Научная статья на тему 'Организация и проведение внутреннего мониторинга качества профессионального образования в профессиональной образовательной организации'

Организация и проведение внутреннего мониторинга качества профессионального образования в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА / ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА / КАРТА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MONITORING / MONITORING OBJECTS QUALITY OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / MONITORING FUNCTIONS / MONITORING STAGES / A MAP OF MONITORING THE QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прихода Т.Е.

В статье на основе анализа различных подходов к сущности и технике проведения внутреннего мониторинга качества начального и среднего профессионального образования представлена технология организации и проведения такого мониторинга, разработанная специалистами Центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования Челябинского ИРПО, включающая пять этапов. Рассмотрены объекты мониторинга, даются практические рекомендации по организации и проведению этапов мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прихода Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION AND CONDUCTING OF INTERNAL MONITORING THE QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION IN VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

On the basis of analysis of the various approaches to the essence of technology and internal monitoring of the quality of primary and secondary vocational education, the technology of organization and carrying out monitoring, developed by the Center for Monitoring and scientific support of the quality of vocational education Chelyabinsk IRPO comprising five stages, is provided. The monitoring objects are considered. Practical advices on organizing and conducting monitoring stages are given.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение внутреннего мониторинга качества профессионального образования в профессиональной образовательной организации»

- инструктивные документы по вопросам охраны жизни и здоровья ребенка и организации безопасности его жизнедеятельности;

- особенности взаимодействия детского сада и семьи по коррекционно-развивающей работе с детьми с отклонениями в развитии и с сохранным развитием.

Студент должен владеть умениями диагностировать, конструировать, проектировать и планировать целостный педагогический процесс и его отдельные стороны:

- педагогическую диагностику уровня развития, воспитанности и обученности детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в соответствии с образовательными программами для дошкольных образовательных учреждений;

- методику наблюдения за личностью дошкольника с отклонениями в развитии и с сохранным развитием для выявления затруднений и организации коррекционно-педагогической поддержки;

- содержательную жизнь детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;

- основные виды деятельности детей дошкольного возраста (учебно-познавательную, игровую, трудовую, художественно-эстетическую и их двигательную активность);

Библиографический список

- предметно-пространственную среду, обеспечивающую условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;

- взаимодействие с субъектами образовательного процесса: с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием; с родителями (лицами их замещающими) и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе;

- использование технических средств обучения и компьютерной техники.

Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов — это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности в профессии. Выпускники колледжа должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области педагогической деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и воспитанниками, стремиться к постоянному профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

1. Букаяс, Т. М. Ценностно-смысловая сфера профессионала [Текст] / Т. М. Букаяс // Мир психологии. — 1997. — № 3. — С. 31.

2. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] / Л. М. Митина // Вопросы психологии. — 2004. — № 4. — С. 27.

3. Сахарова, Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н. С. Сахарова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 1999. — № 3. — С. 58.

4. Коротков, Э. М. Управление качеством образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. — М. : Академ. Проект, 2007. — 320 с.

УДК 377 Т. Е. Прихода, руководитель Центра

мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье на основе анализа различных подходов к сущности и технике проведения внутреннего мониторинга качества начального и среднего профессионального образования представлена технология организации и проведения такого мониторинга, разработанная специалистами

Центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования Челябинского ИРПО, включающая пять этапов. Рассмотрены объекты мониторинга, даются практические рекомендации по организации и проведению этапов мониторинга.

Ключевые слова: мониторинг, объекты мониторинга качества начального и среднего профессионального образования, функции мониторинга, этапы мониторинга, карта мониторинга качества профессионального образования.

Нормализация управления какой-либо системой не может не основываться на объективных знаниях об этой системе. Динамизм такой сложной иерархичной системы, какой является профессиональная образовательная сфера, требует введения совершенной в технологическом отношении и содержательной в своей основе системы мониторинга. Мониторинг (лат. monitor — тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring — осуществление контроля, слежения) — комплекс динамических наблюдений и аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое объективное средство оценки и развития образовательных процессов позволяет по-другому взглянуть на весь образовательный процесс. В российской педагогике это перспективное направление разрабатывается в исследованиях В. И. Звонникова, В. А. Кальней, А. Н. Майорова, Д. Ш. Матроса, М. М. Поташника, И. И. Тру-биной, С. Е. Шишова и многих других ученых и практиков.

Д. Ш. Матрос и его коллеги [1] рассматривают мониторинг как механизм контроля и отслеживания качества образования, постоянного наблюдения за образовательным процессом с целью выявления его соответствия желательному результату или первоочередным предложениям, который разрешает проявить тенденции развития системы образования. По убеждению ученых, понятие «образовательный мониторинг» как категория педагогическая и управленческая переводит общие положения теории информации на язык педагогики, психологии и управления. Анализируя структуру образовательного мониторинга, Д. Ш. Матрос отмечает, что она определяется в первую очередь функциями его элементов [1].

На основе работ В. И. Звонникова [2], В. А. Кальней [3], Д. Ш. Матроса [1] и других авторов можно сделать вывод, что мониторинг качества начального и среднего профессионального образования выполняет функции:

- наблюдения (позволяет оценить качество профессионального образования);

- предупреждения (способствует предупреждению нежелательных результатов).

Развитие и модернизация системы профессионального образования Челябинской области, в частности, начало ее перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и среднего профессионального образования, также требуют изменения системы ее информационного обеспечения, которая должна позволять оперативно и достоверно обеспечивать возрастающие информационные потребности различных пользователей. В этих условиях в институте был создан Центр мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования, которым была разработана Программа мониторинга качества профессионального образования в профессиональных образовательных организациях (ПОО) начального и среднего профессионального образования Челябинской области.

Целью программы является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы профессионального образования в образовательной организации и основных показателях ее функционирования. Реализация Программы мониторинга качества начального и среднего профессионального образования (на примере введения ФГОС) позволит:

- осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровне региона и профессиональных образовательных организаций;

- выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, зоны конфликтов и напряжений в системе;

- определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС;

- осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС и развития качества профессионального образования.

Мы предвидим определенные факторы риска введения ФГОС и возможности их преодоления при проектировании мониторинга. Во-первых, это отсутствие в современном образовательном сообществе единого профессионального языка. Во-вторых, риски связаны с трудностью получения объективных результатов мониторинга. Во избежание рисков этого

типа нами предприняты два шага: электронный характер мониторинга и опосредованный характер включенных в него вопросов.

Проведение мониторинга качества начального и среднего профессионального образования включает получение информации по следующим критериям:

- качество условий образовательного процесса;

- качество организации процесса обучения;

- качество результатов.

Программа мониторинга предполагает следующие его этапы.

Подготовительный этап включает:

- разработку параметров и измерителей по направлениям мониторинга, организацию их экспертизы; ознакомление персонала ПОО с технологиями мониторинга.

Первый этап — Мониторинг условий реализации образовательного процесса (для групп 1-го курса обучения по ФГОС) подразумевает:

- заполнение в ПОО карт мониторинга по пяти показателям качества условий реализации образовательного процесса;

- обработку информации;

- анализ информации о результатах развития показателей качества условий реализации образовательного процесса;

- подготовку предложений по корректировке образовательного процесса.

Второй этап — Мониторинг организации процесса обучения (для групп 2-го курса обучения по ФГОС) содержит:

- заполнение в ПОО карт мониторинга по пяти показателям качества организации процесса обучения;

- обработку информации;

- анализ информации о результатах развития показателей качества организации процесса обучения;

- подготовку предложений по корректировке образовательного процесса.

Третий этап — Мониторинг результатов освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) (для групп 3-го курса обучения по ФГОС) включает:

- заполнение в ПОО карт мониторинга по пяти показателям качества результатов освоения ОПОП;

- обработку информации;

- анализ информации о результатах развития показателей качества результатов освоения ОПОП;

- подготовку предложений по корректировке образовательного процесса.

Оценочно-аналитический этап предполагает:

- анализ полного цикла мониторинга качества начального и среднего профессионального образования;

- оценку деятельности Центра мониторинга ЧИРПО по научно-методическому обеспечению качества начального и среднего профессионального образования;

- подготовку научно-методических рекомендаций по корректировке образовательного процесса.

В 2011/12 уч. г. начата реализация программы мониторинга качества профессионального образования в ПОО начального и среднего профессионального образования Челябинской области. Объектом мониторинга явились условия реализации ФГОС, которые имеют пять показателей:

1) качество кадрового обеспечения;

2) качество содержания образовательного процесса;

3) материально-техническое и информационное обеспечение внедрения ФГОС;

4) финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС;

5) нормативно-правовое обеспечение внедрения ФГОС.

В 2012/13 уч. г. к объектам мониторинга добавилось качество организации процесса начального и среднего профессионального образования в ПОО, которое включает:

- качество локальных нормативных актов;

- качество условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся;

- качество освоения компетенций;

- качество определения тематики курсовых проектов;

- качество форм представления результатов учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Таким образом, в 2012/13 уч. г. мониторинг качества начального и среднего профессионального образования проводился уже по двум параметрам, а в 2013/14 уч. г. мониторингу подлежат все три объекта, включая качество результатов освоения ОПОП:

1) уровень освоения обязательных дисциплин базовой части цикла ФГОС,

2) уровень сформированности компетенций,

3) уровень квалификации (для НПО),

4) трудоустройство выпускников,

5) уровень закрепляемости выпускников.

Каждый показатель имеет ряд индикаторов,

для которых разработаны свои критерии; индикаторы и показатели в целом имеют четыре условных уровня развития: «высокий», «средний», «ниже среднего» и «низкий».

Количественным критерием оценки данных мониторинга служит коэффициент «k», представляющий собой отношение фактического количества баллов, определенных ПОО f), к максимально возможному (max).

k = f / max

k 1,0-0,85 0,84-0,7 0,69-0,6 < 0,59

Уровень высокий средний ниже среднего низкий

Рис. 1. Зависимость уровня развития показателей условий реализации ФГОС и их индикаторов от коэффициента «к»

Инструментарием мониторинга послужили специально разработанные карты мониторинга качества профессионального образования для студентов групп начального и среднего профессионального образования, обучающихся по ФГОС. Карты заполняются в образовательной организации на основе самооценки.

При этом мы не ставим задачи выстраивания рейтинга образовательных организаций — участников мониторинга, так как не можем требовать от ПОО документального подтверждения информации. Мы сравниваем положение ПОО с максимально возможным уровнем развития показателей и получаем некую обобщенную картину ситуации в начальном и среднем профессиональном образовании в области на этапе внедрения ФГОС.

При заполнении карты мониторинга качества профессионального образования для групп начального и среднего профессионального образования, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Карта мониторинга качества профессионального образования для групп начального и среднего профессионального образования, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам, разработана на основании федеральных и региональных нормативных актов и иных документов, предъявляющих требования к условиям реализации образовательного процесса, организации процесса обучения и результатам освоения ОПОП при внедрении ПОО Федеральных государственных образовательных стандартов.

2. В целях мониторинга качества начального и среднего профессионального образования для групп, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам, предполагается заполнение карты для одной и той

же группы обучающихся на всех трех курсах обучения. Это позволит получать результаты в динамике их развития, сравнивать их и производить своевременную коррекцию процесса профессионального образования в ПОО.

3. Заполнение карты производится путем выделения критерия оценки показателей для каждого показателя мониторинга, соответствующего достигнутому качеству начального и среднего профессионального образования на данном этапе мониторинга. Баллы, соответствующие выделенному критерию, умножаются на «весовой коэффициент», полученное произведение указывается в колонке «Фактическое количество баллов».

4. В колонке «Подтверждение» может даваться ссылка на различные локальные нормативные акты и иные документы, регламентирующие деятельность ПОО по внедрению ФГОС:

• Устав ПОО с внесенными изменениями и дополнениями;

• приказы (о создании Координационного совета; о создании рабочих групп по внедрению ФГОС; о создании рабочих групп по разработке фондов оценочных средств; об утверждении программы ПОО по повышению уровня профессионального мастерства руководящих и педагогических работников; о проведении внутреннего контроля по реализации ФГОС; о внесении изменений в должностные инструкции руководящих и педагогических работников; об утверждении новых или переработанных должностных инструкций; об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе; об утверждении плана методической работы и др.);

• положения (о рабочей группе; о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации; о культурно-до-суговом центре; об информационно-библиотечном центре; о физкультурно-оздоровительном центре и др.);

• договоры (о сотрудничестве с социальными партнерами, работодателями и др.);

• планы (методической работы; мероприятий, ориентированных на решение вопросов внедрения ФГОС; повышения квалификации руководящих и педагогических работников и др.);

• протоколы (заседаний совета ПОО; управляющего совета; попечительского совета; заседаний органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений и дополнений в Устав ПОО; положений; заседаний рабочей группы об утверждении планируемых результатов освоения ОПОП, учебного плана, программ

обучения по каждой учебной дисциплине, профессионального модуля; заседания рабочей группы об утверждении системы оценки планируемых результатов освоения ОПОП; заседаний педагогического совета; собраний с работодателями; заседаний аттестационной комиссии; родительских собраний и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• перечни (документов, включенных в банк нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней; учебно-методических комплексов; доступных и используемых электронных образовательных ресурсов; используемых информационных ресурсов ПОО с указанием электронных адресов и др.);

• информационные справки (об обеспеченности учебниками и учебными пособиями; о количественном и качественном составе педагогических работников; с указанием доли руководящих и педагогических работников, прошедших повышение квалификации; о расчетах и механизме формирования расходов, необходимых для реализации ОПОП; о нормативах финансирования ПОО; об объеме привлеченных дополнительных финансовых средств; об оснащенности ПОО; о соответствии материально-технической базы реализации ОПОП; об укомплектованности библиотеки; о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; по результатам анкетирования обучающихся и работодателей; по

Библиографический список

результатам анкетирования педагогов для выявления профессиональных затруднений в период перехода на ФГОС и др.);

• описания моделей (организации образовательного процесса; организации самостоятельной работы обучающихся; изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов работодателей и др.);

• адреса сайтов и электронной почты ПОО;

• учебные планы;

• рабочие программы ООД, учебных дисциплин и профессиональных модулей;

• иное.

5. Пункт 2.3 «Качество освоения компетенций» и раздел 3 «Результат освоения ОПОП» заполняются по результатам промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся по конкретным профессиональным модулям (ОПОП) в конце 1-го (2-го, 3-го) курсов обучения.

Научная организация мониторинга качества профессионального образования и своевременный анализ его результатов позволят участникам образовательного процесса в рамках своей компетенции выявлять условия и определять тенденции развития системы среднего профессионального образования в Челябинской области, своевременно корректировать образовательные процессы, принимать обоснованные управленческие решения для достижения требуемого уровня качества начального и среднего профессионального образования.

1. Информатизация общего среднего образования [Текст] : науч.-метод. пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М. : Пед. о-во России, 2004. — 384 с.

2. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М. : Академия, 2009. — 224 с.

3. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С. Е. Шишов, В. А. Каль-ней. — М. : Пед. о-во России, 1999. — 320 с.

УДК 377

Г. Г. Серкова, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПО

Программа развития образовательной организации — это управленческий инструмент, который определяет стратегию ее развития. Естественно, и к форме, и к содержанию Программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.