnogourovnevuyu sistemu obrazovaniya / E.V. Rybak // Uchenye zapiski RGSU. - 2007. - № 4. - P. 80 - 90.

6. Samostoyatelnaya rabota studentov: metod. rekomendatsii / sost.: A.S. Zenkin, V.M. Kirdyaev, F.P. Pilgaev, A.P. Lach. - Saransk: Izd-vo Mordovskogo un-ta, 2009. - 35 p.

7. Federalnyi gosudarstvennyi obrazovatelnyi standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 dekabrya 2009 g. № 788) .- URL: http: //base.garant.ru/197487 /

8. Shishkin V.P. Planirovanie, organizatsiya i control vnutriauditornoy samostoyatelnoy raboty studentov. - URL: http://www.ru/RUS/NEWS/t1_d25.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.