Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение системы регионального мониторинга инфокоммуникационного развития'

Организационно-методическое обеспечение системы регионального мониторинга инфокоммуникационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилкина М. Г., Кузовков А. Д., Тюренков М. В.

Раскрываются организационно-методические задачи для реализации информационно-аналитической системы РМИКР, обосновываются алгоритм решения задач систематизации и обработки данных, программные средства, базы исходных и расчетных данных, математический аппарат проведения расчетов по системе частных, обобщающих и интегральных показателей, рейтингования стран по достигнутым результатам и потенциалу инфокоммуникационного развития на региональном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение системы регионального мониторинга инфокоммуникационного развития»

Организационно-методическое обеспечение системы регионального мониторинга инфокоммуникационного развития

Ключевые слова: региональный мониторинг, информационно-аналитическая система, методические задачи, программные средства.

Раскрываются организационно-методические задачи для реализации информационноаналитической системы РМИКР, обосновываются алгоритм решения задач систематизации и обработки данных, программные сред ства, базы исходных и расчетных данных, математический аппарат проведения расчетов по системе частных, обобщающих и интегральных показателей, рейтингования стран по достигнутым результатам и потенциалу инфокоммуникационного развития на региональном пространстве.

Гаврилкина М.Г., аспирант кафедры экономики связи МТУСИ Кузовков А.Д., МТУСИ Тюренков М.В., аспирант МТУСИ

Для обеспечения эффективного управления и действенного регулирования инфокоммуникационным развитием на региональном пространстве стран Регионального содружества в области связи и информатизации необходима система Регионального мониторинга инфокоммуникационного развития (РМИКР). Основные задачи РМИКР состоят в обеспечении информационных, аналитических, диагностических, прогнозных и регулирующих функций мониторинга инфокоммуникационного развития стран участников РСС как на региональном, так и международном уровнях.

Создание системы Регионального мониторинга инфокоммуникационного развития предусматривает научное обоснование методического, организационного и программного обеспечения информационно-аналитической системы оценки состояния и потенциала инфокоммуникационного развития стран участников РСС.

Для реализации информационно-аналитической системы РМИКР необходимо решение ряда организационно-методических задач:

— разработка методики оценки инфокоммуникационного развития по системе частных, обобщающих и интегральных показателей с использованием статистических, нормализованных и рейтинговых методов расчета и сопоставления в региональном и международном масштабах;

— совершенствование системы показателей с учетом масштабов информатизации и эволюции международных подходов к оценке развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ); разработку прогнозных моделей для предвидения будущего инфокоммуникационного развития в целом и по отдельным параметрам;

— формирование основных положений системы РМИКР компонентов его программного обеспечения, структуры информационной базы данных на основе применения

— современных технологий хранения и обработки данных и механизма его реализации в системе управления РСС;

— формирование аналитико-диагностического и прогнозного инструментария РМИКР по оценке состояния и потенциала инфокоммуникационного развития; периодичности и профиля представления формализованного отчета.

На основе анализа существующих подходов к формированию аналитико-информационной базы и программно-методического обеспечения системы мониторинга, а также целей и задач данной

системы для национальных администраций связи [1] были выработаны требования к методическим, информационным, программным компонентам данной системы и разработаны основные положения РМИКР применительно к деятельности РСС.

Разработка методического инструментария оценки состояния, динамики и потенциала инфокоммуникационного развития стран участников РСС в региональном и международном масштабах предусматривает:

— формирование методического аппарата оценки состояния и потенциала инфокоммуникационного развития на основе системы частных, обобщающих и интегральных показателей;

— обоснование аналитической группировки стран участников РСС, учитывающей однородность совокупности, т.е. близкие социально-экономические и образовательно-демографические условия жизнедеятельности;

— разработку методических подходов по обеспечению сопоставимости региональных рейтинговых оценок обобщающих и интегральных показателей ИКР с международными композитными индексами развития ИКТ, сетевой готовности, развития электронного правительства и экономики знаний.

Особое внимание уделяется формированию алгоритма, выбору программных средств, базы исходных и расчетных данных и математическому аппарату решения задачи РМИКР Региональный мониторинг ИКР (РМИКР) содержит три составные части: мониторинг состояния ИКР, мониторинг динамики развития инфокоммуникаций и мониторинг потенциальных возможностей инфокоммуникационного развития стран РСС.

Первый компонент дает оценку состояния доступности пользователей к инфокоммуникационной инфраструктуре, уровня ее прогрессивности, интенсивности использования инфокоммуникационных сетей и ИКТ, эффективности стратегии региональных государств по информатизации по совокупности частных, обобщающих и интегральному показателей ИКР!

Второй компонент характеризует динамику изменений частных, обобщающих и интегрального показателей ИКР, третий компонент

— потенциальные возможности инфокоммуникационного развития стран РСС. Потенциал инфокоммуникационного развития стран РСС определяется как организационно-техническими возможностями Администраций связи данных государств, так и экономическими возможностями развития отрасли инфокоммуникаций.

Система регионального мониторинга инфокоммуникационного развития предназначена не только для оценки состояния, динамики и потенциала развития объектов и субъектов информатизации на региональном уровне, но и для оценки достигнутого положения в развитии инфокоммуникационной инфраструктуры и позиции стра-

30

Т-Сотт, #12-2013

ны в системе формирования информационного общества отдельных стран РСС и регионального сообщества в целом на международном уровне [2, 4, 5].

В основе методологического аппарата мониторинга инфокоммуникационного развития лежат:

— система интегральных показателей ИКР, методология интегрально-рейтинговых оценок и ранжирования стран РСС по достигнутому или перспективному уровням развития инфокоммуникаций [1];

— методы статистического анализа и прогнозирования параметров ИКР и группировки стран РСС по социально-экономическому уровню развития национальных экономик [3];

— способы обеспечения международной сопоставимости мониторинговой системы показателей с оценками готовности к информационному обществу, проводимыми различными международными организациями [1, 2].

Для получения объективной картины состояния и потенциала инфокоммуникационного развития по странам РСС в рамках РМИКР проводится анализ состояния и потенциала ИКР по разработанной системе частных, обобщающих и интегральных показателей ИКР. На рис. 1 показана укрупненная схема алгоритма решения задачи анализа состояния и потенциала инфокоммуникационного развития по странам РСС в рамках РМИКР. РМИКР реализуется на основе разработанной методики оценки состояния, динамики и потенциала инфокоммуникационного развития и предусматривает последовательность определенных этапов.

Основными этапами РМИКР являются:

• сбор данных по странам участникам РСС и международной статистики МСЭ, ООН;

• формирование общей информационной базы в динамике за десять лет;

• формирование рабочей информационной базы в динамике за отчетный и предыдущие годы для проведения мониторинговой оценки ИКР в трех плоскостях: состояние, динамика, потенциал развития;

• формирование рабочей информационной базы в динамике за предыдущие годы для прогнозирования (экстраполяции) показателей ИКР;

• расчет частных, обобщающих и интегрального показателей состояния ИКР по фактическим и нормализованным величинам;

• установление рейтингов стран по достигнутому уровню ИКР (рейтингование по максимальным нормализованным значениям) в целях сопоставления;

• проведение анализа развития по динамике показателей за два года: отчетного по сравнению с предшествующим и установление рейтингов стран по изменению показателей ИКР;

• формирование потенциальных значений показателей ИКР по данным РСС и МСЭ;

• оценка потенциала ИКР по индексам прироста показателей ИКР и установление рейтингов стран по потенциалу развития (рейтингование по минимальному значению) с констатацией имеющихся резервов;

• расчет интегральных показателей состояния и потенциала ИКР по нормализованным величинам и по рангам стран;

• проведение группировок стран РСС по социально-экономическим условиям развития или другим факторам;

• проведение дополнительных расчетов показателей ИКР для сопоставления их с международными показателями и индексами МСЭ, ООН;

• формирование расчетных таблиц, диаграмм и презентационных материалов, а также аналитического отчета.

Выбор программного средства для проведения расчетов обобщающих коэффициентов доступности пользователей к ИКИ, прогрессивности инфраструктуры, интенсивности использования ИКТ и эффективности стратегии информатизации определяется двумя критериями: объемом исходных и расчетных данных и сложностью алгоритма расчета. На первом этапе реализации системы МРИКР в масштабах РСС, объединяющем 12 государств-членов РСС, наиболее подходящим средством для этого представляются электронные таблицы, обладающие целым рядом достоинств относительно вычислений, обработки и представления информации.

Из всего многообразия пакетов электронных таблиц, представленных на рынке современных программных продуктов, наиболее известным и популярным является программа Excel из офисного пакета компании Microsoft. Таким образом, с учетом количества вычисляемых показателей, программа MS Excel является наиболее подходящей для решения задачи оценки состояния и потенциала инфокоммуникационного развития по странам РСС.

Решение задачи анализа состояния и потенциала инфокоммуникационного развития по странам РСС в рамках РМИКР предполагает как оценку динамики изменения обобщающих показателей инфокоммуникационного развития стран — членов РСС, так и расчет обобщающих коэффициентов. Общее число позиций исходных данных по каждой стране — 16, число расчетных коэффициентов по каждой стране — 72, после чего проводится расчет интегральных показателей. Поэтому наиболее эффективным представляется разделение исходных данных и расчетов на две рабочие книги электронных таблиц.

В первой книге содержатся исходные данные, отражающие динамику показателей доступности пользователей инфокоммуникационной инфраструктуры, показателей прогрессивности инфокоммуникационной инфраструктуры, показателей интенсивности использования ИКТ, показателей эффективности стратегии информатизации, а также анализ динамики всех этих показателей. Значения показателей предоставляются администрациями связи стран — членов РСС и вводятся в систему вручную. Анализ динамики по каждому показателю определяется отношением значения показателя текущего года к значению аналогичного показателя предыдущего года. Поэтому всех исходные данные по всем годам представляется необходимым иметь в одной рабочей книге на разных листах. Поскольку техническое задание на НИР предполагает проведение анализа на период 2008-2017 гг., то ввод исходных данных осуществляется один раз в год в соответствующие ячейки таблицы.

Расчет обобщающих показателей производится по заранее определенным методикой оценки состояния, динамики и потенциала ИКР формулам. Поскольку число расчетных коэффициентов велико, то представляется необходимым проводить расчет по каждому году в отдельной рабочей книге, для которой создать шаблон. Наличие сведенных в одну книгу исходных и расчетных данных позволяет наглядно представить происходящие за анализируемый период изменения в форме диаграмм.

Анализ состояния и потенциала инфокоммуникационного развития по странам РСС предполагает расчет средних величин по группам показателей, выявление максимальных и минимальных значений, а также ранжирование стран по уровню инфокоммуникационного развития на основе специальных встроенных функций. Для каждой группы показателей оценки состояния и потенциала ИКР используется отдельный лист электронной таблицы, для каждого показателя — соответствующая расчетная формула. В соответствии с разработанным алгоритмом производится программирование расчетных формул с использованием аппарата статистических функций.

T-Comm, #12-2013

зі

После проведения оценки состояния и потенциала ИКР проводится расчет интегрального показателя, который сравнивается со значениями интегральных показателей за прошлые годы. На заключительном этапе расчетов страны-члены РСС группируются по объему ДВВП, после чего производится сравнение рейтингов стран РСС по системе показателей инфокоммуникационного развития РМИКР и индекса развития ИКТ, рассчитываемого Международным союзом электросвязи. Для этого также используются отдельные листы электронной таблицы.

Предложенная процедура организации систематизации и обработки данных РМИКР позволяет снизить сложность программной реализации и сократить время расчетов за счет минимизации связей между рабочими книгами электронной таблицы, а также получить четкую картину достигнутого положения в инфокоммуникационном развитии по различным параметрам и установить узкие места и резервы повышения его уровня на региональном пространстве.

Литература

1. Зоря Н.Е., Кузовкова ТА, Мухитдинов Н.Н. Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития Регионального содружества в области связи: монография. — М.: ГУУ, 2010. — 191 с.

2. Измерение информационного общества 2012. Резюме. — Швейцария: Женева, МСЭ, 2012. — 44 с.

3. Статистический сборник о деятельности Администраций связи в области связи и информатизации за 2004-2009 годы. — М.: Исполн. комитет РСС, 2005-2011 гг. — 196 с.

4. Статистика связи: Учеб. для вузов / Под ред. Кузовковой ТА

— М.: Радио и связь, 2003. — 642 с.

5. Статистические профили информационного общества 2009 год СНГ. — Швейцария: Женева, МСЭ, 2009. — 64 с.

Organizational and methodological support of regional monitoring system of the infocommunication development

Gavrilkina M.G., Kuzovkov A. D., Turenkov M.V. Abstract

Revealed organizational and methodological problems for the implementation of information-analytical system RMIKR, justified algorithm for solving systematization and data processing, software, baseline and calculated data, mathematical apparatus of the settlement system of private, generalize and integral indicators, country rating in achieved results and development of infocommunication potential at the regional space.

Keywords: regional monitoring, information and analysis system, methodological problems, software.

References

1. Zorya N.E., Kuzovkova TA, Mukhitdinov N.N. Regional monitoring infocommunicational development of the Regional Commonwealth in the field of communication. Moscow State University of Management , 2010 . 191 p.

2. Measuring the Information Society 2012. Summary. Switzerland: Geneva, ITU, 2012. 44 p.

3. Statistical Compendium on the activities of the Communications Administrations in the field of communication and information for the period 2004-2009. Moscow: Comply. Committee RCC 2005-2011 years. 196 p.

4. Communications statistics / Ed. Kuzovkova TA. Moscow: Radio i Svyaz, 2003. 642 p.

5. Information Society Statistical Profiles 2009 CIS. Switzerland: Geneva, ITU, 2009. 64 p.

з2

T-Comm, #12-2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.