Научная статья на тему 'Исследование уровня адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей'

Исследование уровня адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морев Д. Е., Чванова М. С.

В статье представлены результаты исследования уровня адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей. Обоснована необходимость подготовки специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехнологической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морев Д. Е., Чванова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей»

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Д.Е. Морев, М.С. Чванова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: uopitsu@mail.ru

В статье представлены результаты исследования уровня адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей. Обоснована необходимость подготовки специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехнологической модернизации.

Ключевые слова: адекватное восприятие, нанотехнологическая модернизация, подготовка специалистов, студенты гуманитарных специальностей.

В целях выявления уровня знаний общества в области нанотехнологий и особенностей восприятия нанотехнологических процессов было проведено исследование среди студентов гуманитарных специальностей Тамбовского государственного университета

Таким образом, в исследовании приняли участие 148 студентов с первого по третий курсы гуманитарных специальностей в возрасте от 17 до 25 лет.

Среди задач исследования можно выделить следующие: выявить уровень адекватного восприятия результатов нанотехнологи-ческой модернизации, выяснить, что знают студенты о нанотехнологиях, выявить уровень знаний и грамотности в области нано-технологий, установить основные источники информации о нанотехнологиях, оценить восприятие рисков и выгод применения на-нотехнологий, определить информацию о нанонауке для изучения студентами и узнать отношение современной молодежи к перспективным разработкам.

имени Г.Р. Державина. Для более широкого изучения были отобраны шесть групп различных гуманитарных специальностей и направлений подготовки.

Подробные сведения о группах приведены в таблице 1.

Первый вопрос анкеты: «Знаете ли Вы, что такое нанотехнологии?» Положительный ответ на этот вопрос дали 98 % студентов, и лишь 2 % указали на отсутствие знаний.

Целью вопроса «Если да, то каков Ваш уровень знаний?» было установить глубину знаний о нанотехнологиях. Варианты ответов: «Нет знаний»; «Очень мало знаний»; «Мало знаний»; «Некоторые знания»; «Хорошее знание»; «Очень хорошее знание». Наибольшее количество студентов (34 %) имеют некоторые знания, 30 % опрошенных мало проинформированы, а 25 % очень мало знают, что такое нанотехнологии. Хорошее знание указали только 6 % студентов. Отсутствие знаний, также как и высокий уровень знания, указали по 2 % респондентов (рис. 1).

Таблица 1

Группы студентов, принявших участие в исследовании

№ Курс Специальность Количество студентов Возраст студентов

1 3 «Прикладная информатика в гуманитарной области» 24 19-20 лет

2 2 «Физическая культура и спорт» 30 18-20 лет

3 1-3 «Культурология» 18 17-20 лет

4 3 «Юриспруденция» 30 19-25 лет

5 3 «Социальная работа» 19 18-21 год

6 2 «Налоги и налогооблажение» 26 18-20 лет

Рис. 1. Уровень знаний студентов о нанотехнологиях

Для установления источников информации был сформулирован вопрос: «Откуда Вы слышали о наноматериалах и нанотехнологиях?» Для ответа были предложены следующие варианты: «Никогда не слышал»; «Слышал в школе, в вузе, по месту работы»; «Слышал по телевидению»; «Рассказывали представители крупной фирмы или компании»; «Читал в газетах»; «Читал в книгах»; «Рассказали студен-

ты или выпускники школы»; «Видел в Интернете»; «Другое». Лидирующие позиции среди источников занимают телевидение, Интернет и учебные заведения. Телевидение как источник информации указали 46 % опрошенных студентов, учебные заведения/место работы -30 %, Интернет - 14 % (рис. 2). Хочется отметить, что 1 % студентов интересовался нано-технологиями.

Рис. 2. Источники информации о нанотехнологиях, указанные студентами

Можно сделать вывод, что основную часть сведений о нанотехнологиях общество получает из средств массовой информации и, следовательно, они оказывают наибольшее

влияние на восприятие рисков и выгод использования нанотехнологий.

Чтобы установить, с какой стороны нано-технологии рассматриваются в СМИ, участ-

никам был предложен вопрос: «Как Вы думаете, нанотехнологии рассматриваются в СМИ с положительной или отрицательной точки зрения?» Варианты ответов: «Никогда не слышал о нанотехнологиях в СМИ»; «Положительное»; «Отрицательное»; «Равное»; «Я не знаю»; «Другое». Большинство опрошенных

считает, что нанотехнологии рассматриваются в СМИ с положительной точки зрения (57 %), 23 % считает, что и плюсы, и минусы рассмотрены одинаково, 3 % никогда не слышали о нанотехнологиях в СМИ, и 1 % - с отрицательной. Однако 16 % респондентов не смогли дать ответ на этот вопрос (рис. 3).

Рис. 3. Отношение СМИ к нанотехнологиям с точки зрения студентов

На вопрос: «Отражает ли информация о нанотехнологиях в СМИ позиции научных экспертов?» 40 % опрошенных дали ответ:

«Не знаю», 38 % считают, что в СМИ отражены мнения научных экспертов, 22 % - нет (рис. 4).

Рис. 4. Ответы студентов на вопрос: «Отражает ли информация о нанотехнологиях в СМИ позиции научных экспертов?»

Для ответа на вопрос: «Считаете ли Вы, что внедрение наноматериалов и нанотехноло-гий скажется на Вашей жизни?» были предложены следующие варианты: «Да, в недалеком будущем, практически через 1-5 лет»; «Да, в далеком будущем, в 2025-2035 годах»; «Нет, никогда»; «Не знаю». 33 % считают, что это

произойдет в ближайшем будущем, т.е. через 1-5 лет. 41 % уверен, что это произойдет через 15-20 лет. И только 3 % отметили невозможность проникновения нанотехнологий в свою жизнь. Тем не менее, достаточно большой процент (23 % студентов) не смогли однозначно ответить на этот вопрос (рис. 5).

Рис. 5. Ответы студентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что внедрение наноматериалов и нанотехнологий

скажется на Вашей жизни?»

На вопрос: «Хотели бы Вы посвятить карьеру нанотехнологиям?» предлагались следующие варианты ответов: «Да, хочу заниматься наукой и преподаванием в вузе»; «Да, хочу заниматься исследованиями в Институте РАН»; «Да, хочу пойти работать в высокотехнологичную компанию»; «Да, хочу заниматься этим за рубежом»; «Да, хочу организовать свою компанию»; «Нет, это модно, но не перспективно»; «Нет, это просто фантастика»; «Нет, это не имеет

практической выгоды»; «Нет, нанотехноло-гии опасны». Учитывая ответы на предыдущий вопрос, большинство студентов считает, что нанотехнологии войдут в повседневную жизнь в ближайшее время, но посвятить свою карьеру нанотехнологиям собираются только 31 % респондентов. 54 % не считают нанотехнологии безопасными и перспективными технологиями будущего. Подробные результаты представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Ответы студентов на вопрос: «Хотели бы Вы посвятить карьеру нанотехнологиям?»

Для определения восприятия плюсов и минусов применения нанотехнологий студентам были предложены шесть утверждений, выражающих основные риски и выгоды от

применения нанотехнологий и наноматериа-лов: «Нанотехнологии могут помочь вылечить болезни»; «Нанотехнологии могут помочь улучшить производимые товары»; «Нанотех-

нологии могут помочь в решении экологических проблем»; «Нанотехнологии представляют угрозу для окружающей среды»; «Нано-технологии представляют угрозу для моего

здоровья»; «Нанотехнологии представляют угрозу для человечества из-за опасного нового оружия». Варианты ответов: «Согласен», «Не согласен», «Я не знаю» (рис. 7).

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% ]Я не знаю □ Не согласен ■ Согласен

Рис. 7. Ответы студентов на утверждения, выражающие плюсы и минусы применения нанотехнологий

Следует отметить, что восприятие нано-технологий в большей степени положительное и, несмотря на недостаточность информации, студенты считают, что нанотехнологии помогут решить многие нынешние проблемы. Опасение вызывают разработки нового перспективного вооружения с применением нанотехнологий и наноматериалов, что может привести к очередной гонке вооружений сверхдержав. Именно это утверждение вызвало опасение у 50 % опрошенных студентов. В то же время заметен довольно высокий уровень неопределенных ответов, особенно в случае с возможными минусами применения нанотехнологий. Если для выгод ответ «Я не знаю» составлял порядка 7-9 %, то в утверждениях, выражающих минусы -18-25 %. Очевидно это связано с нехваткой знаний в этой сфере, и, исходя из того, что телевидение и СМИ являются основными источниками информации, можно сделать вывод, что плюсы и минусы применения на-нотехнологий недостаточно освещены.

Также студентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале (причем 1 - «Полностью не согласен», а 10 - «Полностью со-

гласен») следующие заявления о нанотехно-логиях: «Из-за нанотехнологий мы можем потерять рабочие места»; «Нанотехнологии могут привести к гонке вооружений и холодной войне»; «Нанотехнологии могут привести к новым эффективным способам лечения болезней»; «Нанотехнологии могут увеличить национальную безопасность и обороноспособность»; «Нанотехнологии могут привести к разработке новых эффективных способов очистки отходов»; «Нанотехнологии могут привести к потере неприкосновенности личной жизни из-за появления микроустройств наблюдения»; «Нанотехнологии могут привести к неконтролируемому распространению самовоспроизводящихся наноро-ботов»; «Нанотехнологии могут дать ученым возможность улучшить физические и умственные способности человека». Результаты обработки ответов на эти заявления приведены в таблице 2.

Проанализировав восприятие рисков и выгод, можно сделать вывод, что большинство студентов не считает недостатки нано-технологий опасными. Опасение вызывают нанотехнологии, используемые для разра-

ботки новых видов вооружения или в химической промышленности. В данной ситуации говорить об адекватном восприятии невозможно, так же как и о простом соот-

ношении рисков и выгод. Для адекватного восприятия необходимо одинаковое понимание как плюсов, так и минусов применения нанотехнологий.

Таблица 2

Ответы студентов на заявления о нанотехнологиях (десятибалльная шкала)

Заявление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Из-за нанотехнологий мы можем потерять рабочие места 15% 5% 9% 9% 22% 6% 9% 9% 7% 7%

Нанотехнологии могут привести к гонке вооружений и холодной войне 5% 7% 9% 8% 11% 5% 16% 9% 10% 18%

Нанотехнологии могут привести к новым эффективным способам лечения болезней 2% 1% 1% 4% 5% 9% 14% 16% 14% 32%

Нанотехнологии могут увеличить национальную безопасность и обороноспособность 5% 2% 3% 3% 10% 14% 13% 14% 11% 24%

Нанотехнологии могут привести к разработке новых эффективных способов очистки отходов 5% 1% 1% 5% 10% 14% 14% 11% 14% 24%

Нанотехнологии могут привести к потере неприкосновенности личной жизни из-за появления микроустройств наблюдения 7% 5% 9% 4% 14% 7% 11% 14% 7% 21%

Нанотехнологии могут привести к неконтролируемому распространению самовоспроизводящихся нанороботов 16% 9% 7% 7% 14% 11% 10% 9% 3% 12%

Нанотехнологии могут дать ученым возможность улучшить физические и умственные способности человека 9% 3% 6% 8% 11% 9% 16% 11% 11% 15%

Кроме того, предлагалось оценить по десятибалльной шкале потенциальное влияние и значимость нанотехнологий (причем 1 -«Полностью не согласен», а 10 - «Полностью согласен»). Оценивались следующие утвер-

ждения: «Я поддерживаю использование нанотехнологий»; «Я поддерживаю федеральное финансирование нанотехнологий».

Ответы студентов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ответы студентов на утверждения о значимости нанотехнологий (десятибалльная шкала)

Утверждение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я поддерживаю использование нанотехнологий 5% 1% 5% 7% 20% 5% 17% 14% 3% 24%

Я поддерживаю федеральное финансирование нанотехнологий 7% 3% 6% 5% 21% 10% 11% 5% 6% 24%

Для выявления грамотности студентов в области нанотехнологий был предложен ряд утверждений, содержащих ложную или истинную информацию: «Нанометр примерно такого же размера, как атом» (верный ответ -«ЛОЖЬ»); «Нанотехнологии позволяют ученым создавать новые химические элементы» (верный ответ - «ИСТИНА»); «Нанометр равен одной миллиардной метра» (верный ответ - «ИСТИНА»); «Нанотехнология, по прогнозам, будет следующей промышленной революции в экономике России» (верный ответ - «ИСТИНА»); «Промышленность уже использует нанотехнологии для производства продуктов, продаваемых сегодня» (верный

ответ - «ИСТИНА»); «При помощи нанотех-нологий разрабатываются материалы, которые видны невооруженным глазом» (верный ответ - «ЛОЖЬ»).

На рисунке 8 видно, что в большинстве высказываний количество верных и неверных ответов примерно одинаково. Процент неот-ветивших небольшой и составляет от 1 до 9 %. Отсюда можно сделать вывод, что информации, получаемой обществом из всех источников, недостаточно для грамотного знания простейших понятий о нанотехнологиях. Также об этом свидетельствует высокий процент неверных ответов на утверждение «Нанометр равен одной миллиардной метра» - 49 %.

Рис. 8. Ответы студентов на истинные / ложные утверждения

Следовательно, информация, получаемая студентами о нанотехнологиях, не способствует увеличению знаний. К тому же в последнее время слово «нано» употребляется очень часто и не всегда правильно. Для увеличения продаж маркетологи демонстрируют чудеса фантазии. Например, детская игрушка «Наноробот» размером всего со спичечный коробок. Уже с детских лет у ребенка будет складываться представление что «нано» - это очень маленькое, но это можно посмотреть и потрогать. Вот и получается, что больше половины опрошенных студентов, зная, что такое нанотехнологии, не знают, чему равен нанометр. И если в дальнейшем не получить специальных знаний о на-нотехнологиях, об адекватном восприятии результатов нанотехнологической модернизации можно забыть.

Чтобы определить, какую информацию о нанотехнологиях современная молодежь хотела бы получить в ходе обучения в вузе, студентам был задан вопрос: «Что бы Вы хотели узнать о нанотехнологиях и нанома-териалах?» В качестве вариантов ответа было предложено следующее: «Только общие понятия»; «Что это даст для прогресса и обычным людям (обществу)?»; «Что они дают науке?»; «Как исследуются наноматериа-лы?»; «Как они будут использоваться в электронике?»; «Как они будут использоваться в медицине?»; «Как они могут улучшить экологию?»; «Как они будут использоваться в

ракетокосмической технике?»; «Как они могут использоваться в антитеррористической деятельности?» Подавляющее большинство, а это 51 % студентов, хотели бы узнать, что нанотехнологии дают для прогресса и развития общества и человека. Только общие понятия заинтересовали 20 % студентов. Остальными блоками информации заинтересовались порядка 1-10 %. Процентное соотношение показано на рисунке 9 в виде диаграммы.

Кроме того, студентам были заданы вопросы, на которые нужно было дать письменный ответ. На вопрос: «Как Вы думаете, какие нанотехнологии могут быть использованы в вашей профессии?» студенты ответили следующее: «Внедренные в электронику»; «Сенсорные устройства, голограммы и т.д.»; «Нанотехнологичные компьютеры»; «Замена студентов на роботов»; «Внедрение микрочипов в мозг»; «Нанотехнологии, связанные с увеличением работоспособности организма человека»; «Нанороботы».

На вопрос: «Как Вы думаете, какие на-нотехнологии могут быть использованы в быту?» были получены следующие ответы: «Коммуникация»; «Роботы для уборки дома»; «Нанороботы»; «Пока не знаю»; «В домашней электронике»; «Киберглаза «Домашние электрические приборы»; «Роботы для работ»; «Бытовые»; «Нанотехнологии, связанные с пищевой промышленностью»; «Роботы-няни, роботы-уборщики, лекарства».

Рис. 9. Ответы студентов на вопрос: «Что бы Вы хотели узнать о нанотехнологиях и наноматериалах?»

На вопрос: «Как Вы думаете, какие на-нотехнологии могут приносить наибольший вред для здоровья человека?» студенты ответили: «Влияние на сердце и психику»; «Оружие»; «Мутации»; «Вмешательство в ДНК человека»; «Химические»; «Пищевые добавки»; «Нанолекарства, еда»; «Связанные с оружием, которое может выйти из под контроля»; «Пока нанотехнологии на стадии развития они будут приносить вред».

На вопрос: «Как Вы думаете, какие на-нотехнологии могут приносить наибольший вред для окружающей среды?» были получены ответы: «Эксперименты с ядерным оружием»; «Производство самих нанотехноло-гий»; «Нанотехнологии в сфере вооружения»; «Для окружающей нас среды прогресс в любом случае вреден, даже если сами на-нотехнологии полезны, то их производство таковым не является. Цель не оправдывает средства»; «Новые виды химического, биологического оружия»; «Большинство приносят тот или иной вред»; «Испытания ядерного оружия»; «Твердые отходы из тяжело разлагающихся наноматериалов»; «Связанные с промышленностью».

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- для адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации недостаточно информации о нанотехнологиях, получаемой студентами из всех доступных источников;

- информация, поступающая через СМИ, носит новостной либо рекламный характер и не имеет научной составляющей, что не позволяет получить знания в области нанотех-нологий и не способствует адекватному восприятию;

- в системе высшего образования не существует образовательных программ, объясняющих особенности развития нанотехноло-гий студентам гуманитарных специальностей. Они изолированы от проблемы изучения влияния нанотехнологической модернизации на общество, что приводит к неадекватному восприятию;

- социальные последствия развития на-нотехнологий имеют двойственный характер (конструктивный и деструктивный), поэтому для адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации необходима равная информация о рисках и выгодах применения нанотехнологий и на-номатериалов;

- восприятие обществом результатов на-нотехнологической модернизации должно быть адекватным, так как общественное мнение оказывает большое влияние на развитие нанотехнологий;

- нанотехнологическая модернизация, подобно информатизации, постепенно проникает во все сферы жизни общества, поэтому на современном этапе развития социума необходима подготовка специалистов с адекватным восприятием результатов нанотех-нологической модернизации;

- для подготовки специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехно-логической модернизации необходима разработка образовательных курсов, которые будет содержать не только общую информацию, но и разделы нанонауки, необходимые для адекватного восприятия результатов применения нанотехнологий;

- высокая динамика развития нанотех-нологий обязательно окажет свое влияние на динамику формирования самих образовательных курсов, что приведет к необходимости основываться не на традиционных учебных пособиях, а на сетевых разработках, которые дадут возможность постоянной актуализации содержания обучения.

RESEARCH THE LEVEL OF ADEQUATE PERCEPTION OF RESULTS NANOTECHNOLOGY MODERNIZATION AT STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

D.E. Morev, M.S. Chvanova Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: uopitsu@mail.ru

In article results of research adequate perception of results nanotechnological modernization humanities students are presented. The necessity of training with an adequate perception of nanotechnological modernization results is proved.

Key words: adequate perception, nanotechnological modernization, training of specialists, students of humanitarian specialties.

УДК 378.147-322

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ В ВУЗЕ

А.В. Самохвалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: samohvalov@gmail.com

В статье рассматривается проблема внедрения проектной деятельности в образовательный процесс вуза при подготовке специалистов-информатиков. Разработана организационно-педагогическая модель управления проектной деятельностью в вузе, которая прошла практическую апробацию в Центре инновационного развития Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в рамках национального проекта «Образование» и показала высокую эффективность ее использования. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия использования метода проектов в подготовке специалистов-информатиков в вузе: ориентация учебного процесса на формирование навыков проектной деятельности специалиста-информатика; включение в систему подготовки специалистов-информатиков в вузе специально спроектированных учебных проектов; взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе проектной деятельности; наличие системы мониторинга проекта на всех этапах его выполнения.

Проведена опытно-экспериментальная работа, анализ результатов которой показал эффективность разработанной организационно-педагогической модели, а также положительное влияние выявленных педагогических условий на выработку профессиональных компетенций проектной деятельности спе-циалиста-информатика.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, система подготовки специалистов-информатиков, подготовка к профессиональной деятельности.

Специалисты в области информацион- зованной деятельности коллективов над со-

ных технологий в настоящее время являются ответствующими проектами. одними из самых востребованных на рынке Интенсивно проникая во все уровни со-

труда. Работодатели отдают предпочтение временной системы образования, проектная

тем молодым специалистам, которые не деятельность является весьма перспектив-

только обладают соответствующими про- ным инструментом совершенствования сис-

фессиональными компетенциями, но и уме- темы подготовки специалистов в вузе, осу-

ют быть «командными игроками в проектной ществляемой в связи с изменением ее целей

деятельности» [1]. Это вполне объяснимо, и содержания, повышения качества, широ-

так как в подавляющем большинстве случаев ким распространением педагогики сотруд-

изделия электронной техники, средства свя- ничества, ориентированной на приобретение

зи, компьютеры, программные средства - это выпускниками такого качества, как эффек-

продукция, создаваемая в результате органи- тивная конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.