Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия управления процессом восприятия современного знания у студентов гуманитарных специальностей (на примере нанотехнологий)'

Организационно-педагогические условия управления процессом восприятия современного знания у студентов гуманитарных специальностей (на примере нанотехнологий) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕМ / ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ / НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / MANAGEMENT OF PERCEPTION / PERCEPTION PROCESS / NANOTECHNOLOGICAL MODERNIZATION / TRAINING OF SPECIALISTS / STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морев Дмитрий Евгеньевич

В данной статье рассмотрены организационно-педагогические условия управления процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей (на примере нанотехнологий). Рассмотрено понятие управления процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей. Особое внимание обращено на управление образовательным процессом. Под управлением мы понимаем процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему в целях оптимального ее функционирования и развития. Под целью управления мы понимаем желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Управление процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей определяется нами как совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих планирование, организацию, руководство, контроль учебного процесса и направленных на формирование адекватного восприятия современного знания (в нашем исследовании нанотехнологической модернизации). Целью разрабатываемых нами организационно-педагогических условий управления восприятием современного знания у студентов гуманитарных специальностей является формирование адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации и его активного применения в процессе учебно-профессиональной деятельности. Изложены характерные особенности организационно-педагогических условий управления процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей. Разработаны следующие организационно-педагогические условия: направленность педагогического процесса на мотивацию студентов к наилучшему усвоению и адекватному восприятию результатов нанотехнологической модернизации; создание социогуманитарного контекста обучения в области нанотехнологий; организация контроля за ходом усвоения знаний, умений и навыков в области нанотехнологической модернизации; направленность педагогического процесса на организацию целенаправленного восприятия результатов нанотехнологической модернизации; создание информационно-образовательной среды с использованием информационно-коммуникационных технологий; организация проектной деятельности студентов в области социогуманитарных проблем нанотехнологической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морев Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MANAGEMENT OF PROCESS OF PERCEPTION OF MODERN KNOWLEDGE AT STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES (ON THE EXAMPLE OF NANOTECHNOLOGIES)

This article considers organizational and pedagogical conditions of management by process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties (on the example of nanotechnologies); considers the concept of management by process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties. The special attention we pay to management of educational process. We understand process of purposeful impact on operated system as management for its optimum performance and development. We understand a desirable, possible and necessary condition of system which has to be reached as the management purpose. We defines management of process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties as set of the organizational and pedagogical conditions providing planning, the organization, the management, control of educational process and directed on formation of adequate perception of modern knowledge (in our research of nanotechnological modernization). We The purpose of our developed organizational and pedagogical conditions of management perception of modern knowledge at students of humanitarian specialties is formation of adequate perception of results of nanotechnological modernization and its active application in the course of educational professional activity. We stated characteristics of organizational and pedagogical conditions of management of process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties. We developed the following organizational and pedagogical conditions: orientation of pedagogical process on motivation of students to the best assimilation and adequate perception of results of nanotechnological modernization; creation of a socio-humanistic context of training in the field of nanotechnologies; the organization of control of a course of assimilation of knowledge, skills in the field of nanotechnological modernization; orientation of pedagogical process on the organization of purposeful perception of results of a nanotechnological modernization; creation of the information and educational environment with use of information and communication technologies; the organization of design activity of students in the field of socio-humanistic problems of nanotechnological modernization.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия управления процессом восприятия современного знания у студентов гуманитарных специальностей (на примере нанотехнологий)»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ)

ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ МОРЕВ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: dmitriy.morew@gmail.com

В данной статье рассмотрены организационно-педагогические условия управления процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей (на примере нанотехно-логий). Рассмотрено понятие управления процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей. Особое внимание обращено на управление образовательным процессом. Под управлением мы понимаем процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему в целях оптимального ее функционирования и развития. Под целью управления мы понимаем желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Управление процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей определяется нами как совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих планирование, организацию, руководство, контроль учебного процесса и направленных на формирование адекватного восприятия современного знания (в нашем исследовании нанотехнологической модернизации). Целью разрабатываемых нами организационно-педагогических условий управления восприятием современного знания у студентов гуманитарных специальностей является формирование адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации и его активного применения в процессе учебно-профессиональной деятельности. Изложены характерные особенности организационно-педагогических условий управления процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей. Разработаны следующие организационно-педагогические условия: направленность педагогического процесса на мотивацию студентов к наилучшему усвоению и адекватному восприятию результатов нанотехнологической модернизации; создание социо-гуманитарного контекста обучения в области нанотехнологий; организация контроля за ходом усвоения знаний, умений и навыков в области нанотехнологической модернизации; направленность педагогического процесса на организацию целенаправленного восприятия результатов нанотехно-логической модернизации; создание информационно-образовательной среды с использованием информационно-коммуникационных технологий; организация проектной деятельности студентов в области социогуманитарных проблем нанотехнологической модернизации.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, управление восприятием, процесс восприятия, нанотехнологическая модернизация, подготовка специалистов, студенты гуманитарных специальностей.

В настоящее время категория «управление» привлекает широкий круг исследователей, занимающихся проблемами совершенствования образовательного процесса. Во многом это связано с тем, что «именно высокой эффективностью деятельности управляющих, профессионалов своего дела многие страны и фирмы обязаны своими значительными успехами и достижениями» [6].

Современный образовательный процесс под управлением подразумевает деятельность, направленную на упорядочение, сохранение и совершенствование управляемого объекта [7]. Благодаря управлению поддерживается целенаправ-

ленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования [5].

Однако, термин «управление образованием» получил массовое распространение только в последние годы. Тем не менее, подходы к рассмотрению этого феномена остаются различными. По мнению ученых (В. И. Безруков, Т. М. Давы-денко, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова) управленческие функции присущи всем участникам педагогического процесса. При этом предполагается «преобразование руководящей позиции руководителя учебного заведения,

учителя и соответственно подчиненной позиции ученика, учителя в личности равноправные» [8]. В свою очередь, А. М. Моисеев, М. М. Поташник считают, что управление является «специфической функцией», присущей только руководителю, но не исполнителям [6].

Таким образом, за рабочее определение управления мы примем процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему в целях оптимального ее функционирования и развития. Под целью управления мы понимаем желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто.

Управление процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей определяется нами как совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих планирование, организацию, руководство, контроль учебного процесса и направленных на формирование адекватного восприятия современного знания (в нашем исследовании нанотехноло-гической модернизации).

Целью разрабатываемых нами организационно-педагогических условий управления восприятием современного знания у студентов гуманитарных специальностей является формирование адекватного восприятия результатов нанотехно-логической модернизации и его активного применения в процессе учебно-профессиональной деятельности. Целостность и взаимосвязь характеристик и показателей формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации обеспечивает разработанным организационно-педагогическим условиям структурное и содержательное единство, которое реализуется посредством использования разнообразных форм и методов совместной деятельности студентов и преподавателей. Предполагаемым результатом реализации организационно-педагогических условий является динамический рост показателей уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов и, как следствие, увеличение числа будущих специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехнологической модернизации.

Следовательно, мы рассматриваем процесс формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей как процесс приобретения и развития студентами личностных качеств и способностей, знаний и умений, способствующих данному виду восприятия, эффективность которого зависит от ряда педагогиче-

ских условий, механизмов и методов их реализации. Опираясь на идеи ученых (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер) определим «педагогические условия» как совокупность необходимых внешних требований, внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечит достижение желаемого результата [1; 2; 4]. Применительно к нашему исследованию, под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей. Комплекс педагогических условий мы рассматриваем как совокупность их взаимосвязи, реализация которых будет способствовать повышению уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей.

При разработке организационно-педагогических условий формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей мы приняли во внимание тот факт, что изменение уровня сформированности адекватного восприятия может происходить по двум направлениям: стихийно и целенаправленно.

При выявлении комплекса педагогических условий мы основывались на противоречии научной проблемы нашего исследования. Мы считаем, что в целях успешного формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей необходимо использовать следующий комплекс педагогических условий.

Рассмотрим первое педагогическое условие — направленность педагогического процесса на мотивацию студентов к наилучшему усвоению и адекватному восприятию результатов нанотехнологической модернизации.

В рамках нашего исследования мотивацион-ный компонент отражает познавательно-активную функцию, поэтому в педагогическом процессе успешное формирование адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации связано с усилением мотивации.

Кроме того, необходимо изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития студентов - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению, как к процессу обучения, к нанотехнологической модернизации, так и к формированию адекватного восприятия ее результатов. Важной стороной индивидуальной работы со студентами является

Э. УБ. МОИБУ

учет особенностей их эмоциональных реакций, самооценок и установок. Эти условия необходимо учитывать, с одной стороны, для обеспечения активной мотивации, а с другой - для реализации положительного отношения к учебе и работе в высокоэффективном выполнении деятельности. В данном случае очень важно приучать студентов к самостоятельной работе по осмыслению и приобретению новых знаний, приемов, умений и навыков в области нанотехнологической модернизации. Организация самостоятельной деятельности является лучшим способом активизации в овладении умениями и навыками.

Таким образом, отношение студента к усвоению знаний в области нанотехнологической модернизации зависит от его мотивационных качеств: от уровня сформированности интереса к нанотехнологической модернизации, желания и стремления добиться успеха в применении ее результатов. Однако, уровень мотивации зависит от ряда факторов [3]: от морального и материального поощрения и наказания, от стимулирующих факторов (соревнование), от влияния других людей, успеха и неудачи в деятельности, социально-психологического климата в коллективе и других факторов. Мотивация зависит также от привлекательности содержания деятельности, наличия перспективы, конкретной цели деятельности. Следовательно, необходимо использовать специальные методы, активизирующие мотивацию формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей. Такими методами выступают методы стимулирования, которые применяются с целью усиления воздействия на студента тех или иных факторов и активизации личности. Здесь необходимо отметить, что активизирует деятельность студента постановка перспективы, которая создает настроение ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения поставленной цели. Постановка перспективы важна как для развития каждого студента, так и для коллектива.

Второе педагогическое условие - создание социогуманитарного контекста обучения в области нанотехнологий.

В настоящее время становится все более очевидно, что значимыми и эффективными для успешной деятельности специалиста являются не разрозненные знания, а обобщенные умения, проявляющиеся в способности решать жизненные и профессиональные проблемы, осуществлять деловую и межличностную коммуникацию, воспринимать, анализировать и систематизировать

большие объемы информации и др. В образовательном пространстве современного вуза формирование адекватного восприятия результатов на-нотехнологической модернизации не будет полным без умения анализировать различные ситуации применения нанотехнологий для человека, общества и окружающей среды.

Очевидно, что адекватное восприятие результатов нанотехнологической модернизации возможно тогда, когда в период вузовского обучения будущий специалист приобретет знания о нанотехнологиях, примеряемых в профессиональной сфере, нанома-териалах, использующихся для изготовления продуктов и товаров, а также научится оценивать воздействие нанотехнологической модернизации на окружающую среду, государство, социум.

Несомненно, сформированные навыки применения результатов нанотехнологической модернизации значительно облегчают выполнение профессиональной роли специалиста в той или иной области деятельности и делают возможным решение производственных задач. Отсюда следует, что необходимо включить в содержание обучения компоненты развития навыков исследования социогуманитарных проблем нанотехнологи-ческой модернизации средствами активных методов обучения: метод игрового производственного проектирования, ролевая игра, анализ конкретных ситуаций.

В целях реализации данного педагогического условия при выборе содержания образовательного курса «Введение в нанотехнологии» для студентов гуманитарных специальностей нами было решено использовать учебные пособия, видеолекции, и прочие учебные материалы, направленные на широкий круг пользователей. Для наилучшего усвоения новых знаний нами разработана ролевая игра «Внедрение нанотехнологий», а также используется анализ ситуаций негативного и позитивного применения нанотехнологий.

Третье педагогическое условие - организация контроля за ходом усвоения знаний, умений и навыков в области нанотехнологической модернизации.

Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении играет осуществление контроля за качеством овладения изучаемого материала и побуждение студентов к самоконтролю. Необходимо добиваться, чтобы этот контроль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. В свою очередь, студентов гуманитарных специальностей нужно не только побуждать к осуществлению самоконтроля, но и помогать им овладевать его приемами.

Формирование адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации, а в частности, реализация его когнитивного компонента, происходят в процессе освоения системой специальных знаний, умений и выполнения практических работ, тем самым, осуществляя исследовательскую, технологическую, познавательно-активную функции и функцию общения. Поэтому, при проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т. е. в какой мере студенты овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-этическими идеями. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т. д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.

В связи с этим возникает необходимость в выявлении методов, способствующих реализации мотивационного и когнитивного компонентов формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей. Мы предлагаем использовать методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, модульная система проверки знаний, проверка самостоятельных и домашних работ. Контрольные задания разработаны для каждого модуля курса «Введение в нанотехнологии», а для проверки общего усвоения материала используется итоговый тест.

Определим четвертое педагогическое условие — направленность педагогического процесса на организацию целенаправленного восприятия результатов нанотехнологической модернизации.

По нашему мнению, целенаправленное восприятие позволит избежать поверхностного изучения и предоставит каждому возможность максимально познать особенности нанотехнологиче-ской модернизации для адекватного восприятия и применения ее результатов в деятельности. Это условие позволит реализовать личностно-деятельностный и эмоционально-волевой компоненты формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей, выполняющие познавательно-активную и компенсаторную функции.

В процессе изучения нанотехнологической модернизации мы будем опираться на методы организации и осуществления учебно-познава-

тельной деятельности (метод наблюдения, семинары, экскурсии).

Наблюдение позволит исследовать процесс изучения нанотехнологической модернизации каждому конкретному студенту гуманитарной специальности. Семинар как организационная форма обучения сориентирует студентов на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара идет углубление, систематизация и контроль знаний студентов, полученных в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой. Семинар позволит вовлечь большинство студентов гуманитарных специальностей в активное обсуждение темы на стадии погружения в нанотехнологическую модернизацию, а также во время защиты и обсуждения готовых социогуманитарных проектов развития нанотех-нологий. Экскурсии позволят наглядно продемонстрировать студентам гуманитарных специальностей инструментарий и процесс исследований в области нанотехнологической модернизации.

Разработанный нами курс «Введение в нано-технологии» позволяет студентам гуманитарных специальностей не только получить научные знания по нанотехнологиям, но и ознакомиться с отраслями применения результатов нанотехнологи-ческой модернизации, с последствиями применения тех или иных нанотехнологий и наноматериа-лов, влиянием нанотехнологической модернизации на развитие экономики и общества в целом. Курс состоит из следующих модулей.

1. Что такое нанотехнологии?

2. Научно-технические аспекты нанотехнологий.

3. Методы исследования наночастиц.

4. Наноматериалы.

5. Влияние наноматериалов на живые организмы.

6. Социогуманитарные аспекты развития на-нонауки и нанотехнологий.

7. Применение нанотехнологий.

Кроме того, для целенаправленного восприятия разработаны темы семинаров и экскурсий в Научно-образовательный центр «Нанотехнологии и наноматериалы» ТГУ имени Г. Р. Державина.

Пятое педагогическое условие — создание информационно-образовательной среды с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Создание информационно-образовательной среды, способствующей адекватному восприятию результатов нанотехнологической модернизации, предполагает широкое применение информаци-

D. YE. MOREV

онно-коммуникационных технологий (ИКТ), что определяется следующими факторами [9] :

- внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому;

- современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям;

- активное и эффективное внедрение ИКТ в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Основной формой организации урочной или внеурочной деятельности учащихся с использованием современных информационно-коммуникационных технологий становится дистанционное обучение. Система дистанционного обучения ТГУ имени Г. Р. Державина обладает всеми средствами для поддержания образовательного процесса, и нами было принято решение внедрить в образовательный процесс курс «Введение в нано-технологии» при помощи данной системы. Таким образом, мы имеем возможность в кратчайшие сроки актуализировать содержание образовательного курса.

Система дистанционного обучения позволяет нам использовать в образовательном процессе следующие средства обучения, способствующие развитию процесса формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей:

- натуральные средства включают предметы объективной деятельности для непосредственного изучения - образцы современных объектов исследования (инструментарий изучения нано-технологий, продукты из наноматериалов и т. п.);

- иллюстративные средства: иллюстративный материал, муляжи, макеты, таблицы, карты, текстовый материал (книги, учебные пособия);

- экранно-звуковые средства: кинофильмы, видео- и звукозаписи, учебно-производственное и демонстрационное оборудование, проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура, электронно-вычислительная техника;

- программное обеспечение и мультимедиа: компьютерные программы, информационные ресурсы Internet, мультимедиа системы, которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при

использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития студента.

Все вышеуказанные средства выступают в роли развития способности адекватно воспринимать результаты нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей.

Рассмотрим шестое педагогическое условие -организация проектной деятельности студентов в области социогуманитарных проблем нанотехнологической модернизации.

Для успешного формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации и реализации педагогического условия в рамках нашего исследования необходимо использование метода проектов. Проектная деятельность подразумевает достижение дидактической цели через совокупность приемов и действий студентов в их определенной последовательности для решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основываясь на методе проектов, мы будем строить систему обучения в рамках формирующего эксперимента так, чтобы учащиеся приобретали знания в процессе планирования и выполнения практических заданий. Мы считаем, что через метод проектов наиболее активно идет формирование адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации, потому что студентам предоставляется возможность для самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Поскольку в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студента, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, то именно этот метод является для нашего исследования одним из основных.

Литература

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988

2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Ташкент, 1990.

3. Исследование проблем психологии творчества / под ред. А. Я. Пономарева. М., 1983. С. 301-315.

4. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

5. Педагогический энциклопедический словарь / редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]; гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002.

6. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт программно-целевого управления: пособие для руководителей образ. учреждений. М., 1996.

7. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М., 2006.

8. Третьяков П. И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). М., 1995.

9. Шебаниц В. Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве // Педагогическое мастерство: мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М., 2012. С. 357-359.

References

1. Andreyev V. I. Dialektika vospitaniya I samovos-pitaniya tvorcheskoy lichnosti: Osnovy pedagogiki tvor-chestva. Kazan', 1988

2. Babanskiy Yu. K. Metody obucheniya v sovremen-noy obshcheobrazovatel'noy shkole. Tashkent, 1990.

3. Issledovaniye problem psikhologii tvorchestva / pod red. A. Ya. Ponomaryova. M., 1983. S. 301-315.

4. Lerner I. Ya. Protsess obucheniya i yego zakono-mernosti. M., 1980.

5. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / redkol.: M. M. Bezrukikh, v. A. Bolotov, L. S. Glebova [i dr.]; gl. red. B. M. Bim-Bad. M., 2002.

6. Potashnik M. M. Innovatsionniye shkoly Rossii: stanovleniye i razvitiye: Opyt programmno-tselevogo upravleniya: posobiye dlya rukovoditeley obraz. uchrezh-deniy. M., 1996.

7. Sovremenniy obrazovatel'niy protsess: osnovniye ponyatiya i terminy. M., 2006.

8. Tretyakov P. I. Praktika upravleniya sovremennoy shkoloy 9opyt pedagogicheskogo menedgmenta). M., 1995.

9. Shebanits V. G. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologiy v ob-razovatel'nom prostranstve // Pedagogicheskoye masterstvo: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, aprel' 2012 g.). M., 2012. C. 357-359.

* * *

RGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MANAGEMENT OF PROCESS OF PERCEPTION OF MODERN KNOWLEDGE AT STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES (ON THE EXAMPLE OF NANOTECHNOLOGIES)

DMITRY YEVGENYEVICH MOREV Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: dmitriy.morew@gmail.com

This article considers organizational and pedagogical conditions of management by process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties (on the example of nanotechnologies); considers the concept of management by process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties. The special attention we pay to management of educational process. We understand process of purposeful impact on operated system as management for its optimum performance and development. We understand a desirable, possible and necessary condition of system which has to be reached as the management purpose. We defines management of process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties as set of the organizational and pedagogical conditions providing planning, the organization, the management, control of educational process and directed on formation of adequate perception of modern knowledge (in our research of nano-technological modernization). We The purpose of our developed organizational and pedagogical conditions of management perception of modern knowledge at students of humanitarian specialties is formation of adequate perception of results of nanotechnological modernization and its active application in the course of educational professional activity. We stated characteristics of organizational and pedagogical conditions of management of process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties. We developed the following organizational and pedagogical conditions: orientation of pedagogical process on motivation of students to the best assimilation and adequate perception of results of nanotechnological modernization; creation of a socio-humanistic context of training in the field of nanotechnologies; the organization of control of a course of assimilation of knowledge, skills in the field of nanotechnological modernization; orientation of pedagogical process on the organization of purposeful perception of results of a nanotechnological modernization; creation of the information and educational environment with use of information and communication technologies; the organization of design activity of students in the field of socio-humanistic problems of nanotechnological modernization.

Key words: organizational and pedagogical conditions, management of perception, perception process, nanotechnological modernization, training of specialists, students of humanitarian specialties.

D. YE. MOREV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.