Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт как инструмент проектирования профессионального развития педагогов'

Профессиональный стандарт как инструмент проектирования профессионального развития педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева З.А.

В статье рассматривается модель непрерывного профессионального развития педагогических кадров, реализующаяся в системе дополнительного профессионального образования, соответствующая требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»; представлены результаты мониторинга соответствия компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций СПО Челябинской области требованиям профстандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD AS THE PLANNING INSTRUMENT OF THE TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The model of continuous teacher professional development, which is realized in the system of supplementary vocational education and meets the requirements of the professional standard ‘The teacher of vocational training, vocational education and supplementary vocational education' is seen in the article. The article presents the monitoring findings of the vocational teachers competencies compliance with the requirements of the professional standard in the Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт как инструмент проектирования профессионального развития педагогов»

Библиографический список

1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Минобрнауки.рф/ЬоагЬ/319ЯИе/2293/13.06.17-Стратегия.рЬ1:.

2. Усова, А. А. Процессы стратегического управления на агропредприятиях России в условиях нестабильной экономики [Текст] / А. А. Усова // Проблемы современной экономики : науч.-практ. журнал. — 2010. — № 2 (34). —С. 458-462.

3. Сергеева, М. Г. Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста [Текст] / М. Г. Сергеева // Профессиональное образование и рынок труда : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 8. — с. 19-21.

4. Белова, С. В. Организация деятельности учебной имитационной фирмы [Текст] / С. В. Белова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 2 (08). — С. 15-19.

5. Мюллер, Н. В. Производственное обучение коммерсантов : Образовательная технология «Учебная мини-фирма» [Текст] : учеб. пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования / Н. В. Мюллер, Т. В. Зайцева, О. П. Ямпольская. — М. : Издат. центр «Академия», 2011. — 320 с.

6. Серебренникова, Е. А. Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности [Текст] / Е. А. Серебренникова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2012. — № 2 (02). — С. 36-38.

УДК 377 З. А. Федосеева, проректор Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: fedoseeva.zinaida@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматривается модель непрерывного профессионального развития педагогических кадров, реализующаяся в системе дополнительного профессионального образования, соответствующая требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»; представлены результаты мониторинга соответствия компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций СПО Челябинской области требованиям профстандарта.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, непрерывное профессиональное развитие, дополнительное профессиональное образование.

С 1 января 2017 г. в системе профессионального образования произойдут изменения, связанные с особенностями применения профессиональных стандартов (Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»). Профессиональные стандарты становятся ориентиром для определения образовательной политики в работе с кадрами; являются своего рода эталоном, по которому должны определяться квалификационный уровень сотрудников, направления совершенствования квалификации через систему

дополнительного профессионального образования. Это утверждение закреплено ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что работодатель определяет необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд.

В сложившейся практике организации дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) педагогических работников, по отношению к программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников не определены федеральные государственные требования, также отсутствуют требования феде-

ральных государственных образовательных стандартов, этим подчеркивается индивидуальный характер образовательного заказа. Кроме этого, действующая нормативная база организации дополнительного профессионального образования способствует обеспечению непрерывного характера ДПО. В этой связи мы можем утверждать, что профстандарт как управленческий документ должен способствовать непрерывному профессиональному развитию работников.

В философии под развитием понимается характеристика качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей [1]. С точки зрения рассматриваемой нами проблемы большое значение имеет тезис, что при качественных изменениях, которые приводят к развитию, сохраняются системные качества развивающегося объекта, в нашем случае уровень профессиональной компетентности педагогов.

Профессиональное развитие любого специалиста основывается на диалектическом принципе «от простого к более сложному». Все исследователи, занимающиеся этой проблемой (В. И. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. В. Немова и др.), четко выделяют, иерархически структурируют и характеризуют уровни профессионального становления и его совершенствования, что свидетельствует о профессиональном развитии, осуществляющемся на каждом уровне профессионального становления. Кроме того, исследователи акцентируют внимание на том, что все выделяемые ими уровни тесно взаимосвязаны, так как каждый из них является либо условием перехода на следующий уровень, либо результатом освоения предыдущего. Переход с уровня на уровень — это плавный, проходящий без скачков процесс, который характеризует профессиональное развитие, выражающееся в качественных изменениях [2].

В своей работе профессор И. Д. Чечель профессиональное развитие рассматривает как совокупность формального и неформального образования на протяжении всей трудовой деятельности. При этом формальное образование представляет собой иерархически и хронологически структурированную образовательную систему, реализующую образовательный процесс в официальных образовательных организациях. А неформальное образование (как и инфор-мальное) — это любое организованное внеин-ституционное образование, в процессе которого приобретаются знания, присваиваются ценности, формируются навыки в результате взаимо-

действия с другими людьми, а также средствами массовой информации [3].

Рассмотрение возможности непрерывного профессионального развития педагога в системе дополнительного профессионального образования приводит к выводу о необходимости построения уровневой модели непрерывного образования в рамках дополнительного профессионального образования, способствующей построению индивидуальной траектории профессионального совершенствования.

В целях решения данной задачи и обеспечения подготовки к переходу к работе в условиях реализации профессионального стандарта педагога профессионального образования и дополнительного профессионального образования (далее — ПС), утвержденного приказом Министерства труда и социального развития от 08.09.2015 № 608-н, необходимо было провести мониторинг по выявлению соответствия квалификации работающих педагогов требованиям, сформулированным в ПС [4].

Мониторингу подлежало содержание компетентности педагогических работников и ее соответствие требованиям ПС к педагогам, выполняющим обобщенные трудовые функции (ОТФ):

- ОТФ 3.1 «Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации (должность: преподаватель)»;

- ОТФ 3.2 «Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности (должность: мастер производственного обучения)»;

- ОТФ 3.3 «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО должность: преподаватель / мастер производственного обучения)».

В мониторинге приняли участие 47 ПОО Челябинской области.

Исследование проводилось на основе анализа деятельности 2 284 педагогов, из них:

- 1 705 преподавателей;

- 495 мастеров производственного обучения;

- 84 преподавателей / мастеров производственного обучения, реализующих организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся.

Для мониторинга были определены три критерия:

1) уровень образования и квалификации педагогов;

2) объем профессионально-педагогических умений педагогов;

3) объем профессионально-педагогических знаний педагогов.

Данные мониторинга соответствия компетентности педагогических работников требованиям ПС

Таблица 1

Оценки 6-7 баллов Оценки 1-3 балла

№ п/п Обобщенная трудовая функция Должность Кол-во ПОО Кол-во по всем показателям по отдельным показателям

Кол-во ПОО % от общего кол-ва Кол-во ПОО % от общего кол-ва

ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

1 ОТФ 3.1 «Преподавание по программам профессиональ- Преподаватель (кроме пре-

ного обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным програм- подавателей ООД) 47 1705 4 8,5 % 9 19 %

мам (ДПП), ориентирован-

ным на соответствующий уровень квалификации»

2 ОТФ 3.2 «Организация и проведение учебно-произ- Мастер производственного

водственного процесса при реализации образовательных обучения 38 495 2 5,3 % 8 21 %

программ различного уровня

и направленности»

3 ОТФ 3.3 «Организационно- Препода-

педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО» ватель / мастер производственного обучения 23 84 2 8,7 % 7 30 %

Высоко (6-7 баллов) оценивается соответствие компетентности педагогических работников требованиям профессионального стандарта по перечисленным ниже показателям.

Критерий 1: уровень квалификации.

Имеют среднее профессиональное или высшее образование [направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому МДК, УД / области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися]:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 82 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 65 % ПОО.

Критерий 2: объем профессионально-педагогических умений.

Умеют осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля):

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 85 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 78 % ПОО.

Умеют разрабатывать и обновлять рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей):

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 80 % ПОО.

Умеют планировать занятия по учебным

предметам, курсам, дисциплинам (модулям):

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 76 % ПОО.

Критерий 3: объем профессионально-педагогических знаний.

Знают требования ФГОС СПО к практической подготовке по профессии, содержание примерных или типовых образовательных программ, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля):

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 78 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 76 % ПОО.

Знают требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, методические основы его разработки:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 74 % ПОО.

Знают требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 85 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 92 % ПОО.

Знают меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 91 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 97 % ПОО.

Однако вызывает озабоченность недостаточно высокий уровень оценивания соответствия компетентности педагогических работников требованиям ПС по следующим показателям.

Критерий 1: уровень квалификации.

При отсутствии педагогического образования имеют дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 51 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 42 % ПОО;

- ОТФ 3.3 (преподаватели / мастера производственного обучения) — 52 % ПОО.

Критерий 2: объем профессионально-педагогических умений.

Умеют использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 45 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 42 % ПОО.

Умеют контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 59 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 39 % ПОО.

Умеют анализировать проведение учебных занятий и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 48 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 50 % ПОО.

Критерий 3: объем профессионально-педагогических знаний.

Знают электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 46 % ПОО.

Знают требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, методические основы его разработки:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 74 % ПОО.

Знают методологию, теоретические основы

и технологию научно-исследовательской и проектной деятельности:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 25 % ПОО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знают основы организации и методики профессионального обучения, современные технологии практического (профессионального) обучения:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 42 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 42 % ПОО.

Знают основы эффективного педагогического общения:

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 40 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 44 % ПОО.

Знают методику разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии (квалификации):

- ОТФ 3.1 (преподаватели) — 46 % ПОО;

- ОТФ 3.2 (мастера производственного обучения) — 39 % ПОО.

Результаты, полученные в ходе мониторинга, определили проблемные точки и показали, что соответствие компетентности педагогических работников требованиям ПС по критериям и показателям мониторинга находится, в основном, на среднем уровне.

Для обеспечения достаточного уровня компетентности необходимо строить ДПО не только информационной, но в большей мере деятельностной направленности, так как у педагогов, не имеющих педагогического образования, и у педагогов со слабо сформированными методическими умениями возникают проблемы, связанные с умениями, направленными на проектирование содержания образовательных программ, ориентированных на компетенции,

применение современных образовательных технологий при организации деятельности обучающихся с разными образовательными потребностями, разработку личностно ориентированных средств обучении, создание развивающей образовательной среды.

Кроме этого, по мнению Е. А. Ямбурга, «... имеет смысл использовать так называемый клинический подход к обучению, возникший по аналогии с обучением медиков, предполагающий стажировку на рабочем месте» [5].

За 25-летний срок деятельности ГБУ ДПО «ЧИРПО» в области ДПО были апробированы и внедрены различные модели развития профессиональной компетентности и формы повышения квалификации, в том числе стажировки.

В настоящее время выстроенная система ДПО функционирует на принципах непрерывности, преемственности, разноуровневости.

Принцип непрерывности обеспечивается формами курсового и послекурсового обучения, поскольку институт наряду с повышением квалификации и переподготовкой осуществляет и функцию научно-методического сопровождения деятельности профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.

Принцип разноуровневости обеспечивается наличием разных подвидов программ: профессиональной переподготовки, повышения квалификации, общеобразовательных развивающих программ.

Принцип преемственности реализуется через содержание реализуемых программ. Если программы профессиональной переподготовки реализуются в целях освоения новой квалификации или выполнения нового вида профессиональной деятельности, то программы повышения квалификации направлены на повышение качества реализуемых педагогами трудовых функций, расширение их компетентности, а общеобразовательные развивающие — на расширение профессионального кругозора, совершенствование возможностей и способностей личности, обеспечение умений и навыков, необходимых для социально-экономического взаимодействия в обществе.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается благодаря тому, что реализуемые институтом виды деятельности (научно-методическая и организационно-методическая) объединены общей целью. Включение педагогических работников в совместную научно-методическую и организационно-методическую деятельность

позволяет проявить умения, сформированные в процессе повышения квалификации.

Способствуют решению этой задачи созданные сообщества педагогических работников — областные методические объединения (ОМО). К настоящему времени функционирует 21 ОМО, объединенное по профилю подготовки укрупненных групп специальностей СПО (11), образовательным областям общего образования (4), выполнению должностных функций (3), актуальным проблемам (1). За учебный год проходит более 60 методических мероприятий, реализуемых в различных формах, среди них: проведение тематических конференций и семинаров, мастер-классов, организация работы творческих групп по реализации актуальных проблем, обобщение опыта и представление методических материалов и публикаций, обсуждение проблем на форуме и в виртуальном методическом центре, созданных на сайте института, и т. д. Работа ОМО позволяет отследить уровень сформированно-сти компетенций педработников, степень их затруднения при выполнении трудовых действий, выявить образовательные потребности.

Еще одной формой организации ДПО является проведение конкурсных мероприятий. В Челябинской области сложилась система проведения конкурсов профессионального мастерства среди педагогических работников. В рамках реализации государственной программы «Развитие профессионального образования» с 2011 г. проводятся областные конкурсы профмастерства по профилям подготовки СПО, «Педагогический дебют», «Мастер года», «Директор года», областные, национальные, международные чемпионаты WSR и т. д. Участие в конкурсах предоставляет большие возможности для профессионального роста педагогов, кроме того, позволяет определить потенциал работников образовательных организаций.

Все перечисленные формы повышения квалификации обеспечивают непрерывный характер ДПО и направлены, прежде всего, на совершенствование качества профессиональной деятельности, методическую активность педагогов, развитие профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями, а также решение одной из основных задач аттестации: «стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста» (приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении

порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

Организация ДПО с учетом требований ПС потребовала корректировки ряда условий, а именно:

- выстраивания ДПО с учетом уровневой направленности;

- формирования состава групп слушателей в соответствии с содержанием обобщенных трудовых функций;

- формирования содержания образовательных программ с учетом перечня трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте по данной обобщенной трудовой функции (должности);

- формирования индивидуального образовательного маршрута ДПО в рамках научно-методической деятельности с учетом дефицитов, выявленных в процессе мониторинга;

- реализации содержания дополнительных профессиональных программ на примере «живых практик», реализуемых педагогами;

- соотнесения результатов сформированно-сти компетенций с уровнями квалификационных категорий.

Все перечисленные условия легли в основу построения новой модели ДПО, обеспечивающей индивидуальную траекторию профессионального роста и ее непрерывность. Уровневая модель ДПО с учетом реализации требований ПС представлена в таблице 2.

Таблица2

Модель ДПО с учетом реализации требований профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования

Уровни Требования к образованию по категориям педагогических работников Квалификационные требования в соответствии с профессиональным стандартом Документ, подтверждающий выход данного уровня

ДПП (профессиональная переподготовка)

I уровень Уровень базового образования не соответствует профилю подготовки студентов по программам СПО, ПО • Дополнительное профессиональное образование на базе СПО (программа подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриат) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). • Обучение и проверка знаний и навыков в области охраны труда • Диплом о профессиональной переподготовке на базе СПО или ВПО. • Удостоверение, подтверждающее проверку знаний и навыков в области охраны труда

Примечание: опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ СПО при несоответствии направленности (профиля) образования

Для педагогических работников, при отсутствии педагогического образования Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения (ДПП может быть освоена после трудоустройства) • Диплом о профессиональной переподготовке (в объеме не менее 250 часов). • Удостоверение об обучении и проверке знаний и навыков в области охраны труда. • Аттестация на соответствие занимаемой должности

ДПП (повышение квалификации)

II уровень Для преподавателей дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ СПО Повышение квалификации в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года Удостоверение о повышении квалификации в форме стажировки (не менее 16 часов)

Окончание таблицы 2

Уровни Требования к образованию по категориям педагогических работников Квалификационные требования в соответствии с профессиональным стандартом Документ, подтверждающий выход данного уровня

Для преподавателей дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ СПО • Повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам (комплексным) по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. • Обучение и проверка знаний и навыков в области охраны труда • Удостоверение о повышении квалификации. • Удостоверение, подтверждающее проверку знаний и навыков в области охраны труда. • Аттестация на первую квалификационную категорию

III уровень Для преподавателей дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ СПО • Повышение квалификации по модульным программам, направленным на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий, формирование компетенций транслирования педагогического опыта, практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной (требование к высшей категории). • Обучение и проверка знаний и навыков в области охраны труда • Удостоверение о повышении квалификации. • Удостоверение, подтверждающее проверку знаний и навыков в области охраны труда. • Аттестация на высшую квалификационную категорию

Введение ПС педагога предоставляет образовательным организациям дополнительную свободу, вместе с тем накладывая на них ответственность и в корне меняя отношения между заказчиком и исполнителем дополнительных образовательных услуг. Методическая служба образовательной организации на основе проблемного анализа деятельности педагогов может формировать спрос, рекомен-

Библиографический список

довать выбор программ ДПО, осуществлять контроль по применению новых компетенций в деятельности педагогического работника. Успеха следует ожидать только при условии слаженных усилий администрации образовательной организации системы ДПО, а также осознания самими педагогами необходимости изменения собственной педагогической деятельности.

1. Коптелов, А. В. Профессиональное развитие педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А. В. Коптелов, А. В. Машуков // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6.

2. Федосеева, З. А. Развитие профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного профессионального образования [Текст] : моногр. / З. А. Федосеева. — Челябинск : Изд-во Чел ИРПО, 2006. — 170 с.

3. Чечель, И. Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения [Текст] / И. Д. Чечель // Управление образованием : теория и практика. — 2012. — № 1. — С. 93-101.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

5. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт [Текст] / Е. А. Ям-бург. — М. : Просвещение, 2014. — 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.