Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии в управлении восприятием новых знаний студентами-гуманитариями (на примере нанотехнологий)'

Дистанционные образовательные технологии в управлении восприятием новых знаний студентами-гуманитариями (на примере нанотехнологий) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕМ / НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВОСПРИЯТИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ / СТУДЕНТЫ-ГУМАНИТАРИИ / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL COURSE / MANAGEMENT OF PERCEPTION / NANOTECHNOLOGY / ADEQUATE PERCEPTION / PERCEPTION OF NANOTECHNOLOGIES / STUDENTS HUMANISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Морев Дмитрий Евгеньевич, Молчанов Анатолий Анатольевич

В статье рассмотрена роль и применение дистанционных образовательных технологий в организации управления восприятием студентами-гуманитариями новых знаний, обусловленными новой технологической модернизацией (на примере нанотехнологий). Показано, что параллельное развитие и усвоение гуманитарной составляющей новых знаний, обусловленных нанотехнологической модернизацией, затруднено в силу высокой динамики развития самих нанотехнологий, запаздыванием процессов гуманитарного освоения и интерпретации этих знаний. Историческая дифференциация научных направлений исследования в области естественнонаучных и гуманитарных знаний приводят к трудностям формирования содержания образовательных курсов для студентов гуманитарных специальностей в рамках одного вуза и даже одной страны. Реальный механизм формирования содержания наукоемких гуманитарных курсов и его освоения студентами-гуманитариями видится в использовании дистанционных образовательных технологий. Показано, что нанотехнологии оказывают существенное влияние на современное общество. Изложены характерные особенности восприятия обществом нанотехнологий. Уровень сформированности которого зависит от глубины знаний человека, его жизненного опыта и от способности оценивать конструктивный и деструктивный характер применения. Выявлены организационно-педагогические условия управления восприятием нанотехнологий студентами-гуманитариями. Создан курс «Введение в нанотехнологии» в системе дистанционного обучения Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, включающий совокупность разработок ведущих мировых специалистов в области гуманитарного освоения нанотехнологической модернизации. Проведен анализ и оценка экспериментальной работы направленной на управление восприятием нанотехнологий студентами-гуманитариями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Морев Дмитрий Евгеньевич, Молчанов Анатолий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the role and application and remote educational technologies in the organization of management by perception students humanists of the new knowledge caused by new technological modernization (on the example of nanotechnologies) is considered. It is shown that parallel development and assimilation of a humanitarian component of the new knowledge caused by nanotechnological modernization, is complicated owing to high dynamics of development of nanotechnologies, delay of processes of humanitarian development and interpretation of this knowledge. Iistorichesky differentiation of the scientific directions of research in the field of natural-science and humanitarian knowledge result in difficulties of formation of the maintenance of educational courses for students of humanitarian specialties within one higher education institution and even one country. The real mechanism of formation of the maintenance of the knowledge-intensive humanitarian courses and its development by students humanists seems in use of remote educational technologies. It is shown that nanotechnologies have essential impact on modern society. Characteristics of perception are stated by society of nanotechnologies. Which level of formation depends on depth of knowledge of the person, his life experience and on ability to estimate constructive and destructive nature of application. Organizational and pedagogical conditions of management by perception of nanotechnologies students humanists are revealed. The course «Introduction in Nanotechnology» in system of distance learning of the Tambov state university of a name of G.R. Derzhavin, including set of development of leading world experts in the field of humanitarian development of nanotechnological modernization is created. The analysis and assessment of experimental work directed on management of perception of nanotechnologies of students humanists is carried out.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии в управлении восприятием новых знаний студентами-гуманитариями (на примере нанотехнологий)»

Дистанционные образовательные технологии в управлении восприятием новых знаний студентами-

гуманитариями (на примере нанотехнологий)

Чванова Марина Сергеевна доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов, 392000, 8(4752)721327, ms@tsu.tmb.ru

Морев Дмитрий Евгеньевич начальник отдела инноваций и инвестиционного планирования Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов, 392000, 89027224477 dmitriy.morew@gmail.com

Молчанов Анатолий Анатольевич аспирант кафедры информатики и информационных технологий, Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов, 392000, (4752)723429 ykdosto@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрена роль и применение дистанционных образовательных технологий в организации управления восприятием студентами-гуманитариями новых знаний, обусловленными новой технологической модернизацией (на примере нанотехнологий). Показано, что параллельное развитие и усвоение гуманитарной составляющей новых знаний, обусловленных нанотехнологической модернизацией, затруднено в силу высокой динамики развития самих нанотехнологий, запаздыванием процессов гуманитарного освоения и интерпретации этих знаний. Историческая

дифференциация научных направлений исследования в области

естественнонаучных и гуманитарных знаний приводят к трудностям формирования содержания образовательных курсов для студентов гуманитарных специальностей в рамках одного вуза и даже одной страны. Реальный механизм формирования содержания наукоемких гуманитарных курсов и его освоения студентами-гуманитариями видится в использовании дистанционных образовательных технологий.

Показано, что нанотехнологии оказывают существенное влияние на

современное общество. Изложены характерные особенности восприятия обществом нанотехнологий. Уровень сформированности которого зависит от глубины знаний человека, его жизненного опыта и от способности оценивать конструктивный и деструктивный характер применения. Выявлены организационно-педагогические условия управления восприятием

нанотехнологий студентами-гуманитариями. Создан курс «Введение в нанотехнологии» в системе дистанционного обучения Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, включающий

совокупность разработок ведущих мировых специалистов в области гуманитарного освоения нанотехнологической модернизации. Проведен анализ и оценка экспериментальной работы направленной на управление восприятием нанотехнологий студентами-гуманитариями.

In article the role and application and remote educational technologies in the organization of management by perception students humanists of the new knowledge caused by new technological modernization (on the example of nanotechnologies) is considered. It is shown that parallel development and assimilation of a humanitarian component of the new knowledge caused by nanotechnological modernization, is complicated owing to high dynamics of development of nanotechnologies, delay of processes of humanitarian development and interpretation of this knowledge. Iistorichesky differentiation of the scientific directions of research in the field of natural-science and humanitarian knowledge result in difficulties of formation of the maintenance of educational courses for students of humanitarian specialties within one higher education institution and even one country. The real mechanism of formation of the maintenance of the knowledge-intensive humanitarian courses and its development by students humanists seems in use of remote educational technologies.

It is shown that nanotechnologies have essential impact on modern society. Characteristics of perception are stated by society of nanotechnologies. Which level of formation depends on depth of knowledge of the person, his life experience and on ability to estimate constructive and destructive nature of application. Organizational and pedagogical conditions of management by perception of nanotechnologies students humanists are revealed. The course «Introduction in Nanotechnology» in system of distance learning of the Tambov state university of a name of G.R. Derzhavin, including set of development of leading world experts in the field of humanitarian development of nanotechnological modernization is created. The analysis and assessment of experimental work directed on management of perception of nanotechnologies of students humanists is carried out.

Ключевые слова

электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронный образовательный курс, управление восприятием, нанотехнологическая модернизация, адекватное восприятие, восприятие нанотехнологий, студенты-гуманитарии.

e-learning, distance educational technologies, electronic educational course, management of perception, nanotechnology, adequate perception, perception of nanotechnologies, students humanists.

Введение

На любом этапе технологического развития общества освоение гуманитарной составляющей значительно, на десятилетия, отстает от динамики развития самих новых знаний и передовых технологий. При использовании традиционных образовательных технологий - это закономерно. Так было при бурном развитии атомной энергетики, информационных технологий, так происходит и сейчас при нанотехнологической модернизации. Общество запаздывает с пониманием происходящих процессов и оценкой их положительных и отрицательных последствий. Что, в свою очередь, заметно сказывается на скорости продвижения инноваций и решения острых глобальных проблем мировой цивилизации.

Для конкретизации, остановимся на особенностях гуманитарного освоения нанотехнологической модернизации и механизмах, которые позволяют сократить период отставания от динамичного развития отрасли.

Нанотехнологическая модернизация - это путь к созданию новой цивилизации с присущим ей набором ценностей и идеалов. По прогнозам ученых, «именно развитие нанотехнологий определит облик XXI века, подобно тому, как открытие атомной энергии, изобретение лазера и транзистора определило облик XX столетия» [1]. Нанотехнологии становятся силой «направленного воздействия на природу, общество и человека», в которой участвуют объекты с размерами молекул и отдельных атомов, при которых вступают в силу законы квантовой механики. Молекулярная нанотехнология открывает широчайшие возможности для инноваций и инновационного развития производства лекарств, новых материалов, новых технологий.

Вместе с появлением искусственно созданных наноматериалов появляются проблемы, связанные с необходимостью изучения их безопасности для человека и окружающей среды, возникают нормативные и этические проблемы.

Отметим, что в период развития информационных технологий социальные проблемы их освоения похожи на проблемы освоения нанотехнологий. Подобно тому, как 30 лет назад казалось нереальным, что весь мир в скором времени будет свободно общаться с помощью компьютерных сетей и в каждом доме будет микропроцессорная «умная» техника, - сегодня кажется нереальным применение нанотехнологий.

В то же время важность обучения использованию ЭВМ в профессиональной деятельности осознавалась и государством и обществом. Тем не менее, сам процесс освоения шел трудно, возникало множество споров о негативных аспектах влияния новой техники на подрастающее поколение, люди не понимали какие задачи можно решать на ЭВМ, как обучать, чему учить, какое негативное воздействие окажут они на здоровье человека и окружающую среду, как можно предотвратить или минимизировать негативные воздействия ЭВМ.

Вероятно, нанотехнологическая модернизация в своем развитии, будет проходить аналогичные этапы и проблемы. Ее отличает еще более высокая динамика развития, интеграция и «глубина проникновения» во все сферы жизнедеятельности человека.

В период осмысления обществом нанотехнологической модернизации возможно разное понимание особенностей использования наноматериалов в повседневной жизни и последствий их применения. Система образования не является исключением, и не смотря на то, что вузы активно включились в процесс изучения и использования наноматериалов и нанотехнологий, специалисты непрофильных областей знаний с опаской и настороженностью пытаются осмыслить новые знания. Все происходит примерно так же, как происходило три десятилетия назад с освоением информационных технологий: специалисты погрузились в

высокодинамичный процесс решения проблем узкопрофильных областей знаний, а «гуманитарии» - в молчаливом ожидании и непонимании что происходит.

С одной стороны, общество осознает необходимость адекватного восприятия происходящих процессов, а система образования не готова к осуществлению государственного заказа в силу отсутствия методологического и теоретического обеспечения образовательного процесса. Механическое включение специального раздела в курс «Концепции современного естествознания» не решает проблему точно также, как ее не решил бы в свое время параграф по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Интегративная область несет в себе принципиально новые знания, инструменты и новые возможности, которые нужно еще осмыслить мировому научному сообществу.

В вузах по профильным специальностям в содержание обучения входят новые быстроизменяющиеся в содержательном плане предметы, так или иначе, связанные с наноматериалами и нанотехнологиями. Вместе с тем, практически не существует образовательных программ, объясняющих особенности развития нанотехнологий для

«непрофильных направлений». Таким образом, гуманитарии «отсекаются» от проблемы, связанной с изучением, пониманием и исследованием влияния нанотехнологической модернизации на само общество.

Положение усугубляет двойственный (конструктивный и деструктивный) характер социальных последствий развития нанотехнологий, связанный с противоречивой природой самого социума. Кроме того, на развитие нанотехнологий большое влияние может оказать общественное мнение. Всем известно, к чему в некоторых странах приводит негативное отношение к ядерной энергетике и биотехнологиям. Опасаясь таких же последствий, нанотехнологическое сообщество старается обеспечить открытое обсуждение научных достижений и разрабатываемых продуктов и, кроме того, изучить отношение к нанотехнологиям, прогнозировать восприятие риска нанотехнологий различными слоями общества. В традиционном подходе к исследованиям восприятия рисков обычно изучаются последствия, то есть отклики на произошедшие события - техногенные катастрофы, случаи загрязнения и др. Мониторинг восприятия рисков нанотехнологий обществом нужно проводить еще до широкого внедрения продуктов нанотехнологий, до того, как распространятся предположения или сведения о возможных рисках для здоровья. Но что бы давать адекватную оценку общество должно обладать знаниями в области нанотехнологий.

Анализ проблем восприятия обществом новых знаний (на примере нанотехнологий)

В настоящее время знания по нанотехнологии, как правило, фрагментированы и разрозненны. Несмотря на междисциплинарный характер, изучение нанотехнологий в настоящее время находится в пределах специальных дисциплин. Ученые и инженеры-нанотехнологи изучают технические аспекты нанотехнологий и практически не имеют понятия о социальных и этических вопросах.

В то же время социологи изучают социальные и этические вопросы, но не имеют специальных знаний [2]. Нанотехнологии являются сложными для понимания граждан, и большую роль здесь играет доверие. Нанотехнологии находятся за пределами общественного понимания, анализ рисков и выгод проводят специалисты и эксперты, что приводит к недоверию общества к науке [3].

Начиная с 2005 года, наблюдается появление отдельных междисциплинарных исследований, проведенных с точки зрения философии, экономики, социологии и политики. Эти исследования образуют ряд дополнительных кластеров нанотехнологических знаний [4].

Развитие нанотехнологий создало новые возможности для взаимодействия университетов и промышленных предприятий [5]. И, несмотря на то, что научное понимание свойств новых материалов не достаточно полно, много современных отраслей производства используют разработанные технологии. Необходимо обратить внимание на появление непреднамеренных и возможно отрицательных эффектов на окружающую среду, здоровье человека, и общество в целом [6]. В СМИ традиционно уделяется большое внимание спорам, и в дальнейшем представление информации будет зависеть от того, какие кадры будут доминировать в общественном дискурсе по нанотехнологиям [7].

Наиболее выгодным становится применение нанотехнологий в области здравоохранения, разработки материалов, вычислительной техники. Среди основных рисков можно выделить: риски для здоровья, использование нанотехнологий в военных целях и риски связанные с вопросами социальной справедливости. Поэтому необходимо выделять внимание и ресурсы для устранения потенциальных недостатков нанотехнологий [8].

Западные ученые пришли к выводу, что для взаимодействия общества и науки сами граждане должны включаться в процесс принятия решений по развитию

нанотехнологий. Ученые утверждают, что общественное обсуждение приводит к принятию лучшего решения. Для изучения данной проблемы было проведено большое количество исследований. Приведем результаты некоторых из них.

Большинство людей считают, что достоинства нанотехнологий перевешивают недостатки. Общество мало знает о самой технологии и видит только конечный продукт, а информации по нанотехнологиям недостаточно. Для общественного понимания достоинств и недостатков, необходимо разработать стратегии помогающие людям понять нанотехнологии и различать области применения. Информация должна быть предоставлена таким образом, чтобы заинтересованные лица понимали нанотехнологии, несмотря на недостаток знаний в области технических и естественных наук [9].

В исследовании Майкла Кобба участники высказывали свое мнение о достоинствах и недостатках нанотехнологий. По результатам можно сделать вывод, что повышение восприятия минусов сопоставимо с повышением восприятия плюсов. Тем не менее, было обнаружено, что изменение мнения зависит от уровня фактических знаний о нанотехнологиях [10].

Исследование в Швейцарии показало, что отношение общества к нанотехнологиям не занимает какую-то определенную позицию. Тем не менее, граждане надеются на экономически положительные эффекты от наноиндустрии. Общество нуждается в научных данных для полной информации, которые указывают не только на негативные последствия, но и на потенциальные возможности нанотехнологий в будущем [11].

Результаты исследования в Иране показывают, что большинство граждан не ознакомлены с нанотехнологией и предполагаемыми рисками, связанными с ней. Многие уверены, что преимущества нанотехнологий перевешивают риски. Поэтому нужно разработать стратегии, которые помогут людям понять нанотехнологии, правильно оценивать достоинства и недостатки, проводить различия между областями применения [12, 13].

Результаты исследования в США в 2010 году показали, что участники испытывают недостаток информации о нанотехнологиях. Они понимали, что нанотехнологии могут применяться в электронике, компьютерах, медицине и других областях. Также респонденты имели представление о том, что нанотехнологии имеют как достоинства, так и недостатки. Мнение общественности расходится с мнением экспертов особенно в отношении восприятия социальных рисков, связанных с нанотехнологиями [14]. Кроме того было выявлено, что на восприятие нанотехнологий оказывают влияние различные предрасположенности. Например, религиозное и научное мышление. Поэтому при подготовке образовательной информации по нанотехнологиям, необходимо определить на какую аудиторию она будет распространяться [15].

На основе результатов исследования в США в 2011 году можно сделать вывод, что многие люди не имеют представления о нанотехнологии, достоинствах и недостатках ее применения. Наиболее доступными источниками информации являются телевидение и Интернет. Это приводит к положительному восприятию нанотехнологий. Люди, связанные с наукой, более осторожны в своих представлениях о нанотехнологии. Это делает их ключевой группой для будущих исследований и для специалистов-практиков в области нанотехнологий [16].

Растущее значение нанотехнологий в промышленности и жизни общества не сопровождается пониманием среди граждан. Опрос 1500 граждан США в возрасте от 6 до 74 лет выявил отсутствие знаний о нанотехнологии и понимания нанотехнологических процессов. Результаты показывают, что в обществе, особенно среди учащихся средней школы, не имеется прочного фундамента для понимания нанотехнологий и восприятие будет зависеть в равной степени от достоверных и искаженных данных о нанотехнологиях [17].

Вовлечение общественности в сферу нанотехнологий средствами массовой информации приводит к большей заинтересованности и пониманию нанотехнологий. Для проведения исследования в 116 школах Детройта было роздано учащимся два номера журнала по нанотехнологиям. Результаты показали, что большинство школьников заинтересовались и узнали много нового о нанотехнологии [18].

Так же результаты опроса показали, что людям не хватает знаний в области определений атомов и наноразмерных частиц. Такие пробелы в понимании приводят к отсутствию связи между наукой и обществом. Было установлено, что менее половины респондентов слышали о нанотехнологиях и основную информацию они получали через СМИ [19].

Примерно аналогичная картина наблюдается при появлении нового знания в период каждой технологической модернизации. Усугубляет ее осмысление двойственный характер.

Важно понимать особенности, возможности и опасности для человека, природы, общества, которые несут нанотехнологии. Перечислим основные из них [20].

Риски, связанные с производством искусственных наночастиц (частицы, синтезированные в наноразмере, среди которых: фуллерены, нанотрубки и другие частицы с заданными физическими и химическими свойствами) не известны.

Для принятия адекватных решений в условиях нанотехнологической модернизации требуется более высокий уровень рефлексии. Это означает при наличии большого количества альтернатив или вариантов решений, причем основания для принятия решений становятся «текучими», необходимо принимать большое количество решений за короткое время [21].

С развитием междисциплинарных технологий, связанных с нанобиоинфокогнитивными (МВГС) конвергентными (сопряженными) технологиями, все чаще говорят о возможности улучшения природы человека технологическими средствами [22].

Для становления новой научной дисциплины «нанотехнологии» требуется развитие организационных форм научной коммуникации (конференций, советов, ассоциаций и др.), организация подготовки научных кадров [23], методологическое и теоретическое осмысление подготовки специалистов высокой квалификации, создание системы непрерывной подготовки специалистов в области нанотехнологий, создание специальной профессионально-ориентированной информационной среды, создание методик и учебных пособий для разных ступеней образования в области нанотехнологий, становление дистанционных образовательных технологий как интеллектуальной среды междисциплинарного взаимодействия.

Нанотехнологии, как и информационные технологии, имеют производственный характер, но являются еще более проникающими [24]. В наноразмерном диапазоне размываются традиционные междисциплинарные границы между физикой, химией, биологией и др. Открываются возможности для принципиальных инноваций и творчества.

Социальные последствия развития нанотехнологии связаны с природой развития социума и носят двойственный характер: конструктивный и деструктивный. Это проявляется в социально-значимых областях при кардинальном преобразовании физического мира: в военной сфере, энергетике, экологии и др. Социокультурные тенденции при развитии нанотехнологии проявляются в появлении нового образа жизни, увеличении продолжительности жизни, что меняет смысл человеческой жизни. С другой стороны, существует угроза человечеству в рамках техногенной цивилизации.

Становление нанотехнологии как особого системного комплекса знаний и навыков междисциплинарной работы может привести к смене научной парадигмы, ядром которой будет нанонаука [25].

Взаимоотношения природы и нанотехнологий носят сложный характер [26]. Воздействие искусственно созданных нанообъектов на природу не изучено. Вместе с

тем, они устанавливают иные соотношения с природой (создание новых материалов, репродукцию природных объектов и др.) и их сложно отделить от природы, поскольку они являются гибридами природы и творчества человека. Вмешательство человека в природу на наноуровне может сильно ее трансформировать, сам человек при этом может не успеть приспособиться к быстрой трансформации природы.

В эпоху информатизации человек управляет информационными потоками, а в эпоху нанотехнологий человек будет способен управлять потоками вещества на низком уровне, тем самым будет изменяться сознание. При этом скорость изменения сознания значительно выше, чем в эпоху информатизации.

Интегративный, междисциплинарный и международный характер исследований и результатов создает проблемы регистрации и признания интеллектуальной собственности, поскольку нет договоренности между странами и единой технологии патентования результатов интеллектуальной деятельности. Неясно как будут работать существующие правила в нано-ориентированной экономике.

Поскольку нанотехнология - это междисциплинарное направление и познания, и конструирования, то адекватная новым технологиям теория сознания развивается в междисциплинарном русле не только в рамках философии, но и нейробиологии, психолингвистики, когнитивных наук.

Адекватный - это вполне соответствующий, совпадающий. В энциклопедическом словаре понятие адекватный определяется как соответствующий, верный, точный. С философской точки зрения адекватный это соответствующий, соразмерный, верный, точный. В теории познания термин адекватный служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений действительности. В этом смысле истина определяется как адекватность мышления бытию [27-29]. Таким образом, адекватным считается образ или знание, которые соответствуют своему оригиналу -объекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин. Мы предлагаем в качестве рабочего определения следующее: адекватное восприятие - это активный процесс познания целостных, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде истинных образов. Результатом адекватного восприятия как процесса является объективный образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением и соответствующих своему оригиналу. Оценить адекватность можно проверкой компетенций.

Таким образом, восприятие нанотехнологий сложный процесс, уровень сформированности которого зависит от глубины знаний человека, его жизненного опыта, а также от способности оценивать конструктивный и деструктивный характер применения нанотехнологий.

Анализ образовательных стандартов и учебных программ подготовки по гуманитарным специальностям показал, что подготовка специалистов гуманитарных направлений в области ознакомления с естественнонаучной культурой осуществляется в рамках курса «Концепции современного естествознания». Следовательно, в современном высшем образовании отсутствует дисциплина содержащая основные принципы нанотехнологий, а существующие программы естественнонаучного цикла не рассматривают нанотехнологии. Основная проблема -формирование содержания интегрированных образовательных курсов с учетом перечисленных выше проблем. Значительный недостаток специалистов междисциплинарных направлений усугубляет проблему. Отдельные параграфы в традиционных дисциплинах, как указано выше, не решают проблему.

Результаты анализа программ подготовки бакалавров в области нанотехнологий свидетельствуют об их динамичном развитии, в отличие от подготовки студентов гуманитарных направлений [30]. Слабое развитие и отражение

динамики научных знаний в образовании студентов гуманитарных специальностей приводит к неадекватному восприятию ими результатов нанотехнологической модернизации.

Управления восприятием новых знаний (на примере нанотехнологий) как основа проектирования дистанционных образовательных технологий

Анализ вышеперечисленных проблем позволил прийти к выводу о том, что образовательный курс для студентов-гуманитариев в настоящее время возможно создать используя опыт ведущих специалистов мира, способных адаптировать знания для возможности их усвоения студентами. Практика участия в профильных международных конференциях по проблеме нанотехнологий показывает, что таких специалистов в мире немного. Поэтому единственной технологией, способной решить проблему являются технологии дистанционного обучения, которые позволяют быстро менять содержание и подключать открытые курсы специалистов мира - таким образом, способствуя созданию образовательной среды.

При создании дистанционного курса, мы обращали внимание на ряд аспектов.

Во-первых, создание дистанционного курса для формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей было продиктовано факторами необходимости подготовки квалифицированного специалиста с адекватным восприятием результатов нанотехнологической модернизации, а именно: внешними (нанотехнологическая

модернизация общества; двойственный характер социальных последствий развития нанотехнологий) и внутренними (отсутствие образовательных технологий, способствующих формированию адекватного восприятия результатов НМ; необходимость модернизации технологий для представления динамично меняющегося содержания) [31].

Во-вторых, опираясь на основную цель создания дистанционного курса, мы выявили три уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей -первый (неадекватное восприятие), второй (элементарное восприятие) и третий (адекватное восприятие) [32]. Кратко охарактеризовать уровни сформированное™ адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей можно следующим образом:

Первый уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей -неадекватное восприятие характеризуется неустойчивым интересом к результатам обучения, отсутствием положительных мотивов к применению результатов нанотехнологической модернизации. У студентов наблюдается низкий уровень знаний в области нанотехнологической модернизации что ведет к неспособность адекватно оценивать достоинства и недостатки применения результатов нанотехнологической модернизации, отсутствие готовности осваивать результаты нанотехнологической модернизации, неумение применять результаты нанотехнологической модернизации. Студенты пассивны в обучении, безынициативны, нанотехнологическая модернизация вызывает отрицательные эмоции.

Второй уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей -элементарное восприятие характеризуется интересом к результатам обучения, наличием или отсутствием мотивов к применению результатов нанотехнологической модернизации в зависимости от ситуации. У студентов имеются элементарные

знания в области нанотехнологической модернизации что позволяет элементарно оценивать достоинства и недостатки применения результатов нанотехнологической модернизации. Освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации неустойчиво и зависит от ситуации. Проявление у студентов инициативы и настойчивости эпизодическое, эмоциональные переживания нанотехнологическая модернизация не вызывает.

Третий уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей -адекватное восприятие характеризуется наличием мотивов к овладению новыми знаниями, видением собственной деятельности, активной ориентировкой в условиях нанотехнологической модернизации, положительным настроем на овладение опытом деятельности с новыми технологиями. У студентов наблюдается высокий уровень знаний в области нанотехнологической модернизации, что дает возможность адекватно оценивать достоинства и недостатки применения нанотехнологий. Заметны высокая готовность к освоению и умение применять результаты нанотехнологической модернизации в профессиональной деятельности и в быту. Студенты активны в обучении, проявляют инициативу и настойчивость, нанотехнологическая модернизация вызывает положительные эмоции.

Управление процессом восприятия современного знания студентов гуманитарных специальностей определяется нами как совокупность условий, обеспечивающих планирование, организацию, руководство, контроль учебного процесса и направленных на формирование адекватного восприятия современного знания (в нашем исследовании нанотехнологической модернизации) [33-36].

При разработке технологии формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей мы приняли во внимание тот факт, что изменение уровня сформированности адекватного восприятия может происходить по двум направлениям: стихийно и целенаправленно.

Первое осуществляется путем приобретения студентами гуманитарных специальностей отдельных знаний, умений и навыков в процессе изучения некоторых учебных дисциплин. Стихийное развитие адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации может происходить и в процессе эмпирического подхода к решению разнообразных жизненных задач: то есть на процесс формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации в этом случае оказывает влияние личный опыт студента.

Второе опирается на целенаправленное внедрение в учебный процесс специальных методик обучения будущих специалистов-гуманитариев, направленных на приобретение ими качеств, способностей, знаний, умений и навыков, способствующих формированию адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации. Оба варианта изменения уровня адекватного восприятия имеют некоторую взаимосвязь между приемами и методами технологии формирования, а, следовательно, это следует учитывать.

Реализация дистанционных образовательных технологий для усвоения новых знаний

Рассмотрим условия использования дистанционных образовательных технологий. Одно из важных - направленность учебного процесса на мотивацию студентов к наилучшему усвоению и адекватному восприятию результатов нанотехнологической модернизации.

Уровень мотивации зависит от ряда факторов [40]: от морального и материального поощрения и наказания, от стимулирующих факторов (соревнование), от влияния других людей, успеха и неудачи в деятельности, социально-

психологического климата в коллективе и других факторов. Мотивация зависит также от привлекательности содержания деятельности, наличия перспективы, конкретной цели деятельности. Важно использовать методы стимулирования, которые применяются с целью усиления воздействия на студента тех или иных факторов. Активизирует деятельность студента постановка перспективы, которая создает настроение ожидания, способствует напряжению сил для достижения поставленной цели.

Следующее условие - создание социогуманитарного контекста обучения в области нанотехнологий. В настоящее время становится все более очевидно, что значимыми и эффективными для успешной деятельности специалиста являются не разрозненные знания, а обобщенные умения, проявляющиеся в способности решать жизненные и профессиональные проблемы, осуществлять деловую и межличностную коммуникацию, воспринимать, анализировать и систематизировать большие объемы информации и др. В образовательном пространстве современного вуза формирование адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации не будет полным без умения анализировать различные ситуации применения нанотехнологий для человека, общества и окружающей среды. Важно включить в содержание обучения компоненты развития навыков исследования социогуманитарных проблем нанотехнологической модернизации средствами активных методов обучения: метод проектов, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций. При выборе содержания дистанционного образовательного спецкурса «Введение в нанотехнологии» для студентов гуманитарных специальностей, нами было решено использовать учебные пособия, видеолекции, учебные материалы, направленные на широкий круг пользователей. Для наилучшего усвоения новых знаний нами разработана ролевая игра «Внедрение нанотехнологий», а также используется анализ ситуаций негативного и позитивного применения нанотехнологий.

Третье условие - организация контроля за ходом усвоения знаний, умений и навыков. При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере студенты овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-этическими идеями. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной студент к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.Важным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся при помощи ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Четвертое условие - направленность образовательного процесса на организацию целенаправленного восприятия результатов нанотехнологической модернизации. Наблюдение, например, позволит исследовать процесс изучения нанотехнологической модернизации каждому конкретному студенту гуманитарной специальности. Дистанционный видео семинар, как организационная форма обучения, сориентирует студентов на проявление большей самостоятельности, так как в ходе семинара идет углубление, систематизация и контроль знаний студентов, полученных в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой. Семинар вовлекает студентов в активное обсуждение темы на стадии погружения в изучение новых знаний, а также во время защиты и обсуждения готовых социогуманитарных проектов развития нанотехнологий. Электронная экскурсии позволят наглядно продемонстрировать студентам гуманитарных специальностей инструментарий и процесс исследований в области нанотехнологической модернизации.

Разработанный нами дистанционный курс «Введение в нанотехнологии» позволяет студентам гуманитарных специальностей не только получить научные

знания по нанотехнологиям, но и ознакомиться с отраслями применения результатов нанотехнологической модернизации, с последствиями применения тех или иных нанотехнологий и наноматериалов, влиянием нанотехнологической модернизации на развитие экономики и общества в целом. Курс состоит из семи модулей, указанных в таблице 1.

Кроме того, для целенаправленного восприятия разработаны темы семинаров и экскурсий в Научно-образовательный центр «Нанотехнологии и наноматериалы» ТГУ имени Г.Р. Державина.

Пятое условие - создание информационно-образовательной среды (дистанционного курса) на основе системы управления дистанционным обучением. Условие предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий, что определяется рядом факторов, среди которых [41]: ускорение передачи знаний и накопленного социального опыта; более успешная адаптация к происходящим социальным изменениям; обновление системы образования в соответствии с требованиями современного общества. Возможности информационно-коммуникационных технологий используются: при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины; для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

Основным средством организации учебной деятельности студентов становится использование дистанционных образовательных технологий. Система дистанционного обучения ТГУ имени Г.Р. Державина обладает всеми средствами для поддержания образовательного процесса, курс «Введение в нанотехнологии» реализован при помощи данной системы. Таким образом, организаторы учебного процесса имеют возможность в кратчайшие сроки актуализировать содержание образовательного курса.

Система дистанционного обучения позволяет использовать в образовательном процессе следующие средства обучения, способствующие развитию процесса формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей:

- натуральные средства - включают предметы объективной деятельности для непосредственного изучения - образцы современных объектов исследования (инструментарий изучения нанотехнологий, продукты из наноматериалов и т.п.);

- иллюстративные средства: иллюстративный материал, муляжи, макеты, таблицы, карты, текстовый материал (книги, учебные пособия);

- экранно-звуковые средства: кинофильмы, видео- и звукозаписи, учебнопроизводственное и демонстрационное оборудование, проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура, электронно-вычислительная техника;

- программное обеспечение и мультимедиа: компьютерные программы, информационные ресурсы Intemet, мультимедиа системы, которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития студента.

Все вышеуказанные средства выступают в роли развития способности адекватно воспринимать результаты нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей.

Шестое условие - организация проектной деятельности студентов в области социогуманитарных проблем нанотехнологической модернизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации и реализации педагогического условия в рамках нашего исследования, необходимо использование метода проектов. Проектная деятельность подразумевает достижение дидактической цели через совокупность

приемов и действий студентов в их определенной последовательности для решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основываясь на метод проектов, мы будем строить систему обучения в рамках формирующего эксперимента так, чтобы учащиеся приобретали знания в процессе планирования и выполнения практических заданий. Мы считаем, что через метод проектов наиболее активно идет формирование адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации, потому что студентам предоставляется возможность для самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. На Рис.6. показан интерфейс экспертной системы, позволяющей студентам выбрать руководителя проектной группы. Аналогичные экспертные системы позволяют ответить на вопросы по продвижению инновационных идей и разработок, выборе проекта для совместной деятельности, получения информации о возможной финансовой поддержке грантов и многое другое, что стимулирует исследовательскую деятельность студенческого коллектива.

Разработанный курс «Введение в нанотехнологии» размещен в системе дистанционного обучения ТГУ имени Г.Р. Державина, которая позволяет реализовать описанные выше условия. Система дистанционного обучения ТГУ имени Г.Р. Державина базируется на CMS Moodle, являющейся одной из наиболее популярных систем управления обучением. Ознакомиться с курсом можно по ссылке «Введение в нанотехнологии» (Курсы -> Инновационно-образовательная деятельность -> Учебные курсы -> Введение в нанотехнологии). (Рис.1, Рис.2).

Рис.1. Система дистанционного обучения ТГУ имени Г.Р. Державина

(http://sdo.tsutmb.ru)

Тамбовский Государственный Университет имени Г.Р. Державина Система Дистанционного Обучения

Рис. 2. Модуль 1 курса «Введение в нанотехнологии»

Цель данного курса - реализация модели управления восприятием нанотехнологий студентами-гуманитариями. Содержание представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Содержание курса «Введение в нанотехнологии»

Что такое нанотехнологии?

Форум «Вопросы и ответы по модулю 1»

1. Основные понятия

2. Мотивы применения нанотехнологий

3. История развития нанотехнологий

Модуль 1 4. Организационные, финансово-экономические аспекты развития нанотехнологий

Видеолекция «Почему выбираем нанотехнологии»

Видеолекция «Что такое «нано»? Часть 1, 2, 3

Видеолекция «Занимательные нанотехнологии»

Видеолекция «Нанотехнологии в Тамбове»

Научно-технические аспекты нанотехнологий

Форум «Вопросы и ответы по модулю 2»

1. Объекты и особенности наномира

Модуль 2 2. Роль свободных и внутренних поверхностей

3. Зарождение и рост наночастиц

4. Примеры размерных эффектов

Видеолекция «Нанотехнологии вокруг нас». Часть 1, 2, 3

Методы исследования наночастиц

Форум «Вопросы и ответы по модулю 3»

1. Нанометрология

2. Электронная микроскопия

Модуль 3 3. Сканирующая зондовая микроскопия

4. Дифракционный анализ

5. Спектральные методы

6. Методы определения размеров наночастиц

Видеолекция «Компьютерное моделирование наносистем». Часть 1, 2, 3

Наноматериалы

Модуль 4 Форум «Вопросы и ответы по модулю 4»

1. Основные понятия и тенденции

2. Наночастицы и нанопорошки

3. Наноуглеродные частицы и материалы

4. Тонкопленочные структуры

5. Объемные наноструктурированные материалы

6. Реализованные и перспективные применения наноматериалов

Видеолекция «Наночастицы, наноструктурированные материалы». Часть 1, 2, 3

Видеолекция «Углеродные нанотрубки: получение, свойства, перспективы»

Модуль 5 Влияние наноматериалов на живые организмы

Форум «Вопросы и ответы по модулю 5»

1. Проникновение наноматериалов в живые организмы

2. Влияние наноматериалов на млекопитающих и человека

3. Факторы, влияющие на токсичность наноматериалов

4. Механизмы токсичности наноматериалов

5. Прочие угрозы со стороны нанотехнологий и наноматериалов

6. Оценка и управление рисками, связанными с нанотехнологиями и наноматериалами

Видеолекция «Нанобиотехнологии в современном мире». Часть 1, 2, 3

Модуль 6 Социогуманитарные аспекты развития нанонауки и нанотехнологий

Форум «Вопросы и ответы по модулю 6»

1. Философские проблемы нанотехнологии

2. Наноэтика

3. Технологические революции и общество

4. Прогнозирование социально-экономических последствий нанореволюции

5. Образование и просвещение в области нанотехнологий

6. Юридические аспекты развития нанотехнологий

Гиперссылка на ресурс: Нанотехнологическое сообщество «Нанометр»

Модуль 7 Применение нанотехнологий

Форум «Вопросы и ответы по модулю 7»

1. Нанотехнологии в энергетике

2. Нанотехнологии в аэрокосмической отрасли

3. Нанобиотехнологии

4. Нанотехнологии в медицине

5. Нанотехнологии в экологии

6. Нанотехнологии в стройиндустрии

7. Нанотехнологии в агропромышленном комплексе

8. Нанотехнологии в производстве потребительских товаров

9. Нанотехнологии в военном деле

10. Нанотехнологии в электронике

11. Нанотехнологии в искусстве - НАМОЛЯТ

Видеолекция «Наночастицы для биомедицинских применений»

Видеолекция «Нанотехнологии в водоочистке»

Видеолекция «Перспективы развития нанотехнологий». Часть 1, 2, 3

Видеолекция «Нанотехнологии в медицине и фармакологии». Часть 1, 2, 3

В курс «Введение в нанотехнологии» включены открытые видео лекции ведущих ученых и специалистов в области нанотехнологий с мировым именем — Ю.Д. Третьякова, Е.А. Гудилина, Ю.И. Головина, К.Ю. Богданова, Н.К Трубочкиной, В.В. Еремина, А.П. Бонарцева, Л.Н. Патрикеева, Г.В. Максимова и других (Рис.3).

Рис.3. Общедоступная видеолекция Ю.Д. Третьякова

Рис. 4. Видеоролик о НОЦ «Нанотехнологии и наноматериалы» ТГУ имени Г.Р. Державина

"Easy

Рис. 5. Учебный материал курса «Введение в нанотехнологии»

Одной из запатентованных авторами технологических новинок (№ 213612467, Expert", 01.03.2013) в технологиях дистанционного обучения является использование аппарата нечетких множеств при создании экспертной системы для решения задачи выбора руководителя проекта при организации групповой проектной деятельности студентов (Рис. 6, Рис. 7), [42]. Суть которой состоит в возможности формирования нечетких запросов. Например, если нужно получить список всех молодых руководителей с большим опытом работы над проектом.

Важно подчеркнуть, что для реализации высококачественных дистанционных курсов экспертные системы должны интегрировать знания о педагогической технологии, об изучаемой предметной области, об особенностях обучаемых.

Способы извлечения знаний должны помочь как обучаемому, так и преподавателю-тьютору снять рутинную нагрузку в процессе индивидуализации обучения и высвободить ресурсы для решения принципиально новых задач, которые обусловлены появлением все расширяющихся возможностей информационных технологий.

Рис. 6. Экспертная система ТГУ имени Г.Р Державина ('http://sdo.tsutmb.ru/expert')

Тамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина

Экспертная система выбора руководителя проекта

Заполните необходимые поля

Возраст руководителя проекта: 35

Опыт работы над проектом: 1

Опыт руководителя проекта: 5

Колличество реализованных проектов: 2

Опыт руководства коллективом: 1

Колличество публикаций: з

Колличество патентов: 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт участия в конкурсах: 4

Если вы заполнили вс« необходимые поля нажмите кнопку

| Отправить данные |

Рис. 7. Экспертная система, позволяющая студентам выбрать руководителя проектной группы ('ИШк/Мо^иШЬ.ги/пгоксО

5 Анализ и оценка экспериментальной работы

Опытно-экспериментальная работа по управлению процессом восприятия современного знания студентами гуманитарных специальностей была разделена нами на 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент (2012 г.) проводился для выявления исходного уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей.

На формирующем этапе эксперимента (2012-2013 г.г.), проведена реализация и проверка технологии управления восприятием современного знания у студентов гуманитарных специальностей. В течение этого этапа с целью формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентам на разных курсах обучения были реализованы образовательные курсы по нанотехнологической модернизации «Введение в нанотехнологии».

Контрольный эксперимент (2013 г.) был проведен с целью выявления уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей после формирующего эксперимента.

Студентам экспериментальной группы в количестве 147 человек, теперь уже учащихся 3 -5 курсов вновь было предложено ответить на вопросы анкет, опросников и тестов [43, 44].

Развитие направленности на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации

проходило наиболее интенсивно на стадии погружения обучающихся в теоретические аспекты нанотехнологической модернизации, так как на данном этапе у студентов наблюдалось побуждение к учебной деятельности, были выражены учебнопознавательные мотивы, отмечалось стремление к применению результатов нанотехнологической модернизации в профессиональной деятельности и в быту. Анализируя данные анкет по уровню развития направленности на устойчивоположительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации, мы пришли к выводу, что значительно увеличилось у студентов экспериментальной группы побуждение к применению результатов нанотехнологической модернизации в профессиональной деятельности, также существенно изменились данные показателя «учебно-познавательные мотивы».

Таким образом, повысился уровень развития направленности на устойчивоположительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов экспериментальной группы. Наибольшие изменения произошли на втором уровне за счет уменьшения количество студентов, находящихся на первом уровне. (Диаграмма 1.)

Диаграмма 1. Уровень развития направленности на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации до и после эксперимента (%)

Уровень сформированности знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации, по нашему наблюдению, наиболее ярко выражен на стадии исследовательской деятельности, когда от студентов требовалась определенная концентрация внимания в процессе анализа информации, наличие логического мышления и оперативной памяти при поиске нужного материала. Необходимо отметить, что данный критерий был достаточно слабо развит у студентов на стадии констатирующего эксперимента. Контрольный эксперимент показал, что произошли значительные изменения по всем показателям критерия у студентов экспериментальной группы.

Таким образом, уровень сформированности знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации значительно повысился на втором и третьем уровнях и уменьшился на первом уровне. (Диаграмма 2.)

Диаграмма 2. Уровень сформированности знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации до и после эксперимента (%)

Уровень направленности на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации нами анализировался нами когда студенты осваивали натехнологии с целью применения в своей деятельности. На данном этапе у обучающихся наблюдался интерес к нанотехнологиям и наноматериалам, возможности изменения привычных вещей и реального мира. Проанализировав анкеты студентов по рассматриваемым нами критериям, необходимо отметить, что у студентов экспериментальной группы повысился интерес к новым знаниям, усилилось стремление испытать новые технологии и материалы.

Таким образом, уровень направленности на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации в экспериментальной группе повысился на втором и третьем уровнях. (Диаграмма 3.)

Диаграмма 3. Уровень направленности на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации (%)

Оценку сформированности эмоционально-волевого компонента мы анализировали на стадии рассмотрения результатов нанотехнологической модернизации, когда студенты демонстрировали плюсы и минусы применения нанотехнологий, происходило осмысление результатов нанотехнологической модернизации, выражалось определенное отношение к нанотехнологии, проявлялись эмоции, инициатива в процессе обсуждения социогуманитарных проектов в области нанотехнологии. Проанализировав анкеты по рассматриваемым нами критериям, отметим, что у студентов экспериментальной группы на данном этапе наблюдалась положительная динамика развития всех показателей рассматриваемого нами критерия. Следовательно, уровень сформированности эмоционально-волевого компонента значительно повысился на втором уровне в экспериментальной группе и уменьшился на первом уровне. (Диаграмма 4.)

Диаграмма 4. Уровень сформированности эмоционально-волевого компонента (%)

В Таблице 3 приведены в сравнении уровни сформированности каждого критерия и уровня адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента.

Сопоставление исходных и итоговых данных, характеризующих уровень адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов экспериментальной группы по выделенным нами критериям и показателям, позволило подвести итог эксперимента и оценить эффективность организационнопедагогической технологии управления восприятием современного знания студентами гуманитарных специальностей на примере нанотехнологической модернизации. По итогам формирующего эксперимента была получена положительная динамика всех уровней адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации. Значительные изменения наблюдаются по критерию сформированности знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации. Сильно уменьшилось количество студентов, находящихся на первом уровне, за счет перехода на второй и третий уровни. Рассматривая общий уровень адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей в экспериментальной группе, необходимо отметить, что вдвое уменьшилось количество студентов с первым уровнем адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации за счет перехода на более высокие уровни. (Диаграмма 5.)

Таблица 3.

Уровень сформированности критериев и уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей до и после эксперимента

Критерии Уровни

первый второй третий

до после до после до после

Направленность на устойчивоположительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации 47,2 27,4 33,7 45,1 19,1 27,5

Сформированность знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации 74,1 24,0 18,5 48,3 7,4 27,7

Направленность на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации 54,5 36,2 26,6 37,3 18,9 26,5

Сформированность эмоциональноволевого компонента 48,8 23,7 31,4 52,8 19,8 23,5

Уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей 55,7 27,1 26,8 46,5 17,5 26,4

Диаграмма 5. Уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей (%)

Статистический анализ экспериментальных данных и их интерпретация. С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования и результатов экспериментов проведем статистический анализ полученных данных. Определим: действительно ли произошло увеличение адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей в экспериментальной группе.

Воспользуемся методами сравнения между собой двух выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных (данных, полученных в результате проведения констатирующего эксперимента и данных, полученных в результате проведения контрольного эксперимента). Для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, воспользуемся 1-критерием Стьюдента:

^ (1), 2 = = Х(х-- ~ У‘)

где п п (2),

= х. — у.

где 1 і *1 - разности между соответствующими значениями двух

сравниваемых выборок, а ^ среднее этих разностей.

В свою очередь ^ вычисляется по следующей формуле:

1-(п — і)

Число степеней свободы к определяется по формуле

к = п — 1

Построим «ось значимости» ^критерия Стьюдента (Рисунок 3.).

1,98

2,61

3,56

1

Рисунок 3. «Ось значимости» ^критерия Стьюдента для к = 146

Проанализируем полученные 1-критерии Стьюдента. Если вычисленное значение 1 окажется больше или равно табличному, то сделаем вывод о том, что сравниваемые средние значения из 2-х выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки меньшей или равной избранной [45].

Анализ результатов статистической обработки данных экспериментальной группы приведен в Таблице 4.

Таблица 4.

Анализ результатов статистической обработки данных экспериментальной группы

п

Критерии X У й Бй г Вывод

Направленность на устойчивоположительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации 0,7 1,0 1,2 0,45 2,67 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 1%

Сформированность знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации 0,3 1,0 1,5 0,49 3,06 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 1%

Направленность на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации 0,6 0,9 1,1 0,47 2,34 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 5%

Сформированность эмоциональноволевого компонента 0,7 1,0 1,2 0,43 2,79 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 1%

Уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей 0,6 1,0 1,3 0,47 2,77 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 1%

Как показала статистическая обработка результатов экспериментов, рост направленности на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов произошел с вероятностью ошибки менее 1%. Сформированность знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации - с вероятностью ошибки менее 1%. Увеличение направленности на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации - с вероятностью ошибки менее 5%. Рост сформированности эмоционально-волевого компонента произошел с вероятностью ошибки менее 1%. Увеличение уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей статистически достоверно с вероятностью ошибки 1%.

Таким образом, статистическая обработка результатов экспериментов подтвердила гипотезу исследования. Разработанная педагогическая модель, организационно-педагогические условия управления восприятием современного знания у студентов гуманитарных специальностей и разработанный курс «Введение в нанотехнологии» действительно способствовали повышению уровня развития компонентов адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации: мотивационного, когнитивного, личностно -деятельностного,

эмоционально-волевого.

Следовательно, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в управлении восприятием нанотехнологий студентами-гуманитариями способствует формированию адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации.

6 Заключение

Внедрение дистанционного курса «Введение в нанотехнологии» в систему образования способствует повышению уровня восприятия нанотехнологий студентами-гуманитариями. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет в полной мере организовать управление процессом формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации.

Авторы, понимают, что проблему адекватного восприятия новых знаний в рамках одного дистанционного спецкурса не представляется решить полностью, в силу ряда перечисленных в начале данной публикации проблем. Вместе с тем, данный курс позволяет использовать созданную технологическую платформу для формирования подобных интегративных курсов конкретной гуманитарной направленности, общения специалистов и студентов вне границ вузов и стран, проведения совместных научно-исследовательских проектов разными коллективами ученых и студентов в направлении междисциплинарных знаний.

Отдельные результаты исследования получены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка инновационной информационно-коммуникационной системы для дистанционного обучения специалистов наукоемких специальностей», проект № 12-06-12006/12.

Литература

1. Алферов Ж.И., Копьев П.С., Сурис Р.А., Асеев А.Л., Гапонов С.В. Панов

В.И., Полторацкий Э.А., Сибельдин Н.Н. Наноматериалы и нанотехнологии // Нано- и микросистемная техника: от исследований к разработке: Сб. статей ; под ред. д-ра тех. наук, проф. П.П. Мальцева. М., 2005. 592 с.

2. Robert M. Yawson. An epistemological framework for nanoscienceand nanotechnology literacy // International Journal of Technology and Design Education, 2012. №22. - P. 297-310.

3. Trond Gronli Am. Trust in Nanotechnology? On Trust as Analytical Tool in Social Research on Emerging Technologie // Nanoethics. 2011. №5. - P. 15-28.

4. Philip Shapira, Jan Youtie, Alan L. Porter. The emergence of social science research on nanotechnology // Scientometrics. 2010. №85. - P. 595-611.

5. Creso M. Sa. Redefining university roles in regional economies: a case study of university-industry relations and academic organization in nanotechnology // High Educ. 2011. №61. - P. 193-208.

6. Romig Jr. A.D., Nanotechnology: Scientific Challenges and Societal Benefits and Risks // Metallurgical and materials transactions. 2004. Vol. 35A. - P. 3641-3648.

7. Dietram A. Scheufele, Bruce V. Lewenstein. The public and nanotechnology: How citizens make sense of emerging technologies // Journal of Nanoparticle Research. 2005. №7. - P. 659-667.

8. John C. Besley, Victoria L. Kramer, Susanna H. Priest. Expert opinion on nanotechnology: risks, benefits, and regulation // J Nanopart Res. 2008. №10. - P. 549-558.

9. Johannes Simons, René Zimmer, Carl Vierboom, Ingo Hârlen, Rolf Hertel, Gaby-Fleur Bol. The slings and arrows of communication on nanotechnology // J Nanopart Res. 2009. №11. - P. 1555-1571.

10. Michael D. Cobb. Creating informed public opinion: citizen deliberation about nanotechnologies for human enhancements // J Nanopart Res. 2011. №13. - P. 1533-1548.

11. Regula Valérie Burri, Sergio Bellucci. Public perception of nanotechnology // J Nanopart Res. 2008. №10. - P. 387-391.

12. Parvin Farshchi, Seyed Khatiboleslam Sadrnezhaad, Naser Moharram Nejad, Mahmood Mahmoodi, Leila Ibrahimi Ghavam Abadi. Nanotechnology in the public eye: the case of Iran, as a developing country // J Nanopart Res. 2011. №13.

- P. 3511-3519.

13. William Sims Bainbridge. Public attitudes toward nanotechnology // Journal of Nanoparticle Research. 2002. №4. - P. 561-570.

14. Susanna Priest, Ted Greenhalgh, Victoria Kramer. Risk perceptions starting to shift? U.S. citizens are forming opinions about nanotechnology // J Nanopart Res. 2010. №12. - P. 11-20.

15. Shirley S. Ho, Dietram A. Scheufele, Elizabeth A. Corley. Making sense of policy choices: understanding the roles of value predispositions, mass media, and cognitive processing in public attitudes toward nanotechnology // J Nanopart Res.

2010. №12. - P. 2703-2715.

16. Andrea Retzbach, Joachim Marschall, Marion Rahnke, Lukas Otto, Michaela Maier. Public understanding of science and the perception of nanotechnology: the roles of interest in science, methodological knowledge, epistemological beliefs, and beliefs about science // J Nanopart Res. 2011. Published online. Springer Science+Business Media B.V.

17. Anna M. Waldron, Douglas Spencer and Carl A. Batt. The current state of public understanding of nanotechnology // Journal of Nanoparticle Research. 2006. №8.

- P. 569-575.

18. Anna M. Waldron, Carl A. Batt, Clarissa S. Lui. Determining the efficacy of a nanotechnology media product in enhancing children’s engagement with nanotechnology // J Nanopart Res. 2011. Published online. Springer Science+Business Media B.V.

19. Castellini O. M., Walejko G. K., Holladay C. E., Theim T. J., Zenner G. M. and Crone W. C. Nanotechnology and the public: Effectively communicating

nanoscale science and engineering concepts // Journal of Nanoparticle Research. 2007. №9. - P. 183-189.

20. Чванова М.С. Влияние нанотехнологической модернизации на тенденции развития общества. /Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2,

2011, - с. 87-90.

21. Аршинов В.И., Горохов В.Г. Социальное измерение NBIC-междисциплинарности // Философские науки. 2010. № 6. С. 22-35.

22. Чеклецов В. В. Топологическая версия постчеловеческой персонологии: к разумным ландшафтам // Философские науки. 2010. № 6. С. 36-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Горохов В.Г. Проблема технонауки - связь науки и современных технологий // Философские науки. 2008. № 1. С. 32-57.

24. Аршинов В.И., Лебедев М. В. Философские проблемы развития и применения нанотехнологий // Философские науки. 2008. № 1. С. 58-79.

25. Семирухин Л. В. Нанотехнологии и сознание // Философские науки. 2008. № 1. С. 80-96.

26. Schiemann G. Nanotechnology and nature: On two criteria for understanding their relationship// HYLE: Intern. j. for philosophy of chemistry. Karlsruhe, 2005. Vol.

11. № 1.-P. 77-96.

27. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.: «Русский язык», 1977 - 846 с.

28. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 1-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С.1399.

29. Философский энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1989 - 815 с.

30. Морев Д.Е. Современное состояние подготовки специалистов в области нанотехнологий в России // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Тамбов, 2011, №1(17). С. 94-101.

31. Морев Д.Е., Чванова М.С. Проблемы восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентами гуманитарных специальностей // Социально-экономические явления и процессы, Тамбов, 2014, №2(060), С. 173-178.

32. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 1-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С.1399.

33. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.

34. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт программно-целевого управления [Текст] : Пособие для руководителей образ. учреждений / М. М. Поташник ; Российская академия образования. -М. : Новая шк., 1996. - 319 с.

35. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

36. Третьяков П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). - М., 1995. - 204 с.

37. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. 236 с.

38. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Ташкент, 1990. 229 с.

39. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. 96 с.

40. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. А.Я. Пономарева. М., 1983. С. 301-315.

41. Шебаниц В.Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве [Текст] / В. Г.

Шебаниц // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 357-359.

42. Чванова М.С., Киселева И.А., Молчанов А.А., Храмова М.В. Использование аппарата теории нечетких множеств при проектировании современных технологий дистанционного обучения// Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2013. - V.16. - №2. - C.447-462. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/ioumal.html

43. Морев Д.Е., Чванова М.С. Исследование уровня адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Тамбов, 2013, №1(21). С. 110-118.

44. Чванова М.С., Морев Д.Е. Выявление уровня адекватного восприятия нанотехнологий у студентов гуманитарных специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2012. Т. 112. № 8.

С. 134-143.

45. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Психодиагностика. кн.3. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 567-569.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.