Научная статья на тему 'Оценка качества профессионального образования в Челябинской области: состояние и перспективы'

Оценка качества профессионального образования в Челябинской области: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VET QUALITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CRITERIA OF VET QUALITY ASSESSMENT / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОО / INDEPENDENT ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT OF THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / ASSESSMENT OF VET QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прихода Т.Е.

Повышение качества профессионального образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества профессионального образования через процедуры оценки этого качества. При этом оценка качества профессионального образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN THE CHELYABINSK REGION: STATE AND PROSPECTS

Raising the VET quality requires the improvement of its assessment system, which regulates the processes of VET quality assurance and raising by using the procedures of quality assessment. The assessment system must regulate the content and organization aspects of these processes. VET quality assessment is considered as the personality, society, state and education system value.

Текст научной работы на тему «Оценка качества профессионального образования в Челябинской области: состояние и перспективы»

Таблица 1

Профессиональные образовательные организации области — площадки проведения заседаний ОМО

№ Площадка проведения ОМО Количество заседаний ОМО

1 ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» 7

2 ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» 5

3 ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» 4

4 ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 4

5 ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» 4

6 ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» 3

7 ГБУ ДО «ДУМ "Смена"» 3

аккумулирующий в себе материалы всех заседаний ОМО. Непрерывное повышение квалификации организовано и посредством публикаций инновационного опыта в научно-практическом журнале «Инновационное развитие профессионального образования».

Подводя итог, отметим, что в рамках работы ОМО прошел комплекс мероприятий, базирующийся на современных достижениях педагогики, психологии, изучении и внедрении передового педагогического опыта. Это важно для повышения профессионального мастерства педагога. Педагогические работники

получили возможность обобщать и представлять опыт научно-методической и инновационной деятельности (проведение открытых уроков, мастер-классов, участие в круглых столах, конференциях, семинарах), осуществлять проектную и экспертную деятельность на областном уровне. Результаты деятельности педагогические работники использует в том числе и для прохождения аттестации на первую или высшую квалификационные категории. Таким образом, работа ОМО является важнейшим звеном в системе непрерывного образования.

Библиографический список

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/cWukCnDBv5U.pdf.

2. Об организации научно-методической и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования Челябинской области в 2015 г. [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17.03.2015 года № 01/590]. — Режим доступа: http://www.chirpo.ru/files/17/prikaz01-590-3-11-15.pdf.

УДК 377 Т. Е. Прихода, начальник Центра мониторинга

и науч.-метод. обеспечения качества проф.

образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Повышение качества профессионального образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества профессионального образования через процедуры оценки этого качества.

При этом оценка качества профессионального образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.

Ключевые слова: качество профессионального образования, региональная система оценки качества образования, оценка качества профессионального образования, критерии оценки качества профессионального образования, независимая оценка качества образовательной деятельности ПОО, внутренняя система оценки качества образования в профессиональной образовательной организации.

Качество профессионального образования — категория, которая отражает соответствие фактического результата, воплощенного в интегрированные качества личности профессионала, требованиям общества, экономики, производства; пригодность к профессиональной деятельности специалиста [1].

Проблема оценки качества профессионального образования является чрезвычайно актуальной в современных условиях модернизации системы профессионального образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы профессионального образования. Непременным условием обоснованности этих решений является наличие достоверной информации.

Система оценки качества профессионального образования Челябинской области, предполагающая совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг, построена и реализуется на основе предлагаемых Концепцией РСОКО (региональной системы оценки качества образования) содержания и механизмов организации и проведения такой оценки и подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной профессиональной образовательной организации. Челябинский институт развития профессионального образования принимает активное участие в реализации областной Концепции РСОКО в части сбора, систематизации, анализа информации о качестве профессионального образования и предложения образовательным организациям СПО — на основе данной информации — рекомендаций по повышению качества профессионального образования.

Разработанная Челябинским институтом развития профессионального образования Про-

грамма мониторинга качества среднего профессионального образования в образовательных организациях СПО Челябинской области призвана способствовать повышению качества профессионального образования в области и отвечать потребностям участников образовательного процесса.

Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы профессионального образования в образовательной организации и основных показателях ее функционирования для выявления условий и определения тенденций развития системы профессионального образования в Челябинской области.

Реализация Программы мониторинга качества среднего профессионального образования в образовательных организациях СПО Челябинской области начата в 2011/12 уч. г.; в среднем в мониторинговых исследованиях приняли участие 44 образовательные организации СПО из 47, что составляет 93,6 %. В мониторинг, сутью которого как процедуры является цикличность и непрерывность, включены три основных критерия качества профессионального образования:

- качество условий внедрения и реализации ФГОС СПО (замеряется на первом году обучения по ФГОС СПО);

- качество организации процесса профессионального обучения (замеряется на втором году обучения по ФГОС СПО);

- качество результатов освоения обучающимися образовательных программ (замеряется на этапе завершения обучения по ФГОС СПО).

Критерии дополнены показателями и индикаторами качества профессионального образования (на примере внедрения и реализации ФГОС СПО). Мониторинг, таким образом, проводится по 206 параметрам (критерии, показатели, индикаторы). К анализу, по данным последних годов мониторинга, были представлены сведения о качестве внедрения и реализации ФГОС СПО по 35 профессиям и 69 специальностям СПО.

При этом в данном случае не ставится задача выстраивания рейтинга образовательных

организаций — участников мониторинга, сравнивается положение образовательной организации с максимально возможным уровнем развития критериев и показателей, вследствие чего получена некая обобщенная картина ситуации в профессиональном образовании области. Анализ результатов мониторинга четырех учебных годов показывает, что уровень развития критериев плавно растет [2].

По результатам мониторинга были опубликованы четыре научные статьи; выпущены два методических пособия («Средства и инструментарий оценивания компетенций обучающихся», «Разработка комплектов оценочных средств по профессиональному модулю и учебной дисциплине») и четыре комплекта фондов оценочных средств по профессиям СПО «повар, кондитер», «сварщик» и по специальностям СПО «производство продукции общественного питания», «сварочное производство»; проведен ряд обучающих методических семинаров для руководящих и педагогических работников ПОО. В программы повышения квалификации педагогических работников введены курсы «Внедрение (реализация) ФГОС СПО», «Разработка компетентностно ориентированных оценочных средств», «Формирование фондов оценочных средств», «Профилирование преподавания общеобразовательных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО»; с 2015/16 уч. г. образовательные программы повышения квалификации руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций дополнены модулями, включающими вопросы независимой оценки качества профессионального образования и независимой экспертизы. Результаты мониторинга представлялись на заседаниях ученого совета ГБУ ДПО «ЧИРПО» и заседании областного методического совета, регулярно публиковались на сайте института и были обобщены в приложении к журналу «Инновационное развитие профессионального образования» № 2 (08) за 2015 г. На основе данных мониторинга предложены рекомендации для руководителей профессиональных образовательных организаций [3].

Данный мониторинг показал свою эффективность как в способствовании повышению качества профессионального образования в профессиональных образовательных организациях области, так и в оптимизации деятельности института по научно-методическому обеспечению качества профессионального образования, поэтому мониторинговые исследования этой проблематики институтом будут продолжены.

Особое значение в рамках оценки качества профессионального образования имеет независимая оценка, порядок проведения которой определен ст. 95 Закона РФ «Об образовании в РФ». Причем в соответствии с законом независимая оценка качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций является обязательной и проводится не реже одного раза в три года. Проведение этой оценки входит в компетенцию Общественного совета при Министерстве образования и науки Челябинской области. Сбор, систематизация и анализ информации в рамках независимой оценки образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций осуществляются оператором, функции которого были возложены Министерством образования и науки на ГБУ ДПО «ЧИРПО». В 2015 г. в процедуре независимой оценки качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций приняли участие все 47 профессиональных образовательных организаций области, функции учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области. В анкетировании для получения информации по оцениванию доброжелательности, вежливости, компетентности работников профессиональных образовательных организаций и удовлетворенности качеством образовательной деятельности организаций приняли участие 35 314 человек. Из них: обучающихся — 20 373 человека, родителей и законных представителей обучающихся — 14 941 человек. Обобщение и анализ информации о качестве образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций были проведены на основании данных 94 карт оценивания открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, и 188 сводных ведомостей анализа анкет оценивания доброжелательности, вежливости, компетентности работников профессиональных образовательных организаций и удовлетворенности качеством образовательной деятельности, полученных от образовательных организаций. Мониторинг качества образовательной деятельности каждой профессиональной образовательной организации проводился на основе сбора, анализа и обобщения информации по 201 параметру (критерии, показатели и индикаторы качества образовательной деятельности).

По результатам независимой оценки Общественным советом были выстроены рейтинги профессиональных образовательных организаций области, информация опубликована. Анализ полученной информации позволил нам выявить проблемные места в образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций по выполнению показателей, определенных на федеральном уровне (Закон об образовании в РФ) [4].

В текущем учебном году, в соответствии с планами Министерства образования и науки Челябинской области, институт примет участие (в качестве оператора) в процедуре независимой оценки качества образовательной деятельности пяти образовательных организаций дополнительного образования детей.

Актуальной на 2016/17 уч. г. является задача модернизации внутренней системы оценки качества профессионального образования, так как для построения стройной, единообразной (что особенно важно для корректного сравнения результатов деятельности всех профессиональных образовательных организаций области) внутренней системы оценки качества профессионального образования еще не разработана совокупность норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Под внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО) в профессиональной образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления организацией, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и результатов.

Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

- повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;

- систематическое отслеживание и анализ состояния образования в профессиональной образовательной организации для принятия своевременных и обоснованных управленческих решений;

- обеспечение максимальной полноты и точности информации о качестве образования как на этапе планирования образовательных ре-

зультатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса, достижения соответствующего качества образования.

Внутренняя система оценки качества образования в профессиональной образовательной организации формируется на основе действующих нормативно-правовых документов в сфере образования, как федерального, регионального, так и локального уровня.

Нормативные документы федерального и регионального уровня определяют инвариантную (обязательную) составляющую внутренней системы оценки качества образования, включающую:

- оценку индивидуальных достижений обучающихся;

- оценку реализации программ подготовки специалистов среднего звена / квалифицированных рабочих и служащих;

- оценку сформированности кадровых условий.

Вариативная часть ВСОКО определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно на основе локальных актов, отражающих специфику, особенности и приоритеты деятельности профессиональной образовательной организации. К ним могут относиться:

- оценка выполнения программы развития;

- оценка деятельности по работе с одаренными обучающимися;

- оценка деятельности по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- оценка показателей деятельности профессиональной образовательной организации, подлежащей самообследованию, и др.

Основными пользователями результатов ВСОКО являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники профессиональных образовательных организаций, обучающиеся и их родители, представители общественности и т. д.

Обобщая рекомендации ученых, специалистов органов управления образованием разных уровней, опыт образовательных организаций по созданию ВСОКО, можно заключить, что объектами внутренней оценки являются три основных критерия качества профессионального образования:

- качество условий реализации ОП ПССЗ/ ПКРС;

- качество организации процесса СПО;

- качество результатов освоения обучающимися ОП ПССЗ/ПКРС.

Организация работы по формированию ВСОКО в первую очередь требует разработки локальной нормативно-правовой базы, которая создается на основе и в соответствии с норма-

Библиографический список

тивно-правовыми документами федерального и регионального уровней. Перечень локальных актов определяется организационной структурой ВСОКО.

1. Прихода, Т. Е. Качество начального и среднего профессионального образования как объект мониторинга [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2012. — № 2 (02). — С. 88-92.

2. Прихода, Т. Е. Организация и проведение внутреннего мониторинга качества профессионального образования в профессиональной образовательной организации [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2013. — № 2 (04). — С. 90-94.

3. Прихода, Т. Е. Результаты мониторинга качества среднего профессионального образования в ПОО Челябинской области (на примере внедрения ФГОС) [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — Прил. № 2 (08). — С. 92121.

4. Прихода, Т. Е. Результаты мониторинга качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций (в рамках независимой оценки) [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 60-68.

УДК 377 Г. Г. Серкова, зав. лабораторией инновационной

деятельности Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: serkova.g@mail.ru

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье представлена авторская трактовка дуального обучения как одной из форм организации профессионального обучения.

Ключевые слова: профессиональные и общие компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, дуальное обучение, практико-ориентированное обучение.

Одним из путей повышения эффективности профессиональной подготовки кадров в настоящее время выступает дуальное обучение.

В научных кругах о нем говорят как о способе решения проблем, связанных с формированием профессиональной компетентности будущих специалистов, позволяющем учитывать интересы работодателей и государства. Википедия дает определение: «Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте» [1]. В педагогической литературе можно встретить такие трактовки этого понятия, как «особая педагогическая система...», «особый вид организационной технологии.», «педагогический принцип», «система образования,

предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности» [2]. Можно продолжить перечисление, ясно одно: функциональное назначение понятия «дуальное обучение» — приблизить теорию к практике. Именно поэтому его называют практико-ориентированным. Естественно, это не синонимично с принципом практической направленности. Мы останавливаемся на следующем определении: дуальное обучение — форма организации профессионального образования, при которой теоретическая подготовка проходит в образовательной организации, практическая — на предприятии (учебном предприятии) или в учебном цехе предприятия. Иначе говоря, дуальное обучение — форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.